Рефлексия (лат. reflexio – обращение назад) – размышление, форма интеллектуальной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий и переживаний. Рефрен (фр. refrain) – повтор в стихотворной, гимнической форме. Риза – 1) облачение священнослужителя; 2) металлический оклад иконы. Ризница – особое помещение в храме для хранения церковной утвари, священнических облачений и др. Рипида (греч. ιπδιον – опахало, веер) – принадлежность богослужения в православном храме, применявшаяся для отогнания насекомых от Св. Даров, представляет собой лучистый круг из золота, серебра или золочёной бронзы на длинном древке; в центре круга – изображение шестикрылого серафима . Рисованная архитектура – по фресковой живописи изображение аркад или трёхлопастных арок, служащее рамой для помещаемой внутри композиции. Типична для живописи второй половины XII в. Риторика (греч. ητορικ) – наука об ораторском искусстве и о художественных законах в литературе вообще; учила отбору материала, его расположению, способам выражения, созданию образных оборотов, стилистических фигур и т. п. Ритуал (лат. ritualis – обрядовый) – символически осмысленная система действий, речевых и музыкальных в том числе, связанная с богослужением. Рокайль (фр. rocaille – раковина) – характерный для стиля рококо (XVIII в.) декоративный мотив в виде прихотливо изогнутого завитка или раковины. Рота (лат. rota – колесо, выезд) – прямоугольное возвышение, подиум, предназначавшийся для императора во время придворных церемоний. Ротонда (ит. rotonda – круглая) – круглая в плане постройка, имеющая снаружи или внутри колонный обход; обычно увенчана куполом. Саккос (греч. σκκος – мешок) – верхняя одежда архиерея поместной автокефальной церкви. Сакристия (лат. sacristia, от sacer – священный) – отдельное помещение в храме, или боковой алтарь, служащий для хранения священнических облачений, ритуальных предметов (сосудов, утвари) и богослужебных книг. Санкирь (от греч. σρκνоς – телесный) – тёмный зеленоватый, оливковый или сероватый подкладочным тон, с которого начиналось построение, моделирование лика в византийской живописи. Просвечивающий санкирь создавал впечатление тени, подчёркивал объёмность лика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проскомидия (от греч. - приносить) - вступительная часть литургии, на которой происходит приготовление Св. Даров (хлеба и вина) для причащения. Для этой цели в настоящее время используется пять просфор: из первой священник вырезает четырехугольную часть - агнца, символизирующего собой тело Христово, а из остальных - частицы в честь Богоматери, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей; подвижников, а также молитвенное поминовение живых и мертвых. Все эти частицы вместе с агнцем полагаются на особое блюдо - дискос, над которым ставится звездица - два металлических полукружия, расположенные крест-накрест, и накрываются тремя платами (воздухами). Красное вино смешивается с водой и вливается в чашу (потир). Все эти действия священника сопровождаются определенными молитвенными чинопоследованиями. Просфора (греч. - приношение) - небольшой круглый хлеб, выпекаемый из квасного пшеничного теста; в православном богослужении используется в таинстве Причащения. На верхней корочке просфоры вытеснено изображение четырехконечного креста и буквы IC ХС NI КА (Иисус Христос побеждает). Название " просфора " произошло от обычая, принятого в первые века христианства, приносить в храм хлеб и вино для Евхаристии и для агапы - " вечери любви " (совместной ритуальной трапезы), устраивавшейся после богослужения. Р Ризница - особое помещение в христианских храмах, где хранятся облачения священнослужителей, богослужебные принадлежности и церковная утварь; обычно располагается при алтаре. Ризы (старослав.) - одежды, облачения священнослужителей или металлические покрытия икон. Рипида (греч. - опахало, веер) - принадлежность богослужения в православном храме, применявшаяся для отогнания насекомых от Св. Даров. В настоящее время представляет собой лучистый круг из золота, серебра или золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима, укрепленный на длинном древке; выносится диаконом при архиерейском богослужении, используется также при посвящении в диаконы и в некоторых других случаях,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения. Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян. Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения. Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма. Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике. Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери. Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров. Потир (греч.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых . Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития). Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых. Рипида (греч.веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима. Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви. Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы. Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

    Рипиды (греч.опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений.    Ко времени Софрония, Патриарха Иерусалимского († 641) в церковном сознании рипиды уже являлись образами Херувимов и Серафимов, незримо участвующих в Таинствах Церкви. Вероятно, с этого же времени на рипидах стали появляться изображения ангельских существ, чаще других – Серафимов. Константинопольский Патриарх Фотий (IX век) говорит о рипидах из перьев во образ шестокрылатых Серафимов, которые, по его мнению, призваны «не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте». По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением Серафимов.    Окончательный вид, который приобрела рипида, – это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого Серафима. Круг укреплен на длинном древке. Такой вид в полной мере раскрывает и символическое значение этого предмета. Рипиды знаменуют собой проникновение ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии, участие Небесных чинов в богослужении. Подобно тому как диаконы отгоняют насекомых от Святых Даров и создают над Дарами веяние как бы неких крыл, так Силы Небесные отгоняют духов тьмы от места совершения величайшего из Таинств, окружают и осеняют его своим присутствием. Уместно вспомнить, что и в Ветхозаветной Церкви по повелению Божию в скинии свидения над Ковчегом Завета были устроены образы двух Херувимов из золота, а в других местах – множество образов этих же ангельских чинов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Дикирии и трикирии были введены в церковное употребление, вероятно, не ранее IV-V вв. Рипиды (греч. опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений. Ко времени Софрония, патриарха Иерусалимского (1641 г.), в церковном сознании рипиды уже являлись образами херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви. Вероятно, с этого же времени на рипидах стали появляться изображения ангельских существ, чаще других - серафимов. Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) говорит о рипидах из перьев во образ шестокрылатых серафимов, которые, по его мнению, призваны " не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте " . По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов. Окончательный вид, который приобрела рипидах - это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима. Круг укреплен на длинном древке. Такой вид в полной мере раскрывает и символическое значение этого предмета. Рипиды знаменуют собой проникновение ангельских сил в тайну спасения, в таинство Евхаристии, участие небесных чинов в богослужении. Подобно тому, как диаконы отгоняют насекомых от Святых Даров и создают над Дарами веяние как бы неких крыл, так Силы Небесные отгоняют духов тьмы от места совершения величайшего из таинств, окружают и осеняют его своим присутствием. Уместно вспомнить, что и в Ветхозаветной Церкви по повелению Божию в скинии свидения над ковчегом Завета были устроены образы двух херувимов из золота, а в других местах множество образов этих же ангельских чинов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

47 Мантия – верхнее одеяние монаха, не имеющее рукавов. О значении мантии Симеон, епископ Солунский († 1428), пишет: «…мантия есть одежда совершительная и объемлет, и выражает всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и что у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свободна у него только голова, устремленная к Богу, глава всечестная, мудрствующая, божественная и к Богу стремящаяся» (Вениамин (Краснопевков). Новая скрижаль. СПб., 1908. С. 461). 48 Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (ок. 332 – 363), римский император в 361–363 гг., племянник Константина Великого . Воспитывался в христианском духе, но уже с юных лет был тайным приверженцем язычества. В 355 г. Юлиан Отступник был возведен императором Констанцием, сыном Константина Великого , в цезари и отправлен в Галлию. В 361 г., после смерти Констанция, Юлиан стал единодержавным правителем Римской империи. Став императором, он, отступив от христианства, открыто объявил себя сторонником язычества, почему он и именуется Отступником. Погиб он от ран в войне против персов на реке Тигр. 49 Рипида (греч.«опахало», «веер») – металлический круг, укрепленный на длинном древке, с изображением шестикрылого серафима. Рипиды знаменуют херувимов и серафимов, незримо участвующих в тайнстве Евхаристии. Рипиды используются при архиерейском богослужении. При посвящении в диакона ново-посвященному дают в руки рипиду в знак его ангельского служения. Рипиды употреблялись при совершении Евхаристии с самых древних времен. 50 Здесь говорится о 40 мучениках Севастийских, пострадавших около 320 г. в армянском городе Севастии. Все они были воинами, христианами и составляли дружину, военачальником которой являлся язычник. После их отказа принести жертву языческим богам, они были заключены в темницу, а затем подвергнуты мучениям. Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели и повели к находящемуся недалеко от города Севастийскому озеру, где поставили под стражей на всю ночь на льду. Чтобы сломить их мужество, на берегу растопили баню. Один из воинов не выдержал и бросился к бане, но упал замертво, едва переступив порог. Стражник по имени Аглаий, увидев светлые венцы над головой каждого из святых мучеников, разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и, сказав: «И я – христианин!», присоединился к мученикам. Наутро истязатели увидели, что мученики еще живы, вывели их из воды и перебили им голени. Когда святые мученики предали свои души Богу, тела их были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду. Спустя три дня святитель Петр, епископ Севастийский (память его совершается 9 января), собрал останки мучеников и с честью похоронил их. Память святых 40 мучеников Севастийских совершается 9 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ковчежец с принадлежностями для совершения Таинства Крещения Брачные венцы являются образом тех нетленных венцов славы, которыми будут увенчаны супруги в Царстве Небесном, если их совместная жизнь будет приближаться к евангельскому идеалу. Брачные венцы Принадлежности архиерейской службы Предметами, употребляющимися только в ходе совершения архиерейского богослужения, являются: дикирий (греч. двусвечник), трикирий (трехсвечник), рипиды и орлецы. Дикирий – подсвечник для двух больших свечей, называемых двуплетеные, трехплетеные, осеняльные или осеняльники. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. Применяется вместе с трикирием в отдельные моменты архиерейского богослужения для благословления молящихся. Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Дикирий и трикирий Трикирий – подсвечник для трех свечей, который имеет то же употребление, что и дикирий. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют Трем Лицам Святой Троицы. На трикирии нет креста, объясняется это тем, что крестный подвиг был совершен Иисусом Христом, два естества которого символизирует дикирий. Право благословлять этими светильниками предоставляется только епископам и лишь иногда архимандритам некоторых монастырей. Рипиды (греч. опахало, веер) – это лучистые круги из золота, серебра или золоченой бронзы с изображением шестикрылых Серафимов, которые укреплены на длинных древках. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли летающих насекомых от Святых Даров во время Литургии. Символически изображают Ангельские Силы и выносятся иподиаконами в определенные моменты архиерейского богослужения. Используются также при посвящении в диаконы и в некоторых других случаях. Рипида Лучистый золоченый круг рипиды с образом Серафима символизирует собой свет Высших Невещественных Сил, служащих в непосредственной близости к Богу; проникновение Ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии; участие Небесных чинов в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

— Я скачал этот набор картинок на китайском и научил нейросетку его распознавать. Поскольку принцип шрифта Брайля во всех языках одинаковый, даже после обучения на китайском языке программа дала какие-то вразумительные результаты, хотя и негодные пока к использованию. В результатах было много мусора, ошибок, но были и удачные решения. Дальше надо было исправлять ошибки и продолжать учить программу.  Проблема в том, что проверять весь текст, букву за буквой, очень сложно. Было бы славно, если бы был текст, про который известно, какая буква стоит на какой строке в каком месте, — объясняет Илья. — Тогда можно было бы просто сравнить результат работы программы с правильным ответом. К счастью, такие тексты мы знаем с детства: «Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо», «Одеяло убежало, улетела простыня»… Именно на детских стишках программа начала свое обучение русскому языку, прямо как маленький ребенок. Пыталась их распознавать, я исправлял ошибки, учил программу заново, и так несколько раз. Потом уже стал добавлять другие, не стихотворные, тексты. — На глазах было видно, как все меняется, — добавляет Ольга. — Сначала ошибок было больше половины, но все равно выглядело как волшебство. Через несколько дней стало лучше. Оно жужжит, работает день и ночь, пока нейросетка учится, компьютер греется, я в эту комнату ношу белье сушить, потому что там сауна. — Я ее давно не обучал, сейчас там не так жарко, — уточняет Илья. — В шрифте Брайля всего 64 символа, из которых один — это пробел. То есть в 63 символа Луи Брайлю и тем, кто дорабатывал шрифт после его изобретения, нужно уместить буквы алфавита, 10 цифр, знаки препинания, ноты, буквы других языков. Это делается по-разному. Например, «а» и «1» — это один и тот же символ, но перед «1» всегда ставится особый цифровой знак. Иногда нужно догадываться по контексту, примерно так же, как мы с вами знаем, что «ха» — это смешно, а — это числовое выражение. А без контекста и не всегда догадаешься. Например, ВЕЕР — это складное опахало или гудит машина? 

http://pravmir.ru/u-dochki-sohranilos-so...

Губернатор лежал на мягком диване, на персидском ковре, раскуривал трубку. — Нагни свой голова, — приказал генерал. Гришатка нагнул, думал, что Рейнсдорп снова трубку начнет выбивать о темя. Однако на этот раз барин выдал ему увесистого щелчка. — О, крепкий есть твой голова, — произнес губернатор. Вечером у Гришатки произошел разговор с Вавилой. Поговорили о господах. Рассказал Гришатка дровоколу про трубку и про щелчок. — Немец, как есть немец, — заявил Вавила. — У него что ни день, то новые в голове фантазии. «Ку-ка-ре-ку!» Прав оказался Вавила. Немало бед принял Гришатка из-за этих самых барских фантазий. Началось с того, что Рейнсдорп решил просыпаться чуть свет, вставать с петухами. А так как петуха в губернаторском доме нет, то генерал приказал быть за голосистую птицу Гришатке. Явился мальчик чуть свет к дверям губернаторской спальни. — Ку-ка-ре-ку! — завопил. Спит губернатор. — Ку-ка-ре-ку! — заголосил еще громче Гришатка. Не помогает. Кукарекал, кукарекал Гришатка, голос себе сорвал. Хоть плачь — не просыпается барин. Позвал Гришатка на помощь Вавилу. Вместе они кукарекают. Хоть из пушек пали, спит, не просыпается генерал-губернатор. Часов в одиннадцать наконец проснулся. — О майн гот! — закричал генерал. Схватил он Гришатку за ухо. — Не разбудил. Не разбудил. Ты есть приказа не выполнил. — Я же будил, — начинает Гришатка. — Вот и Вавила. Сон у вас очень крепкий, ваше сиятельство. — О, русише швайн,  — вскипел генерал. — Их бин золдат. Их бин золдат. Я человек военный. Мышь хвостом шевельнет — я уже есть на ногах. Муха летит — я уже слышу. Смешно от такого вранья Гришатке. — Да вас хоть из пушек буди, ваше сиятельство. — Что!! — заревел генерал. — Кобильин, Кобильин! Всыпать ему плетей. Тащат Гришатку на кухню. Всыпает Кобылин ему плетей. Ганнибал Вздумалось Рейнсдорпу иметь при себе арапчонка. Вспомнил генерал про царя Петра Первого, что у того арапчонок был — себе захотелось. А откуда в Оренбурге и вдруг африканец, и губернатор опять за Гришатку. Вымазали мальчика сажей, Алексашка снова завил ему кудри, дали в руки опахаловеер на длинной палке. Ходит Гришатка следом за Рейнсдорпом, опахалом помахивает.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-g...

508 По-гречески потир – ποτρ, ποτ ριον, от неупотребительной темы πω, русское «пою, пью», значит сосуд для питья, чаша (в светском языке точнее – бокал, чара); дискос – δσκος, значит блюдо; звезда, звездица – στρ, στερσκος, покровы – καλμματα, воздух – ρ, лжица – λαβς, копье – λγχη, рипиды – ιπδια. 509 После потира, ведущего своё начало от Тайной вечери Иисуса Христа или от самого первого совершения таинства Евхаристии, и после дискоса, если не современного ему, то явившегося скоро вслед за ним, уже Афанасий Великий упоминает о покрове дискоса и рапидах,– выписка у Дюканжа в Gloss. Graecit. под словом δσκος; позднее всех явилась лжица, но и о ней уже упоминается в деяниях двукратного собора, ibid. сл. λαβς. 510 Положительно знаем, что золотыми сосудами, украшенными «каменьем драгим и жемчугом великим», Андрей Боголюбский снабдил свой Владимирский собор, Ипатская летопись 2 издание стр. 396 начало. 511 См. архимандрита Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде II, 192 sqq. Об употреблении стеклянных сосудов в Греции в случае нужды см. Феодора Студита Epistoll. L. I, ер. 57, у Миня в Патрологии t. 99, р. 1116, о мраморном сосуде св. Феодора Сикеота см. в Паломнике архиепископа Антония, по изданию Савваитова, стр. 131. 512 Правило повторяется и в позднейших рукописях, например, Волоколамская, ныне Московской Духовной Академии, XVI века, л. 107 начало: «аще ли по грехом упроткнется патырь, то пролитое с землею искапавши и в воду всыпати»... 513 В древнейшее время воздух назывался ναφορ, а название воздуха сделалось общим из местного Иерусалимского,– Дюканжа Gloss. Graecit. под словом ρ. 514 ιπδιον, от ιπζω – вею, машу, значит опахало, веер. О самом веянии рипидами патриарх Герман говорит: στρφονται αφνιδως ς ν κπλ ξει, т. е. вертятся (рипиды) быстро, как бы в исступлении, в экстазе; но другие предписывают иначе: μετ πσης ελαβεας κα ρμα, т. е. со всяким благоговением и потиху,– Дюканж. 516 От своей нынешней формы они называются теперь у Греков ξαπτριγα– шестокрыльцы, шестокрылатцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010