В.М.: Вячеслав Мицук, аспирант МФТИ 1-го года. У меня следующий вопрос. В Православной Церкви после Седьмого Вселенского Собора было много поместных соборов, которые разбирали важные догматические вопросы – в том числе, например, Собор 1691 года разбирал вопрос о Евхаристии и вынес точную формулировку. Можем ли мы сказать, что на самом деле в Православной Церкви после Седьмого Вселенского Собора другие Вселенские Соборы были, но просто они формально еще пока не признаны. Это вопрос к обоим участникам дискуссии. о.Г.М. : Есть такая точка зрения, что – да, не только Семь Вселенских Соборов действительно есть. Но здесь для того, чтобы ее окончательно принять, нужно все-таки подтверждение Всеправославного Собора – в этом я согласен с Алексеем Георгиевичем, – поэтому эти соборы, которые состоялись, которые отвечают признакам Вселенских Соборов, которые называли себя «вселенскими соборами» – думаю, что их авторитет, конечно, для православного христианина есть, но именно вопрос о том, уравнивать ли их с авторитетом Вселенских Соборов – это должен принимать Собор, равный по статусу Вселенскому. А.Д. : Я бы ответил на этот вопрос так. Мы знаем точку зрения, недавно высказанную нашим священноначалием, причем самыми высокими иерархами, которые сказали что все догматические вопросы решены на Семи Вселенских Соборах, и больше нет надобности в Соборах соответствующего уровня, для того чтобы рассматривать догматику. Догматика раз и навсегда решена. С этой точки зрения ответ на Ваш вопрос ясен. Я с этой точкой зрения категорически не согласен. Я считаю, что, несомненно, Православная Церковь должна определить свое отношение ко всем соборам, которые были после Седьмого Вселенского, но для этого, конечно, должен собраться, во-первых, Всеправославный Собор, и, во-вторых, конечно он должен все-таки определиться Всеправославный он или Вселенский. То есть, еретики ли католики или не еретики, и прав ли Филарет Московский , когда говорил, что невозможен Вселенский Собор без участия папы, или неправ. Вот когда Всеправославная Церковь определится, наконец, с тем, что она считает Соборами обязательными для вероучения, и определится со своим собственным статусом, вот тогда – да, тогда я считаю, что это, несомненно, необходимо, что это первейшая задача. Как Вы видите, Критский собор, хотя и не ставил изначально перед собой задачу, в итоговом заявлении все-таки перечислил целый ряд Соборов. Но опять-таки это ничего не значит, потому что это не был Всеправославный Собор – раз; а, во-вторых, признать Собор и не повторить его догматических точных формулировок – это ничего не значит, это половина дела. Несомненно, нужно четко-четко повторить, в каком виде принимаются догматы определенными всеми последующими Соборами. Это мой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

 -Ну что тут? Перекрестился. «Господи, помоги!» И вперед.  -Или шаг навстречу.  -Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, есть ли правила борьбы с существующими грехами? И есть ли технологии спасения именно в миру? Так, как вот в «Лествице» описано спасение монаха.  -А принципиально ничем не отличается. Живешь ли ты на улице Коперника, или Галилео Галилея. А какая разница? От Луны ты одинаково близко. Так же и здесь. Те же самые технологии. Просто в «Лествице " когда читаешь слово «монах»- можно заменить на христианин. Ничего не изменится что для мужчины, что для женщины.  -Но все-таки монашеский путь имеет свои особенности. И не все применимо к тому, что сказано.  -Ну, особенности чисто технические. Сам образ жизни -он более соответствует спасению. Мне один монах говорил, он жил в миру, кстати, служил при церкви алтарником, царство ему небесное. Отец Иоанн говорил: как вот премудро все-таки в монастыре, но тогда вообще в России было монастырей меньше, чем пальцев на двух руках. И потом он уже был в годах. Кто бы его взял, старика? Ну, вот вечер, колокол зазвонил, глянул из окна кельи- братия пошли все в храм. Что ты будешь один сидеть? Вот и ты пошел. И вот так оно само приводит тебя к спасению.  -Но все-таки мирская жизнь человека, обремененного семьей, сильно отличается от свободы монашеской жизни. Там монах может все свое время, все свои силы посвятить именно служению Богу.  -А послушание? Ведь семейная жизнь при правильном отношении к ней- это как послушание. Тогда и не будешь раздражаться на детей. Будешь знать, раз он тебя зовет, это не он тебя зовет, это тебя Бог призывает, чтобы ты отложил себя и занялся другим. Осуществлял слова псалма: «Жертва Богу -дух сокрушен».  -Ну, как раз в семье даже побольше возможностей служения  -В общем, да. С другой стороны- это естественно. Потому что все-таки в монастырь собираются люди незнакомые, с разной прошлой жизнью. А здесь одна семья, все люди близкие. Ну, в общем, одно другое компенсирует. Поэтому эти два пути в церкви называются равночестными.

http://radonezh.ru/text/kak-uznat-est-li...

Владимир 2015/03/19, 02:52:24 Я доброго вечора .Напишу на двух мовах так як тут люди не особливо мовою ! Почну с того що власне вражений могла церква опуститись до ,яка .Я маю саме на РПЦ .Так УПЦ МП . .Власне про пропаганди я тут не прочитав здавалось що Церква права пропогандувати людям думку .пробувати просто напросто налаштовувати людей на небудь абсолютно не стосуються .Вона повина душу людина наставляти .А не пропагандувати на якусь .Але прочитавши знову ж таки цю статтю я був вражений людей .Всеж ким би не були люди будь то священик монах чи схимонах .Вони лишаються всього навсього людьми власне тут не виняток . Власне тут я не збираюсь переконувати лише натякну .ЩО можливо правда описано тут вона багатьом не .Церква зараз то практично один з впливу на людей .Спробаотримати владу не над свободою людини але над душею людини способом мислення ! казав та пророкував що прийде час коли не знатимеш яка церква .Власне думаю часи настали . Начну с того что сильно удивлен насколько могла церковь опуститься до уровня марионетковой организации контролируемой властью .Собственно кроме Кремловской и мифов я тут ничего не прочитал .Мне казалось что церковь не имееть права настраивать людей на какие нибуть идеи которие не косаються .Она должна личить душу человека наставлять его а не пропагандировать на какую нибуть цель ! Но прочитав таки ету статью я стал убежден в дурости людей Все таки кем не люди монахами священиками или схимонахами они остаються людьми .При чем такими ж .И собственно тут нет исключения . Опять таки я не собираюсь когонибуть здесь переубеждать .Просто маякну!.Возможна правда виглядить совсем по другому чем написана здесь .И она многим не понравиться совсем .Церковь сейчас ето один из влияния власти на людей .ПРи чем не только на свободу но и на саму душу человека .Ибо тупую овцу легче контролировать чем человека задает много вопросов .Паисий святогорец говорил и предрекал про времена когда определить истиную церковь будет очень тежело или не возможно .ДУмаю ети времена уже настали !

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=20...

На Глебовы книги покупателей не оказалось, да мать и не хотела бы их продавать – их укладывали тщательно в ящики, и комиссар Федор Степаныч, чья дочь Дунечка, как и Ксана, выросла под крылом бабушки в «господском доме», по давней дружбе и уважению согласился поставить всех Пушкиных, Данте и Соловьевых к себе в сарайчик до новых распоряжений из Москвы. А разные стулья, сундуки, комоды и диваны, кровати, табуретки, столики уплывали бесследно и безостановочно, возмещаясь пачками бумажек, на которые почти ничего нельзя было купить. Многое раздавала мать и даром, кое-что обменивала на съестное – надеялась провезти в Москву. Прасковья Ивановна была в волнении. По мягкости характера своего и нервности не могла так стоически, как мать, относиться к разорению Прошина, с которым для нее связано было многое. Ксана ходила тенью. При каждом удобном случае принималась плакать, за что получала сумрачные увещания «бабушки»: но все-таки не могла с собой совладать. И вот наступил, наконец, день, когда у крыльца почти уже голого дома остановилось двое розвальней – одними правил Кимка, в них запряжена была та самая кобыла, что вывезла-таки Собачку из метели, в других меринок Федора Степаныча и сам комиссар управлял им. Розвальни нагрузили последним скарбом, в передние села мать в своей шубке и бобровой шапке, в задние Прасковья Ивановна с Ксаной – они тоже переселялись к Собачке. Что можно и что нужно уже было отплакано, все-таки провожать вышло много народу из деревни. Для баб, детей, да и вообще для многих развлечение. Походило отчасти и на похороны Николая Петровича, тоже зимой, несколько уже лет назад. – Ну, с Богом, – сказала мать, усевшись в розвальнях. И хоть двуперстным знамением, как боярыня Морозова, увозимая в ссылку, себя не осенила, все же вид у нее был внушительный. Когда розвальни проезжали мимо баб, мужиков, детей, многие шапки безмолвно снимались. Мать ответно кланялась. День был тихий, серый, дорога ровная, только что запорошенная свежим снежком. Розвальни бесшумно плыли. Проехав Поповку и поднявшись в гору, где кладбище, мать велела приостановиться. Так же провожала она сюда мужа, тоже в зимний прошинский день. Здесь лежали, под замшелыми плитами, князья Вадбольские, прежние владельцы Прошина. Николай Петрович князем не был и скончался в год от Рождества Христова 1919й, когда ни о каких плитах говорить не приходилось. Он лежал тут же, под простым могильным холмиком, сильно сейчас занесенным снегом. Деревянный крест все-таки возвышался над ним. Мать подошла к могиле, постояла минуту, перекрестилась и опять села в розвальни. Летопись Земляного Вала

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Это не автохтонные какие-то, не самостоятельные, явления. Это то, что в современной культуре было выстроено. Елена Анашкина: - Но они в народе мешаются и выходят – хэллоуин становится на место какого-то рядового праздника. Собственно и Рождество сейчас особенно с западного мира, который к нам идет. У нас Рождество осталось все-таки в отдельной дате, а по всему миру, я уверена, что в той же Азии, что Рождество, что хэллоуин, что день святого Валентина – для людей не религиозных они встают в один ряд абсолютно. прот. Максим Первозванский: - Я совсем недавно видел статью, правда, про Америку, про то, что там не Christmas, не Рождество Христово, а некий Xmas. И любопытно, что вот эта эстетика, которую мы воспринимаем религиозно: елка, красивые гирлянды – именно эстетика, прекрасно там продается и для иудеев, с соответствующими какими-то наполнениями, и для мусульман, и для кого-то еще. Действительно, некий единый праздник без содержания, но с эстетикой. Елена Анашкина: - Но Америка уникальная страна в этом плане. прот. Максим Первозванский: - Да. А эстетика одна. То есть это новый какой-то ход. То же самое, по сути, что произошло в советское время, когда эстетика Рождества была перенесена на Новый год. И поэтому чтобы это как-то разделить, мы например, не ставим елку на Новый год. Специально. То есть мы Новый год празднуем как гражданский праздник, слушаем выступление президента, играем во что-нибудь какое-то время и ложимся себе спокойно спать. А елка и вся вот эта штука – это на Рождество. Но при этом я понимаю, что это уникальная достаточно вещь. Мало кто так делает даже из православных. Елки все-таки ставятся и на Новый год тоже. Поэтому возвращаясь все-таки к психологизации, к этой вот такой религиозной составляющей ее. Ведь все-таки психология, это не секрет, она начиналась, по сути, как секта. Там было очень мало науки. Там были какие-то прозрения товарища Фрейда, подтвержденные или не подтвержденные. Первые годы, его первая книга вышла в 1899 или 98 году. То есть прямо накануне 20 столетия.

http://radonezh.ru/2023/12/05/psihologiy...

Когда вот были торжества по канонизации преподобного Серафима, и вот, эта Паша Саровская много сказала и Императору, и Императрице, так что он вышел со слезами. Открыла ему многое. Вот он сравнивал свою жизнь с жизнью многострадального Иова, и вот явился, можно сказать, жертвой за грехи и предательство народа. И вот мы пожинаем это предательство, которое охватило все слои общества; и голос вот таких блаженных уже не имел силы и не достигал или ограничивался очень небольшим числом людей, и ничего было невозможно изменить. Вот как перед потопом: земля наполнилась злодеяниями (см. Быт. 6:11 ). Наполнилась, и потому пришел ей конец. Но всё-таки, всё-таки: Но отдалённыя надежды Тревожат сердце иногда. (А.С. Пушкин. Евгений Онегин. 2-я гл., XXXIX). Вот эти отдалённые надежды начинают осуществляться понемножку сейчас – в связи с тем что вот идёт всё-таки какое-то обращение и какой-то расцвет и церковной жизни, и такой, и всё-таки много людей и принимает крещение, и укореняется в Церкви. И вот, если бы собрать все сочинения ваши, какие мне подавали вот за семь лет обучения здесь, это была бы целая антология, книжка удивительных примеров действия Духа Божия в такой силе, как вот в день Пятидесятницы, когда Он сошёл на Апостолов, и с тех пор действует. Без этой благодати Церковь прекратила бы своё существование в век Апостольский. Со смертью . Ну, может быть, до мужей Апостольских и дошло дело, и дальше бы – всё прекратилось. Вот. Но Дух Святой совершает чудо – Церковь существует и по сей день и должна по обетованию быть до конца века (см. Мф. 16:18 ). Хотя Спаситель и говорит, что, когда Он придет судить Землю, найдет ли веру на Земле? (см. Лк. 18:8 ). Она опять сократится до своего минимума и будет, как в Церкви катакомбной, то есть: не бойся, малое стадо (см. Лк. 12:32 ). Небольшое число людей. Да она и не была никогда, в планетарном, так сказать, состоянии. Почитайте отчёты архиереев дореволюционных в Святейший Правительствующий Снод о том, что творится в их епархиях – захлёстывало сектантство! Сектантство всяких видов и толков – в таких масштабах, что думаешь: ну, а Православие-то – когда у нас было ли оно? Где оно? В чём оно заключается? Когда везде были секты, секты – и плодились, и продолжают и сейчас множиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Я могу ошибаться: может иметь место близорукость, так как нет достаточного понимания духовного начала событий, но всё-таки мы должны сказать, что эпоха войны и сама по себе, и как её переживали москвичи очень осталась в памяти. — Какой из деятелей ХХ века для Вас особенно важен? — Мы очень любили, хотя может быть несколько отвлечённо, Патриарха Тихона. Мы знали, что он наш молитвенник, и мы его очень почитали. Я лично считаю, что для церковной жизни колоссально много сделал Патриарх Алексий I, который своим благочестивым, необыкновенно красивым, необыкновенно духовным служением воспитал нас без слов. Он довольно редко говорил, но очень часто служил, и мы воспитаны были на этих службах. И мы всё увеличивались и увеличивались в числе. Это было для того времени достаточно показательно, когда такой громадный собор, как Елоховский, до отказа наполнялся на патриаршей службе. Так что его служение — это была, конечно, историческая картина, историческое явление, которое очень повлияло на Церковь. В его служении была красота, необыкновенная молитвенность, и, как сказала мой друг-француженка: “Валентина! Это presence!”, — то есть присутствие Бога. Вот этим presence определялась вся остальная жизнь, от этого она и получала оценку. При этом он был довольно скромный, тихий в своих речах, в своих действиях, и он застал тяжёлый период, когда возобновились гонения при Хрущёве. — Какие чувства и мысли вызывают у Вас Ваши современники? — Всё-таки Церковь была гонима, всё-таки мы должны были быть аккуратны, сокровенны, чтобы жить и работать. В частности, в моём институте была директор, очень выраженная коммунистка, которая только с идеологической точки зрения понимала всё дело, которое было ей поручено. Поэтому в институте было такое направление, когда нужно было очень считаться с “современностью”, очень почитать всё то, что было по сути чуждо, и мы, конечно, должны были жить сокровенно. Но всё-таки мы жили. По ходу развития событий страдали отдельные учёные, их вдруг забирали, они исчезали, но те, кто понимал, что надо дальше вести дело своей специальности, своей школы, были нужны, и таким образом я лично очень долго прослужила при разных директорах, в общей сумме 60 лет.

http://pravmir.ru/moy-hh-vek/

Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр. 13,14 ) Как-то раз на исповеди он с любовью наставлял свою духовную дочь, молодую девушку, впоследствии монахиню: «Ты такая молодая, детка. Сохрани свою чистоту. Я за тебя молиться буду». Вдруг Батюшка вздрогнул, встал и, истово осенив себя крестным знамением, сказал: «Ох! Ты ничего не видишь. Какой он страшный, как он рвётся за моей душой. Но она крепко охраняется Богом». Духовная брань с врагом не прекращалась ни на мгновение. Отца Тихона перевели сначала в Переделкино, но преследовавшие его женщины и там стали безобразничать, рвали его одежду, кусали. Здесь в Лавре была преграда, проходная и стены, а там ничего этого нет. Так ему приходилось убегать от них. Вскоре по совету знакомых матушек он уехал в Закарпатский Свято-Николаевский Мукачевский женский монастырь. Его духовные чада потянулись за ним и туда. Исповеди у него были для них – одна радость. Всякое слово, сказанное Батюшкой о родных или о чем-нибудь ещё, сбывалось, все было так, как он благословит. В Мукачево стал он ежедневно служить. Часто проповедовал в праздники. К Богослужению он был прямо-таки голодный, особенно к Литургии. Рады были и насельницы Мукачевской обители, что Господь послал им такого доброго пастыря. Богослужения, совершаемые им, проповеди и исповеди были истинным утешением. Службы там отличались тем, что народ пел вместе с хором многие песнопения. Так на Литургии, кроме «Херувимской» и «Милость мира», пела вся церковь . Игуменией в то время была матушка Афанасия. Рассказывали, что на эти службы сперва стали приходить женщины. Одна другой стали рассказывать: «Ой, Марько, да ты пиды на Черничу горку. Таки гарни проповиди каже профэссор на казатэрнице». Потом одна из них стала говорить своему мужу: «Иванко, пидэм на Черничу гору, – Марько, да що я там не бачив?! – Да ты пиды послухай, як профэссор з Москвы таки чудни проповиди каже!» Муж сперва сопротивлялся, потом пришёл на праздник, послушал и вскоре сам стал проповедником отца Тихона. Мужикам говорит: «Эй, мужыкы! А ну, пидите в недилю на Черничу гору. Там профэссор таки файни проповеди каже!» И вот весь город пошёл! Наконец заинтересовался, пришёл в храм сам начальник милиции – сперва в церковь , а потом в келию, стал с Батюшкой беседовать. Отец Тихон о себе рассказывает: «Я прошёл по всем вашим местам, дошёл до самого Берлина. Так неужели мне нельзя места найти, что за мной гоняются?» Милиционер очень к нему расположился: «Отец профэссор! Пожалуйста, служите, живите у нас!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В книге Исход (3:5) Господь говорит Моисею, который приближается к Нему: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Как это земля стала святой?! Земля – это прах. Всякий раз, когда Господь проявляет своё присутствие в материальном мире через посредство материальных предметов, происходит освящение.  Псалтырь (5:8), Давид молится: «А я по множеству милости войду в дом Твой, поклонюсь святому ХРАМУ Твоему». Что можно почитать для самообразования, чтобы понять Евангелие в хронологическом и географическом порядке? - Есть издание четырех Евангелий, в котором они объединены в хронологическом порядке, т.е. там не идут отдельные Евангелия – Матфей, Марк, Лука, Иоанн, а весь текст дается в евангельских событиях – какое событие какому предшествовало. Такой проект называется Четвероевангелие. Например, Ефрем Сирин делал свой комментарий как раз на такой объединенный текст. Еще есть хороший комментарий Гладкова – это дореволюционный экзегет, он как раз комментирует евангельские события в хронологическом порядке, приводя тексты из разных Евангелий. Т.е. я вам советую почитать толкования Ефрема Сирина и Гладкова, всё это доступно в интернете, а лучше все-таки купить книгу в православной книжной лавке. Православным людям надо все-таки совершать свой «исход» из интернета, потому что, на мой взгляд, это все-таки опасное место для нормальных людей, я уж не говорю про ненормальных, их просто закручивает. Лучше купить книгу и читать, потому что все эти электронные носители … Представляете, кто-то возьмет и всё это отключит. И раз! Вся эта информация пропала! Паника начнется… А ведь у пророка Амоса об этом говорится: «Люди будут ходить от моря и до моря, искать слово Божие и не найдут». А как такое может быть? – Все перейдут на электронные носители, а антихрист – раз, и всё это отключит, вот и будут исполнены слова из книги пророка Амоса. Библию надо все-таки хранить как текст. К тому же, в электронных вариантах очень много неточностей, причем текстологических, так как процедура перевода книжного текста в электронный формат немножко лукавая, возьмут там чего-нибудь, да испортят.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Отче, а вот, вступая на такую зыбкую почву сомнительных идей в области библеистики, я все-таки хочу вас спросить. Вы сказали про Иуду: «сколько раз давал шанс». А как Вы считаете, этот шанс был у Иуды до самого конца? Мне кажется, да, конечно. И мы видим, как один апостол шансом этим воспользовался, а другой — нет. Не зря отцы проводят эту очень тонкую смысловую разницу между Иудой и Петром: Иуда раскаялся, Петр покаялся. У Петра были ровно такие же шансы наложить на себя руки, какой шанс этот использовал Иуда, и, собственно, у Иуды были шансы Петра: несмотря на всю горечь предательства все-таки за Христом продолжать идти. Да, мне тоже всегда казалось, что, когда мы говорим «Иудин грех», обычно имеется ввиду предательство, мне кажется, что, собственно, Иудин грех — как раз-таки в отсутствии покаяния. Да, Иудин грех — это хула на Духа Святого как раз, когда Господь стучится в наше сердце, а мы настолько упиваемся своим отчаянием, что не слышим этого стука и Бога в свою жизнь не впускаем, делаем все, чтобы Бог вот это чувство отчаяния, которое нас захлестывает и доставляет нам ужасные страдания, тем не менее мы этим чувством упиваемся. Знаете, такая изощренная форма духовного мазохизма, когда мы говорим: «Господи, мне так плохо, но, пожалуйста, не мешай мне наслаждаться этой мукой». Иудин грех, мне кажется, про это — про отвержение протянутой руки. Отче, а как Вы думаете, как связаны любовь и строгость? В такой… в пастырстве, например. Вот недавно в связи опять же со многими обсуждаемыми историями, связанными с присутствием священников в общественной, медийной жизни один известный священник сказал, что священник же как хирург, вы смотрите на операцию — такая мощная метафора была: кровь брызжет во все стороны, он скальпелем что-то делает, но он приносит пользу человеку. Сложный образ, потому что все-таки операция делается под наркозом. Когда-то наркоза не было, но ничего хорошего в этом нет, мы не заставляем человека делать операции без наркоза. Да, бедный Авиценна — он применял маковые капли.

http://foma.ru/my-zhe-ochen-odinokie-ned...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010