От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один животворный, о коем Господь говорит: Огонь Я пришел низвесть на землю (Лк. 12, 49), а другой - огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот. у тебя нет чистоты сердца - это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, - перемени себя, будь сочувствен... не имеешь усердия в молитве к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей дух, вкус и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Апок. 3,21). Дивное дело. Тот же человек, который благоговеет пред Творцом и видит Его творение в прекрасном, восхитительном виде и бывает полон удивления, любви и благоговения пред Ним, - бывает способен и к низким, нечистым, греховным, лукавым помыслам и чувствам плотским, и может воображать в уме самые нечистые скотские вожделения и наслаждения, и глубоко оскверняться в своих помыслах и чувствах. Что за противоречие в тебе самом! Какое стремление греха в тебе! Как грех в виде всякой нечистоты стремится осуществить себя на деле и осквернить тебя. Какой подвиг душевный непрестанно предстоит для тебя - бороться с нечистотою внутри тебя и отвоевывать свое благородство духа и чистоту души и тела! Иначе ты развратишь и осквернишь свою природу - душу и тело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1005...

Митрополиты геронты написали письмо в Св. Синод. Жестоко жалуются, не объясняя за что, и на кого. Между тем на протест их патриарх и народное собрание напечатали опровержение. Некто думает вступить за геронтов, и расположить к сему Государя Императора. Но это значило бы возстать против церковных правил, против истории, против патриарха и национальнаго собрания. Не знаю, что Господь устроит, или попустит. Господу помолимся! Не хотелось бы оскорблять очи ваши чтением письма, полученнаго с Сергеевской почты. Но, может быть, надобно. В сгромождении неправды иногда бывает зарыто несколько неправды. Может быть, неизлишне обратить внимание, берегут ли лаврский хлеб. Может быть, неизлишне также внимание, нельзя ли узнать язык опаляемый и палящий яростию, чтобы остеречься от него. – Здравствуйте вы: а я ныне в соборе не был, а только в своей церкви. Ноября 8-го 1859. 1305 Отцу наместнику и братии здравствовати и мирствовати о Господе. Не в первый ли раз телеграф употреблен для дела душепролезнаго? – Сего дня в первом часу п полуночи получил я из Харькова, неизвестно от кого, телеграфическую депешу, в которой просят отпеть молебен Божией Матери Иверской и преподобному Сергию, о здравии и спасении Андрея, Александры и Ольги. Как сие можно было сделать и в Харькове: то конечно дело в том, что молебен был непосредственно пред Чудотворною иконою и при мощах преподобного Сергия. Итак, поручить совершить молебен по написанному, и велите казначею положить в кружку моих три рубля. – У меня был директор Гимназии, и просил допустить учеников устраняемаго в посаде училища обучаться иконописанию и резьбе на дереве в Лавре. Я сказал, что не могу дать решительнаго ответа. Уже у нас есть довольное многолюдство: умножение людей, и примешение чужих может причинять затруднение и разстройство. Может быть окажется возможным допустить немногих, если не будет означеннаго опасения. Неприятный подобный опыт есть в Московской семинарии, где ученики обучающиеся в светском архитектурном училище, научаются там своеволию, и приносят оное в семинарский дом. Мне кажется лучше бы, если бы совсем не приходили чужие и к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Воскресение. Благодарю Господа, сохранившего меня в неистлении прошлую ночь, когда я лежал на левом боку; Господь молитву мою исполнил. Директор Яниш, об отставке коего я молился вчера вечером по причине картежничества и уничижения житий святых, во сне ночью явился мне чрезвычайно любезным и расположил меня в свою пользу. Что это значит?.. Не поторопился ли я сделать ложное о нем заключение?.. Вчерашняя теснота по замечании его, видимо, была от диавола. Да потерпит нам и еще Господь. Вечер. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь и милость при служении бдения и ранней литургии в соборе, когда избавил меня многократно от козней вражеских после молитвы Христе, Свете истинный, и особенно во время обедни после великого входа, еще более по причащении Святых Таин, оживотворивших меня, и после причащения детей, из коих некоторых я презрел и не возлюбил в сердце за неопрятность и неблагообразие, в чем сердечно раскаялся в сердце пред Господом и получил милость и избавление от бесовского одержания, тесноты и муки. Сильная раздражительность была со мною во время водосвятного молебна для Софьи Васильевны Субботиной, коего не хотел было служить дьячок Каменоградский по ее просьбе. Благодарю Господа, избавившего меня ныне от величайшей душевной беды и скорби и тесноты, постигших меня во время совершения крещения в доме Николая Мичигина, у одного мастерового; я вспомнил о богатой кружке отца настоятеля Павла ( руб.) и о его скупости, жестокосердии и немилосердии к бедным и вообще о необщительности с братией и ближними и позавидовал ему (есть чему завидовать! – праху и смраду демонскому, доле Иудиной!), хотя и моя доля не малая и вообще всегда довольная, с избытком, при всех пособиях бедным родственникам! Долго я носил в душе моей эту беду, эту тесноту, этот огнь палящий, эту смерть, хотя и постоянно каялся; пришел в собор, многократно припадал к престолу милосердия и благодати и, когда совершенно осудил себя и раскаялся, прося сердечно прощения у Владыки и Господа, тогда получил совершенный мир, простор, великую и богатую милость. Оттого ли око мое лукаво, что Господь благ [ Мф.20:15 ] и хощет дать настоятелю нашему гораздо более, чем мне? Вперед мне наука: быть довольным своей долей и не смотреть завистливо на большую долю ближнего! Господь ведает, что творит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«и дано было ему множество фимиама» – фимиам дан Ангелу для того, чтобы молитвы святых легко могли вознестись к престолу Божию. О посредничестве Ангелов в молитвах людей преподобный Иоанн Лествичник говорит: «молитва наша не имеет ни силы дерзновения, ни крыл чистоты, и не может вознестись ко Господу, если Ангелы наши не приблизятся к нам, и взявши ее, не принесут ко Господу». «на золотой жертвенник» – тот ли это жертвенник, под которым находились души убиенных за Слово Божие (6, 9), однозначно ответить трудно. В ветхозаветном храме, устроенном по образу храма небесного, о котором  идет речь, было два жертвенника: медный, на котором приносили в жертву животных, и золотой, на котором приносили фимиам. Некоторые считали, что жертва животных – это прообраз мучеников, а фимиам – прообраз молитв святых, молитв Церкви. Соответственно этому можно думать, что в 6, 9 речь идет о медном жертвеннике, то есть о его небесном первообразе, тогда как здесь – о золотом.  4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. «наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю» – смысл этого действия таинственен. Толкователи отмечают, что огонь, исходящий от Бога, нередко означает в Библии Божий гнев и наказание грешникам: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10, 6). 74 74 См. также Пс. 139, 11; Притч. 25, 22; 3 Езд. 16, 54.  Также: «Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался на них Господь. Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него» (2 Цар. 22, 5–9). В последнем отрывке мы видим, что Бога подвигла на гнев молитва гонимого праведника, и это может быть созвучно с повествованием о принесении Богу молитв святых и повержении на землю небесного огня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

120, 1]. 217.  Как слово человеческое открывает, что есть на уме и на сердце человека (открывает ум — незримый, владычественный, творящий), и чрез слово, открывающее ум или мысль, исходит из человека дыхание, так несколько подобно Слово Божие являет нам Отца, — этот великий, всесотворивший Ум и чрез Слово же вечно исходит и является людям от Отца Дух Святый Животворящий, Который есть сила Вышняго ( сила Вышняго осенит Тя) [Лк. 1, 35]. Теперь понятны слова Спасителя: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открытии [Мф. 11, 27]. Видишь? Только Сын открывает людям Отца, как наше слово — сокровенную в душе мысль нашу. Вот какое теснейшее единение между Отцом и Сыном! И каждому Лицу свойственно владычество и свое, так сказать, дело. Потому Спаситель говорит ученикам: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам [Иоан. 16, 7]. Слава Тебе, Сыне Божий, открывай нам таинство Пресвятыя Троицы — Отца, Сына и Святого Духа! Слово Твое — истина; всеми и каждым порознь словами Твоими мы живем. Они нам сладость, покой, жизнь; особенно же слово об Утешителе. 218.  Укрепляйся в несомненном призывании Утешителя Духа, — Он весьма известен тебе. Ты так часто призываешь Его на Св. Дары, Он, по твоей молитве, непременно и непрестанно пресуществляет их всегда, и ты вкушаешь сам многократно плоды Его божественных действий. 219.  С величайшей осторожностью нужно держать в своем скудельном сосуде, в сердце, сокровище Духа, реки во чреве своем воды живой [Иоан. 7, 38]; нужно бодрствовать над своим сердцем, быть кротким, удерживаться от раздражительности и движений самолюбия, привязанности к земному, от нечистых восстаний плотских; в противном случае бесценное сокровище Духа мгновенно оставит нас: вдруг исчезнут из сердца мир и радость, — это чувство необыкновенной, ангельски-духовной легкости души, парящей на свободе сердца и мысли; исчезнут и эти реки воды живой, которые пред тем только текли и напояли обильно бразды души; душу наполнит чуждый огнь, мучительно палящий внутренности, лишающий ее мира и радости и наполняющий ее чувством скорби и тесноты и подстрекающий к раздражительности и хуле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Воззовем ныне и все единодушно молитвою ко Господу о избавлении, а те из нас, которых на высоте горы не коснулось водное искушение, воззовем ко Господу посильным благотворением пострадавшей и страждущей от потопления братии нашей; примем их под кров свой, подадим средства к облегчению злострадания их, пособим необходимому требованию их; тогда Господь услышит нас и явит нам силу благости Своей. Господи, Спасителю наш, вознесшийся во славе ко Отцу Твоему! обрати к нам лице милости небесного Отца! Не остави нас сирых, да приидет Дух Твой благий, нося нам избавление от вод многих и спасение от наводнения глубины; покажи нам бедствующим дела благости Твоей, Человеколюбче! Аминь. 1854 г. Мая 20 д. в храме Вознесения Град. Воскрес. Церкви. Слово 3 по поводу 2-го общего моления о избавлении от наводнения Призови мя в день скорби твоея и изму тя и прославиши мя. ( Пс. 49:15 ). Так Сам Бог наставляет нас обращаться к Нему о испрошении помощи в скорби, особенно в скорби тяжкой, великой, обременяющей участь нашу, хотя и во всякой прилучающейся нам скорби истинная помощь наша от Господа, сотворшего небо и землю. В Едином Господе истинное наше утешение, в Нем избавление. Но в частных скорбях наших внешнее утешение и видимое облегчение получаем и от людей. Врач помогает нам в болезни, рука благотворителя облегчает нашу нужду, совет друга ободряет нас в затруднении и тесноте. И здесь помогает нам Бог . Но врачующая и вспомоществующая сила Божия действует в видимых орудиях и внешних средствах, и мы после Бога обращаемся и к людям, как орудиям благости Господа, и служителям премудрых советов Его. Но есть скорби и обстояния великая, постигающая всех или многих из нас, от которых может избавить нас токмо рука Божия; в которых и призывание Господа о помощи должно быть общее, единодушное, особенное, дабы и избавление было очевидным действием Божиим. Является между людьми губительная зараза, распространяется голод по земли, палящий продолжительный зной засушает поля, льющий из облаков неудержимый дождь, или речное разлитие, как ныне, потопляет землю и жилища наши; что нам делать в этих обстояниях, где искать помощи? К какому обратиться помощнику? К одному токмо всесильному и всеблагому Помощнику, – Богу, Вседержителю, в руке всеобъемлющего Промысла Которого небо и земля, море и суша, бури и ветры, и все стихии. Он отверзает руку благости и всюду является благо; отвращает лице милости своей и все приходит в смятение. ( Пс. 103:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда храм был совсем готов, Соломон созвал в Иерусалим к седьмому месяцу (священному у евреев) 589 старейшин израилевых, начальников колен и глав родов. Началось торжество перенесения ковчега из Давидовой скинии и освящения храма 590 Сам царь шел впереди представителей от народа, принося на пути бесчисленные жертвы. Шествие замыкали священники и левиты с ковчегом и другими частями скинии. Когда, при согласном пении и могучем звуке труб и кимвалов, ковчег был поставлен на свое место, под крылья херувимов, и жилище Иеговы было, таким образом, со всеми своими принадлежностями, последовало внушительное знамение, удостоверявшее в божественном благоволении к новому храму: густое облако наполнило святилище и привело всех в благоговейный трепет. Соломон пал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву, в которой, хотя и не было той теплоты чувства и живости образов, какими отличались молитвы Давида, зато видно глубокое и чистое понимание откровенного учения о Боге – Самом в Себе, и в Его отношениях к человеку. «Господи, Боже Израилев! – взывал Соломон, – нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу, Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим перед Тобой всем сердцем своим... Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил... Да будут очи Твои обращены на дом сей день и ночь, на место, о котором Ты сказал: Мое имя будет там... Когда кто согрешит против ближнего своего, и приидут они перед жертвенник Твой, в храм сей, тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими... Если будет на земле голод или моровая язва, или палящий ветер... будет ли какое бедствие или болезнь – при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему. Ты услышь с неба, с места (т. е. настоящего) обитания Твоего и помилуй... Если иноплеменник, который не от Твоего народа, приидет из земли далекой ради имени Твоего...

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Значит крест ничего не дал ей? – Нет, крест-то и привёл её к тем подвигам, о которых повествует вторая половина её жития. Семнадцать лет она провела в непрестанных трудах и посте! И каком посте! Два хлеба вкушала в течении нескольких лет. Семнадцать лет она трудилась, постилась и молилась, чтобы прийти к желанной цели, чтобы возродить свою природу. Итак, какой же она вышла из церкви, поклонившись кресту? Я говорю вам, братия, она вышла оттуда только немного лучшей. Это немногое заключалось в том, что она пережила нечто совершенно неуловимое, на словах не передаваемое настроение, то– что ап. Павел называет залогом св. Духа, тот залог вечной духовной жизни, который истинный христианин может и должен получать уже здесь на земле. Это такое состояние человека, когда в сердце его попала искра благодати; во внешности она ещё ни в чём не проявилась, но человек переживает, носит в себе её ощущение, он хочет сохранить и уберечь в себе эту маленькую искру. А искра эта та, про которую говорит Господь Спаситель: „Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся». Из маленькой искры исходит великий пламень Божественный, горящий и не сгорающий, палящий и не сжигающий. Эта искра благодати, доступная сердцу человеческому, в начале незаметна и мала, но скрывает в себе великую силу: она способна возродить человека, переродить всю его природу и заставляет его жить иначе, чем жилось раньше. И вот Мария, великая грешница, вынесла эту искру из храма, и эта искорка возгорелась в ней в пламень, который опалил все её грехи. А вы, возлюбленные слушатели, хранители в себе этот залог Духа, этот благодатный огонь – залог жизни будущей; эту искру радости, которую человек носит в своём сердце и оберегает от всех; с которой ничто не может сравниться и ради которой всем можно пожертвовать? Имеете ли вы это, или нет? Если имеете, то благо вам, а если нет, то старайтесь приобрести, учитесь и молитесь. – Вы, может быть, слышали, что при таинстве миропомазания, священник, помазуя новокрещённого, произносит слова: „печать дара Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасхальное огласительное поучение. Анализ содержания с сравнительно-филологическим разбором текста приписываемого Златоусту поучения Источник Ваше преосвященство и Милостивые государи! Честь имею говорить с кафедры высшего духовно-учебного заведения, в котором наука своей целью должна иметь – да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа (Ин. XVII, 3), где не устами только, но еще более сердцем должно произносить: Господи, во свете Твоем узрим свет! И потому, для своего настоящего чтения я не беру какого-нибудь образца языческой греческой литературы, правда, поучительной во многих отношениях, но не столь близкой к нам, а предпочитаю взять образец древнехристианской греческой литературы. Из роскошных цветов последней останавливаю ваше благосклонное внимание на том скромном цветке христианского красноречия, восхитительные прелести которого православная Церковь глубоко оценила, внесши его с именем Иоанна Златоуста в богослужение своего праздника из праздников. Разумею огласительное поучение, которое всегда у нас произносятся в конце пасхальной утрени. При рассмотрении этого предмета, буду поступать несколько иначе, чем можно ожидать. Вместо перевода на русский язык, будет параллельное чтение славянского и греческого текстов. Это даст два важных следствия – будет возможность сравнивать с греческим текстом славянский, видеть всю выразительность слога последнего, и не будут утрачиваться непередаваемые красоты греческого текста, потому что безукоризненно совершенный перевод считается в филологии недостижимым идеалом. Язык принадлежит к таким внутренним достояниям человека, о которых трудно сказать, чего в них больше: воспринимаемого или претворяемого. Если брать даже первую сторону (разумею предметы конечные и вещественные), то в языке должны быть понятия только из известного окружающего мира. Житель благодатных южных стран не может с безусловною точностью передать описание нестерпимого холода, растительности природы севера, и пасынку северной природы не понятны палящий зной и щедрые дары юга. Насколько язык есть достояние человеческого духа, он не может быть заключен в рамки точного измерения, иначе говоря, невозможно установить безусловное тожество между словами двух, хотя бы я сродных, языков. Кроме анализа содержания поучения и ораторских приемов автора, я своею преимущественною целью считаю исследование греческих корнесловов, сравнительное изучение их с корнями санскритского и других древних языков, славянского и сродных с ним литовского и латышского, и новейших языков немецкого, французского и итальянского. Не говорю о том, что интересно и полезно для науки отыскание первоначального смысла корня, но мы в результате еще увидим преимущество в большинстве случаев на стороне славянского и сродных с ним языков (в отношении чистоты корня), и потому заслуживающих первого места после древних языков в сравнительной филологии, а не последнего, как всегда бывает 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Возможно ли исчислить всех учеников великого Антония, всех тех, которые устремились в пустыню, чтобы под руководством великого аввы достигнуть блаженства Богообщения? Каменистые скаты и ущелья в горных хребтах по обеим сторонам Нильской долины, от Нила до Чермного моря и древнего Синая с одной стороны, с другой - до страшных пустынь Ливийских покрылись кельями подвижников. Ни палящий зной дневной, ни холод ночи, ни дикие звери, ни варвары-хищники - ничто не устрашало их. " На горах явились обители, - пишет Афанасий, - которые, подобно храмам Божиим, наполнились людьми, проводившими жизнь в пении псалмов, в молитвах, посте и бдении. То были люди, которые все свои надежды основали в грядущих благах вечной жизни. Исполненные самоотверженной любви, они непрестанно трудились не столько для прокормления себя, сколько для бедных. Это был как бы особый мир, блаженные обитатели которого не имели других целей, кроме правды и благочестия... Кто, взирая на них, не воскликнул бы: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю, яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь! " ... И для всех этих подвижников великий Антоний был наставником, отцом, великим образцом для подражания. Его слово было исполнено силы, проникало до глубин сердца. " Христос явил в нем врача для всего Египта, - пишет Афанасий. - Кто при Антонии не изменил своей печали на радость? Кто не отложил гнева? Кто не забыл горестей гнетущей бедности? Кто не пренебрег благами мира? Какой инок, утомленный подвигами, не ободрялся вновь благодаря его слову? Какой юноша, объятый страстями, не обратился к воздержанию?.. Он знал, кто страдает каким недугом, и для всякого у него находилось пригодное врачевство " ... В числе других наставлений великий авва раскрывал своим слушателям иногда тайны незримого мира, не для удовлетворения суетного любопытства, но единственно из желания нравственной пользы, для предостережения от соблазнов. " Явление святых ангелов, - говорил он, - тихо и мирно, наполняет душу радостью, восторгом, упованием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010