протоиерей Олег Климков От автора Основной целью предлагаемой Вашему вниманию книги было искреннее желание автора осмыслить глубинную сущность православной духовности, ярко выраженную в мистико-психологическом явлении, известном под названием «исихазма». Аскетическая практика очищения сердца от страстей, соединенная с «умным деланием» Иисусовой молитвы существовала в Православии с незапамятных времен. Однако, лишь в XIV веке она получила фундаментальное богословско-философское осмысление в трудах св. Григория Паламы , поводом к чему послужили так называемые «исихастские споры», посвященные уяснению реальности общения человека с Богом. К сожалению, православное богословие последующих веков прошло мимо исихазма, не поняв и не оценив его мощного духовно-культурного потенциала. «Открытие» исихазма стало делом нашей эпохи. XX столетие породило необозримую литературу на эту тему. Но неисчерпаемая глубина данного феномена и его актуальность для духовности современного человека позволяет ожидать постоянного воспроизведения интереса к исихазму на все более глубоких уровнях восприятия и осознания действительности. Очень важным моментом современной духовно-культурной церковной ситуации является понимание и осознание высокой значимости и актуальности изучения исихазма со стороны церковной иерархии. Так, Петербургский Митрополит Владимир (Котляров), которому я хочу выразить благодарность за поддержку и благословение, в личных беседах с автором неоднократно указывал на необходимость полноценного исследования феномена исихазма, особо подчеркивая важность раскрытия для современного сознания подлинной реальности Божественных энергий, пронизывающих и просветляющих наше земное бытие. Большое значение изучение исихазма имеет и в сфере философской антропологии, психологии религии, в частности, и в области современной гуманитарной культуры в целом, ибо нынешнее миросозерцание более не удовлетворяется поверхностными антропологическими концепциями, но ищет раскрытия тайны человека на предельных глубинах его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Фродо поежился. – С чего это мы станем трусами да подлецами ? – спросил он. – И кому нужны такие подданные? – Всеобщему Врагу, – мрачно ответил Гэндальф . «Властелин Колец». «Чем же был “ренессанс” на самом деле? По лаконичному определению историка А. Фурсова (который посвятил этим проблемам фундаментальное исследование), это была “сборка” в XVI-XVII вв. геоисторического субъекта, создавшего капитализм» (см.: «De conspiratione (капитализм как заговор)»). Впрочем, по нашему мнению, “капитализм”, зародившийся в ту эпоху, это, скорее, сверхантиситема, противостоящая всем нормальным этносам и культурам и уничтожающая их». Эти слова из статьи «Ренессанс которого не было» касаются одной из важнейших и самых актуальных проблем. Здесь, на РНЛ, было немало содержательных публикаций о теории Гумилёва в разных аспектах, прежде всего принадлежащих перу Е. Евтушенко. Но вот что хотелось бы отметить. Согласно Л.Н. Гумилёву, в 18-19 вв. западный суперэтнос (то, что в Средние века именовался «Христианским (на деле католическим) миром, но сейчас этот термин более чем неуместен) вступил в инерционную фазу. А это – «золотая осень», время пожинания плодов предыдущего развития этноса/суперэтноса, время мира и относительной стабильности. В действительности же «что -то пошло не так». Сначала- Наполеоновские войны, потом – и вовсе – две первые мировые войны, фашизм (нацизм), гонка ядерных вооружений, наконец, глубокий духовно-нравственный упадок. При этом – массированный колониальный и неоколониальный грабёж большей части мира – но это уже за пределами суперэтноса, следовательно, картине «инерционной фазы» особо не противоречит. Потрясения, которых не было ни в ранней Римской империи, ни в эпоху эллинизма, ни вообще в инерционных фазах развития большинства других этносов. Сам по себе упомянутый духовно-нравственный упадок можно бы объяснить «инерционной фазой»: это уже не «золотая» осень, но своего рода коллективный «маразм», рождённый глубоким упадком пассионарности и ростом критической массы «субпассионариев», которых сам автор теории определял как психологический тип «горьковских босяков или чеховских интеллигентов». Декаданс.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/ne...

3) Кокин И. Страх возводит стены, любовь строит мосты. – М.: Никея, 2019. – 192 с. ; 4) Материалы инфографики на DVD «Справочные материалы» в комплекте УМК «Приходская школа “под ключ”» , авторство не указано (файлы дублируются на онлайн-платформе «Академия веры»). Предметом настоящего исследования явились содержание, смысловая направленность, применённые приёмы, выразительные средства и иные, значимые для оценки, элементы и особенности представленных на исследование материалов Учебно-методического комплекта «Приходская школа “под ключ”», заявленн ых как предназначенные для детей среднего и старшего школьного возраста, влияние использования данных материалов в образовательном процессе на сознание, нравственность, психологическое состояние и здоровье детей, правовая и нравственно-этическая оценка допустимости и результатов применения данных материалов в образовательном процессе, в воспитании детей, с позиций их психологической, юридической (в том числе юридико-психологической и юридико-лингвистической) и нравственно-этической оценки . Основная часть. Исследование В результате проведённого исследования выявлено, что в представленных материалах УМК «Приходская школа “под ключ”» содержится ряд текстовых (а также визуальных графических) фрагментов, которые обоснованно могут оцениваться как направленные на размывание в сознании несовершеннолетних положительных нравственных установок и ценностных образов, основанных на традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностях народов России, российского общества, и как внедряющие в сознание детей аморальные и иные критически-культурно-сниженные установки, акцентуации и ориентации, в том числе антисемейные. В названных материалах выявлены фрагменты, посредством которых осуществляется пропаганда среди детей гомосексуальных отношений и иных сексуальных перверсий, а также насильственная танатизация сознания детей. Ниже эти выводы развёрнуто обоснованы. Целенаправленная пропаганда детям сексуальных перверсий В представленных для исследования материалах выявлен ряд текстовых фрагментов, пропагандирующих детям гомосексуальные отношения и прочие сексуальные перверсии и формирующих ложный образ гомосексуалистов как априорных несчастных жертв неприятия обществом, навязывающих ложные представления о причинах гомосексуализма, а также манипулятивно стимулирующих девиантный интерес детей к этим вопросам.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/12/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Опыт экспертизы печатных изданий, игр и игрушек для детей Выступление на парламентских слушаниях " О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию " (18 апреля 2005 г.) Вера Абраменкова   04:00 01.09.2006 631 Время на чтение 7 минут Для подавляющего большинства жителей России, для каждого из присутствующих в этом зале становится все более очевидным, что состояние здоровья и духовно-нравственного развития детей России подвергается серьезной опасности. Следовательно, необходимо принимать безотлагательные меры, которые позволят привести к оздоровлению социально-психологического климата общества, утвердить позитивные ориентации на будущее в каждом человеке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  разделы   рассылка  распечатать Заключение психолога Е.В. Сарапулова о содерж. стороне мультсериала " Веселые лесные друзья " на телеканале " 2х2 " В процессе восприятия информации, помимо собственно смыслового воздействия на психофизиологическом уровне, возможно духовное заражение и поражение информацией, так как в этом случае вступает в силу механизм передачи эмоционального и духовного состояния от одного индивида к другому либо от какого-то информационного продукта (например, телевизионного фильма, музыкального произведения, мультфильма) к человеку (группе людей). Для успешного решения проблем восприятия информации необходимо учитывать как физиологические, так, и в первую очередь, психологические и духовные факторы. В связи с этим встает вопрос о том, насколько приемлемыми являются серии мультфильмов из вышеуказанного сериала. Ни нравственно, ни психологически содержание данных мультфильмов не соответствует задачам формирования у подрастающего поколения соответствующих черт характера, любви к жизни, уважения к старшим и т. п. Мозг ребенка отдается на откуп образам насилия, агрессии и т. п. В результате в психике детей муки людей означают развлечение. Насилие, которое царит в сериале " Веселые лесные друзья " , глубоко проникает в сознание детей, оставляя неизгладимый след, травмируя их душевные качества, порабощая их дух пошлому, негативному и разрушительному настрою. Опасность данного сериала заключается также в том, что дети продолжают верить в смысл приемлемости и естественности насилия, агрессии и разрушительного поведения, в результате чего грань между фантазией и реальностью оказывается стертой. Дети практически становятся потенциально готовыми для совершения асоциальных форм поведения в обществе. И потому вопрос не в том, совершат ли они противоправные действия или нет. Вопрос в том, когда они сделают нечто противоправное или того хуже преступное действие во вред как окружающему обществу, так и во вред самим себе. Осознанно, либо неосознанно, но создатели сериала " Веселые лесные друзья " берут на себя роль учителей нравственности. Как бы то ни было, однозначно можно говорить о разрушительном духовном и социально-психологическом воздействии образов, предлагаемых в данном сериале. Происходит навязывание так называемой " морали преступной группы " . Как следствие, ребенок с подорванной духовно-нравственной и психологической основой легко манипулируем. Разрушение традиционной морали и перманентная " сексуальная революция " , которые явным образом представлены в сериале " Веселые лесные друзья " – все это является важнейшим условием устранения психологических форм защиты против манипулирования сознанием. Дети становятся беззащитными для негативного влияния со стороны окружающей среды вообще.

http://religare.ru/2_57687.html

Библейский урок с моряками-филиппинцами ЖМП 3 март 2019 /  12 апреля 2019 г. 12:50 Капеллан дальнего плавания ДИАКОН НИКОЛАЙ МОТРЕНКО ОКОРМЛЯЕТ ПРАВОСЛАВНЫХ МОРЯКОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В НОВОРОССИЙСКЕ, РАЗЫСКИВАЕТ ПОПАВШИХ В БЕДУ ЗА ГРАНИЦЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ И ПОМОГАЕТ ОТСТАВШИМ ОТ РЕЙСА ИНОСТРАНЦАМ Со светской, мирской точки зрения деятельность гражданского капеллана в том или ином морском порту или в портовом городе — не что иное как профсоюзная помощь морякам, оказавшимся в непривычной для себя обстановке в чужой стране либо претерпевающим серьезные жизненные затруднения. Церковные структуры по всему миру постепенно присоединялись к этому служению по инициативе профессиональных, внутрицеховых морских подразделений, которые сначала нанимали на торговые суда священников, а затем принялись формировать и сеть портовых священнослужителей. Однако, поскольку законы в разных странах отличаются, а у профсоюзного движения не всегда достаточно средств и энтузиазма, формирование полноценной капелланской службы по всему миру все еще идет. Юридически эта деятельность с 1987 года регулируется 163-й Конвенцией Международной организации труда о социально-бытовом обслуживании моряков. Ее статья 3 обязывает капелланов «осуществлять социально-бытовое обслуживание моряков всех судоходных компаний и оказывать им духовно-психологическую помощь, независимо от их национальности, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических убеждений». PDF-bepcuя Сойти с «плавучей тюрьмы»... без плачевных последствий Советский Союз ратифицировал этот документ. Но в тот момент, даже с поправкой на перестройку, вопрос об организации священнического служения в морских портах ни на официально-государственном, ни на общественном уровнях встать, конечно, не мог. В Новороссийске, к примеру, дело поначалу ограничилось созданием Морского культурного центра под крышей Международного центра моряков в фешенебельной части города на набережной Адмирала Серебрякова (близ Морского вокзала) и открытием так называемого Интерклуба в районе основных грузовых причалов, молов и пирсов.

http://e-vestnik.ru/society/grazhdanskiy...

В.В. Каширина Проблема формирования этноисторического сознания в исторической традиции России (по трудам святителя Феофана) Сергей Рыбаков, протоиерей, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры теологии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина» Важнейшей проблемой современного православного сообщества все более осознается кризис образования. В результате проведенных государством в системе образования России преобразований значительно изменяются психолого-педагогические характеристики учащихся. А.В. Шувалов по этому поводу пишет: «В. Франкл отмечал, что «у каждого времени свои неврозы», по сути, свои духовно-душевные недуги, которые требуют изучения и осмысления. Наше время не исключение. Недаром психологи-практики сетуют, что проблемные состояния современных детей все труднее понимать исходя из ранее сложившихся медико-психологических, психотерапевтических и психолого-педагогических представлений. В профессиональный обиход вошло определение «другие дети " » 325 . Озабоченность влиянием, оказываемым системой образования на безопасность учащихся, выражает В.И. Слободчиков: «На фоне нарастающей педагогической экспансии в виде новых технологий и образовательных проектов, информатизации и компьютеризации образовательных процессов остро встает проблема осуществления безопасного образования» 326 . Акцентируя внимание на высоком уровне сектантской экспансии, росте экстремистских настроений, субкультурных девиаций и иных негативных факторов влияния на молодое поколение, можно утверждать, что проблема формирования мировоззренческой устойчивости сознания учащихся является одной из самых актуальных для современной системы образования. Для дальнейшего анализа необходимо ввести следующие понятия: идеальный образ, педагогическая система народа и государственная система образования. Идеальный образ в педагогике. Нетрудно видеть, что этимология слова «педагогика» раскрывает задачу ведения детей (учащихся, воспитанников) к определенному совершенству, которое представлено и раскрыто в предъявленном идеальном образе (отсюда вытекает и понятие «образование», как усвоение определенного образа).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.М. Котков Предисловие В системе гуманитарных наук возникло новое направление, связанное с исследованием христианской культуры как целостного общественного явления. Давно назрела потребность в изучении роли Церкви в жизни российского народа, его Вооружённых Сил. Главной целью происходящей ныне реформы Вооружённых Сил Российской Федерации является создание современной мобильной и боеспособной армии, что невозможно без формирования психологической устойчивости и моральной готовности военнослужащих к отстаиванию национальных интересов России, вооружённой защите Отечества, нейтрализации внутренних угроз, выполнению задач в любых условиях учебно-боевой обстановки. Необходимо внимательно учитывать при этом уровень образования, национальные особенности, отношение военнослужащих к религии, уровень их физического развития и состояние здоровья. Пришло время говорить о постепенном возвращении к потерянной вере и связанным с ней православным укладом жизни. Современный апостасийный мир, отошедший от Бога, создал свою мораль и свои принципы жизни, приведшие сегодня мир к глубокому кризису. Многие православные люди считают, что отход от христианских начал или их искажение является причиной нестроений и бед в нашей стране. Фёдор Михайлович Достоевский писал, что христианство  – есть единое убежище Русской земли от всех её зол. Мир обновляется и изменяется жизнь. Прошлое отступает перед натиском современности. При этом с историей, с прошлым во всех сферах человеческой деятельности нас связывает наша повседневность. Но чтобы прогресс продолжался, мы нуждаемся в осмыслении опыта, знаний, традиций своих предшественников. Без этого не может быть движения вперёд. Фрагментарность и мозаичность исследований остро нуждается в дополнении, в создании общей картины духовно-нравственного воспитания личного состава армии и флота. Изучение исторического опыта деятельности особой воспитательной структуры – православного ведомства военного и морского духовенства, позволит найти ответ на многие вопросы, касающиеся построения обновлённой системы воспитательной работы в Российской армии и Военно-Морском флоте. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чем конкретно? Есть хорошая книжка Клайва Льюиса «Письма Баламута». Там описывается, в частности, как опытный бес учит молодого бесенка людей искушать. В своем письме он рассуждает примерно так: «Как это так: Бог любит человека и при этом оставил ему свободную волю? Я этого не понимаю! Как можно любить и оставлять свободу?! Я ведь тоже люблю человека  по-своему, по-бесовски. По мне любовь  это что такое? Это значит его пожрать! Съесть, чтобы он на весь мир смотрел бы моими глазами. Уничтожить личность». Вот и получается, что по сути дела житейское понимание любви  часто бесовское. Слышали, как влюбленные иногда признаются друг другу: «Мне с тобою хорошо!», «Я хочу, чтобы ты всегда был со мною». Т. е. люди думают прежде всего о себе, о своих чувствах. Светское понимание любви зачастую бывает потребительским, в нем кроется услаждение самого себя. Человек наслаждается физически и душевно. Но чувства, если не работать над ними и не расти духовно, сходят на нет. И спустя время люди так же искренне говорят: «Мне с тобой плохо. Давай разойдемся…» Церковное понимание любви  это когда человек «окунается» в другую личность и забывает самого себя. Почему так важно научиться любить?  Потому что в этом состояло грехопадение. Казалось бы, сотворил Бог человека, дал ему все необходимое и только одно требование просил соблюсти. Не принципиально, что именно нельзя было трогать  дерево или же что-то еще. Это было некое испытание, потому что человек был морально нейтральным. Он был свободен, и надо было как-то первый раз этой свободой воспользоваться. И когда человек выбрал свою собственную волю, не посоветовавшись с Господом, он тем самым отделил себя от Бога. Условно говоря, у него произошел своеобразный психологический процесс: он понял, что «вот это  я. Это  мое мнение, мое решение, и вообще, это вот  мое пространство, а что вне этого пространства  это уже не я». Наверное, большинство современных людей разделяют такую установку. Разве это не естественно? Нет, это эгоцентризм, который именно тогда и зародился. И цель нашего пребывания на Земле  выйти за его рамки, потому что когда человек произносит «я», он, по идее, должен подразумевать и Бога, и других «я». Это не значит, что человек полностью растворяет свою личность. Нет. Он может оставаться индивидуальностью, но при этом помнить, что все мы настолько взаимосвязаны друг с другом и, тем более, с Господом, что когда принимаем какие-то решения, то должны принимать во внимание и все, что вокруг нас: и людей, и Бога, и природу. Научиться любить  значит научиться отдавать отчет в том, что рядом всегда есть кто-то абсолютно такой же, как и ты, и который нуждается в том же, в чем и ты. И никогда этого не забывать.

http://azbyka.ru/semya/svjashhennik-ilij...

Весной 1874 года Достоевский обещал Некрасову доставить роман к 1 января 1875 г. Черновые тетради показывают, что у писателя не было даже самого общего плана нового произведения. После «кабалы» в «Гражданине» он чувствовал себя духовно опустошенным; вдохновение не приходило. Он с унынием понимал, что в сущности у него никакого замысла нет, а есть одно только намерение написать роман. В эту минуту творческого упадка он возвращается к своим старым использованным планам и вспоминает о давнишней мечте написать роман о детях. Еще работая над «Идиотом», Достоевский намечал картину детской жизни: идиот представлялся ему во главе клуба детей; детская община живет своей особой жизнью, вырабатывает новое нравственное сознание, суду ее подлежит общество взрослых. И вот, размышляя над новым романом, Достоевский прельщается оригинальным замыслом: написать утопию о «детском рае». Весной 1874 года он записывает в черновой тетради: «Роман о детях, единственно о детях и о герое–ребенке». Идея занимает его до июля: к этому месяцу относится запись: «Попробовать завтра детей, одних детей». После июля замысел этот исчезает и заменяется другим. Писатель возвращается к неосуществившемуся плану романа–поэмы, над которым он работал в 1869 году, — «Житию великого грешника». Он записывает: «Полное заглавие романа «Подросток». Испо–ведь великого грешника, писанная для себя». Фабула «Подростка» вбирает в себя неиспользованный материал «Жития». В новом романе тоже будет подробное жизнеописание героя; он тоже незаконный сын, проводит детство в чужой семье, вдали от родителей, потом возвращается в дом отца, принимает невольное участие в семейной раме; тоже учится в пансионе Сушара и гимназии Чермака; тоже сходится с бывшим школьным товарищем Альбертом (Ламбертом) и ведет распутную жизнь. Отец героя «Жития» носит фамилию Альфонского: в «Подростке» — француженка, любовница Ламберта, получает имя Альфонсины. Но не одна сюжетная зависимость связывает «Житие» с «Под ростком»: Аркадий Долгорукий наследует от «великого грешника» свою «идею». План «Жития» начинается с заметки: «накопление богатства». Герой — гордец, он жаждет власти и могущества и «устанавливается на деньгах»; «страшно уверен, что все само придет: деньги разрешают все вопросы». Писатель записывает: «Хотя деньги и страшно его устанавливают на известной твердой точке и решают все вопросы, но иногда точка колеблется (поэзия и много другого) и он не может найти выхода. Это-то состояние колебания и составляет роман». Вся эта характеристика «великого грешника» целиком переходит к Аркадию Долгорукому. «Житие» передает «Подростку» идейно–психологическую тему и рисунок сюжета.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010