568 От императорского двора шли к Амвросию одно за другим требования уступить арианам городскую базилику. Амвросий отвечал отказом и проводил вместе с толпой верующих целые ночи в базилике, на которую притязали ариане. «Наконец предписание: «Передай базилику». Отвечаю: «И мне не дозволено передать ее, и тебе, император, не пристало принять ее... Написано: «Божие – Богу, кесарево – кесарю». Императору принадлежат дворцы, священнослужителю – церкви». (Амвросий. «Письма» 20, 19). 569 Пс. 115, 6 . По преданию, Протасий и Гервасий были казнены при Нероне. О чуде со слепцом бл. Августин упоминает еще в «Граде Божием», 22, 8, 2 и Проповедях, 286, 4. Павлин, секретарь Амвросия, рассказывает, что этот бывший слепец «еще и сейчас прислуживает в той же базилике, которая зовется Амвросиевой и куда были перевезены тела мучеников» (Житие Амвросия, 14). 575 Место испорченное; в рукописи: pra_epositus – «через начальствующих» – чтение, не имеющее смысла. 576 Буквально: «пьющая чистое вино». Древние пили вино, разбавляя его водой. Meribibulus («горький пьяница») – слово, встречающееся только у бл. Августина. 577 «Многое творят злые люди против воли Божией; но такова Его мудрость и сила, что всё, что казалось противоречащим Его воле, приходит к доброму и справедливому концу, заранее Им установленному» («О граде Божием», 22, 2). 578 Своего рода «условие», в котором оговаривались права супругов. Ни одна из этих «брачных таблиц» до нас не дошла, и мы не знаем, не изменились ли они в какой-то степени под влиянием христианства. Во всяком случае, в одной из своих проповедей (37, 6, 7) бл. Августин настаивает на полном подчинении жены мужу в согласии со словами ап. Павла в Послании к Ефесянам ( Еф. 5:22–24 ). 579 Главы о воспитании Моники и ее семейной жизни дают не только богатый материал для характеристики тех мест и того времени, но и рисуют бл. Августина зорким наблюдателем быта и нравов. 582 Этой главе посвящено много работ, выяснявших в ней «плотиновский фон» языка и мыслей. Никто, однако, в «созерцании» или «экстазе» бл. Августина не оспаривает подлинности им пережитого. Следует отметить, что мы имеем здесь не философское размышление, а молитву, через которую душа силится постичь Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

По его же распоряжению в столичных церквах богослужебные книги должны были содержаться в пристойно-богатых переплётах. Проникнутый глубоким религиозным чувством, Константин в новой столице устроил и свою обыденную жизнь сообразно с требованиями благочестия и святости. Сам дворец был явным отображением его христианского настроения. «В царских чертогах было устроено подобие Церкви Божией, и император своим усердием к благочестивым упражнениям подавал пример для других; он ежедневно в определенные часы заключался в недоступных покоях и там наедине беседовал с Богом, в молитвах преклоняя колена, и испрашивал себе потребное, а иногда он приглашал к участью в молитвах и своих придворных. С особым благоговением он проводил день воскресный и пятницу – день крестной смерти Господа Иисуса; в эти дни прекращал обычные занятия и посвящал себя на служение Богу. Дворец Константина таким образом представлял совсем не то, что были дворцы прежних римских цезарей: здесь не слышалось празднословия и коварных интриг, не было шумных, суетных нередко кровавых увеселений; здесь слышались «гимны славословия Богу». Собеседниками царя были «таинники Божия Слова» – епископы и священники – служителями его и стражами всего дома были мужи, украшенные чистотой жизни и добродетелью; самые копьеносцы, телохранители руководились примером благочестивого царя. Христианин – хозяин дворца налагал на все христианскую печать. В главном чертоге в золоченом углублении потолка устроено было изображение Креста из драгоценных камней в золотой оправе. Над дверью, ведшею в царские палаты «на виду для всех» была утверждена раскрашенная картина, сделанная из воска. Картина эта представляла следующее: лик императора, над головой его крест, а под ногами дракон, низвергаемый в бездну; смысл же картины этой таков: дракона – врага рода человеческого Константин в лице гонителей христианства – языческих императоров низверг в бездну погибели спасительною силою Креста. Картина эта каждому внушала, что хозяин его – почитатель истинного Бога, крестною смертью Своего Сына даровавшего новую жизнь человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В таком виде и объеме была Москва в первой половине XVIII века до царствования Елисаветы Петровны, когда она видела в стенах своих борьбу старины с новизною, триумфы Петра Великого и плоды его преобразований, имевших влияние на внешнюю и внутреннюю жизнь древней столицы. Глава VI Состояние Москвы в начале царствования Елисаветы Петровны. Меры к устроению и украшению столицы. Пожары, наводнения и лор. Каменный приказ. Зодчие Стиль зодчества. Возобновление древних здании и уничтожение некоторых из оных. Проект огромнейшего дворца в Кремле, где построены были новые здания. Готический стиль. Новые памятники на месте древних; изменения наружности города. – Живопись и иконопись; живописцы. Гравирование и граверы. Резьба на дереве и ее произведения. Лепная работа. Литейное искусство, обронная работа и монетное дело; их памятники. Общество История и Древностей; коллекции древностей в Москве. Заключение. При самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны еще оставались в Москве неизглажеными следы бедственного Троицкого пожара. Пять лет после него прошли более в составлении смет и в поспешной, непрочной починке. Еще много было пепелищ и пустырей незастроенных, много казенных и частных зданий полуразрушенных и невозобновленных. Некоторые церкви в Москве стояли без кровли, глав и без крестов; другие извне и внутри обгорелые и треснувшие от пожара. Кремлевские стены с деревянными всходами изнутри и башни потерпели от пожара, который истребил на одних деревянные двускатные кровли, в других мосты; на них оказались ветхости и даже местами проросли деревья и трава. В Кремле еще оставались немногие деревянные и каменные дома частных людей, монастырские подворья Кирилловское, Крутицкое и Троицкое, дворцы, присутственные места и даже кладбища у церквей Св. Константина и Елены на подоле и Благовещения на Житном дворе. До 1742 г. от Ивановской колокольни до Синодального дома и до Архангельского собора простиралась каменная ограда с железными решетками 271 . Кроме каменной стены, Кремль обнесен был бастионами и рвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Обыкновенно эта старуха — носительница не только мудрости, но и  власти, которая дается ей знанием. У нее имеются не только волшебные предметы, которыми она снабжает героя: ей повинуются волшебные животные, а иногда эта власть над живою тварью приобретает характер космический, как в приведенном примере, где вещая старуха, разыскивая для Царевича «Ненаглядную Красоту», призывает к ответу и зверей, и птиц, и рыб, и гадов морских. По словам ее младшей сестры,  «что ни есть на белом свете, все ей покоряется». Оттого и голос у нее богатырский  103 . Образ вещей невесты представляет собою сочетание мудрости и власти над тварью не в меньшей степени. За «Ненаглядную Красоту» вся тварь ответственна, и Василисе Премудрой все повинуется: по ее мановению муравьи ползучие молотят несчетные скирды, пчелы летучие лепят церковь из воска, бесчисленные работники–люди строят золотые мосты, да великолепные дворцы. Она сама может обернуться в любой образ твари  104 . Но с мудростью и властью в вещей невесте сочетается и красота, обладающая силою волшебного действия: «когда она рассмеется — то будут розовые цветы, а когда заплачет — то жемчуг»  105 . Силою этого очарования все на свете движется: к волшебной невесте направляется весь сказочный подъем, точно вместе с влюбленным в нее царевичем вся тварь испытывает неудержимое к ней влечение. В сказке всячески подчеркивается отдаленность расстояния, отделяющего волшебную невесту от ее искателя. Она живет либо на краю света, либо уносится в бесконечную даль похитителем–вихрем или Кащеем, либо пребывает у морского царя в подводном царстве. Так или иначе это всегда  красота запредельная; но ей  самой дана власть уничтожать бесконечное расстояние от посюстороннего, здешнего. В большинстве сказок, где она появляется, вещая невеста оборачивается птицей и залетает в доступные человеку страны; благодаря этому становится возможной первая встреча ее с женихом. Описания этих встреч принадлежат к числу высших откровений сказочной символики. Обстановка их почти всегда одна и та же.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=990...

Аланская культура известна ученым хорошо. Это горцы-воины. У них особенное оружие, луки, мечи. К себе на службу аланов брали византийские императоры. Аланы были язычниками, делали огромных каменных идолов и поклонялись им.   У древнего аланского идола В V-VI веках аланы приняли христианство. Их государство процветало. Там, где мы остановились, сохранилось несколько храмов Х века. Эти тысячелетние величественные сооружения – самые древние православные храмы на территории России. В одном из них – крещальная купель, самая древняя крещальная купель России. Археологи говорят, что в аланском городе было более 100 храмов. (Сегодня осталось несколько..) Но это процветание длилось недолго. В XIII веке по неизвестным ученым причинам это государство прекратило свое существование. Храмы, дома, дворцы – все пришло в запустение. Все поросло травой и колючим кустарником и постепенно разрушилось.   Этот храм был построен еще до Крещения Руси В XIX веке, то есть, спустя 600 лет, с Афона сюда пришел один монах и на развалинах древнего города основал монастырь. В это же время начинаются археологические раскопки. И перед историками открывается уникальная цивилизация, известная прежде из византийских хроник. В 20-е годы 20-го столетия монастырь закрыли. Монахи преимущественно ушли в горы. Там скрывались и жили до самой смерти. Рассказов про таких монахов здесь известно множество. Например, один охотник в горах случайно обнаружил пещеру. В ней лежал облаченный в монашеские одежды седой старец. Рядом – груда камней и записка: «Пожалуйста, добрый человек, нашедший эту пещеру, отпойте меня и заложите пещеру приготовленными для этого камнями». В новооткрытом монастыре этого безвестного монаха несколько лет назад и отпели. Таких находок много, Наш диакон, отец Сергий, бывавший здесь неоднократно, был во многих скрытых пещерах-келиях, и он рассказывал, что в них практически ничего нет. Деревянный топчан, пара мисок и горшков, икона, вериги, священные книги. В одной такой келье, обнаруженной несколько лет тому назад, нашли дневник, последняя запись в котором гласила: «Кажется, НКВД меня выследило».

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

В итоге в ярославском религиозном искусстве уже несомненно чувствуется атмосфера мирского плена, пленившего церковь. — Для церковной живописи, как и для самой церкви это — начало вырождения. Ярославские храмы — последние значительные создания русского религиозного искусства. Его дальнейший путь есть путь падения. Как бы то ни было, о ярославских храмах я сохранил благодарное воспоминание. — В моих духовных переживаниях конца восьмидесятых и начала девяностых годов они занимают совершенно особое и при том значительное место. При всех их недостатках, которые я рассмотрел лишь очень постепенно с годами, — они дали мне много хороших минут душевного отдыха. — Чем скуднее и беднее была та духовная атмосфера, которую я наблюдал в Лицее, тем сильнее чувствовалась потребность уйти от этой отталкивающей современности в ту сочную, красочную и яркую старину. — Не скажу, чтобы ярославское религиозное искусство давало богатую пищу моим религиозным переживаниям, но так или иначе оно увлекало, радовало и уносило... если не в другой план существования, то в другую, очень интересную историческую эпоху.   III. Ярославское общество. Е. И. Якушкин. Было кое что интересное в Ярославль и помимо старины. — Сопоставляя его с другим, столь хорошо знакомым мне с детства губернским городом — Калугою, я поражен отсутствием сходства того и другого. В Калуге все было полно остатками я воспоминаниями стародворянского быта. Наоборот, Ярославль был по преимуществу городом именитого волжского купечества. Помню в особенности одного промышленника, коего состояние оценивалось несколькими десятками миллионов рублей. Многомиллионных тузов в кое время числилось там довольно много. Отсюда — парадоксальный вид ярославских улиц. Меня всегда поражало в Ярославле с одной стороны обилию великолепных, многоэтажных, с первого взгляда, как будто пустых домов, а с другой стороны трудность, почти невозможность найти большую квартиру. Наемные квартиры в восемь комнат и больше были там на перечет. А рядом с этим целые дворцы пустовали, но не сдавались в наем. Владельцы жили по долгу в Петербурге и в Москве, но сохраняли за собою свои роскошные ярославские квартиры, чтобы иметь возможность приезжать и принимать на праздниках. Мне не приходилось бывать на таких приемах; но с улицы, в окнах была видна золоченая, серебреная, вообще демонстративно богатая мебель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Литейное искусство продолжалось с успехом. При Иоанне Васильевиче и сыне его Феодоре отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов; между прочим Николаем Немчиновым колокол благовестник в 1000 пуд. Из отечественных мастеров нам известны: Игнатии 1542, Богдан 1563, Андрей Чохов 1577, первый Кузьмин 1581, Семейка Дубинин 1590 г. Они лили пушки большого размера, которых образцы сохранились до наших времен в С. Петербургском и Московском арсеналах 135 . Чохова произведения отличаются тщательною и красивою отделкой. На огромнейшей его пушке Дробовике, известной в Москве также под именем Царь-пушки, довольно искусно изображён Царь Феодор Иоаннович на коне в полном царском облачении, со скипетром в руке. От царствования Годунова не осталось нам других памятников литейного искусства, кроме колоколов в Москве и в Троицкой Лавре. Хотя уже на Великокняжеском дворе находились самозвонные часы, как мы выше заметили; но Царь Иоанн Васильевич не принял подобных часов от Датского Короля Христиана III 136 в 1550 г., отзываясь тем, что «нет надобности в часах Христианскому Царю, верующему в единого Бога и не занимающемуся планетами и знаками зодиака». Как в предыдущих, так равно и в XVI веке, ваяние в Москве, отчужденное Восточною Церковию, не могло сделать успехов; «однако из слов Стоглава видно, что над вратами домов у Христиан поставлялись воображаемые звери и змии и неверные храбрые мужи». Оно более назначалось на предметы мирские и на мелкие внешние украшения зодчества церковного и гражданского. В XVI веке, в Москве Царские терема и дворцы, так равно церкви и надгробные камни покрываемы были изваяниями гербов, различных зверей, цветков и символических фигур; тогда и в следующем веке употреблялись витые на подобие Иерусалимских 137 , или с узорочными и вычурными насечками колонны, полуколонны, теремки и другие орнаменты. Над окнами и дверями зданий делаемы были из промытой глины орнаменты, состоявшие из порезок, иоников и архивольтов. Как большая часть искусств была посвящена благолепию церквей и на украшение предметов благоговения и чествования, кои составляли главное и лучшее убранство жилищ: то и резьба на цветных камнях и на металлах, так равно черневая работа служили к украшению св. икон и церковных и царских утварей. Из драгоценных неграненых камней для сего употреблялись особенно перелифть, агаты, лаллы, яшмы, изумруды, суровик, род бледного яхонта. Из гранильщиков того века упоминается в Истории Венецианец Асцентини, который Годунову выгранил большой изумруд для царского перстня и на агате вырезал Распятие И. Христа 138 . Как в предыдущих двух веках, так и в XVI-м, грамоты и летописи упоминают о Жиковинах, или Жуковинах 139 , кои должны быть не иное что, как известные у Египтян, Греков и Этрусков scarabei, т. е. жуки, служившие у нас печатями (клейками) и украшением одежд. Сии геммы и камеи получаемы были из Греции вместе с другими Цареградскими узорочьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

А еще ранее, во времена великой славы Смоленска, в домонгольский период, когда здесь княжили выдающиеся представители княжеского рода Рюриковичей — Владимир Мономах, князь Ростислав — здесь строились дворцы и великолепные храмы XIIbeka, которые чудом сохранились и до сих пор украшают город и лицо всей нашей страны. В то славное время, когда Смоленск был столицей великого водного пути из варяг в греки, здесь тщанием князя Владимира Мономаха появился чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Он появился здесь неслучайно. Невдалеке к северу от Смоленска, как вы знаете, реки Балтийского и Черноморского бассейнов не смыкаются. Здесь были волоки здесь люди тащили суда по земле. Это был самый трудный этап великого цивилизационного пути с севера на юг через Русь. И именно здесь появился образ Богоматери «Одигитрия», чтобы люди могли помолиться, подплывая к Смоленску и к его волокам, и возблагодарить Царицу Небесную, когда этот тяжелый участок пути был позади. Здесь, совсем рядом с нами, на Смедыни — место убиения святого Глеба, первого русского святого страстотерпца,. Это был духовный подвиг человека, который, имея власть и даже возможность претендовать на великокняжеский престол, отказался от всего в пользу своего старшего брата, который и погубил его. Святой Глеб стал образом русской святости, мужества, правды, веры и братской любви. Мы знаем, что образ Царицы Небесной «Одигитрия» сохранял город Смоленск. Чудом остался невредимым Смоленский кафедральный собор, когда вошел сюда Наполеон. Все церкви были закрыты и изничтожены. Этот Богоявленский собор был ограблен, разрушен иконостас, и там солдаты устроили место своего пребывания, заводя в храм лошадей, издеваясь над нашими святынями и разрушая наши духовные и материальные ценности. Но ведь Успенский собор, находящийся в 20 метрах от этого собора, не был тронут. Никто к нему не прикоснулся именно потому, что он был вместилищем великой общенациональной святыни — иконы Божией Матери «Одигитрия», той, перед которой молились в древности люди, пересекая Русь с севера на юг и с юга на север.

http://patriarchia.ru/db/text/3200694.ht...

Доморощенные эксперты из известного своей либеральной позицией " Архнадзора " поддержали экспертов из ЮНЕСКО и, по некоторым данным, убедили музейщиков выступить против инициативы... главы государства. И уже в 2017 году на вопрос о перспективе возрождения Чудова монастыря директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина категорично отрезала: " Эта тема закрыта. На территории Кремля никаких новоделов строиться не будет " . Что вызвало справедливое возмущение православной общественности. Так, глава Союза православных граждан Валентин Лебедев обратил внимание, что и в России, и в западных странах утраченные архитектурные памятники активно восстанавливаются: Везде, во всех странах идут реконструкции. В Санкт-Петербурге восстановлены разрушенные во время Великой Отечественной войны дворцы. Немецкий город Дрезден, уничтоженный англо-американской авиацией во время войны, восстановлен, и никому в голову не приходит упрекать в этом местные власти. Посещение Владимиром Путиным Музея археологии Чудова монастыря. Фото: kremlin.ru Тем не менее ко Дню народного единства 4 ноября 2020 года, фактически к 655-й годовщине основания Чудова монастыря Владимиру Путину был торжественно представлен... музей кремлёвских подземелий. Подземный Музей археологии Чудова монастыря вместо утраченной, а точнее – погубленной великой русской православной святыни. Что характерно, на официальном сайте главы Государства Российского посещение этого сомнительного объекта не сопровождается даже малейшей президентской репликой. Но исключительно словами сухой справки: Новое музейное пространство организовано в подвальных помещениях бывшего административного здания, где учёным Института археологии РАН удалось сделать уникальные по своей значимости открытия, обнаружив культурные отложения и остатки построек XII – начала XIII века, периода становления Москвы, и фрагменты монастырских построек XIV-XVI веков, памятники раннемосковского каменного зодчества. Все эти находки было решено сделать объектами музейного показа.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/30/sakral...

Зал приемов был украшен фресками с сюжетами военных подвигов василевсов. В главном зале стоял золотой трон, украшенный драгоценными камнями. Как записал современник – франкский хронист Одо Дейльский, «по красоте, богатству и строению этот дворец превосходит все дворцы земли». Крестоносцы, ворвавшиеся в Константинополь в 1204 г., были изумлены его роскошью и даже поселили во Влахернах рыцарей, чтобы стеречь обнаруженные там сокровища. Новая царская резиденция тоже обладала прославленной древней святыней – храмом Пресвятой Влахернской Богоматери, в котором хранили такие «защитные» святые реликвии Империи как Риза, Пояс и Мафорий (Покрывало) Девы Марии. При прославленном древнем храме находились церкви Святого Гроба и Святой Купальни. В ее источнике-агиасме по пятницам совершался ритуал омовения императора и его семьи. Согласно описанию Вениамина из Туделы, еврея из Наварры, в 70-е гг. XII в. царская резиденция во Влахернах впечатляла стенами и колоннами, покрытыми золотом и серебром, мозаиками с изображениями сцен античных и современных войн. В 80-х гг. XII в. василевс Исаак II Ангел построил рядом с дворцом высокую башню для его охраны, вблизи которой возвышалось мрачное здание башни Анема, под которой находилась тюрьма, где томились в заточении многие знатные узники. Под стать Влахернам были тридцать шесть других дворцов, построенных императорами или их семьями в Константинополе и на азиатском берегу. Чудовищный разгром 1204 г. подкосил это великолепие. К концу XIV в. оно окончательно поблекло. К этому времени императоры стали жить в сравнительной нищете, когда даже на государственных приемах им приходилось есть из глиняной и оловянной посуды. Символично, что великолепная Влахернская церковь Богоматери, соперничавшая славой с храмом Св. Софии, сгорела дотла в 1434 г., то есть исчезла по сути дела вместе с Византийской империей. К середине XV в. сцена власти, пространство придворной жизни окончательно опустели, так что османам достались только крохи прежней роскоши великих василевсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010