Со словами благодарности митрополит Амвросий обратился к губернатору Тверской области И.М. Рудене: «Дорогой Игорь Михайлович, Вы лично и правительство Тверской области, руководители разных подразделений, силовых структур, правоохранительных органов, МЧС — очень много сделали для того, чтобы несколько дней назад крестным ходом из Кашина в Калязин несколько тысяч людей прошли " Макарьевой тропой " . Впервые после вызванного известными всем нам причинами периода мы собрались в таком множестве вместе. Мы действительно нуждаемся в общении, потому что Церковь — это люди, клеточки живого организма, и мы должны вместе общаться друг с другом во Христе. Как замечательно, что этот праздник позволил нам общаться и молиться. Я сердечно благодарю за те усилия, которые предприняли Вы для того, чтобы обеспечить на самом высшем уровне и прохождение крестного хода, и сегодняшнее наше молитвенное собрание, которое так торжественно прошло здесь, на Калязинской земле, и которое телезрители каналов " Спас " и " Союз " во всем мире могли видеть, как отметил владыка Дионисий, открыть для себя святого Макария и Калязинскую землю». «Пользуясь возможностью, мне хотелось бы пригласить на нашу Калязинскую и благословенную Тверскую землю людей, которые, верю, здесь найдут не только духовную поддержку, не только смогут помолиться у многочисленных святынь нашей благословенной земли, но и, конечно, отдохнуть от суеты, ведь у нас потрясающая природа, замечательные возможности принять людей, которые могут порадоваться Богом зданной природе», — отметил глава Тверской митрополии. Владыка Амвросий поблагодарил собравшихся за совместную молитву и на память о совершенном богослужении преподнес митрополиту Дионисию образ преподобного Макария Калязинского. Глава Тверской митрополии также поздравил всех с окончанием  XXII Boлжckoro крестного хода , который в этот день завершился на земле преподобного Макария. Губернатор Тверской области И.М. Руденя обратился к участникам торжеств: «Сегодня исполнилось 500 лет со дня обретения мощей Макария Калязинского — заступника тверской земли. Мы высоко чтим нашего святого. Мудрость, доброе слово стали для людей духовной опорой. Преподобный Макарий стал вдохновителем патриотического и нравственного подъема, который привел к укреплению нашего государства. Мы храним наследие святого Макария Калязинского, чтим заложенные им традиции».

http://patriarchia.ru/db/text/5818367.ht...

1 серпня 2009 р. 17:00 2 августа — день памяти пророка Илии [Стаття] Во времена земной жизни пророка Илии еврейский народ, населявший Израильское царство, начал отпадать от веры и почитать языческих богов: Ваала и др. В правление израильского царя Ахава (877-854 гг. до Р.Х.) Илия был призван к пророческому служению и стал пламенным защитником истинной веры. 31 липня 2009 р. 15:02 1 августа — обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца [Стаття] Уже на протяжении столетия преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства. 27 липня 2009 р. 15:00 28 июля — память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси [Стаття] Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности он осуществлял заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение святого Владимира служило народу. 18 липня 2009 р. 00:00 18 июля обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского [Стаття] Преподобный Сергий — один из наиболее чтимых подвижников и молитвенников о Церкви, основатель Троице-Сергиевой Лавры и духовный устроитель русского монашества. Он оказал благотворное воздействие на судьбы Церкви и Отечества, благословив князя Димитрия Донского на Куликовскую битву (1380), победа в которой приблизила день освобождения Руси от монголо-татарского ига. 16 липня 2009 р. 00:00 16 июля Православная Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского (1507-1569) [Стаття] 16 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно перевезены с Соловков в Москву и положены в Успенском соборе Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Мы настраивались на два-три года борьбы. Однако всё разрешилось намного раньше. Под «железным» и убедительным натиском адвокатов и при мощной поддержке верующих города вдруг, внезапно для всех нас, правоохранители сочли за благо для самих себя поставить на моём «деле» жирную точку. Как они написали в Постановлении – «по отсутствию состава преступления». Кто не в курсе – для судейской Системы завершить рассмотрение «дела» оправдательным приговором, это не шутка. Принудить её к этому!.. В общем, судья скороговоркой зачитала итоговый документ и пулей выскочила из зала – лишь её чёрная мантия прощально и жалобно взметнулась в дверях. Судьёй она с того дня уже больше не работала. Расстался со своим местом и следователь прокуратуры. Ожидаемый протест Ленинской районной прокуратуры областной суд также ожидаемо решительно «отфутболил». Поистине, это был наш общий триумф! Мы ликовали – Господь принял наши общие молитвы и даровал победу! Андрей блаженный Симбирский День обретения мощей святого Андрея. 1998 г. Когда же я очнулся от горячки борьбы и взглянул на церковный календарь, то многое стало понятным – ведь это было 3 июня, день пятой годовщины прославления и обретения в Ульяновске святых мощей блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца, небесного покровителя нашего града! К тому же, так совпало, что это был и день памяти Царицы Елены – святой моей жены. Как стойко и мужественно держалась она весь тот год, знаю лишь я один. Отмечался 3 июня и праздник Владимирской иконы Божией Матери. Так случилось, что за несколько лет до этого кто-то из прихожан принёс в Неопалимовскую церковь нашего города старинный храмовый образ Владимирской Богородицы. Все богоборческие годы его спасали в этой семье от поругания. Однако от времени его фона совершенно почернели и прекрасные эмалевые узоры едва просматривались. Поэтому священники поставили икону не в храмовом зале, а у себя в алтаре. Но примерно за полгода до завершения суда надо мной образ стал обновляться – словно по мановению чьей-то руки чернота на фоновой эмали стала постепенно исчезать и перед удивлёнными священниками икона всё более и более представала в своём ярком первозданном виде.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/11/...

Это мнение совершенно сообразно с обстоятельствами: они убеждают, что, действительно, угодник Божий скончался так, как говорит Никифор. Ибо, если бы святой погребен был сначала вне усыпальницы, то неужели в то время, когда его выкапывали из земли и переносили в усыпальницу, никто не ощущал от мощей благоухания! Наконец, если видели его одетым и притом с иконою, неужели бы умолчали о столь необычайном обстоятельстве? Если же допустить, что святой был положен в темном месте усыпальницы, то для чего с иконою и почему он один положен там, тогда как все усопшие зарываются в землю? В усыпальницу же складываются только одни кости почивших отцов, которые вырываются из земли по прошествии трех лет со дня погребения усопших 258 . Но из всего этого видно глубокое смирение святого, который скрытно проводил добродетельную жизнь, не показывая своих добродетелей пред людьми, а потому пожелал скрыть и свою праведническую кончину. Мало того, он и по смерти не захотел быть почитаемым от людей. Но Всемогущий Бог, пред Которым без награды не остается и чаша холодной воды, поднесенная жаждущему, не восхотел оставить в совершенной неизвестности Своего раба, всю жизнь работавшего Ему со страхом и трепетом, но прославил его и против его воли и явил его добродетельную жизнь на пользу многим. Что же касается до времени, когда именно святой скончался, то с точностью определить весьма трудно, но если взять во внимание количество костей, лежащих около святых мощей, то надобно предполагать, что немного времени почивали тут мощи святого, так как костей было не слишком много. Между тем, и здание усыпальницы, а равно и одежды святого, судя по материалу и работе, относятся не далее, как к первой половине XVII столетия. Общим также советом положили совершить и бдение по случаю обретения сих святых мощей и тем воздать славу Богу, явившему Себя нам в этом чуде. Итак, в вечер субботы, 4 октября, мощи святого Евдокима с подобающей честью, благоговением и приличным псалмопением были перенесены в соборную церковь и, после всенощного богослужения и Литургии, с честью помещены в святом алтаре 5 октября в день недельный 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь. Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/11 февраля). Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля. В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм. Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей. Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. «Вологодские губернские ведомости», 1850. Часть неофиц., 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, 264). Труды: Житие Алексия митрополита (краткая редакция). Служба на память митрополита Алексия (12 февраля). Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Кремле же остался дворцовый храм Спаса Преображения, который обновлялся, перестраивался, обрастал новыми приделами, претерпевал пожары и разорение в 1812 году. В середине XIX столетия была проведена его капитальная реставрация. В 1933 году храм Спаса на Бору был полностью разрушен при объединении залов Большого Кремлевского дворца в зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР. Обретение останков монахов монастыря Преображения Господня связано с погребением святителя Стефана Пермского. Мощи святителя в 1909 году исследовала специальная комиссия Святейшего Синода с целью выяснения возможности их перенесения на место подвигов святого в Пермь. В ходе раскопок ниже захоронения святителя были найдены иные костные останки. По неизвестной причине все найденные фрагменты смешались, из-за чего Священноначалие сочло обретение мощей невозможным. Над местом упокоения святителя были устроены драгоценная рака и бронзовая сень. В 1933 году Спасо-Преображенский собор и все его святыни были уничтожены. Во время строительных работ во дворе Большого Кремлевского дворца археологи обнаружили часть фундамента и западной стены — белокаменные детали 1330 года постройки Спасо-Преображенского собора, а рядом — несколько поврежденных захоронений XIV века, видимо, принадлежавших монастырскому кладбищу, которое существовало в обители с 1330 года до конца XV века. По окончании работ найденные останки более 20 человек были оставлены в земле на прежнем месте. Спустя 10 лет протоиерей Владимир Клюев, в то время работавший в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, инициировал возобновление поисков утраченных мощей святителя Стефана Пермского и древних монашеских захоронений периода существования в Кремле Спасского монастыря. В 2006 году председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о поднятии обнаруженных в 1997 году останков монахов XIV-XV веков и проведении их всесторонней экспертизы. 7 мая 2007 года Святейший Патриарх Алексий благословил это начинание.

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница. Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии. По решению владыки икона находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафед­рального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богома­тери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослу­жения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_на_...

4. ВСЕВОЛОД, во Святом Крещении наименованный Гавриил, сын Великого Князя Мстислава Владимировича, родившийся и воспитанный в Новгороде и по отце, перешедшем на Киевское Великое Княжение, приявший Удельное Новгородское, в 1136 году Новгородцами изгнан и получил от дяди своего Великого Князя Ярополка близ Киева Вышегородск в 1137 году приня коих в 1158 году февраля 11 и скончался; погребен был на том месте, где по кончине уже его создана церковь Святого Димитрия Солунского, а через несколько лет Мощи его перенесены в Троицкий каменный Собор, им же основанный, где и ныне почивают. При гробе находится и меч его древней Готической работы c надписью на рукоятке Готическими же буквами: honorem meum nemini dabo (чести моей ни кому не дам) и с гербами двух львов под коронами. Был там же и щит его, но давно потерян, Сей Князь с 12 же века причтен в число Святых Российской Церкви и память преставления его празднуется февраля 11, а обретения Мощей ноября 27, Краткое жизнеописание его помещено в Прологе под числом Февраля 11, а о перенесении Мощей его под числом 27 ноября; подробнее же о всем сем сказание напечатано в Москве 1807 года при Повести о начале и основании Печерского Монастыря; а подробнейшее сохраняется в Ризнице Псковского Троицкого Собора. Служба ему на день преставления печатается в Месячных Минеях под числом февраля 11, а на обретение Мощей совершается еще по письменной в Соборе книг. На гробнице его „Преставися Благоверный Князь Гавриил в лето 6646 (1138); а в 1703 году месяца апреля в 8-й день освятися Храм во имя его. В тот же день и Мощи его Святые положены в нем при Митрополите Иосифе Псковском и Изборском.” Сие разумеется о новом уже Соборе Троицком, перестроенном с 1685 года, при коем вновь устроен Придел во имя сего Князя. Сей Князь, по свидетельству некоторых Летописей, в 1123 году сочетался с дочерью Новгородского Тысяцкого, а по сказанию жизнеописателя его, с дочерью Городецкого Князя Николы Святоши, именем Верою. Из детей его упоминаются Ярополк, Иоанн, скончавшийся в Новгороде 1128 года, Владимир и Мстислав, скончавшийся в 1169 году, две дочери его, по именам неизвестные, вышли в 1144 году в супружество за Князей Владимира Давидовича Черниговского и Владимира Ярославича Елецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

31 янв. 1826 г. по рекомендации митр. Киевского Евгения (Болховитинова) А. был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апр. 1829 Воронежский и Задонский), 6 дек. 1832 г. возведен в сан архиепископа. Трудами и молитвами А. было совершено прославление свт. Митрофана, еп. Воронежского. «Еще ничего не было известно,- рассказывал А.,- как приносят мне из Сарова записку от о. Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». В 1830 г. А. начал готовить материалы к прославлению свт. Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 г., после 2-го донесения, мощи святого были признаны Синодом нетленными. 6-7 авг. 1832 г. в сослужении члена Синода архиеп. Тверского Григория (Постникова) и 12 священников А. возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на к-рых присутствовало более 60 тыс. верующих со всей России. Спустя 40 дней на поклонение свт. Митрофану прибыл имп. Николай I. В 1832 г. А. издал указ «вспоминать имя свт. Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году А. благословил префекту ДС архим. Иннокентию составить житие свт. Митрофана (издано в 1886 в «Воронежских ЕВ»). 25 июня 1833 г. мощи святителя были перенесены из Архангельского в возобновленный Благовещенский собор Митрофаниева мон-ря, после чего день перенесения мощей стал по указу А. общеепархиальным праздником. В 1834 г. по просьбе А. находившийся в Воронеже иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) составил житие свт. Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 г. по совету А. петербургским купцом С. Ф. Масленниковым был написан акафист свт. Митрофану. В 1842 г. Синодом был одобрен текст службы святителю, для 1-го издания проф. имп. Академии художеств Н. И. Уткиным была сделана гравюра свт. Митрофана, а в 1830 г. воронежским губернским секретарем И. В. Шевцовым было исполнено первое живописное изображение свт. Митрофана. К сер. 40-х гг. А. разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов Воронежских архиереев. А. был одним из инициаторов перевода на рус. язык творений святых отцов, особенно прп. Ефрема Сирина, что и было осуществлено в 1829 г. Способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами издавались иконы, акафисты, душеполезные назидания. А. благословил Н. А. Мотовилова ехать в Курск и собирать сведения о родителях прп. Серафима Саровского.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

Мы пообщались, договорились о встрече, я вернулась в маленький храм с тем, чтобы поблагодарить святого, но икона уже была другая. Тут я, конечно, стала смотреть в интернете, чей день памяти, – и увидела, что сегодня праздник обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. Сразу же я узнала его лик – конечно, это его праздничная икона лежала тогда на аналое. Следующие 2 месяца предложения о новой работе сыпались на меня как из рога изобилия Следующие 2 месяца предложения о новой работе сыпались на меня как из рога изобилия. К декабрю у меня было несколько финальных вариантов – я имела возможность выбирать, на что соглашаться. Удивительным для меня было и то, что итоговое предложение от компании пришло именно 6 декабря. Потом я узнала, что это тоже был день памяти святителя Митрофана Воронежского. Тогда же я дала согласие работать там, где и тружусь, слава Богу, по сей день». Тогда же, в декабре, Елена поехала в Воронеж, чтобы поблагодарить святителя Митрофана. Она побывала в Благовещенском соборе, который находится в центре города, поклонилась мощам святого, заказала молебны. Потом поехала к святителю Тихону Задонскому, которого тоже не знала на тот момент, и попала в монастырь как раз, когда открывали его мощи, приложилась к ним. Впрочем, это уже другая история. С тех пор как Елена открыла для себя этих святых, она по возможности старается ездить к ним и просит родных, которые бывают у их мощей, заказывать сорокоусты, молебны. И, конечно, не устает благодарить святителя Митрофана за помощь в работе. Я верю, что именно святитель Митрофан помог мне с работой, а ведь я даже не знала имени святого на иконе, к которому обращалась с молитвой! Елена говорит: «Вроде бы это был такой сложный и горький период, но он привел меня к тому, что я открыла для себя и святителя Митрофана Воронежского, и святителя Тихона Задонского. Слава Богу, теперь я их знаю, знаю их жития, читаю им молитвы. Я очень хорошо помню, как унывала в тот август, потому что уже полгода ничего не получалось найти по работе. Я молилась, и была одна надежда, что случится чудо и что-то произойдет. И чудо действительно случилось. Переломный момент настал 20 августа – в день памяти святителя Митрофана Воронежского. Этот угодник Божий так неожиданно появился в моей жизни, и я верю, что именно он помог мне с работой, а ведь я даже не знала имени святого на иконе, к которому обращалась с молитвой в тот памятный для меня день!»

http://pravoslavie.ru/147773.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010