Вот и Крым — ещё один пример того, как низкое одолевало высокое. Когда-то люди были уверены, что всё создаваемое ценно не само по себе, а в ту меру, в которую оно улавливает лучи божественной гармонии. В царские времена все значительные стройки в Крыму приводили лишь к умножению красоты — новые дворцы вписывались в ландшафт и окружались садами. Да, их строили для Романовых и Воронцовых, для высшей аристократии, но и улочки Ялты той поры ничего не портили. План Ялты утверждался царским указом, её дома строились в подражание лёгким и стильным постройкам Ливадии, на её улицах сказывался художественный вкус Александра III — императора, который считал распространение искусства в России делом государственной важности. (Сам Чехов, сажавший дере вья на своем ялтинском участке, не был ли даже он одним из эпигонов царских садовников Ливадии?). Если приходилось строить что-то большое и функциональное — архитекторы выкручивались как могли. Тот же Месмахер придал дымовой трубе котельной Массандровского дворца вид крымскотатарского минарета. А потом на алтарь свергнутого Божества водрузили языческого божка полезности. В советское время бетонные чудища — модернистские гостиницы и пансионаты, все эти коробки и шайбы — вплотную придвинулись к морю. Впрочем, со ветские архитекторы ещё старались вписывать свои постройки в ландшафт и прятали в зелени санаторные корпуса. Новое поколение варваров об этом уже не думает. Типичная ситуация: кто-то правдами и неправдами присваивает себе кусок побережья. Водружает туда какое-то бетонное уродство с претензией, торгует видом на море. Но конкуренты не дремлют. И вот уже громоздятся убожество справа, убожество слева — и все они судорожно пытаются оттеснить друг друга от прекрасного вида, отхапать кусок пляжа перед носом другого застройщика, влезть на горку повыше... Проходит несколько лет, и прекрасный берег застроен могучими уродцами, обитатели которых тоскливо глядят из окон на бетонные стены, не понимая, почему они здесь оказались. Вот она, иллюстрация прибыльности и конкурентоспособности, цена отказа от высоких смыслов во имя идиотической эффективности! Теперь Ялта имеет и пентхаус Зеленского с видом на Ливадийский дворец, и гостиницу Коломойского, и бесконечные бетонные заборы вдоль берега, за которыми что-то лепит-мастрячит уже нынешняя российская элитка.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/11/uroki_...

Многолетняя привязанность А.С. Пушкина к Тверской губернии нашла отражение в его творчестве, биографии, переписке: «Петербург — прихожая, Москва — девичья, деревня же — наш кабинет», — писал он в Павловском Старицкого уезда. Две осени, 1828 и 1829 годов, проведенные поэтом в тверских местах, были особенно плодотворными. В старицких усадьбах написаны шедевры пушкинской лирики «Анчар», «Зимнее утро», «Зима. Что делать нам в деревне?», «Поэт и толпа», седьмая глава «Евгения Онегина», посвящение к поэме «Полтава», созданы публицистические произведения о народности русской литературы, о поэтическом слоге. В Павловском родилась знаменитая строфа «Онегина», признанная эстетическим кредо пушкинского реализма: «Иные мне нужны картины, люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор…». «Роман в письмах» — первое большое размышление о провинциальном дворянстве, жизни крестьянина, увиденной и запечатленной поэтом в приметах сельского бытия Старицкого и соседних уездов. В «Истории села Горюхина» отразились берновские впечатления А.С. Пушкина, отношения крестьян с И.И. Вульфом, их бунт против помещика. В усадьбе П.А. Осиповой-Вульф Малинники в ноябре 1828 года поэт написал «Ответ Катенину» и «Ответ А.И. Готовцевой», нежное, трогательное стихотворение «Цветок», другие поэтические строки. Те места Тверского края, где бывал поэт, где он жил, с 1971 года объединяет литературный и туристический маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья». На этом пути длиною в 250 км стоят свидетели странствий поэта: императорские дворцы, помещичьи усадьбы, парки, церкви, гостиницы, мосты, кузницы. Среди достопримечательностей Пушкинского кольца — архитектурные памятники, сооруженные по проекту В.В. Растрелли, П.Р. Никитина, М.Ф. Казакова, Н.А. Львова, К.И. Росси. Наиболее интересные объекты: в Твери — Императорский дворец, который посещали современники А.С. Пушкина Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич и другие; гостиница Гальяни, где останавливался поэт; церковь Рождества Богородицы в Городне (XIV в.) и Успенская церковь в с. Иваниши Старицкого района (XVI в.); древние Старицкий Успенский и Новоторжский Борисоглебский монастыри; многочисленные усадьбы в живописных местах Тверской области, принадлежавшие знакомым поэту дворянским фамилиям Вульфов, Полторацких, Бакуниных, Ушаковых, Великопольских, Гагариных… Недалеко от Митина, бывшей усадьбы Львовых (шесть км от Торжка), на погосте Прутня покоится «гений чистой красоты» А.П. Керн (Полторацкая).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Время сокрыло от нас историю создания этих необычных сооружений. Исследователи обладают лишь возможностью реконструировать ее, а не описать по документам, которыми они не располагают. Церковная археология, основателем которой в Италии был Дж. Б. Росси (1822 - 1894), много сделала для изучения катакомб, которых было несколько десятков (более 60-ти). Изумляет протяженность подземных коридоров -более 500 километров. В них было погребено более 2-х миллионов христиан. Большинство их приняло святое мученичество. Факты эти выразительны. Они красноречиво свидетельствуют и о масштабах распространения христианства и о той великой борьбе, которая предшествовала полной победе учению Христа. Живший на рубеже II и III столетий апологет Тертуллиан писал, обращаясь к язычникам: " Мы недавние. Но мы наполнили вашу империю, ваши города, ваши острова, ваши племена, ваши казармы, дворцы, собрания и сенат " . Наши поломники смогли посетить только катакомбы св. Каллиста, расположенные в южной направлении. Автобус вез нас по самому древнему пути - знаменитой Аппиевой дороге, построенной цензором Аппием Клавдием в 312 г. до Р.Х. Она называется regina viarum (царица дорог). В Деяниях св. Апостолов (28:15) упоминается Аппиева площадь. Это был городок примерно в 60 км от столицы. Здесь братья-христиане встретили великого благовестника Павла, которого вели на суд кесаря. Пройдя еще 15 км. апостол-узник и сопровождавшие его пришли в местечко, называвшееся Три гостиницы. Еще одна группа христиан вышла им на встречу. " Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился " (28:15). Прежде чем спуститься в прохладу древнего подземелья, мы полюбовались красотой окружающей местности. Живописные кипарисовые аллеи, строгие линии уже покрывшихся густой яркой зеленью кустов, спокойное майское солнце усиливали то радостное настроение, которое было у нас с утра. Медленно спускаемся вниз. Хочется испытать, хотя бы на минуту, те же чувства, какими жили братья и сестры по вере. Восемнадцать или девятнадцать столетий, нас отделяющие, не имеют значения. Время, столь разрушительное для всего земного, не имеет власти над духовным миром. Ему даны иные законы. Люди, жившие и молившиеся в этих катакомбах, родились раньше нас, но сейчас мы современники. Мы члены одной Церкви: они уже на Небе, а мы пока стремимся к ним. Но нас связывают духовные узы, мы составляем единое Тело Христово - святую Церковь.

http://pravoslavie.ru/sm/6062.htm

Отношение к храмам, как и к святителю, на острове очень домашнее. Многие горожане, спеша по своим делам, проходят через храм: ставят свечи и идут дальше. Свечи здесь ставят только в одном месте, как правило недалеко от входа в храм, пожертвование опускается тут же. А в храме святителя Спиридона так и вообще подсвечник на улице, и часто ставят здесь греки о здравии своих родных метровые белые свечи. В отличие от базилики святителя Николая в Бари, где не только мощи закрыты решеткой, но и к иконе приложиться нельзя, к мощам святителя Спиридона может приложиться любой желающий. Сотрудники храма открывают ковчег с мощами не только после каждого богослужения, но и по просьбам паломников. Особенно если паломники из России. Теплое, сердечное отношение к русским не только умиляет, но даже удивляет - настолько мы отвыкли от него за два последних десятилетия. Оно чувствуется везде: в аэропорту, на улицах города, в гостинице, в храме. Греки сдержанно улыбаются нам, а некоторые на смешанном английском, русском и греческом пытаются объяснить, что Россия и Православие - это very nice, а среди русских много красивых и достойных людей. Сокровенная тишина Поначалу Греция открывается нам с чисто внешней, немного языческой стороны. Теплое тихое море, яркая природа Средиземноморья, античные дворцы и замечательные пляжи - все напоминает о Гомере, о легендах и мифах Древней Греции. И видимо, не нам одним, так как торговые магазины в угоду туристам-европейцам заполнены сувенирами «а-ля Древняя Греция». Дополняет это впечатление посещение Ахилиона - дворца, построенного австрийской императрицей Елизаветой (более известной как императрица Сиси). Дворец посвящен древнегреческому герою Ахиллесу, которого императрица очень любила. По-особому трепетно относился к этому почти неуязвимому герою и немецкий кайзер Вильгельм II, купивший дворец у наследников императрицы. Гуляя по прекрасным аллеям, изысканно обставленным комнатам, удивляюсь этой общей любви христианских императоров к языческим героям. То ли сердце их не так откликалось на примеры христианского подвига... То ли что-то вещее об их собственных судьбах слышалось им в этой истории об уязвимости прославленного героя. Недаром Вильгельм приказал убрать вглубь сада статую раненого Ахиллеса, заменив ее Ахиллесом-победителем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Чудов монастырь – Градозащитники в большинстве своем поддерживают восстановление монастырей в Кремле. Но раздаются голоса о том, что 14-й корпус якобы является подлинным зданием, а восстановленные храмы будут новоделом. Что же подлинно в Кремле? – Во-первых, таких примеров восстановления разрушенных зданий в Европе много. В Варшаве восстановили центр города, разрушенный во время Второй мировой войны, в Таллинне сделали то же самое, в Германии восстановили стертый американцами с лица земли Дрезден. Культурные народы восстанавливают свои культурные ценности, уничтоженные варварскими нападениями. Лишь в России возникают вопросы: а можно ли восстанавливать свою культуру? Как только в России нужно восстановить памятник, то сейчас кто-нибудь начинает кричать, что это «новодел». При чем здесь новодел, если на этом месте стоял памятник, уничтоженный невеждами? Если вы живете в огромном городе, где есть дворцы, храмы, парки, и имеете сотни прекрасных зданий, а одно здание было разрушено разбойниками, тогда вы можете сказать: «Не будем его восстанавливать, оставим руины, как памятник варварства. У нас много памятников, мы богаты своим наследием и мы мало потеряем». Так происходит в Европе, богатой наследием, которая ценит и бережет его и позволяет себе такую роскошь (именно как роскошь!) что-то не восстанавливать. Москва была прекрасным, сказочным городом. У нас были сотни храмов, дворцов, уникальных сооружений. Все это снесено, снесены десятки старых кварталов, вместо них построены, как на Новом Арбате, как на Яузе и вообще по всему городу безликие гигантские сооружения, которые не любит ни один человек, и никто не пожалеет об их сносе, как произошло и с гостиницей «Россия», о которой уже все забыли. Когда вы смотрите на них, вы видите скучные, бездушные коммерческие, в основном, постройки XX–XXI веков, и не думаете о прошлом, как будто до этого никакой истории здесь и не было. Это разрушение было начато коммунистами и продолжено безродными капиталистами (есть и культурные капиталисты). И вот, даже когда президент страны говорит, что надо восстановить кремлевскую старину, то уже раздаются другие голоса, я бы сказал наглые вопли, которые говорят: «Что вы! Этого ни в коем случае нельзя делать! Это будет фальшивка! Лучше оставить бетонные сараи, чем строить новоделы в виде замечательных сооружений прошлого»! Это так они защищают подлинное, да?

http://pravmir.ru/litsom-k-rossii-ili-nu...

Д. Н. Чечулин Интересно, что ранее высотки в Москве не строили. «Семь сестер» появились благодаря принятию Постановления Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Документ увидел свет в январе 1947 года, он развивал идеи Генерального плана Москвы 1935 года, который позволял возводить дома выше 9—12 этажей. Сталинские высотки относятся к стилю советского ар-деко. В этом же стиле построено большинство крупных столичных объектов: Библиотека им. В. И. Ленина, центральные станции Московского метрополитена и многое другое. Стиль отличала вычурная роскошь. Золото, мрамор, широкие лестницы… Настоящие советские дворцы. Главное здание МГУ на Воробьевых горах Эту высотку сдали в 1953 году. На тот момент она была самой высокой в Европе. Ее высота вместе со шпилем составляла 240 метров. Архитекторами здания были: Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов. Высотка стала центральным строением целого комплекса зданий Московского Университета. Планировалось, что в общежитии у каждого студента будет отдельная комната, впоследствии это решение пересмотрелось. В главном здании расположены: механико-математический факультет , геологический факультет, географический факультет, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал. Сейчас здание украшает шпиль, но по первоначальному плану на вершине должен был быть памятник М. В. Ломоносову. Гостиница «Украина» Эта высотка занимает второе место по высоте среди «Семи сестер». Здание сдали последним, в 1957 году. Над его созданием работали: А.Г. Мордвинов, инженер-конструктор П.А. Красильников, В.Г. Калиш, В.К. Олтаржевский. Проект был очень сложным из-за близкого расположения реки и грунтовых вод. Высота строения составила 206 метров, 34 этажа. В 2005 году здание выкупили и превратили в гостиницу Radisson Collection Hotel Moscow . Жилой дом на Котельнической набережной Эта Сталинская высотка была сдана одной из первых. Над ней работали архитекторы: Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман.

http://pravmir.ru/stalinskie-vysotki/

А.С.: Ну да. В.С.: Надо было все-таки то, что изумило, обрадовало и выправило человека, надо было это сберечь. Как это понимать? Сейчас я иду, допустим, по Подмосковью, стоят похожие на... А.С.: Царские дворцы. В.С.: Да. И он занимает огромную территорию, половину улицы. А.С.: И пройти нельзя. В.С.: А что будет завтра? А мы об этом почти не говорим. А.С.: А вот пятьдесят шестой год, двадцатый съезд, началось обвинение Сталина во всём, что культ личности, разоблачение культа личности. Народ поверил? Как народ вообще относился к этому? В.С.: Народ отнесся к этому бесконечному охаиванию отрицательно, потому что это всегда влияет на потерю чувства государственности и принадлежности к нему. Я, например, так считаю. Почему надо обвинять одного Сталина? А где был сам Хрущев? Вы, может быть, иначе думаете, но я настолько болею за государство. Я ничего не боюсь во имя государства. Я не мог ни сбежать, ни отказаться от своей Родины. Это настолько отец мой мне внушил, что, кроме этого, ничто меня не пошатнет. Понимаете, вот девяностые годы... Где было наше Политбюро? Где ЦК КПСС? Где Верховный Совет? Где КГБ? Где МВД? Конечно, я, например, знаю, что... Когда Горбачев пришел к власти, я сразу понял, что он предаст. Но где эти-то? Почему позволили-то? А.С.: Так у них уровень был такой. ГКЧП: у одного руки трясутся, другой мямлит. В.С.: Почему Сталина обвинять одного? Правильно? А.С.: Да, конечно. Это система начала давать сбой. В.С.: А про Горбачева тайна есть такая, я её ношу. Я выступаю, идет секретариат в Ставрополе. Секретариат завершается к трем-четырем часам, а в пять-шесть мы выступаем в районах. Ко мне подходит человек такой симпатичный, крепкий: «Я первый секретарь райкома. Поедем со мной, выступите у нас на собрании». - «Поедем». - «Я Вас привезу». Я выступил, хорошо всё. Говорит мне: «Ну, спасибо. Поедем ко мне чаю попьем, и я Вас в гостиницу отвезу». Попили чаю, и он мне говорит: «Пойдем...У него там озерцо рядом с хутором... Пройдем мимо озерца, я Вам кое-что расскажу и тогда отвезу». Пошли. А Горбачев уже пришел к власти. Он мне говорит: «Вот Вы пишущий человек, Вы готовы, что СССР будет разрушен?» Я говорю: «Почему Вы так...?» Он говорит: «Дело в том, что Горбачев - это предатель. Я знаю его с детства, он у нас работал первым секретарем. Через несколько лет СССР не будет. Только Вы меня не предавайте, ради Бога». Я говорю: «Вы не волнуйтесь, я никогда Ваше имя не назову». Прошло несколько лет, все сбылось.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/dekabr/27...

А у нас в Приморье, по данным соцопросов, атеистов больше, чем в любом другом краю России. Это объясняется тем, что советская власть здесь с особым старанием вела атеистическую пропаганду. Почти все храмы были закрыты и порушены. Так богоборческая власть мстила за то, что Приморье стало последним оплотом православной Российской Империи. Здесь до 1922 года держались силы царской России. Ушла Русь Христианская, поехали в Приморье новые люди, в Бога не верующие… А как распался Советский Союз, так началась распродажа Приморья благословенного. И до сих пор эта распродажа идет. Торгуют потомки безбожников-атеистов тем, что сами не сеяли, не взращивали. Тайгой, недрами, морскими богатствами и землей торгуют. Доторговались, пришли теперь другие люди, казино построили, эксперименты над человеком и его душой проводить стали и объемы продаж увеличивать. Чего только в Приморье не построили. Гостиницы пятизвездочные, ледовые дворцы, стадионы и театры… И казино гигантское! А Собор Спасо-Преображенский на берегу бухты Золотой Рог с 2000-го года до сих не построен. Государство, говорят, от Церкви отделено. Строится Собор. Уж почти двадцать лет возводится. А ведь сколько людей здесь материально богатых, страшно богатых! Но Богу копеечку нам жаль… Не кощунство ли это - грабить, разворовывать годами землю Приморскую, забрасывать, затаптывать свое христианское призвание на восток, всей своей жизнью Христу вызов бросать? Не кощунство ли, потворствовать язычеству и тому, чтобы теперь новые люди, язычники здесь утверждались? На земле христианской. Горит, полыхает край Приморский, Дальнерусский. Не есть ли это попущение Божие за грехи наши? Помните, как затворил Господь небо при пророке Илии? Надо нам помнить об этом. Три года не было с небес влаги. Всё иссохло. Пожары, бедствия, болезни, голод страшный наступили. Тогда в древнем Израиле насаждался властями культ поклонения Ваалу и преследовались сторонники истинной религии. Святой пророк Илия явился тогда к царю Ахаву, насаждавшему языческий культ. И обличал его в вероотступничестве. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою, - громко произнес Илия. – В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17: 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/07/go...

Протоиерей Иоанн СЕРГИЕВ. 17 января 1898 г. Кронштадт. Ответ великого пастыря произвел на меня сильное впечатление. Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились. Некоторые шаги к принятию его предпринимались мною и прежде, но неудачно. Теперь же все пошло легко и свободно. О своем намерении я сообщил смотрителю училища о. Аркадию. Последний, ранее много говорив о браке, как лучшем образе жизни, на сей раз серьезно отнесся к моему заявлению и предложил написать на его имя прошение, каковое немедленно и отослал с отзывом к архиепископу Х[арьковскому] Амвросию 6 . Оно было подано в Великую Субботу 1898 г.; после Пасхи я уже лично представился Владыке. Благостный архипастырь посоветовал мне съездить в С.-Петербург к бывшему в то время товарищу обер-прокурора Св. Синода с тем, чтобы подробно изложить обстоятельства дела и просить у него содействия. К счастью, мой друг взялся меня сопровождать в пути. Помолившись Богу, мы выехали с ним в конце мая из Сум, по дороге заезжали в Москву, были в Кремле и Свято-Троицкой Лавре. Помню, когда в Чудове монастыре я подошел к мощам святителя Алексия, точно какой-то свет, исходивший от раки угодника, осиял мою душу. В С.-Петербурге осматривали соборы, Александро-Невскую Лавру, дворцы и Эрмитаж. Проехали и на Валаам. Погода была не совсем благоприятная, пароход попался чухонский, весьма старый и плохой, пришлось испытать качку и холод. Подъезжая к монастырю, мне сообщили о существующем в нем обычае: осматривать всех на пристани, не окажется ли у кого табаку или вина, строго запрещаемых в пределах обители. Мы прошли в гостиницу и заняли, по указанию монаха, номер; с нами поместили еще четыре человека, из коих двое оказались курящими. Почувствовав ослабление режима, они тайком продолжали курить в форточки. Пожалел я тогда о нарушении доброй традиции «осмотра вещей», ведь богомольцы не могли претендовать на существующие здесь порядки, так как ехали каяться и исправляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Протоиерей Иоанн Сергиев. 17 января 1899 г. Кронштадт Ответ великого пастыря произвёл на меня сильное впечатление. Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла моё сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились. Некоторые шаги к принятию его предпринимались мною и прежде, но неудачно. Теперь же всё пошло легко и свободно. О своём намерении я сообщил смотрителю училища отцу Аркадию. Последний, ранее много говоривший о браке как лучшем образе жизни, на сей раз серьёзно отнёсся к моему заявлению и предложил написать на его имя прошение, каковое немедленно и отослал с отзывом к архиепископу Харьковскому Амвросию 4 . Оно было подано в Великую субботу 1899 года; после Пасхи я уже лично представлялся Владыке. Благостный архипастырь посоветовал мне съездить в Санкт-Петербург к бывшему в то время товарищу обер-прокурора Святейшего Синода с тем, чтобы подробно изложить обстоятельства дела и просить у него содействия. К счастью, мой друг взялся меня сопровождать в пути. Помолившись Богу, мы выехали с ним в конце мая из Сум, по дороге заезжали в Москву, были в Кремле и в Свято-Троицкой Лавре. Помню, когда в Чудовом монастыре я подошёл к мощам святителя Алексия, точно какой-то свет, исходивший из раки угодника, осиял мою душу. В Санкт-Петербурге осматривали соборы, Александро-Невскую Лавру, дворцы и Эрмитаж. Проехали и на Валаам. Погода была не совсем благоприятная, пароход попался чухонский, весьма старый и плохой, пришлось испытать качку и холод. Подъезжая к монастырю, мы узнали о существующем в нём обычае осматривать всех на пристани, не окажется ли у кого табаку или вина, строго запрещённых в пределах обители. Мы прошли на гостиницу и заняли, по указанию монаха, номер; с нами поместили ещё четырёх человек, из коих двое оказались курящими. Почувствовав ослабление режима, они тайком продолжали курить в форточки. Пожалел я тогда о нарушении доброй традиции «осмотра вещей» – ведь богомольцы не могли претендовать на существующие здесь порядки, так как ехали каяться и исправляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010