Кроме поименованных грамот Константинопольского патриарха по делам русской церкви, есть еще много грамот, в которых по разным случаям выясняются важнейшие пункты церковно-иерархических отношений между русскою церковью и Константинопольскою патриаршею кафедрою и светскою византийскою властью. В них выясняются след. положения. Константинопольский патриарх есть общий учитель всех христиан; он занимает в церкви место Христа и от него посаждается на владычнем престоле. В этом качестве он имеет право наблюдать за порядком во всех поместных православных церквах, в особенности же в церквах иерархически подчиненных Константинопольскому престолу, какова русская церковь . (Павлов. Памятники канон. права. Прилож. стр. 100. 108. 112. 270). Русский митрополит, по долгу подчинения Константин. патриаршей кафедре, должен приблизительно чрез два года посещать Константинополь для заседания в Синоде и для представления отчета по делам русской церкви, а в случае невозможности явиться лично, обязан посылать доверенное духовное лице. В случае, если патриарх услышит о каких-либо нестроениях в русской церкви, о неправильных действиях самого митрополита или в случае подачи ему жалоб на митрополита, патриарх имеет право позвать митрополита к себе на суд в Константинополь или послать доверенных лиц для производства дознания по жалобе на месте (стр. 40. 50. 104–106. 150–152. 190–192). По сану вселенского учителя, патриарх имеет право обращаться со своими пастырскими увещаниями и замечаниями и к князьям и требовать от них исправления под угрозою церковного наказания (стр. 270); он же есть судья во всех пререканиях и неудовольствиях между князьями и митрополитом и епископами (155–160. 162–166). Русский митрополит, на основании правил апостольских, имеет право требовать от подчиненных епископов почтения, послушания, благопокорливого исполнения его распоряжений, отчета в пастырской деятельности и подчинение его суду с правом апелляции к Константинопольскому патриарху. (Стр. 56–60. 106). И князья русские также должны слушаться митрополита во всех церковных делах и почитать его как духовного отца (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Святейший Патриарх Алексий I, его ближайший помощник по делам церковной дипломатии председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Коломенский Николай осознавали утопичность подобных надежд, о чем они в деликатной форме заранее информировали руководство страны. Хотя митрополит Крутицкий Николай в составленной им записке приветствовал саму идею созвать Собор в Москве, однако, заранее зная о препятствиях, с которыми неизбежно столкнется эта инициатива, он предлагал не торопиться с его открытием, но тщательно, а значит, и долго готовиться к нему. Он надеялся, что в перспективе такого события советское руководство заранее даст санкцию на проведение ряда мер, направленных на укрепление научного потенциала Русской Церкви, который был подорван довоенными репрессиями. Он писал даже о целесообразности амнистии архиереев, репрессированных до 1941 года, и предоставлении им кафедр, с тем чтобы впоследствии они приняли участие в Соборе. При этом он предлагал, прежде чем созывать Собор, путь к которому был неопределенно долгим, провести Предсоборное совещание. 14 января 1947 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, на которой была согласована предварительная программа Предсоборного совещания. В последующее время Священноначалие Русской Церкви достигло договоренности с Предстоятелями Православных Церквей тех стран, которые, согласно Ялтинским и Потсдамским соглашениям, находились не под американским или британским, а под советским контролем, о проведении в Москве в дни празднования 500-летия церковной автокефалии Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей, которое уже не называлось, как это предполагалось ранее, «предсоборным». Это было связано с тем, что противодействие Константинопольской Патриархии и епископата других грекоязычных Церквей самой идее созыва Собора в Москве, вне эллинского мира, было непреодолимым, а без их согласия ставить вопрос о Соборе было делом бесперспективным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5232718...

По окончании литургии, Святейший Владыка посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, где поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Затем Его Святейшество направился в Александро-Невскую лавру, где поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского и совершил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима (Ротова). Вечером 5 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Калининград. В аэропорту его встречали епископ Балтийский Серафим, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, епархиальное духовенство. 6 декабря 2014 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма благоверного князя Александра Невского в Калининграде и возглавил Божественную литургию в нем, а 7 декабря 2014 года — в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда. Его Святейшеству сослужили епископ Балтийский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епархиальное духовенство. В ходе своего визита в Калининградскую епархию Святейший Патриарх Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, встретился с губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым и осмотрел место строительства храма святых праведных Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области. Вечером 7 декабря 2014 года Его Святейшество прибыл из Калининграда в Санкт-Петербург, где посетил Иоанновский женский монастырь, а также Александро-Невскую лавру, Никольское и Большеохтинское Георгиевское кладбища. 8 декабря 2014 года Святейший Владыка совершил великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе и освящение памятника игумену Земли Русской. Затем Предстоятель Русской Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана и епархиального духовенства совершил Божественную литургию. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета Сергиевского храма в Царском Селе, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

В храме молились члены Синода ЭПЦ МП — настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского в Хаапсалу протоиерей Даниил Леписк, член Синода С.Г. Мянник, О.В. Бурдейный и другие члены делегации. На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов и председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий. Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря (регент Г.Л. Сафонов). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виктора Янкаускаса, клирика строящегося храма Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине (Восточное викариатство г. Москвы), в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Тишкун, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Епископ Нарвский и Причудский Лазарь огласил послание митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия : «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Я очень рад, что имею возможность приветствовать Вас в этом намоленном храме — свидетеле важных событий в истории Русской Православной Церкви; но вместе с тем в душе моей — скорбь, поскольку в силу своего возраста не могу обратиться с этим приветствием к Вам лично. Прежде всего, хотелось бы поблагодарить за ту помощь и поддержку, которые Вы оказали мне, а через меня и всей Эстонской Православной Церкви, назначив мне надежного помощника в лице викарного епископа, с которым мы и осуществляем руководство нашей самоуправляемой Церковью, часто совершая богослужения вместе. Грядет великое событие — в 2020 году исполнится 100 лет, как Святейший Патриарх Тихон даровал широкую автономию Православной Церкви в Эстонии. В постановлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 мая 1920 года говорится: «...ввиду того, что Эстонская Церковь как находящаяся в пределах самостоятельного государства фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских признать Эстонскую Православную Церковь автономною...» Сто лет назад был рукоположен первый эстонский епископ. Рукополагал его будущий мученик митрополит Петроградский Вениамин. Через год епископ Платон стал мучеником нашей Православной Церкви. Таким образом, жезл священномученика митрополита Петроградского и Ладожского Вениамина, расстрелянного по приговору Петроградского ревтрибунала в 1922 году и затем прославленного в лике святых, перешел в руки будущего священномученика Платона, епископа Ревельского. Этот жезл сохраняется Эстонской Православной Церковью как символ церковной власти в Эстонии и передается от одного иерарха нашей Церкви другому.

http://patriarchia.ru/db/text/5004917.ht...

Обстоятельства времени прервали имеющие 250-летние добрые исторические корни отношения между православными России и Китая. Но по истечении тяжелых в истории Китая и российско-китайских отношений времен они постепенно начали восстанавливаться. В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь г. Харбина, где служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, — отец Григорий Чжу. В 1994 году состоялся визит делегации Государственного управления по делам религий в Россию совместно с китайским православным священником из Харбина. Епископы Русской Православной Церкви посещали Китай: 1993 год — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, 1994 год — епископ Дмитровский Иннокентий . В 1996 году харбинский священник отец Григорий Чжу получил антиминс и Святое миро от Патриарха Московского и всея Руси и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году. Однако стремление православных китайцев иметь храм и полноценную церковную жизнь не исчерпывалось только Харбином. Хочется отметить, что священник Михаил Ли неоднократно пытался добиться разрешения проводить богослужения в Шанхае. Сломленный неудачами, отец Михаил эмигрировал в Австралию и ныне служит в китайском приходе под омофором архиепископа Ново-Зеландского и Сиднейского Илариона . Ни одного действующего китайского православного священнослужителя на территории КНР в настоящий момент нет. В Шанхае проживают находящиеся в преклонных годах священник Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу, которые хранят в своем сердце надежду совершить Литургию на китайской земле. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. После лет культурной революции в Китае восстанавливаются православные храмы — в Синьцзяне (города Урумчи, Инин, Дачэнь), Внутренней Монголии (город Эргуна), провинции Хэйлунцзян (город Харбин). В ряде городов Китая — Шэньяне, Шанхае — сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. Однако наряду с этим восстановленные и сохранившиеся храмы нуждаются в богослужении, совершение которых в настоящий момент крайне затруднено, так как в Китае сейчас нет ни одного православного китайского священника. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 1997 года председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Таким образом мы констатируем, что Китай является зоной пастырской ответственности для Русской Православной Церкви до момента восстановления в полноте иерархии Китайской Автономной Православной Церкви. Китай — не территория миссии для Русской Православной Церкви, а каноническая территория автономной Церкви, жизнь которой регулируется канонами вселенского Православия, внутренними определениями Китайской Автономной Церкви и китайским национальным законодательством.

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

В 1911-1912 г.г. рядом со старым, обветшавшим зданием Болотнинской церкви было построено новое деревянное здание однопрестольной церкви на кирпичном фундаменте, под железной крышей. В 1913 г. старое здание было разобрано. В 1914 г. при церкви в Болотном служил настоятель Александр Николаевич Мигай, второй священник Сергей Гаврилович Коновалов, дьяк Александр Строганович Кирилов, псаломщик Евгений Николаевич Захваткин. В составе прихода было 5704 прихожанина из Болотного, Мануйлово, Саввино, Таскаево, Зудово, Н-Елбакское, Карасево, Поселья, Киряково других сел. Приходская земля включала в себя 120 десятин. Весь причт содержался при готовых причтовых домах, жалованье о казны составляло 180 рублей, доходы от треб - до 2500 рублей. Болотнинская церковь относилась к благочинию 48 округа. Деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая в селе Болотное была построена в 1912 г. на пересечении улиц Московского тракта и Гондатьевской (Гондатьев - Томский губернатор). До богоборческой революции служили в ней два священника, псаломщик и диакон на должности псаломщика. При церкви были причтовые дома и 120 дес. земли в селе Болотное, в деревнях Мануйлово и Зудово. Церковь попечительствовала над церковно-приходской школой при станции Болотное, железнодорожным училищем и ремесленной школой в селе Болотное. Из документов стало известно, что церковное попечительство существовало с 1825 г., священник о. Александр (Николаев) на Болотнинском приходе был с 1909 г., прослужил до 1914 г. Вторым священником с 1912 г. был о. Сергий (Коновалов). После революции храм передали обновленцам. А потом его совсем закрыли (Распоряжение Облисполкома 35 от 10.02.40 г.). Церковь была отдана под склад. Позже в бывшем храме открыли кинотеатр «Победа». В 1952 г. здание сгорело. Верующие жители г. Болотное неоднократно обращались в Новосибирский облисполком о возврате церкви и возобновлении богослужений. Дважды это ходатайство было отклонено. Наконец, в июле 1945 г. было получено разрешение на открытие молитвенного дома (Постановление Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме от 27 июля 1945 г.). В октябре того же года митрополит Варфоломей назначил в район Болотное священника о. Стефана (Крылова), который оформил регистрацию прихода у Созонёнка П. П., уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме, 12 октября 1945 г. за 18-45. С 25 октября 1945 г. началось богослужение в домах у верующих: Земцова Т. Е., Лапенко М. К., Вужаркиной А. М. В своём информационном докладе в 1946 г. т. Созонёнок П. П. сообщает: «В сентябре 1946 г. приходской общиной г. Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек. После небольшого ремонта и осмотра комиссией начнёт функционировать (имеется свидетельство, что молитвенный дом начал функционировать 14 октября 1946 г. - в Покров)».

http://sobory.ru/article/?object=33659

В Краснодарском крае в 1926 г., в пору активной государственной поддержки обновленчества, у обновленцев было 453 церкви, а у Патриаршей Церкви — 48. Перед войной это число сократилось соответственно до 4 обновленческих и 3 “тихонов­ских” храмов. Но подлинное соотношение сил выявила немецкая оккупация, когда на Кубани были открыты примерно по 100 патриарших и обновленческих храмов 8 . Как писал позднее местный уполномоченный по делам Русской Православной Церкви, “об­новленцы не отставали от тихоновцев в открытии церквей главным образом потому, что во главе их стоял епископ, имевший право рукополагать в священники, чего не имели тихоновцы” 9 . После освобождения Краснодарского края к апрелю 1944 г. здесь насчитывалось 133 патриарших храма и 86 обновленческих (соотношение 1,6 : 1) 10 . На Ставрополье это соотношение к середине 1944 г. составляло примерно 2:1 11 . История обновленчества в Ставропольском крае выявила его тесную зависимость от политической конъюнктуры, причем очень часто не от подлинной политики власти, а от того, как эту политику понимали местные священники и верующие. Так, по замечанию ставропольского уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, историю обновленчества в крае в 1942–1944 гг. можно было разделить на четыре этапа. До оккупации, на 1 августа 1942 г. в крае насчитывалось 11 действующих обновленческих церквей и 3 патриарших. Во время немецкой оккупации, с 3 августа 1942 г. по 1 февраля 1943 г. происходило массовое открытие церквей, общины которых заявляли о своей принадлежности к Патриаршей Церкви, а также имел место переход в ее юрисдикцию обновленческих приходов. У обновленцев тогда осталась всего 1 церковь, а число патриарших храмов возросло до 140 12 . Не последнюю роль в этих процессах сыграло заявление немецкого коменданта Пятигорска, который объявил, что по его распоряжению “восстанавливается в своих правах в полном объеме старо-тихоновская православная церковь, во главе которой стоит патриарх Серафим Болгарский и Берлинский.

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский). За богослужением молились настоятельницы монастырей Минской епархии . В храме присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь А.А. Румак; государственный секретарь Союзного государства Д.Ф. Мезенцев; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Б.В. Грызлов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда , заместитель государственного секретаря Союзного государства В.И. Сиренко, начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома О.Н. Чемоданова. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Спас» , на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru и УоиТиве-канале Белорусского экзархата . Трансляция была выведена на большие экраны, установленные на площади перед собором.  По окончании богослужения митрополит Минский и Заславский Вениамин от лица епископата, монашествующих, священнослужителей и мирян приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству старинный список Оршанской иконы Божией Матери и факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  В память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал митрополиту Вениамину крест и две панагии, для Свято-Духова собора — искусно вышитые покровцы, для приходов Белорусского экзархата — 21 напрестольное Евангелие. Верующим были вручены иконки преподобной Евфросинии Полоцкой с Патриаршим благословением. Свято-Духов кафедральный собор — украшение исторического центра белорусской столицы. В архитектурном отношении храм представляет собой двухбашенную трехнефную базилику в стиле виленского (белорусского) барокко. Место, на котором расположился собор, издревле принадлежало Православной Церкви. Здесь размещался православный мужской монастырь в честь бессребреников Космы и Дамиана, первые сведения о котором относятся к началу XV века.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Организационный разгром некогда господствующей Церкви способствовал активизации деятельности старообрядцев и сектантских сообществ, долгое время подвергавшихся в Российской империи дискриминации. Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» 1929 г. значительно сократило рамки легальной деятельности религиозных объединений и религиозных групп в СССР. Предписав в обязательном порядке регистрировать общины верующих, власть оставила за пределами легальности важнейшие сферы религиозной жизни и деятельности: монашество, церковную благотворительность, образование, хозяйственную деятельность и массу незарегистрированных или снимаемых с регистрации общин . В 1930-х гг. карательные органы вели активную борьбу с религиозным подпольем, используя факт его существования как главный повод для уничтожения Церкви и православного духовенства. Репрессии не обошли и сохранившиеся старообрядческие общины. К началу Великой Отечественной войны их деятельность была полностью подавлена. Подполье стало общим уделом и главным способом сохранения религиозной жизни всех религий и конфессий страны. Изменение государственно-конфессиональных отношений в годы Великой Отечественной войны привело к укреплению позиций Русской Православной Церкви, восстановлению организационной структуры Московской Патриархии, легитимного церковного управления. Вопреки действующему законодательству 1929 г., правительством была дана санкция на расширение сферы легальной деятельности религиозных организаций, прежде всего благотворительности в пользу государства, духовного образования, монашества. Впервые за годы советской власти верующие получили возможность открывать храмы, возрождать приходскую жизнь на советской территории. Вновь созданные в 1943 г. органы государственной власти, призванные к проведению в жизнь религиозной политики государства – Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религиозных культов при СНК СССР – способствовали решению целого комплекса задач, в которых были одновременно заинтересованы как государство, так и Русская Православная Церковь.

http://bogoslov.ru/article/1435186

Свою роль сыграл и окончательный отказ руководства СССР от попыток сближения с Ватиканом, после чего произошел переход к прямой конфронтации с Папским престолом. 7 янв. 1945 г. центральный печатный орган ВКП(б) газ. «Правда» резко раскритиковала рождественское послание папы Римского Пия XII с призывом к миру. Папу обвиняли в том, что он «пытается защищать германских фашистов и оградить их от ответственности». 2 марта того же года председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР Г. Г. Карпов получил от курировавшего его в правительстве наркома иностранных дел В. М. Молотова поручение подготовить программу мероприятий по противодействию Ватикану. Очевидно, основные направления этой программы были определены высшим партийно-советским руководством заранее, а Совету по делам РПЦ поручалась разработка детального плана мероприятий. Для борьбы с католич. Церковью, «ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство мира», предусматривалось прежде всего прекращение деятельности УГКЦ - наиболее многочисленной в СССР религ. орг-ции, связанной с Ватиканом. Вместо прямой адм. ликвидации структур униат. Церкви было решено организовать переход ее приходов в юрисдикцию РПЦ. С одной стороны, такое решение властей было более щадящим и объективно отвечало чаяниям значительной, если не большей, части верующих Зап. Украины. С др. стороны, вовлекая РПЦ в свою политику борьбы с Ватиканом, руководство Советского гос-ва тем самым возлагало на правосл. Церковь долю ответственности за собственные репрессивные действия. 15 марта Карпов представил Сталину (копии - Молотову и наркому внутренних дел Л. П. Берии ) доклад с планом действий «по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви». План предусматривал организацию внутри клира УГКЦ Инициативной группы, которая должна была призвать униатское духовенство к переходу в Православие. Сталин завизировал свое согласие с предложениями Карпова.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010