Те сестры, которые все-таки смогли побывать на заседаниях круглого стола в первый или во второй день, находятся под сильным впечатлением от глубины высказываний, следующих за глубиной жизни людей. Такие встречи монашествующих – для нас большое укрепление, потому что когда видишь, как люди подвизаются, как из подвижнического и молитвенного образа жизни рождаются слова ко спасению нашему, это, конечно, вдохновляет. Но вспомним, что у преподобного Иоанна Лествичника есть отдельная глава – поучения для игуменов. Не для всех! И на наших собраниях часть тем касается только игуменов и игумений, часть – всех насельников и насельниц. Последние темы мы с сестрами разбираем. Одной из них поручается прочитать доклад, я делаю какие-то комментарии, а дальше идут вопросы. Относительно устроения молитвенного делания, молитвенной подготовки к Литургии: как сохранить среди многочисленности послушаний, иногда даже суетных, связанных с многопопечительностью, молитвенный настрой? Это и игумении касается, у которой многопопечительное послушание, но и каждой сестры – тоже. У сестер внешне многопопечительное послушание. А как сделать его не таковым? Как научиться нам всем ходить перед Богом на каждом месте, на каждом послушании? Это становится предметом суждения, рассуждения, вопрошания со стороны сестер. Я всегда призываю их подумать, что-то рассказать, вспомнить какие-то житийные случаи. Человек должен не просто получить готовый ответ – пусть он потрудится, и тогда это принесет свои плоды.      Матушка, в этом году первый день заседания круглого стола – 24 июля – совпал с 21-й годовщиной обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Вы с сестрами принимали непосредственное участие в том историческом событии. Наверное, и нынешнее событие можно назвать историческим? Ведь почтить память особо чтимого в обители святого смогли не только ее насельницы, но и архиереи, игумены и игумении, монашествующие из разных епархий, собравшиеся на форум. Начну с того, что 2019-й год является для нас памятно-юбилейным.

http://pravoslavie.ru/122995.html

Хозяин Крыма вернул его России Решение о проведении выставки «Святитель Лука» было принято 18 марта 2014 г., в день обретения мощей архиепископа Симферопольского Крымского и в день возвращения Крыма в Россию. Накануне этого события в одном из греческих монастырей паломники стали свидетелями чуда: из глаза на иконе Святителя выкатилась слеза. Он плакал о многострадальной судьбе украинцев. Святитель Лука стал символом, объединяющим не только науку и религию («Наука без религии - небо без солнца», - говорил он), но и народы разных стран независимо от вероисповедания. В апреле 1951 г. в проповеди «К иноверцам» архиепископ Лука говорил жителям Крыма: «Не верьте тем, кто ссорит между собой народы... От этих ссор выигрывают только наши враги. Для нашей же Матери-Церкви несть ни эллина, ни иудея». На одной из фотографий выпускники Крымского медицинского университета во время церемонии освящения белых халатов на раке с мощами Святителя Луки обещают идти по его пути самоотверженного, бескорыстного служения простым людям. Своей жизнью он учит врачей видеть в пациенте не медицинский случай, а страдающего человека. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви за утверждение православных традиций в медицине и милосердное отношение к больным врачи отныне награждаются Орденом Святого Луки Крымского. Поезд «Доктор Войно-Ясенецкий» Выставка - это второй после поезда «Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)» проект ОАО «РЖД», напоминающий нам об одном из самых почитаемых канонизированных святых РПЦ. Два стенда выставки посвящены передвижному консультативно-диагностическому центру, который по инициативе вице-президента ОАО «РЖД» О.Ю. Атькова был назван именем выдающегося архиепископа-хирурга. Олег Юрьевич лишь со временем понял, насколько близок ему по духу Святитель Лука, который заканчивал свою медицинскую и пастырскую деятельность в Крыму - там, где будущий врач-космонавт начинал свою учебу. О «поезде здоровья», который курсирует по Красноярскому краю и Хакасии, в Греции знают с 2011 года. Атьков рассказал о поезде на II Международной научно-практической конференции в Афинах, посвященной 50-летию со дня праведной кончины Святителя Луки.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/11/...

11. 27), однако основная часть этого Евангельского чтения посвящена Марфе и Марии. Ответ вот в чем: Господь не осудил Марфу, Он не сказал: «Марфа, ты неправильно поступаешь, ты не должна была готовить этого угощения; права Мария, которая Меня слушает». Он не осудил Марфу, ведь женщина от чистого сердца готовила трапезу, вкладывая в этот труд всю свою душу. Господь сказал и Марфе, и Марии, а через них и всем нам, что главное и единое на потребу перед лицом вечности, в масштабах всей человеческой жизни – это Слово Божие. А читаем мы Евангельское повествование о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в самой себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, но и Марфа следовала своему пути, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами: Она была Матерью, Она созидала семью, много трудилась. Однако труды эти никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что когда Она стояла у Креста в самый страшный момент Своей жизни, то слышала слово Своего Сына, который вручил ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь; вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд. В этом соединении – весь смысл нашего земного существования, высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении – осуществление Божией заповеди, и когда люди эту заповедь осуществляют, они имеют радость жизни при самых тяжких внешних обстоятельствах, обретают духовную силу, обретают спасение. В этом году мы празднуем не только 450-летие со дня принесения иконы, но мы празднуем также и 350-летие со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он соединил в своей личности и в учениках своих то, о чем слышим мы из слова Божия: молитву, созерцание и труд. В Лавре сей всегда была горячая молитва; ее насельники всегда устремлялись к Богу как к высшей ценности человеческого бытия.

http://e-vestnik.ru/docs/propoved_svyate...

А мир? Разве может быть человек счастлив, когда нет мира? Я знаю, как многие сегодня страдают от кадров телевизионных программ, видя горе людей на Восточной Украине. Какое счастье? Некоторым кажется кощунственным даже веселиться в этот момент, когда так много проливается крови и слез, в том числе и детских слез. Если нет мира, не может быть счастья.  В этом апостольском чтении содержатся и другие, столь же удивительные слова: На таковых , т.е. тех, кто стяжал плоды духа, о которых мы только что говорили, нет закона (Гал. 5:23). Что это такое? Это значит, что нормы человеческого закона на таковых людей не действуют, не имеют над ними власти. Любой правовед и юрист скажет: помилуйте, но как же так? Закон над всеми. А вот над ними нет этого закона. А почему? А потому что жизнь в соответствии с дарами духа превышает любую норму человеческого закона. Ни одного закона, зная о нем или не зная, человек не нарушит, если он живет по закону духа. Снова вернемся к мысли, что речь в этом отрывке идет о человеческом духе. Совершенно очевидно, что ни плоть распять со своими страстьми и похотьми, ни стяжать дары духа невозможно без помощи Божией. Это скажет любой, кто хотя бы сделал один маленький шаг на пути стяжания этих добродетелей. Невозможно, так как соблазны и искушения разрушат все, даже самые замечательные начинания. Этот мир счастья, мир полноты жизни, которым жил преподобный Серафим Саровский (а он, действительно, стяжал плоды Святого Духа), это и есть особый Божий мир, Царствие Божие, которое внутри нас (см. Лк. 17:21), которое существует уже в этой земной жизни. И ничего даже ждать не надо, потому что смерть ничего нового не откроет человеку, живущими этими дарами, она просто введет его в то царство, где все живут этим законом. Сегодня мы вспоминаем трагическую дату. Сто лет тому назад Германия объявила войну России. Для нас именно 1 августа началась мировая война. До этой даты человечество никогда не испытывало ничего подобного. К тому времени уже достаточно развилась наука и техника, были созданы орудия и оружие огромной поражающей силы, включая оружие массового уничтожения, химическое оружие. И все это было использовано на полях Первой мировой войны, прервавшей 22 миллиона человеческих жизней. Мир до неузнаваемости изменился, война спровоцировала страшные процессы внутри европейских государств, которые привели к меж государственным и гражданским войнам, в конечном счете к созданию военных блоков и колоссальному противостоянию Востока и Запада, но не только… Эта война привела к построению государств, которые встали на путь отторжения от общественной жизни духовного начала. Если воплощением подобного государства считать Советский Союз, это будет правдой, но не всей правдой, потому что и на Западе происходило и происходит то же самое отторжение духовного начала.

http://patriarchia.ru/db/text/3700066.ht...

А читаем мы о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в Самой Себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, но и Марфа шла своим путем в Ее жизни, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами. Она была Матерью, Она созидала семью, Она заботилась, Она трудилась, но эти труды никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что в самый страшный момент Своей жизни, когда Она стояла у Креста, то слышала слово Своего Сына, который вручил Ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь; вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд. В этом соединении — весь смысл нашего земного существования, высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении — осуществление Божией заповеди, и когда люди эту заповедь осуществляют, они обретают радость при самых тяжких внешних обстоятельствах, обретают духовную силу, обретают спасение. В этом году мы празднуем не только 450-летие со дня принесения иконы, но также и 350-летие со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он так же соединил — и в своей личности, и в учениках своих — то, что мы слышим из Слова Божия: молитву, созерцание и труд. И в Лавре сей всегда была горячая молитва, которая устремлялась к Богу как высшая ценность человеческого бытия. И вера пламенела, и сила веры останавливала даже врагов. Но и труд шел рука об руку с молитвой и с верой. Святой преподобный Иов создал здесь школу, и типография возникла, и множество людей приходили в обитель и получали не только духовное утешение, но и хлеб насущный, и защиту. Так в монашеской жизни осуществлялся идеал жизни христианской. А что же бывает, когда люди разделяют два этих идеала — веру и труд? Что бывает, когда люди возлагают надежду на свой труд, на свое умение и образование, на науку, на деньги, на организацию, на силу; когда они считают, что вера — это частное дело человека? «Ты там у себя дома можешь делать все, что хочешь. Хочешь — молись, хочешь — не молись; хочешь — живи по Божиим законам, а хочешь греши. Ты свободен, наслаждайся своей свободой; но трудись, потому что без труда денег у тебя не будет, а не будет денег не будет наслаждения, не будет радостей жизни, и ты загубишь свою жизнь».

http://patriarchia.ru/db/text/703506.htm...

А читаем мы о Марфе и Марии в день, когда прославляем Божию Матерь, потому, что Дева Мария в Самой Себе соединила и Марфу, и Марию, но соединила так, что Мария всегда первенствовала, но и Марфа шла своим путем в Ее жизни, ибо Божия Матерь была призвана к тому, чтобы заботиться и о старце-обручнике Иосифе, и о Своем возлюбленном Сыне, и эта забота была связана с трудами. Она была Матерью, Она созидала семью, Она заботилась, Она трудилась, но эти труды никогда не заслоняли единого на потребу, и мы знаем, что в самый страшный момент Своей жизни, когда Она стояла у Креста, то слышала слово Своего Сына, который вручил Ей в лице Иоанна, возлюбленного ученика Своего, всех Своих учеников и всю Свою Церковь; вручил для того, чтобы Церковь Божия повторяла в своих трудах, в своем служении то, что совершала Богоматерь, соединяя молитву, веру и труд. В этом соединении – весь смысл нашего земного существования, высочайшая ценность человеческого бытия. В этом соединении – осуществление Божией заповеди, и когда люди эту заповедь осуществляют, они обретают радость при самых тяжких внешних обстоятельствах, обретают духовную силу, обретают спасение. В этом году мы празднуем не только 450-летие со дня принесения иконы, но также и 350-летие со дня обретения мощей святого преподобного Иова Почаевского, игумена сей святой обители. Он так же соединил – и в своей личности, и в учениках своих – то, что мы слышим из Слова Божия: молитву, созерцание и труд. И в Лавре сей всегда была горячая молитва, которая устремлялась к Богу как высшая ценность человеческого бытия. И вера пламенела, и сила веры останавливала даже врагов. Но и труд шел рука об руку с молитвой и с верой. Святой преподобный Иов создал здесь школу, и типография возникла, и множество людей приходили в обитель и получали не только духовное утешение, но и хлеб насущный, и защиту. Так в монашеской жизни осуществлялся идеал жизни христианской. А что же бывает, когда люди разделяют два этих идеала – веру и труд? Что бывает, когда люди возлагают надежду на свой труд, на свое умение и образование, на науку, на деньги, на организацию, на силу; когда они считают, что вера – это частное дело человека? " Ты там у себя дома можешь делать все, что хочешь. Хочешь – молись, хочешь – не молись; хочешь – живи по Божиим законам, а хочешь греши. Ты свободен, наслаждайся своей свободой; но трудись, потому что без труда денег у тебя не будет, а не будет денег не будет наслаждения, не будет радостей жизни, и ты загубишь свою жизнь " .

http://religare.ru/2_67319.html

В 1826 году придел преподобного Нила устроен вновь и освящен Преосвященным Дамаскиным. А в 1831 году на правой стороне верхней церкви устроен другой придел, во имя мучеников Кирика и Иулиты. Постройка приделов продолжалась 10 лет на деньги, собранные от доброхотных благодателей. Сбор денег начался в 1816 году. В 1832 году в верхней церкви отделан третий придел во имя «новоявленного чудотворца» Святителя Митрофана Воронежского. Освящение совершено Преосвященным епископом Дамаскиным в день первого празднования обретения мощей святителя, с крестным ходом из Успенского собора. В 1833 году освящен четвертый придел в нижней церкви во имя святого первомученика Архидиакона Стефана. Каменная колокольня храма построена в 1833 году. На колокольне было 7 колоколов, самый большой – в 100 пудов, вылит в Москве в 1794 году на церковные деньги. Во всех же колоколах было 197 пудов. На расстоянии от храма на пересечении нынешних улиц Войкова и Староникитской находилась каменная часовня во имя праведных Захарии и Елисаветы, построенная Тульским купцом и почетным гражданином Федуркиным в 1842 году в память чудесного избавления церкви и жителей от пожара 5 сентября 1834 года. В дополнение к истории храма следует сказать о наводнении 1 апреля 1800 года, когда вода вошла в нижний храм, стронула с места престол в приделе преподобного Нила Столобенского и сделала много других повреждений. По своему низменному положению храм и в последующие годы не раз подвергался весенним наводнениям, но уже без таких последствий. Как значится во вкладной книге, «иконы в иконостасе Владимирской церкви были списаны с икон Московского Успенского Собора и других Московских древних икон. В приделе Св. Митрофана в особом киоте хранилась часть нетленного омофора обретенного святителя. Эта драгоценная святыня была прислана из Воронежа в декабре 1832 года вместе с письмом Высокопреосвященного Антония, Воронежского и Задонского, на имя храмостроителя. Согласно клировым ведомостям за 1917-1918 годы, Николозавальская церковь – строение каменное, имеет 6 престолов. В верхнем этаже – главный в честь Владимирской иконы Божией Матери. С правой стороны – в честь мучеников Кирика и Иулиты, с левой стороны – Святителя Митрофана, Воронежского.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Владими...

В 1991 году Казанский собор в Петербурге, бывший музей истории религии, снова становился действующим храмом. Из запасников музея передавали Церкви иконы, предметы богослужения, мощи святых. Тогда, в простой рогоже, среди гобеленов, обрели мощи преподобного Серафима Саровского . Эта радость обретения мощей великого заступника земли нашей всколыхнула много душ, и даже изменила судьбы некоторых людей. Вот среди таких людей и оказалась Лена, героиня этой истории. Рассказывает Лена свою историю с юмором, человек она добрый, жизнерадостный. А я-то знаю, сколько скорбей и испытаний выпало на её долю. Но в каждом искушении, каждом испытании – Господь был рядом. О скорбях Лена рассказывать не любит, но она уверена в том, что путь её в Оптину был неслучайным. И не окажись она в Оптиной Пустыни, неизвестно, как сложилась бы её жизнь… Но всё по порядку. В начале девяностых Лена и Андрей, тогда совсем ещё молодые люди, жили в Москве, в трёхкомнатной квартире. Лена преподавала химию, Андрей занимался ремонтом автомобилей. Обычная семья… О вере особенно и не задумывались – хлопоты семейные, запарка на работе, день за днём – суета. О душе подумать некогда… А Господь ждал. И вот, случайно услышав о преподобном Серафиме Саровском, Андрей загорелся: очень ему захотелось приложиться к мощам святого. Сами люди совсем нецерковные, никогда не исповедались, а вот – захотелось отчего-то… Преподобный Серафим позвал… Молодые, на подъём лёгкие, собрались, сели в машину – поехали. Ни карты, ни представления, куда ехать. Лена говорит: – Это вроде город такой – Саров – есть. Нужно туда ехать. Андрей отвечает: – Не, я вот слышал: Оптину Пустынь возрождают, а там мощи святых – вот там преподобный Серафим и находится. Точно тебе говорю! Приезжают в Оптину, спрашивают о Серафиме Саровском, а там – смеются над ними: здесь – старцы Оптинские ! Эх, вы, темнота! Но, видимо, неслучайно они в Оптиной оказались: так им здесь понравилось, что решили они обязательно ещё раз приехать. Замечали ли вы, как часто ошибки и оплошности обращает Господь в нашу пользу?

http://pravoslavie.ru/57193.html

В 2015 году по благословению митрополита Константина был образован приход храма праведных Захарии и Елисаветы Клименецкого монастыря. Настоятелем возрождающейся обители был назначен игумен Александр (Марченко). 12 мая 2016 года на историческую монастырскую землю прибыли первые насельники. Важной вехой стало строительство летом 2017 года храма в честь святителя Николая, которой был возведен в монастыре всего за три месяца. 3 сентября 2017 года митрополит Константин совершил великое освящение новопостроенного храма. 15 октября 2018 года по представлению митрополита Константина Священный Синод постановил открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района. «К 500-летнему юбилею обитель подходит во всеоружии: построены келейный и паломнический корпуса, игуменский дом, хозяйственные и бытовые здания, полным ходом идет реставрация каменного храма святых праведных Захарии и Елисаветы — одного из самых древних каменных храмов в Карелии», — отмечается в послании митрополита Константина по случаю памятной даты. По благословлению Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Петрозаводского и Карельского Константина накануне праздничных торжеств в обители были организованы археологические исследования и раскопки для обретения святых мощей преподобного Ионы Клименецкого. Из жития святого и исторических источников известно, что «по устроению обители, преподобный Иона прожил в оной четырнадцать лет, добрым подвигом подвизаясь, препровождал дни и ночи в трудах, молитвах и слезах ко Господу. Предчувствуя кончину свою, призвал он к себе всю братию обители; поучив ее довольно, причастился Святых Христовых Тайн и мирно отошел ко Господу в 6-й день июня 1534 года. Братия, оплакав кончину добраго своего наставника, руководителя и Богозванного строителя обители, с подобающею честию предала погребению многотрудное тело его. Сряду же над могилою его построили часовню, в которой, по блаженной кончине его, совершали поминовения, служили панихиды. Но скоро Господь прославил угодника Своего многими чудесами. Святая Церковь причислила его к лику святых преподобных и Богоносных отец». Впоследствии по причине обветшания и пожара часовни над могилой преподобного Ионы Клименецкого возводились заново дважды, а в 1757 году на средства, пожертвованные монастырю императрицей Елизаветой Петровной, была построена каменная церковь в честь праведных Захарии и Елисаветы.

http://patriarchia.ru/db/text/5684955.ht...

В 90-е годы, когда страну лихорадило в неразберихе экономической перестройки, когда все и вся подвергалось критике, Серафим Саровский для многих стал светочем надежды. В итоге решили, что после возведения храма Серафима Саровского, на фундаменте Ильинской церкви будет выстроен храм-часовня в честь пророка Илии. Построить же новый храм-часовню, не будучи связанными задачей копирования прежнего храма, а выбрав более экономичный вариант с меньшими размерами – было все-таки проще. Первой, волнующей датой в истории нового Челнинского храма стало 1 августа 1996 года. В день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, на месте строительства будущего храма, был воздвигнут Крест Господень, а 18 марта 1998 г в основание будущего храма была забита первая свая. Домостроительный комбинат города, возглавляемый Рафаилем Фаттаховичем Нурутдиновым, взял на себя роль генерального подрядчика строительства, и долгие годы помогал возводить храм практически безвозмездно. Около 5 лет ушло на окончательную доработку проекта храма, его привязку, выполнение земельных работ, устройство свайного фундамента и возведение стен. В 2002 году храм был подведен под купол. Каркасы глав куполов были изготовлены в ремонтно-механическом цехе Домостроительного комбината. Обшивку кровли медными листами выполнили специалисты из города Трехгорный, Челябинской области. В начале 2003 года, в год столетия со дня прославления преподобного Серафима Саровского, удалось осуществить работы по подъему куполов. Более 10 лет продолжалось сооружение храма. 20 октября 2006 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил чин великого освящения храма в честь святого преподобного Серафима Саровского. В июне 2012 года начались работы по росписи храма, которые выполняли опытные палехские мастера. Ими же ранее были изготовлены иконостас, большинство киотов и икон интерьера храма. Через два года работы по росписи в основном были завершены. По материалам : В. В. Ермаков, Н. А. Шишкина «Под сенью веры Христовой», издат.

http://sobory.ru/article/?object=02508

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010