Что нужды в том, который чувствует себя невинным? Я осмеиваю адвоката, который сам имеет нужду в защитнике, смеюсь над красноречием, которое стоит два гроша, — какая нужда в том тебе, который так красноречив? Я восстаю против пресвитеров–взяточников; тебе, богачу, зачем озлобляться? Мне угодно смеяться над масками, ночными совами, нильскими чудовищами; так все, что бы яни сказал, ты думаешь, что это — против тебя? Не кажется ли тебе, что ты хорош потому, что носишь счастливое имя (Onasus — от : помогать, пользу приносить)? Но дают и роще название светлой (lucus), хотя она отнюдь не светит; саду имя парка (parcae), хотя он ничего не щадит; фуриям — евменид, несмотря на то, что они нисколько не благосклонны; и в народе зовут эфиопов серебряными. Если ты сердишься, когда описывают предметы скверные, так я воспою тебя с Персием: Пусть царь и царица в зятья тебя ищут, Пусть юные девы тебя завлекают, Пусть все, что топчешь, становится розой, — однако я дал тебе совет скрыть нечто, чтобы казаться еще лучшим. Если бы не видно было носа на твоем лице и не слышен был звук твоего голоса, тогда бы ты мог казаться и пригожим, и красноречивым. К ней же Обыкновенно телесное отсутствие восполняется духовным общением, и в этом отношении каждый поступает согласно со своими преобладающими склонностями. Вы присылаете дары, мы отвечаем благодарственным посланием. Но при этом, так как дары принадлежат сокровенным девам, мы хотим показать, что в самых этих подарочках заключается некоторый таинственный смысл. Вретище есть символ молитвы и поста. Кресла означают то, что дева не должна делать ни шагу вон из дому. Восковые свечи напоминают, что с возженными светильниками нужно ожидать Пришествия Жениха. Чаши означают умерщвление плоти и дух, всегда готовый к мученичеству, ибо чаша Господня упоявающи мя, яко державна (Пс. 22, 5). Для непокровенных женщин маленькое опахало для прогнания небольших насекомых имеет то возвышенное значение, что скоро надобно оставить роскошь, потому что убиваемые мухи уничтожают запах благовония. Вот символы для девы и для матроны. А для нас ваши дары имеют обратный смысл, именно: праздным свойственно сидеть, кающимся — лежать во вретище, пьющим нужно чаши иметь. От ночного же страха и вследствие того, что дух всегда возмущается злой совестью, позволяется и восковые свечи зажечь. К Азелле Я был бы неразумен, если бы думал, что я в состоянии воздать тебе благодарность. Один Бог может воздать твоей святой душе то, чего она заслужила. Я же, недостойный, не мог никогда ни думать, ни желать, чтобы ты оказала мне такую любовь о Христе. Впрочем, хотя некоторые и считают меня злодеем, покрытым всякими преступлениями, и хотя по грехам моим и этого даже мало, все–таки ты хорошо поступаешь, что даже и худых в душе твоей считаешь добрыми. О чужом рабе опасно судить (см.: Рим. 14, 4), тем более непозволительно говорить худое о праведном. Да, придет тот день, когда и ты вместе со мной поскорбишь о том, что немногие горели такой любовью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Кропило — изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом», и употребляемое для кропления св. водой. Купель — большой сосуд, имеющий обычно форму потира и употребляемый для погружения младенцев при совершении над ними таинства крещения. В древности, когда весьма часто происходило крещение взрослых, для погружения их в воду устраивался в притворе особый бассейн со ступеньками, имевший крестообразную форму и называвшийся «баптистерием». Mvphuцa — четырехугольный ящичек, в котором помещается склянка со cb. мvpoм и все необходимое для таинства крещения: склянка с освященным елеем, губка для отирания помазанных частей тела и ножницы для пострижения волос. Рипиды (от греч. ριπιδιον «рипис идос» «опахало»), которые употреблялись в древности для отогнания насекомых от Св. Даров и сперва делались из тонких кож или из павлиньих перьев и полотна. Теперь рипида представляет собой металлический круг с изображением шестикрылого серафима, прикрепленный к длинной рукоятке. Иногда, впрочем, они имели форму квадрата и звезды. В настоящее время они имеют лишь символическое значение: рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом–Искупителем. Они носятся обычно над Св. Дарами и над Евангелием при архиерейском богослужении, также над крестом при изнесении его на всенощном бдении на Воздвижение, в неделю Крестопоклонную и 1 августа, и над Св. Плащаницей. В некоторых монастырях дозволено употреблять их и при архимандричьем служении, а на Востоке они употребляются и при обычном священническом служении на малом и на великом входе. При рукоположении диакона ему, по древнему обычаю, дается в руки рипида для обмахивания Св. Даров от насекомых, что входило в круг его обязанностей при совершении Божественной литургии. Дикирий и трикирий — это двусвечник и трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

70 …разбойника, завопившего к Нему на кресте… – См.: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лука, 23, 42). 71 …как кустодия, поставленная на страже. – Кустодия – старинная коробочка для сохранения печатей, привешиваемых к разного рода грамотам. 72 …на расстланный антиминс, как бы на плащаницу… – Антиминс – льняной или шелковый плат с изображением в центре Христа во гробе, по углам – четырех евангелистов, в верхнюю часть плата обычно вшиваются частицы мощей; антиминс расстилается на престоле, и на нем совершается освящение св. Даров; плащаница – большое, в человеческий рост, полотно, на котором изображено снятое с креста и положенное во гроб тело Христа; в Страстную пятницу плащаница торжественно выносится из алтаря и размещается на специальном катафалке в середине храма для поклонения и лобызания верных, после наступления пасхальной полунощницы возвращается в алтарь. 73 …«Благообразный Иосиф…»… – Иосиф из Аримафеи, богатый и знатный член Синедриона, тайный («из страха от Иудеев») последователь Христа, испросивший у Понтия Пилата разрешение снять с креста тело Иисуса и похоронивший его, «как погребают Иудеев», – обвив пеленами с благовониями (см.: Ин.19, 38-40 ). 74 Сударь – здесь: плат, пелена. 75 …обкадив их фимиамом… – Фимиам – благовоние, сжигамое во время богослужения. 76 …к слышанью символа веры… – Символ веры – краткое изложение главных христианских догматов, сформулированное и утвержденное вселенским собором b IV в.; впоследствии католическая церковь дополнила Символ веры так называемым филиокве, которое не признается православием. 77 …елей, знаменующий всякое умягчение. – Елей – оливковое масло, употребляемое в богослужении. 78 …взявши в руки веяло, или репиду… – Репида – небольшое опахало с изображением лика шестикрылого серафима, репидой отгоняют насекомых от св. Даров. 79 …свят Господь Саваоф… – Саваоф – одно из библейских имен Бога. 80 …которою они встретили вшествие Его во Иерусалим… – См.: «Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Марк, 11, 8-10); осанна (с древнееврейского – спаси же!) – молитвенный возглас, славословие.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

В больших иконостасах, где иконы стоят в нескольких рядах, во втором ряду находятся изображения двунадесятых праздников; в третьем – изображения Апостолов с находящимися среди них Иисусом Христом, Божией Материю и Предтечей Христовым Иоанном; в четвертом ряду – изображение Пророков и посреди них Божией Матери с предвечным Младенцем. На вершине иконостасе поставляется крест, а по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов. § 12. Священные сосуды . Понятие о священных сосудах. К сосудам, и, вообще, утвари церковной, принадлежат: 1) Дискос или небольшое блюдо, утверждающееся на подножии, с изображением Рождества Христова. На этом блюде во время литургии приготовляется, освящается и раздробляется св. Агнец. Почему дискос в течение литургии знаменует собою и ясли, и гроб Спасителя. 2) Потир или чаша, в которую на проскомидии вливается вино с водой, прелагаемое потом в кровь Христову. 3) Звездица, устраиваемая из двух металлических дуг, соединенных в середине. Она ставится на дискосе для охранения находящихся на нем просфорных частиц, при возложении на него покровов. Называется же она так потому, что знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. 4) Копие или нож на подобие копия, которым вынимается из просфоры часть, называемая агнцем. Оно напоминает собою копие, которым прободено было ребро Христово на кресте. 5) Лжица или ложечка, которою преподаются мирянам святые Дары. Она введена в упот 6) Губа или грецкая губка, употребляемая священнослужителями для отирания священных сосудов и собирания просфорных частиц на дискосе и опущения их в святую чашу. К сим сосудам, по освящении их надлежащим порядком для употребления церковного, не могут касаться не только миряне, но и клирики ниже иподиакона. 7) Дикирий и трикирий, употребляемые архиереем при осенении народа. Первым называется двусвечник, изображающий два естества Иисусе Христе, а вторым трисвечник, знаменующий трисиянный свет Божества. 8) Рипиды или опахало, коими веют диаконы над дарами при освящении их. Они прежде устраивались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения святых Даров от мелких насекомых. В настоящее время рипиды устраиваются из прикрепленного к рукоятке металлического круга с таким же изображением на нем херувима. Веяние им над святыми Дарами изображает присутствие небесных сил при совершении таинства евхаристии и стремление их проникнуть в это Божественное таинство. 9) Кадильница, употребляемая для каждения фимиамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Кропило – изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом», и употребляемое для кропления св. водой. Купель – большой сосуд, имеющий обычно форму потира и употребляемый для погружения младенцев при совершении над ними таинства крещения. В древности, когда весьма часто происходило крещение взрослых, для погружения их в воду устраивался в притворе особый бассейн со ступеньками, имевший крестообразную форму и называвшийся «баптистерием». Мирница – четырехугольный ящичек, в котором помещается склянка со св. миром и все необходимое для таинства крещения: склянка с освященным елеем, губка для отирания помазанных частей тела и ножницы для пострижения волос. Рипиды (от греч. ριπιδιον «рипис идос» «опахало»), которые употреблялись в древности для отогнания насекомых от Св. Даров и сперва делались из тонких кож или из павлиньих перьев и полотна. Теперь рипида представляет собой металлический круг с изображением шестикрылого серафима, прикрепленный к длинной рукоятке. Иногда, впрочем, они имели форму квадрата и звезды. В настоящее время они имеют лишь символическое значение: рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом-Искупителем. Они носятся обычно над Св. Дарами и над Евангелием при архиерейском богослужении, также над крестом при изнесении его на всенощном бдении на Воздвижение, в неделю Крестопоклонную и 1 августа, и над Св. Плащаницей. В некоторых монастырях дозволено употреблять их и при архимандричьем служении, а на Востоке они употребляются и при обычном священническом служении на малом и на великом входе. При рукоположении диакона ему, по древнему обычаю, дается в руки рипида для обмахивания Св. Даров от насекомых, что входило в круг его обязанностей при совершении Божественной литургии. Дикирий и трикирий – это двусвечник и трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так он провёл 7 лет, и потом возблагодарил Бога, (f. 4) когда увидал окончание построения и за то, что Он дал ему силу победить утомление плоти. Помощь сего праведнаго да будет с нами. Когда было окончено построение церкви, внесли в нее табот Владычицы нашея Марии по повелению сего царя, именуемого Исаак, при славословии и пении, 21-го сане, в день освящения церкви Владычицы нашея, бывшего в Кесарии. И царь дал много шелковых златотканых одежд, нижних и верхних облачений со вшитыми в них золотыми колокольчиками. И царь наш Зара-Якоб, наименованный Константином, дал для церкви золотое облачение, называемое zanabo и шёлковое опахало, ценою в 8 (?). И Александр царь дал свою сень, чтобы ее доставить над купелью, зонтики и много золота. Царь Наод дал одежду солнца (?) и с драгоценными камнями. Мощи отца нашего он переложил в золотую раку 20 и заключил со всеми монахами и монахинями, стоя среди них, как один из них. И во дни отца нашего Петра повелел Лебна Денгель прибавить к постройке украшения, и до окончания постройки дал большую сень, чтобы ее поставили над нею, и не делали неудобным пребывание солнце и ночной холод. По окончании постройки вошёл царь с митрополитом для освящения этого храма, и был праздник освящения в день, о котором вы выше упомянули. Во время внесения табота царь повелел вознести славословия и глас сладкопения. Затем повелел бить в барабан (deb- " anbas) и трубить в рог каннский (neser-qn), и вне стен монастыря заклал оленя, воспитанного в доме, и многих быков он дал, чтобы их заклали. Но монахи не хотели убивать этих быков, ибо они воздерживались от вкушения мяса и пития вина. Царь велел заклать своим воинам. Их заклали в честь освящения храма, чтобы дать бедным и убогим, пришедшим издалека. Дал он и много шелковых одежд. В таком состоянии пребывал Дабра-Либанос, пока не сжег его царь мусульманский по имени Грань 21 . Остальную часть его истории мы сообщим потом, в главе о мамхерах и в повествовании о монастыре. (v.) Когда затем прошли дни изгнания, воцарился царь православный Клавдий, изгнавший из Эфиопии владычество этих мусульман силою победы, дарованною ему Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

Пустыня видна с крыш Иерусалима. Пустыней называется только тот скат, та дикая и от века бесплодная вулканическая страна, что за Элеоном, эти растрескавшиеся от жгучего солнца бугры и перевалы, усеянные колючками и голышами, волны и впадины былых землетрясений. Но разве власть Азазела не простирается и на тропически-знойный дол Иордана, – эту глубочайшую в мире низменность, с ее смертоносными лихорадками и воистину мертвыми водами, одно дыхание которых убивает все живое? Небо нынче нежное, бледно-голубое. Небо и солнце затуманены дыханием полдня, сухого, горячего, душного. Жаром веет от старого каменного города, его узких и грязных базарных ходов под сплошною кровлей сизо-песочного цвета. Одинокая пальма, возвышающаяся на южной окраине, опустила свое неподвижное опахало. Тускло темнеют куполы Гроба Господня и мечети Омара. Тысячи черных стрижей кружат, сверлят полдневную тишину скрипучим верезжанием. И море пепельно-сиреневых холмов, простирающееся окрест, дремлет, теряется в мглистой суши… Побледнела даже сказочно яркая бирюза у подошвы Моава. II После полдня тянет легкий ветер, небо, воздух, солнце – все становится ярче, яснее. За иссохшим руслом Кедрона дорога поднимается – мимо погребальной пещеры Богоматери, Гефсиманского сада и гробниц Авесалома и Иосафата, по каменистым склонам Элеона, среди несметных плит еврейского некрополя, стоящих как раскрытые книги, испещренные крупными письменами. Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний? Гроб Мариам! У стен сада, столь любимого сыном, в ложе кремнистой долины, под сводами древнего полуподземного храма, во тьме которого блещут огни, оклады и самоцветы, почила она, простая женщина из Назарета, венчанная высшею славой – земной и небесной. А русло Кедрона? Это дол Иосафата, место грядущего Страшного суда, великая житница Смерти. Нет правоверного иудея и мусульманина, который не полагал бы несказанной радостью быть погребенным в этой юдоли и не верил бы, что и всех лишенных этой радости созовет в нее Господь в день суда своего. Он ведь сказал устами Иоиля: «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафатову» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

(Священник) – вторично: «Господь, пославший в третий час дня»... и т. д. (Диакон) – стих: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня». (Священник) – в третий раз: «Господь, пославший в третий час дня»... и. т. д. Когда священник кончит чтение тропаря третьего часа в 3-ий раз, диакон, наклонив голову и показывая орарем на св. хлеб, произносит тихо: «Благослови, владыко, святой хлеб»! Священник, приблизившись к св. Престолу, благословляет рукою святой хлеб, говоря: «И сделай этот хлеб истинным телом Христа Твоего» (Сына). Диакон: «Истинно так». Снова диакон, показывая орарем на св. чашу, говорит: «Благослови, владыко, святую чашу»! Священник, благословляя рукою святую чашу, произносит: «То же, что в этой чаше (находится), сделай истинной Кровью Христа Твоего» (Сына). Диакон: «Истинно так». Наконец, диакон, показывая орарем на дискос и чашу вместе, говорит: «Благослови, владыко, то и другое вместе»! Священник благословляет рукою святые Дары (т. е. делает знак креста над св. дискосом и св. чашею вместе) и произносит: «Превратив (т. е.: переменив природу хлеба и вина в природу Тела и Крови) Духом Твоим Святым» 113 . Диакон: «Истинно так» (три раза). Вслед за тем диакон, наклонив голову, говорит священнику: «Вспомни меня, владыко святой» (в молитвах твоих). Священник: «Господь Бог вспомнит тебя в Царстве Своем постоянно, теперь и всегда, и вечно». Диакон, сказав: «Истинно так», отходит на то место, где стоял прежде (до освящения святых Даров) и, взяв опахало, веет над святыми Дарами, как и ранее. Поминовение Церкви небесной и земной Священник же, по совершении тайнодействия, читает молитву: «Чтобы эти святые Дары были для тех, кто получает их, средством в очищению души, прощению грехов, общению со Святым Духом; чтобы они послужили для полного достижения царства небесного, для откровенного обращения к Тебе, и не были причиной осуждения и смертного приговора». «Приносим также Тебе эту словесную (бескровно) жертву за всех почивших (умерших в вере: праотцов, отцов, патриархов 114 , пророков, апостолов, проповедников 115 , евангелистов 116 , мучеников, исповедников 117 , постников 118 , и за всякую душу благочестивую, кончившую жизнь (на земле) в истинной вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

На гробе же Господнем находилась риза и сударь из камки китайской желтой, средней руки, а по сторонам гроба была прибита пелена из атласа осинового с золотыми травами 64 . Висевшие же над гробом Господним 12 лампад стеклянных на серебряных цепях разбились, когда в палатке упал алебастр 65 . В ризнице же хранилось 8 пелен, писанных на камках и атласе живописным письмом, опахало богатое из перьев гумаюнной птицы, с яшмовой рукоятью, насеченною золотом 66 . В ризнице же некоторое время сохранялась риза иеромонаха Симеона Полоцкого – из атласу золотного-виницейского с травами и к ней епитрахиль и поручи 67 . В описи почему-то не упоминается о сделанном в 1678 г. в Евдокиинскую церковь и доныне сохранившемся прекрасной работы паникадиле, которое было медное золоченое, а цепь железная, серебряная по гольдфарбе, и к тому паникадилу были сделаны с оправой настольные шандальные ставки 68 . Восковые свечи в это паникадило и в другие подсвечники были сделаны, между прочим, в 1679 г. царскими живописцами в оружейной палате в числе 300, и в том числе 100 были писаны золотом и по золоту разными красками 69 . В 1680 г., в декабре, серебряной палаты мастер Пантелей Афанасьев сделал в эту же церковь серебряную, чеканную, против немецкого образца, лампаду 70 . Великолепно украсив церковь , благочестивый царь Феодор Алексеевич возвел ее на степень соборного храма и при том с таким составом причта, который превосходил своей численностью причты других придворных соборов. При жизни царя, при Воскресенском соборе состояло, кроме протопопа, 7 священников, 5 диаконов, 4 дьячка, 2 ризничих и 6 пономарей 71 . После же смерти царя, причт постепенно сокращался в своем числе, а в 1699 г. Петр I оставил только двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей 72 . Наравне с другими дворцовыми храмами и Воскресенская церковь в начале XVIII в. имела уже немало ветхостей. Так, при осмотре ее в 1722 г., в трапезе не оказалось двух окончин. Ни у дверей, ни у окон не было железных затворов, между тем, как храм, по заявлению священника Максима Спиридонова, не мог обойтись без них, так как подле него, в самой близости, были хоромы царевен, крытые деревянною кровлею, а в самой церкви святых икон и иконостасов украшение многое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

О трех видах искусств: литература (слово), музыка (звук), художество (цвет). Синтез=содержание + форма. Слово сильнее, чем звук и цвет. Звук — более тонок, как бы расплывчат, а потому менее конкретен, определен. Цвет — более определен, оформлен, но менее тонок. И в том, и в другом как бы существуют начатки слова, потому и звук и цвет словесны и потому они смогли составить в синтезе слово. Слово — достояние человека и явление его Божественной сущности. У животных есть и музыка и художества. Например, пение птиц и изящество форм и красок у бабочек, отсюда древние культы обожествления животных. Христианство же по сути словесно, потому и человечно. «Слово было Бог». Не звук, не цвет, но Слово!!! Иначе Евангелисты должны были написать симфонии и картины, чтобы возвестить о Христе. Итак, слово — это оформленный, окрашенный звук или наполненный, озвученный цвет. Слово — меч, оно имеет в себе направленность, вектор действия, оно заставляет определиться и потому создает отношения, чувства, т. к. они существуют только по отношению к чему-то, к кому-то. Звук и цвет скорее опахало. Они приближают красоту и соединяют душу с нею, но всю (!) душу, т. е. все, что в ней хорошего и плохого. Здесь синтез, а в слове анализ. В звуке и цвете нет критерия истины. В музыке и живописи это гармония, т. е. осмысленный порядок, словесный порядок. Здесь есть слово, хотя сокрыто, но есть. Слово — все осмысливает, оценивает и потому побуждает действовать: совершенствовать или изменять, а не просто наслаждаться красотою и гармонией (как в музыке и живописи). Осмысливаем, значит, сравниваем. С кем? Со Словом Божиим — оно критерий истинности всего. 2 апреля 1988 г. Всенощная в Богоявленском соборе. Физическое ощущение присутствия благодати Божией. «Глас хлада тонка». Был даже момент благоухания во время чтения Евангелия. Я ощутил запахи пещер Псково-Печерского монастыря. 3 апреля 1988 г. Вход Господень в Иерусалим. Литургия в Пушкино. Проповедь о Евхаристии. 1. Уже 1000 лет Господь отбирает слуг себе для града небесного, Нового Иерусалима, из народа русского — по толкованию святых Отцов.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010