Эта модель предполагала контакты высшего руководства страны с той или иной религиозной организацией посредством специального государственного органа, которым являлся Совет по делам этой организации. Все такие Советы по правовому статусу, обязанностям и организационной структуре строились по аналогии с Советом по делам Русской Православной Церкви, на что одним из первых российских исследователей обратил внимание М.И. Одинцов . В частности, Положение о «Совете религиозных культов» , утвержденное Постановлением СНК СССР 628 , в большей своей части почти дословно повторяло принятое ранее Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви. Исходя из Положения «О Совете по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР», которое было утверждено 7 октября 1943 г. постановлением СНК за 1095 , эти органы должны были заниматься предварительным рассмотрением вопросов религиозной организации, требующих участия властей, разрабатывать проекты решений союзного или республиканского правительства по таким вопросам, вести учет и контролировать деятельность духовенства и мирян, а также предоставлять полную информацию по запросу государственного руководства. Сотрудники Советов набирались из органов госбезопасности, а руководители двух важнейших из них (Г.Г. Карпов и И.В. Полянский) были хорошо знавшими друг друга по работе высокопоставленными сотрудниками ОГПУ­НКВД. По статусу Совет по делам Русской Православной Церкви, также как и Совет по делам религиозных культов, приравнивался к Комитетам и Комиссиям, действующим при СНК СССР, а Совет по делам Армянской Церкви — к соответствующим органам при Совнаркоме Армянской ССР. Важно также то, что Совет по делам Русской Православной Церкви отчитывался по текущим вопросам перед заместителем председателя СНК СССР В.М. Молотовым, который одновременно являлся наркомом иностранных дел СССР, а в особо важных случаях глава Совета докладывал непосредственно И.В. Сталину. М.И. Одинцов замечает по этому поводу, что И.В. Сталин в первые несколько лет после достижения «компромисса» во взаимоотношениях с Русской Церковью лично входил в рассмотрение церковных проблем и требовал предоставления регулярной информации о положении религиозных организаций . Таким образом, церковно-государственные отношения в СССР прямо контролировались высшим советским руководством, что лишний раз свидетельствует об их значении в тот период.

http://bogoslov.ru/article/2300920

2. Присвоить данному диску номер Издательского Совета – ИС 12-208-0632. 13. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Благовест» книги «Соловецкие святые и подвижники благочестия», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Благовест» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Соловецкие святые и подвижники благочестия». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-208-0633. 14. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви книги А. А. Газаряна, В. Ю. Квятковского «Направления и формы молодежного служения на приходе», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Синодальному отделу по делам молодежи Русской Православной Церкви право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. А. Газаряна, В. Ю. Квятковского «Направления и формы молодежного служения на приходе» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-208-0634. 15. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви книги А. А. Газаряна «Основы социального проектирования», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Синодальному отделу по делам молодежи Русской Православной Церкви право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. А. Газаряна «Основы социального проектирования» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-208-0635. 16. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Отчий дом» книги протоиерея Валентина Свенцицкого «Диалоги», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Отчий дом» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги протоиерея Валентина Свенцицкого «Диалоги».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Осуществление «приходской реформы» стало одной из первых задач нового председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедова. Уже 11 марта 1960 г., во время своей первой встречи с патриархом Алексием и митрополитом Николаем, Куроедов сообщил о «неизбежных переменах в церковной жизни». Председатель совета коснулся проблем церковного управления и финансово-хозяйственной деятельности приходов. Патриарху была дана рекомендация «принять решительные меры к устранению нарушений духовенством законодательства о культах и недопущению этих нарушений в дальнейшем» . Реакцией церковного руководства на просьбу В. А. Куроедова стало журнальное постановление Священного Синода от 22 марта 1960 г. «Об укреплении церковной дисциплины в епархиях, благочиниях и приходах», где указывалось на недопустимость злоупотребления властью со стороны священников-настоятелей . Тем не менее меры, принятые Московской Патриархией, скорее носили формальный характер, чем могли повлиять на реальное положение дел. Однако действия Московской Патриархии не удовлетворили власти. Руководство Совета по делам Русской Православной Церкви настаивало на проведении среди епископов серьёзной разъяснительной работы. В апреле-мае 1960 г. в центральный аппарат Совета по делам Русской Православной Церкви были вызваны для личной беседы 13 архиереев. Уполномоченные Совета на местах провели разъяснительные встречи со всеми остальными епископами. Кроме того, Совет по делам Русской Православной Церкви разработал и разослал уполномоченным письменную инструкцию «О порядке и характере проведения бесед с правящими архиереями и благочинными по фактам нарушений духовенством советских законов» . В течение второй половины 1960 г. самого патриарха Алексия ещё не раз приглашали в Совет по делам Русской Православной Церкви. Власти требовали от первосвятителя дать согласие на внесение изменений в nyhkm IV «Noлoжehuя об управлении» — передать управленческие и финансово-хозяйственные функции от священнослужителей церковным советам .

http://bogoslov.ru/article/6174378

Его особенностью явилось то, что проект сохранил тенденции прежнего порядка управления Русской Церковью и включил в себя некоторые новые элементы управления. Проект «Основных положений» был представлен в докладе, поризнесенным на заседании Священного Синода при Патриархе 28 октября 1943 г. (Журнал заседания Священного Синода при Святейшем Патриархе от 28 ноября 1943 г. 5) , одобрен и направлен Управляющим делами Московской Патриархии архиепископом Григорием (Чуковым) Председателю Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР для ознакомления. Данный рабочий проект имел своей целью «...установить желательный строй взаимоотношений в деятельности всех органов, входящих в систему управления Русской Православной Патриаршей Церкви» . Проект «Основных положений» 1943 г. состоит из 13 пунктов, 3 из которых посвящены функционированию органов высшей церковной власти и управления. Проект в первых трех пунктах гласит: «1. Общее духовное руководство верующими Православной Церкви в СССР принадлежит Святейшему Патриарху, как главе Русской Церкви, который управляет ею при помощи состоящего при нем Священного Синода, через посредство назначаемых им епархиальных архиереев. 2. В целях согласования действий по управлению Русской Православной Церкви с государственной властью, Святейший Патриарх сносится с Советом по делам Православной Церкви при СНК СССР. 3. Священный Синод состоит из постоянных и временно присутствующих в нем членов, избираемых из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором епископов Русской Православной Церкви» . П. 1 проекта «Основных положений» возлагал полномочия высшего церковного управления на плечи Предстоятеля Церкви, тем самым фактически закрепляя сложившуюся практику и не привнося ничего нового в действующий еще с 1921 г. чрезвычайный порядок функционирования высшего церковного управления. Патриарх не разделяет полномочия по управлению Церковью ни с каким другим органом, в частности со Священным Синодом, который является лишь вспомогательным органом при Патриархе, не имея при этом собственной компетенции. Синод, будучи исполнительным органом при Патриархе, носит совещательный характер.

http://bogoslov.ru/article/302948

5.3. Соискатель обращается в канцелярию Синодального отдела по делам молодежи с заявлением, к которому прилагается необходимый пакет документов, указанных в п. 5.1. настоящего Положения. Заявление регистрируется в канцелярии Синодального отдела по делам молодежи. 5.4. Документы передаются в комиссию Синодального отдела по делам молодежи по выдаче представлений учебным заведениям, реализующим программу подготовки молодежных работников. Срок рассмотрения — 30 дней. В случае возникновения необходимости комиссия имеет право посетить учебное заведение с целью проверки параметров и условий образовательного процесса учебного заведения, заявленных в документах. 5.5. Комиссия создается на основании распорядительного акта Председателя Синодального отдела по делам молодежи и не является постоянно действующим органом. Формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости. Персональный состав комиссии и ее председатель определяются Председателем Синодального отдела по делам молодежи. Члены комиссии составляют свое экспертное заключение. Комиссия на заседании рассматривает все экспертные заключения и принимает решение простым большинством голосов. Заседание комиссии является правомочным, если в нем участвует не менее двух третей от общего числа ее членов. 5.6. Комиссия вправе принять следующие решения: рекомендовать выдать представление; рекомендовать отказать в выдаче представления. В случае несогласия с решением члены комиссии имеют право приложить к решению свое особое мнение. Решение подписывается председателем комиссии и юристом, ответственным за выдачу представления. 5.7. При принятии комиссией положительного решения оформляется представление в виде документа установленной формы. 5.8. Представление визируется председателем комиссии и юристом, ответственным за выдачу представления, и совместно с решением комиссии, экспертными заключениями и особым мнением (при наличии) передается на подпись Председателю Синодального отдела по делам молодежи. 5.9. Представление выдается сроком на 5 лет. В порядке исключения, при наличии веских оснований, представление может быть выдано на меньший срок, который оговаривается решением комиссии и указывается в представлении.

http://patriarchia.ru/db/text/3605022.ht...

6. обеспечение участия молодежи епархии в реализации общецерковных молодежных программ и проектов Синодального отдела; 7. распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным отделом и предназначенных для обучения молодежи различным видам церковного служения; 8. содействие созданию на приходах православных молодежных объединений, их сотрудничеству, поддержка их участия в государственных и иных конкурсах; 9. взаимодействие с государственными и общественными организациями, подготовка соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с региональными органами власти, ответственными за работу с молодежью; 10. осуществление совместных с региональными властями и общественными организациями молодежных проектов и акций; 11. содействие установлению постоянных связей приходов с государственными и муниципальными учреждениями в сфере работы с молодежью, заключению между ними соглашений о сотрудничестве; 12. содействие освещению в средствах массовой информации общецерковной и епархиальной молодежной работы; 13. ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную молодежную работу; 14. проведение епархиальных целевых денежных сборов; 15. привлечение учащихся православных учебных заведений к молодежной работе. 16. подготовка ежегодного отчета о проделанной молодежной работе епархиальному архиерею и в Синодальный отдел по делам молодежи. В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях создается коллегия епархиального отдела по делам молодежи. Коллегия является совещательным органом при отделе по делам молодежи епархии. Коллегия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии типовым Положением, принимаемым Священным Синодом. Благочиннический уровень На уровне благочиния общая организация, координация и контроль работы с молодежью ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за молодежную работу в благочинии. Ответственный за молодежную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению председателя отдела по делам молодежи епархии, согласованному с благочинным. Ответственный за молодежную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за молодежную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем отдела по делам молодежи епархии. Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения молодежных программ и мероприятий в благочинии.

http://patriarchia.ru/db/text/1639899.ht...

2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-207-0538. 20. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Благотворительным фондом «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» рукописи книги священника Даниила Сысоева «Почему ты еще не крещен?» предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Благотворительному фонду «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании рукописи книги священника Даниила Сысоева «Почему ты еще не крещен?». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-207-0539. 21. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Благотворительным фондом «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» книги С. Худиева «Введение в апологетику», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Благотворительному фонду «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги С. Худиева «Введение в апологетику» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-207-0540. 22. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви книги Т. В. Агеевой, А. А. Газаряна «Сетевая акция: от А до Я. Пособие по организации и проведению сетевых молодежных акций на примере межепархиального проекта " Есть такой праздник " », предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Отделу по делам молодежи Русской Православной Церкви право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги Т. В. Агеевой, А. А. Газаряна «Сетевая акция: от А до Я. Пособие по организации и проведению сетевых молодежных акций на примере межепархиального проекта " Есть такой праздник " » при условии доработки материалов согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

6. Требования к оформлению документов Соискателя 6.1. Правоустанавливающие, правоподтверждающие документы, а также все иные документы Соискателя должны быть исполнены на русском языке (либо иметь в качестве приложения нотариально заверенный перевод на русский язык) и заверены печатью Соискателя. Если документ представляет из себя несколько листов, то он должен быть прошит и пронумерован и в таком виде заверен, либо должен быть заверен каждый лист документа. 6.2. Сведения о руководителе программы и преподавательском составе должны включать следующую информацию: ФИО, сан (если есть), должность по штатному расписанию, какое учебное заведение профессионального образования окончил, специальность по диплому, ученая степень, звание, стаж преподавательской деятельности (в том числе по преподаваемой дисциплине). 6.3. Основная образовательная программа должна соответствовать примерной основной образовательной программе, разрабатываемой Синодальным отделом по делам молодежи. 7. Реестр учебных заведений, реализующих программу подготовки специалистов по молодежной работе 7.1. Выдаваемое представление проходит регистрацию в Синодальным отделом по делам молодежи. 7.2. Учебное заведение, обладающее действующим представлением, в течение 3 дней со дня выдачи представления вносится в реестр учебных заведений, реализующих программу подготовки молодежных работников. 7.3. Держателем реестра, имеющим исключительное право вносить, изменять и исключать данные из реестра, является Синодальный отдел по делам молодежи. Реестр ведется в электронной форме и на бумажном носителе. 7.4. Реестр размещается в открытом доступе на официальном сайте Синодального отдела по делам молодежи. 8. Надзор за соблюдением условий выдачи представления 8.1. Учебное заведение, реализующее программу подготовки молодежных работников, в своей текущей деятельности обязано обеспечивать выполнение требований, перечисленных в условиях выдачи представления (параграф 3 Положения), соблюдать требования действующего законодательства, выполнять требования Церковного образовательного стандарта по подготовке молодежных работников, исполнять обязательные для исполнения предписания Синодального отдела по делам молодежи.

http://patriarchia.ru/db/text/3605022.ht...

5.1. Образовательная организация имеет право на осуществление подготовки специалистов по выбранным направлениям церковного служения при наличии церковной лицензии. 5.2. Образовательная организация имеет право выдавать выпускникам церковный документ установленного образца при наличии церковной аккредитации. 5.3. Процедуру лицензирования, аккредитации и контроля над деятельностью образовательных организаций по подготовке специалистов осуществляет Межведомственная комиссия, действующая в составе Учебного комитета Русской Православной Церкви, в соответствии с Положением о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. 5.4. В состав Межведомственной комиссии входят также представители Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Синодального отдела по делам молодежи, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви по представлению их руководителей. Председателем Межведомственной комиссии является первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви – по должности. 5.5. Соответствие подготовки специалистов по учебным дисциплинам базового цикла «Основы православного вероучения» оценивают специалисты Учебного комитета. 5.6. Соответствие подготовки специалистов по учебным дисциплинам вариативного (профильного) цикла оценивают специалисты профильных синодальных учреждений. 5.7. Выдача церковной лицензии и свидетельства о церковной аккредитации образовательному учреждению возможна только при единогласном решении всех представителей Межведомственной комиссии. 5.8. Образовательная организация, обладающая церковной лицензией и свидетельством о церковной аккредитации, вносится в реестр образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов по направлениям церковного служения, публикуемый на официальном сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

Конечно, С.В. Болотов является не первым исследователем, который касается истории Всеправославного совещания. Однако его заслуга заключается в том, что данное историческое событие изучается специально с упором на монографическое рассмотрение. Определенный научный интерес представляет новый исторический анализ программ Совета по делам РПЦ в отношении использования Церкви в международных интересах Советского государства, которые автор называет «программой-минимум» и «программой-максимум». Такое деление очень хорошо характеризует Совет по делам РПЦ как бюрократический советский орган, который, осознавая то, что амбициозные планы руководства о «Московском Ватикане» могут не получить поддержку у автокефальных Православных Церквей, разрабатывает иной план (гораздо менее амбициозный, но не менее практичный) для использования международных контактов РПЦ в государственных целях. «Итоги внешнеполитической деятельности Русской Церкви в 1945–1948 гг. показали советскому руководству ограниченные возможности её использования на международной арене. Начиная с конца 1948 г. можно было говорить лишь о блоке славянских Православных Церквей, которые, несмотря на все трудности, продолжали ориентироваться на Московскую Патриархию» (С. 20 – 21). Этот вывод исследователя представляется правильным и согласуется с прежними достижениями историографии. В то же время можно поставить под сомнение заключение автора о том, что «государство не вмешивалось в вопросы православного вероучения, оставляя за рамками своего контроля чисто каноническую сторону церковной жизни» (С. 24). Как же можно назвать настойчивое требование государства создать в Москве «Православный Ватикан», как не вмешательством в вопросы вероучения?.. В целом же результаты исследования С.В. Болотова, изложенные им в автореферате диссертации, представляются весьма ценными. Некоторые известные исторические события, такие как взаимоотношения Церкви и государства в России в XX веке, отношение И.В. Сталина к Русской Православной Церкви, рабочая и личная переписка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова и Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), получают новую оценку через анализ прежде не публиковавшихся документов и иных исторических свидетельств тех лет. Дано новое представление тех событий, от которых нас отделяет не столь давнее время. Роль Русской Православной Церкви в международной политике освещена в ключе традиций отечественной историографии, но вместе с тем имеет и ряд оригинальных интерпретаций.

http://bogoslov.ru/article/1632167

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010