XIV. Царские богомольные походы к Троице Преподобный Сергий воссиял в Московской Руси как величайший ее святой, естественно, что он начал быть и чтим в этой Руси исключительным образом. Таким исключительным образом стало чтить его все население нашей Руси; таким исключительным образом стали чтить его и ее государи. Государи признали в преподобном Сергии нарочитого патрона, или покровителя, Русской земли и своего собственного и нарочитого ходатая за землю и за себя перед Богом, признали в нем, как говорит один старый сказатель, «Богом даннаго помощника всему государству и всюду и везде царем и великим князем помощника во бранех, получившаго от Бога благодать всю Российскую землю заступати от находящих врагов христианских, от безбожных Татар, и Немец, и Литвы, и прочих язык, не чтущих по истине Бога Господа нашего Иисуса Христа и хотящих разорити православное христианство». Как все усердно начали ходить на богомолье в монастырь преподобного Сергия, чтобы молиться у его гроба и лобызать его мощи, так усердно, и более усердно, чем кто-нибудь, начали делать это и государи. В почитании величайшего святого земли государи считали себя обязанными показывать пример всем другим, и они действительно показывали этот пример. Предпринимая в монастырь преподобного частые экстренные путешествия, чтобы просить его о чем-либо или благодарить его за что-либо, государи считали своим долгом предпринимать в монастырь и путешествия обычные, или из года в год постоянные и правильные, – ко дню его празднеств, каковы: день святыя Троицы – храмовой праздник монастыря, день кончины преподобного Сергия – 25 сентября и день обретения его мощей – 5 июля. Первые после смерти преподобного Сергия государи отличались еще простотой и не заботились о том, чтобы обставлять свои путешествия в его монастырь какими-либо особенными удобствами. Но царь Иван Васильевич Грозный позаботился об этих удобствах: в 1556 году он приказал построить в Троицком монастыре для своих приездов дворец и в то же время приказал построить дворцы и по селам, лежавшим на дороге к Троице, чтобы делать в них остановки и ночевки во время пути в монастырь и из монастыря. В самозванщину, когда вся местность между Москвой и Лаврой была опустошена Поляками, были выжжены и сельские дорожные дворцы, а дворец, находившийся в самой Лавре, во время осады последней Поляками приведен был в состояние необитаемости, если только не совсем был уничтожен. Царь Михаил Феодорович приказал построить новый дворец в монастыре (в 1620 г.) и новые дворцы по селам (в 1623 г.), а царь Алексей Михайлович прибавил потом к возобновленным дворцам Грозного еще один дворец, которого прежде не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/438606/

1034 Моск. арх. мин. юст. писц. кн. 506. (Устюг В., 1620-е гг.) Волость Пермогорья… Погост… на погосте дворцы непашенные… (д) Порошки Логинова, а ныне на том дворе государев кабак, сбирают целовальники на веру; (д) земской мирской… В Пермогорской же волости на погосте амбары, а торгуют в них приезжая тое ж волости крестьяне (16 амбаров). Волость Черевковская… «на погосте лавки и амбары» (19) в том числе: «(анб.) никольской церковной, а владеет им церковной староста Некраско Федоров, дает приезжим людям из постоялаго»… «бобыльские оброчные дворцы» (35), между ними «(дв) старой кабацкой, а ныне он на приезд земским всяким людям. А оброк с того двора платят миром». Волость Кивокурья «На погосте церковь св. пророка Илии… да церковь св. Дмитрия Селунскаго… На погосте ж (д) земских людей на приезд волостным крестьяном… В Кивокурской же волости на погосте дворцы непашенные бобыльские»…, Ibid. кн. 168. (Турчасовский стан. 1648 г.). Волость на Мошеозере… На погосте… дв. мирской. 1036 Р. И. Б. XXV, Акты Лодомской церкви, 11–12, 179; XII, 111–113; 1124–1129. Чтен. О. И. Др. 1879 г., кн. I, акты XVII в. о Шеговарском приходе Шенкурского у. Арх. мин юст. писц. кн. 446. Сольвычегодск, 1625 г., Лальская волость: « церковь св. Михаила Архангела вверх шатровая, ставят ново мирские люди Лальскою волостью». Договоры с мастерами-плотниками: Р. И. Б. XXV, 31–32; 122. Договоры с живописцами: Пр. Д. 1637 14, л. 41–42. Р. И. Б. XIV, 989 и сл. Порядные на написание икон. Об основании приходов и постройке церквей в Холмогорской епархии см. Верюжский, Афанасий, арх. Холмогорский, 327–331, 351. 1037 А. Ю. Б. I, 62. С подобною же жалобой еще раньше, в 1610 г. за отсутствием ростовского митрополита обращалась к патриарху Гермогену Ленская волость Яренского же уезда. Для освящения храма волость принуждена была приглашать «усольского» дьякона (из Сольвычегодска?), который брал за освящение от 2 до 3 рублей. Патриарх предписал дать ему рубль, но отвезти его туда и обратно на мирских подводах. Ibid. I, 27 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арабская переделка (но не мусульманская, так как, по-видимому, эта церковь никогда не была обращена в мечеть) окончательно обезобразила древнее здание: весь купол от барабана, как сказано, позднейшего времени и представляет грубо смазанную коническую шапку, которую в настоящее время вновь приходится чинить, так как она угрожает падением, и в бытность нашу своды были наполнены лесами. Переложена почему-то до половины абсида, и алтарь (фот.305, табл. VIII) устроен впереди нее, с выступающей солеею; ее пол собран из старых кусков мрамора, а ее балюстрада из мраморных столбиков, близко напоминающих византийские преграды X–XII веков. Исследователи Востока и Византии 82 уже давно согласны в том крупном положении, что родину купольной византийской церкви должно искать в Персии, там, где громадные дворцы Фируз-Абада и Сарвистана представляют самые замечательные памятники с яйцеобразными куполами и колоссальными арочными порталами на фасаде. Доселе, со времен Коста и Фландена, никто не сомневался в принадлежности дворцов эпохе Сассанидов, вместе с руинами дворца в Ктезифоне, и только в недавнее время известный исследователь Сузы Дьёлафуа 83 сделал свое странное предположение, что эти дворцы современны руинам Персеполя, и представляли, во времена Ахеменидов, национальную архитектуру Персов, тогда как дворцы Персеполя и Суз составляют будто бы чужеземное искусство греческих и египетских мастеров, введенное на время капризом персидских царей. В этой гипотезе, составляющей сплошную натяжку фактов, забыто, явно, все фактическое: отношение памятников персидской скульптуры к архитектуре древних персидских дворцов, доказательства национальности их монументального искусства мелкою художественною промышленностью и т. д. Но, по счастью, эта гипотеза сразу не нашла себе сочувствия, несмотря на свою обольстительную наружность: причина этого в ясном отношении сассанидских дворцов к современным византийским постройкам, римским образцами ближайшей архитектуре арабов. Тоже ясное соотношение мы укажем впоследствии к дворцу цитадели Раббат- Аммана в Заиорданской области и к церкви Эзры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Посадник — первоначально наместник князя в каких-либо землях Древней Руси. Впоследствии в Новгороде и Пскове на вече избирали посадников, которые возглавляли управление городом и пригородами. Посадский — житель посада (города), горожанин. Поститься — соблюдать посты, воздерживаться от скоромной пищи. Постой — стоянка войск и военнослужащих на частных квартирах. Постриг — праздник первого обрезания волос у мальчика при исполнении ему четырех лет. Постриг (пострижение) — особый обряд у православных христиан, совершаемый при посвящении в духовное звание или монашество. Поступь — походка. Посхимить — совершить церковный обряд пострижения в схиму. Потешные дворцы — Преображенский дворец в селе Преображенском, недалеко от Москвы, на берегу реки Яузы, некоторые другие дворцы в окрестностях Москвы и один дворец в самом Кремле. Свое название дворцы получили по причине тех увеселительных представлений, какие давались в них в России в середине XVII века. Вот что говорится в одной из записок 1676 года о представлениях во дворце: «Была комедия в Преображенском: тешили великого государя иноземцы, как Олоферна царица царю голову отсекала, и на органах играли Немцы да люди дворовые боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Того ж года другая комедия там же, как Артаксеркс велел повесить Амана, и в органы играли, и на фиолах и в инструменты, и танцевали. Там же тешили великого государя на заговенье Немцы и люди Артамона Сергеевича на органах, и на фиолах, и на инструментах, и танцевали и всякими потехами разными». Поярковая шапка — шапка, сшитая из меха ягнят. Православие («Правая вера») — одно из главных и старейших направлений в христианстве. Появилось в то время, когда Римская империя в 395 году разделилась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Православие окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году. Прапор — знамя; отряд воинов при знамени. Прапорщик — в царской армии: самый младший офицерский чин. Праща — древнейшее ручное метательное оружие. Состоит из ремня (кожаного или из плотной ткани) с расширяющейся средней частью, в которую вкладывался камень или кусок свинца. Пращу надо было вращать над головой, а затем резко отпустить один из концов ремня, после чего камень летел в противника.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

А что, как то, что вы проповедуете или собираетесь проповедовать, – неправда? Неужели нельзя или не надо подумать об этом? А если вы подумаете об этом и сличите это учение с другими учениями, считающими себя точно так же едиными истинными, сличите его с вашими знаниями, со здравым смыслом, – одним словом, без слепого доверия, а свободно обсудите его, – то вы не можете не увидать, что то, что выдается вами за священную истину, не только не есть священная истина, а есть только отсталое суеверное учение, которое так же, как и другие подобные учения, поддерживается и проповедуется людьми никак не для блага своих братьев, а для каких-то других целей.» «Дворцы, в которых вы живете»? Граф, вы издеваетесь, восклицает ваш критик! Да, наши храмы – дворцы среди сел, они светятся огнями, блестят золотом своих украшений, и мы горды этим, гордимся тем, что народ любит храмы и несет ему свои дары, но вот рядом с ними – наши священнические «дворцы». Нам приходится ютиться в хижинах, где зимой углы промерзают насквозь, а осенью протекают крыши. Наши дети умирают, потому что нельзя жить в этих убогих развалившихся «дворцах». С болью в сердце мы, как нищие, побираемся по деревне и всё-таки нам не на что содержать наших детей. Недаром еще Некрасов, далеко не сторонник священника, на вопрос: «вольготно ли и сыто ли живется попу», ответил сценой, где священник, проклиная жизнь, с тоской берет три пятака у голодного мужика, берет... потому что и сам с семьей голоден. За 11 лет средней школы (годы, когда можно пройти университет), священник бедствует, и только вера в народ, да привязанность к храму и Церкви заставляет их жить в этой убогой обстановке и протекающих дворцах. Клевета и обидная, и злая, не христианская, в этих недобрых словах о дворцах и о кладах. Неужели граф станет утверждать, что Церковь дает священнику более, чем он мог бы взять, как «хищник», борющийся за существование на арене жизни? Есть священники, которые живут обеспеченно, есть губернии, где они богаты, но много ли таких губерний и много ли таких обеспеченных? Не выгоднее ли за 3– 4 года до окончания курса идти в акциз или полицию?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Если судить по местоположению, эта площадь вполне пригодна для дворца. В самом деле, мы имеем здесь случай наиболее близкой параллели с Римом. Холм Палатина представляет близкую аналогию с первым холмом Византии, на котором Константин избрал место своего дворца; известно, что древнейшие дворцы Палатина стояли лицом к via Sacra и римскому форуму; отступая с течением времени вглубь холма, дворцы позднейших императоров заполнили и ту часть, которая круто спускалась к большому цирку, и тем не менее обязательно устраивались Фасадами на via Sacra, по террасам же над цирком выходили библиотеки, перистили и прочие части дворца, удаленные от публики. Тоже самое расположение имел и дворец Византии: он стоял лицом к улице (méesh?), ведшей на Форум (Римский форум заменил здесь форум Константина) и к Капитолию, и как в Риме, так и здесь этот Фасад переходил в ряд портиков, направлявшихся в разные стороны; в заду у дворца находился также крутой обрыв, по которому располагались постройки, подобные римским и отчасти даже турецким; между ними напр. известный приемный Киоск с громадным балконом, откуда и теперь обязательно гости султана – европейские туристы любуются видами на Пропонтиду, вероятно, подражает византийскому перидрому – парапету или гульбищу, как говорили в старину в России. Большой дворец выходил как и дворцы Палатина, задним Фасадом над низменностью берега, и в этой низменности находился циканистэрий, как там circus maximus. Но аналогия была бы полнее, если бы известная часть дворца была расположена между ипподромом и форумом 250 . Идя далее и обогнув площадь Эски – Серая, бывшего Форума Тавра или Феодосия, встречаем направо от пути любопытную мечеть Календер – джами, несомненно древнюю церковь , замеченную еще Паспати и вновь обратившую на себя внимание в самое последнее время. А именно Паспати 252 легко мог определить византийское происхождение церкви, благодаря тому, что обращенная в мечеть церковь была оставлена и сохранила кладку своих стен из камня и кирпича. Теперь, как рассказывает г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Гуманное неприятие войны со всеми ее ужасами, решительное предпочтение мира при любых уступках было связано в представлениях патриарха с идеологией изоляционизма, неизбежно расцветающей в процессе превращения государств в мировые державы как противовес складывающимся имперским концепциям. Но, не приемля имперской экспансии, патриарх отказывался понимать и необходимость развития каких-либо реформ внутри страны. Тем паче его протест вызывала мысль о преобразованиях, необходимых в новых исторических условиях самой Русской православной церкви. Царские затеи В прекрасный октябрьский день 1681 г. патриарх Иоаким вернулся в Чудовский монастырь с торжественной службы в Успенском соборе весьма недовольным, если не сказать до крайности раздраженным. Юный царь Федор Алексеевич подрос и все более упорно стремился переделать то, что даже государю изменять не должно. Буквально днями на Постельном крыльце был объявлен новый его указ: древнее российское платье — ферязи, охабни, однорядки и прочее — переменить на короткие, выше щиколоток кафтаны и прочее непотребство, подобно каким-нибудь ляхам, немцам или итальянам. Хитроумие царя Федора заставляло Иоакима нервничать. Кремль был буквально заполонен публикой в новых одеяниях; не только мужи, но и жены устремились переменять длинную древлепреданную одежду на установленный государем манер. Ведь в указе было объявлено, что новое платье — служилое, специально для Государева двора устроенное, от одежды недворянсксй отличное. Отличиться вмиг пожелали многие, тем паче что кафтаны были сравнительно со старыми одеяниями недороги. Самые упорные отказались от платья праотеческого, когда стрельцы перестали пускать в Кремль людей в старых нарядах. За двором немедля потянулась вся Москва: кому хотелось от моды отстать и входа на самые интересные действа лишиться? Объятый грустью, вспоминал патриарх, сколь переменилась столица за несколько лет. Говорят, своими ссудами хозяевам и частными подрядами для Приказа каменных дел государь успел в Москве более 10 тысяч каменных зданий выстроить. Раньше из камня только храмы среди деревянных зданий высились — ныне дворцы в стольном городе больше церквей строятся. В тех дворцах не простолюдины — лучшие семьи государства книги держат латинские и немецкие, громадные зеркала и картины першпективные поразвесили, музыку завели не духовную, сами на органах да клавикордах играют и другим велят петь не по древним крюковым нотам, а по новым, на линейках написанным. Но что поделаешь? У самого государя всем этим непотребством дворцы и вертограды (сады. — А. Б.) переполнены.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Воррес. С. 65. Буксгевден. С. 67–69. Вырубова. С. 5. Воррес. С. 62. Там же. С. 62–63. Буксгевден. С. 56. Жильяр, Пьер “Тринадцать лет при Русском Дворе”, London, Hutchinson & Со., No date, С. 72. Вырубова. С. 77. Буксгевден. С. 158. Там же. С. 153–156. Вырубова. С. 59. Буксгевден. С. 45. Вырубова. С. 161. Буксгевден. С. 236. Воррес. С. 138. Николай Второй, Император “Личный дневник”. Перевод А. Пьера. Paris — Payot, 1925. Буксгевден. С. 132. Жильяр. С. 41–43. Воррес. С. 125. Буксгевден. С. 126. Палеолог, Морис “Воспоминания посла”. Т. 1. New York, George Н. Doran Со., No date, С. 14. Буксгевден. Сноска на стр. 197. Ден, Лили “Настоящая Царица”, Boston, Little, Brown & Со., 1922, С. 62. Trewin, J.C., “The House of Special Purpose”, Briarcliff Manor, New York, Stein and Day, 1975, C. 54. Жильяр. C. 29. Буксгевден. C. 165. Там же. С. 164–165. Там же. С. 169. Александра Феодоровна, Императрица “Письма к Царю. 1914–1916”. New York, Robert М. McBride & Со., 1924, С. 232–233. Письмо, датированное 2 декабря 1915 года В 1910 году валютный денежный курс был 10 руб.=1.13 англ. Фунтов стерлингов, что равно 5.14 долларов США. Сейчас курс доллара равен 7 2/3 цента по отношению к его стоимости в 1910 году. Надо было содержать семь дворцов, и, если бы даже Николай Александрович и Александра Феодоровна захотели продать их, они не смогли бы этого сделать. Эти дворцы принадлежали Династии Романовых, и, будучи Царскими апартаментами, дворцы имели еще огромное историческое значение. Император содержал 1500 административных чиновников и придворных. Они были на полном содержании у Императора: питание, проживание, стипендии, пенсии, оплата докторов, униформа, подарки (три раза в год), а также образование и медицинская помощь детям слуг Царской Семьи, многие из которых желали поступить в университеты. Помимо этого, существовали царские поезда и яхты, которые тоже нужно было содержать, и, кроме того, расходы на путешествия. Александр Михайлович, Великий князь “Книга воспоминаний”. New York, Garden City, 1932, С. 156–160.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Лучшие ценности ушли разными путями в Европу, торговая деятельность и капиталы перешли в генуэзскую Галату. С середины XIV в. Константинополь захирел бесповоротно. Царский двор обнищал; дворцы стояли в запустении, частью в развалинах, не чинился даже жилой Влахернский; храм Апостолов был в XIV в. почти руиной, развалилась даже колоннада у св. Софии. Сохранили довольство лишь Великий Димитрий у Акрополя как фамильная обитель Палеологов, Пантократор как их усыпальница, Пантепопт, Паммакариста, многолюдная Старая Петра, где были и русские монахи, прибрежные церкви моряков. Памятников искусства давно не ценили, бронзовые статуи были перелиты на монету еще во времена Акомината. Из построек ипподрома и древних бань брали строительный материал еще при Палеологах, мрамор жгли на известку. По всему городу тянулись, как в средневековом Риме, громадные пустыри, пастбища и даже пашни, на плане Буондельмонте внутри стен преобладает белое поле. Частные дома были в плохом состоянии из-за наступившей бедности. Дворцы знати были сожжены во время борьбы с Кантакузином, кроме немногих. Богатый дом XV в., как у Нотары, представляется нам, судя по сохранившимся старинным домам возле Фанара, как наполовину деревянная постройка с большими низкими комнатами, в нижнем этаже на каменных сводах аляповато расписанных по штукатурке; окна с мелким свинцовым переплетом пропускали тусклый свет, против зимнего холода были одни медные жаровни. Женская половина была отделена от мужской. Состоятельные люди одевались в меха и сукна из Европы, но жили некультурно и грязно. Большинство населения хронически голодало, частыми гостями были тиф и чума. С материальной точки зрения, не оценивая пролитой христианской крови, переход города в турецкие руки был для него благодеянием. Ожила торговля и ремесла, получив рынки в необъятных владениях султана; единство империи было восстановлено. Возобновился подвоз – ожили и заселились окрестности, начиная с Босфора. Товары отдаленных стран привозились во вновь отстроенный большой крытый базар (Безестен) на месте развалившихся византийских портиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

21-е число. Преставление Петра, митрополита Киевского. Родился он в земле Волынской от благочестивых родителей. Еще до рождения мать имела видение, что св. Петр просияет добродетелью в земле русской. Начав ученье, Петр, хотя и учился прилежно, но не успевал. Он горячо молился, и вот однажды видел во сне, что какой-то святитель подошел к нему и, приказав раскрыть уста, коснулся рукою языка его и благословил. И с этого времени Петр сделался способнейшим учеником. 12-ти лет ушел он в монастырь, в скором времени был пострижен и затем, за примерную жизнь, посвящен во диакона и потом пресвитера. В свободное время Петр любил писать иконы. После многолетних подвигов в монастыре, с благословени настоятеля, удалился в уединение при реке Рати. Скоро тут собралось к Петру немало братии, и он устроил монастырь, названный от урочища Дворцы Спасским – Дворцы или Новодворским. Кроткий и незлобивый, он никогда не гневался на провинившиихся, но исправлял их ласковым словом. Бедняк или странник всегда находил себе приют и помощь в его келлии. Князь волынский и галицкий Юрий Львович очень полюбил Петра и просил константинопольского патриарха поставить его епископом. Патриарх поставил Петра митрополитом всей России. Петр сначала жил в Киеве, а в 1309 году переселился во Владимир. Тут возстал против него Андрей, епископ тверской, и сделал донос на него патриарху. Патриарх созвал собор. На соборе донос оказался ложным. «Мир тебе чадо, сказал тогда святитель своему клеветнику. Не ты виновен, а древний завистник рода человеческаго. Отныне блюдись лжи, прошедшее же да простит тебе Бог». Святитель Петр путешествовал в татарскую орду и получил от хана многие льготы для духовенства. С ним особенно сблизился князь московский Иоанн Калита и убедил его перенести свою каефдру в Москву. Святитель согласился и перенес. Это было в 1325 г. Святитель просил князя соорудить соборный храм Успения в Москве. «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами, говорил пророчески он князю. Святители будут жить в нем, и руки его взыдут на врагов». Князь с любовью

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010