Мощи волхвов впервые были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). Имеются свидетельства, что мощи волхвов были подарены Кёльнскому архиепископу и канцлеру Райнальду фон Дассель императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 году из Милана останки прославленных волхвов были сначала перенесены по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кёльн. Чтобы мощи трех святых королей обрели в городе достойное пристанище, в Кёльне решено было изготовить золотой реликварий и воздвигнуть величественный собор в стиле «высокой готики». Строительство собора было начато в 1248 году, а завершено лишь спустя несколько столетий. Почитание реликвий в Кёльне основывалось на вере, что останки святых волхвов имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям. «Культ реликвий» в Германии достиг наивысшего расцвета в XII и XIII веках, когда в Европу в большом количестве привозили реликвии и паломничества к ним стали массовым явлением. Начиная с XII века, к святым реликвиям Кёльна со всех близлежаших к этому городу земель стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями. Истории известно, что в Кёльн прибывали религиозные процессии и тянулись людские потоки со всей Европы. В народе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кёльн, чтобы в местном соборе поклониться волхвам, о чем рассказывается, в частности, в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард». В 1181 году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить реликварий для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 году (по другим данным – в 1230-м), и сегодня считают в Германии одним из самых выдающихся шедевров средневекового искусства. И по сей день он хранится он в Кёльнском соборе Пресвятой Богородицы и святого Петра и является главным его сокровищем.

http://pravoslavie.ru/2798.html

Освящение монастыря совершено Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием 15 мая, когда Православная церковь молитвенно вспоминает Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба. Неслучайно освящение вновь обретенной обители состоялось в этот день. Святые братья особо почитались в монастыре. Ведь он основан на " Старом Вышнем городище " и здесь в древности поставлена была Святым Благоверным кн. Константином деревянная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба 2), любимых русских Святых, жизнью и мученической смертью своей показавших " непротивление злу насилием " , ставшее национальной чертой православного русского характера. В XIV веке место нашего монастыря освящено было присутствием в нем другого святого мужа - Василия, Епископа Муромского и Рязанского 3). " Василий проживал близ церкви Бориса и Глеба, что ныне Троицкий монастырь девичий, во всяком благочестии и чистоте... " - читаем в " Историческом обозрении города Мурома " . Святитель неизвестно почему привлек нерасположение граждан, обвинивших его в нарушении иноческого обета - хранении целомудрия. До того враг рода человеческого ожесточил сердца муромцев, что они решили изгнать Василия из города. " Блаженны изгнанные правды ради... " Взяв Святую икону Муромской Божией Матери, привезенную кн. Константином из Киева, Василий пошел на берег Оки. Не желая вступить на приготовленное ему гражданами маленькое судно, он раскинул на воде свою мантию и с твердой верой и иконой в руках вступил на нее. Противоположное течение не помешало быстрому ходу праведника: он несен был против течения Силой Небесной и спустя несколько часов оказался у берегов Старой Рязани. Муромцы с тех пор именуются " святогонами " . И лишь в роковом для России 1917 году образ Св. Василия с частицей его мощей вернулся в Муром - был подарен Свято-Троицкому монастырю архиепископом Рязанским Иоанном 4). Минуло почти три столетия. Под 1624 годом в описи читаем: " Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба... и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана " 5).

http://sobory.ru/article/?object=00630

Святые мощи свт. Николая Чудотворца, как известно, были вывезены в 1087 из Византии на Запад, уже после разделения Церквей, когда бывший византийский город Бари находился под властью норманнов и омофором римских пап. Русское народное благочестие по-своему осмыслило это перенесение: в древней, киевской, редакции жития свт. Николая и в последующей агиографии сообщалось, что «Барград» в то время оставался византийско-православным, им правил «василевск» и сами горожане были по происхождению греками. Но — главное — перенесение святых мощей было делом промыслительным из-за мусульманской угрозы Мирам Ликийским, городу в Малой Азии, где они пребывали со дня их обретения. День прибытия мощей до сих пор отмечается в Бари крестным ходом из порта до базилики, при этом местные рыбаки и моряки тянут по улицам макет старинного корабля с чтимым образом святителя. Уже первые русские путешественники на Запад считали своим непременным долгом поклониться в Бари мощам свт. Николая. Послы, прибывшие из Москвы на Флорентийский Собор (1439), кратко упомянули о святыне, хотя мощам они поклонялись не в Бари, а в Венеции, где до сих пор находится их часть. Гр. Б. П. Шереметев, посетив в 1698 Бари, первым из русских описал местную базилику и некоторые обычаи в ней, например, как из гробницы святителя извлекается чудотворное миро (или «манна»). В том же году в Бар (как в России тогда называли город) прибыл гр. П. А. Толстой, который более подробно рассказал о храме, где «лежат мощи великого архиерея Христова Николы». Известно, что паломником в городе побывал и царевич Алексей, сын Петра Великого. Позднее Бари тоже навещали царственные паломники: в 1852 вел. кн. Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу; 29 октября 1892 мощам своего небесного покровителя поклонялся цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), возвращавшийся из Греции в Россию. Русских пилигримов всегда очень печалило, что у гробницы великого святого не совершаются православные богослужения, в связи с чем неоднократно выражалось пожелание иметь в Бари русскую церковь и странноприимный дом.

http://sobory.ru/article/?object=09354

Поскольку в Средние века мирная жизнь святогорцев не раз нарушалась военными вторжениями, то неудивительно, что память святых воинов-покровителей чтилась и чтится по сей день на Афоне непреложно. В первую очередь это касается раннехристианских святых — покровителей Северной Греции, включая Солунь (Фессалонику) и Афон, — святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Помимо того что храмы во имя святых воинов и их образы можно найти во многих святогорских обителях, их отдельные образы, реликвии, места поклонения на Афоне имеют особую силу. Свидетельства распространения почитания святых воинов на Афоне содержатся во многих сочинениях и в устной афонской традиции. Например, в разделах «Оправдание» (т. е. сведения источников) «Истории Афона» епископа Порфирия Успенского 7 , свидетельствах других преданий, связанных со святыми образами 8 , а также материалах святогорских трудов типа почти тысячестраничной «Афониады» Иакова Неаскитиота, только теперь вводимых в научный оборот 9 . Георгиевским уделом считается афонский болгарский Зографский монастырь 10 , где в древности был обретен образ святого Георгия. В честь этого события обитель была посвящена святому Георгию Зографу («Живописцу»). На святого великомученика и Победоносца уповали в тяжелые годы набегов каталонских пиратов. Нынешний монастырский собор построен уже в 1801 году, а выше трапезной расположен храм Святых солунских братьев — славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, также чтимых на Афоне. Среди реликвий Зографа выделяется переносной образ святого Георгия, частицы его мощей и крови. Во имя святого Димитрия освящен греческий скит, принадлежащий Ватопедскому монастырю и лежащий на месте находившегося здесь когда-то монастыря Халкея 11 . Другой скит Святого Димитрия, известный ныне как «румынский скит Лакка» (поскольку населен румынскими иноками), относится к монастырю Святого Павла 12 . Он был основан в Х веке, и тогда там проживали греческие и сербские монахи. Даже монастырская печать содержала надписи на двух этих языках, обрамляя изображение другого святого воина — Георгия.

http://e-vestnik.ru/history/svyataya_gor...

Место погребения святого Этельберта источало свет, и скоро мощи убиенного были обретены. Возле могилы открылся источник, который и сегодня еще источает воду, – сейчас над ним стоит церковь. От мощей совершалось все больше чудес, первым из которых было исцеление слепого. Мощи Этельберта перенесли в Херефорд, где кафедральный собор до сих пор освящен в его честь – единственный англиканский собор, освященный в честь английского святого! Убитая горем, Альфреда вскоре поселилась в Кроуленде (в районе Фенс), что на границе с королевством возлюбленного ею жениха, где вела отшельническую жизнь. Она подвизалась здесь более 40 лет. Знаменитая своими предсказаниями, Альфреда после своей смерти (примерно в 835 году) местно почиталась как святая. День ее памяти – 2 августа. Тем временем чудеса Этельберта, праведного миротворца, продолжались. Слава о нем росла, в его честь строились и освящались церкви и в Мерсии, и, конечно же, в Восточной Англии и Северном Эссексе, где ему было посвящено по меньше мере 12 церквей. Честную главу мученика со временем перенесли в Вестминстер, Херефорд же был в Англии того времени вторым по посещаемости паломниками местом, уступая только Кентербери. Но до наших дней сохранилась лишь часть раки святого короля. В X веке святого Этельберта глубоко почитал святитель Дунстан Кентерберийский. Имя Этельберта, означающее «благородный и яркий», вспоминали с большой любовью, а нераскаявшегося Оффу до сих пор считают кровожадным тираном. Такова трагическая и одновременно славная история второго короля восточных англов, достигшего небесного блаженства. Память святого страстотерпца Этельберта совершается 20 мая. После убийства короля Этельберта в Восточной Англии воцарился беспорядок. Над Саффолком сначала доминировала Мерсия, а затем Уэссекс; королевская династия Восточной Англии была почти что уничтожена. Но от частых набегов язычников-датчан пришли в упадок и Мерсия, и Уэссекс, и Восточная Англия. Ситуация складывалась отчаянная, но в это время один знатный человек из Норфолка, направлявшийся в Святую Землю, повстречал молодого человека из Саксонии, который приходился родственником королевской семье восточных англов, и пригласил его на трон.

http://pravoslavie.ru/33168.html

14.01.2024 Рождественский подарок священноисповедника Афанасия (Сахарова). 08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог? 01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее 14.12.2023 Мученик Иоанн Емельянов. «Я не должен никому делать зла...» 10.12.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Средство духовно выпрямиться. 08.12.2023 Священномученик Илия Громогласов. Даже Бог не может спасти нас без нас.   29.11.2023 Восемь дней в солдатской теплушке. 27.11.2023 Лучший подарок – редкие книги для библиотек и общественников. 17.11.2023 Священномученик Неофит Любимов. Долг существа разумного. 16.11.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. О Божественной литургии. 31.10.2023 День памяти жертв политических репрессий. 27.10.2023 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского , отметили в храме, построенном на месте, где были обретены мощи святого. 14.10.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы и в день рождения священноисповедника Романа Медведя. 13.10.2023 Священномученик Димитрий Троицкий. Под Твою милость прибегаем. 07.10.2023 Епископ Вениамин (Воскресенский). О церковном пении. 03.10.2023 Священномученик Константин Твердислов. Жить надо бодро и мужественно . 27.09.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Никогда не истощающаяся сила. 24.09.2023 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Программа жизни . 12.09.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Беседа в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. 07.09.2023 Опубликован Библиографический указатель печатных трудов архимандрита Дамаскина (Орловского) , доктора исторических наук, научного руководителя Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " .

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

Патриарх побывал в храмах в честь Сошествия Святого Духа, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и в пещерном храме свв. Антония и Феодосия Печерских. В завершение посещения Саровской Успенской пустыни Предстоятель Русской Церкви побывал в часовне на месте захоронения преподобного Серафима, после чего направился в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . У Святых врат Предстоятеля встречали настоятельница монастыря игумения Сергия, иерархи Русской Православной Церкви, духовенство Нижегородской епархии. Проследовав в Преображенский собор, Святейший Патриарх приложился к мощам преподобного Серафима Саровского, после чего преподал собравшимся Первосвятительское благословение. Затем в Патриарших покоях обители состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с архиереями епархий , расположенных в пределах Приволжского федерального округа. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Саров. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Поклонение святыням Саровской Успенской пустыни. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Встреча с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа.   10 сентября В праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского и Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. По совершении Божественной литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Кирилл выехал в Арзамас. По дороге Святейший Патриарх сделал небольшую остановку в деревне Ореховец, где побеседовал с местными жителями и благословил их. В Арзамасе у Свято-Воскресенского кафедрального собора Его Святейшество встречали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, мэр города А.Н. Мигунов, благочинный Арзамасского округа священник Димитрий Ивин.

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

Большинство из них, как мы уже предупреждали читателя, сильно отличаются от наших российских. Это, как правило, дома с террасами, коридорами, балконами, проходными дворами, по внешнему виду ничем не выделяющиеся среди окружающей застройки – обычный «дворовый» пейзаж восточного города. И функционально они были на протяжении веков не монашескими «уединениями» (что предполагается смыслом греческого слова «монастырь»), а более или менее (скорее менее) вместительными «странноприимницами» для разноязычной толпы паломников. Каждую из таких обителей возглавляет игумен, член Святогробского братства, имеющий при себе хорошо если одного или двух послушников (часто послушниц) и совершающий в положенное время, отнюдь не каждый день, литургию в монастырском храме. В остальное время храм почти всегда заперт, а иных достопримечательностей монастыри не имеют. Монастырь святого Харалампия В непосредственной близости от храма Гроба Господня, недалеко от Судных Врат, находится греческий православный монастырь во имя святого Харалампия (Харлампия). Путеводители указывают его обычно как место третьего падения Спасителя – так называемая девятая станция Крестного Пути. В церкви обители, в правой ее части, показывают место, где засвидетельствован знак падения Господа под тяжестью Креста. В храме существует также чудотворная икона святого Харлампия с частицей его мощей. Священномученик Харлампий был иереем в городе Магнезии в Малой Азии. При императоре Септимии Севере, в 198 г., во время антихристианских гонений, он был вызван к епарху области для отречения от Христа и принесения жертвы идолам. Отказавшись, святой старец (ему было в это время уже более 100 лет) был подвергнут мучениям и, наконец, приговорен к смерти. Он умер за несколько минут до приведения приговора в действие. Тело его было погребено с почестями царской дочерью. В настоящее время честная глава мученика находится в монастыре святого Стефана в Метеорах, в Греции. В обители, по старым путеводителям, хранился текст «Приговора Пилата». По преданию, он был обретен в 1580 г. в железном сундуке, внутри которого находился другой, мраморный ковчег, содержавший свиток. По благословению Константинопольского Патриарха Иеремии II (того самого, который приезжал в Москву и принимал участие в поставлении первого Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1589 г.) мраморный ковчег был перенесен в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени его преставления, 7 декабря 1554 года, на остров прибыл игумен одного из близлежащих монастырей и приобщил подвижника Святых Таин. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келью и предал Господу бессмертную душу. Через 40 лет после кончины святого на месте его подвигов были основаны церковь и монастырь. После большого пожара в этой обители над гробницей святого Нила был заложен новый каменный храм 27 мая 1667 года. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб, – таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи святого. По благословению митрополита Новгородского Питирима в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. До нас дошли свидетельства о многочисленных чудесах, произошедших от этой святыни. Святые мощи подвижника до 1920-х годов находились в Нило-Столобенской пустыни. Затем они попали в музей атеизма, который размещался в Вознесенском соборе Осташковского Знаменского монастыря. При возвращении этого собора Церкви в 1940-х годах мощи были обретены и находились там до середины 1990-х годов. Затем они были торжественно, при участии Патриарха Алексия II, перенесены в Богоявленский собор Нило-Столобенской пустыни, где находятся и поныне. 20 декабря 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Мария 8 октября 2019, 21:22 Интересно, для чего забирали мощи в музей атеизма? Ведь они наоборот являются доказательством чудесного сохранения праведников. Димитрий Гут (Белозёров) 20 декабря 2017, 05:38 Преподобный Ниле Столобенский, моли Бога о наших начальниках, чтобы не задерживали плату наёмным работникам. р.б.Вера 22 января 2017, 10:27 Святой отче Ниле! Моли Бога о нас, Вере,Артемии,Кирилле,Ольге.Огороди нас от врагов видимых и невидимых,от неразумных поступков и дурных людей. Дай здравия духовного и телесного.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Сергий, Пенза. 21 декабря 2016, 00:24

http://pravoslavie.ru/58251.html

Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями.   Как-то раз иудеи дали много денег Курт-Паше, прося его убить Косму. И в 1779 году турки убили святого – они обвязали его шею веревкой и задушили.После Космы Этолийского остались пророчества, многие из которых уже исполнились.   В конце фильма показан Али Паша, который почитал Косму и рассказано об обретении мощей Святого в Албании. Большой храм - это место, где были погребены под илом его мощи. Крестный ход - это прославление Космы, ставшее великим торжеством греческого народа.       Житие прп. Косьмы:     Святой равноапостольный Косма Этолийский. День памяти — 6 сентября Там, где проходил святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днём и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и честные, исполненные Божественной Благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповедь святого Космы пробудила народное сознание. В 1714 году в небольшом безвестном Этолийском1 селении Мегало Дендро произошло вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился мальчик. Мог ли кто тогда предположить, что впоследствии он станет не только великим православным святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего балканского региона? С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование и «всем тем, чему учился, послужить на пользу братий христиан»2. Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдалённые горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев. Уже в двадцать лет святой стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его в «высшую школу христианского подвижничества и благочестия»3, — Святую Гору Афон, в то время центр духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, учёных, церковных писателей. Они глубоко повлияли на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощённой Греции и увидеть её возрождение. Окончив знаменитую Афонскую Академию4, он принял постриг в обители Филофей. Пробыв там несколько лет, Косма отправился в первое миссионерское путешествие.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=784

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010