Но, имея в виду самый факт евангельской проповеди и спасительную цель ее, мы все равно не можем сомневаться в истине такого положения, что если бы все души всех умерших людей ответили бы на голос Спасителя чувством искреннего раскаяния и все бы единодушно сказали Ему: помяни нас, Господи, когда придешь в Свое царство, то все они тогда и услышали бы в ответ божественное обетование Христа: вы будете со Мной в раю. И потому в день воскресения все загробные слушатели И.Христа, во главе с Адамом – своим родоначальником, с понятной радостью устремились бы навстречу сходящему на землю Спасителю, так как этот день в таком случае, очевидно, был бы для них днем исполнения Христова обетования, – днем несомненного спасения их. Значит, при условии всеобщего обращения ко Христу, для всего человеческого рода, жившего до времени Христова воскресения из мертвых, спасение, несомненно, возможно, хотя до этого времени все люди, несомненно, умирали во грехах своих, и в истории дохристианского человечества был даже такой исключительный период жизни, когда весь род человеческий, за исключением восьми человек, состоял из одних только нераскаянных грешников. С явлением на землю Спасителя мира условия возможности спасения, конечно, существенно изменились, потому что людям воссиял во Христе свет истины и жизни и на помощь им вступила и остается в мире божественная сила Спасителя Христа; но внешние условия действительного совершения спасения остались все-таки неизменными и после Христа, и потому, при наличности истинного света в мире, множество людей на самом деле все-таки остается во тьме и, при наличности божественной помощи к праведной жизни, люди все-таки могут падать в своей борьбе со злом и на самом деле никогда не могут освободиться от греха. Существует ли для них возможность спасения, если они оканчивают свою настоящую жизнь, в сущности, такими же грешными людьми, какими и раньше всегда уходили в могилу люди дохристианского мира? И по логике аналогии, и по собственному слову Христа Спасителя, несомненно, существует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

– Вы у аналоя были? – Были. – Прикладывались? – Прикладывались. – А к чему именно вы приложились? А кому это интересно? Действие произведено, а суть оказалась вне поля зрения. Можно на Пасху положить икону святителя Николая Чудотворца, и этого не заметят… На икону надо взирать. Это взирание уже есть нечто литургическое, богослужебное, само взирание – уже некое священнодействие. Икона пишется для того, чтобы на нее смотреть, аромат существует для того, чтобы его вдыхать, слово произносится для того, чтобы ему внимать. Все имеет свое назначение. То же самое относится и к Евангелию: для прихожанина главное – к нему приложиться, нужно, чтобы Евангелие на голову возложили, а что при этом во время молебна читали, по сути, не имеет никакого значения. И если батюшка прочитает совсем другой отрывок из Нового Завета или из Ветхого Завета паремию, этого никто даже и не заметит. Конечно, в каждом из нас сидит язычник, и как его из себя вытравить?.. Хотелось бы достичь более просвещенного отношения к иконе. Ведь именно неразумное отношение порождало и порождает иконоборчество. Древние приверженцы ересей потому и боролись с иконами, что люди соскабливали порой краску с икон и добавляли ее в тесто для просфоры – хлеба, на котором будут служить Евхаристию. Нечто подобное происходит и в наше время, и протестантское отрицание икон возникло не на пустом месте. А все-таки чудотворные иконы есть! Хотя в этой связи не помешало бы вспомнить о Петре Великом. Однажды он отдал распоряжение, чтобы иконы больше не чудотворили, чтобы они впредь не плакали и не мироточили, а если вдруг у какого-то батюшки икона все-таки вновь заплачет, то такого батюшку надлежит сечь. Тут же резко сократилось количество чудотворений, совершавшихся у икон. Несмотря на присущий Петру цинизм, безбожником он все-таки не был и, кстати, во всех дореволюционных требниках поминался как «благочестивейший Государь Император». И сегодня нередко можно услышать: «Батюшка, сегодня была у иконы. Там такое свечение, такой аромат!» Это экзальтированное желание чуда, которому всегда противостоял самый великий Чудотворец, Иисус Христос, – явление не очень здоровое. Когда от Христа ждали чуда, Он его не совершал. В отличие от факиров, Он никогда не развлекал людей чудесами. Вообще стоит обратить внимание на то, какие именно чудеса происходили через Христа, через пророков, через апостолов и святых:

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Это обязательное условие, в отличие от отца Виктора, который милостиво готов крестить всех желающих и только предлагает пройти катехизацию, но зато уж целый год, Вы строго ставите условие, и наверное, если бы я служил в городе, эта строгость распространилась бы и на срок: полгода минимум, а лучше год. Но, к сожалению, специфика приходского провинциального храма не позволяет такой роскоши потому что все-таки люди достаточно простые, издержками образования не обременены, поэтому это минимум, на который они реально могут пойти. И конечно, многие отказываются – просто уходят в другие храмы, где крестят по первому требованию, но а те, кто остаются, это все время по – разному: иногда 15 человек, иногда двое, они, конечно, не могут за три занятия понять что они действительно хотят войти в мистический организм церкви, приобщиться к этой реальности, но на мой взгляд это люди, которые все-таки получили семя, разрабатывая его в дальнейшей и не церковной жизни, они все-таки имеют возможность вернуться в Церковь раньше одиннадцатого часа, и самое главное, они защищены знанием о том, что, действительно является правдой, а что ложью, что истиной, а что заблуждением. Церковь предлагает им ответ не по человеческим стереотипам, в которых они были воспитаны, культурных, домашних или бытовых, а именно по откровению Божьему. Что же касается вот этой жесткости, то она рождается не из такого догматизма в отрицательном своем выражении, она рождается от того, что, как мне кажется, Церковь менее всего заинтересована в людях и не потому, что может быть обвинена в корысти, а именно с точки зрения спасения этих людей, менее всего заинтересованы в людях, которые примут дар и зароют его как Евангельский персонаж – талант в землю. Здесь как раз, когда человек категорически настаивает на крещении, не подпадая ни под одну из древних категорий, он не церковный человек, он не клиник и он не мученик, я все время задаю вопрос о мотивах, которые привели человека в Церковь. Может быть, его приход к идеям открытым нам в Евангелии был достаточно длительным. Может быть, человек всю жизнь шел к этому и он убедительно мне отвечает, что его желание креститься выстрадано, то тогда никакой эгоизм мой в данном случае на этого человека не распространяется. Несколько случаев было, когда человек, действительно, был готов, он шел к этому очень долго, но чаще всего ответами убеждают меня именно в том, что при подаче человеку Крещения в таком состоянии это будет грехом церкви. Потому что очень часто мотивы далеки не только от церковных я бы сказал, но и от религиозных. Люди просто хотят решить какую-то бытовую проблему, скажем: болеет ребенок, они хотят, чтобы он выздоровел, не платят зарплату: они хотят, чтобы благополучие наладилось, или, может быть, потрясенные ролью Кевина Костнера в фильме «Телохранитель», они хотят иметь вместо телохранителя ангела-хранителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/nuzhna-li-...

И после того, как Его Тело было положено в гробницу, как и другие тела, как же обнаженное Божество сошло во ад спасти души? Тогда скорее Оно сошло погубить их, а не спасти. Потому что никто не может видеть божество в таком виде и спастись. Посему есть нужда в душе, чтобы через душу смогли быть спасены души. И опять же Сам Господь говорит: «Пастырь добрый полагает душу свою за овец; Я есмь пастырь добрый». И опять-таки: «Имею власть отдать» душу Мою, «и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:11, 18 ). И опять-таки, является Ангел Иосифу в Египте и говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» ( Мф.2:20 ). Итак, свидетельствуется несомненно в Божественных Писаниях о Пришествии Благого и человеколюбивого Бога Слова, что совершенный Храм Он принял на Себя, став Человеком, чтобы спасти весь наш род человеческий. Но ты скажешь, что через Исаию Он сказал иудеям: [ Col. 524 ] «Новомесячия ваши и субботы ненавидит душа Моя» ( Ис.1:13 )? Неразумнейшие! Ибо через этого же великого пророка сказано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ), и опять-таки: «Ибо младенец родился нам» ( Ис.9:6 ), и «Это человек», и «Кто познал Его?» ( Ис.53:8 ). И об этом выразил о Себе Господь, что во время Его Пришествия, когда Он собирался сотворить столь многие и великие чудеса и знамения в субботы, а они вместо того, чтобы благословить Его, по навету диавольскому оскорбляли Его. Как я уже говорил – и через это и то было предуказано. Что же ты на это скажешь, бездушный? И ты погиб вместе с другими ересями. 12 . Церковь же Кафолическая сия, правильно читающая и точно исследующая Божественные Писания, утвердила себя на камне – совершенная голубица, имеющая кормило правой и благочестивой веры в корабле апостольском. Волны же, накатывающие на неподвижную скалу и вспенивающиеся, в себя отражаясь, исчезают. Под треволнением понимай все ереси. Мы же, прошу, этой триплетеной и нераздельной вервью да будем вязать снопы, я имею в виду – да соблюдаем заповеди, чтобы достичь нам спасительной гавани, Царства Небесного и скажет нам Бог Слово, Сын, Премудрость Отчая: «Вот я и дети, которых Ты дал Мне» ( Ис.8:18 ), и удостоит нас такими словами: «Хорошо, рабы верные и добрые, в малом вы были верны, над многим вас поставлю, вой дите в уготованное вам Царство» ( Мф.25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Затем был в течение десятков лет регентом, а одно время секретарем Митрополита Алексия, затем был его секретарем в Патриархии и, наконец, попал в Академию на должность инспектора, которую занимал 20 лет, до самой смерти. Студенты его не любили, но все-таки с ним как-то договориться было можно (культурный человек!). Вообще в Питере был дух несколько иной, чем в Загорске. Близость Невского, более интеллигентная публика. Выпускник Ленинградской Академии (по заочному факультету) Митрополит Никодим очень скептически отзывался о студентах Московской Академии: «Они только и умеют, что подходить десять раз в день под благословение», — и, передразнивая их, сложил рук и ладошками вверх. Питерские студенты больше интересовались, больше читали, умели и возмущаться, и критиковать начальство, и проявлять свою независимость. И даже «сам» Л. Н. Парайский иногда сталкивался с весьма бурными студенческими обструкциями. Невский вольный дух, подавленный в течение полустолетия, все-таки окончательно вытравить не удалось никому. Недаром наш город так не любил Сталин. Не любят его и сейчас. Нигде КГБ так не свирепствует, как в Питере. И все-таки и сейчас Питер — главный очаг русского возрождения. Как писал один из наших питерских поэтов — поэтов официальных, но в котором еще оставались старые питерские искорки: «Это имя, как гром и как град. Петербург, Петроград, Ленинград». (Ал. Прокофьев.) С 1962 года мой крохотный домишко является постоянным прибежищем академиков и семинаристов. Когда я уезжал, мои мальцы были опечалены. Я их успокаивал: «Не все же уезжают. Вот Андрей Димитриевич Сахаров остается». «К нему же так просто не придешь», — отвечали ребята. Со мной действительно не церемонились: приходили в любое время дня и ночи. Если находили дверь запертой на замок, это никого не смущало: отрывали замок и располагались у меня как у себя дома. Много было комических эпизодов на этой почве. Вот прихожу я как-то к себе в 12м часу ночи. Замок оторван. Пытаюсь отворить дверь — дверь заперта изнутри.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

– Набокова и высказывания отца Чаплина не комментирую. Это его личное, кстати, мнение, и не нужно выдавать его за какое-то мнение Церкви или еще что-то. С ним могут соглашаться, большинство, наверняка, согласится, а кто-то не согласится. Поэтому пусть он сам отвечает и сам комментирует – у него есть, видимо, какая-то система доказательств и надо его спрашивать об этом. – Но для Достоевского, значит, все-таки приемлемо… – Ну, в каком смысле приемлемо? Я вам хочу сказать, что в Библии есть огромное количество сцен всякого рода, в том числе жестокость показана, зверства людей, царей и так далее. Но есть к этому отношение. Библия смотрит на это глазами самого Господа или пророков, или святых и так далее. Поэтому всегда есть некое отношение к этому. – Вот, если все-таки обнаружится ряд произведений, которые, с точки зрения РПЦ, «пропагандируют педофилию», вы будете предлагать их запрещать? – Я думаю, что Церковь должна призвать общественное мнение к нетерпимости к подобного рода явлениям в общественном пространстве, если есть пропаганда такая. Никаких запретов церковь никогда в жизни не устанавливала – только в своей среде. – Ну а как же дресс-код? Это был запрет не в своей среде. – Никакого запрета. Это клевета и интерпретация СМИ, чтобы в смешном виде показать. Она говорила о той терпимости или нетерпимости, которая происходит в общественном сознании и в обществе. И говорила о том, что почему дресс-код есть в Большом театре и его нет в других общественных учреждениях, задавала вопросы. Понимаете? А то, что это приписывали как чуть ли не к церковному постановлению, это просто клевета, ну и обычный стеб СМИ. Наше общество, к великому сожалению, стерло какие-либо грани между добром и злом, и поэтому церковь всеми способами пытается напомнить обществу… – Так все-таки всему обществу или только своей пастве? – Я думаю, что всему обществу нужно напоминать. Как любой писатель, например, напоминает, как любой глашатай должен напоминать обществу относительно того, что существуют некоторые нравственные ограничения.

http://pravmir.ru/cerkov-avtoritet-dlya-...

60. Ответ на 58, Русский Иван: Видимо,всё таки переформатировали,если русский прилагательный,то Вас нужно к чему то прилагать,если Вы на самом деле русский.В нашей деревне каких только слов можно быдло услышать,что человеку другой расы это покажется иностранным.Так Вы,чьих будете,Русских или других кровей? Я уже много лет избегаю слов, которых " быдло " можно услышать в Вашей деревне. И - ничего. Вы считаете этот мусор русской речью? Да, как Вы смеете кого-то поучать? Вдумайтесь в смысл слов, которых считаете родными. Ужаснитесь. 59. Ответ на 58, Русский Иван: Видимо,всё таки переформатировали,если русский прилагательный,то Вас нужно к чему то прилагать,если Вы на самом деле русский.В нашей деревне каких только слов можно быдло услышать,что человеку другой расы это покажется иностранным.Так Вы,чьих будете,Русских или других кровей? Мама - с Урала, Папа - с Волги. Глаза - синие, волосы и кожа - белые. Ну, это - не важно. Я - воцерковлённый православный. Теперь Вы ответьте - когда последний раз были на Причастии? (я - на Казанскую). Учтите - врать в данном вопросе не вздумайте. Это небезопасно. Отвечайте - ли в Вас хоть капля Крови Христа? 58. 23 года нас пытались переформатировать такими же самыми теориями Видимо,всё таки переформатировали,если русский прилагательный,то Вас нужно к чему то прилагать,если Вы на самом деле русский.В нашей деревне каких только слов можно быдло услышать,что человеку другой расы это покажется иностранным.Так Вы,чьих будете,Русских или других кровей? 57. Ответ на 47, Потомок подданных Императора Николая II: Крашенинникова рассказывает, как на деньги ЦРУ работали против СССР деятели культуры http://youtu.be/T7modh96AYw Крашенинникова против Хакамады, защищающей Майдан. Крашенинникова говорит о работе ЦРУ, Хакамада объявляет всё теорией заговора. В группе поддержи Крашенинниковой Михеев. Время всё расставило по местам: http://youtu.be/1ggTyfOigFI 56. Ответ на 55, Русский Иван: Русский-это существительное,как и слово православный,советский.Не зная русского языка,не понимая сущности чужой речи и плетутся такие вирши.Раньше на Руси был вопрос-Ты,чьих будешь?Ответ-Русский!Русские мы,русских или русский я.Настолько очевидно,что меня по детски многие путают сегодняшние склонения и бывшие раньше в употреблении.Вопрос ставился в ином ракурсе,чем сегодня.Как есть в ответе два родительских падежа.У англичан есть такое же,но несколько послабее в вопросе о национальности.Второе,раб по английски Slave,ho в других европейских языках пишется Sklave.Omcюдa тоже идёт замысловатое оскорбительное,что славяне происходят от слова раб.Но славяне это слово,словек-человек по сегодняшнему раскладу.Взять слово Клава и добавить туда одну букву,то получиться совершенно другое по смыслу значение,Склава.Не зная броду,не лезьте в воду!.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/01/tr...

В молодости летал. По комнатам. По улице. Над городом. Над горами и океаном. Все эти полеты, поездки, райские девушки и райские кущи доставляли мне радость, делали счастливым, но радость эта, даже при полной чистоте, незагрязненности видений, была все-таки плотской радостью. Самые же дорогие мне, самые блаженные, упоительные мои сны — это сны, так или иначе связанные с церковью!.. Идешь каким-то лесом, выходишь на открытое возвышенное место и видишь в отдалении — купола и поблескивающие на солнце кресты. И даже если в эту минуту просыпаешься — просыпаешься счастливый. А вот ты блуждаешь в незнакомом городе. И вдруг перед тобой — церковь, собор, широкая лестница, ведущая на паперть. Вглядываешься, вслушиваешься… Из черного проема дверей доносится пение. Входишь счастливый. Видишь всё — и золото царских врат, и канонические тона иконостаса, и мерцающие лампады у образа Казанской Божьей Матери, и дьякона, размахивающего кадилом, и толпу молящихся, и каждое лицо в этой толпе… Выходишь, спускаешься по широкой, пологой лестнице и — что такое? Сердце опять сладостно замирает. На той стороне площади — другая церковь. А там тоже идет служба. Десятки, если не сотни раз видел я такие или похожие сны. Кстати сказать, сны у меня всегда цветные. И мне даже трудно представить черно-белый сон. А говорят ведь, что у большинства людей сновидения именно такие, как бы напечатанные на газетном листе. Бывают сны, как и полагается им быть, алогичные, фантастические… Иногда я попадаю на молитвенные собрания какой-то неизвестной мне секты, где совершается что-то непонятное, и все-таки я понимаю, чувствую, что идет богослужение. Иногда стою в очереди — то ли к плащанице, то ли к принятию Св. Тайн. Очередь за пределами храма, в каком-то темном длинном коридоре, и все-таки я чувствую присутствие благодати. А бывает, спускаешься в какое-то подземелье, как бы в катакомбы, где тоже совершается божественная служба. Долго я находился, да и сейчас еще нахожусь под обаянием сна, виденного мною в начале пятидесятых годов. Югославия. Большой собор, а там — в соборе — повсюду и без всякого порядка стоят школьные парты и за ними сидят молодые люди, сдают экзамены в духовную семинарию. Как объяснишь, что же именно так сладко радовало меня в этом сновидении и почему оно так ярко запечатлелось в памяти, если я и сейчас ясно вижу эти милые мне молодые лица?! Восторженная братская любовь к этим людям, или торжество церкви, или и тут благодать, снисшедшая на меня во сне?..

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

В такой обстановке крестить — это, конечно, очень тяжело для совести священника, потому что если она еще не уснула, он понимает, что происходит настоящая профанация таинства. Он оказывается перед очень тяжелой проблемой. Рассуждая строго, он должен всех выгнать из храма и сказать: никого крестить не буду, это не шутки и не базар. Нельзя великое таинство превращать в такое непотребство. Но если он начнет всех выгонять, то что же получится? Люди все-таки приходят с добрым желанием, они не понимают, они не научены, они хотят хорошего, хотят приобщить своих детей к Церкви именно так, как они понимают. И священник должен все-таки встречать их с любовью, должен стараться им помочь, открыть ворота церковные, а не выгонять людей за ограду. Значит, «милости хочу, а не жертвы» здесь тоже действует, правда? И священник, поэтому, не может никого выгонять. Это бывает с молодыми священниками, они начинают наводить порядки и во что бы то ни стало требовать, настаивать на своем. Получается скандал, и на совести остается очень тяжелое чувство: все-таки ты кого-то выгнал, не допустил, человек пришел, а теперь он уйдет, и неизвестно, придет ли он еще раз. Почему так все получилось? Ответ ясен: Россия была православной страной, в ней было государственное православие, в стране не было даже никаких органов регистрации гражданского состояния (рождения, брака, смерти), все регистрировала Церковь. Запись о крещении считалась регистрацией рождения, запись отпевания — регистрацией смерти, запись о венчании была регистрацией брака. Иначе говоря, все должны были обязательно креститься, нельзя было быть русским человеком и остаться некрещеным. Это делалось автоматически, и крестили всех в младенческом возрасте на протяжении веков. А младенцев оглашать нет нужды, и ничего не нужно объяснять. А взрослый и сам понимает, что к чему, он изучал Закон Божий, он в церковь ходит, там все объясняется. То есть смысл оглашения утратился, а чин оглашения остался только в виде древней традиции, лишенной серьезного смысла. Остались одни лишь детские купельки, потому что никто не крестился взрослым никогда в России. Всех крестили на восьмой день, а иногда и сразу после рождения, если слабый младенец. Редко когда позже, во всяком случае, очень скоро после рождения.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

И, быть может, главнее всего – спокойствие совести. Все равно все дозволено. Да, велик соблазн неверия всегда, а теперь особенно. Апокалиптический зверь 27 явил свое лицо миру. Это не в том смысле, что наше время есть нечто великое в истории богоборчества, предвещающее близкий конец мира. Я вовсе этого не думаю и не ощущаю. Ни великого, ни страшного ничего нет, а есть только очень отвратительная форма богоборчества. Ведь ни одной новой идеи, ни одной творческой попытки. Но зато полная распоясанность, никакой прикрасы, ничего эстетически соблазнительного. Зверь, как зверь, грязный, смрадный, неуклюжий, тяжелый и громадный. Это, если хотите, зверь, и это же, если хотите, человек без Бога. Казалось бы для того, кто живет в истории после Христа, кто узнал Этого Человека, Его Лик, тот мог бы с ужасом отвернуться от смрадного зверя. Но не так бывало, есть и будет. Воздают честь и поклонение зверю, как Богу. Каждый из нас носит в сердце образ этого зверя. Грязный, смрадный, а все-таки – родной. Яркий солнечный день весною, чудный воздух, ласкающая тишина. Стоят столики на открытом воздухе. А внутри кабака темно и смрадно до ужаса, до отвращения. И целая группа людей уже много часов сидит там, пьют, спорят, ругаются и предпочитают тьму и смрад кабака солнцу и воздуху. Они знают свет и тьму, но больше возлюбили тьму. Но это лишь группа людей, а в жизни – их великое число. Кто не знает красоты и благоухания Лика Христова и кто не знает смрадности и гнусности греха? Но все мы – рабы последнего. Если хотите, вопрос веры и неверия не столько моральный, столько психологический. Я очень затрудняюсь сказать, что неверующие грешат больше, чем верующие. Ведь надо помнить, что грех верующего много грешнее, если можно так сказать. А подлинная разница в том, что вера и в грехах ненавидит зверя и поклоняется Христу, а неверие и в правде своей ненавидит Христа и поклоняется зверю. Знает смрад его и все-таки поклоняется; знает светлость Лика Христова и все таки отвращается от Него. Так как вера и неверие всегда определенные враги, то надо уметь обеим сторонам выбрать получше оружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010