«Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре» Накануне праздника Святейший Патриарх Кирилл направил Первосвятительское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской православной церкви, посвященное государственному празднованию Дня Крещения Руси. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного великого князя Владимира, просветившего предков наших светом Христовой истины. Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре. Киевская крещальная купель навеки связала общей исторической судьбой единокровные народы России, Украины и Белоруссии. Это поворотное событие на столетия определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития. Войдя в большую семью христианских народов, мы стали причастными к великой христианской цивилизации с ее замечательными достижениями мысли, высокой духовностью и богатейшим творческим наследием. В духовно-историческом и религиозно-культурном понимании все мы, преемники днепровской Иордани, являемся, невзирая на разделяющие нас земные границы, гражданами единого духовного Отечества— Святой Руси. Для наших стран Православие стало той мощной силой, которая повлияла на формирование национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси. Оно также способствовало созиданию государственности восточных славян, развитию самобытной культуры и самого уклада жизни.

http://pravmir.ru/pervosvyatitelskoe-pos...

ЦВ 11 (384) июнь 2008 /  10 июня 2008 г. Семья — основа духовно-нравственных ценностей народов России В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «От того, как мы справимся с задачей образования идущих за нами поколений и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа».  Мир, в котором мы живем, многогранен и сложен. Добро и зло в наше время как никогда трудно различить. Нужна огромная вера в собственные духовные силы, чтобы созидать мир, достойный человека. И важнейшее место в этом процессе занимает семья. Одним из путей возрождения российской семьи является возвращение к духовным истокам и национальным традициям, которые нашли воплощение в деятельности религиозных конфессий Российской Федерации. Самой крупной из них является Православие. По данным социологов, более 80% российских граждан считают себя православными. В наше время, откликаясь на необходимость богословски осмыслить глобальные вызовы эпохи, Русская Православная Церковь разработала и предложила как верующим, так и всему обществу «Основы социальной концепции», включающие фундаментальную разработку вопросов личной, семейной и общественной нравственности. Значение этого документа трудно переоценить. Благополучие семьи, общества и судьба каждого человека зависит от того, насколько прочен союз людей, занимающих в жизни четыре главные должности: врача, учителя, библиотекаря и священника. Священник и учитель, а не генералы и фельдмаршалы, одерживают победы и терпят поражения. Социальное образование, социальное служение и религиозное воспитание обладают взаимными компенсирующими свойствами. Подготовка современного образованного специалиста, призванного трудиться в социальной сфере, будет неполноценной, если она основана только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека. Знания открывают дорогу человеку к профессиональной карьере и материальному благополучию. От воспитания зависит социально-психологическое состояние общества и судьба нации.

http://e-vestnik.ru/society/semya_osnova...

1 Библиография. Еп. Антоний. Полное собрание сочинений. T.I-III1 Присматриваясь к новым богословским изданиям, даже поверхностный наблюдатель замечает их монографический характер. У нас появляется немало хороших ученых трудов, посвященных исследованию одного какого-нибудь научного вопроса. Эти произведения, необходимые для развития науки и встречаемые с радостным приветствием специалистами, обыкновенно оставляют неудовлетворенною большую публику, которая интересуется вопросами более жизненными. Богословская литература страдает отсутствием сочинений публицистических, которые бы давали христианскую оценку всем явлениям нашей литературы и жизни. Этот недостаток и восполняет недавно изданное полное собрание сочинений преосвященного Антония, епископа Уфимского. Сочинения преосвященного Антония и по предметам, которые в них затронуты, и по способу разрешения назревших вопросов отличаются в высшей степени жизненным значением. Своими литературными трудами преосвященный Антоний выполняет высокую миссию духовного руководителя общества. Зорко следя за всеми проявлениями его жизни, он пользуется всяким представляющимся случаем, чтобы дать христианский ответ на возникающие в обществе вопросы и христианскую оценку его темных и светлых сторон. Появляется ли новая книга гр. Толстого, или Вл. С. Соловьева, печатается ли в сборнике «Вестник Европы» выходка Лескова против о. Иоанна Кронштадтского , преосвященный Антоний отвечает критической статьей, иногда рядом статей. Возникает спор между Московским Психологическим Обществом и Московскими Ведомостями об отношении заботы христианина о спасении своей души к служению общественному благу, преосвященный Антоний в талантливой статье принимает участие в обсуждении этого вопроса. Слухи о предстоящей реформе духовно-учебных заведений побуждают его высказаться по вопросу, который правильно и без вреда для дела может быть решен не в канцеляриях при закрытых дверях, а только людьми, стоящими непосредственно у самого дела. На нападки против духовных академий, исходящие от людей, иногда мало понимающих, чего собственно самим им хочется, преосвященный Антоний, служивший почти во всех академиях, отвечает горячей апологией нашей высшей духовной школы. Положение монастырей и их задачи, значение исповеди и ее правильная постановка, вопрос о монашестве ученом и о проповеди мирян, новая форма учительства Церкви – народные издания, методы толкования Св. Писания, сектантские движения и способы борьбы с ними Церкви, вот вопросы непосредственного жизненного интереса, ответы на которые читатель найдет в полном собрании сочинений преосвященного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

  ОБЩЕСТВО   Кому и зачем нужны парады содомитов Иван Леонов   Пасха Христова в 2010 году оказалась во многом необычной. Православные, католики и протестанты отмечали ее в один день - 5 апреля и вместе были свидетелями чуда - схождения Благодатного Огня. Кроме того, как сказал один известный проповедник и богослов: " В этом году Пасха Христова приходит к нам рано – раньше праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, в напоминание, что сроки сокращаются, и Второе Пришествие Христово – всеобщее воскресение – может наступить раньше, чем мы думаем. Или Господь спешит к нам потому, что бывают такие скорби, когда утешить может только Пасха Господня " . Скорби же, как водится, бывают у каждого свои особые и разные или общие - одни на всех, напоминая, что мы пока единое целое, один народ. Четыре взрыва в Москве и Кизляре на Страстной Седмице унесли много десятков жизней, а еще большее количество людей во время этих терактов было ранено и изувечено. Общая беда вновь заставила почувствовать нас единым народом. Для заказчиков террористические акты – необходимая разведка боем, чтобы определить насколько ситуация в обществе и государстве " созрела " до черты возможной и управляемой дестабилизации и насколько возросла уязвимость общества и государства. Современные теракты – силовой элемент информационной войны и психологического давления на противника, которые, в конечном счете, направлены на ликвидацию политической системы, на развал общества и государства. Этому же служат и духовно-нравственные диверсии в схожих обстоятельствах, какие бы мотивы не выдвигались, какими бы целями эти диверсии не оправдывались бы. Это полностью относится к запланированным парадам содомитов в Москве 28 мая (накануне Дня Всех Святых) и в Санкт-Петербурге 26 июня (накануне Собора Дивеевских Святых), а также распространенным 10 марта 2010 г. информационными агентствами сообщения о проведении в более чем 10 городах России " Недели борьбы с гомофобией " с 5 по 11 апреля, т.е. в Светлую Седмицу. Это тоже разведка боем, только в брани духовной.

http://moral.ru/parad02.html

Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский [Кузнецов] Николай Николаевич – богослов, церковный деятель. Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии. Учился в Александровском лицее, в Александро-Невском духовном училище и в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. В 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии; в 1903 г. – преподавателем русского языка Устюжского духовного училища; в 1904 г. – помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии; в июле 1906 г. – преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии. Участвовал в политической полемике с деятелями Союза русского народа в местной ярославской прессе, за что в 1907 г. определением Святейшего Синода был освобожден от духовно-учебной службы как «оказывающий крайне вредное влияние в политическом отношении». Недолго служил в Урмийской миссии (Иран). В 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии; с июля 1911 г. – смотрителем Лысковского духовного училища В 1913 – 1914 гг. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища; в 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в том же году возвращен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование», удостоенное искомой степени по отзывам профессоров А А. Бронзова и Н. И. Сагарды. В декабре 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. – епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. С 1919 г. – епископ Сарапульский и Елабужский. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В феврале 1932 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С ноября 1933 г. занимал Пензенскую кафедру, а с марта 1934 г. – Тобольскую. В 1935 г. назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Антуан Нивьер Православные священнослужители, богословы и церковные деятели в русской эмиграции в Западной и Центральной Европе Источник Биографический справочник Моему отцу Множатся дорогие могилы. Уходит старое поколение... «Наставникам, хранившим юность нашу» все чаще и чаще приходится провозглашать не многие лета, а вечную память. Память о прошлом и укорененность в нем есть та почва, на которой растет жизнь, если она хочет быть преданием, историей, священной связью времен, а не только физиологическим существованием и психологической эмоцией. Память эта должна быть вечной, постоянной, связывающей воедино все все времена, все поколения. Л.А. Зандер Вестник церковной жизни. Париж. 1947. Июль. 8. Содержание Предисловие Список сокращений Русское духовенство в рассеянии Библиография Биографический справочник АЯ A Б В Г Д E Ж З И К Л M H П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Указатель приходов и монастырей Австрия Бельгия Болгария Великобритания Венгрия Германия Греция Италия Люксембург Нидерланды Норвегия Польша Финляндия Франция Чехословакия Швейцария Швеция Югославия     Предисловие Специалисты по истории русской эмиграции сходятся в том, что в жизни русских беженцев Церковь всегда занимала исключительное место, не только религиозное, но также духовно-воспитательное и культурное, а норою и политическое, 1 об этом свидетельствует, в частности, печальная история юрисдикционных распрей на рубеже 19201930-х гг. 2 Ключевую роль в церковной жизни эмиграции, конечно, играло православное духовенство, которому было поручено пастырское окормление более миллиона беженцев, разбросанных по всему миру. Жизнь и деятельность духовенства в эмиграции пока еще не изучена ни с точки зрения церковной истории, ни с точки зрения социологии или материальной культуры. Тем не менее в последнее время православное духовенство в эмиграции все чаще становится предметом изучения и исследований со стороны российских и иностранных историков. 3 Полного списка священнослужителей русской эмиграции пока еще не существует, в то время как уже появились различные словари художников и писателей эмиграции, а также исследования об ученых, политических и военных деятелях. Недавно выпущенная монография A.B. Попова «Российское Православное Зарубежье», несомненно, является большим вкладом в изучение церковной жизни эмиграции. Особенно ценным в этой работе представляется наличие археографического анализа как российских, так и зарубежных архивных фондов, относящихся к данной теме, а также богатый справочно-библиографический аппарат. Тем не менее следует отметить, что названное исследование не дает обобщающего биографического материала. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бычков Виктор Васильевич Завершение На протяжении всей своей истории православное сознание последовательно направляло немалые усилия на осмысление своего главного духовно-эстетического феномена – иконы. В русле живого Предания Церкви в православной культуре возникла уникальная богословско-философско-эстетическая теория иконы, также не имеющая аналогов в других культурах. Осознание смысла и функций иконы началось в Византии, было продолжено в Древней Руси и завершено на русской почве уже в 20-м столетии. Только теперь мы можем во всей полноте понять и почувствовать принципиальную многозначность, многомерность и возвышенность этого удивительного феномена. Икона в православном сознании – прежде всего рассказ о событиях священной истории или житие святого в картинках, то есть нечто близкое к реалистическому изображению. Здесь на первый план выступают повествовательная и экспрессивно-психологическая функции образа: не только доходчиво и полно рассказать о прошлых и значимых для каждого христианина событиях, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств – жалости, сострадания, умиления и т. п. Отсюда нравственная функция иконы – формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания, воспитание человека в духе гуманного отношения к ближнему; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому – выразитель и носитель главного принципа христианства – человечности, всеобъемлющей любви к людям. Икона – это рассказ, но не о повседневных событиях, а о неординарных, чудесных, уникальных, поворотных для всей человеческой истории – о событиях священной истории, запечатленных в Новом Завете прежде всего и получивших поэтическое толкование в богослужебных текстах, регулярно мистически повторяющихся/являющихся в процессе годового богослужебного цикла. Поэтому в ней не место ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ самой духовной сути свершившего и вершащегося постоянно священного события, его визуальный эйдос. Икона – это сакральный отпечаток божественной печати на судьбах человечества. И этой печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово, поэтому икона в первую очередь – Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда тенденция к особому иллюзионизму и фотографичности иконы, ибо в них – залог и свидетельство реальности божественного Воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/fenomen-...

В Санкт-Петербурге проходит конференция, посвященная святому Феофану Затворнику 4 февраля 2022 г. 13:36 3 февраля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». Организаторы форума — Санкт-Петербургская духовная академия, отдел Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника, храм святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице. Конференция открылась молебном в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который совершил иеромонах Феофан (Друганов). Председатель Общества православных психологов Лариса Шеховцова рассказала об истории и деятельности общества. Общество православных психологов Санкт-Петербурга организовано в 2008 году, в ноябре 2014 года реорганизовано в Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника. Цель общества — объединение усилий психологов православного исповедания и священнослужителей для духовно-нравственного развития верующих граждан. Общество входит в структуру епархиального отдела по социальному служению, организует психологическое консультирования на базе общества и на приходах, а также по епархиальному телефону доверия. Члены общества — специалисты разных направлений, доктора и кандидаты наук, священники, в том числе с психологическим образованием, опытные психологи-практики. Лариса Шеховцова также отметила, что в рамках конференций «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» обсуждаются проблемы личности, проблемы сознания и всегда присутствует практическое направление — «Секция добрых дел». Было зачитано приветствие председателя епархиального отдела протоиерея Николая Брындина. «На площадках конференции собираются неравнодушные люди, которые вносят свой вклад в развитие христианской психологии, благотворительной деятельности и социального служения, — сказано, в частности, в приветствии.

http://patriarchia.ru/db/text/5893831.ht...

Вопросы религиозного воспитания в летних лагерях Протоиерей Георгий Бенигсен (1915–1993) Православная Церковь в Америке. Принимал деятельное участие в Национальной Организации Русских Скаутов в Калифорнии. Сущность религиозного воспитания настолько интимна и затрагивает такие глубокие и часто сокрытые стороны человеческой души, что может возникнуть вопрос о самой возможности построения какой-нибудь методики в этом направлении. Действительно, можно ли направлять религиозные переживания, тайными нитями связывающие человека с самим источником жизни и бытия? Трудно говорить о системе или методике религиозного воспитания в обычном понимании этих терминов в педагогической работе. Религиозная или, лучше сказать, духовная жизнь человека не подчинена ни механической, ни даже психологической причинности, а зарождается иногда, казалось бы, совершенно беспричинно. Тем не менее есть некоторые моменты и состояния в педагогической работе, которые определенно ведут к духовному оздоровлению и обогащению. Мы исходим из предпосылки, что человеческая душа «по природе христианка», что в ней изначала заложено стремление к Богу. Следовательно, нам не нужно «переделывать» человека, не влагать новое содержание в его духовную природу, а только содействовать ему на пути его приближения к Богу. Мы должны содействовать самораскрытию положительных и богоутвержденных начал духа. Нужно помочь растопить лед равнодушия, неверия, гордыни, самоутверждения, через который не проникает правда. Мы должны разбудить сон духовной лени, освободить дух от плена мирской суеты, от излишней привязанности к вещам. Мы должны пробудить духовное «я», живущее в глубине сердца, и дать возможность этому «я» встретиться с Богом. Это задача не самостоятельного архитектора (что было бы предельной гордостью), а творческого катализатора, соучастника. В этом задача руководительства, руководительское служение Богу. Искренне верующей молодежи на путях нашей педагогической работы встречается немного. В жизни много внешнего, «фарисейского», заученного, но не прочувствованного. Большинство молодежи думает больше о времяпрепровождении, нежели о положительных ценностях, о духовной жизни, о Боге. Как правило, молодежь или антицерковна, или внецерковна. Как это ни странно, думается, что работать с первой категорией легче, чем со второй, лишенной настоящего православного фундамента. Это заставляет быть особенно осторожным в выборе воспитательных путей, особенно чутким к душевному миру молодежи. Необходимо предельно терпеливо подчинять все принципу постепенности, всегда знать меру. Всякая «обязательность» при отсутствии внутренней убежденности становится лишением свободного, а вместе с этим и искреннего, подлинного духовного роста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Для высоких гостей провели экскурсию. Владыка Павел благословил детей, проходящих реабилитацию, вручив им иконки Рождества Христова и шоколадки. В актовом зале центра состоялся рождественский концерт, подготовленный лечащимися в центре детьми и волонтерами из числа студентов Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, после чего митрополит Павел и В.С. Караник сердечно поздравили всех присутствующих с Рождеством Христовым и наступившим 2020 годом, а затем преподнесли в дар центру сертификаты на приобретение реабилитационного оборудования. В частности, ожидается, что на средства Церкви для центра будет закуплен звукоактивированный проектор светоэффектов. Митрополит Павел подарил реабилитационному центру икону праведного стастотерпца Евгения Боткина. Всем детям были вручены сладкие подарки. В свою очередь, директор реабилитационного центра А.Н. Яковлев вручил архипастырю и министру здравоохранения сувениры ручной работы, изготовленные юными пациентами центра. Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями — это медицинское учреждение с 40-летним опытом работы по оказанию специализированной медицинской помощи детскому населению в возрасте от 3 месяцев до 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и двигательными нарушениями различной этиологии. Центр располагает высоким кадровым потенциалом, оптимизированной организационной структурой, развитой современной материально-технической базой. В центре представлены все аспекты реабилитации (медицинский, физический, психологический и т.д.), что позволяет реализовать комплексный подход в проведении реабилитационных мероприятий. Ежегодно в центре получают курсы реабилитации более 2500 детей и подростков. Руководитель центра А.Н. Яковлев в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью активно развивает сотрудничество с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению БПЦ, а также с сестричеством в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы, служители которого духовно опекают пациентов и их родных.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5578561...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010