Я прочла это письмо как один из типичных примеров такого вот совмещения: человек считает себя религиозным, при этом он достаточно суеверен, не скрывает этого и не стесняется этого. Отец Георгий, пожалуйста. о. Чистяков: В замечательной книге Люсьена Леви-Брюля “Первобытное мышление” рассказывается о том, как один шаман говорил современному исследователю: “Мы не верим — мы боимся”. Я думаю, что суеверный человек тоже не верит, а боится. Суеверного человека постоянно преследуют страхи, и путем суеверий он пытается как-то защитить себя от этих страхов. В этом смысле, конечно, — как объект для изучения — суеверия чрезвычайно ценны и интересны. А вот с точки зрения того, что они сопровождают нас в нашей жизни, они, скорее, все-таки опасны, вредны и разрушительны, потому что суеверия порождают фобии. Суеверия — это несостоятельная попытка бороться с фобиями, которая их только усиливает. Поэтому мне все-таки кажется, что современный человек, человек XXI века, если он верит, то он может открыто верить во Христа, ему это дано. А если он не верит, то все-таки лучше быть насмешником вольтеровского типа, чем жить во власти мрачных суеверий. Татьяна Ткачук: Спасибо, отец Георгий. Татьяна Мизинова, пожалуйста. Татьяна Мизинова: Я немножко не согласилась бы с отцом Георгием. Все-таки суеверия и фобии — тут, скорее, обратная связь. Суеверия не порождают фобии, а наоборот, неврозы находят свое разрешение вот в этих: ну, можно даже рассматривать это как симптомы. Если человек каждый раз стучит по деревяшке, видя определенный объект, — это скорее проявление его обсессии, одержимости, таким образом он снимает свое напряжение. Здесь, как я сказала, связь немножко обратная. Татьяна Ткачук: Спасибо, Татьяна. Примем звонок. У нас Комсомольск-на-Амуре на линии. Игорь Моисеевич, здравствуйте. Слушатель: Добрый день. Мне кажется, что в очень большой степени источником порождения суеверий является сама религия. Религия от науки отличается тем, что наука, ставя перед собой проблему, решая ее, движется от приближения к приближению. В прекрасном переводе Рачковским Корана на русский язык с арабского суеверия трактуются как происходящие от аравийского слова “суе” — “ночь”. В связи с этим я хотел бы спросить отца Георгия, как он считает, церковь считает себя ответственной за ту модель, которую он создала на протяжении столетий: земля плоская, Бог наверху, чуть ниже — ангелы, в самом низу — черти, и грешники мечутся?

http://sueverie.net/pochemu-rabotayut-pr...

  О.Журавлева Наперстные вот эти кресты.   А.Уминский Да, наперстные кресты. То есть священник уже по статусу и с древних времен награждается таким крестом. Там, конечно, не настоящие бриллианты, там стекляшечки. Ну, у кого-то, наверное, настоящие.     О.Журавлева Как ордена.   А.Уминский Ну, как ордена, да. Но вид у них – вот так с пяти метров – ты не знаешь, что у тебя тут: Сваровски или просто стекляшки или просто бриллианты какие-то. Вид-то драгоценных награждений. А священнические ризы золотые, митры изукрашенные золотым шитьем – это одежды которые свидетельствуют о некоем богатстве, и которые церковь хранила в свое время, в том числе, как материальное богатство. Сегодня это богатство воспринимается очень многими людьми болезненно на том уровне бедности, на котором живет простой народ. Может быть, все-таки стоит всем нам церковным подумать, чтобы как-то… Красиво, конечно, но может, поскромнее можно. Я предпочитаю все-таки образ более упрощенный священника, епископа. И таких епископов тоже достаточно.   А.Гусаров Протоирей Алексей Уминский в студии «Эхо Москвы». Мы вернемся после новостей и рекламы.   НОВОСТИ   А.Гусаров – 15:35 в Москве. Программа «Персонально ваш». Ольга Журавлева, Алексей Гусаров. И в нашей студии – протоирей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах. Сейчас, когда был перерыв, в Сетевизоре слушатели слышали, как Алексей Анатольевич нам рассказывал, как ирландские монахи изобрели виски, и что во время поста в Германии пиво, да?..   А.Уминский Да, в Германии паолинские монахи питались только пивом   О.Журавлева Паола, оно паолинское, да.   А.Гусаров Так что пить спиртное не всегда грешно. Давайте к серьезной теме. Тут в новостях, все-таки, мы слышали, возможно, родители призывают беречь своих чад от акций в соцсетях. Вы же опытный педагог? Как ребенка можно уберечь от дурной компании, от дурного влияния, не важно где – на улице, в соцсетях – как это сделать?   А.Уминский Естественно, можно уберечь ребенка от дурной компании. Просто ребенком надо заниматься все время, с самого раннего детства, все время быть с этим ребенком, любить этого ребенка, уделять ему огромное внимание и главное – уметь его все время слушать.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksey-umi...

«Для православных людей понятно, что все это – закваска фарисейская и саддукейская, сухое законничество, которое не может спасти человека. Это законничество еще и лицемерное по своей внутренней сути, как мы и наблюдали в случае с Бенедиктом XVI. Причем опять-таки это ситуация двойных стандартов. Папа римский может сказать что угодно, затем курия от этого отмежевывается, говорит, что это не есть учение церкви. Но слово не воробей, оно вылетело, его не поймаешь, и оно продолжает оказывать свое разрушительное информационное действие. Временами Бенедикт XVI выступает как своеобразный римо-католический Кураев: он выскажет что-то непотребное, а потом солидные ответственные люди говорят: это он от себя сказал, церковь так не верит. Но опять-таки, как Бенедикта XVI не дискредитируют, так и Кураева никто никуда не убирает. И в том, и в другом случае простые обыватели воспринимают их эпатаж как мнение церкви. Можно привести, в частности, высказывание Кураева по поводу того, что икономия не запрещает рукополагать священников-гомосексуалистов. И с сокрушением должен констатировать, что и в православную среду проникает католический тип сознания - принцип юридического законничества с одной стороны, и принцип двойных истин, двойного сознания, с другой стороны. Но опять-таки, на этом языке разговаривать с обществом нельзя, и даже не потому, что оно его не поймет. К сожалению, известная часть общества этот язык прекрасно понимает, а потому что этим языком мы окончательно погубим общество. Поэтому, если мы хотим блага римо-католикам, тем действительно искренним людям, которые пытаются молиться, пытаются творить добрые дела, пытаются жить по учению святых отцов, нам надо не размениваться на экуменические компромиссы и бесполезные диалоги, не суетится, а сосредоточиться, попытаться самим стать православными в полном смысле этого слова. И тогда, возможно, исполнятся слова преподобного Серафима Саровского: " Чадо, стяжи мир души, и тысячи вокруг тебя спасутся " », - заключил диакон Владимир Василик.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/24/be...

Не только не отомстить врагу, но и проявить к нему любовь, кажется тебе невозможным? Хотя бы прими для себя, что в этом максима Христова все-таки – права, а твое земное естество, не могущее ее понять – все-таки не право. И попробуй сделать пусть микроскопический, но возможный для тебя шаг в сторону ее исполнения. Несмотря на страх, на разрывающее мозг и сердце непонимание – шагни из лодки на воду, остальное сделает Бог. Как именно – ты не поймешь, если Бог станет тебе предварительно объяснять на словах. Но сделай шаг – и всё увидишь воочию. Святые отцы говорят: «Нет в тебе какой-то добродетели, но хочешь, чтоб была? Веди себя каждый день так, словно она у тебя есть. Тебе будет поначалу казаться это глупостью, даже лицемерием – но прояви упорство и продолжай. И она появится, с Божьей помощью». Риск? Да, и великий. Но, в конце концов, наша вера – вовсе не сумма информации о христианстве, которую мы согласны считать правильной. Вера в библейском смысле, «эмуна» — не столько умонастроение, сколько делание, поступок, акт доверия Богу и верности Ему и Его заповедям в самых разных житейских ситуациях. Верую, ибо абсурдно; верю Тебе и буду идти за Тобой, даже если я напуган и бессилен, а Ты – умираешь на кресте… А во-вторых, мы не должны забывать одну очень важную вещь. Между Ветхим и Новым заветами, между заповедями Моисея и Христа вовсе нет антагонизма и противоречия, как нет коренного противоречия между зрелым мужчиной – и ребенком, которым он был когда-то, ведь это всё-таки хотя и изменившийся, но один и тот же человек. Бог вёл народ Израиля по ветхозаветным ступеням – ввысь, к завету Новому. Вся беда тех иудеев, которые воспротивились Христу и Евангелию, в том, что они предпочли на одной из этих ступеней остановиться, посчитать ее конечной, и не идти дальше. Для чего иудею ветхозаветная максима, в чем цель ее исполнения? Исполняй закон Божий – и будешь долголетен на земле, ты и потомство твоё. С этой точки зрения, то есть — с точки зрения пригодности к нашей повседневной жизни, конечно, заповедь о любви к врагам – абсурдна и невыполнима.

http://pravmir.ru/neudobnoe-bozhie-carst...

— Один знакомый писатель из старого поколения с долей шутки, но в целом сочувственно привел такой диалог: «Молодежь хорошие книги не читает?» — «Нет». — «А плохие?» — «Тоже не читает». — «Ну и хорошо, скорей Евангелие в руки возьмет!» Как вы относитесь к такой постановке вопроса? Может ли разочарование в светской культуре привести человека к Богу? — Может. Хотя при этом все-таки имеет некоторое значение базовый, так сказать, культурный уровень человека. В Церковь приходили и приходят из совершенно невообразимых культурных сред. Я знал одного протодиакона, он, к сожалению, сейчас в расколе, который начинал с хиппования, а потом понял, что христианство — это гораздо круче. Но вот замечено, однако: у тех, кто долго и самозабвенно хипповал, панковал, занимался байкерством, был рокером, есть как бы некое повреждение. И в церковной жизни они порой начинают проявлять девиантные черты, этих людей, что называется, «стихии несут». При этом те, кто воспитывались на традиционной культуре, чаще всего ведут себя более взвешенно и разумно. Как говорил Блаженный Августин, нам надо уподобиться евреям, которые вынесли из Египта все самое ценное. Из светской культуры христианам также следует выбирать все самое ценное, что можно использовать для духовной жизни. Святой Василий Великий, служивший архиепископом в римской Кесарии в IV веке, в своей речи к юношеству с похвалой отзывается о мудрости и мужестве ряда язычников. При этом он, разумеется, никогда не поставил бы знак равенства между языческой культурой и подлинно христианской жизнью. — И все-таки дайте определение с точки зрения зрения служителя Церкви и ученого-гуманитария в одном лице, которым вы являетесь: культура и религия — это диполи, разделенные между собой заряды? Или все-таки между ними нет жесткого средостения? — В человеческой жизни между ними, безусловно, есть взаимодействие, частые пересечения. Но также есть и постоянная борьба в этих сферах. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей», — сформулировал Достоевский.

http://pravoslavie.ru/139327.html

Если бы вы действительно содержали эту полученную вами благодать, то действительно нашли бы ее для себя величайшей силой и вам действительно помогла бы сила Божия. Помните, что мы все умрем и потом должны будем отдать ответ Богу во всем: какой же вы дадите в этом ответ? Икону имеет. Я советовал ему когда-нибудь придти ко мне на дом для беседы, так как, может быть, при жене-то он и затрудняется, да и ребята толпой обступили, так что он должен был их прогнать; советовал и в церковь по временам приходить, а в посту исповедаться и причаститься, и кратко сказал о таинстве Святого Причащения как средстве быть со Христом. Потом мы прошли к Катадзима Стефану, жена которого в Троицын день получила крещение; я и хотел поздравить ее и передать иконки, но, оказалось, она принимает ванну. Между прочим, японцы вообще весьма не стесняются показываться совсем обнаженными и делают только препоясания; бани у них общие для всех. И, однако, кажется, нельзя сказать, чтобы их нравы были слишком развращены сравнительно с европейской распущенностью, где, например во Франции, население положительно вымирает. Заволновавшейся старухе сказавши, что придем в другое время, мы пошли к Мруяма Феодоре, но ее не застали дома – висел замок. Прошли к Миямото Харитону и Наталии. Они живут весьма далеко от церкви; иногда все-таки будто приходят в церковь ; только Харитон в этом году не причащался; оправдывается тем, что хотя пред принятием крещения он и уговорился с хозяином (табачником) по временам давать ему отпуск сходить в церковь , но хозяин язычник все-таки не отпускает и ежедневно заставляет работать; я все-таки советовал как-нибудь да устроить это, потому что без молитвы мы жить духовно не можем, а в посту советовал и причаститься; мы называемся верующими, а потому и должны жить и действовать по этой вере; всякий человек называется от своего труда – плотник от плотничества и тому подобное; так и мы: ведь только для нас пострадал Христос на кресте, чтобы даровать нам Свою спасающую благодать; но благодать хотя и в наших руках, но она может и не спасать нас, если ее мы не принимаем и не пользуемся ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Екатерина 29 ноября 2017, 10:51 что сказать " это не они! " и сказать " тела сожгли " - это не одно и тоже? Или он сказал " тела сжигали,поэтому те останки останками царской семьи быть не могут " ? Кто-нибудь знает со 100% уверенностью, ЧТО ИМЕННО говорил о. Николай?.. Но для меня дело не только в этом. Дело в этом самом " сжигали " или " сожгли " . Понимаете в чём дело... Дело в том, что ведь действительно даже при сжигании в печи крематория не сгорает человеческое тело полностью,тотально в пепел. Даже там,при том, что там замкнутое пространство и температура больше тысячи градусов, остаются пусть мелкие, но косточки. А мы почему-то вдруг решили, что раз их сжигали ( на открытом пространстве, в сырую погоду), то там прямо-таки всё Екатерина 29 ноября 2017, 10:42 Я, к сожалению, не знаю, ЧТО ИМЕННО говорил светлой памяти о. Николай. И то,что вокруг наших святых (а для меня, как и для многих, он, конечно же, свят, пусть и не канонизирован ещё), особенно под конец их земной жизни, как правило, начинает виться куча одиозных личностей, приносящих потом их имени и репутации неизвестно чего больше- пользы или вреда, тоже ведь правда. И всегда потом появляется много " фольклора " , и отличить, кто что говорил или делал на самом деле, а что - нет, бывает очень сложно. Скажите, он говорил,что то,что захоронено в СПб,- не царские останки? Так? Именно это он говорил? Или говорил,что тела после убийства сжигали? Так ведь это разные вещи! Вы понимаете,что сказать Екатерина 29 ноября 2017, 10:24 Кстати, о художниках. У них, судя по всему,тоже неоднозначное мнение на этот счет может быть.Вон написала в комментариях одна девушка-художник (спасибо ей за это, кстати,- всё-таки мнение ещё одного художника),что , мол, а я именно как художник считаю, что всё как-раз таки вполне совпадает, и вообще мнооег зависит от ракурса и много ещё от чего. Но дажене это столь существенно. Господа, вы тут всё спорите о словах о. Николая Гурьянова. Говорил-не говорил, действительно ли сам говорил или кто-то ему какие-то слова приписал, есть ссылка в интернете-нет ссылки в интернете, его голос-не его голос... Насколько я понимаю,всё сводится к словам о. Николая о том, что тела сжигали.

http://pravoslavie.ru/108162.html

В Библии еще есть даже более удивительное описание, например, в книге Деяний апостолов; 5 глава, 14-15 стих: 14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы тень проходящего Петра осенила кого из них. То есть не только мощи, а тень живого человека. Она касалась людей - и люди получали исцеление. Тоже книга Деяний; глава 19, 11 стих: 11. Бог же творил немало чудес руками Павла, 12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иными словами - вот особое действие благодати через предметы, которых касались святые, через элементы одежды, через останки этих людей; даже тень святого может сообщить удивительное исцеление. Все это Библейская реальность. Если кто-то выдумывает свою Библию - у нас есть Библия как таковая, и мы не можем ни один из текстов выхватить из контекста. Тел. звонок: -Насколько важно при чтении Евангелия пользоваться патрологией, трудами святых отцов? Ведь что-то где-то можно понять самому? Какая национальность была у Христа? Иногда приходится слышать, что Он все-таки был больше арамейской национальности. - Патрология - это учение святых отцов. Может быть, вы имели в виду чтение Евангелия с комментариями святых отцов? И действительно, рекомендуется при чтении Евангелия иметь под рукой тот или иной комментарий, потому что в такой ситуации вы будете не самостоятельно изучать Евангельский текст, а рядом с вами будет Иоанн Златоуст или Василий Великий. Для новоначальных - Амвросий Оптинский, я его часто озвучиваю. Рекомендовал бы блаженного Феофилакта, потому что у него есть короткие толкования, и он от темы не уклоняется. Если говорить о национальности Христа - да, Он был Богочеловек, и как человек Он происходил их дома царя Давида. И в Новом Завете эта мысль подчеркивается, что Он по плоти из дома царя Давида. Но когда мы смотрим Евангелие от Матфея, главу 1 - то среди предков Христа в Его человечестве мы находим не только евреев, но и Руфь моавитянку. А в книге Второзакония сказано: моавитянин в 10 поколении не войдет в народ Божий. А она, кстати, прабабка царя Давида. Потом Рахав, блудница из Иерихона. Она хананеянка. Если бы в современном Израиле появился бы человек с таким родословием, как у Христа, ему бы едва ли дали бы паспорт. Да и царю Давиду не дали бы гражданство, потому что у него бабка Руфь - моавитянка, бабка Рахав- хананеянка. Здесь надо понять очевидную истину, что Авраам создал все - таки не нацию, он создал религиозную общину, и об этом писал апостол Павел. В послании к Римлянам, почти в самом начале этого послания. Вот эти слова: 28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

http://radonezh.ru/text/kakaya-natsional...

Как бы то ни было, эти люди не могли войти в Землю Обетованную. Поразительно, что и сам Моисей не мог войти! Он — гигант. тоже колебался! Один писатель говорил, что когда Моисей стоит на Синае, то Синай кажется маленьким. Вы помните, каким Моисея изваял Микеланджело? Он изваял его провидчески! Таким он изображен в Библии. Это пластическое воплощение того, что есть в книгах Священного Писания. Суровый и нежный; проницательный, но иногда доверчивый. Прочтите в «Записках» Петра Яковлевича Чаадаева характеристику Моисея. Моисей умер в горах Моавитских, поднявшись на вершину Фасги. Он лишь глядел на землю, в которую вел людей, но умер, так и не перейдя через Иордан. Смерть его скрыта за завесой тайны. Как говорит Библия, «никто не знает места погребения его». Это как бы знак жертвенности пророка, который даже лишился почитаемой гробницы. Моисей — фигура трагическая. Если сравнить его с Мухаммедом (Магометом), то мы увидим, что разница здесь огромная. Хотя оба они были детьми пустыни, но Мухаммед очень быстро нашел настоящих приверженцев, помощников, целую армию и в прямом, и в переносном смысле сподвижников; он стал сразу, довольно быстро, менять политическую карту Аравии. А Моисей, который был воспитан в мудрости египетской, знал о Боге какие–то великие тайны, во всяком случае, имел высокие представления о Нем, должен был вести ра бов. Обратите внимание на тексты, переведенные в книге Франк–Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период». Этот фиванский период был периодом жизни Моисея, который наверняка читал некоторые священные тексты из этих памятников. И он должен был вести рабов. Я еще раз подчеркиваю: рабов не юридических, а рабов по сознанию — людей, которые все время вспоминали, какое мясо было в Египте; естественно, что в пустыне они редко питались мясом, только когда пролетали перепелки — там пролегает путь перелетной птицы; иногда усталые, они падали прямо на землю… А люди, они ведь шли с женами, с детьми… Конечно, это было необычайно трудно. Но в конечном итоге они все–таки пошли… Как говорится в одном стихотворении про Наполеона: они ворчали, но все–таки шли за ним. И израильтяне постоянно восставали против Моисея, но все–таки шли за ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Можно бы так сказать: то, что мы знаем о Боге, должно нас поставить перед Ним в момент молитвы, но стоять мы должны перед Богом, не постигнутым еще нами, Богом во всей Его бесконечной сложности и простоте, во всей непостижимости. Если мы так станем перед Богом, тогда все делается возможным, тогда Он может нам открыться сегодня, Каким Он хочет, чтобы мы Его сегодня восприняли. Сегодня Он нам откроет Себя страхом, трепетом, а завтра – милостью. Но мы должны научиться подходить к Богу и ждать, чтобы Он нам открылся, Каким Он захочет сегодня перед нами быть. Если мы только будем искать либо вчерашнего опыта, либо того Бога, о Котором так дивно пишет Симеон Новый Богослов, то мы будем стараться вернуться или ко вчерашнему дню, которого больше нет и никогда в нашем опыте не будет, или к опыту другого человека, который никогда нашим опытом не станет. Это очень важно. Я скажу еще немножко о сердце человека, о том месте, где можно Бога встретить. Это проблема очень многих молодых сейчас; не скажу, что только молодых, но, несомненно, молодых и, думаю, не только на Западе. Где искать Бога, когда хочешь молиться? На небесах Его не сыщешь; помните, как апостолам сказали ангелы после Вознесения:  что же вы глядите ввысь?.. Там Бога не увидишь. Искать Его где-то, воображая го присутствие перед собой, – бессмысленно, потому что сколько я Его ни воображаю перед собой, от этого Его присутствия не прибавляется и не убавляется. Это не Он, а мое воображение. Если искать Его в иконе, если искать Его, глядя в сторону алтаря, туда, где Святые Дары хранятся, опять-таки, – это место, и все-таки не Он. Это все-таки вне нас, а вне – Бога можно искать, но найти Его нельзя. И вот, встает вопрос: где находится это место встречи? Отцы Церкви говорят: в сердце. Они также совершенно ясно нам объясняют, что не в эмоциях наших, и не в физическом просто сердце, а где-то, в недрах, в сердцевине нашего естества. И как туда идти, где она? Для того чтобы войти внутрь и достичь того, что епископ Феофан называет  внутрьпребывание и  стояние перед Богом в сердце, а затем и  хождение перед Богом, не теряя сердца, надо сначала освободиться от того, что нас вокруг нас связывает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010