В монастыре инок Алексий начал жить «житием жестоким», изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая ветхое и новое писание. Скоро все, от князя и митрополита и до простолюдина, возлюбили его, доброго ради жития его и смирения. И митрополит Феогност сначала перевел его во двор свой к себе наместником, потом поставил его епископом владимирским. А по смерти Феогноста св. Алексий, общим избранием и советом великого князя, бояр и вельмож и всех людей, наречен был митрополитом. Во время плавания его в Царь-град для поставления, поднялась один раз буря; корабль сокрушался волнами; все начали отчаяваться в жизни, все обратились к Богу с молитвою. Обратился и епископ Алексий и молитву подкрепил обетом – создать церковь во имя того святого, в день памяти которого Господь сподобит их достигнуть тихого пристанища. Буря вскоре утихла. Не нужно говорить о том, что святитель, возвратившись в отечество, совершил обет свой. Но замечательно то, что он исполнил больше, чем обещал: создал не церковь только, но и монастырь около церкви. На первосвятительском столе св. Алексий постоянно напоминал себе слова: «емуже много дано, много и взыщется от него... Раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много» ( Лук. 12, 4 ). И потому он подверг себя еще большим подвигам, и труды к трудам прилагал, и был образом и светом для всех, по слову Господню: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Матф. 5, 16 ). И за премногую добродетель святого, слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверных татарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболелась глазами и потребовала к себе человека Божия – Алексия, с надеждою получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостию не постыдил себя и самонадеянностию не унизил. Он решился идти; но пред отшествием, со всем собором клира и мирян в церкви пресвятыя Богородицы, стал петь молебен и освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном пути святителя Алексия, загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника св. Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи, отправился в орду. Сами татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьями своими, с князьями и вельможами вышли навстречу, с великим почтением, к человеку Божию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, святитель возжег принесенную свечу, а принесенною водою окропил болящую царицу, и та прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сщмч. Василий Разумов. Роспись Троицкого собора Пахомиева Нерехтского мон-ря. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев До 70-х гг. XVII в. все постройки в П. Н. м. были деревянными. Большое каменное строительство в обители началось при игум. Харалампии (1669-1690). Благодаря казначею старцу Игнатию, духовнику ближнего боярина царя Алексея Михайловича кн. Никиты Ивановича Одоевского († 1689), игум. Харалампию удалось заручиться материальной поддержкой государя. На пожертвования царя, бояр и кн. Одоевского в 1675-1676 гг. вместо деревянного возвели каменный 5-главый 3-апсидный бесстолпный Троицкий собор (закладка состоялась в праздник Св. Троицы, 23 мая 1675). При рытье рвов под фундамент 5 мая 1675 г. были обретены мощи прп. Пахомия. Прот. Михаил Диев полагал, что об обретении мощей сообщили царю Алексею Михайловичу и патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) . Известно, что было испрошено благословение на закладку придельного храма во имя преподобного основателя, но документальных подтверждений этому нет. По-видимому, холодный Пахомиевский придел заложили в том же году с юж. стороны собора. Мощи прп. Пахомия, к-рые в течение неск. лет, пока велось строительство собора, находились, видимо, в деревянной Покровской ц., были погребены в Пахомиевском приделе собора. В аркосолии, над местом погребения, установили каменную гробницу. Освящение всего Троицкого храма состоялось 6 окт. 1679 г. До нач. XX в. на паперти собора сохранялась храмозданная надпись: «Во славу единосущныя и нераздельныя Троицы заложена сия святая церковь лета 7183, на самый праздник Живоначальныя Троицы мая в 23 день на память преподобного отца нашего и исповедника Михаила Синадского и при Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея России при Патриархе Иоакиме, и обрели мощи преподобного Пахомия мая в пятый день на память святыя мученицы Ирины, совершена церковь в 184 году месяца августа в 10 день на память священномученика Лаврентия, и освящена сия соборная церковь во имя Пресвятыя Троицы в 187 году октября в 6 день на память святого апостола Фомы при игумене Харлампии» (Церкви Костромской епархии. 1909. С. 167-168). Все местные иконы для храма «от усердия» царя Алексея Михайловича были написаны в Москве «государевым иконописцем» Федором Устюжанином на средства кн. Одоевского.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

В Смутное время пустынь служила убежищем для окрестных жителей. Согласно Житию, Е. предвидел разорение обители и свою мученическую кончину. 20 марта 1612 г. отрядом поляков Синозерская пуст. была сожжена, убиты почти все, кто не успели по совету преподобномученика покинуть ее. Е. принял мученическую смерть у воздвигнутого им при основании обители креста во время молитвы, указав грабителям, требовавшим от мученика отдать им монастырские деньги, на ц. во имя Пресв. Богородицы как на единственное сокровище обители. Вместе с Е. погиб и его ученик инок Иона, память которого чтилась вместе с памятью Е. местно в день убиения. 28 марта Е. с учеником были погребены в «нарочитом месте», вероятно на месте кончины. Мощи Синозерская пуст. была возобновлена в 1619 г. В 1630 г. на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 г., позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 г. освящен во имя Св. Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой. 25 авг. 1653 г. мощи Е., обретенные нетленными, по благословению Новгородского митр. Макария были перенесены и положены под новой колокольней Благовещенской ц. на юго-вост. стороне под спудом. Над ними было устроено надгробие с резным образом Е. в рост. В нач. XVIII в. Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому монастырю в г. Устюжне, в 1753 г.- к тихвинскому Успенскому мон-рю, в 1758 г. вновь к Воскресенскому мон-рю, в 1764 г. упразднена, соборная церковь обращена в приходскую, в 1769 г. большую часть имущества обители вывезли в боровичский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь . По благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) в 1799 г. над местом погребения Е. была устроена новая рака с клеймами, на которых изображалось убиение святого. Через отверстие в надгробии можно было видеть гроб Е., вместо крышки засыпанный песком, к-рый считался чудодейственным (отверстие было заколочено по распоряжению свящ. Г. Яковцевского ок. 1900). В 1913 г., после канонизации Е., для мощей святого была устроена новая бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.

http://pravenc.ru/text/187852.html

В храме молились многочисленные прихожане и паломники, родственники священномученика Михаила из Франции и США, казаки Кировского городского казачьего общества, православная молодежь Пантелеимоновского храма г. Кирова. Богослужебные песнопения исполнили хор Успенского собора г. Кирова (регент Л.А. Телегина) и мужской хор Спасского собора г. Кирова (регент Ю.В. Скопина). Проповедь перед причастием произнес правнук священномученика Михаила протоиерей Андрей Дробот. Отец Андрей отметил, что для людей неверующих непонятно, как можно отмечать и радоваться смерти человека. Однако для православных христиан смерть — это воскресение, поэтому ее не надо бояться, как ее не боялся священномученик Михаил. По окончании богослужения митрополит Марк поздравил всех с праздником и преподнес в дар архиереям иконы священномученика Михаила Тихоницкого. Заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области Владимир Зайцев от лица губернатора Кировской области также приветствовал собравшихся. По окончании богослужения митрополит Марк в здании Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа открыл пленарное заседание церковно-исторической конференции, посвященной памяти 100-летию подвига священномученика Михаила Тихоницкого. В рамках празднования юбилейной даты в Вятской епархии прошел ряд памятных мероприятий. 8 сентября с.г., в день обретения святых мощей священномученика Михаила Тихоницкого, в городе Орлове состоялись Божественная литургия в храме в честь Рождества Богородицы и крестный ход к месту погребения святого. 16 сентября было совершено архиерейское богослужение в храме в честь священномученика Михаила Тихоницкого города Кирова. Накануне дня памяти подвига святого митрополит Марк совершил всенощное бдение в Преображенском монастыре города Кирова. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Вятской филармонии состоялся концерт духовной музыки, посвященный памятной дате. Вятская епархия также выпустила книгу, посвященную воспоминанию о подвиге святого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5273574...

Е. скончался и был погребен в основанном им мон-ре. По-видимому, через некоторое время имело место обретение мощей, поскольку, по свидетельствам сер. XVII в., мощи святого почивали открыто. Известно о неск. посмертных чудотворениях Е. Житие сообщает, что благодаря прикосновению к мощам святого исцелился бесноватый. В 1506 г., когда отряд крымских татар, разоривший окрестности Новгородка Литовского (ныне Новогрудок), приблизился к Лавришевскому мон-рю, нападавшим показалось, что в обители скрывается рус.-литов. войско (в мон-ре не было ни одного воина), и татары отступили. Современники приписали этот факт заступничеству Е. за свою обитель. В янв. 1514 г. по инициативе Киевского митр. Иосифа (Солтана) было установлено празднование памяти Е., очевидно почитание святого носило местный характер, что косвенно подтверждается отсутствием списков Жития Е. Память о святом сохранялась в Лавришевском мон-ре и в XVII в., после передачи его униатам. В ходе войны (очевидно, Северной войны 1700-1721, во время к-рой в 1706 шведы разграбили Пинск) Лавришевский мон-рь был уничтожен, братия успела скрыть св. мощи Е. в земле. Обитель возродилась в 1775-1780 гг. как православная, в 1836 г. была упразднена, монастырский храм обращен в приходский. По сведениям сер.- 2-й пол. XIX в., мощи Е. почивали под спудом ( Николай, архим. 1864. С. 131). Лавришевский монастырь возродился на первоначальном месте как подворье Минского архиерейского дома по благословению Минского и Туровского еп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) , к-рый 14 июля 1913 г. освятил деревянный монастырский храм во имя прор. Елисея. В 1915 г. в результате наступления нем. войск монастырский храм сгорел, братия покинула обитель. В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) (Польская Православная Церковь) и Новогрудский и Лидский еп. Константин (Горянов) близ совр. дер. Гнесичи Новогрудского р-на освятили место, где стоял монастырский храм. В 1998 г. новопостроенный храм был освящен во имя Е., в 2007 г. при церкви был создан Свято-Елисеевский Лавришевский муж. мон-рь. Памятники Е. установлены в дер. Лавришево (1996) и в Новогрудке (2007). 9 авг. 2000 г. в Новогрудке состоялось освящение храма во имя Е., ежегодно в этот день из храма в Лавришевский мон-рь совершается крестный ход. Начиная с 2002 г. ежегодно накануне дня празднования памяти Е. в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения.

http://pravenc.ru/text/189857.html

Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  1 сентября 2023 Дорогие читатели портала! Поздравляю вас с Днем знаний. Для учащих и учащихся это начало очередного учебного года, а для всех остальных — напоминание о ценности образования, напоминание, что никогда не стоит останавливаться в личностном развитии. Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  18 июля 2023 Дорогие читатели портала! 10 июля мы отмечали 25-летие обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского. В этом году в Оптиной пустыни был установлен памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому на тропинке из монастыря в скит. Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  16 июня 2023 Дорогие читатели, сердечно поздравляю вас с началом апостольского поста! Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  14 июня 2023 В день прославления праведного Иоанна Кронштадтского вспоминаем статью иеромонаха Кирилла (Зинковского) (ныне епископа Звенигородского, ректора Московской духовной академии), в которой предлагается анализ учения святого о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина. Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  16 апреля 2023 Христос Воскресе! Сердечно поздравляю всех читающих эти строки с Пресветлой Господней Пасхой! Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  27 февраля 2023 Дорогие читатели портала! Сердечно поздравляю вас с началом великой Четыредесятницы! С первых веков жизни христианской церкви этот пост служил напоминанием о посте Самого Господа Иисуса Христа в пустыне, а также о Голгофских искупительных страданиях Спасителя.

http://bogoslov.ru/person/246157

Среди посетителей М. были и архиереи: свт. Флавиан I , еп. Антиохийский, Акакий Веройский, Евсевий Халкидонский, Исидор Кирский, Феодот Иерапольский (Ibid. 3. 11), однако из смирения подвижник не стал беседовать с ними, передав через прислужника, что слова простого отшельника ничто по сравнению со словом Божиим, к-рое можно каждый день читать в Свящ. Писании. Блж. Феодорит рассказывает о том, как М. для духовной пользы посетил отшельник Авит из соседней пустыни (Ibid. 3. 12). Сначала он отказался от угощения из специально сваренных по этому случаю бобов и репы, т. к. не имел обыкновения принимать пищу до наступления вечера. Однако М. сумел убедить Авита в том, что «дело любви дороже поста» (Ibid. 3. 13). М. отверг дары своему мон-рю, привезенные сестрой и племянником, велев раздать их др. обителям, т. к. те «захотели облагодетельствовать нас, движимые чувством естественного родства, а не ради служения Богу» (Ibid. 3. 14). Блж. Феодорит отмечал, что М. «всегда был строг в Божественных догматах», отвергая еретические учения Ария , Аполлинария , Савеллия и евхитов (Ibid. 3. 16). Он привел в согласие с Церковью мн. подвижников в этой местности (в т. ч. добродетельного старца Авраамия), к-рые пребывали в неведении о правиле I Вселенского Собора относительно дня празднования Пасхи и придерживались древнего местного обычая. Т. к. нек-рые благочестивые христиане заранее приготовили в своих церквах ковчеги для погребения святого, надеясь стать обладателями его мощей, из-за чего между ними начали возникать распри, М. завещал Евсевию похоронить его тело в тайном месте, о к-ром никто не должен был знать, кроме него и 2 ближайших учеников, пока не пройдет значительное число лет. Когда М. скончался, Евсевий сначала похоронил святого, сровняв поверхность земли, а затем объявил о его смерти. Даже спустя более 50 лет съехавшиеся в мон-рь многочисленные верующие не смогли найти могилу и мощи М. Через нек-рое время последний из остававшихся в живых свидетелей погребения М. указал его могилу; мощи святого были обретены и перенесены в каменную гробницу.

http://pravenc.ru/text/2562340.html

Тагильская слобода находится в сорока километрах от Меркушино, тогда как Верхотурье, бывшее на тот момент своего рода столицей Урала, в шестидесяти. По преданию, святой Симеон проходил расстояние до храма за один день, выходя из Меркушино рано утром, и успевая к вечерней службе. Поэтому практически все краеведы сходятся к мысли, что праведник молился именно в Тагильской слободе и даже жил в ней по несколько дней до тех пор, пока в Меркушино не был построен храм, в строительстве которого, возможно, участвовал сам праведник. Храм в Меркушино Дорога через лес, по которой святой Симеон ходил до нынешнего Махнево, и получила затем название Симеоновой тропы. В широком значении Симеоновой тропой, точнее, Большой Симеоновой тропой называют весь путь от Екатеринбурга до Меркушино по старому Верхотурскому тракту. До революции по нему ходило множество паломников, следовавших сначала к месту, где были обретены мощи любимого святого, потом – к камню на реке Тура (любимое место молитвенного уединения праведника), а затем уже на поклонение к мощам святого в Верхотурье. Самый масштабный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье был совершён в 1914 году, когда Императорской семьей в Свято-Николаевский монастырь Верхотурья была пожертвована сень для мощей святого Симеона Верхотурского. Однако в наши дни паломники предпочитают добираться в Верхотурье по новой, удобной дороге, зачастую даже не подозревая о другом маршруте. Члены Уральского православного патриотического общества во имя Святителя Николая Чудотворца узнали о нём случайно в феврале 2009 года, когда отправились в обзорную поездку по святым местам Екатеринбургской епархии. – Мы побывали в Алапаевске, Верхотурье, Меркушино и других не менее значимых местах, – вспоминает член правления Общества Олег Морозов. – В Арамашево мы встретились с замечательным краеведом, директором музея села и школьной учительницей Верой Васильевной Реутовой. Она рассказала, как она со своими учениками прошла по Малой Симеоновой тропе. Мы и раньше знали, что наши предки ходили в Верхотурье и Меркушино, но совершенно не придавали значения тому, какой дорогой они передвигались.

http://pravmir.ru/tropoyu-pravednika-ili...

Церковь во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского была задумана как центр религиозного просвещения Юго-Восточной окраины Екатеринбурга, населенной в начале XX века небогатым фабричным людом, домохозяевами, мелкими торговцами, при этом значительная часть населения была старообрядческой. В 1906 году храм украсил собою Ночлежную площадь - именно такое название носила Площадь Обороны в ту пору. Но история храма начинается на 11 лет раньше и связана с историческим юбилеем, который отмечала Екатеринбургская епархия в 1895 году. 18/31 декабря (н.ст.) 1895 г. - исполнилось 200 лет со дня обретения мощей праведного Симеона Верхотурского. По этому случаю действовавшее в Екатеринбурге одноименное церковное братство провело торжественное собрание, на котором члены общества в память об исторической дате приняли решение создать братскую икону и хоругвь праведного Симеона. Их предполагалось разместить в Градо-Екатеринбургском Екатерининском соборе с тем, чтобы члены братства ежегодно в этот памятный день собирались у святынь для общей молитвы своему небесному покровителю. Январь 1897 г. – члены братства решили, что вместо создания иконы и хоругви лучшим способом увековечить память небесного покровителя Уральской земли станет сооружение церкви-школы в честь святого Симеона. Спаравка: Братство Праведного святого Симеона Верхотурского занималось вопросами просвещения, православного миссионерства, благотворительностью, развитием трезвеннического движения. Апрель 1897 г. - братство Праведного Симеона обращается к градоначальнику И.С. Бурдакову с прошением о безвозмездном отводе участка земли для постройки церкви-школы, домов под квартиры для будущих священнослужителей и учителя школы, а также для устройства при ней образцового огорода или сада. «Наиболее удобным местом Совет Братства признает восточную половину «Ночлежной» площади, именно совершенно свободный от построек квартал, границами которого служат: с востока – Обсерваторская улица, с запада – Кузнецкая улица, с севера – Александровский проспект и с юга – Ночлежная улица» (ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.196. Л.1. Дело об отводе земельного участка церковному братству под постройку школы и церкви (10.04.1897 – 30.04.1908)) .

http://sobory.ru/article/?object=18276

В 1927 году, в день обретения мощей святителя Димитрия Ростовского (4 окт. н. ст.) рясофорный монах Платон станет мантийным монахом в еще не разогнанном тогда скиту Лавры в честь Святого Духа Параклита. Спустя тридцать лет архимандрит Пимен в слове перед своей архиерейской хиротонией 16 ноября 1957 года с сердечным умилением вспомнит это незабываемое для себя событие: «В одном из самых уединенных скитов Лавры, в пустыни Святого Духа Параклита, состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, “вся вменяющего во уметы, да Христа при­обрящу”. Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего а мою душу» 3 . Вскоре пустынь Параклита прекратила свое существование, братия была разогнана. Монах Пимен продолжает нести клиросное послушание регента в московском храме Преподобного Пимена Великого, а затем — в кафедральном Богоявленском Дорогомиловском соборе. Он сдает экзамены за курс духовной школы. Экзамены принимает авторитетная комиссия под председательством протоиерея Александра Зверева. 16(3) июля 1931 года, в день памяти святителя Московского Филиппа, архиепископ Зве­нигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил монаха Пимена во иеродиакона, а через полгода 25(12) января 1932 года — во иеромонаха в том же Богоявленском Дорогомиловском соборе. В течение нескольких лет иеромонах Пимен продолжает руководить церковными хорами в московских храмах 4 . О своем понимании церковного вокального искусства как выразителя глубинной молитвы патриарх Пимен позднее скажет: «У нас иногда говорят, что песнопения Русской Православной Церкви “намоленные”. Это глубокая правда, ибо молитва и пение проникают друг в друга, и никакая церковная мелодия не существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы. Пение вносит в церковную службу искусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю культуру, религиозную и национальную, понятную нашему верующему народу во всех его поколениях. Мы тщательно сберегаем старинные церковные распевы: знаменный, киевский, греческий, болгарский и другие. Мы с благодарностью храним также произведения Бортнянского, Веделя, протоиерея Петра Турчанинова, Львова, Чайковского и многих других русских композиторов, вложивших свой гений в религиозную музыку» 5 . “Наши церковные дирижеры должны обязательно очень хорошо понимать тексты священных песнопений с тем, чтобы уметь выделить более важные по смыслу места” 6 .

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010