Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Владимир Анатольевич Цыганков, психолог, доктор философии, директор Православной школы психологии и медицины (Санкт-Петербург) Ум является одной из главных и наиважнейших частей нашей сущности. От него зависят успехи и неудачи человека. Психологические проблемы, а также негативные духовно-психические состояния (по православной терминологии – страсти) зачастую проистекают от заблуждений логического ума. Святитель Игнатий (Брянчанинов)  констатировал: « Чтоб сбиться уму с пути истинного надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль ». Когда ум захватывает какая-либо ложная идея, она переделывает человека в соответствии с тем духом, который несет в себе. Состояние ума, принимающего ложные мысли, святые отцы часто называли плотским мудрованием, плотским, помраченным умом, лжеименным разумом. « Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжемнимый разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, сохраняет свойство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом » ( Игнатий (Брянчанинов)) . « Заботы и занятия плотского разума суть: богатство, почет, убранство, телесный покой, рачение о словесной мудрости, годной к управлению в мире сем…, и все прочее, чем увенчивается тело (внешняя жизнь) в этом видимом мире. Это – голый разум… Сам он о себе думает, что всем заправляет в человеке и во внешней, и во внутренней жизни… Он мечтает, что все бывает по его промышлению, а сам между тем пребывает в непрестанных опасениях и тревогах » ( Исаак Сирин ). Для преодоления внутренних (как духовных, так и психологических) проблем ум требует очищения, обновления. Апостол Павел напоминает: «… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего… » ( Рим.12:2 ). Митрополит Иерофей (Влахос) пишет: «С егодня много говорят о психологических проблемах. Я убежден, что так называемые психологические проблемы суть проблемы помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. Именно нечистое сердце, как описывают его святые отцы, помраченный и скотоподобный ум, нечистые помыслы и создают эти так называемые проблемы. Если же человек внутренне исцелится, откроет свое сердце, очистит умную часть своей души и освободит разумную ее часть, то у него не будет и психологических проблем ».

http://azbyka.ru/ochishhenie-uma-ciganko...

Архив Пн На Рождественских чтениях прошла секция по церковной помощи наркозависимым 31 января 2024 г. 13:40 26 января 2024 года в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в конференц-зале Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана состоялась секция «Помощь наркозависимым: успехи и неудачи минувшего, образ будущего». В форуме приняли участие 117 человек — священнослужители и миряне, занимающиеся помощью наркозависимым в епархиях Русской Православной Церкви, а также представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения России. Возглавил работу секции руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Камышловский Мефодий . В ходе секции епископ Мефодий озвучил церковную антинаркотическую статистику. В настоящее время в Русской Православной Церкви 245 православных структур помощи наркозависимым: 19 центров ресоциализации, 15 амбулаторных программ, 68 консультационных центров — кабинетов первичного приема, 89 групп поддержки зависимых и созависимых и 49 центров основного этапа реабилитации. «Мы нашли в Церкви ответ на вызов наркомании. Этой церковной практике — работы с разными людьми, перевоспитания людей — две тысячи лет, и наши церковные технологии работы с наркозависимыми показывают отличные результаты», — отметил епископ Мефодий. Он также подчеркнул, что в настоящее время, с учетом больших изменений в российском законодательстве по работе с наркозависимыми, важно максимально продуктивно выстроить отношения Церкви и государства в этой сфере. В ходе секции руководитель Координационного центра по противодействию наркомании также выразил благодарность руководству Баумановского университета за то, что вуз уже более 10 лет принимает ежегодную антинаркотическую секцию.  В свою очередь участников секции приветствовал заведующий лабораторией психологической поддержки студентов, доцент кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Миронов. Он отметил важность профилактической работы со студентами и особенно выделил аспект духовно-нравственных традиционных российских ценностей. «Это основа, которая вкладывается в душу нашего студента. И такая работа проводится в союзе с Русской Православной Церковью, здесь мы духовно едины», — добавил Алексей Миронов.

http://patriarchia.ru/db/text/6099218.ht...

Глава 4. О религиозной гетерономии Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Религиозно веровать можно только «самому» и «заменить» или «подменить» в этом индивидуальную человеческую личность не может никто. Живой и глубокий смысл религии состоит в том, что человек сам свободно, добровольно, искренне и цельно обращается к Богу. Именно это нужно человеку. И именно это и только это нужно Богу. Это есть то, чего каждый из нас должен желать для себя, для своих детей и всех остальных со-человеков. Но именно в этом и состоит сущность религиозной автономии. Автономия духа есть необходимая «личная форма» всякой настоящей религиозности. Можно было бы придать этому суждению самую острую форму: вне духовной автономии - вместо религиозного опыта будет только его приближенное или искаженное подобие. Иными словами: мера автономности есть мера религиозности. Эго не значит, что автономность есть единственная мера религиозности. Она не есть мера истинности содержания, но только мера духовности акта (см. об этом в дальнейших главах - И.И.). Однако и в качестве такой меры она не единственна: ибо есть еще иные, важнейшие и глубочайшие меры актовой подлинности, для которых она есть только входная дверь (см гл.6 «О предметности религиозного опыта» - И.И.). Субъективность, духовность и автономность суть как бы условия вхождения в религию, как бы первые вводящие колонны храма. Их не следует переоценивать: они не составляют самого святилища. Но их нельзя миновать, или обойти, или замолчать, или «отменить»; нельзя сделать вид, будто они не существенны, будто в религии «можно и без них». Психологически и исторически - конечно, «можно»; но духовно и религиозно это будет снижением, искажением и утратой. Согласно этому соотношение между автономией и гетерономией может быть определено так. Тот, кто практикует и отстаивает гетерономию, тот признает автономию несущественной или ненужной. И наоборот, кто настаивает на автономии, тот признает гетерономию искажающей и нежелательной. Ибо если автономия веры составляет существенную черту подлинного духовно-религиозного акта, то гетерономия делает религиозность человека состоянием не-духовным: говорить о «гетерономной» религиозности можно только с точки зрения психологии и истории верований. Иными словами: восхождение к подлинной религиозности есть или полное преодоление гетерономности, или постепенное вытеснение гетерономности - автономностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/432203/

Документы Позиция Совета муфтиев России по проекту Федерального закона «О военных священниках» 13.03.2006 10:58 Совет муфтиев России полностью разделяет политику нашего государства, направленную на укрепление духовно-нравственных начал и морально-психологической обстановки в Вооруженных Силах, на повышение воинской дисциплины и искоренения из армейской среды неуставных отношений, жестокости и насилия, межнациональной розни и ксенофобии.   Совет муфтиев России выступает за законодательное регулирование участия представителей всех официально зарегистрированных религиозных объединений России в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Но этой цели не соответствует предлагаемый проект закона РФ «О военных священниках». Попытка грубого «продавливания» введения института священников в армии чревата тяжелейшими последствиями для судеб поликонфессиональной по своему составу российской армии, общества в целом. Такой шаг может свестись к противопоставлению верующих разных религиозных традиций, к дискриминации военнослужащих по признаку национальной или религиозной принадлежности. Выяснение в казармах вопроса о том, у кого вера «правильнее», кто «еретик» или «сектант», может привести не к сплочению бойцов, а, наоборот, к перенесению образа «врага» на соседа по койке, исповедующего «не ту» религию или отправляемую «не так ». Все это способно привести к подрыву боеспособности Вооруженных Сил страны, разрушить хрупкий межконфессиональный и межрелигиозный мир в войсках, может спровоцировать столкновения между воинами.   Нашу тревогу разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские. Они, как и мы, выступают против поспешного введения в Армии института военных священников.   Совет муфтиев России, руководствуясь интересами общества, основываясь на действующем законодательстве, заключении группы ученых-экспертов, считает противоречащим Основному Закону РФ – Конституции введение штатных «военных священников», возложения на религиозных деятелей несвойственных им функций и полномочий. Религиозные потребности солдат и офицеров священники могут удовлетворять, и не будучи военнослужащими, без получения воинских званий. Поэтому Совет муфтиев России с обеспокоенностью воспринял подготовленный в Главной военной прокуратуре проект Федерального закона «О военных священниках», который не прошел гласной общественной экспертизы и не был согласован с представителями основных религиозных организаций страны. В ряде своих статей этот законопроект противоречит Конституции РФ и, будучи принят Федеральным Собранием, может спровоцировать межрелигиозное противостояние в воинских частях.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Все беды - от недостатка любви Истоки патологических зависимостей 19.06.2009 792 Время на чтение 7 минут Сейчас в интернете широко идут дискуссии о причинах возникновения, профилактики и лечения таких патологических зависимостей, как наркомания, алкоголизм, игромания, о том как помочь людям, попавшим в плен зависимости. Своим взглядом на эти проблемы поделился в беседе с журналистом Александром Герцом ответственный секретарь Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, руководитель Школы трезвения в Александро-Невской лавре В.А.Цыганков. - Владимир Анатольевич, в чем суть вашего подхода к различным видам патологической зависимости? - Наш подход можно выразить словом " трезвение " . Это святоотеческий термин, смысл которого - не просто отказ от употребления алкоголя, наркотиков, табака и т.д., а духовное бодрствование, то есть углубленное внимание к собственной духовной жизни. Ведь истоками этих зависимостей являются не только физиологические или биохимические нарушения, сколько поврежденность души. Мы имеем дело с духовно-нравственным заболеванием, которое проистекает, прежде всего, от искажения сознания, помрачения ума. Личность человека оказывается частично поврежденной. Для того чтобы ее восстановить, необходима сознательная и упорная работа самого зависимого человека в сочетании с духовно-нравственным воспитанием, лечебно-реабилитационным, психологическим и педагогическим воздействием. - С какими видами зависимости вам чаще всего приходится иметь дело? - С наркоманией и алкоголизмом, игроманией, табачной зависимостью, в меньшей степени компьютерной зависимостью. Все они возникают чаще всего в детстве и юности, поэтому еще один важнейший раздел нашей деятельности - это работа с родителями. Каждый ребенок проходит в своем развитии определенные возрастные этапы, которым свойственна та или иная форма отношений с окружающими людьми. Свои этапы, свои закономерности развития есть и у семьи. Отсутствие у людей знаний об этих закономерностях или пренебрежение ими ведет к тому, что разрушаются семьи, искажаются отношения между супругами, между родителями и детьми. А это - путь к раннему развитию патологических зависимостей.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диверсия в МсСВУ 29.05.2018 1076 Время на чтение 5 минут Клуб «Толерантность» в Московском суворовском военном училище, «уроки толерантности» - реальная угроза разложения духовно-нравственного облика суворовцев, а следовательно и будущего офицерского корпуса Российской армии. В чем же заключается опасность, если нас уверяют, что на этих уроках воспитанников будут всего лишь учить терпимо относится к людям другой культуры, другой расы или национальности, иных религиозных взглядов, тех, кто придерживается другой идеологии? Дело в том, что в информационно-психологической войне одна из важнейших задач заключается в том, что противнику пытаются навязать чуждые его обществу смыслы и понятия, тем самым подорвать систему традиционных духовно-нравственных ценностей, что должно привести в конечном счете к саморазрушению общества, подвергнутого атаке. Агрессивное навязывание такого понятия, как «толерантность» в Европе на наших глазах приводит к полному размыванию моральных норм и духовному разложению общества, которому под видом пресловутой толерантности было навязано равнодушие к собственной культуре и традициям, терпимость к любым грехам и порокам, что ведет к неминуемой деградации многих европейских стран. Мы видим, как за призывами к толерантности определенные силы скрывают навязывание всем странам либеральной модели развития и космополитизма, который должен привести к исчезновению суверенных национальных государств, утрате народами собственной идентичности. В наше время либералы, обвиняя оппонентов в отсутствии толерантности, в качестве нормы выставляют уже не толерантность по отношению к расовым, национальным или религиозным меньшинствам, но к меньшинствам иного рода, таким порокам и грехам, которые категорически отвергаются всем российским обществом, представителями всех традиционных для России религиозных конфессий. «Толерантность» - это западный термин, который возник в либеральном обществе. Толерантность предполагает возможность всем членам либерального общества организовать свою жизнь так, чтобы не мешать друг другу добиваться успеха любым путем и стремится к комфорту. Мы видим, как в современном либеральном обществе утверждается понятие о равноценности любых точек зрения, понимание свободы, как вседозволенности, происходит размывание моральных норм.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/29/diver...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами (часть 2) 26.08.2013 784 Время на чтение 51 минут Берестов А.И. - игумен, д.м.н., руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии, г. Москва Каклюгин Н.В. - к.м.н., врач психиатр-нарколог, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московской Патриархии, г. Москва Ф.В. Кондратьев считает, что " наркомания как заболевание становится медицинским объектом лишь тогда, когда развивается синдром зависимости и соматические расстройства. Но источник развития этой патологии лежит все в том же - в изначальной духовной пустоте. Полную утрату смысла жизни как причину своих проблем называют почти 100% наркоманов с суицидальными намерениями. Медикаментозное лечение наркоманий практически безрезультатно, если больным не раскрыть потенциальный смыл их жизни. Эффективность практики профессора, иеромонаха отца Анатолия Берестова, который пытается с Божию помощью открыть духовный смысл жизни страдающим наркоманией, показывает, что возврат к психическому здоровью лежит именно на пути к религиозности " В то же время сегодня одни психологи, пытаясь рассматривать религиозный путь преодоления зависимого поведения как некое исключительно психологическое явление, считают возможным утверждать, аргументируя свою позицию высказываниями современных авторов, в частности, Пауля Тиллиха о том, что " нередко мужество быть, создаваемое религией, есть не более чем желание человека ограничить собственное бытие и закрепить это ограничение властью религии " . Далее по тексту: " И даже если религия не подталкивает человека к патологическому самоограничению или не поддерживает такое самоограничение прямо, она способна ограничить открытость человека к реальности, прежде всего к реальности самого себя " . Другие психологи пытаются ставить знак равенства между феноменом религиозности и религиозной аддикцией. Наш досточтимый коллега в своей работе " Клерикализация как новое явление в российской наркологии " ссылается на мнение заведующего кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, доктора медицинских наук, профессора В.Д. Менделевича, согласно которому " религиозную аддикцию " следует рассматривать как один из видов зависимого поведения: " Религиозная зависимость, как и любая другая, становится одним из способов бегства от тревоги ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы " , - утверждает профессор В.Д. Менделевич Наш оппонент, Ф.Б. Плоткин, также представляет одинаково незрелым поступком человека и обращение к религии, и потребление психоактивных веществ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О клеветнических обвинениях православных царистов в несуществующей «ереси царебожия» Очерк составлен на основании выступления на Научном историческом собрании (конференции) в Екатеринбурге «Мученический Подвиг Царской Семьи» в отеле «Онегин» 14 Июля 2018 года 13.08.2018 5200 Время на чтение 53 минут Предварительное слово об одной из причин Февральской революции Прежде прочтения подготовленного выступления, хочу дать свой комментарий по вопросам наших слушателей к предыдущим ораторам о причинах революций. Относительно конкретных причин помраченного сознания народных масс России в ходе революций, о котором сейчас говорили ведущий нашей конференции Василий-Вадимович Бойко-Великий, историк Андрей Анатольевич Борисюк, доктор исторических наук, профессор Владимир Михайлович Лавров, надо указывать на целую сумму факторов, породивших известные причины. Тут, конечно, надо учитывать тягу транснационального финансового капитала к мipoboй власти, к мipoboмy господству, руководители которого специальными средствами и приемами добивались прорех в нашем национальном сознании и самосознании... Говоря о Февральской революции, назвал бы такой важный, на мой взгляд, религиозно-мистический, духовно-психологический фактор, как ритуальное убийство Рождественским Постом Царского друга Г.Е.Распутина-Нового - в самый канун 1917 года. И говоря о ритуальном характере того преступления, я не хочу ваше сознание повергать в мрачную сторону данного вопроса. Предлагаю духовно посмотреть на то, как такое убийство близкого к Царской Семье человека, дорогого для Царской Семьи человека (как бы кто-то из нас ни относился к его личности - положительно или отрицательно), как оно повлияло на сознание петроградского народонаселения. Одни люди, православные - с нормальным правосознанием - впали в ступор, когда беззаконие было совершено. У них была сломлена воля к сопротивлению силам хаоса, силам распада и бунта, которые рушили их уклад жизни. Была и другая - гораздо меньшая, но пассионарная и просто криминальная часть населения. В обыденности их представители свою резкость, своеволие публично сдерживали, потому что неприлично, не комильфо. Но в условиях ступора нормального правосознания большинства такая категория лиц проявила уже такую публичную разнузданность, вседозволенность и безнаказанность, которые в нормальных социально-психологических условиях были просто немыслимы.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Л.Ф. Шеховцова Глава 2. Преодоление страсти чревоугодия Преодоление любой страсти возможно в единстве двух главных составляющих: духовного, душевного и телесного труда человека и помощи Божией. Преодоление чревоугодия – это сложная и трудоемкая работа. Что же нужно предпринимать и какие условия необходимо исполнять, по учению Православной Церкви, чтобы удерживаться от столь распространенной и трудноискоренимой страсти? Как учили об этом основоположники духовно-аскетической практики? 2.1. Духовно-аскетическая практика преодоления страсти чревоугодия По учению С.М. Зарина о преодолении чревоугодия, вопрос, свободен ли человек от сластолюбия в отношении к пище или же нет, нормально ли с аскетически-христианской точки зрения совершается его питание, разрешается только при правильном понимании психического отношения человека к этому акту. Святые отцы напоминают, что вкушение пищи необходимо сопровождать благодарением Бога, с одной стороны, а с другой – самообладанием, соразмеряющим «с потребностью количество, качество и время вкушения пищи, с целью обеспечить своему телу здоровую бодрость и крепость, а не целью получить наслаждение». Все дело в том, является ли чувство удовольствия, связанное с принятием пищи, вопросом второстепенным (о совершенном же устранении не может быть и речи, говорит авва Евагрий, так как воздержание и продолжительный пост содействуют тому, что и насыщение хлебом кажется блаженством) или же оно выступает на первый план и вполне завладевает вниманием человека [см.: 5, с. 262–263]. Цель жизни христианина – одухотворение души, преобразование страстных состояний, преодоление греховного порабощения духа плотью. По представлениям святителя Феофана Затворника , преобразование страсти чревоугодия может происходить таким образом: «Наслаждение естественно сопровождает вкушение приятной пищи; но у тех, которые принимают ее с благодарными к Богу чувствами, наслаждение теряет характер чувственности, одухотворяется и освящается. Когда вкушают брашна, чтоб насладиться, творя угодие плоти в похоти, тогда являются погруженными в чувственность; а когда принимают яства в удовлетворение неизбежной потребности, с благодарением, тогда чувствуют сладость, не делаясь чувственными. Возношение при сем ума и сердца к Богу делает самую сладость как бы отрешенною и обезвеществленною» с. 331–332].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Не глобальность глобализации. Часть 2 Мировой терроризм . Зародившийся в XIX веке терроризм в XXI веке приобретает глобальный характер. При том, что количество людей, профессионально задействованных в терроре во всем мире, не увеличилось на порядки (их счет идет на тысячи). Как и прежде, террористы в большинстве своем являются представителями среднего класса, либо из богатейших семей, они, как правило, хорошо образованы. Вопреки распространенному мнению, обездоленность сама по себе не порождает терроризм, и нынешние террористы не борются за социальное равенство. Можно вычленить набор психологических и интеллектуальных характеристик, обладатели которых генетически склонны к маргинальности, к предельной протестности, к радикализму и потому могут являться подходящим материалом для терроризма. Во всяком обществе всегда наличествует определенная часть, не способная адекватно адаптироваться в жизни. Можно выделить цивилизационные факторы, провоцирующие рост радикализма в обществе. Но основным является феномен гибели богов: когда в сознании общества обесценивается традиционная культура и нравственность, когда слабеют авторитет и защитные функции государства, тогда количество духовно больных людей резко увеличивается, а у изначально ущербных резко возрастает степень агрессивности. Как и прежде, террористы — это люди, по тем или иным причинам выпавшие из традиционного социума, не сумевшие органично адаптироваться в цивилизационно чуждой среде, объединившиеся в тесные дружеские союзы в противостоянии враждебному окружению. В дореволюционной России террористы — это представители радикальной интеллигенции, оторванной от традиционной русской культуры и взращенной на иллюзиях русского Запада ( орден русской интеллигенции ). Большинство современных международных террористов — выходцы из исламских диаспор западных стран, не сумевшие встроиться в западное общество. Этот фактор оказывается одной из причин придания терроризму международного характера. Как правило, террористы рекрутируются из психически здоровых людей, но они заболевают духовно, идейно, и как следствие — нравственно.

http://pravoslavie.ru/403.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010