XIV. Молитва sThg 3-я в день Вознесения Христова Господь Иисус — услада моя! Милостиво Ты соблаговолил воспринять наше естество и обожить его Славою Божества Своего. Воскресение моё и Жизнь моя! И всю мою человеческую природу Ты в Самом Себе вознес и посадил у десницы Отца на высочайшем Твоем престоле, прославив в Духе Святом. Всего меня вознеси превыше всякого обольщения вражеского и превыше всего тленного и мимотекущего. Восходя на Высоту Славы невидимых Твоих небес, не оставь меня, не удались от меня: Ибо Твоё вознесение это и мой восход в Твою славу. Не оставь меня растлиться моими грехами, но яви меня высшим всех вражеских ухищрений. Ты явил меня причастником Твоим. Удостой приобщением к чистейшему Твоему и Живоносному Телу подлинно приобщиться к Твоей Жизни. Желая меня вознести, Ты явился в моем теле, и меня, причащающегося непорочному Твоему Телу, вознеси с Собою ввысь в Духе к престолу славы Отца. Восприми меня, Владыка, в объятия Свои и не выпускай меня ни на какие распутия жизни, избавь от сети врага, от прелести житейской и от грехов моих. Преисполни меня всего жизнью Твоею и благодатью Утешителя Твоего Духа, Единосущного Тебе по Божеству. Покрой меня Щедротами Безначального Твоего Отца. Наполни мое сердце усладой от служения Тебе, да и на рабе Твоем явится спасительная слава Твоя, в ней же царствуешь с прославленным естеством человеческим. V. Тропари непосредственно перед принятием Св.Тайн Вот, приступаю к Божественному Таинству общения. Создатель — не опали меня причастием, Ведь Ты — огонь, палящий недостойных. Очисть меня от всякой скверны! Боготворящую кровь видя, ужаснись, человек, Ведь это — раскалённый уголь, опаляющий недостойных. Божье же Тело и обóжает меня, и питает: Обóжает дух, ум же удивительно питает. Вечери Твоего Таинства, как блудный и как впавший в руки разбойников, да удостоюсь я, по человеколюбию Твоему, во спасение и исцеление, в прощение грехов и в здравие и в радость мне. Услада — тосковать мне по Тебе, Христе! Во мне бурлит [ ] огонь любви [ ] Божественной! Сожги мои грехи в огне нетварном и наслажденьями Тобой насыть.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

«Не бойтесь убивающих тело... бойтесь Того, Кто... может ввергнуть в геенну» ( Лк. 12, 4–5 ). Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему ( 28, 97 ). Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 57 ). Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 522 ). «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам. Того бойтесь» ( Лк. 12, 4–5 ). Самый большой у нас страх – это страх смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия, лучше умри, но не иди против страха Божия. Потому что если пойдешь против страха Божия, то, по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее всегда имелось в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время, когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх Суда Божия с его последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Три часа пополудни. Господи, Боже чудес! Благодарю Тебя за многократное избавление во время обедни Преждеосвященных Даров от всеядовитой, смертоносной, палящей злобы диавольской при виде грубого, по временам злого, горячего, дерзкого клирика Димитрия Каменоградского, против которого диавол возбуждал во мне зло, паля меня адским огнем. Я каялся всякий раз, как враг возбуждал во мне злобу, просил милости и защиты у Господа, оправдывал чтеца, а себя обвинял, признавал общую нашу греховность, немощь, общие для всех искушения от лукавого, допуская, что злоба в человеке есть напускная и происходит от начальника злобы, что сама по себе душа наша, как образ Божий, не имеет в себе злобы и она ей неестественна и происходит от диавола, и потому надо молить усердно Бога, да просветит Он всегда сердечные очи ослепленных злобою людей и умягчит сердца их, ожесточенные злобою, соделав оные благими и кроткими. Ибо сам человек не может о себе творити ничесоже. И вот насколько тяжело было мне чувствовать в себе злобу, настолько и более отрадно было получить разрешение грехов и удостоиться мира, свободы, отрады. После причащения Господь чудно оживил меня. Но потом скоро враг сильно смутил меня при виде уходящего дьячка Каменоградского, на которого я вознегодовал в душе за то, что никакого привета мне он ни разу не сделал; мне было крайне тесно, прискорбно от диавола. Но по молитве покаяния и по вере в Агнца Божия, вземлющего грехи мира и мои, я опять уврачевался Господом, особенно в квартире капитана Бойля пред молебном Спасителю и Божией Матери. Что такое бескровное мученичество Христа ради? Это внутреннее борение со страстями, всеваемыми в нас духами злобы поднебесными, с их злобою, когда они всячески подстрекают нас мучительски к озлоблению на людей, к зависти, непокорности или к блуду, невоздержанию, чревоугодию, пьянству, к унынию, отчаянию и прочим страстям. Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным [ Еф.6:12 ]. И тяжко, претяжко бывает это внутреннее мученичество: какая теснота адская, какой огонь палящий! Какое уныние, отчаяние! Какой мрак в душе! Какое как бы в аде заключение! Но искренняя вера в Агнца Божия, вземлющего грехи мира, с сердечным покаянием избавляет нас и от этой и от всяческой тесноты. К Нему с упованием да взирает всякий, потопляемый волнами Велиара, яко у Господа милость, и многое у Него избавление [ Пс.129:6 ]. Претерпевый до конца, той спасен будет [ Мф.10:22 ]. В претерпении вашем стяжите души ваша [ Лк.21:19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Исследовательница сопоставила этот канон с иконами деисусного ряда Благовещенского собора Московского Кремля, характеризуя приемы «личного» шести икон, приписываемых Феофану Греку: «Спас», «Богородица», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», « Иоанн Златоуст ». По ее мнению, эти приемы совпадают с рекомендациями «Ерминии», т. е. соответствуют поздневизантийскому технико-технологическому стандарту. Живопись ликов многослойна: прокладка, плавка, телесный колер, румяна, разбеленный телесный колер, белильные света и теневая лессировка. «Так, в ликах Спаса и апостола Павла, пожалуй, самых созерцательных, необходимо отметить высокую степень скрытости приемов. В их живописи – самой плавкой из всех икон «Деисуса», сравнимой лишь с иконами «Звенигородского чина» Рублева, лик построен на близких тональных соотношениях, поэтому в нем трудно проследить переход от одного слоя к другому... Заметим, что именно такой тип живописи более всего импонировал русским современникам Феофана» 160 . Связь феофановской художественной стилистики с эстетикой исихазма отмечается и в наблюдениях Н. К. Голейзовского: «Свет в композициях Ф. Грека подобно изменчивым языкам пламени пробивается сквозь призрачную оболочку плоти, почти нивелируя ее, сжигая очистительным огнем... В феофановских росписях свет присутствует везде, то обрушиваясь – слева направо – косым дождем параллельных бликов на щеках, шее и груди святого, то искрами разлетаясь на волосах столпника, то мерцая огоньками на концах его пальцев» 161 . Живопись Феофана Грека может служить гениальной иллюстрацией к свидетельствам Симеона Нового Богослова о созерцательном опыте аскета-исихаста: «Будучи весь как пламень некий и огонь палящий... обращает в бегство демонов, которые... бегут от него, чтоб не быть опаленными от исходящего из него Божественного огня» 162 . Феофановские суровые и неприступные образы святых производят сильнейшее эмоциональное впечатление: это вестники непознаваемого человеческой мыслью Божественного мира, где царят иные законы красоты и совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— То есть такие выражения, как «культура богослужения», «культура молитвы», «культура церковного пения», это скорее терминология культурологов и религиоведов, но не верующих? — Да, для верующего человека в храме понятие «культура» не играет ключевой роли: стройно ли поет хор, какого качества письма иконы вокруг… Важнее — исполнение богослужения по канонам и внутренний духовный настрой. При этом, конечно, то, что именуется бытовой культурой поведения, никто и нигде не отменял... — И религия и культура, если говорить об искусстве, творчестве, имеют дело как с имманентным, так и с трансцендентным для человека. Религия, разумеется, в большей степени. Но и искусство в своих глубоких проявлениях пытается прикоснуться к Абсолюту, отразить Божественное, «незримое очами». Значит ли это, что и та и другая идут в одну сторону, но разными путями? — Я бы сказал, смотря как и смотря кто. Конечно, многие художники, благодаря дару, полученному от Бога, могли удивительно приобщаться к Божественной творческой истине и являть действительно сокровища красоты и чистоты. Это мы видим в некоторых стихотворениях Державина, в творениях позднего Пушкина, в картинах Васнецова, Нестерова и многих других. Но часто в область творчества вторгаются иные стихии — недобрые, демонические. Об этом прямо свидетельствуют сами художники и поэты. К примеру, тот же Лермонтов говорит: «...тайный яд страницы знойной смутил ребенка сон покойный», или признания Александра Блока, когда он читал Иоанна Лествичника. В «Лествице» последнего ярко описан дух уныния: как дух «острожелчный», палящий и мучающий человека. И вот Блок черным по белому признает в дневниках, что этот дух якобы совершенно необходим для художника. Осип Мандельштам пишет в одном из поздних своих стихотворений: «Пусть это оскорбительно, поймите, есть блуд труда и он у нас в крови». Что же это за труд, если это блуд? В результате таких инвектив происходит смешение первоначальной правильной интуиции, ведущей художника вверх, с низшими, демоническими инстинктами, которые делают его творения двойственными, амбивалентными. У того же Блока: «Весь горизонт в огне, и близко появленье, но страшно мне: изменишь облик Ты, и дерзкое возбудишь подозренье, сменив в конце привычные черты». То есть сам поэт чувствует возможность зловещей метаморфозы вдохновлявшего его мистического образа.

http://pravoslavie.ru/139327.html

21. Некоторые разумеют под седьмою казнью — хамсин, южный палящий ветер, приносящий на Египет из пустыни целые груды песка, нередко соединяющийся с опустошительными грозами и в то же время сильным градом. Хамсин сопровождается страшными бедствиями для обитателей Египта. 22. Саранча — насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих и травоядных. Отличается свое прожорливостью, и потому считается одним из самых ужаснейших бичей Божиих на Востоке. Она прилетает всегда тучами с восточным ветром, на своем пути пожирает всю растительность, и ничто не может противостоять ей, пока тот же ветер не загонит ее в море, где она и гибнет. Писание часто указывает на саранчу, как на особенное орудие Божьего гнева. — Гусеница — один из видов саранчи в своей личинке, до развития у нее крыльев. 23. По-еврейски — месяц Авив, или Нисан, соответствующий второй половине нашего марта и первой — апреля. 24. Пасха — в переводе с еврейского — значит прехождение, прохождение чего либо, избавление, и отсюда жертва прехождения, избавления. Пасха — величайший из ветхозаветных иудейских праздников, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Ветхозаветная Пасха служила прообразом искупления рода человеческого от греха страданиями и смертью Божественного Агнца — Христа, и была великим таинством веры для евреев (Евр. 11:28). 25. Об установлении праздника Пасхи см. Исх. гл. 12 и 13, ст. 1-16. 26. Израильтяне в это время стояли станом при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном (Исх.14:9). Ваал-Цефон — египетский город при Чермном или Красном море, по западной стороне северного края его. Пи-Гахироф — местность при конце северного (Иерополитанского) залива Чермного моря, к востоку от Ваал-Цефона, так называемая Агируд или Агруд; ныне — крепость с источником столь горькой воды, что даже весьма неприхотливые верблюды едва могут пить ее. 27. Исх.15:1-18. Слова всей этой благодарственной, хвалебной песни преисполнены благоговейного восторга и носят печать священного величия. Эта торжественная песнь израильтян Господу в нашей Православной Церкви занимает первое место в числе девяти священных песней, служащих основанием известных песненных канонов, ежедневно воспеваемых Церковью во славу Бога и святых Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Посему, когда уже знаменася на нас свет лица ( Пс. 4, 7 ) Господня чрез начертание и изображение Креста, когда освящены очи и уста наши чрез зрение и лобызание воздвигнутого Богом орудия нашего спасения, приблизимся смело к славному месту рая. Ведь когда мы имеем на себе сие знамение, не может, в чем уверен я, воспрепятствовать нам пройти в рай меч огненный, охраняющий вход. Убоится он Света лица Божия и, сократив свой пламень палящий, явит иную силу, светлую и мирную. И действительно, не пришел наш Владыка на Крест, дабы судить мир, но пришел, дабы пригвоздить ко Кресту рукописание падших и искупить их от древних долгов, излив в уплату за них всю кровь Свою пречистую. Теперь и меч огненный обратит свою спину к нам, за которых Сам Владыка принял по спине бичевания. Не может он отогнать нас, злодеев, достойных наказания или как рабов непотребных: видит он, что язвою Христа мы все исцелехом ( Ис. 53, 5 ) и что язвы, которые мы, грешники, высекли на спине нашей, перешли на Него Самого – безгрешного. И ангел-каратель не встанет с мечом против уст наших. Почему же? – Потому, что уста верных славословия Кресту и славы Распятого исполняются и целиком в святом лобзании принимаются ангелами ради веры во единого Владыку. Кроме сего, и по другой причине любят человека чины ангельские: исправление грешника и для них служит причиною торжества. Посему хотя бы от поста и дурно пахли наши уста, их запах принимается ангелами, как фимиам благовонный. И это ясно из противоположного состояния человека. Именно, когда ангел-каратель стал с мечом против уст прародителей, еще вкушавших плод преслушания, хотя самый плод был ароматен, но уста издавали дурной и невыносимый запах, так как они носили на себе уже задатки тления. Древо райское и плод, сорванный с сего древа и вкушенный, произвели во мне тягчайшие приступы рвоты и вызвали головокружение – так что, казалось, все перевернулось во мне, и я, стоя среди рая, возмыслил скрыться от Бога и шум листвы принял за топот ног. Но с того времени, как Христос смирил Себе и послушлив стал Отцу даже до смерти, смерти же крестныя, явился Крест древом послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Один из живших вблизи обители Сергиевой лежал в жестокой болезни, так что целых 20 дней ни ел, ни спал. Братьям его пришла добрая мысль: столько чудес совершает Господь рукою св. старца; не умилостивится ли и над нами? они принесли больного к старцу. – Сергий окропил его св. водою и тот почувствовал облегчение, а потом заснув крепким сном встал здоровым. 266 По видению небесному прекрасные птицы порхали в обители Сергия и вокруг ее. Под руководством великого наставника действительно образовались дивные ученики. Одни из них оставались до гроба в обители Сергия; другие основали обители, в разных местах. Первыми сподвижниками Сергия в тяжелой отшельнической жизни, были Василий сухой, пришедший с берегов северной Двины, Иаков, служивший безответно при выполнении ограниченных потребностей пустынников; Онисим престарелый диакон, служивший привратником еще худо огражденной обители; 267 Симон архимандрит, променявший власть на звание послушника Сергиева и удостоенный славного видения об учениках. Исаак был любимым учеником Сергия. Преподобный желал оставить его начальником киржачской обители; но тот просил у Сергия благословения быть молчальником; завтра, сказал ему на просьбу Сергий, когда совершим божественную литургию, благословлю тебя. И на другой день, осенив его крестным знамением, сказал: Господь да исполнит твое желание. Исааку показалось, что какой-то пламень, но не палящий, изошел из руки преподобного и обнял его всего. – Раз преп. Сергий совершал литургию. Молчальник Исаак стоял в церкви и видел в алтаре кого-то сослужащего Сергию и в одеждах светлых. На входе с евангелием чудный шел в след за Сергием и лицо его сияло таким сильным светом, что Исаак не мог смотреть на него. Чудо разрешило ему уста, и он спросил благоговейного Макария: кто это? «Не знаю, отвечал Макарий, и меня проникает ужас, – я думал сперва, что это пресвитер, пришедший с князем Владимиром, – но бояре сказали, что нет; без сомнения это ангел, сослужащий Сергию». По окончании литургии оба ученика умоляли учителя сказать им: кто служил с ним? И Сергий открыл, что это – точно – ангел, который служит с ним всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так как мне нужно было привести в порядок свою записную книжку, то я и отказал себе в подобном удовольствии, но предложил воспользоваться им спутнику, улёгшемуся в тени на рогожке. В ответ получил замечание, что население города албанское, фанатичное, и что наш костюм, да ещё и русский, может неприятно броситься в глаза... и пр. Я переменил, как говорится, тему, и сказал, что хотя до церкви, во всяком случае, следует пройтись, чтобы иметь понятие о христианстве города... Но и на это последовало совершенно основательное замечание, что теперь в полдень все церкви заперты, и что не найдётся совсем охотника сидеть там и ждать нас с ключом... Так, припоминаю, и у Соломона некто, посылаемый на путь, глаголет: лев на стезех! На стогнах же разбойницы!.. Ничего не поделаешь! Правда, впрочем, требует сказать, что если не «лев», то палящий жар действительно свирепствовал на стезях и стогнах городских. Продолжая аллюзию, я мог бы отыскать и грозного «разбойника», только уже не в городе, а тут возле нас, в корзине. Его грозящему положению обязаны своим бытием и все вышеписанные 10–15 строк, как легко угадает читатель... Подкрепившись пищей и коротким сном, мы нашли, что у старого вожатого уже всё готово, и что он только в ожидании нашего пробуждения открыл, коротая время, «кувенду» с почтенным ханджи. От последнего мы узнали, что в новом Прилепе, как и в Битоле, одна только всего на все церковь , что при ней числится 13 священников, заведывающих 8-ю приходами, неравными по числу населения в каждом, но вообще не менее 100 и не более 300 семейств. Один из священников титулуется Протопопом, но существенного преимущества над другими не имеет. Каждый из попов ежегодно взносит владыке эпитрахильной подати один австрийский дукат (3 р. звонкою монетой). Из этих немногих сведений видно, что город более чем на половину христианский, ибо имеет в себе не более 6–7 тысяч жителей. И, несмотря на это, физиономия его, как говорится, турецкая. Ибо доколе существует в крае предательски-боязливая система «Византийских Поповичей», напрасно ожидать возвышающихся над массою домов куполов и колоколен.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

«Всегда надобно при этом разбирать: каким именно грехом прогневали мы благодать Божию, что Дух Святой отступил от нас; и когда, перебрав грехи, нападем на тот самый грех, именно который оскорбил Господа Бога, — Господь Бог Дух Святой коснется нашей совести и скажет нам священно-тайно: вот это-то и есть тот самый грех, которым ты оскорбил Творца Бога. Тогда нам скоро с сокрушенным сердцем и со смирением следует прибегать ко Господу, и Он с любовью простит нас и помилует нас возвращением даже большей благодати за то, что не отчаялись в милосердном всепрощении Божием». Про условия сопребывания в душе христианина Святого Духа пишет и мудрый пастырь о. Иоанн С: «С величайшей осторожностью нужно держать в своем сердце сокровище Духа; нужно бодрствовать над своим сердцем, быть кротким, удерживаться от раздражительности и движений самолюбия, привязанности к земному, от нечистых восстаний плотских. В противном случае бесценное сокровище Духа мгновенно оставит нас; вдруг исчезнут из сердца мир и радость, это чувство необыкновенной ангельски-духовной легкости души, парящей на свободе сердца и мысли; исчезнут и эти " реки воды живой " (Ин. 7, 38), которые перед тем только текли и напояли обильно борозды души. Душу наполнит чуждый огонь, мучительно палящий внутренности, лишающий ее мира и радости, и наполняющий ее чувством скорби и тесноты, и подстрекающий к раздражительности и хуле…» Итак, чтобы не удалять от себя Святого Духа, надо не грешить, а если согрешишь, то надо каяться. Как говорят св. отцы, присутствие Святого Духа в человеке ведет и к повышению его духовной восприимчивости: как через сильное увеличительное стекло, человек начинает легко замечать в себе начатки зла не только уже в делах, но и в словах, мыслях и душевных побуждениях. Пребывание со христианином Духа Святого приобщает его и к совершенной радости. Об этом так пишет прп. Антоний Великий: «Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я. Если хотите получить Его так, чтобы Он пребывал в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца и, восторгая помышления свои на небо день и ночь, взыщите с правотою сердца сего огненного Духа, и Он дастся вам всегда и навеки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010