Патриарх Кирилл. Может ли смерть быть торжеством? Из проповеди в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля, 28 августа 2011 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - – июнь 2017. – С.35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей: Архиерей: облачение и отличительные знаки . [ Как узнать владыку : (греч. – старший священник, начальник священников) – священник, относящийся к третьей, высшей степени священства. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ – архиереи…; Внешние отличительные знаки архиерея : 1.2. Дикирий и трикирий (греч. – двухсвечник и трехсвечник) – подсвечники для двух и трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Фото. 3. Рипида (греч.опахало)опахало с изображением шестикрылого серафима. Фото. 4. Панагия (греч. – всесвятая) – небольшой образ Богородицы, который архиерей носит вместе со служебным крестом на шее. Фото. 5. Орлец . Круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символизирует епископа, надзирающего над епархией. Фото. 6. Архиерейская мантия. В Русской Православной Церкви у Патриарха мантия зеленая, у митрополитов – голубая, у архиепископов и епископа – фиолетовая. Фото. 7. Митра – высокий богослужебный головной убор. Символизирует терновый венец Спасителя. В отличие от архиереев у священников на митре нет креста сверху. Фото. 8. Жезл – знак церковной власти, который архиерей держит во время богослужения. Фото. Подготовил Кирилл Баглай ; Облачение : Саккос – просторное богослужебное облачение с широкими рукавами. Поверх саккоса одеваются омофор, панагия и крест. Фото; Омофор (греч. – носимый на плечах) – длинная широкая лента с крестами. Символизирует благодатные дары архиерея как священнослужителя. Фото: Облачение, изготовленное на ХПП «Софрино» РПЦ; Формы обращения к архиерею ]. Другие фото: Иподиакон - помощник архиерея по службе; хиротония епископа//Фома. - – июнь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-170-...

Дикирий ( греч. двухсвечник) — подсвечник для двух свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Трикирий ( греч. трехсвечник) — подсвечник для трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Орлец — круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символизирует епископа, надзирающего за епархией. Рипида ( греч. опахало)опахало с изображением серафима (шестикрылый ангел). Рипиды использовали на Ближнем Востоке, где во время литургии ими отгоняли летающих насекомых. Сейчас рипиды символически изображают ангельские силы. Во время службы иподиаконы держат их над Евангелием, священными сосудами и Святыми Дарами. Архиерейская мантия — в отличие от черной монашеской мантии (чёрная накидка без рукавов до пола) несколько длиннее. В Русской Православной Церкви у Патриарха Московского — зелёная, у митрополита — голубая или синяя, у архиепископа и епископа — фиолетовая мантия. С тремя белыми с красным полосами ( источниками ), символизирующими благодать евангельского учения, которая изливается в проповеди епископа, как преемника апостолов. Во время Великого поста надевается такая же, только чёрная. На архиерейской мантии есть скрижали — 4 матерчатые нашивки с изображением креста или серафимов (шестикрылые ангелы). Скрижали символизируют Ветхий и Новый Завет. У архиерея есть помощники по службе — иподиаконы . Иподиакон — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и прочее. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/kak-uznat-arhiereya.html

Елей - освященное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. Звездúца - две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду. Кадúло - металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Канун (искаж. греч. «установленный») - подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид. Лжúца - специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян. Мúрница - сосуд для хранения святого мира. Мúро - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей. Орлéц - круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией. Паникадúло (греч.  «многосвечие») - центральная люстра в православном храме, светильник со множеством свечей или лампад. Зажигается в самые торжественные моменты богослужения. Потúр - священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян. Рипúда (греч. «опахало») - опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время Литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы. Семисвечник - подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом. Трикúрий (греч. «трехсвечник») - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Елей — освященное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. Звездица — две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду. Кадило — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Канун (искаж. греч. «установленный») — подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид. Лжица — специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян. Мирница — сосуд для хранения святого мира. Миро — благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей. Орлец — круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией. Паникадило (греч. «многосвечие») — центральная люстра в православном храме, светильник со множеством свечей или лампад. Зажигается в самые торжественные моменты богослужения. Потир — священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян. Рипида (греч. «опахало»)опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время Литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы. Семисвечник — подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом. Трикирий (греч. «трехсвечник») — подсвечник для трех свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Рипиды (опахало) сперва употреблялись для отогнания насекомых от Св. Даров и делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна. Ныне рипида есть при­крепленный к длинной рукоятке металлический круг с изоб­ражением шестикрылого херувима. Рипиды употребляются при архиерейском служении, а при служении иерея заменя­ет рипиды покровец. При архиерейском служении рипиды носятся при несении на литургии Святых Даров (на боль­шом выходе), креста на утрени 14 сентября и т.д. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом. Как северная, левая часть алтаря назначается для жер­твенника, так южная, правая сторона — для сосудохраниль ницы. Здесь хранятся сосуды, книги, облачения. Сосудохранильница в древности находилась в ведении диаконов и потому называлась «диаконник».  Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Употребление икон было в глубокой древности. В Вет­хом Завете в той части храма, в которой обращались евреи с молитвою, по указанию Божию, на завесе, отделяющей святилище от святое святых, были изображены херувимы (Исх. 26:81, 33). И в самом святое святых Господь повелел сделать крышку для ковчега из чистого золота и на ней двух херувимов чеканной работы, и сказал Господь Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою» (Исх. 25:14-22). Таким образом, изображения свя­тых небожителей были там, где Господь даровал Свои от­кровения. В христианской Православной Церкви, по преданию, принятому VII Вселенским Собором, начало употребления святых икон положил Сам Господь Иисус Христос, даро­вав изображение на убрусе (полотенце). Через своих слуг Авгарь, царь едесский, просил Господа придти к нему и исцелить его. В числе слуг был живописец. Он пытался изобразить лик Господа, но не мог. Господь сжалился над ним, велел принести воды и полотенце, умылся, отер поло­тенцем лицо, и на нем явился лик Господа. Эта икона на убрусе (полотенце) называется нерукотворенным образом (празднование 16 августа). Сохранилось предание, что еван­гелист Лука написал икону Божией Матери. Иконы были с первых времен христианства в катакомбах, в которых хри­стиане в первые три века укрывались от гонителей, хоро­нили умерших и устрояли церкви. Когда явились гонители на иконы (в VIII веке), тогда на VII Вселенском Соборе рассмотрен был догмат (учение) о почитании икон и, на основании древних отеческих преданий, положено было по­читать иконы.

http://pravoslavie.ru/1806.html

Из 16-го правила Трулльского собора видно, что диакон рукополагается не для священнодействия, а для служения (πργα) при совершении священнодействий. Таково было и первоначальное назначение диаконов во времена апостолов служить и распоряжаться при трапезах 31 . Посему посвящение в диакона бывает на Литургии по освящении уже Святых даров, пред совершением последней ектении. Посему оно может быть совершаемо и на Преждеосвященной Литургии, когда освящения Даров не бывает. Посвящение в диакона совершается подобно посвящению в пресвитера со следующей только разницей: 1) для посвящения в диакона рукополагаемый приводится пред Царские врата иподиаконами, 2) вокруг престола обводит его протодиакон, 3) пред престолом он преклоняет одно колено правое, как получающий меньшую степень священства, 4) святитель в тайной молитве, низводящей благодать Святого Духа, просит, да явит Бог Лице свое над рабом своим, избранным на служение (διακονοα) и даст ему силу проходить служение неослабно и незазорно и наконец 5) по рукоположении надевает поручи и принимает рипиду (ιπς опахало), дабы веял над Святыми Дарами, как лицо служебное при Святой Трапезе. § 18. Производство в церковнослужительские должности, а также в протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита Посвящение в иподиакона, равно как и прочие церковнослужительские должности, совершается не в алтаре, а в средней части храма пред Литургией во время чтения часов, молитвой и возложением руки архиерея хирофесии (χερ рука и τϑημι полагаю), которая впрочем служит знаком только благословения святительского, а не сообщения благодати священства. При посвящении в первую причетническую должность чтеца бывает кроме того и пострижение власов крестовидное, в знак отделения и назначения избираемого на служение Церкви. Иподиакон после молитвы посвящения приводится в алтарь для служения после достойно есть, т. е. когда рукополагается диакон, принимает благословение от епископа и становится в ряду иподиаконов. Посредством хирофесии совершается также производство в протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита. На Литургии пред малым входом святитель возлагает руку на главу избранного в протоиерея или протодиакона и молится втайне, чтобы Господь осенил избранного своею благодатью и украсил честностью своею и возглашает: ξιος. На архимандрита, по молитве и рукоположении, святитель возлагает митру, а по Литургии вручает ему, равно как и игумену, жезл с наставлением приличным. § 19. Отличия трех степеней священства по облачению: а) священные облачения диаконов, б) пресвитеров и в) епископов

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он возлагается на оба рамена святителя, чтобы выразительнее изобразить погибшую и потом взысканную овцу, которую Иисус Христос взял на свои Пречистые рамена и вознес к Богу Отцу. Под сим символом разумеется искупление рода человеческого и восприятие Сыном Божиим человеческого естества, с которым он восседит одесную Бога Отца 38 . По сему высокому значению омофор возлагается на рамена святителя во время его священнодействия тогда, когда он представляет в своем лице образ Иисуса Христа, а снимается тогда, когда он представляет только образ священнослужителя Христова. Употребление его в Церкви весьма древнее; писатели IV века упоминают о нем, как обыкновенном облачении епископов 39 . Палица или наколенник, привешенный на бедре, означает духовное оружие, (иже есть глагол Божий), которым должен быть вооружен пастырь Церкви. Панагия (всесвятая) или енколпий (набедренник), носимый на персях. Это есть круглый ковчежец с изображением Иисуса Христа, или Божией Матери. На перси возлагается также крест, как знамение победы над врагами спасения. Митра (Mτρα повязь), украшение главы, которое Евсевий называет венцем 40 ; она есть подобие увясла или кидара, который употребляли в священнослужении Ветхозаветные первосвященники, по примеру которых святые апостолы Иаков и Иоанн возлагали на главы свои увясла 41 . § 20. Внешние знаки, отличающие священнослужение архиерейское Есть еще внешние знаки, отличающие священнослужение архиерейское: а) патирисса (от Пατρ), пастырский или отеческий жезл. b) Трикирий (τρικριον трисвечник) и дикирий (δυκριον двусвечник), означающие вообще свет добрых дел и свет Евангельского учения и особенно главных его догматов о Святой Троице и о двух естествах в Иисусе Христе. с) Употребляются еще орлецы, то есть круги с изображением орла над городом, подстилаемые под ноги первосвятителя, для напоминания ему о том, что он, подобно орлу, должен возноситься над всем дольним своею жизнью и своим учением. d) Рипиды (ιπριον от ιπς – опахало) с изображением Херувимов для осенения на Литургии Святых Даров, как изображения Херувимов осеняли древле ковчег завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что касается собственно риз, то их было немало нашито при царе Феодоре Алексеевиче. В ризнице хранилось 8 пелен, писанных на камках и атласе живописным письмом, опахало – богатое, из перьев гумаюнной птицы, с яшмовой рукоятью насеченой золотом 324 . В ризнице же некоторое время сохранялись ризы иеромонаха Симеона Полоцкого – из атласу золотного – виницейского – с травами и к ней епитрахиль и поручи 325 . В описях не упоминается о деланном в 1678 г. в Евдокиинскую церковь , прекрасной работы, паникадиле, которое было медное, золоченое, а цепь железная – серебряная по гулфарбе; а к тому паникадилу сделаны были с оправою настольные шандальные станки 326 . Восковые свечи в это паникадило и в другие подсвечники были сделаны, между прочим, в 1679 году царскими живописцами в оружейной палате в числе 300, и в том числе 100 – были писаны золотом, а по золоту разными красками 327 . В 1680 г. в декабре – серебряной палаты мастер Пантелей Афанасьев сделал в эту же церковь серебряную чеканную, против немецкого образца, лампаду 328 . В Соборной библиотеке, между прочими книгами, находились: толковое воскресное евангелие, евангелие Кирилла Транквиллиона, – (впоследствии было взято к царевне Софье Алексеевне), торжественник, Маргарит, лествичник, житие св. Ефрема Сирина , Сергия чудотворца, Саввы Звенигородского, 4 книги прологов на весь год, «труба», житие Иоасафа царевича, беседы на 14 посланий апостольских, «обед и вечеря», шестоднев (взят к Софье Алексеевне), «мир с Богом», и «О благоговейном стоянии в храме» 329 . Распятская церковь Придельною церковью при Воскресенском соборе был храм во имя Воздвижения креста Господня, иначе называвшийся Распятским и соединявшийся с главным лестницей, ведшей на хоры. Распятская церковь возвышалась в уровень с кровлею Грановитой палаты, так что к ее алтарю был ход с этой кровли 330 . От хором к сей церкви были переходы, со столярными дверями оп. 1032, л. 234 на об.). Работы по постройке сей церкви начались в 1681 г., когда 10 мая велено было сделать для церкви Воздвижения честного креста, что у него великого государя вверху, а также Верхоспасского собора и Евдокиинской церкви, своды и гзымзы и все, что доведется сделать против образца Ипполита Старца 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

218 Св. Анна представлена сидящею на ложе; Пресвятая Младена у кровати, на полу, в зыбке, и подле нее – девица на скамеечке сидит и качает зыбку. Перед Анной предстоят рабыня и раб, – первая держит сосудец с духами, второй опахало на длинной палке. Пониже изображено семейство: Иоаким и Анна сидят в доме на стульях; от отца Пресвятая Младена переходит к матери, и она берет ее за руки. Сверху надпись: IOACH:ETANA, т. е. Ioachim ef Anna 219 ; третье слово имеет только три буквы и далее протерто; должно быть, написано было Deipara 220 . – Пониже изображено Введение во храм Пр. Девы. Иосиф и Мария представляют ее первосвященнику, который представлен без тиары. За ним виден второй малый лик Богоматери на возвышенном троне, и пред нею парящий ангел. Сверху надпись теми же буквами: Веата Maria intrata или introitus 221 . – Пониже обручение Марии Иосифу с надписью: Unita fuit Josepho 222 , последнего слова не видно; должно быть: Maria 223 . – На прочих трех обрамиях иконы представлены прочие эпохи жизни Св. Марии; но надписи совершенно изгладились. NB. Кругом, на обрамиях, изображены все сцены жизни Пресвятой Марии. NB. Вверху, по обеим сторонам золотистого полукружия, со стороны Спасителя и Богоматери, ангелы приникающие – в тени изображены. Икона означает откровение Спасителя Богоматери, что Он есть Бог. NB. Они сидят как бы на диване. Сцена земная. – Что это за предание? Когда Спаситель открыл Своей Матери, что Он есть Алфа и Омега и пр.? NB. История Богоматери в лицах на обрамиях начинается историей Иоакима и Анны, когда они просили себе детища благодатного. По словам преосвященного аркадийского, в Тортозе недавно построена небольшая церковь для православных. Преосвященный сбирал деньги. А жители своими руками работали, растворяли известь, носили воду и каменья. Эта же церковь служит и для жителей острова Арада, смежного с Тортозою. По его словам, в Сирии много древних замечательных зданий. В триполийском училище не обучают турецкому языку. Дела производятся на арабском языке, за исключением канцелярий пашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

на Афон, место своего пострижения, но на Афон не попал, а поехал в Царьград, откуда уже в 1635 г. писал государю, что он принят был ради царской грамоты Константинопольским патриархом с великой любовью, что он по делам царским толмачил перед обоими патриархами и служил сколько мочи и силы было. А так как он дал обещание построить церковь в честь патрона царя св. Михаила Малеина, то поэтому просил государя прислать для будущей церкви три святые иконы. В 1639 г. Иосиф сообщает царю, что он живет в Троицком монастыре на острове Халки, в котором теперь пять священников, два дьякона черных, да десять братов, а пребывают они в большой бедности, и потому просит государя прислать в монастырь свою милостыню, а также для церкви, которую он построил, церковные сосуды. Затем пишет: «Еще молю и бью челом и поклонюся святому твоему царствию и благоверному твоему царевичу Алексею Михайловичу, чтобы он меня, богомольца беднаго и беспомощнаго, единою шубенкою пожаловал, а аз должен Бога молить о его многолетнем здравии». В том же году Иосиф сообщал и политические вести, причем заявлял, что свел знакомство с приказными султана. В 1640 г. Иосиф опять сам приезжал в Москву, причем поднес дары государю: бархат золотной веницейский, объярь золотнаявеницейская; государыне: бархат золотной веницейский; царевичу Алексею Михайловичу: бархат золотной веницейский, чарка яшмовая, оправленная золотом, опахало индейского перья в рукояти яшмовой, оправлено золотом с яхонты, изумруды и жемчуга, цена всех подарков 157 рублей. Митрополиту дана была обычная милостыня, полное архиерейское облачение, да за дары 200 рублей. Но Иосиф в особой челобитной просил еще дать ему в построенную им на Афоне церковь полную ризницу, да кадило, «да мне, богомольцу твоему, мантию», да в афонский Есфигменский монастырь жалованную грамоту. Ризы ценою 35 рублей, 8 алтын, 6 денег, да кадило серебряное, золоченое, о пяти цепях, весом 2 фунта без девяти золотников, были ему даны, да сверх того дано было соболями на 70 рублей за то, что в построенной им церкви на Афоне он записал в синодик для поминовения родителей государевых; словом, Иосиф, ранее во время прежней московской жизни своей изучивший все роды дач, какие только просители получали от русского правительства, теперь пустил в ход свое знание и получил все, что только можно было получить 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010