Губа , или губка, или муса, употребляется на литургии для отирания дискоса над чашею после опущения в нее всех частиц, лежавших на дискосе. Губа эта полагается на антиминсе и называется антиминсною; а так как она вместе с антиминсом завертывается в илитон, то она именуется также «литонною». Она знаменует ту губу, которую, напоив желчию и оцтом, подносили к устам Господа Иисуса. Копием называется нож, сделанный наподобие копия, острый с обеих сторон, употребляемый для вынутия и прободения агнца и для вынутия частиц в честь и память Божией Матери, святых, а также за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым были прободены пречистые ребра Спасителя ( Ин. 19:34 ). Рипиды (опахало) сперва употреблялись для отогнания насекомых от Св. Даров и делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна. Ныне рипида есть прикрепленный к длинной рукоятке металлический круг с изображением шестикрылого херувима. Рипиды употребляются при архиерейском служении, а при служении иерея заменяет рипиды покровец. При архиерейском служении рипиды носятся при несении на литургии Святых Даров (на большом выходе), креста на утрени 14 сентября и т.д. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом. Как северная, левая часть алтаря назначается для жертвенника, так южная, правая сторона – для сосудохранильницы . Здесь хранятся сосуды, книги, облачения. Сосудохранильница в древности находилась в ведении диаконов и потому называлась «диаконник». Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, т.е. более или менее сплошною стеною, уставленною иконами. В иконостасе устрояются три двери, которые из церкви ведут в три отделения алтаря, а именно: двери в средине иконостаса, называемые царскими дверями, царскими вратами, ведут в ту часть алтаря, где находится престол; налево от царских дверей – северные двери, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских врат – южные двери, или полуденные, вводят в ту часть алтаря, в которой прежде устроился диаконник (сосудохранильница), поэтому южные двери именовались диаконскими. Двери называются «царскими», потому что на литургии чрез них исходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются «святыми», потому что чрез них выносятся Св. Дары. Царские двери называются еще великими, по величине их, в сравнении с южными и северными, и по величию благодатных даров, которых в них сподобляются верные. Открытие царских врат изображает отверстие людям небесного Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Губа, или губка, или муса μοσα – Чиновн., лит. Злат, σπγγος – Служебн., лит. Злат.) употребляется на литургии для отирания дискоса над Чашею после опущения в нее всех частиц, лежавших на дискосе. Губа эта полагается на антиминсе и называется антиминсной (Служебн. Извест. учит. о том по совершении божественной литургии, что иерей должен творить?); а так как она вместе с антиминсом завертывается в илитон, то она именуется также «литонной» (Там же). Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа Иисуса. Кроме антиминсной губы, при литургии употребляется другая, которою иерей, по потреблении Даров и по исполоскании Чаши, вторицею и третицею, по испитии из нее, отирает Чашу. Эту губу иерей оставляет во Святой Чаше. Губа эта называется истиральною (Служебн. Извест. учит. по совершении Даров, что иерей должен творить?). Копием (λγχη) называется нож, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для вынутия и прободения агнца и для вынутия частиц в честь и память Божией Матери, святых, также за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым были прободены пречистые ребра Спасителя ( Ин.19:34 ) 44 . Рипиды (опахало) употребляются для отогнания насекомых от Св. Даров, и сперва делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна (Апост. постановления в русс. перев. Казань, 1864 г., стр. 267). Ныне рипида есть прикрепленный к длинной рукоятке металлический круг, с изображением шестикрылатого херувима. Впрочем, иногда рипиды делались и не в форме, круга, а имели вид квадрата, четырехугольный – вид звезды и т. и. (Разнообразную форму их можно видеть у Прохорова, в издании «Христианския древности и археология» 1862 г., кн. 3). При посвящении во диакона дается новопосвященному рипида, и он с нею «поставляется у престола стрещи святая» (Чиновн., чин на хирот. диак.). Стережет же он святая на литургии, после слов: «победную песнь» таким образом, что, взяв рипиду в руки со всяким вниманием и страхом, омахивает тихо вверху Святых Даров, яко не сести мухам, ни иному чесому таковому (Служебн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потому и звук, и цвет словесны, и потому они смогли составить слово. Слово – достояние человека и явление его Божественной сущности. У животных есть и музыка, и художества. (Отсюда древние культы обожествления животных.) (Христианство же, по сути, словесно, потому и человечно.) Слово было Бог(Ин. 1, 1). Не звук, не цвет, а Слово!!! Иначе евангелисты должны были написать симфонии или картины, чтобы возвестить о Христе. Итак, слово – это оформленный, окрашенный звук или наполненный, озвученный цвет. Слово – меч, оно несет в себе направленность, вектор действия, оно заставляет определиться и потому рождает отношения, чувства, т. к. они существуют только по отношению к чему-то, к кому-то. Звук и цвет скорее опахало. Они приближают красоту и соединяют душу с нею, но всю (!) душу, т. е. все, что в ней хорошего и плохого. Здесь синтез, а в слове анализ. В звуке и цвете нет критерия истины. В музыке и живописи это гармония, т. е. осмысленный порядок. Здесь есть слово, хотя скрыто, но есть. Здесь синтез, а в слове анализ. Слово – все осмысливает, оценивает и потому понуждает действовать – совершенствовать или изменять, а не просто наслаждаться красотою и гармонией (как в музыке и живописи). Осмысливаем – значит, сравниваем. С чем? Со Словом Божиим – оно – критерий истинности всего. 2 апреля 1988 г. Всенощная в Богоявленском соборе. Физическое ощущение присутствия благодати Божией. Глас хлада тонка (3 Цар. 19, 12). Был момент даже благоухания: во время чтения Евангелия. Я ощутил запахи пещер Псковского монастыря. 3 апреля 1988 г. Литургия в Пушкине. Проповедь о Евхаристии. 1. Уже 1000 лет Господь отбирает слуг Себе для Града Небесного – нового Иерусалима – из народа русского (1, А) – толкование св. Отцов. 2. Беды земли нашей от непонимания (а потому и умаления) священством частого евхаристического общения [о. Иоанн (Крестьянкин). Свт. Игнатий (Брянчанинов)]. 3. Евхаристия – по-русски причастие. 4. Не созерцательное присутствие в храме, а деятельное. 7 апреля Великий Четверг. Благовещение Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Иоаким, лобызающий св. Анну. В стороне изображено дерево и пред ним четырёхгранный столб с отверстием внутри, из которого виден выход на площадку, покрытую черепичной труллообразной лёгкой крышей, поддерживаемой византийскими колоннами. Оба здания соединены между собой пунцовыми полотнами (флагами), перевитыми тёмной с золотом лентой. Дверь в комнату завешивается розовой занавеской на проволоке. Перед дверью стоит пр. Иоаким, а по направлению к нему летит ангел с радостной вестью о зачатии св. Анной. Ниже на ложе, покрытом белым покровом с красными и синими перехватами, сидит в задумчивой позе пр. Анна, взоры которой устремлены на младенца – св. Богоматерь, мирно покоящуюся в просторной постельке с красным покрывалом. Одна из служанок, молодая, подаёт св. Анне флакон, другая держит над нею опахало, третья, пожилая, одной рукой убирает со стола, сервированного кувшинчиками, стаканами, вилками и ножами, пищу, а другой отдаёт приказание молоденькой девушке положить украшенный каравай, наподобие шапки Мономаха, на стол. Ниже пред колыбелью св. Богоматери сидит юная девочка за куделью и прядёт шерсть. Лица, изображённые на иконе, полны жизни и движения. На затейливых в архитектурном отношении тронах у синаитов-критян восседают не только Спаситель и Богоматерь, но даже и очень часто св. великомученица Екатерина и св. иерархи. Весёлые юношеские лица ангелов и святых, или с цветочными гирляндами в руках, или даже с музыкальными инструментами, например, св. Давид с виолончелью, св. ангелы с фаготом, кларнет-пистоном и флейтами встречаются и у других зографов критско-синайской школы живописи, но чаще всего у критян-синаитов Георгия Кловтцы и Иоанна Корнара. Изредка, но писали под иконами художники критско-синайской школы и портреты, или свои, или заказчиков икон. Такими в синайской коллекции нужно считать икону Богоматери в базилике с изображением Нектария, патриарха Иерусалимского, также икону Неопалимой Купины с изображением патриарха Иерусалимского Иоанна, в параклисе св. царей Константина и Елены – икону Авраама и Мелхиседека с портретом Синайского архиепископа – игумена Авраамия, в церкви Неопалимой Купины – икону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Прощай. 42. Письмо к Марцелле Обыкновенно телесное отсутствие восполняется духовным общением и в этом отношении каждый поступает согласно с своими преобладающими склонностями. Вы присылаете дары, мы отвечаем благодарственным посланием. Но при этом, так как дары принадлежат сокровенным девам, мы хотим показать, что в самых этих подарочках заключается некоторый таинственный смысл. Вретище есть символ молитвы и поста. Кресла означают то, что дева не должна делать ни шагу вон из дому. Восковые свечи напоминают, что с возженными светильниками нужно ожидать пришествия Жениха. Чаши означают умерщвление плоти и дух всегда готовый к мученичеству, ибо чаша Господня упоявающа мя, яко державна ( Пс. 22:5 ). Для непокровенных женщин маленькое опахало для прогнания небольших насекомых имеет то возвышенное значение, что скоро надобно оставить роскошь, потому что убиваемые мухи уничтожают запах благовония. Вот символы для девы и для матроны. А для нас ваши дары имеют обратный смысл, именно: праздным свойственно сидеть, кающимся – лежать во вретище, пьющим – нужно чаши иметь. От ночного же страха и вследствие того, что дух всегда возмущается злою совестью, позволяется и восковые свечи зажечь. 43. Письмо к Азелле Я был бы неразумен, если бы думал, что я в состоянии воздать тебе благодарность. Один Бог может воздать твоей святой душе то, чего она заслужила. Я же недостойный не мог никогда ни думать, ни желать, чтобы ты оказала мне такую любовь о Христе. Впрочем хотя некоторые и считают меня злодеем, покрытым всякими преступлениями и хотя по грехам моим и этого даже мало: все-таки ты хорошо поступаешь, что даже и худых в душе твоей считаешь добрыми. О чужом рабе опасно судить ( Рим. 14:4 ), тем более непозволительно говорить худое о праведном. Да, придет тот день, когда и ты вместе со мною поскорбишь о том, что не многие горели такою любовью. Я человек порочный, переменчивый и непостоянный, лживый и обольщенный коварством сатаны. Что же безопаснее – верить ли порицаниям, или предполагать невинность, или же совсем не желать верить даже виновности? Некоторые целовали мои руки и в тоже время змеиными устами порицали: на губах скорбь обнаруживали, а в сердце радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Рипида Рипиду – специальное опахало, применявшееся на Востоке для того, чтобы на Тело и Кровь Христовы не сели насекомые. Обратим внимание на красное пятно на лбу новорукоположенного. Это след от того, как сильно и властно придавила его голову к престолу длань епископа Маркелла. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 2  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainst...

Всунут нас, бывало, в них, будто руку в перчатку, ничего, кроме глаз, и не видно, а на макушечках такие суконные завязочки ушками поделаны, треплются. Но в этих платьицах нас на улицу не посылали, потому там собаки… разорвать могли, а велят, бывало, одеться, когда обе госпожи за столом кофей кушают, и чтобы во время их кофею на ковре против их стола бороться. Метта Ивановна пресильная были, даром что женщина, но я, бывало, если им хорошенько подножку дам, оне сейчас и слетят, но только я, впрочем, это редко делал; я всегда Метте Ивановне больше поддавался, потому что мне их жаль было по их женскому полу, да и генеральша сейчас, бывало, в их защиту, собачку болонку кличут, а та меня за голеняшки, а Марфа Андревна этого не снесут и сердятся… А тоже покойница заказали нам уже самый лучший костюм, он у меня и теперь цел — меня одели французским гренадером, а Метту Ивановну маркизой. У меня этакий кивер, медвежий меховой, высокий, мундир длинный, ружье со штычком и тесак, а Метте Ивановне роб и опахало большое. Я, бывало, стану в дверях с ружьем, а Метта Ивановна с опахалом проходят, и я им честь отдаю, и потом Марфа Андревна с генеральшею опять за нас торгуются, чтобы нас женить. Но только надо вам доложить, что все эти наряды и костюмы для нас с Меттой Ивановной: всё моя госпожа на свой счет делали, потому что оне уж наверное надеялись, что мы Метту Ивановну купим, и даже так, что чем больше оне на нас двоих этих костюмов наделывали, тем больше уверялись, что мы ихние; а дело-то совсем было не туда. Глава шестая Николай Аафанасьевич двуличный — Пред самою весной Марфа Андревна говорят генеральше: «Что же это мы с тобою, матушка, делаем, ни Мишу, ни Гришу? Надо же, говорят, это на чем-нибудь нам кончить», да на том было и кончили, что чуть самих на Ваганьково кладбище не отнесли. Зачахли покойница, желчью покрылись, на всех стали сердиться, и вот минуты одной, какова есть минута, не хотят ждать: вынь да положь им Метту Ивановну, чтобы женить меня! У кого в доме светлое Христово воскресение, а у нас тревога, а к красной горке ждем последний ответ и не знаем, как ей и передать его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Красивые цепочки на ногах ср. ст. 16. И вплетєнї злата (70 толковн. только: τ μπλκια), – редкая ткань или плетёное кружево, употребляемое в качестве повязки на голову. Трєсны ризны (τος κοσμβους=) кисти или сафьянная обшивка на краях платья. Лницы гривєнны (μηνσκους) – род медальонов, вероятно носимых на шее и которых евр. название=буквально лунки, а «гривенные» – прибавление слав. переводчика (у древних славян гривна – род медальона, см. Даль, Толк. Словарь живого великорусского языка, 2 изд.). И красоты ихъ (κα τος κσμους ατν – точнее: «и украшения их») – слова, находящиеся только в Алекс. сп.; Ват. Сп., Комплют. и Альд. изд. не имеют этих слов и дают основание предположить, что они составляют только позднейшую прибавку и были первоначально объяснением или поправкой слов: «славу риз их». і. И срачицы тнкї, и красот лица ихъ, и состроенїе красы славны, и обрчи, и пєрстни, и мниста, и запстї, и хджны усерзи, 19. серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, 19 . Серьги (слово, которому соответствующего нет в грек.– слав. тексте) в евр. тексте называются словом, буквально значащим: «капли». Вероятно, у евреев серьги делались из жемчужных зёрен, которые действительно похожи на капли. Ожерелья (=τ κϑεμα – слово, которому в слав. переводе соответствуют два: срачицы тнкї?). И красот (точнее – украшение=τν κσμον) лица ихъ: этот перевод довольно близко подходит к значению соответствующего евр. (=вуаль или опахало, по переводу Библ. Общ. «головные покрывала»). – И состроенїе красы славны, буквально с евр. головная повязка, тюрбан, увясла. Обрчи=браслеты на руку, запястья (χλιδνας) соответствует евр. (от шагать)=цепочки, которыми связывали браслет на одной ноге с браслетом на другой, чтобы делать потом маленькие шаги. И пєрстни (κα τ ψλια=точнее: браслеты; вернее, что «перстни» есть перевод греч. κα τος δακτυλους) не имеет соответствующего себе слова в евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010