В 1842 году, в бытность мою в Венеции, чередным священником в Георгиевском храме был Анфим Мазараки. Я видел его у проживавшего тогда в сем городе далматинского и истрианского архиепископа Венедикта Кралевича, неудачно затеявшего унию в Далматии и оттуда убежавшего в Венецию от угрожавшей ему насильственной смерти. Осенью 1845 года был в земноводной Венеции духовный сын мой Александр Скарлатович Стурдза, горячий христианин и умный и красноречивый писатель, и в своей «Записной книжке путешественника против воли» 259 начертал несколько занимательных строк о Венеции. Вписываю их в настоящее сочинение мое как редкость, достойную воспоминания. «Не станем повторять возгласов и восклицаний наших предшественников о развенчанной царице Адриатического моря; первые впечатления всегда те же: город с протоками воды вместо улиц, на них высятся крутые мосты; по ним катятся бесчисленные гондолы; домы, дворцы, великолепные базилики на сваях; заехать к знакомому нельзя, а надобно причалить, или по узким закоулкам добраться пешком. Одна только изящная площадь св.Марка, обставленная дворцами и примыкающая к морю, привлекает к себе всю жизнь и деятельность Венеции на твердой земле. От этой площади тянется улица, называемая Поморием Славянским, огибает весь залив и украшена порядочными зданиями. Известно, что храм св.Марка есть лучший и превосходнейший образец византийского зодчества, по которому надлежало бы изучать это искусство всем нашим молодым и православным художникам. Все прочее минуло, вымерло, исчезло в Венеции; роскошные дворцы мудрой и гордой аристократии сделались собственностью еврейских банкиров, плясунов, плясавиц и певиц нашего времени; всемирная пристань опустела, памятники искусств притаились в галлереях; палаты дожа молчат; Венеция оставила по себе памятником тридцативекового бытия своего только несравненную церковь евангелиста. Как величайшие в истории властители и герои, потрясавшие шар земной, вдруг опускаются в мрачный склеп и в память былой славы оставляют на земле один надгробный камень и умилостивляющий крест; так точно долговечная республика, владычица морей, посредница государств, расхитившая Византию, не представляет теперь взору и мысли более ничего, кроме одного убежища молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Во все деревни и пустоши, что ныне в вотчине за монастырем Тихоновой пустыни всем крестьянам, которые в той вотчине в тех деревнях живут, а на пустошах учнут житии. Били челом в Ярославском уезде Малого Тихоновой пустыни игумен Феодосий с братиею нашего жалованья за монастырем Тихоновой пустыни, г они и самая старинная вотчина больше семи сот 66 лет в Ярославецком уезде Малого в Таварковском стану деревня Дворцы с деревнями и пустошами, а в них пашни худые земли 650 четвертей и на тую монастырскую вотчину были великих князей Ивана Васильевича всея Руссии и государя царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии и отца нашего блаженной памяти великого государя и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии жалованные и послужные грамоты, и с старых и с новых писцовых и дозорных книг выписи и те всякие крепости в разоренье крымских и литовских людей утерялись, а иные погорали, а кроме, той вотчины у них иных купленных и данных вотчин никаких нет, и нам бы их пожаловать велеть им на тую монастырскую вотчину с писцовых книг дать нашу грамоту. А в книгах Ярославского уезда Малого письма и меры Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 135, 136, 137 и 128, в Таварковском стану в монастырских землях написано: монастырь Тихоновой пустыни, а за монастырем пашни пахотной перелогом 25 четвертей. Того же монастыря деревни и пустоши: деревня Дворцы, Булановское тоже на речке па Угре пашни 65 четвертей, деревня Саковская на речке на Угре 46 четвертей, деревня Акатово на суходоле, что был починок Сычев 11 четвертей, деревня Камельено, Давыдовская тоже на речке па Угре 16 четвертей, деревня Мишнево и Митьнево тоже на суходоле 17 четвертей, деревня Фролова, Воронцово тоже на суходоле 30 четвертей, деревня Коротаево на речке на Осечьне 55 четвертей. Деревня Подъельская на речке Осечьне 31 четверть, деревня Восцы 31 четверть, деревня Кривоухово, Котяково и Труфановское тоже на речке на Вепрейке 32 четверти; пустошь, что была деревня Тархова и Кузминская тоже на речке на Руденке 31 четверть с осьминою, пустошь, что был починок Ушаков, Ушатое тоже 7 четвертей; пустошь, что была деревня Захарова и Зайцево и Лыкошино тоже на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1572 . Дворецкий, мужской, упразд­ненный, в гор. Холме, Псковской губ. Вероятно, основан в XVII ст., после разорения Холма королем Стефаном Баторием в 1595 г. В 1764 г. при изда­нии штатов значился опустелым и со­стоял приписным к Троицкому Сер­гиеву Великолуц. мон. “Ист. Росс. Иер.”, III, 512; 12. 1573 . Дворецкий – Николаевский – Пусторжевский, мужской, ныне погост Дворцы, Псковской губ., Новоржевского у., в 36 вер. к юго-вост. от Новоржева, при р. Льсте. По сведе­ниям 1760 г. монастырь Дворцы нахо­дился в округе Ржевы Пустой, в Пят­ницком стане, где протекала рч. Яста, т. е. Льста. У Строева показаны строи­тели Арсений 1586 г., Иона 1592 г., Антоний 1671 г. и Леонтий 1713 г. Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 362; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 406, 39. 1574 . Двунадесяти Апосто­лов – Чудинцовский, женский, ныне церковь в Новгороде, близ большого земляного вала, между Чудинцевою и Прусскою улицами, в саду, принадле­жащем, вместе с подворьем, Новгород. архиер. дому. Основан в 1432 г., когда «Архиеп. Евфимий постави церковь древяну Святых апостол 12, и монастырь устроиша, у скуделницы». Когда упраз­днен – неизвестно, но уже в 1615 г. около существовавшей тогда церкви – мо­настыря не было. В 1577–1589 г. игум. Софья получала руги 1 руб. 2 алтына и 4 деньги, да 15 старицам давалось по 5 алтын без 2 денег. “Полн. собр. лет.”, III, 238; “Ист. Росс. Иер.”, 711; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 82; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 161, 162; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.”, 98; “Новгор. сборн.”, Отд. 6, 81; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 201; “Извест. Археол. Общ.”, 1859 г., I, 211 (антиминсы ст.); “Временник Общ. ист.”, 1856 г., смесь, 29 (запись о ружн. церкв. и м-рях). 1575 . Демидовский, мужской скит, совсем уничтоженный, Киевской губ. и уезда, в 25 вер. от Киева, против села Демидова, на Ирпеньском острове в р. Днепре. Существовал в XVIII ст. и находился в зависимости от Межи­горского мон.; в 1781 г. в нем была построена церковь Рожд. Богородицы на место старой, существовавшей с неза­памятных времен. Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.”, 10, 105.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наверное, именно ненависть населения была причиной того, что большая часть из двадцати дворцов, возведённых Иродом Великим на территории Иудеи, выполняла функции фортификационных укреплений. Дворцы были построены на равных расстояниях друг от друга, чтобы обеспечить сообщение с помощью зеркал. В таких дворцах-резиденциях, как Масада, Иродион и многие другие, царь мог чувствовать себя в полной безопасности. Все эти дворцы-крепости были готовы к длительным осадам. Археологами во время раскопок были обнаружены большие амбары для хранения зерна, резервуары для воды. В этих крепостях для их обороны были расквартированы целые гарнизоны солдат. Видимо, Ирод действительно испытывал какой то страх. Очевидно, угроза исходила не от внешних врагов Иудеи, а изнутри. Именно в Макерусе после рокового танца «Семи вуалей», исполненного Саломеей, сын Ирода Великого Ирод Антипа отдал приказ обезглавить Иоанна Предтечу. Параллельно с этим, наверное, памятуя, каким образом он сам оказался на престоле иудейских монархов, Ирод отовсюду ожидал обмана и заговора. Он до конца дней не мог избавиться от фобии, что царская власть может быть отнята у него. Так, когда Ироду исполнилось 65 лет, ему показалось, что два его сына готовят переворот. Действия Ирода уже можно было спрогнозировать - сыновья были казнены. Ошибка, миф или реальность? Представив себе психологический портрет Ирода, попытаемся теперь определить, способен ли был этот коварный монарх отдать приказ об избиении младенцев в Вифлееме Иудейском. Поразительным является то, что информация о массовой резне содержится только в кратком упоминании в евангельском повествовании апостола Матфея: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов (Мф. 2, 16). Никто из историков больше не упоминает об этом факте как историческом событии. Мало того, даже Иосиф Флавий, историк, который в своём труде «Иудейские древности» отвёл значительное место описанию биографии Ирода, не скрывая явного отвращения к этому «персонажу» со всеми его параноидальными чертами, с его склонностью к насилию и властолюбию, загадочно молчит, не упоминая о вифлеемской резне. Это дало повод некоторым комментаторам допустить мысль, что такого факта в реальности не было. В защиту этой гипотезы был приведён ряд аргументов, о которых стоит упомянуть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Не надо щадить так называемый «простой народ». Если говорить о революции как о вине, то, безусловно, о вине и правящих верхов, и народа. Разумеется, разная степень вины. У правящих верхов больше ответственности и исторической, и нравственной. Но сваливать всё на неумение «верхов» нельзя — это и к прошлому относится, и к настоящему. Красный угол и «красный уголок» «Уже к концу 1920-хгодов большевистская партия настолько становится злой пародией на христианскую Церковь, что не заметить этого невозможно. Формируется своеобразный партийный „канон“, утверждается „догматическое учение“, появляются свои еретики и отступники». Из книги «На весах веры» — Вы пишете, что новая власть, понимая необходимость религиозных ритуалов, пыталась заменить «устаревшие» ритуалы и обряды новыми, часто пародируя их. Какой из советских мифов и советских ритуалов оказался самым устойчивым? — Сложный вопрос. Давайте рассуждать вместе. Какие советские ритуалы остались? Безусловно, советский культ потерпел фиаско, однако мавзолей существует и посещается. То есть поклонение Ленину существует, хотя и не на государственном уровне. Далее. Культ вождей революции, безусловно, ушел в прошлое, хотя многие памятники и память о них, закрепленная в топонимах, во многом сохраняется. И многие люди говорят, что не надо переименовывать. Безусловно, никто не считает Ленина богом-сыном революции, как и Карла Маркса и Фридриха Энгельса — коллективным богом-отцом. Ленинские произведения больше не являются «новозаветными», как и Маркса и Энгельса — «ветхозаветными» произведениями марксизма. Коммунистические учение не является тем псевдосвятым «духом», который всё покрывает собой. Но рудименты квазирелигии существуют, точно так же, как и, трансформировавшись, существуют различные формы социальной инициации. Достаточно вспомнить дворцы малютки и дворцы бракосочетаний. В свое время, когда Хрущев пытался по-новому организовать быт, он вернулся к традициям 20-х годов, по-своему модифицируя их. Так появились в Ленинграде, по-моему, в 1959 году, первые дворцы бракосочетания, церемонии в которых должны были заменять церковное венчание, и дворцы малютки, где Таинство Крещения подменялось торжественной регистрацией рождения. Регистрация существовала всегда, но акцент на торжественности был сделан не случайно.

http://pravmir.ru/o-kulte-stalina-i-derz...

Воррес. С. 138. Николай Второй, Император “Личный дневник”. Перевод А. Пьера. Paris — Payot, 1925. Буксгевден. С. 132. Жильяр. С. 41–43. Воррес. С. 125. Буксгевден. С. 126. Палеолог, Морис “Воспоминания посла”. Т. 1. New York, George Н. Doran Со., No date, С. 14. Буксгевден. Сноска на стр. 197. Ден, Лили “Настоящая Царица”, Boston, Little, Brown & Со., 1922, С. 62. Trewin, J.C., “The House of Special Purpose”, Briarcliff Manor, New York, Stein and Day, 1975, C. 54. Жильяр. C. 29. Буксгевден. C. 165. Там же. С. 164–165. Там же. С. 169. Александра Феодоровна, Императрица “Письма к Царю. 1914–1916”. New York, Robert М. McBride & Со., 1924, С. 232–233. Письмо, датированное 2 декабря 1915 года В 1910 году валютный денежный курс был 10 руб.=1.13 англ. Фунтов стерлингов, что равно 5.14 долларов США. Сейчас курс доллара равен 7 2/3 цента по отношению к его стоимости в 1910 году. Надо было содержать семь дворцов, и, если бы даже Николай Александрович и Александра Феодоровна захотели продать их, они не смогли бы этого сделать. Эти дворцы принадлежали Династии Романовых, и, будучи Царскими апартаментами, дворцы имели еще огромное историческое значение. Император содержал 1500 административных чиновников и придворных. Они были на полном содержании у Императора: питание, проживание, стипендии, пенсии, оплата докторов, униформа, подарки (три раза в год), а также образование и медицинская помощь детям слуг Царской Семьи, многие из которых желали поступить в университеты. Помимо этого, существовали царские поезда и яхты, которые тоже нужно было содержать, и, кроме того, расходы на путешествия. Александр Михайлович, Великий князь “Книга воспоминаний”. New York, Garden City, 1932, С. 156–160. Boppec. С. 87. Масси, Роберт К. “Николай и Александра”. New York, Dell Publishing, 1967, С. 64. Boppec. С. 85–88. Браун, Татьяна и Кирилл Фитцлеон “Перед революцией”, New York, Overlook Press, 1982, С. 18. Там же. С. 22. Буксгевден. С. 80. Там же. Сноска на стр. 204. Там же. С. 79. Там же. С. 173–174.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Следующее утро начали с посещения Троицкого собора. Огромный купол Троицкого собора расположен к югу от сверкающих барочных куполов Никольского собора. Построенный Василием Стасовым храм является прекрасным образцом классической архитектуры. Он способен вместить до 3 000 посетителей. Напоследок Катя и Андрей посетили Казанский собор. Величественный собор построен в стиле ампир на месте обветшалой Рождественско-Богородичной церкви в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери. После Отечественной войны 1812 года он был провозглашен памятником русской воинской славы. Сегодня здесь хранятся прах фельдмаршала Кутузова и множество военных трофеев. А вечером по традиции отправились в Мариинский театр на балет – Ромео и Джульетта. Катя была в восторге от всего увиденного. Она так мало знала о Великой культуре России до знакомства с Андреем. Посещение России, экскурсии с опытными экскурсоводами, прикосновение в реальной жизни ко всему тому, о чём Катя только читала, находясь в Австралии, произвело в ней внутреннюю духовную перемену. Андрей был счастлив, он видел, как в Кате просыпается русская женщина. Катя, несомненно, любит Австралию с ее живописной природой, океаном, кенгуру, кукабарой, людей всех родов и сословий, всех своих друзей школьных и университетских, всех любит, но тут совсем другое. Катя восхищалась лесами и полями в России, березками, фруктами, ягодами, грибами, Катя увидела, что-то до сих пор не испытанное – необыкновенную мощь России! Мощь ума и таланта которые изобилуют в душе человека. Посетив храмы, дворцы, театры, музеи Катя почувствовала особенность русских людей, неисчерпаемую силу, царящую в народе. Кате стало ясно, что в ней проснулась любовь к великой России. (Пишу для себя – есть люди, которые ждут падения России. Да! Страшно, так думать! Я их презираю! Не дождутся!)  Утром следующего дня Андрей и Катя вернулись в Москву Стрелой. Приехали счастливые, приятно уставшие, удовлетворенные и радостные. Катя, живя в Австралии, привыкла воспринимать все спокойно, без особых эмоций, а в России в ней проснулась чувственность, потому что здесь куда ни глянь – везде восторг, чувства переполняли ее – дворцы, театры, парки, многолюдность, жизнь кипит.

http://azbyka.ru/fiction/iz-dvuh-mirov/

Разрушилась на протяжении истории не одна башня Вавилонская, но многочисленные подобные ей башни, которые строили отдельные мировые завоеватели, желая собрать все народы под один кров - под свой - и под одну руку - под свою. Рассыпались в прах и бесчисленные башни богатства, славы и величия, которые строили отдельные люди, желая овладеть Божиими творениями - вещами или людьми и стать маленькими богами. Но не рассыпалось то, что созидали апостолы, святители и другие угодники Божии. Многочисленные царства человеческие, сотворенные человеческим тщеславием, развалились и исчезли, как тени, а Церковь Апостольская стоит и сегодня, и будет стоять несгибаемо и на могилах многих сегодняшних царств. Дворцы римских кесарей, боровшихся против Церкви, лежат в развалинах, в то время как пещеры и подземные катакомбы христианские существуют и до сего дня. Сотни царей и королей владели Сирией, Палестиной и Египтом: от их мраморных дворцов сохранились лишь отдельные расколотые плиты в музеях, в то время как монастыри и лавры, строившиеся молитвенниками и постниками Божиими в то же самое время, в скалах и песчаных пустынях, стоят и сегодня, и из них беспрерывно возносятся к Богу на протяжении пятнадцати или семнадцати столетий молитвы и благоухание ладана. Нет такой силы, которая смогла бы развалить Божие дело. Безбожные дворцы и города рушатся, а хижина Божия стоит. То, что поддерживает Бог Своим перстом, стоит прочнее, чем то, что подпирает своими спинами весь мир. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:29)! Ибо всякая плоть подобна траве, ожидающей, когда истекут ее дни и она превратится в прах. Да сохранит нас Всемогущий Господь и от помысла, будто мы можем достичь чего-либо благого и без Его помощи и Его благословения! Пусть и сегодняшнее Евангелие послужит нам вразумлением, чтобы подобный тщеславный помысел даже не зачался никогда в нашей душе. Ибо в сегодняшнем Евангельском чтении как раз и говорится о том, что все человеческие труды напрасны, если Бог не поможет. Пока люди, апостолы Христовы, сами ловили рыбу, они ничего не поймали; а когда Христос повелел им еще раз закинуть в море сети, то в них попало столько рыбы, что они чуть не прорвались. Но вот как звучит весь рассказ:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Ушаков был как раз тем художником, который сочетал иконописание и светское живописание: он был автором нескольких царских портретов (их называли тогда парсунами), рисовал орнаменты, украшал бытовые предметы, расписывал дворцы и палаты и т. д. Он же освоил мастерство гравера, и преуспел в этом занятии. Надо признать, что декоратором Ушаков был превосходным. О его декоративном мастерстве можно судить по Владимирской иконе Богоматери (Древо государства Московского) (1668), написанной им для церкви Троицы в Никитниках. Собственно изображение Богородицы занимает лишь малую часть иконы: оно помещено как бы на ветвях раскидистого дерева, вырастающего из Успенского собора Московского Кремля – собор легко угадывается по точно воспроизведенным архитектурным формам, а также по кремлевской стене со Спасской башней, занимающей самый низ иконы. Дерево, символическое «древо государства Московского», сажают исторические персонажи – князь Иван Калита, с правления которого начался рост Московского княжества, и митрополит Петр, сделавший Москву духовным центром русских земель. За посадкой дерева наблюдают царь Алексей Михайлович и царица с детьми. На ветвях дерева вокруг иконы Богоматери в двадцати медальонах помещены изображения московских святых, а также государственных деятелей. Все это осеняет Христос, изображенный в верхней части иконы в окружении двух ангелов. Икона красива необыкновенно, но красота ее возведена художником в самоцель, она не несет в себе отсвета красоты небесной и превращается в банальную красивость. Земною по природе стала и идея иконы – прославление государства Московского, символизировавшего в сознании многих Царство Небесное на земле. Недаром же изображен с нимбом, например, царь Михаил Федорович, хотя к лику святых он никогда причтен не был. Можно вспомнить также, что с нимбами изображены и государственные деятели Руси, погребенные в Архангельском соборе Кремля и присутствующие в росписи этого храма наряду со святыми. Изображение мирских государственных мужей с нимбами можно встретить и в других храмах – на иконах и фресках. Нимб начинает сознаваться, таким образом, как атрибут светской государственной власти. Такая интерпретация символики горнего мира весьма симптоматична. Богово и кесарево онтологически оказываются неразделенными. Московские мастера, современники Ушакова, различались только степенью воплощения этой идеи земного Царства, Неба на земле – в разных ее вариантах. Немалое число иконописцев (как, например, ставший после смерти Ушакова руководителем Иконного цеха Федор Зубов, мастер большего таланта, чем его предшественник) тяготели, несмотря ни на что, к старым традициям, но преодолеть привнесенное новыми веяниями полностью никто не сумел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Тогда Кардинал-декан и Папские певчие поют гимн: Тебе Бога хвалим. Во время сего пения, сидящие по чинам Кардиналы воздают Папе третье, вышеописанное, поклонение. После сего Кардинал-декан поёт антифон и читает молитву про Папу, который между тем, сшедши с престола, даёт собравшемуся во множестве народу благословение, признаваемое Латинистами Апостольским. По окончании сего обряда и колокольного пиона, снимают с Папы знаки его отличия, Папа удаляется в ризницу, а отсюда со всею свитою, в предшествии двадцати двух пылающих факелов, сопровождаемый восклицаниями народа, и салютуемый пушечными выстрелами, идёт в прежнее своё жилище. В этот день конклав остаётся отверстым, и Кардиналы разъезжаются по своим дворцам; вечером дворцы дипломатического корпуса, Римских Князей и Перов, также все публичны» здания и частные дома освещаются блистательной иллюминацией; а в течение трёх последующих дней Князья Римской области, Римские дворяне и иностранцы допускаются к Папе целовать его туфли В день своей коронации Папа идёт в церковь св. Петра, предшествуемый тайным стряпчим своей консистории, одним почётным чиновником и значительным числом прелатов. За ними идут ротный аудитор, несущий Папский крест, Кардиналы в красных шляпах, чиновники, именуемые оберегателями (conservatores) Папской области, Римский Губернатор с Сенаторами и три Кардинала-диакона, а Папу несут на носилках комнатные его служители в красной ливрее, в сопровождении Генералов, Полковников дворянской гвардии, Командиров строевого войска, Коменданта ворот св. Архангела, и весь народ проходит так называемою лестницею Константина в церковь св. Петра. Под воротами сей церкви приготовляется для Папы трон с балдахином, a возле трона ставят кресла для Кардиналов. Здесь Папа сходит с носилок и возводится Кардиналами-диаконами на приготовленный трон. В тоже время хор певчих поёт: Ты еси Петр, и на сем камеии созижду Церковь Мою и проч., а один из Кардиналов, по знаку, данному чиновником обрядов, идёт на правую сторону Папы и с открытою головою говорит на Латинском языке проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010