В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет. Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски. В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек. По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война. Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы. Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

http://sobory.ru/article/?object=02251

Скончался мученическою смертью в Елевферополе 12 ноября Был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. Почил о Господе в Финикийском городе Берите. 3 сентября Крестил апостола Павла. Был сначала епископом в городе Дамаске. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе. Был побит камнями по приказанию игемона Лукиана в Елевферополе. 14 октября Первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван “Первомучеником”. Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год: 9 января, в день мученической кончины святого, 28 сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 15 августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь. Один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии и евнуха Кандакии царицы, был епископом в городе Траллии. В глубокой старости отошел ко Господу 24 октября Один из семи диаконов, спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии, а потом проповедовал о Христе в Антиохии. Скончался мученически в Антиохии 10 августа Один из семи диаконов. Был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик. 10 января, 10 августа Один из семи диаконов. Был епископом города Востры в Аравии и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков Будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел ко Господу. 12 января, 10 августа Один из семи диаконов. Совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов. 10 августа Трудился в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе.

http://azbyka.ru/shemy/70apostolov.shtml

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

В чудо верит только тот, кто ведом Духом Святым, а материалистам, погруженным в одномерное ощущение реальности необходим миллион обоснований, они ищут тысячи причин, чтобы не поверить, вопреки всей очевидности. Большинство наперед решило не верить или хуже того – соблазниться. Поэтому чудо невозможно пересказать, оно открывается зрячему сердцу. Придите и видите! (из книги «Превлака святого Михаила Архангела». Изд. Сербская святая царская Лавра Превлака святого Михаила Архангела. 2001 год.Перевод Луганская С). Видеозапись обретения мощей: снимал монах Матфей – Келейник Митрополита Амфилохия. Невнятные реплики… ..Вы Исповедовались? …Да ..Есть еще …Есть есть Дайте , дайте Ах! смотри как блестит. Дайте отцу Матфею снять Дай несколько капель сестрам – монахиня – «Скорее кум. Сейчас капнет. вот.. еще одну капельку» Шепотом — Еще одну. Вот тебе ….Вот сейчас-сейчас …. О.Матфей – «отнеси ее немного в сторону. Подними, чтобы она в тени была, Подними, что бы свет на не падал..чтобы тень была В тень, в тень, чтобы не было света на ней А.. так.. Хорошо.. Кто-то – дотроньтесь пальцем О Матфей – О. Господи.. Кто –то — Все довольно. не будем искушать Господа Приложимся. Графиня Екатерина Властелинович хотела восстановить монастырь, ее стараниями был воздвигнут ныне существующий храм, но вскоре она была убита при невыясненных обстоятельствах. Митрополит Амфилохий рассказывал об этом в проповеди на прославление 1450летия смерти св. Бенедектина 30 марта 1997 года: …»здесь были отравлены монахи, мученическая смерть которых сделала их свидетелями Господи Иисуса Христа; ныне именно здесь, чудом Божиим святые мученики превлакские восстанавливают эту святыню святым миром, источая его обильно из своих мощей. Нами были направлены образцы земли и останков на экспертизу в ВМА (институт Военно-Медицинской Академии), экспертиза неопровержимо доказала, что содержание мышьяка в костях, многократно превышает все допустимые нормы, тем самым подтверждая предание об отравлении братии, во время трапезы на престольный праздник монастыря – день Святого Михаила Архангела и всех Небесных Сил бесплотных. Именно тогда пострадали святые отцы с благочестивым народом и вот сейчас, по благословению Божьему, свидетельствуют об этом, о своем присутствии, показывают и доказывают преданность этой Лавре, как и св.Илларион, св.Бенедикт, св.Евстатий и все, вплоть до святого Петра Цетиньского, принадлежащей этой епископско-митрополичьему престолу, который в силу многих бед и опастностей был перенесен на Цетине. Но основание его здесь – на этом месте.»

http://pravmir.ru/mirotochenie-v-lavre-s...

Л. стал игуменом созданной им обители; был погребен около лестницы, ведущей на паперть Никольского храма (ВОКМ. 2151. Л. 27). В 1566 г., после чудесного явления святого больному устюжскому воеводе, к-рого «Сказание...» называет кн. Владимиром, состоялось обретение мощей Л. Прибыв в Коряжемский мон-рь, воевода приказал поместить мощи близ сев. стены Никольской ц. Над мощами устроили «палатку» (часовню). В связи с этими событиями был составлен тропарь Л. и установлен день его памяти (10 февр.) для служения панихид у гробницы святого. О том, что у гроба Л. пели только панихиды, неоднократно упоминается в тексте «Сказания...» (Чудо 1, 2, 6). Служба Л. появилась не позднее 70-х гг. XVII в. (ВОКМ. 2151. Л. 1-20; здесь же помещен текст молитвы святому, он дописан почерком XIX в.); ее создание связывают с именем еп. Александра ( Верюжский. Вологодские святые. С. 486; Власов. 2011. С. 15-16; изд.: Там же. 2011. С. 675-680). Чудо 1618 г. фиксирует формирование иконографии святого: в день памяти Л. во время панихиды святой явился старцу Иродиону: «...видел… мужа седа, а браду имея среднюю круглу, в риза стояша святолепна и ризы на нем многоценны… дороги и светлы, а сам образом светообразен, постным лицем…» (ВОКМ. 2151. Л. 33 об.- 35 об.). В 1658 г. М. И. Строганова и ее сын Ф. П. Строганов пожертвовали покров с изображением Л. на гробницу святого; на полях гладью были вышиты тропарь, кондак, летопись о святом и перенесении его мощей (Искусство строгановских мастеров: Кат. выставки. М., 1991. С. 148. 95; пелена хранится в Сольвычегодском историко-художественном музее, 600-п). По благословению и на средства еп. Александра 9 мая 1665 г. была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая, храм освящен накануне дня памяти Л.- 9 февр. 1671 г. (В каноне святому, составленном еп. Александром, сказано, что Л. посвятил свой храм празднику Благовещения). Место погребения Л. оказалось внутри новой церкви, у сев. стены, над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой и покровом, подаренным Строгановыми (НМРК. 4117. Л. 208 об.).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Возможно, при написании Мученичества произошло смешение 2 легенд (в обеих историях важную роль играют гончары, мощи И., так же как и глава Предтечи, покоятся в пещере и др.). При этом в одной из редакций повествования об обретении главы св. Иоанна Предтечи встречается упоминание о существовавшей в Эмесе древней базилике во имя некоего Иулиана (см.: Peeters. 1929. P. 50-51), а единственным известным святым по имени Иулиан в древности был Иулиан Аназарвский. Т. о., Петерс сделал следующее заключение. Мученичество И. было написано не ранее VIII в.; в это время глава св. Иоанна Предтечи была перенесена в более надежное место из мон-ря Спилеон, к-рый вскоре пришел в упадок. Тогда и было составлено Мученичество И. с целью возвратить мон-рю известность и былую славу. Существует также гипотеза, что еп. Сильван был упомянут агиографом для придания большей достоверности повествованию, при этом в действительности он не имел к И. никакого отношения. При написании сочинения агиограф ориентировался на более ранние произведения, среди к-рых упоминаются груз. Мученичество Феодора, Иулиана, Еввула, Малкамона и др., пострадавших в Филадельфии ( Peeters P., Blake R. P. La Passion géorgienne des SS. Théodore, Julien, Eubulus, Malcamon, Mocimus et Salamanes//AnBoll. 1926. Vol. 44. P. 88-101), и Мученичество Илиана, принявшего кончину в том же городе ( Garitte G. La Passion de S. Élien de Philadelphie//AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 412-446). В рассказе об обретении мощей мч. Марина, о к-ром сообщает Иоанн Малала в Хронографии, также прослеживаются параллели с Мученичеством И. (тело святого было найдено с вбитыми в голову длинными гвоздями, а перенесли его в ц. во имя мч. Иулиана) ( Ioan. Malal. Chron. P. 452). В греч. Синаксарях и Минологиях память И. указана под 6 февр. При этом в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) в этот же день помимо памяти И. отдельно приведена память «Иулиана, в царствование Нумериана» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48); в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X в.) ошибочно приводится память Иулиана, мч. Эдесского, и под тем же числом - память Силуана (Сильвана), мч. Эмесского ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-228). Также под 6 февр. память И. содержится в груз. календарях. В Римском Мартирологе (XVI в.) под этим числом упоминаются еп. Сильван, Лука и Мокий, но памяти И. в этот день нет.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

В день памяти святителя Иоанна благодарю его также за помощь в обретении хорошего временного жилья и интересной работы, связанной с освещением деятельности Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества ( http://espo-fond.ru/ ). Слава Богу за все! Довольно долго прожив в Харькове, я не знала, что будущий святитель Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимович) родился 4 июня 1896 в селе Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии. А окончилась его земная жизнь 2 июля 1966 в Сиэтле, штате Вашингтон. Потомки его духовных чад живут в Китае, Америке, во Франции, в других странах. Но для прихожан вашингтонского храма Святого Иоанна Крестителя 2 июля - особый праздник, ведь это единственный в США приход, лично основанный владыкой в 1949 году для русских эмигрантов. Корю себя, что много лет тому назад, в течение месяца живя в Вашингтоне и работая в Библиотеке Конгресса, ни разу не удосужилась посетить этот православный храм. Крестик я тогда уже носила, «Отче наш» знала, но была занята исключительно научной работой по изучению творчества Достоевского и Эдгара По. Будучи тогда далекой от Церкви ничего не слышала о святителе Иоанне. Не знала и того, что пойди я тогда в вашингтонский Свято-Иоанно-Предтеченский собор, могла приложиться к иконе с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары, что есть там и части гробов, в которых перевозились из Алапаевска их нетленные тела. Тем более не могла представить себе, что через много лет стану православным журналистом, почитающим святых Елисавету и Варвару, что возьму интервью у настоятеля этого американского храма отца Виктора Потапова ( http://ricolor.org/rz/amerika/mp/6_12_11/ ). В Москве, находясь в стенах Марфо-Мариинской обители, он подарил мне иконку Божией Матери, которая начала мироточить в 2007 году (в год объединения двух ветвей Русской Православной Церкви), и смоченную миром ватку. Отец Виктор сказал тогда о глубоком почитании американцами Великой княгини Елизаветы Федоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для протестантов и католиков, решивших перейти в Православие. Матушка Елисавета вошла в мою жизнь в 2004 году и с тех пор во многом помогает мне, а вот скорую помощь святителя Иоанна я начала получать лишь в последние два года. В прошлом году он чудесным образом устроил лечение моего брата, который ослеп от диабета, а после операции начал видеть, а в этом году, как я уже написала, святитель Иоанн помог в обретении крыши над головой и работы. С его с иконкой я теперь не расстаюсь. 9 мая даже шла с ней в Бессмертном полку (в прошлом году вместе со мной «шел» святитель Лука Крымский, воевавший в Великую Отечественную войну не на передовой, а в госпиталях со скальпелем в руках).

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/02/...

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн родился на пол года раньше Христа, поэтому его зовут Предтечей. Он жил в пустыне, проповедовал Слово Божие и предсказал пришествие Мессии. Позже он крестил в реке Иордан народ Израиля и Самого Иисуса Христа - отсюда получи имя Крестителя. Был убит по приказу царя Ирода путем отсекновения головы. 7 июля Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции Иоанн Креститель и его праздники Почему Иоанна Крестителя изображают с крыльями? Пророк, Предтеча и Креститель: История в картинках Иоанн Креститель (Предтеча) Православные праздники 8 июля Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228) Петр и Феврония - православные святые, любящие друг друга всю жизнь и умершие в один день. Их мощи после смерти чудесным образом оказались лежащими в одном гробу. В этот же день в России празднуется день семьи, любви и верности. Петр и Феврония Православные праздники 9 июля Тихвинской иконы Божией Матери (1383) Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя, икона явилась на Руси и остановилась на холме у реки Тихвинка, где возвели Успенский храм в ее честь. Тихвинская икона Божией Матери Нечаянная гостья: Тихвинская икона Божией Матери Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995). 5 удивительных фактов о Ниловой пустыни Православные праздники 10 июля Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530)   Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998) Амвросий Оптинский - великий и мудрый старец дореволюционного времени. Его постигла нелегкая судьба: большую часть жизни Амвросий был прикован к постели. Сегодня мощи святого старца пребывают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Двадцатилетнее служение выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония на одной кафедре (с 1826 по 20 декабря 1846 года) составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его «орудием» прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, – говорил архиепископ Антоний, – как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия». С 1830 года архиепископ Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи святителя были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. 6–7 августа 1832 года преосвященный Антоний в сослужении члена Синода архиепископа Тверского и Кашинского, впоследствии – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, Григория (Постникова; † 1860) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всей России. Спустя сорок дней на поклонение прибыл император Николай I. 23 декабря 1832 года архиепископ Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством, серебряную раку. 25 июня 1833 святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Антония Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по его указу общеепархиальным праздником. Для Благовещенского Митрофановского монастыря им было установлено еженедельное соборное чтение акафиста Божией Матери по субботам (с 1836 года), а по четвергам – акафиста святителю Митрофану (с 1842 года). Последнее было возобновлено митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и циркулярно – по всем приходам епархии. В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии «вспоминать имя Святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

и 1752 г.). 30 августа 1652 г. были обретены и перенесены в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов мощи основателя монастыря, благоверного князя Даниила Московского. В середине XVIII в. возвели церковь святого Даниила Столпника, которая является сейчас западной частью собора. 20 октября 1885 г. в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов освятили приделы благоверного князя Даниила Московского и благоверных князей Бориса и Глеба. В XIX в. храм поновлялся и украшался, пополнялся богатой утварью. На первом этаже с 1890 г. существовал придел праведной Елисаветы, украшенный мраморным иконостасом. В феврале 1930 г. из храма были изъяты остававшиеся там ценности, и 24 сентября, накануне закрытия храма, братия во главе с архимандритом Тихоном перенесла святые мощи благоверного князя Даниила в приходской храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе. С 1930 г. на территории Данилового монастыря находился приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних нарушителей. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов был разорен и обезглавлен. В 1983 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви, и началось его возрождение. Чин освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы, что находится на первом этаже собора, был совершен 8 июня 1985 г. На солее Покровского храма в киоте находится главная святыня обители – икона благоверного князя Даниила Московского с частицами его мощей. Перед этим образом совершаются монашеские постриги. Главный и придельный иконостасы написаны в иконописной мастерской Данилова монастыря. Группу иконописцев возглавлял игумен Зенон, насельник Псково-Печерского монастыря. В алтаре храма большой мощевик с двадцатью частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. В Покровском храме 2 декабря 2001 г. была установлена рака с мощами новопрославленного святого Георгия (Лаврова) († 1932), Даниловского чудотворца, духовника обители. Главный престол собора, находящийся на втором этаже, освятили 26 марта 1988 г. Поначалу престольный праздник собора отмечался в день памяти Святых Отцов Шести Вселенских Соборов.

http://sobory.ru/article/?object=04549

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010