С 1934 года в жизнь преподобного Севастиана навсегда вошла Караганда. После своего освобождения из КарЛага в апреле 1939 года старец получил возможность вернуться в любой российский регион, где его ждали духовные чада, но неожиданно сказал: " Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая Родина. Я остаюсь! " В этих словах слышится завет преподобного Севастиана всем нам, живущим на богоспасаемой Казахстанской земле — месте подвигов бесчисленного множества страдальцев за веру Христову, о необходимости исполнить возложенное на нас Самим Богом послушание — быть хранителями православных святынь Казахстана и развивать духовную жизнь в нашей стране. Смиренный, измученный тюрьмами и лагерями, непосильным трудом, голодом и болезнями, преподобный Севастиан стал великим молитвенником, прозорливцем и дивным чудотворцем Казахстанской земли, а маленький храм в карагандинской Михайловке, чудом созданный им в годы безбожных гонений на Православие, стал второй Оптиной для сотен тысяч верующих, ищущих духовного утешения и поддержки, со всех областей огромной страны. Сегодня мы с вами имеем возможность приобщаться к духовному богатству преподобного старца Севастиана, этому поистине неисчерпаемому источнику живой " воды, текущей в жизнь вечную " (Ин. 4:14). Дай Бог, чтобы опыт деятельного благочестия, сохраненный в житии Карагандинского подвижника, в народной памяти о его жизни и иноческих трудах, побудил всех нас к очищению души и сердца, к следованию благому примеру православных святых, делом исполнивших заповедь о любви к Богу и ближнему. Три великих дара оставлено нам преподобным подвижником — пример его добродетельной жизни, подробно описанной духовными чадами и современниками, его духоносные наставления, проповеди и поучения и рака с его честными мощами, источающими помощь и исцеления всем, с верою обращающимся в молитвах к Богу. В день памяти святого старца давайте обратим наш духовный взор к завещанию преподобного. Эти слова были произнесены им незадолго до преселения в жизнь вечную: " Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь — это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость " . Преклоняя колени пред мощами и иконописными изображениями преподобного старца, мы просим его быть с нами, просим его вознести свои святые молитвы к Престолу Господа о ниспослании нам даров Духа Святого, о даровании веры непостыдной, надежды крепкой и любви нелицемерной. Мы обращаемая к преподобному Севастиану с молитвой благословить нашу родную Казахстанскую землю и испросить у Творца и Подателя всяческих благ Бога даровать мир всему миру и душам нашим спасение».

http://patriarchia.ru/db/text/5970239.ht...

Со временем к деревянной Борисоглебской ц., близ к-рой погребли М., был пристроен придел во имя прп. Максима Исповедника, небесного покровителя М. Храм перестраивался. В 1568 г. он был каменным, с главным престолом во имя прп. Максима Исповедника и с приделом во имя св. князей Бориса и Глеба. Возможно, каменное здание было сооружено в нач. XVI в. по заказу живших на Варварке рядом с церковью купцов-сурожан Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, которые в 1514 г. оплатили постройку соседней ц. во имя вмц. Варвары (Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1982. С. 438-439). Во время строительства Максимовского храма на месте Борисоглебской ц. были обретены мощи М., после чего М. канонизировали на Соборе 1547 г. Соборное определение изложено в Повести: «Создаша церковь над гробом его (М.- Авт.) во имя преподобнаго отца нашего Максима Исповедника, каменную, и в созидании церкви обретены быша честныя его и многоцелебныи мощи целы и нетленны... И повелением самодержца и благословением всего Освященного Собора составиша стихеры и канон молебне, и праздновати учиниша, и предаша всей российстей Церкви» (РГБ. Рум. 364. Л. 328 об.). В Повести неверно сказано об общецерковном прославлении М., поскольку Собор в 1547 г. установил местное почитание святого: «...пети и праздновати на Москве августа в 13 день новому чудотворцу Максиму, Христа ради уродивому» (ААЭ. Т. 1. 213. С. 203). (В агиографической лит-ре обретение мощей М. обычно относят к 1547 г. (или позже), что неверно, т. к. Собор, канонизировавший М., состоялся в февр. 1547). В новом храме мощи святого лежали «под каменною гробницею, а не на яве» (РГБ. Рум. 364. Л. 632 об.). О почитании М. царем Иоанном IV Васильевичем (Грозным) свидетельствует тот факт, что царь подарил икону блаженного в Успенский Старицкий мон-рь (Описные книги Старицкого Успенского монастыря. Старица, 1912. С. 11). Однако в 1602 г., при царе Борисе Феодоровиче Годунове , имя этого юродивого, как и других, было вычеркнуто из московского Служебника ( Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы: Ист.-агиогр. исслед. М., 1910. С. 388-389).

http://pravenc.ru/text/2561588.html

7. Поблагодарить юбилейную комиссию за проделанную работу по организации и проведению праздников. Ж У Р Н А Л 70 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой) (+ 1941). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание схиигумении Софии (Гриневой) — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой). 2. Утвердить иконописное изображение святой. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы. 4. Останки схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы считать святыми мощами. 5. Память схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы совершать 24 марта/4 апреля (день кончины) и 28 апреля/11 мая (день обретения мощей) по старому и новому стилю. 6. Вознести благодарность Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, за то, что явил нам новую молитвенницу за Святую Церковь и наш народ. Ж У Р Н А Л 71 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых новомучеников Запорожской епархии священника Александра Шишина (+ 1921). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание священника Александра Шишина — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии священника Александра Шишина. 2. Утвердить иконописное изображение святого. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака священномученику Александру Шишина, пресвитеру.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

б) Сверх урока христ. смирения мы познаем отсюда, во вторых, ту истину, что слава за добродетелью, как тень за телом, следует. Истинная добродетель, как ни старается укрыться от взора людей, как далеко ни уединяется от мира, мир ее находит, люди отовсюду к ней приходят; как ни убегает похвалы народов, эхо доброй молвы всюду несется об ней: как ни смиряет себя, ни ставит себя в ничто, все дорожат насладиться ее видением и беседою, получить от нея благословение. Она, как благоуханный цвет, кроющийся в дикой траве, но не могущий укрыться, потому что благоухание далеко об нем возвещает. Преподобный Сергий поселился было среди густого леса, в месте удаленном не только от жилищ, но и от путей человеческих: несмотря на то, свет добрых дел его увидали и там; благоухание святого жития его услышали и оттуда. На свет его добродетелей, по благоуханию его благочестия приходят к нему издалека и сельские жители, и обитатели столицы, и простолюдины, и великие князья. в) Поучившись смиренномудрию, уверясь в неразлучности славы с добродетелью, мы из сего повествования еще вразумляемся ценить людей не по наружности, не по одежде, не по роду занятий, а по внутренним качествам души, по совершенствам ума и воли. Наружность часто бывает обманчива. Излишняя изысканность в одежде есть явный признак наготы духовной, вывеска легкомыслия, суетности, жалкого тщеславия. Самого низкого рода занятий, если он честен, необходим и полезен в жизни-либо частной,-либо общественной, гнушаться несправедливо, даже безрассудно. Преподобный Сергий был избранный сосуд благодати, истинный подвижник добродетелей, предмет всеобщего благоговения, знаменитый игумен Троицкой обители: но по наружности он казался изможденным, уничиженным старцем; носил одежду из такой ткани, которую, как негодную, отвергли прочие, и притом по большей части ветхую, покрытую заплатами и напоенную потом; исправлял самую черную работу в монастыре: копал гряды, рубил дрова и приносил к келиям, молол в жерновах, пек хлебы, варил пищу, шил одежду и обувь, воду в двух водоносах на своих раменах носил на гору и поставлял у келлии каждаго. Можно ли по этому судить о человеке по внешнему виду, по одежде, по роду занятий?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В начале 1990-х гг. власти передали Русской Православной Церкви Свято-Троицкий собор, а 19 августа 1997 г. произошла официальная передача Александро-Свирской обители монашеской братии. Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 г. 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время нетленные мощи покоятся в церкви святых Захария и Елисаветы, прилегающей к Преображенскому собору. В комплекс входят две часовни: на месте явления пр. Александру Святой Троицы и над святым колодцем, вырытым, по преданию, пр. Александром, колокольня в Преображенском комплексе и звонница (1647-1649) в ансамбле Троицкого монастыря. Троицкий Александро-Свирский монастырь, 1 класса, в 36 верстах от города Олонца, в 270 верстах от Петербурга. Основан в конце XV века пр. Александром Свирским (см. 30 августа). Он состоит из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келлий собравшихся некогда около пр. Александра братии, и Преображенского, построенного на месте подвигов и кончины преподобного в 200 саженях от Троицкого монастыря. В Преображенском соборе, в серебряной вызолоченной через огонь и украшеной раке, возобновленной в 1893 году, открыто почивают мощи святого Александра, в приделе его имени. Монастырский Троицкий собор, построенный в 1698 году, служит замечательным памятником древнего зодчества. Ежегодно в день Святой Троицы совершается перенесение мощей преподобного в Троицкий собор, где они и остаются до следующего дня, а затем таким же порядком переносятся обратно в Преображенский. В ризнице хранятся: деревянный гроб, в котором положены были мощи пр. Александра по их открытии, а также риза, поручи, вериги его и часть посоха, обретенная с мощами во гробе. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. С 1890 года монастырь снова сделан самостоятельным и общежительным с особым настоятелем-архимандритом. Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец. В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг, детский и инвалидный дома. Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году. Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Ежегодно в этот деньдень памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси – десятки архиереев, сотни священников и тысячи верующих собираются на богослужение в Киево-Печерскую Лавру, чтобы засвидетельствовать свое единство во Христе, верность святому православию и поздравить с днем Ангела Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Первым деянием новоизбранного в 1992-м году Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира стало обретение мощей и прославление своего предшественника по киевской кафедре – первого новомученика 20-го столетия, священномученика – Владимира Богоявленского, митрополита Киевского и Галицкого, расстрелянного большевиками в 1918-м году. С тех пор и до сего дня Священным Синодом Украинской Православной Церкви было прославлено в лики святых 260 подвижников благочестия, среди которых – святители Петр Могила и Лука (Войно-Ясенецкий), Филарет (Гумилевский) и Иннокентий (Борисов), преподобные Лаврентий Черниговский и Амфилохий Почаевский, Иоанн Святогорский и Иона Киевский, преподобные Анастасия Киевская и Елена Флоровская; восстановлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, установлены Соборы местных святых и новомучеников 20-го столетия. Свидетельством благодатного обновления духовной жизни нашего народа можно считать многочисленные явления милости Божьей и чудотворных икон Спасителя и Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Неисчерпаемым источником благодати и духовного утешения стали новоявленные иконы, среди которых явленная в Киеве икона Божией Матери «Призри на смирение», «плачущая» Боянская икона Богородицы на Буковине, Святогорская икона Пречистой Девы на Донбассе и многие другие. Прошедшие два десятилетия, безусловно, войдут в историю как десятилетия восстановления из руин тысяч храмов и монастырей. За эти годы были восстановлены величайшие святыни нашей Церкви и нашего народа, среди которых Успенский собор Киево-Печерской Лавры, взорванный в годы Великой Отечественной войны. Преобразилась и вся Лавра, постепенно восстанавливающая храмы и корпуса. Сегодня это место паломничества миллионов православных христиан со всего мира, а также цветущий сад прямо посреди многомиллионного мегаполиса.

http://pravmir.ru/dvadcatiletie-predstoy...

- Нет, совсем ничего не осталось, кроме парка и прудов. Усадьба стояла вдали от села, здесь было несколько домов, которые, скорее всего,  разобрали в первые послереволюционные годы. Интересно, что здесь остался небольшой вал и канавка, очень напоминающая дивеевскую. Люди приезжают к нам и удивляются – будто в Дивеево приехали.  - Как вы стали обживать новое место? - Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они приехали осенью, и зимовать им пришлось строительном вагончике-бочке, который был для них и братским корпусом, и трапезной, и местом молитвы. Весной они начали возводить храм во имя святого Серафима, который был освящен 1 августа 1998 года – в день обретения мощей Преподобного. Когда я пришел сюда, это был именно 1998 год, храм только отделывался, кроме него был построен только один дом, и больше ничего не было. Сейчас уже многое сделано. Храм расширен, к нему пристроен притвор. Построена церковь в честь Царственных мучеников, братский корпус. Есть небольшая звонница, церковная лавка, разные хозяйственные постройки. На территории монастыря мы разбили цветники. На трассе у поворота на монастырь вы видели построенную нами небольшую часовню в честь святителя Николая, там же установлен поклонный крест. -Кто помогал вам в обустройстве обители? - Храм и часть братских корпусов помогала строить епархия, все остальное делалось на пожертвования доброхотов, собирали с миру по нитке. Например, шесть колоколов, отлитых в Воронеже по старинной русской технологии, нам подарила Воронежская общественная палата. - Мне рассказывали, что в ваш  монастырь приезжает много паломников, дети… - Да, детей приезжает очень много – каждый день по нескольку автобусов, часто со школьными экскурсиями. У нас в Талово есть детский интернат, воспитатели в нем очень добрые, чувствуется, что любят детей. Они часто привозят их в храм. Дети хотят приезжать к нам жить на все лето, но, к сожалению, сейчас такой возможности нет из-за нехватки помещений. - Имеет ли обитель подворья? - Да, их у нас два.

http://pravoslavie.ru/1846.html

Однако в Житии Макария эти события не упомянуты. Оно представляет собой классическое жизнеописание основателя монастыря со всеми типичными чертами, отличающими этот жанр. Это трехчастное произведение с авторским вступлением, биографией святого с тремя прижизненными чудесами и Словом о его смерти. Автор был профессионалом-книжником, владевшим как композицией, так и традиционным стилем агиографических произведений: он прибегает к оборотам и выражениям, встречающимся в других житиях, его начитанность в Священном Писании и творениях отцов церкви подтверждается явными и скрытыми цитатами и пересказами, часть которых удалось выявить. Этим же автором написано и продолжение Жития – Сказание об обретении мощей Макария, датированное 26 мая 1521 г. Оно также начинается авторским вступлением. Скорее всего, произведение появилось в 20-х гг. XVI в. Чудеса, помещенные после Сказания, присоединены к нему позже, возможно, последнее чудо можно датировать серединой 30-х гг. Чудеса эти похоже взяты из монастырских записей, фиксирующих их в стереотипной и очень краткой форме. Они не завершаются какой-либо концовкой, что открывает возможность прибавления к ним новых чудес. Этот вид текста можно считать первоначальным. Он помещен в Великих Минеях Четьих митрополита Макария под 17 марта. Встречается он и в других событиях XVI в. Позже возник второй вид текста, приуроченный к канонизации Макария в 1547 г., дополненный авторским послесловием, новыми именами и подробностями, но претерпевший и некоторые сокращения. Число чудес в нем дополнено до 93 и последнее датировано 1539 г. Житие Макария Калязинского издается по Успенскому списку Великих Миней Четьих митрополита Макария (ГИМ, Синод. собр., 992, лл. 401–408 об.). Исправления сделаны по рукописям РНБ, по списку ГИМ, Чудовское собр., 312, Минея Четья на март конца XVI в. и списку ГИМ, Синод. собр., 803, Минея Четья на март середины XVII в. 17 МАРТА МЕСЯЦА МАРТА 17. В ЭТОТ ДЕНЬ ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЧУДОТВОРЦА, ИГУМЕНА, СОЗДАВШЕГО ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ, КОЛЯЗИНО ИМЕНУЕМОЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его креста. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: „ Ныне же будешь со Мною в раю“ ( Лк. 23:43 ). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо „ Пасха наша, Христос, заклан за нас“ ( 1Кор. 5:7 ), Который разорил наложенное за преступление закона на древо проклятие и ввел в благословение жизни Древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: „ Жизнь твоя будет висеть пред тобой“ ( Втор. 28:66 ). О празднике же Пасхи говорит Давид: „ Сей день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся“. Но ты, распявший меня, и все твои евреи, плачьте и рыдайте, ибо постигнет вас отмщение за кровь мою и кровь других купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование – и приблизилось время убиения начальника вашего беззакония». Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И была видна тогда огненная колесница и огненные кони, и они несли на небо душу ликующего победоносного мученика, и был слышен голос, говоривший греческими словами: «Вот доблестный гражданин небесного града!» Тело мученика жидовин, сняв с креста, ввергнул в море, и там творится много чудес. Верные искали там прилежно святых мощей, но не нашли. По смотрению же Божию были обретены они в пещере, где и доныне почивают нетленно. Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось немедленно после страдания его. Ибо в тот же день пришло повеление от греческого царя изгнать из области его всех жидов, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан. Одним из первых был убит, как говорил блаженный Евстратий, епарх, причина всей той жидовской злобы, о котором известно следующее. Крестился один богатый и славный еврей, и потому царь отличил его и через несколько дней сделал епархом; он же, получив сан, втайне сделался отступником от Христа и Его веры и дал разрешение жидам по всему пространству Греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справка: 22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 61) святой праведный Иона Атаманский, Одесский причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии с установлением памяти в день его блаженной кончины 17/30 мая (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить внесение имени святого праведного Ионы Атаманского (+1924), Одесского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день обретения его мощей 18 июня/1 июля (старый/новый стиль). 2. Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 34 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, об утверждении обновленного состава Комиссии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить обновленный состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви: 1) митрополит Херсонский и Таврический Иоанн – председатель Комиссии; 2) архиепископ Шепетовский и Славутский Пантелеимон – заместитель председателя Комиссии; 3) архимандрит Аркадий (Демченко), клирик Бориспольской епархии – секретарь Комиссии; 4) митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; 5) архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука; 6) архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим; 7) архиепископ Нежинский и Прилуцкий Ириней; 8) архиепископ Городницкий Александр, викарий Киевской Митрополии, наместник ставропигиального Свято-Георгиевского Городницкого мужского монастыря; 9) епископ Львовский и Галицкий Филарет; 10) епископ Фастовский Дамиан, викарий Киевской Митрополии, наместник Свято-Введенского мужского монастыря г. Киева; 11) епископ Арцизский Виктор, викарий Одесской епархии, наместник Свято-Ильинского мужского монастыря г. Одесса;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010