«Видя Тебя, покрытого язвами, обесславленного, обнаженного на древе, Чадо Мое, чувствую огнь, палящий внутренность мою», – рыдая, вопияла Матерь и Дева 914 . «Не вымолвишь ли Рабе Твоей слово, одно слово. Ты, Слово Божие? Не ущедришь ли, Владыко, Тебя родившую» – взывала Чистая, плача, рыдая и лобызая тело Господа Своего 915 . А в то время свершалась великая тайна. Но мы непробудно спали. Некогда от плотского отца нашего, – «всеродного Адама», – родилась из ребра плотская мать, – Ева; и, когда восстал Адам от глубокого сна своего, то нашел подле себя невесту. Также теперь, от духовного Отца, – Христа, – из ребра прободанного, родилась духовная Мать наша, Церковь ; и когда восстал Христос от смерти, то нашёл возле Себя Невесту. Богородица повивала Новорожденную 916 , но мы были, как в сновидении. 2. «Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш пения; тогда между народами говорили: великое сотворил Господь над ними! 3. Великое Господь сотворил над нами: мы радовались». Христос воскрес от мертвых, и Смерть ранена смертельно. «Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа?» 917 Холодеющие лапы твои почувствовали, что Мир ускользает из твоих стальных объятий. В хаотически-мятущемся море образовался островок – верное прибежище от ужасов, и Хаос уже не всё смог захлестывать своими валами. Прозрачными массивами двинулись эти жидкие скалы на островок. С яростью, нагоняя одна другую, раззевая зияющие пасти, громоздились одна на другую волны 918 . Но с далеко-слышным грохотом бессильно разбивались о Краеугольный Камень 919 . Затем снова, закусив удила, рвались хризопразно-зеленые 920 кони и фыркали пенными потоками. Высокими брызгами взлетали серые чёлки их, и белые гривы взмётывались туманом мельчайших брызгов. С храпом и ржаньем ударяли копытами о камни и хрустели ими, швыряясь во все стороны. Распаляясь злобным бешенством, грозно рыкали пенно-гривые Буцефалы, подымаясь на дыбы против Камня. Взмыленные от последних напряжений, подкатывали к Острову целые скалы, наскакивали один на другого, ударяли копытами Камень. И изнеможённые, сокрушались они об его адамантскую твёрдость, а Камень стоял нерушимый. И рычало бессильным роком мятущееся море. И стонало, и громыхало, и стучало оно, – всё в мыле. Но Камень стоял нерушимый, и раненое Чудовище только громоздило около него скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года в Москве. Родителей его звали Иаков и Анна. По преданию, Блаженный родился на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, где мать его горячо молилась. Когда отрок подрос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Через некоторое время мастер понял, что ученик его – не простой человек. Однажды некий купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем Тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16-летнем возрасте блаженный Василий начал тернистый подвиг юродства. В лютый мороз и палящий летний зной ходил он обнаженный и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях Блаженного открывался особый, поучительный смысл. Стало ясно, что Блаженный Василий – обличитель неправды, человек Божий; постепенно он стал пользоваться вниманием и почитанием. Один купец начал строить на Покровке в Москве каменный храм, но трижды своды его обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а тот направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст Тебе совет, как достроить Церковь ». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. – «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только купец вспомнил свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить Церковь . Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение. После этого он благополучно завершил возведение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начальнику хора. Давидово. О Господе — надежда моя; как же говорите вы душе моей: «улетай, птица, на гору твою!» 2 Вот, нечестивые напрягли лук, стрелу приложили к тетиве, чтобы во мраке стрелять в тех, кто сердцем прям. 3 Когда основы сокрушены, как праведному быть? 4 Господь во святом храме Своем, Господь! — на небесах Его престол, зорко очи Его глядят, испытуют Адамовых сынов вежды Его; 5 праведного и злого испытует Господь, и насильника ненавидит душа Его. 6 Горящие уголья, как дождь, на нечестивцев Он изольет, и огнь, и серу, и палящий вихрь — такова доля их и чаша их. 7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, и праведник узрит лик Его! [ ] 11/12 Для осьми струн. Псалом Давидов. 2 Господи, спаси! Ибо правого — не сыскать, ибо верных меж сынами Адама нет. 3 Всякий ближнему своему глаголет ложь, льстивы уста и двоедушны сердца. 4 Да истребит Господь льстивые уста и велеречивый язык — 5 тех, кто молвят: «Языком мы сильны, уста наши при нас, кто ж нам господин!» 6«Из-за обиды простым, из-за стона бедняков ныне же восстану, — говорит Господь, — дабы в безопасности сокрыть того, кого уловить хотят». 7 Слова Господни чисты, как очищенное от земли серебро, переплавленное до семи крат в горнильном огне. 8 Ты, Господи, их сохранишь, сбережешь от рода сего вовек; 9 ибо злые творят дела свои, когда стала низость у сынов Адама в чести. 18/19 Начальнику хора Псалом Давидов. 2 Славу Божию поведают небеса, и о деле рук Его вещает твердь; 3 день дню изливает молвь, ночь ночи являет весть; 4 нет глагола, нет речей, не слышно их голосов, — 5 по всей земле несется их вопль, до концов вселенной слово их. При них поставил Он для солнца шатер, 6 и выходит оно, как из чертога жених, радуется, как исполин, пробегая путь; 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от жара его. 8 Закон Господень совершен, душу укрепляет он; свидетельства Господни тверды, умудряют они простецов, 9 веления Господни прямы, сердце они веселят; заповедь Господня светла, просвещает очи она; 10 страх Господень чист, пребывает вовек; приговоры Господни верны, все праведны они; 11 желаннее злата, чистейшей руды, слаще меда и влаги сот, 12 Ограждается ими раб Твой; за соблюдение их мзда велика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Беспрестанные ссоры между духовенством различных вероисповеданий, оканчивавшиеся не только обидными выражениями, но и формальною потасовкою на «месте святе», чему необходимо приходилось бывать свидетелем паломникам, не могли благотворно действовать на последних, каким бы христианским чувствам они не были преисполнены. Я умолчу о знаменитой сравнительно недавней драке между православным и католическим духовенством в самом храме Воскресения Христова у Гроба Основателя религии мира и любви. В этих случаях паломникам оставалось или принять сторону своих или остаться безучастными, и Памфил, бывший свидетелем этого прискорбного события, сообщает, что поклонники к чести своей последовали последнему влечению; у них не подымались руки, несмотря даже на пример духовенства, на то, чтобы сражаться над Гробом Христовым. Если подобные печальные события могли иметь место в самом Иерусалиме, на глазах Патриарха, в святейшем из святых месте, то естественно ожидать, что не легче было поклонникам и в других местах Палестины, и не лучших сцен им приходилось быть невольными свидетелями. По современным условиям путешествия по Святой Земле нельзя себе и составить понятия о том, каково было хождение по святым местам даже лет 40, 50 тому назад. Те же беспорядки и своеволия турецких властей, обусловливающие невозможность путешествия по Палестине без уплаты бакшишей не только разбойникам, но и начальству, те же лишения и бедствия, которые сопровождали богомольца на пути в Святую Землю, служили ему и дальнейшим уделом. Совершенное отсутствие даже посредственных дорог, неровность почвы, утомляющая пешехода, страшные крутизны, едва проходимые тропинки над ужасающими обрывами, вертепы полные разбойников и диких зверей, палящий зной, безлюдность во многих местах Палестины, невозможность достать себе ни пищи, ни питья па пути, особенно без знания местного языка, недоверие и нелюбовь жителей, полная бесприютность, а часто и одиночество богомольца – вот те тернии, которыми этот последний должен был проходить свой по истине скорбный путь. И если он, этот беззаветный страдалец, полный веры в Бога, паломник русский и выносил на своей могучей натуре все тяжести этого крестного пути, то там его у святынь, куда он стремился всею душою, всем пылом горячего верующего сердца, не всегда ждало его полное удовлетворение и мир, коего алкала душа его... люди способны были и здесь отравить лучшие минуты в жизни паломника своими материальными стремлениями, не дать вылиться наружу накипевшей годами тяжести сомнений и скорби... И куда ни шел русский паломник, везде ему была одинаковая честь... Лишения, труды, бакшиши со стороны турок и греческого духовенства, бесприютность и не радушие, а подчас и смерть везде встречали его…

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Элий Ламия, легат Сирийский кесаря, тебе с Капреи Прислал гонца. Вот, господин, письмо. (Вручает Пилату покрытую воском дощечку, на которой написано письмо.) Префект (трибунам). Идем, друзья. От Ламии посланье, Конечно, важную приносит весть. Не будем прокуратору помехой. (Все, кроме Пилата, уходят во вторую дверь.) Явление пятнадцатое Пилат (читает письмо). " Прошло время, когда, по наущениям Сеяна, иудеи были в немилости у кесаря. Ныне им возвращено благоволение нашего владыки. На острове Капрее получена жалоба иерусалимских граждан на то, что прокуратор Иудеи, презирая их верования и законы, вывесил перед дворцом посвященные кесарю золотые щиты. Августейший повелел мне объявить тебе его гнев и требует, чтобы щиты были возвращены в Кесарию и помещены в храм Августа " ... (Ломает в мелкие куски дощечку.) Когда б Сеян, заступник мой, был жив, Не стал бы Ламия, мой старый недруг, Тиверия веленье исполняя, Мне строк таких писать. - Нашла гроза: Как молния негаданно-нежданно Сверкнула весть о гибели Сеяна; Теперь Владыки мира гнев палящий Меня разит ударом громовым. Куда укрыться! Где найти спасенье! И есть ли в целом свете уголок Неведомый, далекий, потаенный, Где б со своей Капреи неприступной Зловещий, лысый, сгорбленный старик Рукою дряхлой, сморщенной, но мощной Не мог меня достать и раздавить? Нет, не уйти от глаз его всезрящих, Как от грозы небес не схорониться. А потому верней и безопасней Чудовищу во власть себя предать. Пусть... (Справа за сценой шум приближающейся толпы.) - Голоса и шум я слышу... Это От Ирода еврейская толпа Ведет обратно Иисуса... Как бы Ни порешил четверовластник, я Закон исполню. Иисус невинен. Сомненья нет. Его я отпущу И кесарю дам случай убедиться И в правосудии, и в беспристрастьи, И в твердости наместника его. (Уходит во вторую дверь направо.) Явление шестнадцатое (Входят: Прокула, Александр и Лия слева, а Иоанна из третьей двери.) Прокула (Иоанне). О, наконец! Я заждалась тебя! - На площади, ты слышишь, Иоанна, Опять шумит народная толпа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Правда, не так далеко впереди стояло какое-то здание с куполом, но упредившая меня часть кавалькады нашей давно уже объехала его и все смотрела вперед. Точно, купол принадлежал одному могильному памятнику, а не Иерусалиму. Миновав его, я ожидал, что за возвышенной полосой земли, куда скрывались один за другим передовые, уже откроется все. Между тем, открылось только вправо от дороги, в значительной отдаленности, большое строение с башней в роде русской колокольни. Я сейчас отгадал, что это Крестный монастырь с училищем, о котором уже начала носиться слава по Востоку. А Иерусалима вс не было! Палящий зной увеличивал нетерпеливость нашу. Утомленные животные еле шли. Мул мой по временам издавал раздирающий вопль. Понять нельзя было, отчего до сих пор не виден город, бывший по расчетам уже весьма близко, тогда, как поверхность земли была повидимому совершенно ровная. Ho последнее было не что иное, как обман. Самым незаметным образом, она склонялась к нам. Минута, не повторяемая потом, приблизилась. Легкая неровность земли вдруг обозначила за собой, впереди дороги, два минарета и быстро восстал передо мной, рисуясь на светлом небе темными стенами, Иерусалим. Где вы, столько лет лелеемые в душе, приветы Граду Божию, преславному, прекрасному, возлюбленному? Где вы, так давно и так заботливо готовимые, горячие слезы, – жертва бедная от бедного Богатому и Обнищавшему ради меня? Придите на уста мои и на очи мои! Минута свято-заветная настала. О светлый и избавленный град, голубице 2 , Град правды, мати градовом 3 ! Град Царя великого 4 ! Град Господа сил! Селение Вышнего! 5 Град взысканный н не оставленный! 6 Ты ли это перед моим взором, моим умом, моим сердцем? Да! К великому счастью духа, это не был сон. Медленно подвигались мы на встречу чарующему видению. Глаз впивался во все, что мог различить. Но различал он пока не многое. Длинная и высокая, темная стена, с двумя массивными башнями посередине, закрывала собой все. Башни сторожили западный вход в город, так называемые Яфские ворота, хорошо известные свету по рисункам.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

– Своди меня в Иерусалим, чтобы мне поклониться св. Кресту и св. Воскресению Христа Бога нашего, потому что на этих днях Господь возьмет меня к Себе. Старец вместе с ним отправился во св. град. Поклонившись святым и дорогим местам, они прошли к св. Иордану и омылись в нем, а три дня спустя почил брат Фалалей. И старец похоронил его в лавре Копрата. Прошло немного времени, и сам отшельник авва Георгий скончался. И похоронили его отцы лавры Копрата в своем храме. К главе 91 О жизни без одежды см. прим. к гл. 19, о восках. Но встречались также, как видно, и отдельные примеры обнаженных подвижников, живших под открытым небом или в пещерах. Сульпиций Север рассказывает об одном отшельнике Синайской горы, что он в течение пятидесяти лет не имел другого покрова, кроме длинных волос. Нечто подобное рассказывается о подвижниках Онуфрии и Софроний. «На меня не действует более суровость воздуха, не жжет палящий зной, не зябну во время стужи». Прп. Авва, или Агавва, живший в Коринфской обители, в отрогах Аманского хребта, по словам Феодорита, «изумительно выдерживал и холод во время мороза, и зной солнечный во время жары. Казалось, для него все равно, веял ли на него прохладный ветерок, или падали палящие лучи солнца». Сирийский отшельник св. Иоанн (сконч. около 450 г.) в продолжение двух– или трехдневной молитвы стоял на обледенелой земле, и снег так засыпал его, что его пришлось откапывать чуть не лопатами. Замечательно при этом, что подвижники достигали весьма преклонного возраста, до ста лет и более… О лавре Копрата см. во введении. Глава 92 Жизнь Георгия каппадокийского и обретение тела Петра, пустынника св. Иордана Вышел из огня без вреда. Св. отец наш авва Георгий, архимандрит монастыря св. отца нашего Феодосия, расположенного в пустыне близ св. града Христа, Бога нашего, рассказал мне и брату Софронию софисту: «Жил со мною здесь брат по имени Георгий, родом из Каппадокии. Он служил в Фасаэлиде. Однажды братия пекли хлебы, а Георгий растапливал печь. Истопив печь, он не знал, чем ее вытереть, так как братия, ради его испытания, спрятали лоскут. Тогда он влез в печь и вытер ее своим плащом, потом вышел из огня без всякого вреда. Узнав об этом, я сделал строгое порицание братии за такое испытание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ионы и видя здесь же, в гор. Екатеринодаре, примеры исцеления по молитве отца Ионы, 29 июля по телеграфу обратился в Киев, прося святых молитв о. архимандрита Ионы. Последовал же по телеграфу крайне милостивый и утешительный ответ о том, что просьба моя принята, что святые молитвы отцом Ионою пред престолом Божиим о спасении аула возносятся, и Господь Бог услышал. Затем в телеграмме же преподается благословение. Послав телеграмму, я строго следил за происходящим в ауле, получая ежедневно оттуда сведения, и положительно удостоверяю, что со дня посылки этой телеграммы болезненность и смертность заметно уменьшилась и продолжает уменьшаться. С августа новых заболеваний в ауле не было, равно как не было ни одной смерти, и оставшиеся больные выздоравливают. Вот факт благодати Божией по молитве иноземного и иноверного нам, магометанам, русского священнослужителя, совершившейся над моими соплеменниками. Видения, бывшие отцу Ионе, зарисованные Отец Иона при жизни своей поручил одному из иконописцев зарисовать свои видения. Некоторые из этих зарисовок перерабатывались несколько раз, пока, наконец, не достигали того, что видел о. Иона. И сюжет, и расположение ликов, и обстановка в природе – все это зарисовывалось в окончательном виде только тогда, когда батюшка был уверен в полном сходстве рисунка с «явлением». В записках почтенного старца не находим разъяснений к некоторым из этих рисунков. Будущее Свято-Троицкой Обители и будущее монастырей наших даст объяснение виденного прозорливцем. Видения эти разделялись на два, по выражению преподобного старца: одни были на фоне «ако курение дыма». Кроме того, зарисованы явления Божией Матери и лики святых: 1 марта 1861 года и 9 марта 1962 г. и видение на Киево-Печерскую Лавру, бывшее около года. А на фоне «яко огнь палящий» Божия Матерь на всех сих иконах изображена в рост и окружена пламенновидным сиянием с жезлом в правой руке, в таком виде, как и явление 1 марта. На первой иконе предстоящие Апостолы: Петр, Иоанн Богослов, Иаков и преподобный Андрей Критский .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через ту росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные Маргариты, родила в пещерах как в недрах морской, по сказанному Исайей: " Рождался ли народ в один день, как Сион,- едва начал родами мучиться, родил сынов своих " (Ис. 66:8). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви - в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех вещах, если не действием, то силой. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: " Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами " (Кол. 2:5). И как пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: " Ищете горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном " (Кол. 3:1-2). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: " Польется как роса речь моя " (Втор. 32:2). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: " Взывают праведники, и Господь слышит их " (Пс. 33:18). Потому-то и было отмечено, по молитвам преподобного Антония, - место для основания святой Печерской церкви росой и огнем. Зная, братия, великую любовь преподобного отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: " Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе " (2 Мак. 15:14). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преподобный отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

   Чем здесь, на земле, среди падших людей,    Ты тайну небес разгадаешь,    Чем в книге небесной ты мыслью своей    Хоть букву одну прочитаешь!    Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал    В волнах еще голос тот строгий;    Святитель в ребенке со страхом узнал    Посланника вечного Бога!    И тихо, пустынно все было кругом;    Лишь море, в раздолье привольном своем.    Сердито гуляя, волну за волной    К святого ногам прибивало,    И с рокотом злобным о берег крутой    Волну за волной разбивало. Карманная Псалтырь Скачать в формате Microsoft Word на церковнославянском языке Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники   Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек «блажен», который, презрев «путь грешных, ...о законе» заповедей Твоих «размышляет днем и ночью» (Пс. 1:1—2). Научи меня грешного от всего сердца «со страхом и трепетом» верно «служить» (Пс. 2:11) Тебе, и «голос мой» (Пс. 3:5), смиренно призывающий Тебя, «услышь» (Пс. 4:2); итак, милостиво «услышь слова мои» (Пс. 5:2) и «во гневе Твоем» (Пс. 6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, «как лев, души моей, ...когда нет избавляющего» (Пс. 7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо «величественно имя Твое» на небе и «по всей земле» (Пс. 8:2), — обрати «врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим» (Пс. 9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а «сера и палящий ветер» (Пс. 10:6) не истребили меня. «Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь» (Пс. 11:6), «призри и услышь меня, Господи» (Пс. 12:4), потому что Ты — совет «нищего и упование его» (Пс. 13:6). Дай мне, Боже мой, поступать «непорочно и делать правду» (Пс. 14:2), да будет благодать милосердия Твоего «частью наследия моего» (Пс. 15:5). «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8), потому что Ты — «крепость моя, твердыня моя и прибежище мое» (Пс. 17:2—3) . «От тайных» (грехов) «очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13—14), Господи. «Пошли мне помощь из Святилища» (Пс. 19:3) и «желание сердца» (Пс. 20:3) моего исполни. «Спаси меня от пасти льва» (Пс. 21:22) и «направь меня на стези правды» (Пс. 22:3) Твоей, чтобы я мог «взойти на гору» Твою и «стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем» (Пс. 23:3—4) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010