Закрыть Как воспитать человека Русского мира? О проекте «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» Виктор Слободчиков   09:56 07.12.2022 1129 Время на чтение 5 минут Фото: из свободных источников Интернета На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования». О Концепции воспитания человека для РНЛ рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности – 53 года, стаж экспертной деятельности – 33 года) Виктор Иванович Слободчиков: Русский человек должен чувствовать себя хозяином на родной земле В раскрытии существа Концепции воспитания человека в Российской Федерации важно расставить в ней смыслообразующие акценты, так как само её содержание уже опубликовано, в том числе, и на Русской народной линии . Очень важно, что эти смыслы формулировались и оттачивались в интервале двух исторических событий в отечественном образовании: появлении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 года и Указа Президента «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 года. Именно в этом временном интервале в общественном пространстве нашей страны, по сути, впервые стали обсуждаться фундаментальные мировоззренческие основы отечественного образования. И главное! Ставился и обсуждался вопрос: как возможно образование и воспитание человека именно Русского мира, человека Российской цивилизации. Не больше, но и не меньше. Так, первая версия Национальной доктрины образования была разработана и явлена в 2018 г. (сегодня опубликована 4-я редакция), но развернуто обсуждаться по существу она стала лишь в 2021-2022 гг. на разных площадках: на Рождественских чтениях, в Общественной Палате, в Совете Федерации, на Международных научно-практических конференциях, на страницах журналов. В свете происходящих событий – острое внимание к состоянию и перспективам нашего образования не удивительно.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/07/...

Закрыть Новая политика исторической памяти в Белоруссии: у очередной развилки О психологически неожиданном, но исторически неизбежном повороте в белорусской политике Дмитрий Куницкий   12:07 11.01.2022 1489 Время на чтение 11 минут На прошедшем у главы белорусского государства большом и эпохальном совещании по политике исторической памяти был совершен психологически неожиданный, но исторический неизбежный поворот, знаменующий собой окончание эпохи очередной попытки перестройки белорусского народного самосознания при помощи антиисторической мифологии. Психологическая трудность поворота понятна: 10-15 лет назад президент А.Г.Лукашенко пошел по проторенному пути псевдонациональной идеологии под общим названием « X – не Россия», в нашем случае усугубленном тем, что «не Русью» должна была стать русская даже по имени Белая Русь. На этом пути Александр Григорьевич, – очевидно, не без подсказки русофобски или просто утилитарно ориентированной части окружения, – надеялся укрепить свою власть, ложно понимаемый суверенитет (независимость от России) Республики Беларусь, подгоняя под эту цель и историческое (за которым идет и духовно-цивилизационное) самосознание белорусов. При этом от главы государства укрылся тот факт, что национальное самосознание на пустом месте не построить – оно должно опираться на этнокультурную фактологию, на исторические события, на исторических личностей (включая героев), на исторические тексты и символы, в конце концов, на историческую религию народа. А исторически так вышло (и по-другому и быть не могло), что история Белой Руси, белорусского народа – это была история борьбы северо-западной части древнего русского народа, объединенного Православием в днепровской Крещенской купели, за свою подлинную народную личность и народные святыни, против западной духовной и политической экспансии. И одна часть народа мужественно, жертвуя своими интересами и даже жизнями, стояла за это дело, а другая – предавала свой народ, свою веру, свой язык, свою культуру и становилась коллаборационистской частью вражеской стороны. Всё! Другой истории Белоруссии и белорусского народа никогда не было. Все события, лица, символы так или иначе, но представляли либо одну сторону, либо другую. И у ныне живущих белорусов есть лишь выбор между тем, какую из этих сторон занять.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/11/no...

Закрыть Российская полиментальность и будущее страны Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 25.05.2009 630 Время на чтение 25 минут Ещё до мирового экономического кризиса (по сути и социального, духовно-нравственного) западные и отечественные прогнозы о будущем России в основном не отличались оптимизмом. Стране сулили продолжение демографического кризиса, катастрофическое снижение численности работоспособного населения, эпидемию СПИДа, нестабильность, угрозы терроризма и «оранжевых революций», продолжение тенденции наркотизации молодёжи и даже высказывались сомнения в отношении территориальной целостности и культурной самостоятельности страны и т.п. 16, 17, 20]. С наступлением кризиса прогнозы, естественно, не стали оптимистичней. Автор хотел бы взглянуть на будущее России в контексте её полиментальности, базовых российских менталитетов, их динамики, соответствия развития страны её идейно-исторической и социально-психологической сущности. В последние пятнадцать лет в отечественных социальных науках нарастало использование термина «менталитет» в самой разнообразной трактовке. Автор определяет менталитет как исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении. Понятно, что менталитет прежде всего детерминируется общей историей, географическими и экологическими условиями, традициями, языком, фольклором, мифологией, религией и т.п. Чаще всего в российских работах менталитет трактуется как некое социально-психологическое образование, присущее этносу, нации, народу, стране Однако думать, что у подобных больших социальных групп только единственный целостный менталитет, на наш взгляд, является крайним упрощением. В нашем понимании такие большие социальные группы как нация, народ, население страны отличаются полиментальностью (термин введен автором в 1999 году т.е. наличием нескольких менталитетов в их сложном взаимососуществовании и взаимодействии (от совместимости и индифферентности до острой борьбы и конфликтов). Полиментальность является повседневной реальностью социального мира.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/25/...

Зачем монаху психолог И почему ему не хватает духовника 23 ноября, 2017 И почему ему не хватает духовника Монах на приеме у психолога – нонсенс, грех или абсурд? Инокиня N утверждает, что благодаря специалисту она стала глубже понимать свои страсти, тщательнее исповедоваться и внимательнее относиться к своей жизни. Со своей подругой беседовала инокиня Евгения (Сеньчукова). После вечерней службы, когда сестры расходятся по кельям, а ей надо доделать кое-какие бумажные дела и разослать письма, она может включить программу Skype и выйти на связь с психологом. По словам сестры N, полгода общения со специалистом принесли большую пользу ее духовной жизни. Своих денег у нее нет, но для такого случая ей жертвует подруга из мирской жизни. Признается, что ей повезло: инокиня живет в относительно небольшом городском монастыре, и ее послушание – канцелярия. Почему монахине не хватает духовника – А что, духовника не хватает? Зачем тебе психолог? – Затем же, зачем и всем. У меня есть проблемы, которые мешают мне жить и развиваться. – А исповедь? – А при чем тут исповедь? Покаянием врачуются грехи и страсти, а я речь веду о другом. О навязчивом поведении, например. Почему я постоянно ем, будучи сытой? Почему настолько зависима от того, как выгляжу в глазах других, что до слез обижаюсь на любую, даже справедливую критику? – Может, это просто чревоугодие и гордость? – Одно другому совершенно не мешает. Просто я никогда не избавлюсь от чревоугодия, болезни духовной, если не решу проблему более примитивную – нарушение пищевого поведения. Иначе я так и буду всю жизнь приходить на исповеди и повторять, как попугай: «Я опять за ужином съела две порции картошки вместо одной; я опять съела все конфеты и все печенье в канцелярии; я опять лазила за хлебом в течение дня, что уже граничит с воровством». Я читала у кого-то из современных психологов, что проблемы надо решать по мере возрастания. Ты не можешь вырасти духовно, если не поправишь что-то в сфере душевной, то есть психологической. – Как в твоей жизни появился психолог?

http://pravmir.ru/zachem-monahu-psiholog...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 4. Кризис междувременья: антропологические идеи гностицизма, манихейства и неоплатонизма Время, когда христианство получило распространение в Римской империи, совпало с расцветом языческой культуры (I–III bb.) и затем началом ее затяжного кризиса. Одновременно происходило становление новых культурных и – шире – цивилизационных (этических, социальных, правовых, психологических, национальных и т. д.) норм, которые вступали в острое противоречие со старой античной системой ценностей. Основная борьба приходится на II–III bb., давшие наибольшее количество христианских мучеников древней Церкви. Обветшавший и оскудевший языческий мир был открыт всевозможным духовным влияниям, причем разнообразные религиозные течения вступали в борьбу друг с другом, пытаясь добиться гегемонии. Кризис античного мира в Римской империи был обусловлен многими факторами, из которых важнейшими представляются следующие: 1 . Беспрецедентно огромная империя, объединившая народы Европы, Азии и Африки, не имела единой идеологии, своей наднациональной идеи. 2. Господствующая нация (римляне) уже к середине II b. невероятно низко пала в морально-нравственном отношении, погрязла в пресыщении, роскоши, разнообразных изощренных удовольствиях. Падшая нация уже не могла в полной мере быть цементирующей силой империи. Из суровых, неприхотливых и гордых воинов римляне постепенно превратились в развращенных, изнеженных аристократов. 3. Для постоянной бесперебойной индустрии роскоши и развлечений требовались немалые средства, все тяготы их добывания ложились на плечи обездоленных и угнетенных членов общества, что вызывало острое социальное противостояние. 4. Одновременно возникает как противодействие мощная волна религиозной потребности в аскетической, личностно ориентированной религии, которая бы противостояла культу жестокости, телесных наслаждений, разврату и языческому образу жизни с его обращенностью к жизни здесь и сейчас. Кроме названных факторов, существовал еще один, связанный с исчерпанием духовно-энергийной основы античного цивилизационного типа, который, начавшись мифом, как показали А. Ф. Лосев и свящ. Павел Флоренский , возвратился в миф уже в отрефлектированной форме и за пределами мифа не имел иных источников религиозного, социального и морального вдохновения. Кризис эллинского типа рациональности (архетипа культуры Логос) обусловил ориентацию как элиты, так и простого народа на восточные мистико-оккультные учения. Религия римлян становится синкретичной, она включает огромное множество богов покоренных народов. Присутствие чужеземных богов в римском Пантеоне было источником раздражения римских патриотов. Оно размывало основы самой римской религиозности, что постепенно приводило к атеизму, иногда в завуалированной форме. Синкретизм римского язычества был последним этапом в развитии античной религиозной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Константин Дмитриевич Ушинский о значении христианства в воспитании детей Скачать epub pdf В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у «другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», – писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857). Теория К.Д.Ушинского как новый этап в развитии педагогической мысли выдержала испытание временем. Оно подтвердило научность и жизненность этой теории. Антропологический принцип Ушинского выражает связь его философских взглядов с естествознанием и объективно противостоит богословию. Его философия, особенно в последний период деятельности, опирается на природу, а не на бога. Антропологизм Ушинского был, по сути, материализмом. Ушинский материалистически решал основной вопрос философии... В течение последних пяти лет своей жизни Ушинский все более понимает вредное влияние религии, занимавшей прежде значительное место в его мировоззрении. Но преодолеть это влияние он так и не смог до последних дней жизни...». Если ранее духовность, нравственность, совесть, любовь, православие выносились за скобки образования, психологии и педагогики, то после 1991 года этот духовно-культурологический и нравственно-религиозный комплекс проблем начал активно разрабатываться в философской, педагогической и психологической науках. Публикации этой тематики стали все чаще появляться на страницах журналов «Вопросы философии», «Вопросы психологии», «Философская и социологическая мысль», «Психологический журнал», «Человек», «Педагогика», «Народное образование», школа», а также «Учительской газеты», «Педагогического вестника» и др. Защищены диссертации, связанные с проблемой формирования христианских нравственно-этических ценностей в педагогическом процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Конференция «Современный взгляд на зависимость от психоактивных веществ: на стыке богословия и психологии» прошла в Санкт-Петербургской епархии 27 декабря 2017 г. 18:55 26 декабря 2017 года в Синем зале епархиального управления состоялась IV Межрегиональная конференция «Современный взгляд на зависимость от психоактивных веществ: на стыке богословия и психологии». Организатором выступил координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии . Руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнев отметил, что предыдущие три конференции имели преимущественно практическую направленность — в отличие от нынешней, четвертой: «Сегодня мы собрались, чтобы обсудить теоретическую базу, и богословский аспект в борьбе с зависимостью, и психологический. Необходим диалог между богословием и психологией и — шире — между Церковью и светским обществом, между священнослужителями, которые занимаются оказанием помощи зависимым, и светскими специалистами в этой области. Мне кажется, это очень интересная тема». С приветственным словом выступил председатель ОЦБСС протоиерей Николай Брындин: «Для нас большая радость, что уже четвертый раз эта конференция проходит в нашем городе и мы можем не только встретиться и послушать интересные доклады, но и познакомить гостей с нашей работой. Алкоголизм, наркомания и другие зависимости — враги общества, враги семьи, враги целостности и гармоничности жизни человека. Особенно страшно, когда зависимости овладевают молодыми людьми, происходит деградация личности именно тогда, когда личность должна расти, развиваться, обогащаться духовно и интеллектуально. Поэтому сегодня церковная борьба с алкоголизмом и наркоманией приобретает черты помощи не только зависимым, но и их близким, родным, тем, кто в результате страдает. Мы должны найти заблудших овец, освободить их от сетей зависимости, дать почувствовать красоту духовной жизни. Сделать это возможно, только если мы сами живем этой жизнью, знаем ее ценность и умеет поделиться ею с другим. Но без помощи Божией наши усилия будут напрасны. Только Господь может освободить человека от страстей, его душу — от страшной зависимости».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Л.Ф. Шеховцова 2.3. Психологические методы преодоления гордыни Надо сразу отметить, что гордыня – это заболевание духовное. И ее проявления на психическом уровне мы видим только опосредованно. Православный психолог может увидеть, что за гневом, обидой, страстью осуждения, страстью человекоугодия, страхом публичных выступлений и многими другими вещами стоит страх получить болезненные удары по самолюбию. Человек всячески старается защитить свое «эго» от этих болезненных переживаний. Я не помню ни одного случая в практике, чтобы кто-то жаловался, что ему мешает жить его гордыня. Задача православного психолога – постепенно выстроить психотерапевтические сессии таким образом, чтобы человек осознал, в чем корень его проблемы, увидел бы, что все негативные проявления в его жизни главным образом связаны с тем «семенем сатаны», которым оказалось заражено все человечество. Тут самое главное прийти к осознанию того факта, что «я – один из всех, и меня эта болезнь не миновала». С этого момента возможно положить начало исцелению. 2.3.1. Отличие подхода секулярного психолога от православного в работе с гордым человеком Гордый человек часто испытывает состояние одиночества. Это может быть причиной, по которой он обращается к психологу. Многие невротические состояния связаны именно с наличием этой страсти. Теряется радость бытия, радость общения, уходит из сердца любовь… Мы уже говорили о том, что гордыня проявляется как неадекватная самооценка человека. Признаком адекватной самооценки является состояние человека, которое именуется аутентичностью – способностью быть самим собой. Православный психолог Л. Ф. Шеховцова в своей статье «Самооценка, аутентичность и любовь к себе» рассматривает эти понятия и анализирует подходы, которые разработаны в западных направлениях психотерапии [см.: 17]. Она пишет о том, что секулярная психотерапия, испытавшая на себе, как и вся западная цивилизация, кризис гуманизма, не имеет четких критериев, опираясь на которые могла бы предложить человеку регулировать свою самооценку таким образом, чтобы она не выходила на крайние полюса, не «зашкаливала» бы. Помочь человеку удержать самооценку в среднем состоянии между двумя полюсами – завышенной и заниженной – может духовно ориентированная терапия, а именно христианская, православная.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Л.Ф. Шеховцова Глава 2. Преодоление страсти сребролюбия Как справиться со страстью сребролюбия, чтобы в душе воцарились мир и спокойствие? Святые отцы так описывают свой опыт борьбы с этой страстью. 2.1. Духовно-аскетическая практика преодоления страсти сребролюбия «Почему же сребролюбие, страсть сребролюбия несовместимы с жизнью по Христу? – спрашивает Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. – А потому, что главной направляющей жизни во Христе является движение не к себе, а от себя, вопреки человеческим инстинктам, а говоря о жизни современной – вопреки всем стереотипам жизни, вопреки всякой моде на образ жизни и на образ мысли. Жизнь со Христом – это движение от себя. Блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20:35 ). Это движение от себя и есть смысл жизни во Христе; и сребролюбие как жизнь для себя, как собирание для себя несовместимо с жизнью во Христе» Далее Святейший Патриарх напоминает, что «сребролюбие – это вовсе не обладание ценностями, а стремление обладать таковыми для себя». «Если человек обладает материальными благами, ценностями, деньгами, – подчеркнул Патриарх, – то он должен уметь господствовать над всем этим и в первую очередь следить за тем, чтобы сердце не приразилось к богатству» Что же делать человеку, чтобы сердце его не приразилось богатству? Святые отцы делятся с нами своим опытом. Противоположная сребролюбию добродетель – нестяжание. Нестяжание – это удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий. Беспопечительность. Подавание милостыни. Мягкость сердца. Желание иметь богатства все более и более святитель Феофан Затворник называет лихоиманием. Имеем нужду в пище, одежде и крове, не можем не иметь и того, чем удовлетворять ее. Христос сказал: мерою имения должно поставить удовлетворение нужде, которая и пусть указывает границы стяжанию и усилиям по нему [см.: 10, с. 123]. «Главное в денежном деле – не опираться на них надеждою и потом не прилагать к ним сердца и потреблять не на себя только, но разделять и с нуждающимися, во славу Божию» с. 128].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Многие страны Запада откровенно заявляют, что крайне несправедливо, что одна Россия владеет такими богатствами территорий и недр, которые есть у неё. Необходимо все поделить между другими странами и не только Европы, но и Америки. Однако, Запад понимал и понимает сейчас, что Россию победить в прямом вооруженном нападении на неё нельзя. И поэтому усиленно искал и ищет сейчас другие пути и методы её уничтожения. Железный канцлер Германии О. БИСМАРК, много лет проживший в России и неплохо знавший русский мир, утверждал: «РУССКИХ НЕВОЗМОЖНО ПОБЕДИТЬ. МЫ УБЕДИЛИСЬ В ЭТОМ ЗА СОТНИ ЛЕТ. НО РУССКИМ МОЖНО ПРИВИТЬ ЛЖИВЫЕ ЦЕННОСТИ - И ТОГДА ОНИ ПОБЕДЯТ САМИ СЕБЯ». Эта ценнейшая для Запада мысль Бисмарка получила свое детальное развитие в дальнейших документальных планах Запада для их победы над Россией. Одним из методов уничтожения России они выбрали все виды искусства. «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом всякой безнравственности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - прежде всего к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.... Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет и главную ставку всегда делать на молодежь - станем разлагать, развращать и растлевать её. Мы сделаем из нее циников, пошляков, космополитов». Одним из главнейших факторов разрушения духовно- нравственного, а значит и физического здоровья нации является МОДА. Мода - это сильнейшее оружие в оглуплении народа любой страны. Психологическая сущность моды состоит в том, что человек, принимающей моду, следующий моде, не осознает оказываемого на него влияния этой моды. Мода поражает саму сущность сознания человека.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/30/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010