Молитва Княгине Вере Аркадьевне Голицыной  И каждый день, и каждый час За вами следуя душою, Молю с надеждой и тоскою, Чтоб ваш Хранитель-ангел спас Вас от болезни и от скуки – Сидеть и ждать, поджавши руки, Сегодня, так же как вчера: Когда помогут доктора? Молюсь, чтоб с светлою весною Опять Босфорской красотою К здоровью, к радостям земли Вы благодатно расцвели. Молюсь, чтоб к Золотому Рогу Вам Промысл вновь открыл дорогу, Чтоб любоваться вы могли Небес прозрачных ярким блеском И улыбающимся днем, Там, где в сиянье голубом Пестреют чудным арабеском Гор разноцветные чалмы, Султанов пышные жилища, Сады, киоски и кладбища И все – чем любовались мы. 1850 На церковное строение  Одною встречей я всегда в прогулке счастлив: Будь летом жарок день иль осенью ненастлив, Под проливным дождем, в мороз, в палящий зной, На перекрестке он с открытой головой И с книгою в руке, протянутой к прохожим. Глядит он странником и человеком Божьим, Смиренья с простотой лежит на нем печать; Свой страннический крест прияв как благодать, Из дальнего села пришел он в город чуждый, Но привели его не собственные нужды. Нет! к дому Господа усердьем возгоря И возлюбив и блеск и святость алтаря, Он благолепью их посильный труд приносит И именем Христа на церковь братий просит. В волненьях суеты, среди столичных стен, Преданье и урок Апостольских времен, Он ходит между нас Евангельскую вестью И праздные сердца в нас будит к благочестью. И редко кто пройдет – и больно за того, Кто мимо мог пройти, не оделив его Хоть малым чем-нибудь, хоть ласковым вниманьем, Сочувствием любви, поклоном, пожеланьем, Чтоб труженика путь Господь благословил И жатвой доброю жнеца обогатил. Но более всего любуюсь доброхотом, Который даст свой грош, трудом и крупным потом Добытый, – и себя ж тут осенит крестом, Как будто б он еще остался с барышом. Храня в душе моей отцов простую веру, Я следовать люблю народному примеру И лепту и мою спешу в тот сбор принесть. Скажу: и моего тут меду капля есть; Скажу: и моего тут будет капля масла,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Наконец наступило время, когда, при высоком политическом значении России и при её церковном мире и тишине, несчастный Восток страдал под игом Порты, и когда Греч. Церковь , как незадолго пред тем было и с Русскою, потекла по стезям крестного испытания, очищаясь от примеси заблуждений и порочных навыков чад своих в потоках их собственной крови, проливавшейся везде и всюду, по воле врагов Креста Христова. Промыслу угодно было, чтобы эти две церкви, греческая и русская, тесно связанные единством православных догматов, не выходя из взаимности общения, и, так сказать, идя рука с рукою, поддерживали одна другую в крайних случаях. Если когда, то в годину тяжких искушений, всего поразительнее открывались подобные действия судеб божественных: пока страдала под игом монгольским Россия, Восток, при самом своем изнеможении, мог иметь влияние на церковные обстоятельства. Даже и тогда, как он пал пред блистательной Портой, церковь русская, более чем когда-либо, имела необходимость и крайнюю нужду общения и родственных сношений с греческой, для коей св. гора была в XVI в. оплотом и утверждением, при иерархических замешательствах Восточ. патриархов, под влиянием узаконений Порты. В XVI в., в России началось исправление церковных книг; а между тем её западные области угнетались Унией! И с того времени св. гора сделалась предметом особенной внимательности России, для Русских же – поприщем духов. подвигов или высшей школой иночества, с правами особенными и с исключительной заботливостью со стороны русского правительства о скитальческих судьбах их заграничной жизни… Это увидим впоследствии. 1853 г. Авг. 12 дня. Св. гора Афонская. Русик. Р. S. Июля 8 дня, по закате солнца, нанесся на св. гору с отдаленных африканских степей палящий, жгучий ветер, самун или хамсин, и в течение ½ часа душил нас невыносимо. На террасах не было возможности оставаться; в келиях спиралось дыхание. Подобного явления никто не помнит на св. горе. С 7 Авг. мы любуемся кометой. Она видна была при потухающей вечерней заре, в течение 2-х ч. почти. Вид она имеет довольно ясный; форма мечеобразная; хвост тянется вверх. Течение её от юго-востока на запад. Там она исчезает к 2-м часам ночи. (Из Христианского Чтения 1853 года Ч. II.) Мои келейные записки

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 и 4. По случаю праздника св. Иоанна играли музыкальные концерты на хорах и на площади. 5 и 6. Русский купец требовал от какого-то немца четыре рубля, которые тот будто бы ему был должен. Когда немец отверг этот долг, то русский поднял большой шум и в подтверждение справедливости своего требования клялся всеми святыми и нечистыми духами, к имени которых русские по большей части без всякой совести прибегают. Поэтому немец позвал купца к русскому судье, чтобы присягнуть, и купец, войдя в ближайшую церковь, ложно учинил требуемую от него присягу. В скором за тем времени он сам признался, что немец должен ему не четыре, а только два рубля, но что все-таки другой немец должен ему два рубля, которые первый может, со своей стороны, истребовать их себе от последнего. Такое здесь уважение присяги, такое почитание Бога; у русских ложная клятва — самое пустое дело. 7. Господин посол получил из Азовской крепости от боярина Федора Алексеевича Головина письмо, писанное по повелению царя. Его царское величество приказывал своим министрам, находящимся в Москве, иметь попечение о том, чтобы господин посол был всем вполне доволен и был бы отпущен с такими почестями, какие до сих пор еще никогда не оказывались послу одинакового с ним достоинства. 8. Москвитяне навечерие св. апостолов Петра и Павла отправляли с большой торжественностью. Царевич назначил общественные молитвы с крестным ходом о сохранении всепресветлейшего родителя. 9. Москвитяне праздновали день св. апостолов Петра и Павла и вместе тезоименитство царя, названного при крещении Петром. Измайловский замок служит летним пребыванием царя, чтобы он мог в нем наслаждаться прекраснейшим временем года. Замок окружает роща, замечательная тем, что в ней растут хотя и редко, но весьма высокие деревья; свежесть тенистых кустарников умеряет там палящий жар солнца. Господин посол, желая насладиться видом этих волшебных мест, отправился туда. За ним следовали музыканты, чтобы гармоническую мелодию своих инструментов соединить с приятным звуком тихого шелеста ветра, который медленно стекает с вершин деревьев. Царицы, царевич и незамужние царевны пребывали тогда в этом замке. Желая немного оживить свою спокойную жизнь, которую ведут они в сем волшебном убежище, они часто выходят на прогулку в рощу и любят гулять по тропинкам, где терновник распустил свои коварные ветви. Случилось так, что августейшие особы гуляли, когда вдруг долетели до их слуха приятные звуки труб и флейт, они остановились, хотя и возвращались уже в замок. Музыканты, видя, что их слушают и что их игра нравится, старались играть еще приятнее, соперничая между собой в том, что игра заставит всепресветлейших слушателей долее оставаться на месте. Князья царской крови, с четверть часа слушая симфонию музыкальных инструментов, похвалили искусство всех артистов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439227/

Какая сила и дерзновение! Он дерзнул сказать и большее, на первый раз даже не легко понятное… Но лучше выпущу его слова. «Даждь, иерей, должную часть, важность, достоинство, твердость священству, тобою носимому и действующему к славе Божией и спасению твоему и людей. И не взирай ни на чьи лица, ни на свое лице, и свои недостатки, грехи, или свои достоинства, но единственно на лице Христа Бога, Коего образ ты носишь, Коего представляешь, как ходатай Бога и человеков во время богослужения. Весь ты Божий, а не свой должен быть в это время. И самые грехи твои или лукавое по действу диавола воспоминание о них возверзи в покаянии на Господа, как Агнца Божия, вземлющего грех мipa; и не смущайся от воспоминания натиска их. Аминь, буди!» Если так он чувствовал еще до причащения, тем понятнее его твердость и дерзновение после него. И Церковь знает об этом даре причащения. Тотчас же после пресуществления Даров она молится: «Яко быти причащающимся во трезвение души, в дерзновение еже к Тебе». О том же «дерзновении» упоминается и в тайной молитве на последующей ектении. А после причащения — в благодарственной молитве, помещенной на ряду в служебнике и прямо говорится о твердости: «утверди нас в страхе Твоем», «утверди наша стопы», сделай твердыми, мужественными. Но чаще говорится о «животворящих» Тайнах. Это оживотворение и ощущал в себе опытно о. Иоанн. Отсюда у него возгорала и «вера непостыдная». Отсюда он получал и силу творить чудеса. Потому и мученики старались причащаться перед пытками, в чем убеждал их священномученик Киприан Карфагенский. Так именно и видели мы, наблюдатели, на примере батюшки: чем дальше шла служба Литургии, тем больше он оживлялся. И не только душею, но даже и телом, в движениях, в лице: лицо его становилось розовым, одушевленным. Он весь наполнялся силою, жизнию.  Да — Евхаристия для него была «чашею жизни». Но скажут: то был о. Иоанн, человек святой. А может ли обыкновенный грешник ощутить что либо подобное? 6. УГЛЬ ПАЛЯЩИЙ Конечно, степень даров, сила «жизни» зависит от святости души. Но и грешникам Бог дает Свою милость и жизнь, пусть меньшую, но все же великую и спасительную, только у них эта жизнь проявляется несколько иначе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Вот я ощущаю сердцем моим, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю. 25 июня. По всему замечаю, что болезнь моя попущена на меня Богом по действию сатаны, пакостника плоти. Что за сны насмешливые от духа-изверга видятся, особенно к утру? Какой неготовый я приступаю к совершению литургии, какой чревоугодный, какой неразумный, нерадивый, бестолковый, невменяемый! А бесноватая девушка, в виде которой явился мне сатана сегодня, с открытой пастью и [...] зубами, [бросившаяся] на какого-то человека и на меня потом! Ужас. Тайный ропот на Бога из-за дурной погоды – сырой, холодной. Сознаю свой грех и каюсь, виню себя; достойны мы по грехам своим и еще худшего. Пощади, Господи! Персть есмь. Новый Сурский диакон Копосов. Диакон монастырский в Суре – Петр Никольский, безголосый, ставленник Иоанникия 128 архиерея, родственник секретаря архиерея, личный. Не посылать ему ни копейки. А что за зрелище из себя представляет секретарь? Секретарь Духовной консистории Николай Никитин. Ни одна капля дождя не прольется без воли Божией. Помни это и не ропщи на излишество дождя всякий день. 25 июня. В сонном мечтании сатана представил мне в блистательной свадебной помпе предстоящий брак одного священника при живой жене на какой-то старухе; собрались митрополиты, архиепископы и епископы, священники, множество военных (брак предполагался в полковой церкви) и всякого звания людей – военных и статских, мужского и женского пола; невесты ему долго не показывали, а когда он спросил, ему показали больную старуху в постели и сказали, что на ней вши показались; он громко с негодованием отказался от невесты. Вот иллюзия сатаны над рабами [Божиими]. Мф.11:12 : От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: Огонь пришел Я низвести на землю [ Лк.12:49 ], а другой – огонь палящий и сожигающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в злобе моей на нищих и в рукодрании за волосы. Какая была теснота, какой палящий огонь! Стал я усердно каяться, осуждать себя, поносить себя, призывая милосердие Божие, – и наконец Господь простер мне спасительную десницу Свою. О, даруй мне, Господи, возлюбить правду и возненавидеть беззаконие [ Пс. 44, 8 ]! Даруй веровать и помнить, что всякий грех есть безмерное оскорбление Твоей святыни и правды и неблагодарность наша пред Тобою, невнимание своему долгу, попрание совести, служение и угождение диаволу, смерть души. Грешный человек считает и святых подобными себе по грехам, и даже об Ангелах святых мечтает неподобающе, даже Бога мнит иногда подобным себе. Ты подумал, что Я такой же, как ты, говорит святой пророк и царь [ Пс. 49, 21 ]. 7 ноября Утреня, то есть после утрени. Благодарю Господа, по единому милосердию Своему укротившему такую бурю и ярость демонскую, меня смутившую, озлобившую, стеснившую, омрачившую, умертвившую, уничижившую пред сугубою ектениею, постигшую меня за вчерашнее чайное сладкое питье в преизбытке, за невыговор по робости от врага слов: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш... За огорчение на отца диакона за уклонение необычное от целования благословляющей его руки моей. Слава милосердию, слава силе Господней! Слава благодати Господней, исцелившей внутренность чрева от жгучего жала, язвившего меня вследствие излишнего питья сладкого чаю, может быть, употребления орехов и варенья. Да, она – благодать, жизнь и сила моя, исцелила меня. На всё полезна и сильна благодать: благо жити во благодати паче богатства и славы мира сего, паче всех наслаждений мира, – она есть и богатство, и чудное, святое наслаждение. В театре 1) бедным и голодным не место; 2) скорбящим не место: он никого не утешит; 3) сознающим себя грешниками не место: искренний грешник, кающийся, не пойдет в театр, а будет молиться или дома, или в церкви; он помнит слова Господа: блаженны нищие духом... блаженны плачущие [ Мф. 5, 3 – 4 ]. А в театре – смеющиеся, которым сказано: горе от Самого Христа Бога [ Лк. 6, 25 ]; в театре любящим Бога не место, ибо там не употребляется имя Божие, разве кощунственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Жертвенником (θυσιαςριον) называется (престол) в соответствии пренебесному и мысленному жертвеннику: при нем земные иереи изображают духовные и невещественные чиноначалия, а потому и должны быть якоже огнь палящ; или – в соответствие святому месту смерти Христовой, где почив, Христос принес самого Себя в жертву Богу и Отцу. Свод над алтарем (μαξ πνω του βματος) есть образ первого 2 неба; а потолок над остальною частью церкви означает видимое небо, имея под собою горящие кандила вместо звезд. Алтарь (βμα) устрояется по подобию пренебесного жертвенника: как там служат Ангелы Божии, так во святом алтаре земные иереи поставлены всегда предстоять и служить Господу; и потому священник должен быть, как бы огнь палящий, чист и свободен от всякой нечистоты и всякаго порока. Священники уподобляются Архангелам: ибо как Серафим взял угль и дал Исаии, так и священники берут хлеб, то есть тело Господне и преподают народу. Пусть же никто не думает, что святые дары (τ για) суть образы (νττυπα) тела и крови Христовой‚ но всяк да верует, что приносимый хлеб и вино прелагается в тело и кровь Христову. Иначе: алтарь есть место престольное (ποβαθρος) и указывает на второе пришествие, так как сидящий тогда на престоле имеет судить живых и мертвых. Космит 3 (κοσμτης) соответствует ветхозаветному священному космию (κοσμον), представляя украшенное крестом изображение распятого Христа; иногда же космит устрояется во образе завесы. Решетки (καγκλλα) – это образ ограды гроба; они медные, дабы никто не входил с небрежением. Они также указывают и место молитвы, служа знаком, что пространство вне их доступно народу, а внутри их – есть святое святых, доступное одним священникам. Солея изображает огненную реку, отделяющую грешников от праведников, по слову Павла: «когождо дело огнь искусит» ( 1Кор.3:13 ). Амвон представляет собою тот камень, на котором Ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лествицу Иакова. Женское отделение (γυνακωντις) устроено для того, чтобы жены отделялись от мужей, подобно тому, как мироносицы не вошли во гроб с Иосифом и Никодимом, но стояли вне (гроба) и плакали. Притвор (νρθηξ) устрояется для народа, стоящего вне (святилища) во время каждения. Места оглашенных (κατηχομενα) напоминают об Ангелах, которые не сходят на землю, но с небес примыкают к совершаемым на земле священнодействиям; или они делаются в соответствии словам Писания: «возмите врата» ( Пс.23:7 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Любящий ближнего, как себя, заботится горячо о спасении ближнего, как о своем собственном, наставляет его в истинах веры, предостерегает от грехов, ревностно обличает его, исправляет его, сколько есть сил и возможности, потому что боится погибели его, как своей собственной; любящий ближнего, как себя, сочувствует ему в скорби, печали и болезни, утешает его, помогает ему, если может, или других располагает к помощи, сорадуется ему в радости. Молим Бога о Святейшем Синоде, да право правит слово истины, да приводит всех христиан богодарованными ему средствами к святой жизни, отводя от путей порока и погибели, да возводит всех к горнему жительству и Царствию. Великая и многотрудная на нем лежит обязанность, и потребно ему много света, мудрости духовной, силы, бодрствования, прозорливости, духовного огня, чтобы свое апостольское дело делать с духом, мудростию, постоянством, силою и самоотвержением апостолов. 23 июня Благодарю Тя, Многомилостиве Господи, яко в день сей, когда я был в беде душевной, начавшейся дома во время полуденного чая в четыре с половиною часа по действию духов злобы и продолжавшейся во время шествия моего на крестины в дом Усовой, в нижнюю широкую улицу, к офицеру лейтенанту Сильверсвану, услышал меня, когда я воззвал от всего сердца, идя по дороге, и от страстей моих и от злодеев невидимых державно исхитил еси, отъяв смятение, тесноту, огнь палящий и даровав мне мир и дерзновение. Веришь ли ты, человек, в свое высокое небесное призвание христианской веры? Нет: ты доселе видишь это как во сне; ты не веришь, что Господь Бог так возлюбил тебя, что Он хочет даровать тебе вечную жизнь и неизреченные блага, – иначе ты жил бы, как требует твоя вера, ты жил бы по подобию апостолов, мучеников, преподобных отец и всех святых, по подобию первых христиан, свято, воздержно, о горних благах помышляя, к земным не прилепляясь, милосердуя о бедных и прочее. Но этого у тебя нет. Я не вижу у тебя плодов веры. Степень пристрастия моего к земным сластям замечаю из того бешения, в которое я прихожу, когда вижу пьющих без меня чай нахлебников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

е. сложил в первый раз три перста правой руки во имя св. Троицы и два остальные пригнул во исповедание Божества и человечество господа Иисуса, то почувствовал в себе огонь палящий, и какой-то клубок вроде мяча повернулся во мне, хлынули слезы из глаз, явилась сладостная любовь ко Спасителю, мир и спокойствие неземное, братская любовь ко всему окружающему, а что всего удивительнее, почувствовал себя совершенно здоровым. Тут же во мне явилась стойкая решимость креститься всегда в три перста, если бы и стали за это бранить мои родители. Так проплакал и прорыдал всю обедню. Во время великого входа заметил меня плачущим служащий священник и, когда после обедни я вместе с другими подошел служить молебен своему ангелу, спросил меня, о чем плакал. Я ему ответил, что плакал от радости, что исцелился от болезни, и рассказал ему при этом, какая произошла во мне перемена, и как окрепли мои ноги, и что все это произошло от того, что я в первый раз в жизни с верою перекрестился истовым перстосложением. Священник, зная моих родителей, изумился и приписал такую перемену во мне действию благодати Божией. Он благословил продолжать начатое мною, но советовал с родителями об этом не спорить и относиться к ним с сыновним почтением, переносить все укорения от родителей терпеливо, советовал веровать, что надо мною невидимо простерта всесильная рука Божия, которая всегда наставит, утвердит и укрепит меня. После обедни и молебна возвратился я вместе с матушкою моею домой. Здесь родитель мой, сильный ревнитель старообрядства, узнав о случившемся, вместо того, чтобы возблагодарить Бога за исцеление сына от болезни, разгневался на меня за перемену перстосложения и сказал мне: «если стал своевольничать, то ты не сын мне» и выгнал меня вон. Я же почувствовал в себе силу следовать внушению свыше и, веруя в неисповедимые судьбы Божии, взглянув на образ Спасителя с благословляющею десницею, у Которого мысленно испросил благословения, сказал родителям: «прощайте» и вышел из дома родительского, не давая себе отчета, куда пойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дурные последствия от гнева: теснота, огнь палящий в душе и в теле, смятение, связание, срамота, порча, сильная порча крови! Гневливый сам себя наказывает, и жестоко наказывает. Надо жалеть его, а не раздражать, любить, а не ненавидеть его. С гневом подающий милостыню лишает милостыню надлежащей цены ее, может лишиться награды за нее. Да этого и домогается диавол, стараясь разрушить всё здание наших добродетелей. Блажени нищии духом, плачущии, кротции, алчущии и жаждущии правды, истинно милостивые, чистые сердцем, миротворцы (а я разрушаю мир и свой и других), изгнани правды ради ( Мф. 5, 3 – 12 )... Как кротки и незлобивы нищие, просящие у меня милостыни, когда я браню их или даже толкаю и деру их за волосы и за нос! А я – как зверь лютый. От повторения гнева и ярости в нас иссякает любовь к Богу и ближнему, черствеет (грубеет) сердце и делается боязливым, удобновозмущаемым. Изгнать надо совсем гнев и злобу. Время перестать оскорблять Духа Божия. Всегдашняя ошибка моя относительно нищих та, что я по привычке к ним и какому-то высокомерию не смотрю на них как на членов Христовых и как на Самого Христа, а смотрю как на преступников и врагов и считаю себя вправе оскорбляться, сердиться на них, бранить их, даже бить их. О, как я заблуждаюсь и грешу! Господи! Просвети мое сердце, очи, омраченные страстями, помилуй, настави на путь Твой и спаси меня. Аминь. 6 января 1876. Елицы во Христа крестистеся... ( Гал. 3, 27 ). Облекся ли я во Христа?.. Все мы?! Благодарю Господа, сподобившего меня величайшего дара Своего – служения литургии с утреней и причащения пречистых, пренебесных и животворящих Своих Таин, коими я опять ожил, обновился, освятился после мучительных козней диавола, во мне действовавших, после смерти духа. Если вы хотите видеть во всем небесном свете образ православия нашей Церкви, прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите это чудное произведение, не человеческое, а Божественное! В каком сиянии, в каком величии, в какой Божественной красоте представляется тут благостный образ Христа, Его Пречистой Матери, святых Ангелов и всех святых, Божественные планы Божии о спасении людей, все бедствия, всё растление погибающего во грехах человечества, вся немощь и греховность наши, – а с другой стороны вся вера, упование, подвиги, любовь к Богу и ближнему всех святых, их совершенства, при помощи благодати Божий приобретенные ими, их спасение, их победа над миром и диаволом, их действенные молитвы за нас! О чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010