Не случайно в нач. XVIII в. ц. Введения называли также храмом прп. Макария Белёвского. В описании пустыни архим. Леонид цитирует вкладную надпись 1712 г. на печатном Евангелии 1681 г.: «...сию книгу дал вкладу города Белёва посадской человек Димитрий Онисимович в Макарьеву пустынь в церковь Пресвятыя Богоматери, честнаго Ея Введения и преподобнаго отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белёвскаго чудотворца...» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 111-112). При игум. Тихоне рядом с деревянной ц. Введения, к тому времени уже обветшавшей, был построен каменный Введенский храм. Поблизости от колодца находилась деревянная Никольская ц. Согласно описи 1755 г., в пустыни числились только 2 храма: каменный Введенский собор и деревянная ветхая церковь без икон и утвари (Никольский храм, видимо, уже был разобран). После упразднения пустыни (1764) каменный собор стал приходским, а деревянную Введенскую церковь увезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1776 г. мон-рь был возобновлен как нештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского монастыря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым). Новая братия нашла пустынь совершенно разоренной, в Введенском соборе не было даже антиминса. Видимо, за то время, пока пустынь стояла пустой, память о месте погребения основателя обители и ее истории была утрачена. В святцах помимо даты преставления святого (22 янв.) фиксируется его память под 22 сент., 19 нояб. (РНБ. Тит. 4765 (Иконописный подлинник). Л. 97, XVIII в.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 88, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)), 20 нояб. (РНБ. Тихан. 413 (Иконописный подлинник). Л. 63, XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Знаменский предполагал, что день памяти М. под 22 сент. может быть связан с обретением в XVII в. его мощей, вновь положенных под спуд к нач. XVIII в. В 1816 г. при строительстве каменной Никольской ц. около колодца Жабынец был найден некий гроб (по др. версии, 3 гроба), к-рый по неясным причинам посчитали гробницей М. (сведения об освидетельствовании в то время мощей святого отсутствуют), и «паки честно опущен в землю, под алтарем новосозданного храма» ( Леонид (Кавелин).

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Оба больных по очереди приложились к открытой раке преподобного Александра Свирского, затем остались возле нее, женщину посадили на стул. Прошло 10 минут и, к удивлению больных и свидетелей (благочинной и казначеи Свято-Иоанновского монастыря, послушника Александра и матери молодой женщины), с ног преподобного обильно полилось благоуханное миро. Генерал в растерянности произнес: «На такое я не рассчитывал» (известно, что генерал много жертвует для Церкви, женщина — вышивальщица для Церкви). Так преподобный поддер­жал их в их скорбях, явил им свидетельство того, что Господь все знает, и дал им через преподобного такой добрый знак. Позже они приезжали еще раз и долго молча молились. Случай 2. Ближе к 22 часам приехал священник о. Максим из церкви Спаса Нерукотворного со своей паствой (около 20 человек), чтобы отслужить молебен и пропеть акафист преподобному. На искренние горячие молитвы приехавших к нему преподобный тоже ответил очень обильным мироточением: вся ступня как бы «пропотела» каплями миро, и, кроме того, струи миро стекали между пальцами. Мироточение икон св. прп. Александра Свирского, освященных на раке преподобного Многие паломники, пришедшие поклониться святым мощам преподобного Александра Свирского, были вознаграждены за свою веру и молитвенное усердие, обращенное к преподобному. Каждый, кто подходил поклониться, просил освятить и икону святого, приобретенную тут же в храме. Послушник, стоящий у раки, прикладывал икону к стеклу раки и возвращал людям. Эти иконы начинали мироточить у людей во время домашних молитв в тот же день или несколько дней спустя. Некоторые отмечали не мироточение, но сильное благоухание на протяжении нескольких дней. Таких сообщений было много. Приведем одно из них — от прихожанки церкви «Утоли моя печали» п. Некрасовское Ярославской области, р. Б. Татьяны. «Хочу поделиться с вами чудесами, которые произошли со мною. Прочитав газету “Благовест” об обретении святых мощей преподобного Александра Свирского, сразу же возникло желание посетить его, что мы и сделали с моим духовным отцом Зиновием.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/...

Василий Вадимович рассказывал мне историю икон, которые есть в его доме, в его рабочей «келье». У большого образа Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного задержались надолго. — С самого момента задержания при мне было несколько карманных иконочек, в том числе небольшая икона Святого Царя Иоанна. Когда 20 Июня 2019 года в клетке Басманного суда я разместил для молитвы мои карманные образки, один либеральный журналист узрел среди них и образ Грозного Государя, специально переспросил — икона ли это Царя? Я подтвердил… И в своем материале на следующий день употребил язвительную реплику: «Теперь посмотрим, поможет ли Царь Иван Грозный предпринимателю Бойко-Великому». Другая журналистка однозначно в заголовке тогда написала: «Икона не помогла!» Как и прежде многие годы, на протяжении всего времени заключения и судов молился Царю Иоанну о помощи, и за два года мне было несколько знамений о Его духовном заступничестве обо мне. И хочу свидетельствовать, что многие события, повороты следствия, судебных заседаний, моего положения в заключении были лично для меня ознаменованы либо памятными датами Рождества Святого Царя Иоанна, Венчания на Царство, Блаженной Кончины, либо Царскими Церковными и Державными деяниями по обретению или перенесению Мощей Святых, Чудотворных Икон, по соборному прославлению Святых по Царской Воле, по сражениям Ливонской войны, по взятию Казани, присоединению Астрахани. Иногда особые в моей тюремной судьбе даты прямо примыкали к датам Царе-Иоанновского календаря, когда накануне я особенно усердно молился Ему, читал посвященный Ему Акафист, а сразу на следующий день происходило значительное для меня событие. А порой не только для меня лично, но и для жизни страны. Хронология жизни Царя Иоанна является предметом моих более чем десятилетних исследований, а потому я нередко примеряю её к нашей современности. Со всей определенностью могу сказать, что Святой Царь Иоанн постоянно оберегал меня, поддерживал, помогал мне Своим заступничеством. То же самое могу сказать и о помощи Святых Царственных Мучеников, Святого Царя Страстотерпца-Победоносца Николая. После прошлого очередного продления ареста в Феврале в СИЗО его трехмесячный срок заканчивался 6/19 Мая в день памяти Святого Праведного Царя Иова Многострадального и Рождества Святого Царя Николая Александровича.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/27/...

“Еще ничего не было известно, – говорил архиепископ Антоний, – как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия”. С 1830 года архиепископ Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи святителя были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. 6–7 августа 1832 года преосвященный Антоний в сослужении члена Синода архиепископа Тверского и Кашинского, впоследствии – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, Григория (Постникова; † 1860) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всей России. Спустя сорок дней на поклонение прибыл император Николай I. 23 декабря 1832 года архиепископ Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством, серебряную раку. 25 июня 1833 святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Антония Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по его указу общеепархиальным праздником. Для Благовещенского Митрофановского монастыря им было установлено еженедельное соборное чтение акафиста Божией Матери по субботам (с 1836 года), а по четвергам – акафиста святителю Митрофану (с 1842 года). Последнее было возобновлено митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и циркулярно – по всем приходам епархии. В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии “вспоминать имя Святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого”. В этом же году архипастырь благословил ректору Воронежской духовной семинарии архимандриту Иннокентию составление жития святителя (издано лишь в 1886 году в “Воронежских епархиальных ведомостях”).

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

В городке Бурлингейм недалеко от Сан-Франциско Красовский в детстве учился в русской гимназии, где сдавал экзамены владыке Иоанну. – К нам приезжали педагоги из Сан-Франциско и преподавали русский язык, историю России, географию, литературу и Закон Божий. Владыка Иоанн довольно часто посещал занятия, его очень интересовало, как работают школы. Мой папа привозил его из Сан-Франциско, он садился и слушал, как преподают, как мы отвечаем. А на экзаменах присутствовал обязательно, – рассказывает Красовский. По его словам, первый вопрос, который архиепископ задавал ученику – како веруеши? В ответ необходимо было без запинки прочитать Символ веры. Потом он спрашивал: «Кто твой святой?», поскольку его очень волновало то, чтобы все были знакомы с житием своего небесного покровителя. Несколько раз архиепископ устраивал у себя в приюте святого Тихона Задонского вечеринки – как выразился Красовский, «танцульки». Понятно, что молодежь начала 1960-х хотела чего-то большего, чем вальсы да польки, и, когда архиерей уходил к себе в келью прямо над «танцзалом», ставила пластинки с рок-н-роллом. Вовремя услышать скрип ступенек, которые, кстати, скрипят и по сей день, и переменить музыкальное направление, удавалось не всегда. – Он ходил между парами и смотрел в глаза каждому с ехидной улыбкой. Дескать, «вы думаете, я не знаю, что вы тут делаете?» Мы должны были танцевать на расстоянии друг от друга. Меня он даже остановил однажды, погрозил пальцем и схватил за вихор. Но сделал это ласково. Таким образом он давал знать, что номер наш не прошел, – говорит Красовский. По его словам, так доставалось многим, прежде всего, прислужникам, которых владыка знал очень хорошо. На девочек это не распространялось. Мощи оказались нетленными – никто не удивился Владимир Красовский был в небольшой группе людей, которые в октябре 1993 года принимали участие в обретении мощей владыки Иоанна. По его словам, это были «самые святые минуты в жизни». Мой собеседник вспоминает, как спорил, выражая уверенность в нетленности мощей, с тогдашним архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием (Медведевым), который хотел открыть гроб только перед прославлением. «Поймите, для нас в зарубежье это было впервые», – говорит он.

http://pravmir.ru/on-uhodil-v-kelyu-a-my...

В должности наместника лавры, архимандрит Антоний продолжал соблюдать строгое молитвенное правило, установил ежедневное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Ей за спасение Киева и лавры от нашествия галлов в 1812 году (этот обычай сейчас возобновлен), в 1816 году принимал великого князя Николая Павловича (позже — император Николай I) и императора Александра I, и в течение всей жизни имел как благоволение императора, так и милость всего царского двора. Об этом свидетельствуют визиты августейшей фамилии в Воронеж, обширная переписка Антония с монархом, императрицей Александрой Феодоровной, великим князем Михаилом Павловичем, великими княгинями Марией Павловной, Анной Павловной (позже королева Нидерландская) и Еленой Павловной, рескрипты, многочисленные дары (кресты, облачения, золотые покровы на святые мощи, панагии) и монаршие благодарности. Прославление святителя Митрофана 31 января 1826 года в Киево-Печерской лавре архимандрит Антоний хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского. Двадцатилетнее архипастырское служение на одной кафедре (1826-1846) выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысел Божий избрал его орудием прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, — говорил Антоний, — как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия». В 1830 году Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого — истинными. 6-7 августа 1832 года Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Через 40 дней после праздника на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством серебряную раку. 25 июня 1833 года святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по указу Антония общеепархиальным праздником.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205659...

Вечером того же дня Предстоятель Церкви посетил святые места Сарова: Ближнюю и Дальнюю Пустыньки, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Серафим, пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских, а также больничный храм вмч. Пантелеимона, закладка которого была произведена Его Святейшеством во время пребывания в Сарове в 2000 году. 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил место погребения преподобного Серафима Саровского и совершил молитву под установленной над святыней сенью. После этого Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм, построенный на месте келии преподобного Серафима, где также совершил молитву и благословил паломников. На площади перед колокольней Саровской Успенской пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебное пение преподобному Серафиму Саровскому. На молебне присутствовали участвующие в торжествах архиереи, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев. По окончании Богослужения Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом и вручил А.В. Коновалову и В.П. Шанцеву за вклад в подготовку к празднованию 300-летия Саровской пустыни ордена прп. Серафима Саровского, II степени. В тот же день 31 июля, накануне дня обретения честных мощей и дня рождения святого преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл из Сарова в Дивеево. В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского женского монастыря Святейший Патриарх в сослужении иерархов Русской Церкви и многочисленного сонма духовенства совершил малую вечерню с чтением акафиста и Всенощное бдение у мощей преподобного Серафима Саровского. Его Святейшеству сослужили митрополиты: Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; Оренбургский и Бузулукский Валентин , Чебоксарский и Чувашский Варнава , архиепископы Самарский и Сызранский Сергий , Казанский и Татарстанский Анастасий ; Курский и Рыльский Герман ; Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии, наместник Московского Новоспасского монастыря; Ярославский и Ростовский Кирилл , Нижегородский и Арзамасский Георгий , епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий , Саратовский и Вольский Лонгин , Троицкий Панкратий , игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203735...

К истории России и значению деятельности благоверного князя Даниила было обращено выступление главного редактора издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягина. Он отметил важность целенаправленного фиксирования в исторических источниках деятельности князя Даниила по собиранию Русских земель и напомнил о недавней проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которой Предстоятель Русской Православной Церкви выразил пожелание приурочить день Москвы к дню памяти митрополита Киевского и всея Руси Петра. Важность этого предложения Предстоятеля объясняется тем, что князь Даниил заложил державную основу Московского княжества, а митрополит Петр перенес в Москву кафедру. Также Владимир Юрьевич призвал помнить о том, что личности святого князя и святителя Петра неразрывно соединены в русской истории, потому что именно они служили основой зарождения, укрепления и духовного формирования Московского княжества, а значит и всей последующей истории нашего Отечества. В продолжение пресс-конференции ведущая Ольга Липич задавала вопросы участникам. Вопросы о современной жизни обители, прославлении благоверного князя Даниила и обретения его мощей были обращены к владыке Алексию. Его Преосвященство подробно рассказал об обретении мощей благоверного князя и о современных святынях монастыря. О воспитании молодого поколения, помощи людям с зависимостями и о сельскохозяйственной деятельности обители слова Преосвященного владыки дополнил игумен Иннокентий. Целый блок вопросов о современной православной литературе и об издательстве Данилова монастыря был обращен к Владимиру Малягину, который в свою очередь рассказал о нынешней работе издательства «Даниловский благовестник» и плодах деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви , в работе которого он принимает непосредственное участие. Спикеры пресс-конференции также ответили на вопросы аудитории и представителей СМИ. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6057888.ht...

Когда разгневанный государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра. Он убрал статуи, помирился со святым старцем, и это было началом его нового, более благоговейного отношения к православной вере. Небо и земля неразрывно связаны друг с другом для всех, кто неложно следует за Христом. Ибо Христос пришел на землю, чтобы соединить ее с небом. Отечество земное и Отечество небесное — то и другое дорого для христианина, но существует непреложный порядок: без верности небесному не может быть процветания земного. Более того, может быть потеряно и то, и другое. Из года в год мы совершаем праздник обретения мощей святителя Митрофана Воронежского на второй день праздника Преображения Господня. Что такое святые мощи? Почему, спрашивает святой Иоанн Златоуст, они бесконечно драгоценнее всех драгоценностей земли? Потому что, говорит он, через них действует благодать Воскресения Христова. Существуют многочисленные свидетельства об исцелениях от святых мощей святителя Митрофана страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. Какой урок преподает нам Господь через жизнь и смерть этого святого? Свет Христов открывается нам необязательно сразу в Фаворской славе, но прежде всего в смиренном несении креста, данного Господом. В пасхальном свете, сокровенно присутствующем среди наших каждодневных трудов и скорбей. Всякая скорбь малая или великая, которую мы претерпеваем ради Христа — ничто в сравнении с тем, что ожидает нас. Господь благословляет Крестом, и особенно тогда, когда хочет дать нам Свои великие блага. Если Он дает нам вкусить, что значит Его Крест, это знамение того, что Он относится к нам как к возлюбленным детям Божиим. Физические страдания, унижения, поражения — все, что происходит лично с нами, с нашими близкими, с миллионами окружающих нас людей — это не просто повод для печали. Но это дается нам для того, чтобы мы могли обратиться ко Господу и узнать Его отеческую любовь и утешение.

http://moral.ru/st-mitrophan/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010