После гнева и укоризн им я ощутил в себе смущение, скорбь, тесноту, огонь палящий, от коих я избавился только крепкою верою и упованием, покаянием и усердным призыванием имени Господня. Только за превосходящую беззакония благодать Господь помиловал меня; я недостоин был этой милости, как непрестанно впадающий в беспутие зол. Благодарю Господа, воздвигшего меня совершенно здоровым и бодрым от сна. Вечер. Благодарю Господа за чудо спасения Его моего недостоинства в квартире Якова Маркова от тяжкого смущения, тесноты и скорби и запаления адского, постигших меня вследствие огня на дьячка моего Михаила Быстрякова и особенно на диакона Владимира Полетаева и Адриана Никитина, наемного дьячка, за изветы этих двух против меня и за грубые слова диакона касательно меня, за непослушание и ожесточение. Я воззвал ко Господу с верою непоколебимою и упованием непостыдным, в покаянии нелицемерном, и Господь совершил во мне чудо спасения, даровав мне вместо смерти жизнь, вместо смятения и тесноты – мир и пространство, вместо огня палящего – росу прохлаждающую и оживотворяющую. Слава, слава, слава благодати Господней! После всенощной. Скорбна и полна негодования была встреча моя с отцом диаконом Владимиром после того, что он говорил дьячку моему в соборе; я не утерпел, сделал ему желчное замечание касательно его недружелюбия и гордости, на что он ответил мне гневом же. Я крайне расстроился и долго был в смущении, тесноте и срамоте и смерти. Но Господь принял мое покаяние нелицемерное и помиловал меня, исторг терние греха, особенно по прочтении Евангелия, в котором я пропустил слова: не у бо ведяху Писания... из мертвых воскреснути [ Ин.20:9 ] и покаялся; Господь совершил чудо спасения моего, когда я стоял у Евангелия, даровав мне обновление и умирение. Благодарю Господа, умертвившего умерщвлявшие меня страсти, изгвоздившего 11 их, когда они, подобно гвоздям, кололи и теснили меня. Поутру служил обедню для Бурачка в Думской церкви; демоны люто теснили меня, на великом входе спутали, смутили, задавили, и я не выговорил наследницы и сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные маргариты, родила в пещерах, как в недрах морских, по сказанному Исаией: «Рождался ли народ в один день, как Сион, едва начал родами мучиться родил сынов своих» ( Ис.66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех пещерах, если не действием, то силою. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: «Если я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол.2:5 ). И так пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: «Ищите горняго, где Христос седит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.2:3 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: «Польется как роса речь моя» ( Втор.32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: «Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс.33:18 ). Потому то и было отмечено, по молитвам преп. Антония, место для основания святой Печерской церкви росою и огнем. Зная, братья, великую любовь преп. отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: «Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак.15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преп. отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его. Здесь следует, братья, спросить, отчего не веревкой, но поясом было размерено место для создания храма Пресвятой Богородицы? Нужно бы спросить, что значит тайна эта, тебя, преп. отец наш Антоний, так как ты сам сделал это измерение. Но, так как ты скрыл это молчанием, как хранитель безмолвия, зная, что и за то будет хвалить тебя Печерская обитель, как сказано в Псалтири: «хваление его в церкви преподобных», мы по нашему разуму думаем, что причина этому такая. Пояс есть знамение славы, как вещает Сирах: «Препоясал его поясом славы» ( Сир.45:8 ). Преп. отец наш Антоний показал, что Бог прославит эту святую обитель более других русских обителей, поэтому и размерил ее поясом, говоря с пророком Иеремией: «Как пояс лежит близко к чреслам человека, так я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, что бы они были моим народом и моей славою» ( Иер.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хоть букву одну прочитаешь! Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал В волнах еще голос тот строгий; Святитель в ребенке со страхом узнал Посланника вечного Бога! И тихо, пустынно все было кругом; Лишь море, в раздолье привольном своем. Сердито гуляя, волну за волной К святого ногам прибивало, И с рокотом злобным о берег крутой Волну за волной разбивало. Карманная Псалтырь Скачать в формате Microsoft Word на церковнославянском языке Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек «блажен» , который, презрев «путь грешных, ...о законе» заповедей Твоих «размышляет днем и ночью» (Пс. 1:1—2). Научи меня грешного от всего сердца «со страхом и трепетом» верно «служить» (Пс. 2:11) Тебе, и «голос мой» (Пс. 3:5), смиренно призывающий Тебя, «услышь» (Пс. 4:2); итак, милостиво «услышь слова мои» (Пс. 5:2) и «во гневе Твоем» (Пс. 6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, «как лев, души моей, ...когда нет избавляющего» (Пс. 7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо «величественно имя Твое» на небе и «по всей земле» (Пс. 8:2), — обрати «врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим» (Пс. 9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а «сера и палящий ветер» (Пс. 10:6) не истребили меня. «Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь» (Пс. 11:6), «призри и услышь меня, Господи» (Пс. 12:4), потому что Ты — совет «нищего и упование его» (Пс. 13:6). Дай мне, Боже мой, поступать «непорочно и делать правду» (Пс. 14:2), да будет благодать милосердия Твоего «частью наследия моего» (Пс. 15:5). «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8), потому что Ты — «крепость моя, твердыня моя и прибежище мое» (Пс. 17:2—3) . «От тайных» (грехов) «очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13—14), Господи. «Пошли мне помощь из Святилища» (Пс. 19:3) и «желание сердца» (Пс. 20:3) моего исполни. «Спаси меня от пасти льва» (Пс. 21:22) и «направь меня на стези правды» (Пс. 22:3) Твоей, чтобы я мог «взойти на гору» Твою и «стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем» (Пс. 23:3—4) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Златоуст сталкивался с этим явлением еще в Антиохии, но в Константинополе оно приобрело поистине ужасающие формы. Богатые сестры Агапиты вмешивались в церковные дела, и часто заставляли священника исполнять их волю. Златоуст в одной из самых замечательных своих речей живо и ярко рисует сожительство священника с такой сестрой, срывает всякие занавеси, сплетенные изо лжи, он «даже вводит повивальную бабку в дом священника» . Двусмысленность, проступающая в отношениях священника и сестры Агапиты, характерна и для нашего времени, и не только для священника. Златоуст обличает и другой порок константинопольского клира: чревоугодие . Иерархи Церкви, по слову Златоуста, рассуждают о вкусе сои. Или считают достоинством отличать вкус рыбы, выловленной у берегов Британии, от вкуса средиземноморской. Сосуды с разнообразными винами, изящная дорогая посуда и ткани, — словом, все наследие утомленной прихоти позднего Рима проявилось в те времена в константинопольском быту, в среде церковных иерархов и священников, считавших себя христианами и наследниками апостолов. То, о чем говорит Златоуст, свойственно и современности. Кончина Иоанна Златоуста наступила в дороге. Святой в окружении двух стражников, которые время от времени сменялись, пожилой человек с невозвратно подточенным здоровьем, переносил нечеловеческие нагрузки, преодолевая и холод ночи, и палящий дневной зной. Не дойдя до места ссылки, на ночлеге святой скончался. Ночлег был выбран возле базилики святого мученика Василиска. Ночью погребенный в базилике мученик Василиск явился ссыльному архипастырю Иоанну и сообщил ему о скорой кончине. Таково замечательное общение святых, не ограниченное ни телесными покровами, ни временем, ни пространством. Ссыльный странник не тосковал, не жаловался. Он попросил ввести его в алтарь. Там он совершил последнюю в своей земной жизни Божественную литургию. И умер, не покинув алтаря. Златоуст скончался в Команах от жестокой простуды и болей, а через несколько лет его останки император Феодосий Младший накрыл своей мантией и положил на архиерейский престол Константинополя. 10. «Письма к Олимпиаде»

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Вследствие этого я сейчас же лишился мира, жизни духовной, свободы, пространства, дерзновения, любви, света, силы духа – и опять теснота, скорбь, огнь палящий, срамота, смерть духа. Я прибег опять с покаянием к Господу, Коего милость безмерна и у Которого пучина человеколюбия; уповал я, что Его человеколюбие непобедимо нашими грехами, ибо нет греха, побеждающего человеколюбие Божие [ср. Мф.18:22 ], и по долгом и искреннем припадании к Его милости получил милость. Опять возвратилась ко мне прежняя благодать. Я пошел к имениннику Степанову, именитому купцу. Там согрешил – лишнее выпил. Будь как соль для братии в случаях вспышки их страстей, отъемля гнилость их постоянною кротостью, мудрым словом или наказанием отеческим. Те, кои в чувстве своей глубокой духовной бедности, нищеты, виновности в бесчисленных грехах и в глубоком покаянии внутреннем взывают часто с Церковью : Господи, помилуй, испросят себе вечное помилование по смерти и здесь, на земле, милость Божию и всё необходимое для временной и вечной жизни, ибо все блага здешней жизни суть единая милость Божия к нам недостойным, а не заслуга наша, как-то: пища, питье, одеяние, жилище, состояние имущественное, должности, звания, чины, отличия, почет, добрые родители, царь, начальники, наставники, пастыри и учители в вере и благочестии и руководители к вечной жизни и бессмертию. Равно те, кои во смирении и покаянии души непрестанно просят у Господа с Церковью даров духовных в просительной ектении: подай, Господи, получат неотменно просимое и святость во всем житии, и Ангела мирна, верна наставника, и прощение грехов, и всё доброе и полезное для души, и мирную, в покаянии остальную жизнь, и, как венец всех духовных благ, – христианскую, безболезненную, непостыдную, мирную кончину, удостоятся дать и добрый ответ на Страшном Суде Христовом. (Смотри на себя, иерей, как на орган Святой Церкви, всемогущей во Христе, и в этой вере, в этом убеждении почерпай все силы для помощи духовным твоим чадам и спасения их.) 17 ноября Благодарю Тебя, Господи, за бездну щедрот Твоих, которые удивил Ты на мне сегодня утром во время утрени, избавив меня от тесноты и скорби великой, постигших меня за жестокосердие к бедным и уклонение от подачи милостыни двум из них (девяти человекам ранее подал), также за обиду на женщину Параскеву, ушедшую от правила исповеди в церкви, и после утрени за то же жестокосердие к бедным, подошедших обманом во второй раз за милостыней (некоторым); из-за нескольких получивших я отказал с негодованием всем прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда ученик скончался, авва Георгий, не имея орудий, чтобы вырыть могилу и похоронить тело брата, сошел с горы к морю и увидал приближавшийся корабль. И стал он звать хозяина корабля и матросов, чтобы они шли за ним на гору и погребли брата. Те с готовностью согласились и, захватив необходимые орудия, взошли со старцем на гору. Вырыв могилу, они погребли тело. Один из матросов, по имени Фалалей, придя в умиление при виде добродетельного старца, стал просить его, чтобы позволил остаться при нем. Старец ответил, что ему не перенесть трудов подвижничества. Но юноша утверждал, что он готов на все подвиги. И действительно, оставшись со старцем, он провел вместе с ним год в изнурительных подвигах. По прошествии года, брат Фалалей бросается к ногам старца со словами: «помолись обо мне, отче! По твоим молитвам, Бог избавил меня от страданий: я не чувствую утомления, на меня не действует более ни суровость воздуха, не жжет палящий зной, не зябну во время стужи, напротив—испытываю полное спокойствие». И старец благословил брата. Прошло еще два года с половиной. Брат Фалалей предузнал свою кончину, и обратился с просьбою к старцу: — Своди меня в Иерусалим, чтобы мне поклониться св. Кресту и св. воскресению Христа Бога нашего, потому что на этих днях Господь возьмет меня к Себе. Старец вместе с ним отправился во св. град. Поклонившись святым и дорогим местам, они прошли к св. Иордану и омылись в нем, а три дня слустя почил брат Фалалей. И старец похоронил его в лавре «Копрата». Прошло немного времени. и сам отшельник авва Георгий скончался. И похоронили его отцы лавры Копрата в своем храме. 92. Жизнь Георгия каппадокийского и обретение тела Петра, пустынника св. Иордана. Св. отец наш авва Георгий, архимандрит монастыря св. отца нашего Феодосия, расположенного в пустыне близ св. града Христа, Бога нашего, разсказал мне и брату Софронию софисту : «Жил со мною здесь брат, по имени Георгий, родом из Каппадокии. Он служил в Фасаэлиде. Однажды братия пекли хлебы, а Георгий растапливал печь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Обычно сообщается, как в житии преподобного Ефрема Сирина , что святой, проболев немного, в глубокой старости отошел ко Господу; умирали и без всякой болезни: к примеру, авва Памво в возрасте 77 лет просто доплел очередную корзинку, лег и будто уснул. Кончины преподобного Симеона Столпника ничто не предвещало; он прожил больше 100 лет, и каких лет! 80 из них стоял на столпе. Византийское житие сообщает повседневный его устав, «невыносимый для естества человеческого»: всю ночь и день до девятого часа стоял он на молитве, после же девятого часа, в три часа дня по-нашему времени, говорил поучение собравшимся, затем выслушивал их нужды и прошения, исцелял болящих, потом укрощал людские свары и споры; наконец, после захода солнца опять обращался к молитве. Преподобный Макарий Египетский жил не меньше 90, авва Исидор – 85 лет; «История монахов» называет 100-летних старцев, авву Крония и авву Илию; Иоанн Кассиан рассказывает об авве Херимоне, который в свои 100 с лишним ходил сгорбленным, касаясь руками земли. Феодосий Великий, тяжко заболев на 106 году жизни, отказался молиться об облегчении лютых мук, но предпочел благодарить Бога за страдания, ниспосланные, как он считал, во искупление славы и почестей, которых удостоивался на земле. Некоторые в духе времени объясняют здоровье и долголетие древних пустынников целебным климатом, пребыванием на природе, даже рациональным питанием. На самом деле в Египте, где начиналось монашество, подвижники, обретаясь в шалашах, пещерах и гротах, а то и без крыши над головой, с трудом претерпевали палящий дневной зной, дожди и ветры, обычные в Африке, ночной холод и сырость от обильной росы; святой Макарий Александрийский признавался, что после двадцати дней нахождения на открытом воздухе ум его «иссох» и он «впал в исступление»; правда, преподобный одновременно нес еще один тяжелейший подвиг, редко кому удававшийся: пытался «одолеть сон». Только в горячем устремлении к Богу подвижники обретали силы, готовность терпеть и решимость идти в подвиге даже на смерть. Афонский схимонах Иоаким, бывший разбойник Манолий, обретался в пещере без дверей и северной стены, зимой его иногда откапывали из снега, но он уверял, что, хорошо промерзнув, чувствует себя «в семь раз здоровее», чем до того, а на предостережения отвечал: «Страх от врага! Монах в своем делании должен показать храбрость и мужество; если Матерь Божия – Царица всей вселенной, а это дом Ее, то конечно о Своем доме Она промышляет всего более, чего нам бояться?». Он в феврале поднялся на вершину Горы, переночевал в церкви, руки и ноги действительно озябли крепко, но спустившись, о. Иоаким ощутил себя еще «в семь раз здоровее» и перестал носить куртку, пользоваться зимней рясой и теплым одеялом. Так он прожил в монашестве четверть века, а скончался на 80м году.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Показывается множество спасаемых, падение Вавилона и жатва всемирной нивы, обрезание горьких гроздов, покой святых, подобный стеклянному чистому морю, и излияние из семи чаш гнева Божия на землю, море, реки и другие стихии, — излияние за грехи людей, приносящее наказание и помрачающее престол зверя, а помощникам и слугам диавола открывающее путь и переход чрез Евфрат, обличающее их слабость и производящее всеобщее и конечное колебание мира для перемены настоящею, когда будет поражен город, подобный блуднице, любодейный и зверообразный, имеющий в себе диавола и покоящийся на нем. Затем мы видим, что силы высшие воспевают Бога; Церковь, или Иерусалим небесный, теснейшим образом соединяется со Христом, а точило гнева попирается, и по разрушении всего земного, после предания антихриста и слуг его геенне ангельские силы и святые делаются соучастниками духовной вечери. Отсюда же мы узнаем и о связании диавола, временном освобождении его и осуждении на мучения, о блаженстве мучеников, царствующих со Христом до пришествия антихриста, после которого диавол, возбудивший на брань Гога и Магога, будет наказан с ними вместе, когда откроются книги жизни и одни пойдут на смерть вторую, а другие удостоятся Иерусалима небесного и уневестятся Христу. Узнаем также о размерах города, о текущей там Божественной реке Духа и о том, что ничем нельзя описать великолепия сущих горе, или бесконечной славы, обращая нас к которой Богослов и заповедует говорить: гряди, то есть да приидет Хотящий подать уготованное святым. Дай, Боже, нам приобрести его долготерпением, кротостию, смиренномудрием и сердечною чистотою, рождающею постоянную и невозмутимую молитву, которая возводит ум к Тайноведцу Богу. Ибо враг–обольститель при сердечной молитве к Богу старается проникнуть в наше сердце, чтобы посеять злые семена, отторгающие от союза с Богом, и не дать возгореться от поучения Божия огню, который истребляет его наветы и искушения. Ибо Бог наш есть огнь поддающий (Евр. 12,29), Он содеяает душу, чисто и несмущенно беседующую с Ним, даже во время ее греховного охлаждения теплою и воспринимающею палящий огонь, как сильно светящее на стеклянный сосуд с водою солнце посылает туда огонь чрез нагревание и преломление лучей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Если даже в великом граде никто не знает, какая звезда проповедует высочество Царя над светилами, то как малая звезда может указать пещеру? Если это был не Ангел, совершающий земной путь и проповедующий величие. Да молчат лишенные ума, которые думают, что с рождением каждого зажигается звезда. Они – кощунники. Они болтают, что звезда умирает вместе со смертью человека. Когда в мире было только два человека: Адам и Ева, небо было полно звезд. А когда при потопе погибла вся одушевленная природа, а был храним только богогласный Ной, не сошли с неба звезды вместе с потонувшими в воде, и нисколько они не подвиглись от своего чина (порядка). 108 Вопрос. Как тогда Писание говорит об Аврааме, что тот – звездочет? И как многие другие разное о нас говорят: что растущий ребенок будет убийцей или любодеем, а другой – трезво-мысленным и целомудренным, узнавая это по звездам? Ответ. Писание называет Авраама звездочетом, но нигде Авраам не делал из звезд богов и не воздавал почитания звездам, как показано. Но извещается, что патриарх внимал им о земных вещах: о дожде и засухе, о буре. Отцом его был Фарра, который долго жил с халдеями, почитающими божествами палящий огонь, но Авраам был первенствующим не в звездопочитании, но в Богопочитании. Потом, после рождения Исаака, он нанес себе обрезание железом, опять же не ради звездопочитания, но по богогласию, когда от бесплодной и старой сожительницы причастился рождества Исаака. С ней он от юности, когда он был в поре возраста, до самых седин и дряхлой старости спали вместе, и никак за звездочетами не следовал, и не звезды сделали, что повелели ему вынужденно заколоть отрока, не звездам он следовал, но покорился Богу. Халдею и Месопотамию прошел. Так и достолюбивый Константин, когда собрал святой Собор, и успокоил всех на послушание, то звездочеты вместе с тобою исповедовали нашу веру. И где тут их «смешение» или «схождение»? Тобою упомянутые учения были разрушены Божией силою и премудростью; а также трезвением и наставлением, превышающим то, что ему противостоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Часто впадаю я в заблуждение касательно настоятеля собора и моего начальника, имея о нем дурное понятие и понося его за недостатки, слабости, причуды, скупость и излишнюю бережливость. Нередко я был уверен, что он злонамеренный человек, несправедливый, например касательно дьячка Зрелова, которого он отрешает от места за проступки его. Зрелов действительно виноват. Быв на месте благочинного, я не потерпел бы его доселе и сместил бы с места давно. Между тем настоятель долго терпел его. 12 сентября Согрешил я тяжко пред Господом, без ума смеявшись тогда, когда шла речь инспектора гимназии Цветкова о разговоре придворного протоиерея Рождественского с обер-прокурором графом Дмитрием Толстым о переведении протоиерея Богословского из Архангельского Московского собора в Успенский собор и когда Рождественский, получив согласие обер-прокурора и получив замечание: как другие согласны будут члены Синода, сказал: с теми-то я полажу. Тут я из подобострастия громко смеялся, а в мысли было унижение первенствующего члена Синода, митрополита Исидора. Тяжело согрешил я, осмеяв первенствующего иерарха Русской Церкви. Прости, Господи, меня, кающегося. Да простит мне душа твоя, иерарх Божий, грех мой. 13 сентября Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе Боже, удивившего на мне и нынешний день чудо милосердия и оживотворения утром, после утрени, когда я в покаянии и молитве сердечной целовал сердечными устами престол славы Твоей в Покровском приделе нашей церкви. Грех мой был тот, что я возымел в сердце зависть, рвение и неприязнь к чередному иерею Александру за сребролюбные, корыстные проделки его, как я думал, с вдовою старицею Матроною Долгановою, отдавшею в распоряжение его (или настоятеля) двести рублей денег на панихиды и погребение и сорокоуст по смерти ее, которые хотела отдать мне. И я впал в сребролюбие и неприязнь, и огнь палящий объял меня, скорбь и теснота, но вот, когда я покаялся искренно, Господь простил грех и оживотворил меня чудно, явно, скоро. Слава долготерпению и милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушеству и скоропослушеству, благоуветливости и благопременению Твоему, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010