Пост молитва и постоянный труд — вот чем должны заниматься иноки, по правилам Василия, причем, однако, они не должны забывать и о нуждах окружающих их несчастных и больных, нуждающихся в уходе. 32 Еретики — ариане учили, что Христос был существо сотворенное, не вечно сущее и не одной и той же природы с Богом Отцом. Имя свое эта ересь получила от пресвитера Александрийской церкви Ария, который начал проповедовать эти мысли в 319-м году. 33 Севастия — город в Каппадокии. 34 Прокл, архиепископ Константинопольский (в половине V века) говорит, что св. Василий составил литургию более краткую в виду того, что многие христиане его времени стали выражать недовольство свое долготою службы церковной. Для сего он сократил обычные общественные молитвы, расширив в тоже время молитвы священнослужителей. — Кроме литургий, Василий Великий составил: а) молитву пред приобщением; б) молитвы в навечерье Пятидесятницы и в) молитву и заклинание над бесноватым. 35 Молитва на литургии св. Василия Великого. 36 Хартия — папирусная бумага или пергамент, на котором писали в древности; рукопись, свиток (3Мак.4:15; 2Иоан. 1:12). 37 «Если бы не Василий — говорит церковный историк Созомен, — то ересь Евномия распространилась бы до Тавра, и ересь Аполлинария — от Тавра до Египта». 38 Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества; посему он и называется «Отступником». 39 Святой Меркурий воин пострадал мученическою смертью в Кесарии Каппадокийской. Память его 24-го ноября. 40 Рапида — (греч. опахало, орудие для отогнания мух). Это — металлические на довольно длинных рукоятках круги с изображением на них жесткокрылых серафимов. Ими диаконы при архиерейском служении веют, колеблют над св. дарами, чтобы в них не упало какое-либо насекомое; вместе с тем рипиды напоминают нам, что при священнодействии литургии присутствуют и сослужат нам св. ангелы, изображения которых имеются на рипидах. Рипиды употребляются при архиерейском служении; при служении священника их заменяет покровец.

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

Памятником столичного искусства являются мозаики ц. Успения Богоматери мон-ря Дафни (ок. 1100), расположенного недалеко от Афин. Система росписи следует плану, типичному для македонской эпохи. В куполе - полуфигура Пантократора, в простенках барабана - пророки, в тромпах - «Благовещение», «Рождество», «Крещение» и «Преображение Христово». В алтарной апсиде - Богоматерь на престоле, по сторонам от к-рой в нишах - архангелы. В конхе жертвенника - полуфигура св. Иоанна Предтечи, в конхе диаконника - поясное изображение свт. Николая, на арках боковых алтарных помещений - святители и архидиаконы. Сцены евангельского цикла - от «Поклонения волхвов» до «Уверения Фомы» - расположены на стенах наоса. Здесь же находятся «Рождество» и «Успение» (на зап. стене) Богородицы. Сцены протоевангельского цикла и неск. страстных сюжетов вынесены в нартекс. Помимо сюжетных композиций стены украшены многочисленными образами святых, среди к-рых ветхозаветные первосвященники Аарон и Захария, свт. Григорий Акрагантский, мученики Сергий и Вакх. Подбор сюжетов и их размещение в пространстве наоса и нартекса дают представление о дальнейшем развитии классической схемы храмовой декорации. Изображение в наосе праздничных Богородичных композиций, а также выделение в отдельную сцену помимо «Рождества Христова» и «Поклонения волхвов» подчинено теме прославления Богородицы, к-рой посвящен храм. Этой же теме соответствуют сюжеты в нартексе, связанные с детством Богоматери. Иконография композиций отличается рядом особенностей: в «Рождестве Богородицы» акцентированы царственные почести, воздаваемые прав. Анне, над к-рой ангелоподобная дева держит опахало, в «Поклонении волхвов» над вост. царями, согбенные позы к-рых напоминают триумфальные композиции «Приношения даров императору», стоит ангел и церемониально указывает на сидящую на престоле Богородицу с Младенцем Христом. Композиции изобилуют множеством конкретных деталей, как правило, это позы и жесты, придающие реальность действию. Стиль этой росписи наиболее последовательно среди всех сохранившихся памятников XI-XII вв. воплощает эллинизирующие традиции. Многофигурные сцены и единоличные изображения помещены в ниши, что создает дополнительную игру света, усиливая свечение золотого фона. В мозаиках использовано более 30 оттенков смальты. Тончайшие тональные переходы позволяют живописно моделировать объемы, добиваться точной передачи фактуры - от теплого характера карнации ликов до холодной, кристально прозрачной воды («Крещение»). Пространство, в к-ром пребывают объемно написанные фигуры, строится с помощью различных ракурсов, поворотов, жестов и поз (напр., пророки в барабане, архангелы в алтаре). Пропорции фигур, черты ликов, характер движения лишены преувеличений, отличаются естественностью, изяществом и благородством. Но при отсутствии внешней эмоциональности и экспрессии видимая сдержанность только усиливает ощущение внутренней силы переживания («Распятие»).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Этой богатосодержательной молитвой, обнимающей и спасительную смерть Христа и все наши нужды, наипаче те, о которых мы должны подумать ко всякому вечеру, особенно же к вечеру всей нашей жизни, заканчивается Девятый Час. Одна эта молитва показывает, как неблагоразумно поступают некоторые люди, стараясь не быть на Часах, не слушать их. И для немного понимающих в Часах может быть в них много назидательного, возбуждающего к молитве, а знающий, как в них воспоминается весь последний день страданий Христовых с самого раннего утра, во дворе первосвященника, и до смерти, бывшей к вечеру, может с великим наслаждением прослушать все, что читается в Часах. Но еще с большим вниманием и с более глубоким чувством можно помолиться за Литургией, которая живее и многостороннее в своих богослужебных средствах воздействия на человека, и в которой совершается то, чего нет ни в одном из всех прочих общественных богослужений, т.е. Таинство тела и крови Господа Спасителя нашего Иисуса Христа. 1 Различие священных обязанностей – епископов, священников и диаконов показывается и в самом образе совершения над ними таинства Священства. Принимающий епископство преклоняет при посвящении пред престолом оба колена; на него возлагаются руки нескольких епископов, и на главу его возлагается раскрытое Евангелие, как на особенного благовестника Христова Евангелия: на поставляемого во священника возлагаются руки одного только епископа; диакон же преклоняет только одно колено и ему подаются только две священные принадлежности его служения (орарь и поручи) и потом опахало, которым он должен веять над святыми дарами, охраняя их. 2 В первые времена христианства, когда еще выбор чтений вполне зависел от воли предстоятелей, чтение, равно как и пение совершалось различными членами христианского общества; пели иногда все, но по мере того, как многие чтения и песни церковные определялись для постоянного употребления, стали поставляться постоянные чтецы и певцы, которые избирались жребием, отчего и назывались клириками (греч. слово клирос – значить жребий), причтенными к Церкви (причетниками), псаломщиками, так как им приходилось читать и петь более всего псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Потом настал торжественный миг, когда во всем храме воцарилась благоговейная тишина, все тихо выстроились к крестному ходу, и у многих в руках оказались иконы, в том числе и у княжны Александры — небольшой образ Благовещения Божьей Матери. Она видела, как Александр изготовился с тяжеленной зла-щеной хоругвью Воскресения Христова, которую держал одной своей десницею так, будто это легкое перьевое опахало… Вдруг со звонницы долетел удар колокола — один, другой, и на третий удар младший брат Александра, десятилетний княжич Михаил, решительно шагнул вперед, боязливо держа пред собою светящееся кандило . — Воскресение Твое, Христе Спа-асе… — разом грянули епископ и хор. — …ангели поют на небесех… — с великой радостью подхватили все люди. За Михаилом двинулись с пудовыми хоругвями Ярослав Всеволодович и Александр Ярославич. — …и нас на земли сподо-о-оби… За великим князем и его сыном шел другой брат Александра — восемнадцатилетний Андрей — с огромной иконой в руках. Такую бы икону и такую хоругвь Александре вдвоем с Евпраксией и не осилить бы поднять, а они несли их беззаботно. — …чи-и-истым сердцем… За Андреем уже шел сам епископ Меркурий, и золотое кадило в его жилистой руке качалось на цепях, раздавая всему миру кудрявые завитки курящегося ароматного дыма. — … Тебе-е-е славити! Медленно истекало наружу из храма радостное человечество, и вот уже дошла очередь до княжны Александры выйти в черное сияние ночи и счастливо вдохнуть в себя упоительного весеннего воздуха. Она чувствовала, что всем сердцем влюблена в своего жениха. И у нее закружилась голова от восторга… Ах! — чуть не упала она навзничь на руки Евпраксии и тотчас от души рассмеялась, прежде чем подхватить дальше милую сердечную стихиру крестного хода, которую уже пели в четвертый раз. Тут ей в голову заскочила шальная мыслишка: загадать, сколько раз споют «Воскресение Твое, Христе Спасе…», покуда возвратятся в храм, столько у нее будет от князь Александра сынишек. Е-ди-и-и-ин… Два-а-а-а… Три-и-и-и-и… Четы-ы-ы-ыре… Уже хорошо! А еще только половину храма обошли. Пя-а-а-ать… Ше-е-е-есть… Се-е-е-едмь… О-о-о-о-о-смь… Ух ты! Как у Всеволода Большое Гнездо. Ну, еще больше! Де-е-е-евять…

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Герцог и герцогиня голштинские уехали из Петербурга 25 июля. По приезде в свою резиденцию Киль Анна Петровна писала к сестре в Петербург: «Государыня дорогая моя сестрица! Доношу вашему высочеству, что я, слава богу, в добром здоровье сюда приехала с герцогом, и здесь очень хорошо жить, потому что люди очень ласковы ко мне; только ни один день не проходит, чтоб я не плакала по вас, дорогая моя сестрица: не ведаю, каково вам там жить. Прошу вас, дорогая сестрица, чтоб вы изволили писать ко мне почаще о здравии вашего высочества. При сем посылаю к вашему высочеству гостинец: опахало, такое, как здесь все дамы носят, мушечную коробку, зубочистку, готовальню, орехи; прислала б здешних фруктов, только невозможно; крестьянское платье, как здесь носят, а шапку прошу ваше высочество отдать Миките Волоките и белую шляпу. Впрочем, рекомендую себя в неотменную любовь и остаюсь верная до гроба сестра и услужница Анна. Прошу ваше высочество отдать мой поклон всем петербургским, а наши голштинцы приказали отдать свой поклон вашему высочеству». Мы видели, что Толстой, вооружаясь против возведения на престол Петра II, выражал опасения насчет влияния, которое должна будет получить бабка Петра инокиня Елена (Авдотья Федоровна Лопухина). И Меншиков, подобно Толстому, не мог надеяться доброго расположения к себе от первой жены Петра Великого, но оставлять в заключении бабку императора было нельзя; Елену освободили из Шлиссельбурга и отправили прямо в Москву, где она была помещена в Новодевичьем монастыре с приличным содержанием. 3 июня велено было освободить Елену, а 26 июля в Верховном тайном совете состоялся именной указ об отобрании манифестов 1718 года по делу царевича, Глебова и Досифея, чтобы впредь ни в каких коллегиях и канцеляриях и по церквам их не было и не читали; а кто имеет их из частных людей, те должны приносить в Петербурге в Сенат, в Москве – в Сенатскую контору, по городам и уездам отдавать губернаторам и воеводам; утаившие будут отданы под суд. Вместе с означенными манифестами были отобраны манифест 1718 года о наследстве и устав о наследстве престола российского 1722 года; этим хотели показать, что Петр II есть законный император по наследству и что устав Петра Великого потерял силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Осмотрим Царские домашние утвари XVII века. Вот три золотые ковша с драгоценными камнями и жемчугом, Царя Михаила Феодоровича, в числе коих подаренный ему в 1618 году матерью его Великою инокою Марфою Ивановной на Светлое Воскресенье, его серебряная чернилица, чарки, стаканы, братины, сулеи, ковш стеклянный, серебряные весы, жаровня и два кувшина, потом серебряные кубки, стопы, кунганы, россольники, рукомойники, поднесенные ему от разных лиц, три серебряные горки с готическими зданиями на вершине, искусной работы; две золотые братины с надписями одна лощатая с финифтяными украшениями, другая с репьями из драгоценных каменьев. На 10 серебряных блюдах подписан полный титул Царя Михаила Феодоровича. Восемь кубков серебряных присланы ему в дар от Датского Короля Христиана IV и Датского Королевича Вольдемара 1644 г. Опахало перяное от Цареградского Патриарха Кирилла в 1632 г. О восшествии на престол и бракосочетании Царя Алексия Михайловича напоминают здесь серебряные кубки, поднесенные ему от духовных властей, бояр и посадских людей, и присланные ему от Королей Английского, Шведского, Датского, Польского и Литовского, от Голландских Штатов и Любских мещан. В числе их и серебряная чаша, поднесенная ему в 1653 году Никоном Патриархом . Из комнатных вещей Царицы Наталии Кириловны отличаются искусством работы, богатством и затейливостью украшений серебряные вызолоченные рукомойник, зеркало Индейское с жадовою рукояткой, ставец и ковш; здесь же и Акафистник, по преданию, писанный собственною рукой Царицы, длиною в вершок. Достойна также замечания разная серебряная посуда, принадлежавшая Царям Феодору, Иоанну и Петру Алексиявичам, Царевичу Алексию Петровичу, дочерям Царя Алексия Михайловича Марии, Феодосии и Софии, три перстня Царицы Елены (Евдокии) Феодоровны и часы зепные т. е. карманные, серебряные и золотые, в числе коих золотые величиною в грецкий орех с портретом Императора Фердинанда II. Некоторые сосуды запечатлены именами Князей Воротынских, бояр Годуновых, Князей Кубенских, Голицыных, Черкасских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Аминь». Священник читает ее над коленопреклоненным исповедником, накрыв ему голову епитрахилью и возложив поверх нее руки, а в заключение осеняя ее крестным знамением; преподание разрешения означает полное отпущение всех исповеданных грехов кающегося (если немедленно отпустить грехи невозможно вследствие их тяжести или нераскаянности исповедника, то Р. м. не читается). 2. Молитва , читаемая над усопшим (не моложе семи лет) в конце отпевания, в которой священник просит Бога разрешить умершего от содеянных при жизни грехов (разрешаются только бывшие на умерших запрещения и епитимии за прежние грехи, но не те грехи, которые он утаил и в которых не покаялся в таинстве Покаяния). В Русской Православной Церкви текст Р. м. печатается на особом листе, который священник затем сворачивает в свиток и влагает в правую руку усопшего. Распев, роспев – круг песнопений Православной Церкви, объединенных определенным принципом строения мелодий. Главным Р. в Древней Руси был знаменный Р., по давности происхождения близкий к греческому и болгарскому Известны также Р. по месту их возникновения: киевский, ярославский, ростовский, донской и др.; по названию монастыря или храма: ипатьевский, успенский (по назв. собора в Москве) и др. Р. построены по системе осмогласия и делятся на полные (охватывающие все 8 гласов) и неполные. Регент ( лат. regens – правитель) – лицо, управляющее церковным хором; в обязанности Р. входит подбор голосов для хора, разделение их по партиям, разучивание с хором песнопений. При исполнении Р указывает хору высоту тона данного песнопения, размер движения и оттенки исполнения каждой партии. Риза – см. фелонь. Ризница, диаконник – отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения, священные сосуды, богослужебные книги, ладан, свечи, вино, просфоры для ближайшей службы и других предметы, необходимые для богослужений и различных треб. Рипида ( греч. φυτς, ριπδια ν – опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, укрепленный на длинном древке лучистый круг из золота, серебра или золоченой бронзы с изображением шестикрылого Серафима; употребляются при совершении Таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Св. Мир всем. Л. И духови твоему. Д. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы… Докончив слова диакона, Л. поет: Л. Отца и Сына и св. Духа, Троицу единосущную и нераздельную (т.е. облобызаем друг друга, чтобы единомыслием исповедать Отца и Сына и Св. Духа, Троицу удиносущную и нераздельную). Во время этого пения, священник делает три поклона и три раза произносит: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое», и после этих слов целует дискос, потир и край престола. Если служат многие священники, то целуют друг у друга руку и плечи со словами: «Христос посреди нас», говорит старший из них, а младший отвечает: «И есть и будет». После слов возлюбим (т.е. облобызаем друг друга) диакон напоминает придверникам церкви, чтобы они строго стерегли церковныя двери от всех тех, которые не должны быть при совершении таинства, а верным, чтобы они были внимательны в следующих словах: Д. Двери, двери! Премудростию вонмем. На клиросе начинают петь Символ Веры . Л. Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, и т.д. (Служебник 38 и 39 стр.) В это время, завеса открывается, покров от св. даров отнимается, и иерей колеблет им воздух, чем знаменуется веяние Св. Духа над предложенными дарами, а вместе со всеми, читает « Символ Веры ». Д. Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити (т.е. будем стоять чинно, прямо, будем стоять со страхом и будем внимательны, чтобы в мире духа принести святое возношение (Служебник стр. 39 и 39 об.). Лик доканчивает слова диакона, начиная петь: Л. Милость мира, жертву хваления (т.е. дары дружества, жертву славословия (Служ. стр. 39 об.). Во время этого пения, диакон входит в алтарь, берет рипиду, т.е. опахало и обмахивает св. дары; священник перестает колебать «воздух», целует его и откладывает в сторону на престол, и, обратившись к народу, говорит: Св. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (т.е. любовь) Бога Отца и Причастие (т.е. общение) Св. Духа буди (да будет) со всеми вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипастырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа. Архиерейский жезл у греков называется патерисса – в знак отеческого управления паствою. Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается архимандритам и игуменам, а также игумениям как знак их власти над обителью. Орлецы (αετς – орел) небольшие круглые ковры с изображением орла, имеющего сияние вокруг головы и парящего над городом. Вид орла на орлеце указывает на епископство в городе, а орел – на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние вокруг головы орла – свет от учения епископа. Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоминают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подобно орлу, возвышаться над всем дольным и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповедание веры, он стоит на особом орлеце. Орел, «право и крепко наступивший ногами на столпцы города», напоминает епископу, что он должен не оставлять духовной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившим именем Иеговы возлюбленному своему народу, в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: « как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих …» ( Втор. 32:11 ). Рипиды (ριπδιον – опахало) – металлические круги с изображением шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служащим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются: В древности рипидами отгоняли насекомых от Святых Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна. Рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступления в свои обязанности и продолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Разрешение вина и елея, рыбы, мяса и проч. – дозволение ради праздника или в честь святого употреблять ту или другую пищу, в обычные и особенно постные дни не дозволяемую. Разрешение души от тела, т. е. освобождение души от тела через смерть. Разрешительная молитва – так по преимуществу называется молитва , священником читаемая в конце последования погребения над телом усопшего; в ней испрашивается разрешение, т. е. прощение грехов, содеянных усопшим. Рамо рамена-плечо-плечи. Риза см. Фелонъ. Рипида (от греч. ριπς, ριπδιо) – опахало, орудие для отгнания мух. Это металлические на довольно длинных рукоятках круги с изображением на них шестокрылатых Серафимов. Ими диаконы при архиерейском служении веют, колеблют над Св. Дарами, чтобы в них не упало какое-либо насекомое, – вместе с тем рипиды напоминают нам, что при священнодействии Литургии присутствуют и сослужат нам Св. Ангелы, изображения которых имеются на рипидах. Родильнице молитва . Св. Церковь , как чадолюбивая мать, предполагая дать свое благословение родившей жене, не ожидает ее выхода из дома и прихода в храм Господень, но тотчас после разрешения укрощает понесенные ею во время рождения болезни читаемыми молитвами и утешает ее саму. Причины, побуждающие Церковь к установлению и преподанию молитв жене родильнице: 1) испросить ей пособие Бога к благовременному окончанию слабости и недугов, последующих за болезнями рождения; 2) чтобы чистые очи Божии не отвратились от плода, происшедшего от плотского зачатия и от матери, в нечистотах и грехах зачавшей, и 3) чтобы защитить дитя, как неомытое от первородного греха, и мать, находящуюся в родильных нечистотах, от духов лукавых, дневных же и ночных, от ревности и зависти и от очес призора (Нов. Скр.). Родостам – розовая вода с красным вином, которая возливается на св. престол во время его освящения (см. вода розовая). Рукоположение – см. Хиротония. Ряса ρσα – одежда широкая, нестянутая, неопоясанная. Так называется верхняя одежда священников, диаконов и монахов. Эта одежда должна служить для носящих оную всегдашним напоминанием того смирения и отчужденности от мирской суеты, к которым обязываются носящие рясу своим саном. (Слов. В. Михайловск .).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010