Сознание своей греховности всегда должно быть в душе человека, мысль о страшном суде не должна никогда его покидать. «Яко же всех брашен нужнейший хлеб, сице и память смерти прочих добродетелей». «Всегда положи в сердце своем человече, еже отыти» — говорит Исаак Сирин. Здесь на земле мы только временные гости, а через смерть мы входим на путь вечной жизни. Путь земной «краток есть, им же и течем. Дым есть житие сие, пара, пепел, персть, в мале является и вскоре погибает, и пути же есть худше, яко глаголет Златоуст». Вопросу этому Нил Сорский уделяет много места в своем уставе.    Его аскетически-созерцательное настроение получает здесь свое полное ограждение, здесь центр всех его пониманий и воззрений. Неприятие мира, отрешение от всего телесного — вот путь христианина — путь к созерцанию своей греховности, своей картины страшного суда. Только в этом приходит — «духовное радование». Мистическое узрение Истины чрез умную молитву и сердечное трезвение, аскетическое стремление к каре и обретение в ней вечной жизни — путь спасения. Более этого нет ничего. Крепость этому дает мистическая экзальтация — благодатные слезы о своих согрешениях, «елико силу и крепость имамы». В скорбных слезах достойная и искупительная данность, «плачем избавитися огня вечного и прочих будущих мук», в них узрите Творца, как указывают святые отцы. «Господи Зижителю всех» — глаголет Симеон Новый Богослов — «Сам даждь ми руку помощи и очисти скверну душу моея, и подаждь ми слезы покаяния, слезы любовные, слезы спасительные, слезы, очищающие мрак ума моего, светла мя свыше сотворяюща, еже хотети зрети Тебе миру, просвещение моих окаянных очес». Слезы лучшее дарование, как считает Исаак Сирин, в них чистота душевная и благо духовное. С ними покаяние плодоносно. Если от сердечного хранения умной молитвы проявится в духе благодать, сладость и радование ума и сердца, то слезы сами текут, «подобно младенцу», утешают душу, по свидетельству Иоанна Лествичника. «Даруй убо Владыко» — восклицает Ефрем Сирин — «мне недостойному слезы всегда на просвещение сердцу, да просветив сердце, источю источники слез с сладостию в молитве чисте, яко да потребится великое писмя моих грехов в слезах малых и да угасит малым сим тамо огнь палящий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возвещая наказания от праведного и всевышнего Судии, пророк каждое бедствие принимает к сердцу и говорит языком грозным, решительным и вместе скорбным и жалостливым. Кто даст главе моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери, народа моего. Кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! Оставил бы я народ мой и отошел бы от них ( Иер 9:1–2 ). Гроза правосудия небесного проходит у пророка Иеремии через братски любящее сердце, и он всегда готов молиться и предстательствовать за виновных; поэтому несколько раз слышит от Господа: ты не молись о людях сих ( Иер 7:16 ; 417 11:14; 418 14:11–12 419 ). Таким глубоким участием и сокрушением о судьбе отечества пророк хотел тронуть сердце народа, неуступчивого перед угрозами и гордого своею прежнею славою. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездится в тебе злочестивые мысли? ( Иер 4:14 ). Когда же дело касалось исключительно людей знатных, увлекавших народ в идолослужение и разврат, – тогда речь пророка была сурова, грозна и беспощадна. Сделались тучны, жирны, преступили даже всякую меру во зле, говорит он от лица Господня о вельможах и богачах Иерусалимских ( Иер 5:28 ). Не Nacxop(incremenmum lucis) hapek Господь имя тебе, но «Магор Миссавив», говорит Иеремия нечестивому вельможе, ударившему его в храме Божием и заключившему в темницу за возвещение воли Божией ( Иер 20:3 ). Погребением ослиным будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за врата Иерусалима, говорит он о нечестивом Иоакиме, царе Иудейском ( Иер 22:19 ). Но особенно замечательны жалобы Иеремии на свое пророческое служение, так как оно сделалось для пророка неиссякающим источником горестей и бедствий. Горе мне, взывает он, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всей землей! Ни кому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост: а все проклинают меня ( Иер 15:10 )….Ты влек меня Господи, – и я прельщен, Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной… и подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы огонь горящий, как бы палящий огонь в костях моих, и я истомился, удерживая его и – не мог ( Иер 20:7–9 ). Такие и другие многие жалобы показывают, что никакой другой пророк не подвергался таким всеобщим и ожесточенным преследованиям, как Иеремия ( Сирах. 49:9 420 ), и что благодать пророчественная сделала его истинным героем правды, видящим опасности своего дела, но чувствующим святость долга и непоколебимо следующим сему последнему ( Иер 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В день Всемилостивого Спаса, начинается Успенский пост, и на память двойной победы, единовре­менно, в двух отдаленных краях одержанной Царем Греческим Мануилом над Сарацинами и Князем Андреем Боголюбским над Болгарами, совершается крестный ход на воды, ибо знамение животворящего креста, носимо было пред воинствами обоих Государей. На половине поста дру­гое важнейшее торжество преображения Господа, слу­жит предзнаменованием второго славного прише­ствия Сына человеческого, на облаках небесных, для страшного суда мира, и таким образом дополняет евангельскую повесть о искуплении нашем. Мы же должны иметь сердце очищенное от страстей, как превысокую гору, отколе бы созер­цать нам преображение Христово, просвещающее душу, тогда можем взойти на гору Господню, в дом Бога нашего, чтобы видеть славу Его, как единородного от Отца, и прияв от света свет, возвышенным духом воспеть единосущную Троицу. Так гласят гимны: «ты преобразился на горе, Христе Боже, показав ученикам славу Твою, сколько возмогли ее вместить; да воссияет и нам грешным свет Твой всегда пребывающий, о Светодавец». Присутствие на Фаворе двух Боговидцев: ветхого законодателя Моисея и Илии, на огненной ко­леснице взятого на небо, таинственно разгадано Церковью: ибо, в лице их, Закон и Пророки служат Творцу и исполнению закона, Христу Богу, который древле, когда давал закон Моисею, явился ему на горе Синайской во мраке; ныне же на Фа­воре, является в неприступном свете, изменив мрак законный в светлый облак преображения. Они раболепно предстоят Тому, кто некогда беседовал к ним, в пламени бурном и во гласе тишины тонкой, и возвещают о крестных Его подвигах, дабы Апостолы, после славы Фаворской, могли перенести зрелище вольного Его распятия, и проповедать миру Отчее сияние в Сыне. «Как владеющему небом и господствующему над землею и имеющему власть над преисподни­ми, предстали Тебе, о Христе, на Фаворе, от зе­мли Апостолы, с неба же Фесвитянин Илия, и от мертвых Моисей». Накануне праздника предлагаются три паремии, описывающие ветхозаветное созерцание Господа сла­вы, на Синае и на Хориве. По гласу Господа Мо­исей возшел на гору, и облак покрыл гору, и сошла слава Божия на гору Синайскую, и покрывал ее облак шесть дней, а на седьмой призвал Господь Моисея из среды облака; видение же сла­вы Господней, как огнь палящий на верху горы, прямо сынов Израилевых; и вступил Моисей внутрь облака и был там на горе сорок дней и сорок ночей. – В другое время дерзновенно молит Моисей Господа показать ему славу Свою, Господь же ответствует: «не можешь узреть лица Моего, ибо человек, узревши лице Мое, не останется в живых; но се место у Меня, и станешь на камне, доколе не прейдет слава Моя, и положу тебя в расселине камня и покрою рукою Моею, доколе не мимо иду, и отыму руку Мою и в тыл Меня узришь, лице же Мое не явится тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Поручая себя молитвам Вашим, прошу не посетовать за беспокойство и верить в глубокое уважение и душевное расположение к Вам Вашего знакомца грешного воина... к) Из Асхабада, от 29-го июня 1891 г. Высокочтимый отец Павел! Сердечно и от всей души приветствую Вас с днем св. Ангела, желая иметь счастье еще много-много раз поздравить Вас не только письменно, но и лично в этот великий день св. Апостолов Петра и Павла. Простите меня, грешного мирянина воина, который беспокоит Ваше отшельническое уединение; но мое сердечное уважение и расположение к Вам дает смелость думать, что Вы по своей доброте и великодушию на меня не сетуете. В начале августа, по приказанию начальника Закаспийской области, я отправляюсь в Персию по разным делам, а, между прочим, ознакомиться с нашей торговлей и изыскать средства, как бы нашим русским купцам дать больший ход перед английскими, чтобы наши товары в Азии вытесняли заморские. Дело мое будет не легкое и с опасностями сопряженное, но для России полезное, а потому я готов охотно и живот свой за успех его сложить. Все же прибегаю к Вам, доброму и ко мне всегда радеющему отцу-наставнику, с просьбой помянуть в молитвах Ваших и меня воина – грешного. По возвращении, даст Бог, отпишу Вам. Еще раз приветствую Вас, высокочтимый отец архимандрит, и прошу не забывать глубоко уважающего и искренно любящего Вас... л) Из Асхабада, от 6-го апр. 1892 г. Высокочтимый отец Павел! Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! Сердечно желаю Вам и всей обители вашей всякого благополучия и процветания на пользу св. Церкви Христовой! Да послужите Вы еще много, много лет орудием Промысла Вышняго для обращения на истинный путь заблудших и отпавших, да и нас грешников поминаете в святых своих молитвах! Как писал я Вам последний раз – послали меня в Персию по расследованию важных государственных вопросов, а равно и для ознакомления с характером русской торговли в Хорасане и Астрабадской провинции. Трудное это было, отец мой, поручение. Не мало раз жизнь моя подвергалась тяжкой опасности и путевые невзгоды грозили здоровью. Пришлось выносить и палящий зной, и суровую стужу в горах зимой, на высоте около 10,000 фут. Но всюду незримо хранила меня десница Божия, и вот после 171-дневного странствования прибыл я снова в русские пределы и вышел у поселка Каахка 6 января 1892 г. В этом поселке расположена гарнизоном небольшая воинская часть, укрепляющая за Россией ближайший и обширный округ (приставство Каахкинское, соседнее с ильханийством Келат). В день св. Богоявления на площади поселка шла церковная служба с водоосвящением: вот к этому-то часу подоспел и я с моим маленьким казачьим конвоем. Запыленные, загорелые и грязные от долгого пути – видом службы церковной исполнились мы неизъяснимой радости, и горячо возблагодарили Всевышнего за милость к нам явленную. Думаю все-таки, отец мой, что благополучным исходом моей трудной командировки обязан я молитвам матери моей и Вашим, ибо от всех грешных земли первый есмь аз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Некоторые из них устрояли для себя тут постоянные жилища, и таким образом при помощи столпа образовался как бы шумный город. Преподобный желал паче всего уединения и безмолвия, но такова была воля Божия, что сей светильник, стоявший на свещнице, не мог укрыться от взоров людских, но должен был светить людям, чтобы они, видя добрые дела преподобного, прославляли Отца Небесного ( Мф.5:15, 16 ). Не в одном молитвенном подвиге состояло служение преп. Симеона; нет, преподобный принимал живое участие и в делах общественных. Ночь проводил он на молитве, а днем поучал он окружавший его народ, проповедовал Евангелие, подавал советы требующим, примирял враждующих и исцелял больных. Стоя на одном месте, преподобный так же был полезен Церкви, как если бы проходил со своей проповедью разные страны. Отрешаясь постепенно от пристрастия к земле и всему земному и постоянно устремляясь к Небу, преподобный Симеон достиг такого благодатного состояния, какого сподобился ап. Павел ( 2Кор.12:4 ). Преподобный, находясь однажды в духовном восторге, был возведен на седьмое небо и там видел предивные вещи: видел Рай, сады, палаты, видел Адама и благоразумного разбойника; в другой раз он видел Иисуса Христа на высоком престоле; одесную Его был Рай и души праведных, а ошуюю – ад. Преподобный скончался в молитвенном предстоянии пред Господом, будучи 103 лет. Когда император хотел нетленные останки преподобного иметь в своей столице, то жители Антиохии воспротивились сему и сказали: «Град наш не имеет каменных стен, для сего да почивает у нас святое Симеоново тело: оно Антиохии будет стеною и защитою». (Память его 1 сент.). III. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, проходил свое многотрудное служение Христу в царствующем граде Москве. В ранней юности оставил он родительский дом, лишил себя на всю жизнь крова, пристанища и всякого земного утешения. Зиму и лето блаженный ходил едва прикрытый, с терпением вынося и лютый мороз, и палящий зной, днем скитался по улицам, а на ночь ложился на паперти церковной и проводил время в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Указанный способ еды объясняет также, почему фарисеи так роптали на то, что Иисус ел вместе с мытарями и грешниками ( Мф. 9: 11 ). По восточным обычаям Иисус ничем не мог бесспорнее засвидетельствовать свою дружбу и любовь к грешникам, как тем, что Он с „грешниками“ сидел на одной циновке и ел из одного блюда. Обыкновение есть из одной миски, и то, что оно служило выражением дружбы, объясняет и повеление апостола Павла сторониться еретиков: „с такими даже и не есть вместе“. ( 1Кор. 5: 11 ). В частности об общении в пище с самарянами иудеи говорили: „Пробующий хлеб самарян подобен тому, кто ест мясо свиньи“. Напитки подавались в чашах или стаканах, как это и теперь водится на Востоке. В древности для каждого гостя назначался особенный стакан или чаша, и потому чаша часто служила символическим изображением судьбы человека. Молясь перед страданиями Своими в саду Гефсиманском, Господь молил Отца Своего: да мимо Его идет чаша сия, т. е. чаша страданий. Это было древне-библейское выражение. „ Дождем прольет Он, говорит псалмопевец, на нечестивых горящие угли, огнь и серу; и палящий ветер их доля из чаши“ ( Пс. 10:6 ). И в другом месте: „Чаша в руке Господа; вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее ( Пс. 74: 9 ) и еще: „Чашу Господню прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115: 4 ). Так говорит Господь Бог твой, читаем у пророка Исаии: я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим“ (51: 22). „И взял я чашу из руки Господней, говорит пророк Иеремия, и напоил из нее все народы, к которым послал меня ( Иер. 25:17 ). „Ты, говорит пророк Иезекииль об Иудее, ходил дорогою сестры твоей (Самарии); зато и дам в руки твои чашу ее. Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности ее; опьянения и горести будет она исполнена. Чаша ужаса и опустошения–чаша сестры твоей, Самарии. И выпьешь ее и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь.“ (23: 31–33). Египтяне и римляне пили вино только после обеда; арабы и в настоящее время редко пьют во время обеда, а начинают пить уже после того, как встанут из-за стола. Персы пили и до обеда и после обеда. Относительно евреев ничего верного на этот счет неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

В то же время Архимандрит Иоасаф, находясь в церкви Пресвятой Троицы, задремал; и вот внезапно видит он, что перед чудотворным образом Святой Живоначальной Троицы стоит Преподобный Сергий и, воздев руки свои горе(, молится Пресвятой Троице. Потом святой, обращаясь к архимандриту, сказал так: «Проснись, брат Иоасаф, время пению и молитве час, бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение [ Мк. 14, 38 ], или ты не знаешь, что Господь Бог, по великому милосердию, вас помиловал?» Архимандрит Иоасаф, одержимый великим страхом от этого явления, собрал братию и рассказал о помощи и заступничестве великого чудотворца Сергия. Они же, услышав об этом с великой радостью, воздали хвалу Богу и предивному в чудесах чудотворцу Сергию, ожидая от него помощи и защиты, и не ошиблись, как уже говорилось выше, в предшествующем рассказе. Глава 60. СКАЗАНИЕ КАЗАКА ИВАНА РЯЗАНЦА, СЛУЖИВШЕГО У ЛИТОВЦЕВ, КОТОРЫЙ ПОВЕДАЛ О ТОМ, КАК ПРЕПОДОБНЫЕ СЕРГИЙ И НИКОН ПОМОГАЮТ СВОЕЙ ОБИТЕЛИ 126 Некто, служивший в одном из казачьих полков, по имени Иван Рязанец, рассказал о том, как явились им чудотворцы Сергий и Никон; случилось это за день до того, как было видение пономарю Иринарху. В то время казаки воевали против святой обители вместе с врагами, и видели это явление не двое или трое, но многие из них. Видели они своими глазами, как вдоль стен по галерее ходили два старца с седыми бородами, со светозарными ликами. «У одного, – рассказывал Иван Рязанец, – было золотое кадило, над кадилом – Животворящий Крест, и он кадил свою обитель и осенял Честным Животворящим Крестом стены крепости. Другой держал в правой руке кропило, а в левой – чашу и кропил святой водой крепостные стены и все прочее в обители. При этом они пели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» 127 и кондак «Вознесыйся» 128 , – оба до конца. Потом преподобный повернулся к нашим полкам и сказал гневным голосом: «О окаянные законопреступники, зачем собрались вы разорить дом Пресвятой Троицы, осквернить в нем Божии церкви и погубить всех христиан? Не даст вам Господь покорить Свой удел». От лица же преподобного сиял неизреченный свет, словно палящий огонь. Наши окаянные казаки и литовцы стреляли по старцам из луков, но стрелы, отскакивая от них, возвращались обратно и многих ранили, так что множество людей из наших полков, раненных этими стрелами, умерло, и это – дополнительное свидетельство о чуде». Так прославляет Бог Своих угодников. Глава 61. О ПОВТОРНОМ ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРЦА СЕРГИЯ АРХИМАНДРИТУ ИОАСАФУ 129

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

А знаете ли вы, слышателие, сколь драгоценна есть вещь – ДУША наша? За нее Единородный Сын Божий «неоцененную» кровь Свою пролиял. Вот как она дорога!.. (1:101). ХРИСТИАНЕ, безстрашно живущии и ЗАКОН БОЖИЙ нарушающии, собирают себе ГНЕВ БОЖИЙ, по словеси Апостола: «о человече! или о богатстве благости и кротости и долготерпении Божии нерадиши, неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет. По жестокости же твоей и нераскаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» ( Рим. 2, 4 и 5). Собирают, глаголю, более, нежели язычники, незнающии истиннаго Бога и Его святаго закона. Ибо язычников естественный только, а христианин неисправных и ожесточенных естественный и написанный закон обличит и осудит в день СУДА Христова. «Отметаяйся Мене, и не приемляй глагол Моих, имать судящаго ему. Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» ( Ин. 12, 48 ), глаголет Христос. Словеса, глаголет Василий Великий , Священного Писания на суде Христовом предстанут. Той бо рече: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» ( Пс. 49, 21 ). Тогда пред христианином ожесточенным предстанут ЗАПОВЕДИ, от него слышанныя и нарушенныя, его обличающия. Предстанут прещения и обещания Божия, самым делом исполнившияся, в Святом Писании писанныя, которым он не верил, и обличат его. Тогда восстанет в нем СОВЕСТЬ, которая будет ему воспоминать благодеяния Божия и благодатныя причины, от него презренныя, как-то: Христово ради грешников в мир пришествие, страдание, смерть, и проч.; – слово Божие, столько крат от него слышанное и презренное, столько увещаваний проповеднических бывших, и от него оставленных; и сим воспоминанием, или паче грызением СОВЕСТИ, будет весьма МУЧИТИСЯ, наипаче ради того, что никакой надежды уже не будет иметь тое возвратить, что нерадением потерял. От сего воспоследует, что сам себе осуждать, укорять, бесполезно ненавидеть, сам собою гнушаться и проклинать начнет, и пожелает в ничто обратитися, но не сможет. К сему страшному мучению и тоске присовокупится тягчайшее гнева Божия чувствование и пламень палящий, но не снедающий, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Германа Царьградского: Боже мой, Творче всего мира (мipa) Создателю мой, иже: древле источивый водам источники от несекомого камене, и иже горькие воды услади! слез подаждь источники зеницам очей моих! Главу мою исполни вод чистительных, и сотвори брови мои облака присноточные! Блазнь бо смысла и душевная скверна иссопа требует, Владыко, Твоего человеколюбия, очи сердечные воды, слезам непрестанные дождя, или озера или источники душечистительные. Ефрем: Даруй, Владыко, мне, недостойному, слёзы всегда на просвещение сердцу, да просветив сердце, источу источники слёз со сладостью в молитве чистой, да истребится великое писание моих грехов в слезах малых, и да угасится там малым сим плачем огнь палящий. Нового Богослова: Господи, Зиждителю всех! Сам дай мне руку помощи, и очисти скверну души моей, и подай мне слёзы покаяния, слёзы любовные, слёзы спасительные, слёзы, очищающие мрак ума моего, светлым меня свыше сотворяющие, ибо хочу видеть Тебя, света миру (мipy), просвещение очей моих окаянных. Песнописцы: О Христе, всех Царю! Даждь ми слезы теплы, да плачу свою душу, что во зле погубил. Тучу ми подаждь, Христе, слезам Божественного умиления, яко щедр, да плачусь и омою скверну, что от сластей и явлюсь Тебе очищен. Слезы ми дай Боже, как ранее жене грешнице… И из прочих стихов, тому подобных, в Святых Писаниях писаных, подобает прилежно глаголать от глубины сердца в прошении слёзном, и часто помолимся Господу, как говорит святой Исаак, да подаст нам благодать сию слёзную, лучшую прочих дарований и их превосходящую. Ибо если примем её, ею же входим в чистоту душевную, и всё благое духовное приемлем. Иные, ещё не стяжавшие в совершенстве слёзного дара, приобретают его кто откуда: кто – от таинств Промысла и человеколюбия Господня, кто – от чтения историй о житии и подвигах святых и их поучений, кто – от единоглагольной Иисусовой молитвы, кто приходит в умиление от неких молитв, сотворённых святыми, кто-то от канонов каких и тропарей поуверзается 113 , другой – грехи свои вспоминая, иной – от памяти смерти и суда, кто – желанием будущего наслаждения, и иным различным образом. Но кто как обретает слёзы, так ему и жизнь проводить подобает, и удержать плач, пока не пройдёт. Ибо, как говорят Отцы, хотящий избавиться от грехов, плачем избавляется от них, и хотящий не стяжать сих, плачем не стяжает их. Ибо сие есть путь покаяния и плод его, если о всякой напасти, находящей на нас, и о всяком помышлении вражьем плакаться подобает пред благостью Божией, чтобы помог ему. И вскоре успокоится, если с разумом молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И вот Царь, под которым олицетворяется Сам Бог, карает за свою обиду: «посылает войска свои» 493 . В притче о браке царского сына говорится о страшной и решительной мере взыскания со стороны Бога Царя царей и Господа господей по отношению к врагам и убийцам посланников Божиих. Кровь этих рабов Божиих вопиет к Богу неба, и гнев Его поэтому возгорается; свят гнев Его как выражение Его карательной правды, которая нераздельна от Святости Божией. В своем гневе Бог посылает небесное воинство; легионы сил. Язык млеет при одной мысли об этом гневе Бога, при одном представлении легиона сил небесных. Тот, Который ветры делает своими вестниками и слугами Своим огнь палящий 494 , может все творения Свои делать исполнителями карательных Своих судеб. Языческие Римские легионы императора Тита при разрушении Иерусалима и истреблении пожаром второго храма Иерусалимского, моровая язва, голод, гибель иудеев – все это было действием воинства небесного, скрывавшегося за воинством земным. Так и в былое время истории евреев ослепленная толпа замечала внешнее бедствие, опустошительную язву там, где «Давид, возведши очи свои, видел Ангела Господня, стоящего между землей и небом, и меч его извлечен в руке его» 495 . Изъясняемая притча и говорит именно о таком проявлении гнева Божия по отношению к жестоковыйным иудеям, непринявшим Христа и преследовавшим проповедников Его имени в век апостольский. «Царь разгневался – свидетельствует притча 496 и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Впрочем эта гроза неумытой Правды Божией имеет отношение не к одним только иудеям, но и ко всем, которые с презрением, насмешками или издевательствами относятся к проповедникам Имени Божия, приглашающим людей к участию на брачном пиршестве Царского Сына, к радости и веселию вечной жизни. Но тогда как проявляется гнев Божий к иудеям, главный город которых сожигается, в истинно царственном сердце Великого Царя – Бога вместе с Его правым гневом соединяется и милосердие. В силу богатства Своей милости царь делает новое распоряжение и говорит рабам своим: «брачный пир готов, но званные не были достойны» 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010