Протокол заседания Священного Синода РПЦ от 30 апреля 1957 г. был отправлен архиепископу Герману 25 мая, уже после поездки митрополита Николая. Одновременно с протоколом было отправлено и приглашение священноначалию Финляндской Православной Церкви посетить Советский Союз. «Достойным продолжением нашего столь счастливого возобновления общения будет пребывание у нас в качестве наших дорогих гостей Вас, Ваше Высокопреосвященство, с двумя спутниками или тех лиц, коих пошлете к нам как представителей Церковной общественности братской Церкви Финляндии» , – сообщалось в тексте приглашения. И архиепископ Герман и второй финляндский архиерей – епископ Гельсингфорсский Александр (Карпин), сославшись на преклонные лета, болезни и долгий утомительный путь, сами ехать отказались, но отправили официальную делегацию. В нее вошли: викарный епископ Йоэнсууский Павел (Олмари) , ректор православной Духовной семинарии священник Иоанн Сухола и судья Симо Хяркенен (последние двое являлись членами Церковного управления). Советское посольство в Финляндии 20 июня 1957 г. запросило помощи Совета по делам Русской Православной Церкви в спешной выдаче въездных виз в СССР для данной делегации . Финские гости, целью которых было «установление общения между Русской и Финляндской Православными Церквями» , в период с 27 июня по 10 июля должны были посетить Москву, Ленинград, Киев и Одессу. Сохранилась беседа неизвестного нам инспектора Совета по делам Русской Православной Церкви и сопровождавшего делегацию переводчика П.И. Кувало, из которой мы узнаем много интересных подробностей о членах делегации и о самой поездке. Так, епископ Павел характеризовался как человек скрытный, умный и хитрый. Он фактически руководил Финляндской Православной Церковью и, до 1921 г. живший в Петербурге, позиционировал себя как финн . Иоанн Сухола, как и Павел, держит себя очень осторожно, выяснилось только то, что он окончил филологический факультет Хельсинкского университета и читает лекции в Духовной семинарии. Судья Хяркенен, наоборот, живо интересуется всеми сторонами советской жизни, хорошо материально обеспечен, любит выпить и быстро хмелеет. Он окончил юридический факультет в Хельсинки, женат на преподавательнице музыки, имеет троих детей . Все они не ожидали столь хорошего приема в Советском Союзе и были очень рады большому количеству полученных подарков.

http://bogoslov.ru/article/5418350

Кандидат исторических наук И.В. Петров (Институт истории СПбГУ) представил доклад «Кампания по изъятию церковных ценностей в Петрограде и попытка отстаивания интересов Церкви духовенством и мирянами в 1922 году». Особое внимание докладчик обратил на роль в защите Церкви выдающегося юриста и общественного деятеля профессора Петроградского университета Ю.П. Новицкого, расстрелянного в 1922 году одновременно со священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином и вместе с ним причисленного в 1992 году к лику святых. Доцент РГГУ кандидат педагогических наук В.В. Никонов в своем докладе рассмотрел деятельность Московского ревтрибунала 1922 году в контексте процессов по делам об изъятии церковных ценностей и пришел к выводу, что среднее число смертных приговоров ревтрибунала по всем делам того времени многократно уступало числу смертных приговоров, вынесенных той же карательной инстанцией по делам церковным. Это наглядно свидетельствует о том, что в соответствии с установками партийного руководства ревтрибуналом проводилась политика запугивания Церкви. Главный научный сотрудник, профессор ПСТГУ доктор церковной истории священник Александр Мазырин представил обзор форм сопротивления обновленческому расколу в 1922-1923 годах: от обличений раскольников со стороны высших иерархов Православной Российской Церкви до стихийного бойкота «живцов» верующими, лишающего их материального достатка, а порой — и до совсем грубого воздействия. Эти усилия оказались достаточно эффективными, чтобы не позволить раскольникам подменить собой Православную Церковь в России. Проректор по научной работе Минской духовной семинарии и Минской духовной академии  кандидат богословия А.В. Слесарев рассказал о реакции так называемого Всеправославного совещания 1923 года в Константинополе на преследования Патриарха Тихона и насаждение обновленческого раскола. Докладчик отметил, что при всей неоднозначности константинопольского собрания и его решений, это выступление в защиту гонимого Предстоятеля Русской Православной Церкви сыграло в то время важную и позитивную роль.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5969123...

Диакон Виктор Свистунов рассказал участникам форума о важнейших направлениях деятельности объединения: дискуссионной площадке, проектах «Cogito ergo sum», «По всей России», медиа-проекте «Толковое пространство», межвузовском междисциплинарном проекте «Здоровьесберегающее образование», фотопроекте «Синергия в лицах», о создании Общегородского волонтерского центра. Специально для форума информационный сектор Межвузовского объединения подготовил видеосюжет о том, чем живет молодежь, объединенная «Синергией». Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим призвал молодых людей к осмыслению идеи о том, что счастье возможно только в единстве со своим Творцом и добавил: «Открытие для себя Христа это самое прекрасное, что может быть в жизни каждого человека». Каждому студенту была предоставлена возможность задать вопрос участникам президиума. Вопросы адресовали лично и в форме записок. Среди тем, интересовавших молодых людей, — межконфессиональное согласие, межкультурный диалог, Церковь и молодежь, участие в волонтерских проектах, грантовое обеспечение деятельности НКО и многие другие. Студенты-мусульмане поблагодарили руководство ДГТУ и «Синергии» за возможность участвовать в Межвузовском студенческом объединении и благодаря этому узнавать русскую культуру, а также выразили благодарность Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю за то огромное внимание, которое уделяется работе с молодежью не только православной, но и представляющей другие конфессии. По итогам форума при поддержке епархиального информационного отдела в пресс-центре «Интерфакса» состоялась пресс-конференция епископа Люберецкого Серафима и председателя комитета по молодежной политике Ростовской области Владимира Бабина. Епископ Серафим поделился с журналистами впечатлениями от прошедшего форума и отметил, что «Синергия это уникальный пример единственного масштабного постоянно действующего совместного проекта светских вузов и Церкви». Председатель Синодального отдела по делам молодежи особенно подчеркнул, что опыт Донской митрополии в сфере работы с молодежью будет транслироваться и на другие регионы страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5004083.ht...

«Казачество традиционно основывало свою культуру на твердом фундаменте православной веры. Единство духа и единство мировоззрения помогало казакам во всей стране чувствовать братство и проявлять взаимовыручку. В современной России все чаще можно встретить псевдоисторические умозаключения, призванные подорвать единство казаков. Одним из таких вызовов современности стала активная пропаганда неоязычества. Зачастую, под безобидным с виду увлечением спортом, саморазвитием или защитой природы, пропагандируются экстремистские идеи», — отметил священник Тимофей Чайкин. Участники Комиссии обсудили вопрос взаимодействия Церкви и казачества на Дальнем Востоке. «Русская Православная Церковь и органы государственной власти неоднократно подчеркивали особый статус дальневосточных регионов нашей страны. Во исполнение указания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, полученного в ходе заседания Высшего Церковного Совета 26 ноября 2019 года, Комиссия совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством составила дорожную карту по развитию церковной жизни на Дальнем Востоке в казачьей среде», — рассказал митрополит Кирилл. Дорожная карта предусматривает работу с духовенством, казачеством, органами государственной, региональной и муниципальной власти по восьми направлениям. Все действия направлены на укрепление духовно-нравственных ценностей, сохранение самобытной казачьей культуры и воспитание подрастающего поколения. В связи с изложенными предложениями принято решение просить поддержки у Совета при Президенте РФ по делам казачества для реализации поставленных задач. В рамках заседания с докладами также выступили другие члены комиссии. О проведении научной конференции «Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода» и открытии одноименной историко-документальной выставки 8 декабря 2020 года рассказал научный руководитель РГАСПИ Андрей Сорокин. Главный советник Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров Александр Грошев рассказал о поддержке комиссии в реализации дорожной карты по развитию церковной жизни на Дальнем Востоке в казачьей среде со стороны Совета при Президенте РФ по делам казачества. О казачьем образовании в условиях пандемии и взаимодействии с Синодальным комитетом рассказала ректор МГУТУ Валентина Иванова. Верховный атаман СКВРЗ Николай Дьяконов выступил с кратким докладом по вопросу перезахоронения найденных останков казачьих генералов — героев войны 1812 года. О духовном окормлении казачества в условиях пандемии рассказали войсковые священники.

http://patriarchia.ru/db/text/5683102.ht...

Ответственным редактором журнала был назначен митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) 1 , главным редактором — ректор МДА, профессор, протоиерей Тихон Попов 2 , ответственным секретарем редакции — доцент А.И. Георгиевский 3 . Однако планируемое издание так и не осуществилось. Насторожил ли бдительных цензоров текст редакционного обращения, в котором, например, говорилось о воспитании в читателях-христианах внутренней свободы, или Совет по делам Русской Православной Церкви счел появление еще одного (помимо ЖМП) церковного журнала в стране слишком большой уступкой религии, — как бы то ни было, но реализовать проект возобновления «Богословского вестника» тогда не удалось. Более того, была на время оставлена и сама идея возобновления регулярных академических богословских журналов по образцу дореволюционных. В последующем обращении к властям с просьбой о выпуске богословского периодического издания речь шла уже не о журнале, а об одном на все духовные школы альманахе. Это письмо-обращение Святейшего Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР к г-ну Карпову датируется уже 1953 годом — годом начала «оттепели». В нем также говорилось о важности престижа Русской Церкви, «которая всюду должна стоять на страже интересов православия и своей Родины», о том, что весь православный мир всегда признавал за Русской Церковью первенство в области богословских наук, чему способствовали прежние духовные академии. Но жить остатками прошлых достижений нельзя, церковная жизнь требует развития богословской мысли, «нам нужно располагать сильным оружием в защите православия, мира, Родины и в делах междуцерковных». Однако наши возрожденные академии не имеют возможности показывать свои достижения, так как не существует органа для их опубликования, и заграничные церковные круги расценивают это обстоятельство крайне невыгодно для нас, объясняя его либо полным оскудением русской богословской мысли, либо запретом советской власти. Болгарская, Румынская, Сербская, Элладская и другие Поместные Православные Церкви, не говоря уже о католиках и протестантах, издают богословские журналы, а Русская Церковь оказывается в этом отношении в невыгодном положении, чем подрывается наше церковное дело за границей.

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

Ответственным редактором журнала был назначен митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) (1) , главным редактором — ректор МДА, профессор, протоиерей Тихон Попов (2) , ответственным секретарем редакции — доцент А.И. Георгиевский (3) . Однако планируемое издание так и не осуществилось. Насторожил ли бдительных цензоров текст редакционного обращения, в котором, например, говорилось о воспитании в читателях-христианах внутренней свободы, или Совет по делам Русской Православной Церкви счел появление еще одного (помимо ЖМП) церковного журнала в стране слишком большой уступкой религии, — как бы то ни было, но реализовать проект возобновления «Богословского вестника» тогда не удалось. Более того, была на время оставлена и сама идея возобновления регулярных академических богословских журналов по образцу дореволюционных. В последующем обращении к властям с просьбой о выпуске богословского периодического издания речь шла уже не о журнале, а об одном на все духовные школы альманахе. Это письмо-обращение Святейшего Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР к г-ну Карпову датируется уже 1953 годом — годом начала «оттепели». В нем также говорилось о важности престижа Русской Церкви, «которая всюду должна стоять на страже интересов православия и своей Родины», о том, что весь православный мир всегда признавал за Русской Церковью первенство в области богословских наук, чему способствовали прежние духовные академии. Но жить остатками прошлых достижений нельзя, церковная жизнь требует развития богословской мысли, «нам нужно располагать сильным оружием в защите православия, мира, Родины и в делах междуцерковных». Однако наши возрожденные академии не имеют возможности показывать свои достижения, так как не существует органа для их опубликования, и заграничные церковные круги расценивают это обстоятельство крайне невыгодно для нас, объясняя его либо полным оскудением русской богословской мысли, либо запретом советской власти. Болгарская, Румынская, Сербская, Элладская и другие Поместные Православные Церкви, не говоря уже о католиках и протестантах, издают богословские журналы, а Русская Церковь оказывается в этом отношении в невыгодном положении, чем подрывается наше церковное дело за границей.

http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovsk...

Пр. 5. Управление Русской Православной Церкви заграницей осуществляется Собором Епископов через Первоиерарха с Архиерейским Синодом и Епархиальных Архиереев. Пр. 6. Все церковные органы Управления, начиная от Первоиерарха и Архиерейского Синода и далее в нисходящем порядке подлежат в своей деятельности наблюдению и контролю в установленном порядке вышестоящих органов. 2. СОБОР ЕПИСКОПОВ Пр. 7. Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам, является высшим органом церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей. Пр. 8. Председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода состоит Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, Собором же пожизненно избранный. Членами Собора являются все архиереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей. Пр. 9. Преосвященные члены Собора, не могущие по особо уважительным причинам прибыть на Собор, должны представить по отдельным вопросам повестки Собора свои отзывы, или поручить свое представительство другим архиереям. Отсутствующие преосвященные имеют право по делам своей епархии или викариатства присылать на Собор для доклада последнему своих уполномоченных из лиц в пресвитерском сане. Пр. 10. Дела в Соборе Епископов решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или мнением множайших; при равенстве голосов голос Председателя Собора дает перевес. Пр.11. В круг ведения Собора Епископов входят: а) Избрание Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей пожизненно с возведением его в сан Митрополита, б) Избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода, в) Вопросы общецерковного характера, касающиеся вероучения, нравоучения, богослужения, церковного управления, церковной дисциплины, общей религиозно-просветительной и миссионерской работы, а также церковного суда в последней инстанции, г) Дела принципиального свойства касающиеся, современных расколов и лжеучений, а также защиты прав Русской Православной Церкви заграницей пред правительствами и различными учреждениями,

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Совнарком СССР принял секретное распоряжение. Вообще все распоряжения в СССР по поводу Русской Православной Церкви были почему-то секретными, их широко не публиковали. В 1945 году Церкви вернули ограниченное право юридического лица для исполнительных органов, епархий. Разрешили под контролем и по специальному разрешению покупать транспорт, арендовать или строить помещения, открывать школы, делать свечные мастерские. Это постановление было секретным, официально запрет не отменили. В 1958 году Хрущев решил, что пора возобновить гонение на Церковь. Положения секретного распоряжения тут же были забыты. Церковь лишили прав юридического лица, нельзя было организовать какое-либо православное дело. 1 октября 1990 года в результате перестройки появился закон «О свободе совести и религиозных организациях». Русской Православной Церкви вернули права юридического лица, разрешили вести деятельность. Через месяц вышел такой же закон уже по Российской Федерации, и всё стало возможно. Но создать православную организацию по-прежнему было очень сложно – процедура была невероятно трудна, ее контролировал Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религии при кабинете министров СССР. Долгое время все было запрещено. И вдруг никаких запретов! Люди начали собираться по квартирам, чтобы почитать Евангелие и обсудить свои дела. Уже можно было не прятаться. В 1991 году активные молодые православные христиане во главе с Евгением Константиновичем Никифоровым, духовные чада архимандрита Амвросия Юрасова, решили создать Православное общество Братство «Радонеж». Люди не знали, что такое Православие, чем живет Церковь, у них возник интерес. Как его удовлетворить? Общество «Радонеж» решило заняться просвещением. «Радонеж» задумывался и состоялся как просветительский проект Русской Православной Церкви. Просвещаться самим и просвещать других – такой образ родился тогда. В храме есть колокол, звуки которого собирают людей на молитву и проповедь, общее дело. Подумали, что хорошо бы сделать такой колокол с поправкой на технологии 20-го века.

http://radonezh.ru/2022/07/11/radio-rado...

Священный Синод выслушал рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о праздновании в епархиях Русской Православной Церкви Дня православной книги и отметил важность состоявшегося события. Члены Синода выразили благодарность митрополиту Клименту и сотрудникам Издательского совета и поручили ему создать ежегодно обновляемую карту мероприятий, посвященных Дню православной книги, для публикации и представления Священному Синоду. Заслушав рапорт протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, о состоявшемся заседании Межрелигиозного совета России, Священный Синод принял к сведению итоговые документы заседания. Синодальные учреждения Священный Синод постановил одобрить отчеты за 2010 год Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Финансово-хозяйственного управления, Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи, Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Информационного отдела, Отдела по тюремному служению, Комитета по взаимодействию с казачеством, патриаршего совета по культуре, Библейско-богословской комиссии, Комиссии по канонизации святых, комиссии по делам монастырей. Также Синод принял к сведению отчет Синодальной богослужебной комиссии. Члены Синода постановили назначить заместителем председателя Синодального миссионерского отдела преподавателя Белгородской духовной семинарии священника Александра Короткого. Патриаршие комиссии Священный Синод постановил переименовать рабочую группу при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь в комиссию при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь и утвердил Положение об указанной выше комиссии. Также Священный Синод утвердил Положение о комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси.

http://e-vestnik.ru/news/zasedanie_svyas...

Римско-Католическая Церковь была представлена на форуме рядом епископов и клириков. Среди них — префект Конгрегации по делам Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри, архиепископ Бари-Битонто Франческо Каккуччи, секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фарелл, генеральный секретарь Итальянской епископской конференции епископ Нунцио Галантино, председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья, секретарь по отношениям с государствами Святого Престола архиепископ Пол Ричард Галлахер, настоятель Кустодии Святой Земли монсеньор Пьербаттиста Пиццабалла, подсекретарь Папского совета по содействию христианскому единству монсеньор Андреа Пальмьери, глава «La Civilta Cattolica» монсеньор Антонио Спадаро. В Италию на форум приехали многие главы и представители Восточных Католических Церквей: Патриарх Мелькитской Церкви Григорий III, Патриарх Коптской Католической Церкви Ибрагим Исаак Сидрак, епископ Алеппо Бутрос Мараяти (Армянская Католическая Церковь), епископ Джиацинто Павел Маркуццо, викарий латинского патриарха Иерусалима для Израиля епископ Батруна Мунир Хайралла (Мелькитская Католическая Церковь). На форуме были представлены Дохалкидонские Церкви. Участниками мероприятия стали Патриарх Игнатий Ефрем II (Сирийская Ортодоксальная Церковь), Сиро-католический Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий Иосиф III Юнан, архиепископ Дионисий Иоанн Кавак, заведующий сиро-яковитской Патриаршей курией архиепископ Алеппо Шахан (Армянская Апостольская Церковь, Киликийский Католикосат), епископ Сахак (епископ Константинопольский, Эчмиадзинский Католикосат), епископ Дамаска Армаш (Эчмиадзинский Католикосат), епископ Ангелос, правящий иерарх Коптской Церкви в Великобритании. Деятельность форума обеспечивалась волонтерами из числа членов Общины святого Эгидия. Ее основатель Андреа Риккарди выступил на форуме с пространным докладом. Среди других представителей общины на конференции присутствовали: Альберто Кваттруччи, генеральный секретарь по делам людей и религий Общины святого Эгидия, историки Андреа Рокуччи и Алессандро Салоконе.

http://patriarchia.ru/db/text/4064299.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010