Уже 17 июля 1998 года в день захоронения царских останков, по мнению правительственной комиссии, или – просто «екатеринбургских останков», по мнению других, молитвенник за царей снова пересекал город (за час до начала похорон). По экстренному требованию ВМА он снова возвращался в этот день в музей анатомии теперь, как оказалось, уже с тем, чтобы 30 июля уйти, наконец, в храм Божий. 28 июля начальник академии, член–корр. РАМН Ю.Л.Шевченко, верующий человек, ознакомился с результатами освидетельствования. После чего он принял решение, отдав должное Божиему знаку подтверждения истинности мощей - мироточению, подписал указ о передаче мощей преп. Александра Свирского Православной Церкви. Утром 30 июля по благословению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятель монастыря Александра Свирского иеромонах Лукиан принял мощи святого Александра из ВМА, где они пребывали долгие 80 лет. В тот же день святыня была внесена в храм св. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии и помещена в раку. При возвращении мощей не было помпезной встречи и крестного хода. Когда думаешь о той тишине и скромной обстановке, которая сопровождала возвращение святых мощей преподобного Александра Свирского в храм, то невольно приходит на ум, что, именно, так всегда является благодать от Господа. Тихо, кротко, смиренно. Святейший Патриарх Алексий приехал поклониться вновь обретенным мощам св. Александра 16 августа 1998 года, через две недели после возвращения мощей Церкви. Через месяц мощам поклонялись члены Священного Синода. Мощи святого пребывали в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии четыре месяца. Перед возвращением мощей преподобного Александра в родную обитель Господь для укрепления веры в истинность возвращения святого послал знамения на ту землю, где он родился. Так, за две недели до возвращения мощей преподобного Александра в обитель, на Олонецкой земле замироточили 152 иконы Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих — происшествие небывалое в этом крае.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Обрадованные венецианцы, в благодарность святому Николаю и в утешение Мирам Ликийским, оставляют епископу города сто монет и малую частицу мощей святителя. В этом храме на острове Лидо в Венеции они покоятся по сей день. Мощи хранятся в мраморном ковчеге над престолом в алтаре. Истории эти произошли довольно давно. Но на целые столетия оставался открытым вопрос, у кого же все-таки находятся мощи святителя Николая? Ведь жители Венеции, равно как и жители Бари, на протяжении всех этих столетий уверяли: мощи целиком находятся именно у них. То есть либо в Бари, либо в Венеции. Эту загадку решились разгадать в в 1953 году в Бари. С этой целью в качестве главного эксперта для исследования мощей епископом города был приглашен профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино. Результаты были поразительны, они полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца, они показали, что многие косточки, тонкие от времени, сильно повреждены из-за неудачного падения на них матроса Маттео. Но самое поразительное, что официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие косточки буквально плавали в мире. Однако, тщательно разложив все косточки по порядку, Луиджи Мартино обнаружил, что значительной части мощей не достает. Разумеется, первое подозрение о том, где находится вторая часть мощей, пало на Венецию. Господь подарил долгие годы жизни профессору анатомии Луиджи Мартино, возможно, для того чтобы он завершил начатое в Бари. Ведь только в 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета с надписью на греческом языке: «Мощи святого смиренного Николая». Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к следующему заключению: «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Дальнейшая выписка из заключения комиссии гласит: «...венецианские останки, хотя и имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские».

http://foma.ru/pohititeli-moshhey-svyato...

Мощи святого переложили в новую «позлащенную раку» и поставили в посвященном ему храме. В связи с этими событиями было составлено неск. редакций Сказания о перенесении мощей М.: «Месяца маия в 13 день Сказание о обретении и перенесении честных мощей святаго и блаженнаго иже Христа ради уродиваго Максима, Московскаго и всеа России чюдотворца» (нач.: «Царствуяй пророк и Богоотец Давид, исполненный Духа святаго, рече...» (Там же. Л. 329 об.- 336)); «Месяца ноября въ 11 день Сказание во кратце о житии и о перенесении честных мощей святаго блаженнаго Максима, Московскаго чюдотворца» (нач.: «В лето от сотворения мира 6942 (1434) месяца ноября в день 11 преставися святый Максим, Христа ради благоуродивый» (Там же. Л. 632-635)). «Сказание о обретении и перенесении...» было написано скорее всего сразу после перенесения мощей в 1699 г., поскольку в нем отсутствует рассказ об освящении холодного храма в 1703 г. (в ркп. РГБ. Рум. 364 он дописан др. почерком на отдельном л. 336). «Сказание во кратце о житии и о перенесении...», к-рое завершается подробным рассказом об освящении храма в 1703 г., дополняет «Чюдо новейшее святаго блаженнаго Максима, како церковь сохрани от пожара» (Там же. Л. 636 об.- 637 об.). Оно повествует о городском пожаре 26 июля 1700 г. Когда огонь приблизился к Максимовскому храму, его служители успели открыть двери (в строившейся церкви еще не было железных затворов) и перенести мощи святого в церковный погреб. После пожара прихожане с удивлением обнаружили, что в церкви ничего не сгорело, внутри было прохладно, хотя наружные стены раскалились от огня. В это время в церковь пришел настоятель храма свящ. Иоанн Иосифов, к-рый спасался от пожара на колокольне Никольской ц. (св. Николы Мокрого). Стоявшие там люди показали священнику, что в его церкви находится некий человек, «егда против коего окна падет кровля со пламенем огня, и в том окне той человек стояше, видом яко лист бумаги держаще, и абие ко другому окну отхождаше» (Там же. Л. 637). В 1737 г., во время очередного пожара, пострадала рака святого.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

СПб., сентябрь 1998 г. Исцеления от кожных заболеваний Исцеления от кожных заболеваний так же получили многие люди, подошедшие помолиться у раки. Все исцеленные оставляют свои адреса, номера телефонов и рассказывают о заболевании и исцелении. Р.Б. Надежда получила исцеление от рожистого воспаления, сопряженного с тромбофлебитом. Это — пожилой, грузный человек. Побывав у мощей преподобного, она через день снова приехала только для того, чтобы показать, как исцелились ее ноги, после того как она помазала их миро от мощей преподобного. До исцеления нога была распухшей, перевязанной бинтом, насквозь промокшим жидкостью, обильно истекавшей из ноги. В тот день, когда она вернулась, чтобы поблагодарить преподобного, нога ее была сухой, повязки не было, некоторая краснота сохранилась только по краям затянувшейся трофической язвы. Признаки рожистого воспаления исчезли. Р.Б. Нина получила исцеление от ожогов. После помазания маслом с миро боль от ожога прошла сразу, регенерация кожи пошла быстро. Кроме того, она констатирует, что стали понемногу исчезать пятна «ветилиго». Р.Б. Галина два месяца страдала от гнойных язв на руке. После того как вечером, придя из храма, помазала руку маслом с миро, утром обнаружила исчезновение язв. Все затянулось розовой нежной кожей. Р.Б. Галина получила облегчение от заболевания псориаз, надев на себя одежду, предварительно приложенную к раке с мощами. Исцеления от болезней глаз Р.Б. Варвара с радостью сообщила, что стала читать без очков после того, как приложилась к мощам. Р.Б. Елена получила исцеление от конъюнктивита, после того как помазалась маслом с миро. Р.Б. Марина свидетельствует об исцелении от конъюнктивита трехлетнего ребенка, которого до этого безуспешно лечили медикаментозно на протяжении шести месяцев. На следующее утро, после того как ребенок приложился к раке преподобного, у него не осталось никаких признаков заболевания. Исцеления бесноватых Через неделю после обретения мощей святого преподобного Александра и размещения их в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии иеромонах Пантелеимон из г. Пскова (храм свв. Константина и Елены) привез 42 человека «одержимых», по словам самого отца Пантелеимона, «разной степени отчитки».

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/07/...

9 .  Тихон Луховский, уединенный пустынноподвижник, на месте подвигов которого основана была потом названная по его имени и по своему храму и месту Тихонова Николаевская Луховская пустыня, которая находится в Костромской губернии, в 5-ти верстах от города Луха, скончавшийся 16-го Июня 1503-го года. Празднование памяти (в день преставления) установлено в 1569-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса 205 . Обретенные в 1569-м году мощи преп. Тихона Луховского оказались нетленными; но игумен пустыни, поставивший их поверх земли, поражен был слепотой и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были в землю (Филарет под 16-м Июня и повторяющий его гр. Толстой, 378). 10 . Иаков Боровичский. Выше мы говорили, что в 1544-м году били досматриваемы его мощи и производимо было дознание о совершающихся от мощей чудесах и что по досмотру и дознанию установлено было «почитание» его памяти. В 1572-м году архиепископ Новгородский Леонид посылал в Боровичи новую комиссию для дознания о чудесах от мощей Иакова, о чем во 2-й Новгородской летописи читается под указанным годом: «Месяца Февраля в 1-й день, в пяток, посылал владыка Леонид из Новгорода, из монастыря с Розважи улицы, священника черного Трифона, да Софийского священника Посника, да дьякона Дмитреевского с Торговой стороны, в манастырь в Боровичн 206 , смотрити чюдотворца Якова мощей: есть ли от него исцеление от телесе или нет, и сказали: много от него исцеление; да того же месяца Февраля 8, в пяток, приехали в Новгород из Борович от святого Якова чюдотворца, (что) осматривал Трифон священник, да Посник священник, да диакон Семен, да Шестаков, сын боярский владычень, (и) сказали владыки: чюдес исцеление много есть от телесе святого Иакова» 207 . После этого второго дознания о чудесах от мощей преп. Иакова, должно думать, и было установлено празднование ему 208 . 11 .    Гликерия, девица Новгородская. В 1572-м году обретены были ее мощи, при которых в минуту самого обретения совершилось одно чудо, а спустя месяц без трех дней другое чудо, и с вероятностью можно думать, что тогда же и было установлено ей местное празднование, остающееся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рака с мощами прп. Корнилия Переяславского в Никольском соборе Переславль-Залесского Никольского мон-ря. Фотография. 2012 г. Местное почитание святого установилось, видимо, сразу после его преставления. 28 июля 1701 г. у гроба К. прозрела дочь переславского купца Ксения Теголева, глаза к-рой помазали елеем из лампады, висевшей над гробом святого. Мощи К. были обретены через 9 лет после его преставления при строительстве каменного собора в честь Смоленской иконы Божией Матери. Согласно повести «О обретении мощей», 29 июня 1705 г., в день освящения Смоленского храма, свт. Димитрий (Савич (Туптало)) освидетельствовал мощи К.: «Мощи же его вси быша целы, и одежда его на нем, и тлению ничто же прикоснуся» (Житие и подвиги. 2013. С. 53; однако в донесении Переславской консистории Святейшему Синоду 1745-1746 гг. об участии свт. Димитрия в обретении мощей К. не упом. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 575-576)). Тогда же была допрошена Ксения Теголева, рассказ записал ее родной брат Василий. Мощи К. переложили в резной кипарисовый гроб и поставили в новом храме за левым клиросом. Свт. Димитрий написал тропарь, кондак и молитву святому. Игум. Варлаам (Высоцкий) благословил вести записи о посмертных чудесах святого ( Свирелин. 1890. С. 49-50). При гробе К. служили панихиды, по молитвам святому исцелялись бесноватые, слепые. Некий солдат Венедикт, перевозивший казенные деньги из Архангельска в Москву, сильно страдал от болезни правого глаза. Остановившись на ночлег в Ямской слободе, в 3 верстах от Переславля-Залесского, он услышал рассказ о К. Помолившись святому, солдат получил исцеление. По его просьбе жительница слободы поставила свечу у гроба преподобного и рассказала о чуде, которое 6 марта 1717 г. записали в монастырскую книгу. Из соседних уездов к раке святого приносили больных младенцев (Там же. С. 51). В 1714 г. была написана 1-я икона преподобного. В «Сводном иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова описание образа К. помещено под 2 авг. ( Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 2. С. 150). Память «Корнилия затворника Борисоглебского монастыря» без указания дня празднования содержится в «Описании о российских святых». 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле-Залесском начала работу комиссия Синода, в результате мощи К. признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. 15 марта 1722 г. последовал указ Синода, в котором осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

Чудеса от его мощей начали совершаться сразу после преставления святого, и на протяжении последующих столетий множество паломников и верующих получали по его молитвам исцеление от болезней, избавление от бед и исполнение молитвенных прошений. Вскоре после преставления святого его нетленные мощи были обретены и положены в богато украшенную раку. День его кончины стал днем его памяти. Эта рака в IX веке была разграблена язычниками - датчанами , но мощи уцелели. В 960 году монастырская церковь Ившема разрушилась, но среди ее обломков монахи обнаружили раку с мощами святого Эгвина целой и невредимой. Однажды во времена короля Этельреда Нерешительного один старый знатный человек посягнул на часть земель Ившемского монастыря. Монахи не знали как спасти земли. На определенный день было назначено судебное разбирательство. Братия решили принести с собой мощи святого Эгвина. Судьи не могли вынести решение, и наконец было постановлено, что если этот знатный человек сможет один без посторонней помощи поднять с земли раку с мощами, то тогда эти земли отойдут к нему, так как в этом будет видно благоволение святого. Человек, исполнившись гордости, встал и заявил что, хоть он и стар, но сила его в его длинной бороде, и потому он без труда поднимет мощи святого Эгвина. Не успел он это произнести, как его борода, сорванная невидимой силой, упала на землю. Гордый землевладелец был посрамлен, а монахи, радуясь и благодаря святого епископа Эгвина, возвратились в свой монастырь. После кончины короля Гарольда Заячьей Лапы в 1040 году из Англии было отправлено посольство к будущему английскому королю Хардекнуду , который тогда находился во Фландрии . Одним из тех, кто отправился в составе посольства, был епископ Лондонский Элфвард , который одновременно был и Ившемским игуменом. В пути их корабль настиг ужасный шторм, и епископ Элфвард взмолился к святителю Эгвину, прося его заступничества и обещая, если останется жив, сделать новую раку для мощей святителя из золота и серебра и впредь всегда отмечать день памяти его с еще большей торжественностью чем прежде. Не успел он кончить своей молитвы, как шторм утих, выглянуло солнце, после чего корабль благополучно достиг гавани. Возвратившись в Англию, епископ распорядился подготовить новую величественную раку для мощей и сам возглавил церемонию их перенесения 10 сентября того же года. С тех пор этот день стал вторым днем памяти святого Эгвина .

http://drevo-info.ru/articles/23175.html

Глава Екатеринбургской митрополии особо поблагодарил А.В. Громову, всех ее помощников и близких, всех представителей Елисаветинско-Сергиевского общества, которые «на протяжении этих еще малых лет, но так мощно и так сильно утверждают образ святой преподобномученицы, а вместе с ней и всех тех, кто в этой жизни когда-то был забыт, а сегодня их имена возвращаются в нашу жизнь яркими, славными, очищенными от всякой ржавчины и нечистоты, которыми были оклеветаны предшествующие десятилетия». Митрополит Кирилл вручил А.В. Громовой высшую награду Екатеринбургской митрополии — медаль святых Царственных страстотерпцев I степени. По окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Алапаевска состоялась встреча иконы святого благоверного князя Александра Невского. Святыня преподнесена в дар Алапаевской епархии А.В. Громовой в знак надежды на возрождение порушенной большевиками алапаевской церкви Александра Невского — «как доброе начало для основания Александро-Невского храма». 11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 102 года назад в этот день из заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея. Отпевание поднятых из шахты тел состоялось через восемь дней после их обретения. Божественная литургия и чин отпевания были совершены в Свято-Троицком соборе Алапаевска. Затем тела были положены в «наглухо замурованном склепе» с южной стороны храма, откуда их вывезли после наступления Красной Армии спустя девять месяцев. Празднование обретения мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата — 11 октября — с 2017 года внесена в церковный месяцеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5705414...

4 О первых московских князьях – благоверных Данииле Александровиче и Юрии Данииловиче не сохранилось известий, которые можно было бы считать современными записями московских летописцев (Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 60). Большинство летописных источников и Житие указывают датой кончины благоверного князя Даниила день памяти преподобного Герасима, иже на Иордане (475), – 4 марта 1303 г. (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче, сыне святого благоверного великого князя Александра Невского, и построенном им за Москвою-рекою Даниловом монастыре. М., 1873). 5 В Кремле монастырь находился до 1490 г., когда был вновь переведен в Крутицы и стал называться Новоспасским; Данилов же монастырь пребывал в запустении до 1560 г. (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи... С. 408; Православные русские обители... С. 281). После возобновления и особенно обретения святых мощей благоверного князя Даниила монастырь приобретает известность. В начале XIX в. в северной стороне храма в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов был построен придел во имя благоверного князя Даниила Московского. На монастырском кладбище погребены такие известные лица, как митрополит Варлаам Эристов, архиепископ Никифор Феотоки, архимандрит Дионисий Великопермский, Ю. И. Венелин, Н. В. Гоголь, М. Д. Дмитриев, Ю. Ф. Самарин , Н. С. Тихонравов, П. В. Хавский, А. С. Хомяков, князь В. А. Черкасский, Н. М. Языков и другие (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи... С. 408–409; Православные русские обители... С. 280). 6 Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836. С. 84–85; Православная Богословская Энциклопедия. СПб., 1903, т. IV. Стлб. 920. 7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 316; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стлб. 145. 8 Исследователи отмечают, что обстоятельств обретения мощей остались неизвестны, кроме того, что они были обретены по откровению (Архимандрит Дионисий. О святом благоверном Данииле... С. 18), однако в древней Службе XVII века («месяца марта в 4 день, преставления святаго благовернаго великаго князя Даниила Александровича Московскаго, чудотворца» [Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 20]) находим некоторые указания на это событие: «Радостный наш великий светлый праздник днесь возсия в Богоспасаемом граде Москве и обители в день праздника Пресвятыя Богородицы обретошася и проявишася чудесная явления, от многочудесных мощей твоих, отроку княжьску о забвении честнаго телесе твоего, егоже ради превозносим Господа во веки» (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Обретены нетленными и издающими велие благоухание История церковного почитания преподобного Ефрема Новоторжского еще ожидает своего прояснения. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что в Торжке он почитался как святой чудотворец еще до обретения мощей и официальной канонизации. Об этом свидетельствует духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 года, в которой он завещает своим душеприказчикам дать «дервня Гумнищо в Торжок, в монастырь святым чюдотворцом Борису и Глебу и святому чюдотворцу Ефрему». Устоявшееся мнение, что церковное прославление Ефрема Новоторжского состоялось при митрополите Московском и всея Руси Дионисии в 1584-1587 годах, тоже вряд ли соответствует действительности. Оно появилось вследствие неправильной интерпретации известным историком В.О. Ключевским путаных сведений Жития XVII века. До него ни один исследователь не связывал канонизацию Ефрема, составление ему службы и написание Жития с деятельностью митрополита Дионисия. Более того, в работе иеромонаха Борисоглебского монастыря Илиодора, которая была издана в 1861 году и осталась неизвестной В.О. Ключевскому, дата и обстоятельства церковного прославления Ефрема Новоторжского указаны предельно ясно: «В 1572 году в царствование благочестивейшего государя царя и великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного, при Московском митрополите Корнилии IV, при настоятельстве в сем монастыре архимандрита Мисаила, новгородским архиепископом Леонидом открыты были мощи преподобного Ефрема и обретены совершенно нетленными и издающими велие благоухание. На торжественном и всенародном освидетельствовании нетления их и по признании их святыми установлено было праздновать память преподобного Ефрема 28 генваря, а открытие святых мощей 11 июня». Таким образом, общецерковное прославление новоторжского святого состоялось во время обретения его мощей 11 июня 1572 года. Документы первой половины XVII века свидетельствуют, что в это время почитание преподобного Ефрема Новоторжского уже было всероссийским. Канон в день его памяти 28 января был помещен в богослужебном Уставе («Око церковное»), изданном при Патриархе Гермогене в 1610 году. В 1621 году Патриархом Филаретом (Романовым) было установлено празднование памяти Ефрема Новоторжского в московском Успенском соборе — главном храме страны. Он включал поминовение новоторжского подвижника в свое келейное правило.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5939501...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010