Церковное законодательство церквей инославных А) Источники католического права с X века 33. Постановления соборов; папские декреты, решения конгрегации, конкордаты 34. Средневековые католические сборники церковного права 35. Государственные законы по делам церковным Б) Источники права в Евангелической церкви 36. Символические книги. Церковные уставы. Постановления государственные В) Источники церковного права армяно-грегорианской церкви. 37. Правила вселенской церкви. Правила местных соборов. Распоряжения католикосов. Государственные законы III. История источников церковного права в русской церкви Период первый (до 1589 г.). А) Источники церковного права. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода 38. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода 39. Источники церковного права местно-русского происхождения 40. Московские соборы 1503–1504 г 41. Московский собор 1551 г. называемый Стоглавым 42. Московские соборы 9 окт. 1573 г., 15 янв. 1580 г., 20 июля 1584 г 43. Отношение к соборам светской власти 44. Канонические ответы и послания русских пастырей 45. Канонические памятники XIV века 46. Грамоты и поучения митр. Фотия 47. Свиток законный, рукоположение епископа 48. Чины избрания и постановление в епископы, священники и диаконы XV в 49. Светские законы по церковным делам Законы русских князей по делам церковным. Церковные уставы в. князей Владимира и Ярослава. 50. Устав князя Владимира 51. Устав князя Ярослава 52. Уставные грамоты удельных князей 53. Льготные грамоты монастырям и церквам XIII-XVI в. Б) Сборники церковного права 54 Период второй Отдел первый А. Постановления церковного происхождения. Учреждение в русской церкви патриаршества 55. Учреждение в русской церкви патриаршества. 56. Постановлена русских соборов XVII в. 57. Постановления большого Московского собора 1667 года 58. Московский собор 1675 г. 59. Московский собор 1682 г. 60. Наказы епархиальных архиереев распорядительного характера 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В советской прессе, печатавшей все постановления правительства, имеется также распоряжение СНК об учреждении Совета по делам РПЦ. Советское правительство создало специальный орган для «помощи» Церкви и реагирования на все острые проблемы, возникающие в церковной среде. Некоторые иностранные корреспонденты, приезжавшие в Советский Союз и желавшие убедиться в том, что никаких гонений на Церковь не существует, а наоборот, приглашались для беседы с представителями Совета. Чаще всего корреспондентов принимал Г.Г. Карпов, как Председатель Совета, чем оказывал высокую честь гостю. Во время беседы могли присутствовать и другие члены Совета, например И.И. Иванов или Г.Т. Уткин. Учитывая то, что идеологические вопросы стояли на первом месте в политике государства, Совет старался запросить вопросы предполагаемого интервью заранее. Хотя провокационных вопросов, как свидетельствуют архивные материалы, гости и не задавали. Видимость свободы вероисповедания была очевидна. Иностранцам показывали действующие православные церкви, где проходили богослужения, иногда, по предварительному согласованию с Советом, иностранных гостей мог принять Председатель Отдела внешних церковных сношений – митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Но, по-видимому, митрополит Николай не очень любил подобные приемы и чаще всего отказывался от встречи под благовидным предлогом. В Советском Союзе действовали духовные школы, функционировала Московская Патриархия – все это заставляло иностранных представителей, окруженных заботой и вниманием, поверить в полную свободу вероисповеданий, что имело отражение в публикациях иностранной прессы. При организации Совета по делам Русской Православной Церкви в круг его обязанностей никак не входила организация приемов и сопровождение иностранных гостей, но позже в 1948 году в Совете был создан Иностранный отдел, который состоял из двух человек. В круг обязанностей этого отдела входило взаимодействие с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии, прием иностранцев, согласование их пребывания в СССР, а также их передвижение. Также отдел занимался аналитической работой – отслеживал публикации по религиозных вопросам в иностранной прессе, при необходимости осуществлял переписку с Посольствами, оказывал помощь в оформлении въездных виз и документов для выезда за границу.

http://bogoslov.ru/article/1603819

Борьба за монастыри Владыка был очень активен в управлении епархией и часто собирал духовенство и мирян для решения важных церковных вопросов. Один из таких съездов состоялся с 1 по 3 октября 1957 года в Почаевской лавре, где высокопреосвященный Палладий призвал к пополнению кадров духовенства из псаломщиков, которые проходили специальный курс подготовки при Лавре.  Безусловно, такого рода событие не осталось без внимания со стороны государственных органов и летом 1958 года вызвало возмущение уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР Г. П. Пинчука, который заявил, что Львовский епископ выступает за необходимость подготовки высокообразованных кадров православного духовенства, укрепление положения Церкви, настойчиво добивается открытия духовной семинарии, поднимает вопрос об организации издания религиозной литературы, в частности пособий для духовенства. Пребывая на Львовской кафедре, архиепископ Палладий главной своей целью считал сохранение существующей церковной жизни. В этот период правительство предполагало закрыть Кременецкий женский монастырь и Свято-Духовский скит Почаевской лавры. Эти обители посещало множество паломников, и, с точки зрения госчиновников, они были центрами антигосударственной пропаганды со стороны «церковников». Так, уполномоченный Совета по делам религий по Тернопольской области в своем отчете, в частности, отмечал, что на праздник Вознесения Господня Почаевскую лавру посетило порядка 10 тысяч верующих, а в день Троицы — 18 тысяч. Патриарх Алексий I под угрозами советского руководства вынужден был согласиться на план председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова по сокращению монастырей. В письме Первосвятитель благодарил последнего за план и намекал, что он должен воплотиться в жизнь постепенно, без вреда для монахов: «Самое главное, что именно закрытие монастырей предлагается не сразу, а постепенно, в течение ближайших лет». Однако советская власть издала приказ о ликвидации обителей в короткие сроки, в период 1959–1960 годов. Исследователи указывают и на тот факт, что местные органы самоуправления также получили приказ «оказать помощь» при переселении монахов из монастырей, то есть всеми возможными способами изгнать насельников из обителей 5 .

http://e-vestnik.ru/history/reaktsionnyy...

За богослужением епископ Солнечногорский Сергий вручил Патриаршие награды потрудившимся в деле восстановления Успенского храма и развития приходской жизни в Пекине. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Патриаршего знака «700-летие преподобного Сергия Радонежского» Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил активных прихожан и ктиторов храма И.И. Грушина, В.П. Полякова, А.В. Сафронова, А.А. Семенова, Г.А. Тимашеву и Ю.А. Хатченкова, алтарников В.Д. Дубовика и А.Р. Зайнигабдинова и регента О.В. Пименову. Архипастыря тепло приветствовал настоятель храма священник Сергий Воронин. На молитвенную память о праздновании он преподнес Его Преосвященству икону Успения Пресвятой Богородицы. Со своей стороны руководитель Административного секретариата Московской Патриархии поздравил собравшихся с праздником и передал слова приветствия Святейшего Патриарха Кирилла, при личном внимании которого в период возглавления им Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата было осуществлено согласование вопроса о восстановлении Успенского храма. Владыка Сергий подарил храму икону Божией Матери «Казанская» и комплект покровцов. После Божественной литургии иерарх посетил на территории посольства мемориал, устроенный на месте расположения храма Всех святых мучеников, где верующие молитвенно почтили память китайских православных христиан, пострадавших за веру в 1900 году в ходе восстания ихэтуаней. Перед установленным в 1997 году Поклонным крестом в память о всех потрудившихся и погребенных в Китае соотечественниках была пропета «Вечная память». 19 октября в помещениях бывшего крестового храма начальников Российской духовной миссии в Китае во имя святителя Иннокентия Иркутского (Красная Фанза) Чрезвычайный и Полномочный посол России в Китае А.И. Денисов дал торжественный прием по случаю пятой годовщины освящения Успенского храма; в мероприятии приняли участие послы Армении А.С. Саргсян, Казахстана Н.Б. Ермекбаев, Греции Василиос Цостис, Кипра Агис Лоизоу, временный поверенный в делах Сербии в Китае Татьяна Панайотович-Цветкович, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Д.Ф. Мезенцев, директор департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Чжан Ханьхуэй, заместитель начальника Государственного управления КНР по делам религий Чжан Лэбинь, директор департамента международных связей Государственного управления КНР по делам религий г-жа Сяо Хун, дипломаты Посольства России и других стран, духовенство Русской Православной Церкви и прихожане Успенского храма, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский, сотрудники МИД КНР и Государственного управления КНР по делам религий и прочие приглашенные.

http://patriarchia.ru/db/text/3800658.ht...

В 2010 г. в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области)». 30 апреля 2012 г. назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. С июля 2014 г. — сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 9 марта 2015 г. назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии. В 2014-2017 гг. обучался в докторантуре Христианской богословской академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России». Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи. С мая 2017 г. — член Высшего Церковного Совета и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 22 мая 2017 г. назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы. Наречен во епископа 3 июня 2017 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 4 июня за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. назначен ректором Санкт-Петербургских духовных школ, с освобождением от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи. Определено быть викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом «Петергофский».

http://pravmir.ru/episkop-petergofskij-s...

25 января 1959 года Папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической Церкви. Первую реакцию Русской Церкви на этот призыв из уст Патриарха Алексия власть услышала на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве. устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха) 22 февраля 1959 г. Среди приглашенных были послы ОАР, Судана, Ирака, Греции. Святейший Патриарх подчеркнул, что " Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой собор Вселенским " . Его поддержал греческий посол, добавив, что и " греческая ортодоксальная церковь также смотрит на этот вопрос, полагая, что Ватикан на соборе будет отстаивать свои интересы и догматы, не приемлемые для православия " 3 . (Все увиденное и услышанное Г. Карпов доложил в секретной записке в ЦК КПСС тремя днями позже приема). А 2 апреля того же 1959 года состоялась беседа Председателя Совета по делам Русской православной церкви с Патриархом Алексием, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Н. Колчицким. Основной темой беседы стало отношение Русской Православной Церкви к созываемому Папой Иоанном XXIII собору. Патриарх Алексий подчеркнул, что по существующим каноническим законам Православная Церковь не имеет права участвовать в этом соборе, а также направлять своих представителей в качестве гостей или наблюдателей. " Наоборот, мы приняли меры, - заявил Патриарх, - которые могли бы приуменьшить значение собора " 4 . Такими мероприятиями, по мнению Предстоятеля Русской Церкви, могли бы стать консультации с Антиохийским Патриархом Феодосием, Александрийским Христофором и Сербским Германом, которые должны прибыть в СССР по приглашению Русской Церкви. Г. Карпова интересовала возможность созыва Всеправославного Собора (Председатель Совета по делам Русской православной церкви был верен этой идее " нового курса " , берущей начало в 1943 г.). Как и ранее, Патриарх Алексий ответил Г. Карпову, что инициатором этого он стать не сможет, " потому что по существующим церковным законам право на созыв таких соборов, конференций или совещаний представителей православных церквей стран мира принадлежит патриарху " первому среди равных " . В настоящее время это право принадлежит Константинопольскому патриарху " 5 . Это Г. Карпов хорошо знал. И все же закончил беседу просьбой рассмотреть вопрос о возможности созыва конференции или совещания православных церквей в 1960–61 гг., приурочив его к какому-нибудь празднику, подчеркнув при этом, что " Вас не должно стеснять и то обстоятельство, что подобное совещание состоится не в СССР, а где-то в другом месте " 6 .

http://religare.ru/2_8443.html

Статья 2. Предназначение церковных судов Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви. Статья 3. Делегированный характер церковного судопроизводства 1.Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, именуемому в дальнейшем тексте настоящего Положения «Архиерейский Собор». Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется также Священным Синодом Русской Православной Церкви, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Священный Синод», и Патриархом Московским и всея Руси. Осуществляемая Высшим общецерковным судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Высшему общецерковному суду. 2.Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям. Епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по делам о совершении церковных правонарушений в случае, если данные дела не требуют исследования. Если дело требует исследования, епархиальный архиерей передает его в епархиальный суд. Осуществляемая в данном случае епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея, которую епархиальный архиерей делегирует епархиальному суду. Статья 4. Единство судебной системы Русской Православной Церкви Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: Статья 5. Язык церковного судопроизводства. Закрытый характер рассмотрения дел в церковном суде 1.Церковное судопроизводство на Архиерейском Соборе и в Высшем общецерковном суде ведется на русском языке. 2.Рассмотрение дел в церковном суде является закрытым. Статья 6. Правила наложения канонического прещения (наказания). Примирительная процедура урегулирования разногласий 1.Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению.

http://mospat.ru/ru/documents/87588-obsh...

Был составлен план проведения межрегиональных мероприятий (съездов, конференций, семинаров) с целью организации и совершенствования православного молодежного служения. За истекший период времени Синодальный Отдел принял активное участие в подготовке и проведении нескольких десятков подобных мероприятий. Наиболее значимыми из них являются следующие: - Съезд православной молодежи Уральского Федерального округа ( г. Екатеринбург, 2001 г. ); На съезд также была доставлена из Костромы чудотворная святыня, Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. - Съезд православной молодежи Приволжского Федерального округа ( Саранск, 2001 г.) - Съезд православной молодежи Центрального Федерального округа (Тамбов, 2002 г.) - Съезд православной молодежи Южного Федерального округа (Ставрополь, 2003 г.) - Межрегиональный Съезд православной молодежи (Саратов, 2004 г.) - Съезд православной молодежи Украины (Киев, 2004 г.) - I , II, III Республиканские Съезды православной молодежи Республики Коми ( 2001, 2002, 2003 г.г.) - Ежегодные Конференции в рамках Образовательных Рождественских чтений «Православное молодежное служение». (Москва). - Межрегиональные конференции, консультации и общественно-политические чтения по вопросам молодежной политики в Костроме (2001 - 2004 г.г.) - Съезд православной молодежи Крыма (Крымская епархия, 2001 г. ) - Южно - Российский миссионерский съезд, посвященный вопросам православного молодежного служения ( г.Ростов-на-Дону, 2001 г. ) - Ежегодная Межрегиональная научно-практическая конференция «Молодежь и религия в XXI веке (Московская Духовная Академия, 2001 - 2003 г.г.). На очереди крупные мероприятия в Дальневосточном (осень 2004 г.) и Северо-Западном Федеральных округах. В настоящее время епархиальные отделы по делам молодежи созданы практически во всех епархиях Русской Православной Церкви. У Синодального Отдела отсутствует информация о деятельности епархиальных отделов в нижеследующих епархиях Российской Федерации: Астраханская Вологодская Иркутская Пермская Уфимская

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

Собор имел два заседания 31 Января и 2 Февраля. Первое заседание открылось торжественным молебном, после которого председатель Собора Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий обратился с приветственной речью к его членам и почётным гостям. Затем от имени советского правительства Собор приветствовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР Г.Г. Карпов. «Правительство Союза Советских Социалистических Республик, – сказал он, – уполномочило меня передать настоящему Высокому Собранию от имени Правительства приветствие и наилучшие пожелания успешной и плодотворной работы по устройству высшего церковного управления... Настоящий Поместный Собор, созванный для выборов Патриарха Московского и всея Руси и для принятия Положения по управлению Православной Церковью, является выдающимся событием в жизни Православной Русской Церкви. Я глубоко уверен, что решения Поместного Собора послужат делу укрепления Церкви и явятся важным отправным моментом в дальнейшем развитии деятельности Церкви, направленной на помощь советскому народу в достижении стоящих перед ним исторических задач...». Далее Г.Г. Карпов указал историческую роль, которую играла Православная Церковь в годы испытаний для Русского народа и дал высокую оценку Ее деятельности во время Великой Отечественной войны. Остановившись в конце своего выступления на задачах возглавляемого им Совета он сказал: «Созданный по решению Правительства Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров Союза ССР осуществляет связь между Правительством и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам, требующим разрешения Правительства... Правильные взаимоотношения, установившиеся между Советом и Патриархией (так в тексте – авт.), несомненно, способствовали организационному укреплению Церкви, и в будущем со стороны Совета будут приниматься все меры к тому, чтобы устранять всякого рода препятствия на пути осуществления советскими гражданами свободы совести, провозглашённой Конституцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В форуме участвует около 10 тысяч юношей и девушек из всех федеральных округов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди гостей и делегатов съезда — лидеры молодежных и общественных движений, эксперты по общественным, религиозным и социальным вопросам. Для работы на съезде привлечены молодые волонтеры. Со вступительным словом к собравшимся обратился председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Игнатий, который отметил, что 18 ноября — особая дата в истории Русской Православной Церкви: в этот день 97 лет назад после более чем 200-летнего перерыва было восстановлено Патриаршество, на Всероссийский Патриарший престол был избран святитель Московский Тихон : «18 ноября 1917 года стало точкой отсчета новой исторической эпохи в жизни Русской Церкви и православного народа нашего Отечества. Есть надежда, что нынешний съезд православной молодежи также станет новой отправной точкой в деле развития общецерковного молодежного служения, на ниве которого мы призваны трудиться». «Для всех нас большая радость, что сегодняшнее торжество возглавляет наш Первосвятитель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — продолжил епископ Игнатий. — Мы искренне благодарны Святейшему Владыке за оказанное внимание и всегда помним и ощущаем его отеческую заботу и внимание к делу духовно-нравственного воспитания молодого поколения, построения и повышения эффективности общецерковной работы с молодежью». «Важность сегодняшнего события нам еще предстоит осознать и оценить, но его уникальность очевидна, — подчеркнул председатель Синодального молодежного отдела. — Впервые в истории Русской Церкви такое количество православной молодежи собралось вместе, чтобы встретиться со Святейшим Патриархом, чтобы увидеть друг друга и ощутить свое единство и силу. Открывающийся ныне съезд собрал в числе делегатов представителей всех епархий Русской Православной Церкви — и российских, и зарубежных. По собранным Синодальным отделом по делам молодежи данным, на сегодняшний день в нашей Церкви действуют более 600 православных молодежных организаций и объединений, их количество будет увеличиваться. Немалая часть этих организаций представлена на съезде. Это огромный потенциал для конструктивной работы. Потому для всех нас нынешний молодежный форум — это бесценная возможность обсудить направление наших дальнейших трудов и принять решения, которые, возможно, определят характер и качество общецерковной молодежной работы на много лет вперед»

http://patriarchia.ru/db/text/3844237.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010