Первым словом Христа, когда Он впервые вышел на общественное служение, был призыв: «ПОКАЙТЕСЬ!» В греческом языке этот глагол в повелительном наклонении настоящего (и продолжительного) времени очень точно передаёт смысл заповеди Христа. Спаситель как бы говорит «кайтесь постоянно». Беседа в Московской Духовной Академии проходила 19 мая 2009 г. во время посещения архимандритом Ефремом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие отец Ефрем, дорогие отцы, братья и сестры, сегодня в Московской Духовной Академии с визитом находится игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон – архимандрит Ефрем. На Святую Гору Афон часто устремляются православные паломники для того, чтобы поклониться святыням Афонских монастырей, но особым интересом пользуется опыт духовной жизни афонских монахов. Отец Ефрем уже не впервые здесь в Московской Духовной Академии, мы уже имели возможность встречаться в этом актовом зале и слушать наставления о. Ефрема. Сегодня представилась такая же возможность. С большой радостью предоставляем слово отцу Ефрему. Архимандрит Ефрем. Мне также очень приятно снова встретиться с вами. В последнее время мы с умилением наблюдаем, что на Афон приезжает всё больше и больше паломников из России. Они приезжают с большим благоговением и многие из них хотят путешествовать по Афону пешком. Некоторые даже дают своеобразный обет Божией Матери, что будут паломничать по святыням Афонской горы пешком и действительно исполняют его. Мир сейчас переживает очень трудную эпоху – это очевидный факт. Человек сейчас пребывает в многомятежной и запутанной социально-психологической атмосфере, многие люди совершенно потеряны духовно и не знают главного смысла своей жизни, не знают, так сказать, откуда они пришли и куда направляются. Хотя в Европе была сделана попытка обозначить христианские корни, но, к сожалению, её встретили с большим несогласием Я думаю, причины этих противоречий в том, что европейцы приняли некое ложное христианство. Это христианство никоим образом не даёт покой душе человека

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

Пн Митрополит Ростовський Новочеркаський Час, який вчить бути разом 17 2023 р. 12:27 В «Журнале Московской Патриархии» опубликовано интервью митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , посвященное актуальным вопросам жизни Церкви 4, 2023 ,   PDF-bepcuя ). — Ваше Высокопреосвященство! Юг России сейчас в каком-то смысле — это и центр России, потому что здесь проходят самые сложные процессы, связанные со специальной военной операцией. Как Церковь здесь сейчас себя чувствует: как часть этой важной общенародной миссии или у Церкви здесь какая-то своя миссия? Чем сейчас живет епархия? — В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной. Поэтому мы просто делаем свое дело, работаем со всеми: со здоровыми, с больными, с живущими привычной жизнью или силой обстоятельств вырванными из нее. Наша епархия, учитывая ее географическое расположение, похожа на станцию метрополитена. Одни поезда приходят, другие уходят. Представьте себе, что через область в течение определенного времени ежедневно проходило от 18 до 25 тысяч беженцев! В каком ритме должны люди трудиться? Конечно, не все эти беженцы проходили непосредственно через церковные социальные службы. С людьми в первую очередь работал огромный государственный аппарат, помогая и поддерживая их. Но есть некоторые вещи, в которых первостепенную роль играла именно Церковь, исполняя свое призвание быть «солью земли». Когда люди бегут от фронта, у них порой с собой есть лишь то, что на них надето, и в лучшем случае документы. Люди голодные, холодные, голые-босые, им нужно бутерброд дать, налить чаю горячего, предоставить место для ночлега, понять их нужды, но главное — найти слова утешения… Эти люди столкнулись с тем, с чем мы здесь, слава Богу, пока не сталкиваемся. Они были под бомбежками, видели смерть. Им очень сложно духовно и психологически прийти в себя. Поэтому Церковь рядом с ними настолько, насколько это возможно. Не знаю, удается это или нет, но что-то пытаемся сделать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6020075...

Пн Про участь Церкви в наркозалежних 26 грудня 2012 р. 21:19 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года ( журнал 128 ). «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 6). I. Наркомания: грех и болезнь Наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей. Церковь свидетельствует, что употребление наркотика является грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни — наркотической зависимости, разрушение социальных связей. Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем. Формирующаяся зависимость часто толкает человека на совершение других греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек может совершить такие преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится звеном в цепочке преступного бизнеса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2674663...

поиск:   разделы   рассылка 29 июля 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екате Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 29 июля 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Екатерина Грачева: Здравствуйте, это программа " Церковь и мир " , в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом об актуальных событиях в России и за рубежом. Владыка, здравствуйте! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина, здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Левада-Центр провел свежий опрос о желании россиян покинуть страну и уехать жить за рубеж на ПМЖ. 79% ответили, что не хотят уезжать за границу, и 3% что точно хотели бы уехать (для сравнения: в мае 2013 года их было рекордное для России 22%). Но есть и плохая новость: те же социологи говорят, что процент уезжающих напрямую зависит от количества высококвалифицированных кадров в стране, то есть уезжают, по сути дела, лучшие. Как этих лучших мотивировать вернуться в Россию или, по крайней мере, вернуться после учебы для того, чтобы работать здесь? Митрополит Иларион: Всегда есть люди, которые психологически, эмоционально, духовно не привязаны к своей стране. И всегда есть определенный процент людей, готовых уехать куда угодно и начать там новую жизнь, потому что предложения более выгодные или зарплаты более высокие, или, случается, что люди эмигрируют по семейным обстоятельствам. Думаю, что с этим мы ничего не сделаем. Что же касается того, чтобы постоянно делать страну все более и более привлекательной для ее жителей, думаю, это наша общая задача и государства, и общества, и религиозных конфессий. Кроме того, это, конечно, задача работодателей, потому что мы должны понимать, что если человек трудится, а у него нет достойной зарплаты, то это никогда не будет способствовать повышению качества его труда. То есть человек должен понимать, что если он будет хорошо работать, то и получать будет соответствующим образом.

http://religare.ru/2_113005.html

поиск:   разделы   рассылка Архимандрит Трифон (Плотников) Крымск глазами очевидца " Довелось слышать немало рассказов о том, как в трудную минуту люди молились " Источник:  Православие и мир О происходящем в Крымске рассказал непосредственный очевидец событий – архимандрит Трифон (Плотников), руководитель отдела по социальному служению Екатеринодарской епархии. Волонтеры из всех городов собирают помощь пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае. Что сейчас происходит в эпицентре бедствия – в Крымске? В чем больше всего нуждаются люди, как идет ликвидация последствий трагедии, как держатся те, кто потерял близких и кров? Об этом рассказал непосредственный очевидец событий – архимандрит Трифон (Плотников), руководитель местного епархиального отдела по социальному служению и благотворительности. Отец Трифон побывал в Крымске с момента бедствия уже два раза. – Сейчас в Крымске работает больше техники, откачивают воду, развернуты палаточные лагеря (хотя нередко люди, опасаясь мародёрства, оставлять свои дома боятся), оказывается медицинская помощь в организованных МЧС амбулаторных пунктах. Прибывают волонтеры. В первый мой приезд ситуация была сложнее. С самого начала в приходе Святого Архангела Михаила пострадавшим людям стали оказывать посильную помощь – организовали горячее питание: не было света, газа, воды, не на чем было готовить, а при храме выручила плита на дровах. Теперь здесь и полевая кухня. Городское духовенство во главе с благочинным протоиереем Сергием Карпецом (его дом также затопило) и священники из других благочиний постоянно встречаются с пострадавшими – и в местах временного проживания, и посещая их на месте трагедии. В нескольких случаях беседой удалось снять напряженность у возбужденных групп людей, погасить вызванную горем озлобленность. Одна из наших пастырских задач – духовно-психологическая помощь пострадавшим и их родственникам. Ведь общение священников с такими людьми нередко умиротворяет и умягчает их сердца. Когда пострадавшие видят, что к ним относятся участливо, готовы выслушать, разделить с ними горе, они очень по-доброму на это реагируют.

http://religare.ru/2_95695.html

Предисловие Живя деятельной «жизнью во Христе», о. Иоанн, согласно заветам любви христианской, – желает делиться плодами своего глубокого духовного опыта со своими «братьями во Христе», и вот ради этого он аккуратно ведет, в течение уже многих лет, свои глубоко-назидателъные записи, имеющие форму дневника. Настоящая книжка, озаглавленная «Путь спасительный», и составлена из этих ежедневных записей о. Иоанна за самые последние годы – 1901 и 1902 г.г.; – от изданной нашим Обществом, в прошлом 1902 г., книги о. Иоанна «Христианская философия» – она отличается преобладанием в ней тем характера жизненно-практического, деятельного, а не созерцательного, что отмечено уже самым заглавием: глубокий, но просто и доступно изложенный психологический анализ, уменье проникнуть в самые сокровенные уголки сердца человеческого и вскрыть самые затаенные пружины его жизнедеятельности – черты, свойственные всем сочинениям о. Иоанна – настоящей книжке присущи в особенности: без лести можно сказать, что во многом «Путь спасительный» напоминает знаменитый духовно – назидательный сборник, составленный из творений св. отцов – аскетов и известный под именем «Добротолюбие». «Путь спасительный» издавался при ближайшем руководстве и наблюдении о. Иоанна: все рукописи были им тщательно просмотрены и исправлены; он одобрил план, по которому расположен материал настоящей книги; наконец, почтенный автор находил время просматривать даже корректуры. Животрепещущая современность многих затронутых тем; глубина и подкупающая свежесть мыслей и чувств; наконец, религиозное одушевление, временами достигающее трогательного, высоко-поэтического, благочестивого лиризма (напр., в отделах: о жизни в Боге, о молитве и пр.) – делают «Путь спасительный» не только назидательным, но и приятным чтением для каждого благочестивого человека, живо интересующегося вопросами жизни духовной. В заключенье, пожелаем этой «доброй» книжке высокочтимого автора того полного успеха, которого она вполне заслуживает своими высокими качествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Проект документа Межсоборного присутствия «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» 30 мая, 2012. Редакция " Правмира " Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья и греховно. «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). I. Наркомания: грех и болезнь Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья и греховно. С одной стороны наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей. С другой стороны, употребление наркотика является осознанным грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни — наркотической зависимости, разрушение социальных связей. Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем.

http://pravmir.ru/proekt-dokumenta-mezhs...

Прости нас, грешных Предисловие Дорогой читатель, перед Вами книга, принадлежащая жанру, который чрезвычайно важен для каждого православного христианина. Сейчас, когда после нескольких десятилетий безбожия и духовного невежества, российский народ возвращается на свою духовную родину — в Церковь, вопросы исповеди и покаяния становятся для нас одними из самых важных. Как исповедоваться? В чем каяться? Вот, пожалуй, самые первые вопросы, которые задают и себе, и священнику люди, приходящие в Церковь всерьез. Несмотря на то, что на эту тему имеется уже немало книг и пособий, исповедь и покаяние относятся к тем духовным сферам, которые еще только начинают осваиваться нашими соотечественниками. Поэтому каждая новая книга на эту тему, особенно обращенная к нашему современнику, представляется совершенно необходимой. Это объясняется еще и бесконечным многообразием человеческих личностей, многообразием характеров, возрастов, культурных, социальных и психологических различий. Поэтому необходимо наличие многих и разнообразных книг на эту тему, чтобы каждый человек мог встретить что–то свое, что затронет именно его сердце. Конечно, нигде, как в жанре слова на общей исповеди, не выступает на первый план личность самого пастыря. Слово пастыря вбирает и передает слушателям и читателям все оттенки его личного пути и огромного опыта жизни в Церкви и общения с самыми разными людьми. Протоиерей Александр Мень был человеком исключительной личной одаренности и обаятельности. Благодаря этим качествам, а также огромной эрудиции, отец Александр был центром притяжения для самых разных людей. Большинству из них ему удавалось сказать нечто такое, что тронуло сердце, а порой изменило и всю последующую жизнь. Митрополит Антоний Сурожский нередко говорил, что вера христианская подобна гриппу, которым люди «заражают» друг друга при близком общении. Протоиерей Александр Мень с юных лет прислуживал в храме, он не просто читал, а именно изучал Библию. Вся его жизнь была постоянно направлена на служение Богу и ближним. Именно поэтому он так хорошо знал цену времени. Скорбел, когда видел, как люди бездумно растрачивают жизнь на пустые или бесполезные занятия. Он умел видеть в каждом человеке прекрасный образ Божий и искренне радовался самым незначительным успехам своих друзей и знакомых. Он поразительно умел воодушевить человека, поддержать словом, парадоксальным высказыванием, литературным примером, шуткой, каким–либо поручением, часто с единственной целью — отвлечь человека от греха, внутренней пустоты, уныния и других печальных состояний. Он духовно и душевно становился рядом с человеком, чтобы вместе противостать греху. У него были на это силы именно потому, что сам он был человеком исключительной нравственной чистоты. Как заметил Г. К. Честертон, сила греха познается в противостоянии ему, а не в уступке, подобно тому, как силу немецкой армии можно узнать лишь сражаясь с ней, а не сдавшись сразу в плен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2418...

Протоиерей Максим Обухов, главный редактор сектора издательской и информационной деятельности Патриаршей комиссии, в своем выступлении обрисовал сегодняшнее состояние семейного служения Церкви и наметил перспективы, к которым предстоит двигаться. Отец Максим отметил, что в последнее время заметно выросло число мероприятий и эффективных программ, направленных на поддержку семьи и защиту семейных ценностей, в том числе благотворительных, миссионерских и молодежных. Однако одной из нерешенных проблем можно считать отсутствие церковного семейного консультирования, необходимого как скорая психологическая помощь при угрозе развода, — такую «реанимацию» для семьи еще предстоит организовать в широком масштабе. В перспективе и организация лекций по подготовке молодежи к браку, и семейные клубы различной направленности, которые уже начали создаваться в епархиях. Доклад детского психолога Т.В. Воробьевой был посвящен воспитанию детей как главному служению семьи. Протоиерей Александр Дягилев, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, специально остановился на актуальной сегодня, в том числе для православных, проблеме разводов, предложив некоторые методы противодействия, которыми может воспользоваться Церковь — как «скоропомощные», так и обучающие, катехизаторские программы. Секцию «Социальное служение отделов по вопросам семьи и их взаимодействие, защита жизни, биоэтика» возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим . На этом заседании обсуждались такие актуальные темы, как вопросы биоэтики и новые репродуктивные технологии, устройство типового отдела по делам семьи в епархии и опыт взаимодействия между церковными и государственными структурами. На секции выступили: протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Михаила Архангела из г. Талдома, с докладом «Воспитание зрелой личности в семье»; протоиерей Георгий Сивков, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Хабаровска, — «Организация работы с семьями в многочисленном приходе путем создания приходских служб на примере Спасо-Преображенского кафедрального собора города Хабаровска»; А.Ю. Кузнецова, президент фонда «Покров», г. Пенза, — «Опыт взаимодействия между церковными и государственными структурами»; Любовь Дягилева, Санкт-Петербург, — «Проект создания семейного духовно-просветительского центра «Добрый дом»; священник Петр Гурьянов, председатель Мелекесской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, — «Опыт взаимодействия между епархиальной комиссией по вопросам семьи и государственными структурами в Мелекесской епархии »; Е.В. Чистякова, секретарь председателя Патриаршей комиссии по семье, биолог, — «Современное состояние проблемы   применения методов вспомогательных репродуктивных технологий»; протоиерей Максим Обухов — «Пастырский взгляд на новые репродуктивные технологии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3966713...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Во времена Ветхого Завета израильский народ был хранителем веры в единого и истинного Бога. Согласно многочисленным пророчествам, в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю мира. Ожидания пришествия Спасителя в мир были особенно сильны в период, непосредственно примыкающий ко времени выхода Христа на общественное служение. В это время Иоанн Предтеча обращается к еврейскому народу с проповедью и крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приближении Царства Божьего, о скором приходе Мессии (Христа). И вот, в какой-то момент, он видит идущего в его сторону Спасителя, и тогда, по вдохновению свыше, объявляет об этом присутствующим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Описание На огромном полотне перед зрителем предстает грандиозная сцена, представляющая один из моментов проповеди Иоанна Крестителя. Художник делает акцент на первом явлении Христа народу. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его психологическую характеристику, его место и значение в картине. Картину можно условно разделить на две части.  Также художник компонует персонажи по возрастным группам. В левой части полотна представлены выходящие из воды юноша и старец, в чем некоторые исследователи видят указание на завершение ветхозаветного периода (как периода подготовки человеческого рода к Пришествию Мессии) и наступление новозаветного. Художник здесь задает зрителю философский вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение Спасителя? Не «обветшало» ли оно духовно?  Старик, опирающийся на посох, обратившийся к проповеди, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость, крепость и силу веры, стремление следовать за Спасителем. Однако проповедь Иоанна принимают не все: фанатичное противостояние и неприятие Христа, явившегося в мир ради спасения людей обозначено группой фарисеев и левитов. Это те, для кого буква закона выше духа. От них отделяется мужчина в красно-коричневом хитоне, написанный с Н. В. Гоголя, и юноша – это те, кто жаждут истинной веры, стремясь освободиться от показного благочестия и устремиться ко Христу, восприняв его любовь всем сердцем и душой.

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010