Хоружий С.С.: Но и тема остается, конечно, потому что здесь речь идет о внутренних духовно-существенных вещах и формах, видах опыта. Когда Вы сказали, что опыт другой, стоит на этой его квалификации как другого не остановится, а попытаться еще пристальней посмотреть, в чем он другой, а в чем, может быть, не другой. Это тоже существенно. Чем детальнее вглядеться в это, тем лучше и в этой же связи мой последний вопрос. Как вы относитесь к возможности возрождения традиции, возрождения опыта, когда преемство исторически было — таки разрушено, но через некоторое время, некоторый исторический промежуток возникает какое-то историческое явление, которое мы обозначаем как возрождение. Вот, к примеру, Паисий Величковский и на Афоне не мог найти реального личностного преемства. Он знал, чего ищет, но он потому и искал, что еще не имел того именно опыта, речь ведь об опыте. Опыт, который нужно было обрести, он не мог обрести даже на Афоне, а уж тем паче где-то как-то иначе. Но, тем не менее, мы по истории духовной традиции сегодня учим, что началось то, что называется «филокалическим возрождением». Преподобный Паисий и Никодим Святогорец, собрат его греческий, создали «Добротолюбие». Здесь нужно вглядываться и на личностном уровне в то, что происходило в этот начальный период. Но, тем не менее, в первом приближении мы говорим, что преемственности не существовало. Каким-то образом восстановили корпус источников, и этот корпус источников стал зародышем возрождения уже действительно формы опыта. Как Вы квалифицируете такой феномен с точки зрения возможности и невозможности, тождественности и не тождественности. о. Андрей Лоргус : Для того, чтобы судить о тождественности, надо иметь некоторые критерии, о которых я ничего не могу сказать. Какие-то тут критерии могут быть, наверное. Но я предполагаю все-таки, что опыт и Никодима Святогорца, и Паисия Величковского, и всех последующих за ними, это все-таки был уже новый религиозный опыт и новый исихастский опыт. Если о нем идет речь, то все-таки он новый. Он и тот, и не тот. Такая проблема, я думаю здесь есть. Если даже проанализировать те тексты, которые были воспроизведены в «Добротолюбии» и те тексты, которые мы находим уже у тех, кто их читал и пытался осуществить — это разный опыт. Если сравнивать, допустим, «Откровенные рассказы странника» с тем опытом молитвы, который есть у Исаака Сирина — это разные вещи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Владимир Семенко: Но, видите, если можно, я здесь тоже вставлю как бы маленькую реплику. К сожалению, у нас как-то вот современных подвижников и даже таких бесспорных мучеников, как, скажем, три оптинских инока и ряд других, как-то вот подход такой, что не следует торопиться с этой канонизацией. Хотя в случае оптинских отцов этот случай совершенно бесспорный. И в этом плане мы можем обратиться к примеру католиков, которых я лично и многие из нас часто ругают, но вот у них совершенно другой подход, потому что, скажем, ксендз Южик Попелюшко, который был убит в годы солидарности, там сильно была замешана все-таки политика, насколько мне известно, уже биотификация состоялась. Так что, наверно, все-таки с этим вопросом можно и пересмотреть существующие подходы. А раз уж тут заговорили о самих убийцах, я думаю, что мы все-таки должны выразить надежду, что хотя бы этот случай будет расследован. И что те, кто не только исполнители, но и те, кто является организаторами этого преступления, все-таки понесут заслуженное наказание. Сергей Герасимов: И батюшка, я прошу вас. Тут осталась буквально минута. Ваше последнее слово для завершения передачи. Протоиерей Константин: Я хочу поделиться впечатлениями от самого отпевания. Собор священников был представителей. Уже за две сотни, как уже сегодня вспоминали. И мне удалось только одно там прочитать, один из икосов по шестой песне в каноне. Я нес гроб. И видел, что очень разные люди, разного рода возраста священнослужители, разных, так сказать, привычек и вкусов были объединены этим делом. То есть он сумел объединить всю Москву, всю церковь. Дань ему, как собрату и сослужителю, мы по долгу и по чести смогли достойно принести. Сергей Герасимов: Спасибо большое. Я думаю, мы в том же составе соберемся на 40 дней памяти отца Даниила, и еще раз вспомним его. Спасибо за внимание, дорогие друзья. Всего доброго. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/37992.html

          - Спасибо. У нас еще один звонок: «У меня такой вопрос. Сейчас идет пост. А у меня племянник собрался жениться. И он меня тоже на свадьбу приглашает. Мне стоит идти или нет?»           - Можно ему посоветовать, чтобы он свадьбу отложил. Если это можно, это было бы самое лучшее. Венчания не может быть. Разве что регистрация, как у вас в России говорят. Ну что же, это он может сделать. Но все-таки хорошо бы было уговорить племянника, чтобы он отложил свадьбу до окончания поста. Тогда будет благословение Божие. Но тут уже вы по своей совести смотрите. Если он все-таки останется при том, чтобы регистрироваться во время поста, вы можете присутствовать, но, конечно, не можете ни веселиться, ни кушать скоромное…           - То есть пойти можно, но вести себя там…           - Пойти можно, но вести себя как положено христианину.           - Владыка, еще один звонок: «Скажите, пожалуйста, я слышала, что Церковь не молится за людей, умерших от алкоголизма. Я хотела бы узнать, почему? Насколько я знаю, алкоголизм – это болезнь».           - Я не знаю, как тут у вас в России, но у нас Церковь запрещает молиться о них на Литургии. В частной молитве мы молимся за всех и за вся. Но на Литургии нельзя молиться за некрещеных, за самоубийц. А алкоголизм – это медленное самоубийство. Но все-таки, если человек был крещен, то, я думаю, по снисхождению за него можно молиться. Таких примеров много.           Есть очень интересное предание о священнике, который имел этот порок. Епископ хотел снять сан с него за это. Пригласил его, сказал, что если он будет продолжать, то будет наказан. И священник искал исправления, но было очень трудно освободиться от винопития. А епископу явились тогда многие умершие, прося, чтобы он не наказывал этого батюшки. «Почему, как?». Они говорят: «Он единственный, кто за нас постоянно молится. Он заботится о нас».           Все-таки этот батюшка потом поправился и освободился от своего греха. Но его молитва был действующей. Так и в этом случае. Надо молиться за этих бедных людей. «Милости Божией бездны многие», как говорит пророк. А если умерший крещеный, я думаю, что и священник может молиться по снисхождению за этого человека. Ему нужны молитвы.

http://pravoslavie.ru/37152.html

Если у человека есть осознание краткости своей жизни и правильно выстроенные приоритеты (а это зависит от многого: от воспитания, от тех ценностных ориентиров, которые в человека заложены в юности), то даже при очень скромных возможностях, стеснительных материальных условиях человек все-таки сможет так выстроить свою жизнь, что ему не будет потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно об этом Церковь всегда говорит, когда призывает людей остановиться в своем повседневном беге, оглядеться вокруг себя, посмотреть: а все-таки правильно ли я бегу, действительно ли за тем, за чем я бегу, нужно бежать. Я понимаю, что говорю Вам общие слова. Для того, чтобы все-таки более определенно говорить о таких вещах, надо общаться лично. И я Вам, как и многим другим людям, советую: идите в Церковь, ищите священника, который смог бы выслушать Вас, помочь, подсказать, ответить на Ваши вопросы. Достаточно ли Саратову того количества храмов, которое есть сегодня? Или же все-таки нет? Если нет, то сколько при нынешнем количестве жителей должно быть в идеале? Владимир В Саратове сегодня больше храмов, чем лет десять назад (сейчас их 39), но пока еще меньше, чем их было до революции (45). При том, что Саратов тогда, как вы сами знаете, был гораздо меньше: в нем проживало всего около 200 000 человек. Сегодня – примерно 840 000 чел. Вот и давайте сделаем нехитрые арифметические упражнения – найдем соотношение количества храмов к количеству жителей. Достичь дореволюционного соотношения - из разряда очень далеких перспектив, а сегодня я считаю, что нормально иметь 1 храм на 10 000 человек. Поэтому, если из общего числа жителей Саратова вычесть примерно 10% мусульманского населения, то, я думаю, что 70–75 храмов для нашего города было бы вполне достаточно. Прошлым летом я ездила в паломническую поездку в Финляндию, в Новый Валаам. Руководительница группы весьма настойчиво предлагала нам исповедаться и причаститься за Божественной Литургией в этом монастыре. Я не стала этого делать, потому что у меня есть постоянный духовник, и я стараюсь исповедоваться только у него.

http://pravoslavie.ru/65972.html

Владимир Носов: - Да, очень   интересно Телефонный звонок: - Здравствуйте! Отец Олег, я хотел задать вопрос по поводу времени сотворения ангелов. Существует несколько теорий, что ангелы сотворены прежде вещественного мира.  Этого  мнения придерживаются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Но есть блаженный Феодорит Кипрский, который говорил: как сотворенные сущности, ангелы для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. И поэтому прежде, чем был сотворён мир с пространством и временем, ангелы не могли появиться. А вот Блаженный Августин называет их вторыми светами, т.е. как появившимися после, как бы, первого света. И у меня вопрос следующий. Я всё-таки склоняюсь ко второму мнению, что они всё-таки появились после, т.е. со временем неба, когда говорится, что тверц называется,  второй день творения или же первый день тоже, т.е. тверц -  небо, то -  есть. Но есть ещё такое понятие, как третье небо. А в иудейской традиции  существует семь небес. Вот если взять книгу Бытия ещё к этому вопросу, первый стих, там написано, русский текст: «Так совершены небо и земля, и всё воинство их». Греческий текст воинство заменяет словом космос, что означает мир. Вот всё-таки видите русский текст, который перевод с еврейского, он всё-таки говорит о воинствах, т.е. сотворил небо и землю, и всё воинство их. И что вы можете сказать про третье небо? Вообще про небо  - место жительства ангелов? О.Олег  Стеняев: - Знаете, это вопрос очень сложный. Но если вы говорите о космосе и о красоте. На самом деле само слово космос означает красоту, насколько я знаю, в греческом языке. Там же имеется в виду некая стройность, если говорить о еврейском языке. Воинство имеется в виду не войска, а гармония. Войско стройно вступает, так и звезды на небе стройно выходят, в определенном порядке. Так и творение Божие так Богом распределено, что одно дополняет другое. Но если говорить действительно о сотворении ангелов, мы на самом деле знаем очень мало.

http://radonezh.ru/text/mne-khotelos-by-...

— Многие люди, которые не ходят в церковь и не считают себя верующими, приходят в храм в пасхальную ночь. Что-то влечет их туда. Как им – людям нецерковным – объяснить смысл праздника Пасхи? — К сожалению, действительно приходится видеть, как люди приходят в пасхальную ночь, чтобы просто посмотреть на крестный ход. Многие, к сожалению, воспринимают это как какое-то внешнее для себя действие, они больше нацелены на то, чтобы этот праздник обратить в некое подобие светского торжества, некоторые уже на крестный ход приходят выпивши, поют песни, разбрасывают около храма еду, еще что-то такое. Конечно, это все коробит священнослужителей, коробит верующих людей. Конечно, нам нужно больше объяснять и через СМИ, и в храмах назначение праздника Пасхи. Людям, которые все-таки желали более глубоко постичь смысл этого праздника, хотелось бы посоветовать две вещи. Первое – все-таки прийти в храм не только на крестный ход, а начать ходить в храм хотя бы в Великий Четверг, в Великую Пятницу, утром Великой Субботы, чтобы хотя бы таким минимальным участием в постном подвиге подготовиться к празднованию Пасхи. И самое главное, хотелось бы посоветовать увидеть и понять, открыв свои духовные очи, что этот праздник – это не нечто внешнее, этот праздник касается каждого из нас, ибо каждого из нас касается искупительная жертва Христова. Христос умер на кресте за нас и своим воскресением подводит нас к вечной жизни. Если увидеть и понять, что то, что происходит в храме на Пасху и до Пасхи, относится к нашей духовной жизни и нашей судьбе здесь и в вечности самым прямым образом, то все-таки, наверное, изменится и станет более серьезным отношение к пасхальному богослужению. Конечно, Церковь никого не отвергает, если люди приходят даже без особого духовного настроя в храм в пасхальную ночь, это, может быть, как-то их изменит, и дай Бог, чтобы это произошло, но все-таки нужно помнить о том, что Пасха – это не просто повод отпраздновать что-то с друзьями, это не просто красивое действо, это таинственная реальность, которая касается каждого из нас. Хотя, действительно, часто бывает так, что Господь самого вроде бы не имевшего серьезных духовных намерений человека может возвести к познанию себя. Я помню случай: в прошлом году я праздновал Пасху в сельском храме, пришел человек к концу пасхальной литургии ночью, сильно выпивший, встал около царских врат, под амвоном внизу, размашисто крестился, естественно, его стали выводить из храма и вывели, но через некоторое время он пришел абсолютно в ином состоянии, я его исповедовал, и оказалось, что человек пришел в храм практически случайно, шел мимо, но тем не менее почувствовал какую-то внутреннюю перемену в душе, и потом он стал ходить в храм регулярно. Так что не надо отгонять даже тех, кто ведет себя не очень достойно и не очень серьезно.

http://azbyka.ru/pashalnye-intervyu

Но, заботясь о тех, кто не пожелает быть пастырями, Отдел считает священным своим долгом “обеспечить возможность свободного выхода в соответствующие их склонностям светские учебные заведения” (§ 4 примеч.). Так доселе духовная школа все-таки только стыдилась говорить, что готовит к пастырству (епископ Митрофан); доселе семинаристы уходили от пастырства, но все-таки оставалось достаточно и для Церкви, по уверению архиепископа Иоанна. А теперь этот уход их ставится почти целью, подсказывается самим законоположением о школе. Доселе светская школа лишь обкрадывала духовную, по словам протопресвитера Шавельского, а теперь протоиерей Аггеев печатно возвещает, что в семинарию он не пошлет своих детей, очевидно, потому, что она все-таки сохраняет пастырскую цель, а в христианско-гуманитарную гимназию непременно пошлет. Доселе все-таки было естественно, что пастыри Церкви и детей своих готовили к дорогому для них пастырству, по словам архим. Илариона, а теперь оно для них не дорого и не должно быть дорогим. Причина в том, что господствующий дух века развалил всю жизнь, заставил забыть и высокую цель духовной школы, по словам В.В. Богдановича. Так обвинение нам от Г.И. Булгакова, что мы своим проектом подрубаем корень у богословия, относится к Отделу, как раз сполна вырывающему все корни здоровой, высокой, подвижнической нашей изначальной духовной школы, и на месте их старающемуся посадить корни совершенно новой, мирской школы, хотя и под христианской кличкой. Пощадите, други, то, что так дорого, несомненно, и вам, как вы старались в этом уверить всех здесь. Не разрушайте наследие веков нашей церковной жизни и просвещения. Но о сем довольно. Итак, Отдел создает совершенно новую школу на месте старой пастырской. Цель ее – дать среднее общее образование учащимся и вместе христианские знания с философскими, чтобы таким порядком она соответствовала светской гражданской школе и, между прочим, подготовляла к пастырским классам. Но разве мыслимо в общие программы гимназий за семь лет вставить еще 22 урока по Закону Божию? Разве мыслимо, далее, ввести еще 9 уроков философии, и конечно только в 7-м классе, ибо раньше ученики не смогут изучать философию? Мало того, для полного религиозного образования совсем мало 22-х уроков по Закону Божию, как уверяли П.Б. Мансуров и В.И. Зеленцов (Василий Иванович Зеленцов, впоследствии епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии Василий, священномученик; память 25 января/7 февраля).

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

А. Митрофанова — Через человеческое слишком человеческое. В. Легойда — Через язык, который опускал все на землю. Икона — это образ, который принципиально другой. Эти вещи для баланса можно помнить. Это не отказ от любой не то чтобы визуализации, тут нет визуализации, тут есть образ, который нам предложен Церковью в виде иконы. К. Мацан — Когда мы говорим о молитве, духовном делании, тут любое воображение, как нас учит Церковь, воображание опасно. Но смотрите, знаменитый Клайв Льюис в книге «Расторжение брака» по-своему все-таки изобразил рай… В. Легойда — Извините, что я вас перебиваю, но Клайв Льюис не является ярким выразителем православной традиции. А. Митрофанова — Но мы все любим эту книжку. В. Легойда — Я бы не обобщал. К. Мацан — Вопрос в другом. Хотя Льюис в предисловии пишет, что я не пытался удовлетворить любопытство тех, кто хочет вообразить загробную жизнь, просто это образ. Тот же Довлатов упоминает картины ада у Джойса. Может быть, еще есть писатели, картины, фильмы, где есть попытка изобразить рай. Мы как православные должны это отвергнуть, сказать это не про нас? В. Легойда — Вы как православные, которым симпатичен Довлатов, из них же первый есмь аз, который любит Льюиса, должны понимать, что есть богатейшая традиция православной аскетики, которая на самом деле гораздо интереснее, глубже и важнее, как мне представляется, мы должны это помнить, чем все эти вещи, которые нам нравятся не потому, что они лучше, а просто потому, что они нам в силу нашего плохого понимания и укорененности в православной позиции ближе. В силу визуальной культуры, музыкальной культуры, литературной традиции, в которой мы выросли, даже учитывая величайшую русскую классику. Если бы мы воспитывались на «Добротолюбии», известных текстах древних христианских аскетов, и занимались исихастской практикой, тогда какие-то вещи были бы менее важны для нас. Здесь, принимая и используя тех авторов, о которых вы сказали, я думаю, что нам, как минимум, нужно понимать, что это все-таки то, что, наверное, как мне представляется, апостол бы назвал «молочной пищей», а не твердой. А все-таки вопрос в том, что мы предполагаем… Почему этот образ используется в данном случае в Священном Писании, потому что предполагается, что человек все-таки духовно будет взрослеть. И тот факт, что нам по-прежнему через много лет все проще кашку, так сказать, наверное, скорее свидетельствует не о какой-то безусловной замечательности этих текстов, сколько о нашем состоянии, которое очень медленно меняется.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

306. Что отвечать тем мнимым старообрядцам, отпадшим от святой церкви, которые говорят: «в спасении мы надеемся на милость Божию»? На милость Божию могут надеяться те, которые согрешили по неведению и, сознавши грех свой, приносят раскаяние в нем; те, которые согрешили обманутые другими и, увидевши обман, приносят раскаяние в грехе своем; те, которые согрешили принужденные к тому насильно и, не смотря на то, сокрушаются и молятся о помиловании и прощении; все те, которые искренно раскаиваются в грехах своих. Но как надеяться на милость Божию тем, которые слышат слова Спасителя, записанные в Евангелии, что святую церковь врата адовы не одолеют ( Мф.16:18 ) и все-таки думают, что церковь одолена, лишилась благодати, и потому удаляются от нее? Как надеяться на милость Божию тем, которые слышат слова Спасителя, записанные в Евангелии: «аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ), и все-таки думают, что они могут наследовать жизнь вечную, не причащаясь тела и крови Спасителя? Как надеяться на милость Божию тем, которые слышат слова апостола Павла, что причащение телом и кровию Христовой продолжится до второго пришествия Христова ( 2Кор.11:26 ), и все-таки говорят, что теперь нет уже причащения? Как надеяться на милость Божию тем, которые, как оказывается на деле. верят не всем словам Священного Писания ? Как надеяться на милость Божию тем, которым раскрывают их грех , убеждают освободиться от него, но они все-таки противятся и говорят: надеемся на милость Божию? 307. Что отвечать тем мнимым старообрядцам, которые не присоединяются к церкви из послушания к родителям своим? Святой Иоанн Златоуст , в толковании на послание апостола Павла к Ефесеям, писал: «чада, послушайте, рече, своих родителей о Господе ( Еф.6:1 ), сиречь, по Господе. Бог , рече, тако повеле. Что же, аще безместная повелевают? Рек, о Господе, сиречь, в нихже аще не приразишися Богу» (Злат. толк. на посл. к Ефес. бесед. 21. Стран. 1797 и 1798). Но слушать родителей, отвергающих неодолимость церкви и учащих, будто и без причащения можно наследовать жизнь вечную, значит приразиться Богу, то есть противиться Богу, восстать на Бога. Бог сам в Евангелии своем сказал: «созижду церковь мою и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ); аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ). Противное сему принимать, хотя бы и от родителей, означает противиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

– Наверное, у зрителей возникнут (по крайней мере, у некоторых) вопросы, что у Вас началось Ваше воцерковление с монастыря, – думали ли Вы о монашестве или сразу как-то поняли, что у Вас семейный путь? – Да, я думал о монашестве, мне в монастыре понравилось все, кроме одного. То есть весь уклад жизни, общая молитва, участие в таинствах, чтение, труд – все мне понравилось, кроме одного. Я не мог принять мысль, что у меня никогда не будет семьи – вот эта мысль для меня была неприемлема. И поэтому, когда вот таким насильственным путем меня из монастыря вызвали повесткой в военкомат, в дальнейшем, уже когда я определялся как жить дальше, я все-таки понял, что я не готов отказаться от семейной жизни и сделал все-таки выбор в пользу семинарии, а не в пользу монастыря. – Я знаю, что в то время многие так реагировали, да и сейчас такое бывает, когда неверующие родственники или знакомые у своих верующих знакомых или родственников, которые поступают в семинарию – у них такая реакция: ну ладно, стал ты верующим, это твое дело, но в попы-то зачем идти, уж зачем в крайности бросаться? Не было такой реакции, и главное – вот само желание принять священство из чего выросло у Вас? – Дело в том, что я не сразу после монастыря поступил в семинарию. Из монастыря я вернулся домой в 1980 году, а в семинарию поступил в 1984 году. Была мысль поступить в семинарию, но так как все-таки мое воцерковление еще находилось на такой начальной стадии, то я понимал, что еще к этому не готов. Поэтому я устроился на работу в Росреставрацию, три года махал топором – эта работа была интересна, и на свежем воздухе. Мы реставрировали памятники деревянного древнерусского зодчества. Эта тема была мне интересна, я увлекался древнерусским зодчеством. И три года я совмещал работу, хождение в церковь и чтение книг. И когда я уже понял, что я хочу все-таки стать священником, я хочу служить Церкви и служить именно в священном сане, я уволился с работы и поступил на работу в поселке Сиверское (это недалеко от Гатчины, Ленинградская область) в церковь в качестве алтарника, чтеца, сторожа, дворника – в общем, на сельском приходе помощник священника, который должен делать все, что необходимо. И где-то приблизительно полгода до поступления в семинарию я старался как-то изучать уже осмысленно, с учетом необходимой подготовки к собеседованию в Ленинградскую семинарию, изучать как-то и богослужебный строй, учиться читать, пытался учиться петь – правда это было мало успешно. Таким образом я готовился к поступлению в семинарию, и уже в 1984 году – тогда в одном из храмов города Гатчины был приходским священником архимандрит Кирилл (Начис).  Вот по рекомендации архимандрита Кирилла (Начиса) я поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. Меня приняли во второй класс, и учась во втором классе, я параллельно раздавал экстерном экзамены, зачеты за первый класс.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010