Состоялось заседание Совета православных общественных объединений декабря 2020 Итоговое заседание Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии состоялось 28 декабря в формате zoom-kohфepehцuu. Вел заседание председатель совета, председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин .  В заседании участвовали заместитель председателя ОВЦО протоиерей Вадим Буренин , председатель епархиального миссионерского отдел а иерей Николай Святченко , заместитель руководителя епархиального отдела по делам молодежи Александр Розмыслов, руководитель духовно-экологического движения Надежда Романова, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ Георгий Зазулин, сотрудники ОВЦО. Открывая заседание, протоиерей Александр Пелин осветил некоторые важнейшие темы церковно-общественной жизни России и Санкт-Петербурга в 2020 году. Напомнив о закрытии храмов в пасхальный период в связи с пандемией коронавируса, отец Александр отметил, что на этот раз городские власти учли весенний опыт, и Рождество Христово петербуржцы смогут встречать в своих храмах. Упомянул он и о ковид-диссидентстве, в том числе в православных кругах. Говоря о непростой ситуации в Белоруссии, председатель ОВЦО призвал христианскую общественность Санкт-Петербурга не вмешиваться в дела другого государства. Православные общественные деятели рассказали о своей деятельности в течение 2020 года. Большую работу в городе проводит Петровская академия наук и искусств во главе с президентом - доктором философских наук Алексеем Воронцовым. Она объединяет свыше шести тысяч научных и творческих работников. Важнейшими темами на заседаниях академии в прошедшем году стали влияние пандемии на образовательную среду России и вопросы сохранения традиционных семейных ценностей. Собор православной интеллигенции, возглавляемый доктором психологических наук Валентином Семеновым, несмотря на сложную обстановку, провел несколько десятков мероприятий, на которых обсуждались самые актуальные темы сегодняшнего дня. Обязательным для собора является проведение памятных мероприятий, связанных с юбилеями творческой и научной общественности России: несколько " круглых столов " было посвящено творческому и духовному наследию Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в наступающем году.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

«чем реальнее становился опыт самой Евхаристии, Божественной Литургии, Таинства победы Христовой и Его прославления, тем сильнее становилось ощущение, своеобразного евхаристического кризиса в Церкви. В предании Церкви ничего не переменилось, но переменилось восприятие Евхаристии, самой ее сущности. Суть этого кризиса — в несоответствии между совершаемым и восприятием этого совершаемого, его переживанием. До какой-то степени кризис этот всегда существовал в Церкви; жизнь Церкви, вернее, церковного народа, никогда не была совершенной, идеальной, но по мере времени кризис этот превратился в некое хроническое, нормативное состояние, в некую подспудную «шизофрению». И «шизофрения» эта отравляет Церковь, подкапывает саму основу церковной жизни. Между тем, живем мы, без преувеличения, в страшную и духовно опасную эпоху. Страшна она не только ненавистью, разделением, кровью. Страшна она, прежде всего, все усиляющимся восстанием против Бога и Его Царства. Снова не Бог, а человек стал мерой всех вещей, снова не вера, и идеология, утопия определяют собою духовное состояние мира. Западное Христианство с какого-то момента как бы приняло эту перспективу: почти мгновенно возникло «богословие освобождения», вопросы экономические, политические, психологические заменили собою христианское видение мира, служение Богу, По всему миру носятся монахини, богословы, иерархи, отстаивая — от Бога? — какие то права, защищающие аборты и извращения, — и все во имя мира, согласия, соединения всех воедино. Но вот, в том то и все дело, что не этот мир принес и возвестил нам Господь Иисус Христос. Многим, может быть, покажется странным, что в ответ на кризис я предлагаю обратить наше внимание не на обсуждение составляющих его элементов, а на Таинство Евхаристии, на Церковь, этим таинством живущую. Да, я верю, что именно тут, в этом святая святых Церкви — источник чаемого возрождения, в этом восхождении Церкви к Трапезе Господней, в Его Царствие. И я верю, как всегда, верила Церковь, что начинается это восхождение с выхода из мира сего, прелюбодейного и грешного, с «отложения всякого попечения». Не идеологическая суета и шум, а — дар неба, вот призвание Церкви в мире, вот источник ее служения.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Гуманитарные науки являются чутким барометром и своеобразным компасом общественного сознания и духовного мира личности, социально-психологической атмосферы в общеобразовательной и профессиональной школе и, особенно, вузовской жизни. Главные вызовы сегодня, как и всегда, и выстраданные ответы на них, проходят на мировоззренческой, духовно-идеологической глубине. Поиск и обретение духовно-нравственных ориентиров и социально-политических координат, адекватных социально-экономическим отношениям и жизненным стратегиям наиболее динамично и активно происходит именно в студенческой среде, особенно на переломном этапе общественного строя жизни людей. Не следует забывать, что на конец прошлого века приходился пик догматизма в общественных науках и негативного отношения студентов к их преподаванию, демонстративного бойкота и формального отношения к их изучению, накала политической «температуры» и социально-психологической атмосферы в вузах. И никакая методическая и псевдо воспитательная изощрённость не спасала обществоведение от острокритического и негативного отношения к нему в первую очередь студентов и самих педагогов. В ход был запущен весь арсенал сопротивления: протесты, бойкоты, отказы от сдачи экзаменов по марксизму, вплоть до демонстративного сожжения учебников. И всё же из такого бурного «штурма и натиска» кафедры гуманитарных дисциплин и сами студенты сумели достойно выйти. В течение буквально нескольких лет была осуществлена серьезная работа по обновлению, обогащению и актуализации содержания гуманитарных дисциплин, уточнению их перечня и определению тематики, структуры и логики изучения (т.н. дидактических единиц), обеспечению целостности преподавания и формирования заинтересованности студентов в их изучении. Вернулись доступные ранее лишь немногим духовные сокровища русской и мировой классики. Вопреки наплыву и насаждению западных учебных пособий усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов началась активная разработка и издание нового поколения учебной литературы. Перед мыслящим взором студентов начал раскрываться в своем величии исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, социального устроения общества, образ мыслей и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры, будь то наука, философия, литература и искусство, хозяйство и социальное поприще. Смута в умах рассеивалась, как болотный туман в солнечное утро. Юность - важнейший социально-демографический ресурс и стратегический рубеж общества, демаркационная линия в духовно-нравственном становлении личности и зрелости подрастающего поколения. И сдавать передовую линию духовной обороны народа, страны, государства, своего будущего - преступно и гибельно.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/19/...

ЦВ 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г. Чем православные психологи могут помочь современной семье Для преодоления кризиса семейных ценностей необходимо заниматься укреплением современной семьи и созданием условий, от которых зависит благополучие супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Только в условиях духовно-здоровой семьи люди могут усвоить христианское отношение к брачной жизни, рождению и воспитанию детей. Православные психологи могут оказать современной семье помощь на этом пути. Ключ к решению демографических проблем связан с созданием эффективной системы медико-психолого-педагогической и социальной поддержки современной семьи, ориентированной на формирование христианских семейных ценностей. Создание такой системы позволит людям приобрести верную духовную ориентацию при разрешении сложных семейных и жизненных проблем. Особо важные направления работы православных психологов сегодня: — духовная и психологическая подготовка подростков и молодежи к созданию семьи, вступлению в брак, рождению и воспитанию ребенка в христианской традиции; — духовно-нравственная, социальная и психологическая поддержка молодых супругов в период беременности, в первые месяцы после родов и в течение всего периода дошкольного детства; — психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; при этом специалистам необходимо понять, что единицей образовательного процесса является не отдельный ученик, а целостная семья, имеющая своеобразный духовно-культурный и нравственно-психологический уклад; — создание комплексных развивающих программ для взрослых, детей, подростков и молодежи, реализуемых в системе социальной защиты населения и предназначенных для психолого-педагогической поддержки социально-незащищенных слоев населения: пенсионеров, многодетных, неполных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами и т.п., — испытывающих большие трудности в решении проблем адаптации к условиям современной жизни. — медико-психолого-педагогическая поддержка воспитанников детских домов и интернатов, решение проблем их социальной адаптации к условиям современной жизни;

http://e-vestnik.ru/society/chem_pravosl...

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Фото Алексея Реутского 1 февраля 2015 г. 12:55 Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: Необходимо четкое понимание конечной цели - кого формирует духовная школа В рамках XXIV Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялась секции «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты» и «Психологические проблемы и церковная жизнь», участники которых размышляли о проблемах обучения будущих пастырей и о объеме их компетенций в области психологии и душепопечения. О подготовке будущих пастырей говорили на секции «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты». Участники секции размышляли над вопросом- что есть «пастырь добрый», какими качествами он должен обладать и как их в нем воспитать. Ведущий секцию ректор Хабаровской духовной семинарии (ХДС), канд.психол.наук митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий ответил на эти вопросы в докладе «Основной фактор и критерий акмеологического развития пастыря». Он убежден, что деятельность духовных школ должна основываться на принципах системности. «Системно должен быть организован научный, учебный, воспитательный процесс, и все внутреннее образовательное пространство, - подчеркнул архиерей. - А для этого необходимо четкое понимание конечной цели - кого формирует духовная школа - сформулированной в духовно-психолого-педагогических терминах и понятиях. Но такого «конечного портрета» мы как раз и не имеем, хотя попытки создать его осуществляются. С другой стороны, современный пастырь призван совершать свое служение в совершенно новых, нетрадиционных для Церкви условиях и обращаться со словом Божьим к современным, в большинстве своем нецерковным людям. Поэтому нужно этого знать их проблемы, которые, в основном, имеют характер не духовный, а психологический. И то, и другое требует от пастыря не только знаний в психологии, но и определенных психологических навыков». Митрополит Игнатий рассказал, что главным фактором в воспитании семинариста является, по терминологии пасторологов, развитие в нем «пастырского настроения», которое заключает в себе три основных элемента: посредничество, пастырскую любовь и самоотвержение.

http://e-vestnik.ru/news/dushepopechenie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Излечилась ли Россия от революций? В Санкт-Петербурге прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017). Quo vadis?» 06.11.2017 579 Время на чтение 8 минут Вчера в Санкт-Петербурге по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917-2017). Quo vadis?» , сообщает принимавший участие в мероприятии корреспондент «Русской народной линии». Открывая форум, председатель оргкомитета конференции заслуженный деятель науки России, сопредседатель Собора православной интеллигенции, научный руководитель НП «Центр политических и психологических исследований», доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семёнов заявил, что если не состоится примирение «красных» и «белых», Россию ожидают трудные времена. Ситуация с «Матильдой» показала продолжающуюся поляризацию российского общества. К сожалению, государство заняло в данном вопросе нейтральную позицию. Сопредседатель оргкомитета кандидат богословия, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований», председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, руководитель рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по медиации межнациональных и межрелигиозных конфликтов протоиерей Александр Пелин отметил, что либералы готовят новые потрясения. Затем он зачитал заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии по «Матильде». Как отметил отец Александр, заявление было сделано только сейчас с тем, чтобы избежать обвинений в том, что авторы заявления критикуют фильм, даже его не посмотрев. С докладом «О повышении самосознания русского народа» выступил президент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, руководитель Санкт-Петербургского отделения РУСО, заместитель председателя комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты Санкт-Петербурга профессор Алексей Васильевич Воронцов. Докладчик видит в революции 1917 года большое созидательное начало. Она представляет собой неизбежный продукт, назревший уже к концу XIX века. Победа большевиков также была неизбежной. Сталинские пятилетки подняли экономику страны и мощь державы. А.Воронцов выступил против идеализации 1913 года. После революции за 25 лет была преодолена всеобщая безграмотность, с середины 30-х годов проводилось патриотическое воспитание, благодаря чему удалось одержать Великую Победу. Докладчик призвал поднять проблему русского народа и русского языка. До сих пор Госдумой не принят закон о русском языке как языке межнационального общения. Он выступил с критикой проекта по созданию общероссийской нации, так как он не учитывает государствообразующую роль русского народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/06/iz...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» О психологических и духовно-нравственных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин» В Избранное ( 8  голосов:  5.0 из  5) Закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню всех святых, Хеллоуину», не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России. 1. В настоящее время в российских школах и в большинстве школ Москвы уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других. Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню всех святых, Хеллоуину», не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России. 2. Краткая историческая справка. Все в Хеллуине берет свое начало в языческих ритуалах злых духов. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллуин – ночь перехода от осени к зиме — в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В 19 веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется языческий обряд, сохранивший элементы верований древних кельтов поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу 20 в. в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма – бить стекла, ломать скамейки и пр. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин – развлечений, на которые выделяются миллионы долларов.

http://azbyka.ru/deti/o-psihologicheskih...

Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, действительный член Международной академии наук педагогического образования. Наблюдаемые в течение всего постсоветского периода интенсивные и массовые поставки на российский рынок (торговые сети и т.д.) детских игрушек и иной детской игровой продукции, объективно опасной для физического, психического и духовно-нравственного здоровья и развития детей (см.: обуславливают необходимость обобщения информации о такой продукции, её правовой оценки в целях разработки и установления действенных правовых и организационных мер защиты прав и законных интересов детей и их родителей (и иных законных представителей), в том числе права ребёнка на безопасные условия жизни, включая необходимые условия развития и отдыха, права ребёнка на игру и на игрушки (см.: Далее понятие «игрушка» мы будем рассматривать в качестве родового понятия, включающего в свой объём также игры (включая настольные) и другую игровую продукцию для детей. В данном материале не затрагиваются вопросы санитарно-эпидемиологической, медико-биологической безопасности игрушек, а также вопросы дидактической и культурологической ценности игрушек. Несмотря на ряд принятых государством мер по обеспечению информационной безопасности детей, поток опасных, разрушительных для духовно-нравственного, психического и физического здоровья и развития детей игр и игрушек, поступающих в оборот на территорию России, преимущественно иностранного производства, на сегодняшний день существенно не уменьшился. Одновременно продолжается процесс разрушения и упадка отечественных традиций детских игрушек и производства отечественной традиционной детской игровой продукции, на фоне навязанного засилья иностранных игрушек, зачастую идущих в мейнстриме западной масс-культуры с её безудержной коммерциализацией, навязыванием другим странам своих «ценностей», весьма далёких от традиционных российских духовно-нравственных ценностей, контраверсивных им.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/25/antiig...

Закрыть itemscope itemtype="" > История с фильмом «Матильда»: духовно-нравственная деградация и пробуждение На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды» 20.07.2017 921 Время на чтение 12 минут Обстановка сложившаяся вокруг фильма «Матильда», длящаяся уже более года, показательна не только сама по себе, но и в более широком духовно-нравственном, социолого-политическом и социально-психологическом контекстах. Я ознакомился со всеми материалами, размещенными в архиве рубрики «Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя» в разделе «Актуальные темы» на сайте РНЛ, начиная с первой публикации 16.04.2016 г. до значимой даты 17 июля 2017 г. За это время было опубликовано 217 всевозможных материалов, больше, чем по многим, казалось бы не менее важным темам, причем за гораздо меньший временной отрезок. Россия от Санкт-Петербурга до Владивостока, представители исламских регионов, а также Белоруссии и Украины присутствуют здесь. РНЛ добросовестно отразила весь спектр мнений о фильме. Здесь его апологеты и защитники: от самого режиссера А. Учителя (значение которого явно преувеличено, так как это целая большая группа, начиная с продюсеров юмориста-бизнесмена В. Винокура, А. Достмана и американца Д. Вайсмана), затем премьер-министра Д. Медведева , министра культуры В. Мединского, известных культурных деятелей М. Пиотровского, М. Швыдкого, В. Познера и др. - до 50-и авторов письма членов «Киносоюза» и непредсказуемых «русских православных патриотов» Н. Михалкова, С. Безрукова , З. Прилепина (впрочем, по книге последнего Учитель снял фильм, а Безруков, видимо, находится под влиянием идеологии своей новой жены, недаром теперь его новая любимая роль - некий балетмейстер Темников). С другой стороны, не приемлющие «Матильду»: депутат Думы Н. Поклонская, член Патриаршего совета но культуре епископ Тихон (Шевкунов), митрополит Иларион (Алфеев), митрополиты Вениамин ( Пушкарь), Георгий ( Данилов) , Павел ( Фокин), ректор ПСТГУ В. Воробьев, председатель Общественного совета при Министерстве культуры П. Пожигайло, общественные деятели В. Ганичев, председатель Союза писателей России, Л. Рябиченко, председатель движения «Семья, любовь, отечество», А. Смыков, президент «Православной миссии по возрождению духовных ценностей русского народа» и др. А главное: ещё очень много священников и простых православных людей разных социальных слоев и профессий. И, наконец, молодые болельщики «Спартака» и «Локомотива», вывесившие во время матча на суперкубок России в Москве , на прошлой неделе 14-го июля, огромные баннеры: «За Веру, Царя и Отечество! Учитель, руки прочь от русского Царя!». Таким образом, пожалуй, можно сказать, что российский народ против «Матильды».

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/201...

При решении интересующего нас вопроса, главное внимание чаще всего обращают на определение существенных моментов в содержании основных этических понятий, возвещенных миру христианством, на соизмеримость или несоизмеримость этих понятий с этическими понятиями же других научно – философских систем. Иными словами односторонне-интеллектуалистическому, точнее логическому моменту в данном случае обычно уделяется преимущественное, а иногда и исключительное внимание – результат сознательного или бессознательного увлечения рационалистическими тенденциями, получившими, в общем, столь широкое и глубокое распространение в науке и философии на всем протяжении 18 и 19 вв. Однако, о такой постановке нашего вопроса мы едва ли в праве сказать, что она проникает в самую глубину затронутого ею предмета. Ведь, областью представлений и логических понятий нашего рассудка далеко не столь всесторонне исчерпывается внутреннее содержание духовно-нравственной жизни человека, чтобы на основании одних этих понятий и суждений данного лица мы имели право делать заключение, вообще, о его моральной природе и моральной ценности, как цельной личности. Напротив, область наших представлений и логических понятий, сравнительно со многими другими душевными функциями, отличается особенною неустойчивостью, подвижностью и, так сказать поверхностностью, вследствие чего, при суждении об основных и наиболее глубоких и устойчивых моральных свойствах известного лица и об его сравнительной моральной ценности, в большинстве случаев оказывается рискованным всецело полагаться на характер его нравственных понятий и суждений, игнорируя другие стороны душевной жизни человека, отличающиеся сравнительно большею глубиною и устойчивостью, какова, например, область нравственных инстинктов человека, его сердца и воли и, вообще, все то, из чего преимущественно складывается нравственный характер человека, со всем богатством его психического содержания. В силу этих соображений, и при определении основных и наиболее устойчивых нравственных черт истинного христианина, нам представляется более целесообразным центр тяжести перенести из сферы этических понятий и суждений, возвещенных миру христианством, в более конкретную, но в то же время более глубокую и устойчивую область – область внутренней психики христианина вообще, со всем богатством и разнообразием ее содержания, которое, как мы уже указали, далеко не исчерпывается одними логическими понятиями и суждениями. Другими словами, мы попытаемся, хотя бы в самых общих чертах, определить наиболее характерные свойства истинного христианина, как морально-психологического типа, на основании данных Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010