Глава 11. Отверзающееся око Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Тот, кто жил и наблюдал, тот, наверное, заметил, как трудно бывает нерелигиозному человеку понять жизнь религиозной души. Ему все кажется, что верующему где-то «изменяет его ум» и «трезвость суждений», что он как будто покидает «главную» и «важную» дорогу жизни, впадает в какие-то «предрассудки» и «суеверия» или включает в свой жизненный опыт такие необычные соображения, «элементы» и «факторы», для признания которых нерелигиозный человек решительно не видит никаких оснований. Что ею беспокоит или прямо раздражает, это то обстоятельство, что верующий человек притязает на какое-то особое измерение, в котором он живет и познает, на какое-то не-повседневное созерцание и видение, на иной и притом лучший опыт. Психологически это беспокойство и раздражение вполне понятны: «я не вижу, а он видит; значит мне чего-то не хватает, а он превозносится надо мной»... Это прощается нелегко; и религиозные люди всегда должны заботиться о том, чтобы не ранить других своим преимуществом. Ибо это преимущество есть не иллюзия, а действительность. Измерение, в котором они живут, есть духовное измерение; созерцание, которое им свойственно, есть сердечное созерцание духовного Предмета; иной опыт, который они в себе вынашивают, растят и берегут, есть религиозный опыт общения с Богом, т.е. с высшей и совершенной силой. Чем религиознее человек, тем увереннее он включает этот опыт в свое жизненное понимание и делание. Надо прямо признать и установить, что настоящая, подлинная религиозность, которая, собственно говоря, только и заслуживает этого именования и является для всякой незрелой и неполной «религиозности» образцом, - есть состояние душевно- и духовно-цельное, есть целостная жизнь, направленная к Богу, пребывающая в Его свете и во всех своих жизненных делах, исходящая из Его созерцания. Настоящая религиозность не только ведет в храм; и не только имеет «красный угол» в комнате и в душе. Она есть жизнь, сама жизнь, подлинная жизнь; она есть Главное в жизни, такое Главное, которое господствует в ней и ведет ее. Она есть не только «метод», восходящий и возводящий к Богу, но «метод» (т.е. путь) с Богом через жизнь. И именно потому так трудно бывает суще-религиозному человеку не беспокоить и не раздражать собой нерелигиозного или противорелигиозного безбожника: ибо безбожник почти каждым жизненным шагом своим отрицает и попирает то, что религиозный человек в каждом жизненном деянии своем любит, созерцает и осуществляет как главное.

http://sedmitza.ru/lib/text/432224/

Д.И. Макаров Глава третья. Отражение в гомилиях св. Григория Паламы современной ему социально-политической и культурной действительности Палама-теолог, мыслитель, ведущая фигура в исихастских спорах практически монополизировал внимание ученых. Такой подход является естественным и оправданным, но при этом не следует забывать, что есть и другие стороны наследия Паламы, которые, как правило, остаются в тени его богословских взглядов или же просто игнорируются. Подобная картина нуждается в определенных коррективах. Не следует забывать, что Палама был также зорким наблюдателем и вдумчивым критиком современного ему общества с присущими этому обществу пороками. В его гомилиях выражено глубокое и не получившее еще должной научной проработки видение и осмысление современной Паламе социально-исторической и духовно-психологической ситуации в подвластной ему Фессалонике, распространяемое автором на состояние империи в целом. Важность обращения к этим темам состоит как в уяснении новых и, на первый взгляд, неожиданных черт его восприятия мира и его личности, так и в возможности углубить наше понимание социально-политической ситуации, сложившейся в середине XIV в. во втором по значимости полисе Византийской империи. Гомилии Паламы позволяют пополнить новыми штрихами историю городской культуры поздней Византии, пролить свет на социально-экономическое положение и устремления разных общественных слоев, их религиозные и политические взгляды. Как писал о. Иоанн Мейендорф , «сборник этих проповедей – еще мало использованный, но очень богатый источник для изучения общественной жизни города в 1350–1359 годах» 1218 . Добавим: тем более богатый, что он сообщает любопытные данные для изучения поздневизантийской народной культуры и ересеологии, а также содержит в сжатом виде социально-экономические и социально-политические воззрения Паламы, его раздумья о путях устранения общественной несправедливости. Попытаемся аналитически рассмотреть вышеназванные темы в их неразрывной внутренней взаимосвязи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Духовно-нравственный кризис в социальной жизни, о котором сегодня много говорится в различных кругах нашего общества, имеет исторические, культурологические и религиозные первопричины. Под лозунгами либерального гуманизма в течение более чем двух столетий происходит все большая апостасия и, как следствие, – дегуманизация общества, потеря того, что принято называть предназначением и смыслом жизни человека. На рубеже XX-XXI веков эти явления нашли свои, как бы «узаконенные», основания в идеологии глобализма. Ведь, согласно глобализму, разделение человечества на народы и цивилизации – примитивный этап человеческой истории. Как и в начале ХХ века (в период распространения марскизма), в XXI веке при распространении идеологии глобализма религиозность, самобытность нации и народов, семья, традиционный уклад жизни отрицаются, а феминизм, проституция, гомосексуализм и педерастия оправдываются как нормальные явления. О том, как глобализация ущемляет права родителей на воспитание собственных детей, наш корреспондент беседует сегодня с доцентом кафедры социальной антропологии и психологии УГТУ-УПИ Надеждой Георгиевной Храмовой. – Не будем доводить до абсурда обсуждаемую проблему и отрицать целесообразность взаимообогащения научными и техническими достижениями между государствами. Но материально-экономическая составляющая общественной жизни не определяет самосознание народа, не лишает отдельные страны уникальной идентичности. А технический комфорт облегчает жизнь, но не меняет ее характер. Смешение же народов в глобальное человечество является антикультурной утопией, схожей с идеей интернатского воспитания детей, когда семья была объявлена отжившим элементом социума. Но психологические законы непреложны, и поэтому ребенку развиваться хорошо в семье, а народам – в национальной и цивилизованной самоопределенности. – Что же является определяющим признаком надвигающегося глобализма и в чем состоит его опасность? – Поскольку определяющим признаком глобализма является попрание традиционного уклада, общественная мораль объявлена ханженством, нравственная добродетель – тормозом в раскрытии личностной оригинальности, а порок – признаком свободы и современности.

http://pravoslavie.ru/36712.html

Закрыть 2023 год, итоги: много разных событий, и озарений, и открытий 07.02.2024 68 Время на чтение 7 минут Источник: Покров На наши вопросы отвечает председатель правления ТРОО «Центр защиты материнства «Покров» Н.С. Вислова. – Надежда Сергеевна, чем был примечателен 2023 год для центра «Покров»? Каковы результаты работы организации? – 2023 год был насыщенным и плодотворным. Одновременно Центр «Покров» вёл несколько проектов. Мы выполняли проект " Тюмень-2023 за жизнь " с заданием провести 4000 консультаций, читали лекции на тему «Россия – священная наша держава» и проводили мероприятия в рамках проекта президентского гранта «Семья и Отечество», реализовывали лекционно-просветительский проект «Семья и семейные ценности», проводили различные акции по сбору гуманитарной помощи для населения новых регионов России и для участников СВО, издавали журнал " Семья и Отечество " , встречались с представителями различных организаций и сообществ. По итогам программы «Тюмень-2023 за жизнь» с данными о количестве сохраненных детских жизней, числе участников и проведенных мероприятий опубликован отдельный и подробный материал на нашем сайте. О ходе работы над проектом президентского гранта «Семья и Отечество» мы также регулярно информируем наших читателей. Отмечу, что в Центре «Покров» действуют два акцентных отдела. Это отдел психологического консультирования и отдел лекционно-просветительской работы . Именно на их деятельности сосредоточены основные усилия сотрудников «Покрова». Для нас важны сохраненные детские жизни и продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, в социуме. Цифры говорят о том, что за год сделано немало. Да, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…». Но поскольку это слово добра и высокой нравственности, слово любви к ближнему и своему Отечеству, мы надеемся, что оно даст добрый плод «иное во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»…Не нам судить. Делай, что можешь… Хотелось бы еще отметить, что мы провели семинар в Ишиме на тему «Практическое консультирование кризисных беременных: современные аспекты медико-психологической помощи женщине и семье в ситуации репродуктивного выбора». Он состоялся на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Согласие». Спикерами данного семинара тогда выступили, помимо Константина Александровича Шестакова, приглашенные специалисты – Алевтина Анатольевна Карпенко – медицинский психолог, главный внештатный психолог по планированию семьи Департамента здравоохранения Воронежской области и Алексей Александрович Фокин — врач-психиатр, психолог, специалист по клиническим исследованиям из Санкт-Петербурга, тренер программы «Спаси жизнь». Основными участниками семинара были врачи акушеры-гинекологи, акушерки, психологи, социальные работники, работающие с женщинами с кризисной беременностью, педагоги-психологи, присутствовали также преподаватели медколледжа.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/07/2023_g...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вопросы профессиональной идентичности современных педагогов Риски, деформация, пути преодоления 04.01.2023 598 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлено автором Профессиональная идентичность педагога выступает как необходимое условие профессиональной успешности, как залог эффективности и качества профессиональной деятельности, как фактор профессионального долголетия, как важнейший социально-психологический признак благополучия личности, а в массе специалистов (работников) является также индикатором социально-психологического благополучия всей профессиональной отрасли (например, профессиональная идентичность учителей, воспитателей и других специалистов в сфере педагогики выступает важным критерием благополучия системы образования в целом). Как часто педагоги задаются вопросом о правильности своего профессионального выбора? Как часто молодые учителя и учителя со стажем сомневаются, пребывают в нерешительности, не могут определиться с преимуществами и рисками, связанными со сменой профессии, даже тяготятся своей «вынужденной» принадлежностью к сфере образования? Сфера образования переживает кризис, проявляющийся среди прочего в истончении духовных и нравственных оснований педагогической культуры, нарастании нравственно не управляемого потока социальной и профессиональной информации, приводящего к сущностным изменениям в духовном мире педагога, его менталитете, психике, системе ценностей. Наиболее очевидные риски выражаются в следующем. в духовно-нравственной сфере – разрушение традиционных ценностных педагогических установок, норм педагогической деятельности и поведения; нарушение эмоциональной связи между педагогами и воспитанниками в противовес декларациям о том, что «обучение в школе должно благотворно влиять на общее развитие личности ребенка … важнейшим условием этого … является наличие у учителей наряду с основательным знанием предмета и педагогическим мастерством таких качеств, как готовность принимать себя и других, эмпатия, искренность, положительное самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе»;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/04/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государство определилось: Нужны здоровые дети от здоровых родителей 28.10.2009 268 Рабочая группа парламентариев Государственной Думы одобрила перспективный законопроект, поступивший из петербургского Законодательного Собрания и направленный на поддержку молодых семей. Согласно этому документу молодым людям, создающим семью, государство будет предлагать контракт на рождение двоих и более детей. Содержание третьего и последующих детей государство берет на себя - на эти цели будут выплачиваться крупные ежемесячные пособия. Рабочая группа парламентариев Государственной Думы одобрила перспективный законопроект, поступивший из петербургского Законодательного Собрания и направленный на поддержку молодых семей. Согласно этому документу молодым людям, создающим семью, государство будет предлагать контракт на рождение двоих и более детей. Содержание третьего и последующих детей государство берет на себя - на эти цели будут выплачиваться крупные ежемесячные пособия. Важно отметить, что новая программа содержит ряд существенных ограничений. Так, претендовать на заключение подобного госконтракта смогут только полные российские семьи. При этом у родителей не должно быть вредных привычек, они будут проверяться на предмет наркологической и алкогольной зависимости. Заключить договор можно будет заранее, но в силу он вступит только тогда, когда в семье появится третий ребенок. Программа имеет все шансы для воплощения в жизнь, поскольку совпадает с социальными ожиданиями молодого поколения, его сегодняшними приоритетами. В последние годы многодетность становится все популярнее в молодежной среде, ориентированной на духовно-нравственные ценности. Многие семьи из этой среды часто уже не хотят останавливаться на одном единственном ребенке. Однако желание иметь третьего ребенка наталкивается на серьезные психологические барьеры, навязанные обществом потребления. Это старые социальные болезни, которые ведут свое происхождение еще из брежневской эпохи застоя. Доминирующее сегодня " поколение пепси " , ставшее в свое время локомотивом " перестройки " и променявшее большую социальную империю на примитивный комфорт, продолжает оказывать свое влияние на общество. Мир, где беременность " прерывают " ради покупки новой мебельной стенки, не в состоянии смириться с интересами и требованиями новейшей эпохи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > День борцов с наркомафией 26 июня весь мир отмечает Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом 26.06.2023 464 Время на чтение 4 минуты Источник: Попечение Наркомания. При одном упоминании о ней у многих начинает учащенно биться сердце из-за тревоги за свою судьбу или жизнь родных и близких. И не напрасно. В этот духовно-психологический капкан попасть может любой близкий вам человек. С каждым годом изощренность наркодилеров низового и среднего звена под контролем опытных продюсеров, сценаристов, пиарщиков и режиссеров вместе с особой изворотливостью и наглостью некоторых «крышующих» их в как бы правоохранительных органах на федеральном и региональном уровнях продолжает возрастать. Возрастает и токсичное действие синтетических наркотиков. В 2015 годы готовил предметную развернутую аналитику для журнала «Психическое здоровье». Чуть позже выпустили в электронной версии . К дню сегодняшнему ситуация стала еще сложнее. Немало предателей интересов нашего Отечества, лжецов и мошенников ежегодно фиксируется и в секторе оказания помощи наркозависимым и их родственникам. Об этом тоже нужно и важно помнить! Немалое число их так или иначе связано с правителями враждебного Русской цивилизации украинского неонацистского режима. На тему «реабилитационных сект» и двух укромайданов 2004-го и 2013-2014 годов запускал яркий эффектный разъясняющий ролик по итогам выступления на февральской Сретенской молодежной конференции в городе Шахты в 2018-м. Одно время, на стыке 2012-2013 годов работал там врачом психиатром-наркологом до переезда в Краснодар, где возглавил реабилитационное направление в краевой наркологической службе. Видео по ссылке . В том же 2018 году оказался в западне , подготовленной одной из таких мощных сетевых общероссийских псевдореабилитационных мошеннических структур. Знаю проблематику непонаслышке. Как защитить подрастающее поколение от наркотиков и сект? Об этом рассказывал в прошлогоднем весеннем стриме на ютуб-канале «Петр и Феврония». Все подробности и само видео здесь . Велик смысл освежить в памяти ключевые моменты, если у вас или ваших близких подрастают детки. Взрослеют они сегодня куда раньше нас и без опытных поводырей и старших наставников легко попадут в ловко расставленные сети наркопотребителей по соседству.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/den_bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дискуссия о Солженицыне приобрела характер широкомасштабной провокации Писателя делают ещё одним «громоотводом», переводя на него недовольство актуальными современными явлениями и процессами 24.12.2018 1554 Время на чтение 3 минуты К сожалению, дискуссия об Александре Солженицыне приобрела характер объемной провокации с использованием всевозможных реальных площадок, СМИ и интернет-источников. Российскую общественность в очередной раз уводят от обсуждения, действительно, насущных и важнейших проблем: от той же пенсионной реформы, очевидного от хода от модели социального государства, от роста цен, от деградации и опошления нашей культуры и искусства. Солженицына делают ещё одним «громоотводом», переводя недовольство актуальными современными явлениями и процессами на недовольство памятниками и государственными почестями писателю. Возмущение несправедливостью и возрастанием социального неравенства в стране перенаправляется на яростную перебранку в интернете между почитателями Солженицына и его ненавистниками, причем делая писателя-критика античеловечного ГУЛАГа и государственного атеизма в СССР , ответственным за распад более справедливого, по сравнению с нынешней капиталистической Россией, как думают многие люди, Советского Союза. Спрашивается, а почему не вспоминают при этом не менее антисоветских И.Солоневича или А.Зиновьева? Явные тролли всячески способствуют раздуванию конфликтов, прежде всего, понося и унижая Солженицына, обращаясь к наиболее непросвещенной и обездоленной части населения (в ход идут гнусные словесные ярлыки, вроде «мразь, гнида, подонок, тварь, мерзавец, пидарас, паскуда, выродок» и ещё более неприличные и нецензурные). Хорошо, что на православной РНЛ существует нравственная цензура, иначе, боюсь, как на других порталах и сайтах, мы имели бы нечто подобное. Кукловоды-политтехнологи, лишенные совести и чести, используют свои психологические методы, связанные с законами психического подражания, заражения и внушения для раскручивания неприязни и ненависти между «красными», просоветскими и «белыми», антисоветскими группами населения. Причем именно просоветски настроенные люди первыми попадают в ловушки манипуляторов, которые доводят их до состояния «животной ненависти к писателю», как выразился один из читателей. Неразвитые духовно и умственно, ущемленные социально и материально люди вместо того, чтобы, объединившись, решать свои реальные проблемы, растрачивают свою энергию на борьбу с мнимыми несуществующими врагами. В данном случае государство должно привести четкую общедоступную официальную статистику по тому же ГУЛАГу, а не полагаться на какую-то историческую разноголосую публицистику. Нужна та самая правда, к которой призывал Александр Солженицын.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/24/di...

Закрыть itemscope itemtype="" > Достижение единства православных славянских народов пока ещё возможно Репортаж с Круглого Стола «Балканского Клуба» 27.09.2021 1374 Время на чтение 5 минут Как уже сообщалось, 21 сентября 2021 года в Брянске состоялось заседание международного объединения «Балканский клуб». Тема Круглого Стола: «Церковные расколы как метод подрыва традиций православного славянского единения». На Круглом столе, проведённом в Брянске, были изучены некоторые вещи, весьма важные для понимания того, что в общественной, политической и культурной жизни православных народов не изжиты некоторые тенденции, которые – при неблагоприятном стечении обстоятельств – могут создать новые серьёзные проблемы. Директор Филиала БГУ в Новозыбкове Виктор Васильевич Мищенко выступил с докладом, детально изъясняющим духовно-психологические, канонические и общественно-политические контексты формирования церковных расколов. А председатель Попечительского Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» Сергей Витальевич Смирнов обратил внимание на то, что расщепление общества зашло столь далеко, что реальностью становятся самые мрачные прогнозы социологов. В этой ситуации единственным спасением от всеразъедающей атомизации может стать лишь единение на фундаменте подлинных ценностей. О чём во вступительных словах к собравшимся напомнили собравшимся другие руководители «России Православной»: Михаил Михайлович Иванов и Вячеслав Васильевич Остапчук. Проблемы Белоруссии озвучивались известной активисткой Славянского движения Белоруссии Антониной Игоревной Антоненко, а также директором Центра Евразийских исследований филиала РГСУ в Минске Кириллом Владимировичем Шевченко. В числе прочего, А.И.Антоненко обратила внимание на следующую проблему духовного образования: «Молодые люди, получившие духовное образование (Семинарию), для продолжения образования (Духовную Академию) выбирают вовсе не Россию, не Троице-Сергиеву лавру, не Александро-Невскую лавру, но хотят изучать православие …в Польше или в Италии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/27/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Душепопечение наркологических больных в условиях прихода 15.09.2008 336 Время на чтение 18 минут В той или иной мере все мы нуждаемся в духовном врачевании, так как, будучи по святому крещению воинами Христа, мы постоянно находимся на поле брани с духами злобы поднебесной и не обходимся без ран. Как на поле битвы, помощь в первую очередь оказывается тяжелораненым, так и тяжко пострадавшим на невидимом фронте, надо незамедлительно помочь. Бывают смертельные ранения, есть и смертные грехи. К последним относятся пьянство, наркомания и токсикомания, распространяющиеся в наше время, как пожар. Понятно, душепопечение наркологических больных при храмах возможно в том случае, если есть на приходе люди, которые понимают природу недуга страждущих, не боятся общения с ними, в состоянии видеть и решать собственные проблемы. Вместе с тем, человек, желающий помочь недугующему, сталкивается с ощущением собственного бессилия, т.к. не может в одиночку справиться со всеми проявлениями наркологического заболевания. Он ищет поддержку у клириков и других прихожан. Священнослужители, церковнослужители, прихожане, имеющие медико-психологическое и социально-педагогическое образование, а также люди, прошедшие через горнило наркологических страданий и с Божьей помощью исцеленные от этих пристрастий, должны вместе участвовать в разветвленной и многосторонней работе со страждущими. Собственно душепопечение наркологических больных - это длительная целенаправленная деятельность по оказанию помощи страждущим в преодолении последствий духовно-телесного недуга и сопряженного с ним греховного порочного образа жизни. Во многих случаях происшедшие изменения носят либо почти необратимый характер, либо находятся в стадии, когда люди не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи сориентироваться и идти по пути трезвого благочестивого образа жизни. Забота об их душевном и духовном развитии, иногда тесно связанная с милосердным вспомоществованием, составляет общее направление деятельности душепопечения.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/15/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010