Статья Соборная деятельность Русской Православной Церкви в СССР представляет собой чрезвычайно важную и малоизученную проблему. Известно, что со времен Поместного Собора 1917–1918 гг. Русская Церковь, оказавшись в условиях несвободы и почти не прекращающихся гонений со стороны советской безбожной власти, практически была лишена возможности свободно реализовывать свое соборное начало и открыто выражать суждение по всем волнующим ее членов вопросам государственной, общественной и церковной жизни. Однако соборная жизнь Русской Православной Церкви в советском государстве не прекратилась. Она была возобновлена в годы Великой Отечественной войны и ознаменовала собой возрождение русского православия в рамках, дозволенных правительством СССР и лично главой советского государства И. В. Сталиным. Известно, что все Поместные и Архиерейские Соборы советской эпохи, проходившие в период с 1943 по 1988 гг., вели свою работу под строгим контролем государственного органа — Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совета по делам религий) при СМ СССР и, в сущности, не предусматривали свободного выражения мнений и волеизъявления их участников. Все решения этих Соборов были заранее проработаны и согласованы с гражданской властью. Однако среди всех соборных деяний советской эпохи были и такие, которые едва ли вписываются не только в канонические рамки, но и в рамки приличия, свойственного дипломатическому взаимодействию между Церковью и государством. Одним из таких событий в жизни Русской Православной Церкви стал Архиерейский Собор 1961 г., состоявшийся 18 июля в Троице-Сергиевой лавре. Формально Собор был приурочен к дню памяти прп. Сергия Радонежского. Причиной его созыва стала необходимость церковной легитимизации приходской реформы, проводимой руководством Московской Патриархии под давлением гражданской власти. 18 апреля 1961 г. Священный Синод принял журнальное постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Оно требовало от священников, занимавших должности настоятелей, передать административные полномочия исполнительным органам приходов, состоящим из мирян. В результате священнослужители оказались полностью отстранены от финансово-хозяйственной деятельности религиозных объединений. Однако данное требование соответствовало только действующему государственному законодательству — постановлению ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» 1929 г. С церковно-канонической точки зрения оно выглядело совершенно незаконным, так как главенствующее положение священника в приходе было прописано в paздeлe IV «O приходах» важнейшего документа — «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятого в 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Таким образом, задачей Собора 1961 г. стало устранение этого формального противоречия путем внесения поправок в «Положение об управлении».

http://bogoslov.ru/article/6176448

И действительно, урок не остался незамеченным. «Саратовская купель» стала сигналом для целого ряда антирелигиозных статей воинствующего характера и административных мер против духовенства и верующих. Были наказаны и представители саратовских органов власти: председатель Волжского райисполкома И. Д. Прибыток и начальник Саратовского ОСВОДа И. К. Карамышев — сняты с работы с наложением на них строгого взыскания; зам. начальника городского управления милиции П. Комарову — объявлен строгий выговор; Волжскому РК ВКП (б) ЦК ВКП (б) указал на политическую беспечность. Административные меры были приняты и Московской Патриархией. Обеспокоенный патриарх срочно, 22 февраля, собрал заседание Священного Синода. В своем выступлении по поводу саратовских событий он подчеркнул, что «купание нескольких сот человек… не составляло церковного обряда, но было непосредственно присоединено к нему и вызвало статью, где Церковь обвинялась в “мракобесии” и “язычестве”». Синод своим решением вынес епископу Саратовскому Борису строгое замечание. Однако вскоре по отношению к епископу Борису были приняты более строгие меры: он был переведен на Чкаловскую кафедру и отозван из делегации Патриархии, направлявшейся в Харбин. Итогом разбирательства «саратовского дела» стал еще один проект постановления ЦК ВКП (б), разработанный Отделом пропаганды и агитации ЦК, — «О массовом совершении религиозного обряда в день церковного праздника “крещения” в г. Саратове». Новый проект постановления практически полностью возлагал вину за события в Саратове на Совет по делам Русской Православной Церкви и его председателя Г. Г. Карпова: «Злоупотребляя своим служебным положением, т. Карпов 6-го декабря 1948 г . разослал уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви в краях, областях и республиках инструктивное письмо в котором ориентировал местные органы на широкое проведение “крестных ходов” на воду, молебнов и “крещенских водосвятий”. В ряде краев и областей эта неправильная директива т. Карпова местными уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви была передана всем райисполкомам и сельсоветам, хотя этим уполномоченным не предоставлено право давать распоряжения местным органам власти».

http://pravoslavie.ru/5362.html

Как бы прекрасно ни был поставлен образовательный процесс в православном учебном заведении (гимназии, приходской школе), он может быть лишь частью воспитания православной личности. Обучившийся закону Божию ребенок взрослеет, приходит пора студенчества – и храм забыт, нравственная жизнь бывшего «благочестивого отрока» нисколько не отличается от жизни неверующих сверстников. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка и подростка. Нужно занимать  свободное время ребенка.  Идеально, если и учебное время, и то время, которое подросток отдает досугу, будет проходить в церковной общине, тратиться с пользой для духовно-нравственного становления личности. Начало широкому распространению идей православного молодежного служения было положено на Всецерковном съезде православной молодежи в 2001 г. За несколько лет представительные  молодежные форумы были проведены практически во всех Федеральных округах. Девизом всех  начинаний в сфере православного молодежного служения избраны  слова святого апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией»  (1 Петр. 4, 11). Деятельность Синодального отдела по делам молодежи велась по следующим основным направлениям: осуществление организационной деятельности с целью реализации Концепции православного молодежного служения Русской Православной Церкви во всех епархиях. Содействие созданию епархиальных Отделов по делам молодежи и координация их работы; вовлечение молодежи в церковное служение; проведение общецерковных мероприятий; информационно-издательская деятельность. В 2001 году во исполнение решений  Юбилейного Архиерейского собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси  Алексий II преподал благословение на создание   епархиальных Отделов по делам молодежи на всей канонической территории Русской Православной Церкви. В настоящее время создание епархиальных отделов на территории Российской Федерации практически завершено.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Статья 2. Предназначение церковных судов. Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви. Статья 3. Делегированный характер церковного судопроизводства. 1. Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, именуемому в дальнейшем тексте настоящего Положения «Архиерейский Собор». Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется также  Священным Синодом Русской Православной Церкви,  именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Священный Синод»,   и Патриархом Московским и всея Руси.  Осуществляемая Общецерковным Судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Общецерковному суду. 2. Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям.  Епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по делам о совершении церковных правонарушений в случае, если данные дела не требуют исследования. Если дело требует исследования, епархиальный архиерей передает его в епархиальный суд. Осуществляемая в данном случае епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея, которую епархиальный архиерей делегирует епархиальному суду. Статья 4. Единство судебной системы Русской Православной Церкви. Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: Статья 5.  Язык церковного судопроизводства. Закрытый характер рассмотрения дел в церковном суде. 1. Церковное судопроизводство на Архиерейском Соборе и в Общецерковном суде  ведется  на русском языке. 2.  Рассмотрение  дел в церковном суде является закрытым. Статья 6. Правила наложения канонического прещения (наказания). Примирительная процедура урегулирования разногласий. 1. Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению.

http://e-vestnik.ru/docs/tserkovnyy_sud_...

В какой-то степени исследователю, который приступает к изучению истории недалекого прошлого, легче подобрать источники и необходимые исторические материалы для своего исследования. Поскольку некоторые свидетели событий Новейшего периода жизни Церкви ещё живы, можно пообщаться с родственниками почивших активных деятелей бурного XX века, обратиться к дневникам, записям, мемуарам, которые изданы, а также попросить помощи сотрудников ведомственных и личных архивов. Иногда удается получить доступ к необходимым материалам, но чаще всего ведомственные архивы закрыты для исследователей. С подобной проблемой пришлось столкнуться автору этих строк при работе над сбором материалов для кандидатского исследования. Особые трудности сопровождают исследователей Новейшего периода истории Русской Церкви. В советскую эпоху столь большую религиозную организацию, как Русская Православная Церковь, конечно же, контролировали органы государственной власти. В Совете по делам Русской Православной Церкви, как и в Совете по делам религий, делопроизводство велось на высоком уровне, регулярными были передачи дел из архива Совета по делам РПЦ в Центральный государственный архив РСФСР (позже в Государственный архив Октябрьской революции). Но поскольку деятельность органов, которые курировали вопросы религиозных организаций в СССР, проходила под грифом «Секретно», определенная часть архивных документов и ныне недоступна для исследователей, поскольку является засекреченной. Таким образом, пусть не в полной мере, но проследить отношение государства к Церкви в СССР возможно. Для этого необходимо только получить разрешение на работу с открытыми фондами Государственного архива Российской Федерации (Ф. 6991). К чести сотрудников Государственного Архива, следует отметить, что и сегодня документы органов государственной власти продолжают, хотя и минимальными порциями, рассекречивать. Другую сторону вопроса, как то: церковную позицию в отношении Советского государства, реакцию верующих, епископата на происходящие исторические события мы, к сожалению, знаем только из официального печатного органа Церкви – Журнала Московской Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/1902911

В 1951 году впервые за послевоенный период в Брестской области возобновились притеснения верующих. Начались массовые увольнения рядовых граждан за посещение церквей, исключение из рядов партии и комсомола. Однако, несмотря на это, посещение церквей в период больших религиозных праздников (Рождества, Богоявления, Пасхи Христовой и др.) по-прежнему оставалось очень высоким. Удручающее положение Русской Православной Церкви сложилось после прихода к власти Н. Хрущёва и принятия постановления XXI съезда КПСС о преодолении пережитков капитализма в сознании масс. Усиление антирелигиозной пропаганды и контроля над священнослужителями принесло большой вред общему положению дел в епархиях Православной Церкви. Сотрудники Совета по делам Русской Православной Церкви, а также КГБ, военкоматы, партийные и комсомольские работники пристально следили за тем, чтобы молодые люди не подавали заявлений о приеме на обучение в духовные семинарии. Недостаток абитуриентов привел к ликвидации Минской духовной семинарии, которая была закрыта за ненадобностью, несмотря на ходатайства Святейшего Патриарха Алексия перед Председателем Совета по делам РПЦ о помощи в сохранении духовного учебного заведения. Органы местной власти, это хорошо показано авторами в статье на примере данных ГАБО, использовали любые предлоги для закрытия церквей. Это могло быть неудовлетворительное состояние храма либо отсутствие необходимого противопожарного оборудования в храме, а также привлечение несовершеннолетних детей к участию в отправлении религиозных обрядов. Нужно отметить, что в других регионах власти просто отказывали общинам в регистрации, но закрытия уже действующих церквей были редки. Практика закрытия церквей широко применялась властями в тех регионах, где действовали храмы, открытые во время оккупации. После принятия постановления Совета Министров от 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» для закрытия церкви и снятия священника с регистрации не нужно было согласие Совета Министров СССР либо союзной республики, достаточно было решения областного исполкома и согласия Совета по делам РПЦ. Это ускорило и облегчило процедуру ликвидации храмов и устранения неугодного духовенства.

http://bogoslov.ru/article/1510606

Напротив, это одно из главных направлений церковной миссии. В нынешнем 2017 году Святейший Патриарх Кирилл на разных площадках неоднократно заявлял о том, что в своем пастырском служении архиереи и священники должны отдавать приоритет детям и молодым людям. И это не случайно, ведь молодежь это не только наше будущее, о чем постоянно говорится, но это и наше настоящее. Чаще всего именно состояние молодого поколения формирует образ страны, лицо народа. В этом смысле не побоюсь сказать, что духовная забота о молодежи это то, чем Церковь живет в ежедневном ритме. Это жизнь и будни Церкви. Стоит посмотреть хотя бы сайт Синодального отдела по делам молодежи, на котором каждый день публикуется информация о церковной молодежной миссии во всех частях Русской Православной Церкви. Эта миссия не идеальна, она требует постоянного совершенствования, но она есть, и ей искренне преданы сотни священников, со многими из которых мне уже удалось познакомиться. То, что в СМИ порой чаще звучат другие темы, на мой взгляд, связано с тем, что медийная повестка, как правило, больше обращает внимание на острые темы, церковную позицию в отношении тех или иных современных вызовов и так далее. — При этом в СМИ часто попадают заявления различных молодежных организаций, именующих себя православными, порой радикально выступающих против определенных выставок или фильмов. Синодальный отдел как-то взаимодействует с «Божьей волей» или движением «Сорок сороков»? Нужно ли здесь, по вашему мнению, ограничение ведь фактически любая группа может провозгласить себя православными активистами? — Тот, кто заявляет о себе как о православной организации, прежде всего, должен следовать основам православной веры, соблюдать каноны Церкви, а также иметь духовника и действовать по благословению Священноначалия. Синодальный отдел по делам молодежи готов работать с любой молодежной организацией, которая соответствует данным критериям, имеет своей целью несение в мир добра и не несет в себе негативного посыла. — Как бы вы оценили миссию Русской Церкви в интернете? Насколько эффективно ее присутствие в виртуальном пространстве? — Сегодня Церковь присутствует в интернете, но, полагаю, что это присутствие может быть более активным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5050919...

5. Пункт 25 главы V Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «В обязанности Священного Синода входит: о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Митрополичьих округов и Экзархатов; р) утверждение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов». 6. Пункт 6 главы VI Устава Русской Православной Церкви исключить. 7. Пункт 7 главы VI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: а) Управление делами, действующее в составе Московской Патриархии на правах Синодального учреждения; б) Отдел внешних церковных связей; в) Издательский совет; г) Учебный комитет; д) Финансово-хозяйственное управление; е) Отдел религиозного образования и катехизации; ж) Отдел по церковной благотворительности и социальному служению; з) Миссионерский отдел; и) Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; к) Отдел по делам молодежи; л) Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества; м) Информационный отдел; н) Отдел по тюремному служению; о) Комитет по взаимодействию с казачеством». 8. Пункт 8 главы VIII Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Самоуправляемую Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Самоуправляемой Церкви c последующим утверждением Архиерейским Собором». 9. Добавить главу VII.I в Устав Русской Православной Церкви и изложить ее в следующей редакции: «VII.I. Автономные Церкви. 1. Автономные Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. 2. Решение об образовании или упразднении Автономной Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Архиерейским Собором. 3. Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

5 марта секретарь ЦК КП Молдавии Д. Ткач и уполномоченный по республике Совета по делам Русской Православной Церкви П. Роменский направили в ЦК КПСС письмо с требованием отменить постановления СНК от 22 августа 1945 года 2137–546 и от 28 января 1946 года 232–101, которые предоставляли церковным организациям ограниченное право юридического лица. По мнению Д. Ткача, Г. Карпов был всецело на стороне Русской Православной Церкви. Так, в письме от 10 июля 1953 года 644 уполномоченному по Молдавской ССР было в категорической форме предложено не чинить препятствий духовенству в приобретении автомобилей. В письме от 2 октября 1958 года 2034 Г. Карповым были даны указания, которые закрывали доступ финансовым органам к документам, учитывающим доходы церковных организаций. Письмо заканчивалось просьбой отменить постановления СНК 1945–1946 годов и распоряжения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви, так как они противоречили советскому законодательству о Письмо Д. Ткача окончательно определило судьбу Г.Г. Карпова. Он не вписывался в новую политическую реальность, которая, " борясь со сталинизмом " , уничтожала и позитивны явления, в том числе меняла принципы, на которых строились государственно-церковные отношения в послевоенный период. В течение года будет подготавливаться его отставка. 2 апреля Г.Г. Карпов встретился со Святейшим Патриархом Алексием, председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Николаем Колчицким. Основной темой беседы стало отношение Русской Церкви к созываемому папой Иоанном XXIII собору. И вновь патриарх Алексий подчеркнул, что, по существующим каноническим законам, Православная Церковь не может участвовать в этом соборе, а также направлять своих представителей в качестве наблюдателей или гостей. Патриарх также сообщил председателю Совета о намечающихся консультациях по данному вопросу с патриархами – Антиохийским Феодосием, Александрийским Христофором и Сербским Германом, которые должны были приехать в Москву по приглашению Русской Церкви.

http://religare.ru/2_98591_1_21.html

Плодом духовного сеяния Русской Православной Церкви является также автономная Китайская Православная Церковь , которая до «культурной революции» 1966-1976 годов имела немало храмов по всей территории Китая, особенно в приграничных областях, а также в крупных городах, таких, как Пекин, Шанхай, Харбин. В одном только Харбине было более 20 православных храмов, напомнил французским студентам митрополит Волоколамский Иларион. «В эпоху культурной революции многие из этих храмов были разрушены, но кое-что осталось доныне. И остались православные верующие, нуждающиеся в пастырской заботе – не только русские, но и китайцы, — рассказал владыка. — На протяжении многих лет мы ведем диалог с Государственным управлением Китая по делам религий. В прошлом году мы подписали два меморандума, один из которых определяет условия, на которых китайские студенты смогут приезжать для обучения в наших духовных школах». Архипастырь также поведал о служении Русской Церкви на территории Франции. В Париже открыта русская православная семинария, готовится к осуществлению проект по строительству духовно-культурного центра. При этом митрополит Иларион подчеркнул, что эта деятельность не должна восприниматься как направленная против Католической Церкви. «Мы стараемся согласовывать наши шаги с католической иерархией Франции так же, как и руководство католиков в России — с Русской Православной Церковью, — отметил председатель ОВЦС. — Задача нашего присутствия в католических странах заключается не в том, чтобы переводить католиков в Православие, хотя мы не исключаем единичных случаев такого индивидуального перехода, но в том, чтобы осуществлять пастырское окормление православных верующих, проживающих там». Молодежную группу сопровождают капелланы Института политических наук Парижа католические священники Т. Анн и А. Пачеко и ректор Русской духовной семинарии в Париже иеромонах Александр (Синяков) . Во встрече также принимал участие секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев. Французские студенты планируют ознакомиться с жизнью Русской Православной Церкви, посетить Свято-Троицкую Сергиеву лавру , Храм Христа Спасителя . Поездка осуществляется по инициативе Корсунской епархии Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1420265...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010