Публичное чтение в Новоторжском духовном училище марта 19,1898 г. Вера и Церковь , Книга 3. Против поста, как особого церковного установления, в настоящее время все громче и громче раздаются голоса людей, которые или вовсе отвергают его значение, называя пост учреждением отжившим, несовременным, или утверждают, что пост мыслим только для простого народа, который не умеет отличить в религии важного от неважного, несущественного, и поэтому живет и удовлетворяется одной внешней религиозной стороной. Думаю, что для многих из нас такие голоса не безразличны. К религиозным вопросам, к предметам веры, к вековым установлениям Церкви равнодушным быть нельзя. Ведь пост, как установление церковное, имеет начало от Христа и от апостолов. Неужели же он теперь только стал не нужен? Или мы, современные христиане, больше развились и усовершенствовались в христианской жизни, чем христиане первых веков? Сомнительно. Таковы побуждения, вызвавшие собою настоящее чтение и определяющие собою и задачу его и характер содержания. Несомненно известно, что древние евреи до пришествия Господа содержали много постов. Были у них посты периодические, в известное время года, как и у нас, были посты особенные, которые устанавливались по случаю народных бедствий – порабощения иноплеменниками, войны, голода, мора. Фарисеи, еврейская секта, содержали свои посты, особенные по своей строгости. Как же Господь отнесся к еврейским постам? Уничтожил ли их, заменил ли их чем, назвал ли необязательными? Нет, Он не сделал ни того, ни другого, ни третьего. Однажды, обличая фарисеев за их лживый, лицемерный пост, особенно за то, что во время своих постов они строили печальные лица, стараясь заявить пред другими о своем благочестивом подвиге, Господь сказал окружающему народу: ты, когда постишься, помажь голову и лицо твое умой ( Мф.6:17 ), т.е. не давай понять другим о своем посте, напротив, всеми мерами старайся, чтобы об этом не знал никто, кроме Отца Небесного, умой лицо твое, кажись людям радостным, праздничным, веселым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Когда настанет для еретиков день суда и наказания, тогда они будут унесены в оружии, то есть вместе с оружием своим, которым они вели борьбу против церкви, или же, будучи побеждены оружием Божиим и поражены воителями Его, будут брошены в котлы, чтобы были сварены и истреблены те, которые прежде были торговцами-губителями. Ибо они для того вели торговлю, чтобы предавать смерти обольщаемых ими. Это те, о которых говорится: сынове Илии сынове погибелнии ( 1Цар2:12 ), и которые сидели на седалищи губителей (или погибели). И когда они будут сварены и обожжены, то выйдут нагими и ничего не будут иметь из того, что прежде присвояли себе. И увидят позор свой и будут брошены на гору Ремман, что означает высоту, потому что они, вследствие высокомерия, будут истреблены. Некоторые переводят Remman чрез видение чего-либо, то есть δραον τνος. Они 19 , действительно, не могли все видеть, но присвояли себе знание некоторой части, так что будут брошены туда потому, что считали себя знающими это. Можно и в буквальном смысле понимать, что когда для телиц самарийских настанут дни плена, то [враги] победят их на войне, и будут теснить своим оружием, и тех, над коими одержат верх в битве, заставят бежать к городам укрепленным; так что как Иерусалим с запертым в нем и осажденным народом сравнивается с котлом кипящим и наполненным мясом, так и города самарийские сравниваются с кипящими котлами, и замкнутый в них народ будет вынужден, вследствие голода и мора, выйти, и [жители их] будут видеть друг друга идущими в плен и переселенными на Армонские горы в Армении, сопредельные с Мидией и Персией. Ам.4:4–6 . Идите в Вефиль и поступайте беззаконно, – в Галгал, и умножайте преступление, и приносите жертвы ваши с утра, десятины ваши в три дня. Приносите в жертву хвалы квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте [о них]; ибо этого вы желали, сыны Израилевы, говорит Господь Бог . За то и дал Я вам оскомину (stuporem) зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших: но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Перевод: О, священная и многострадальная глава, прекрасный пастырь словесных овец Христовых, священномученик Христов Харалампий. Хлава от жителей Магнисийской земли и слава всей вселенной, всемирный светильник, и великий наш заступник, и помощник в скорбях, бедах и всяких нуждах! Услышь нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избавь нас от всякого злого обстоятельства. Потому что ты принял от Господа благодать и силу велику за многие и нужные твои страдания и терпение, чтобы везде и во всём нам помогать, и наиболее будет там, где будет почитаться бдением, пением и усердным молением память твоя. Такая благодать была дана тебе, священномученик Христов, от явившегося тебе Господа и Царя славы по твоему прошению. Когда тебя осудили на усечением мечом, услышал самый желаемый и сладчайший голос, говорящий тебе: «Приди, Харалампий, друг Мой, потому что ты многие муки за имя Моё претерпел, и проси у Меня, что хочешь, и Я дам тебе». Ты, о великий светильник, сказал Христу Господу устами своими: «Мой Господин, великий у меня есть от Тебя дар, дар вечного Света. Если угодно величеству Твоему, молю Тебя, изъяви даровать мне такую милость Свою: где будут положены мощи мои и будет почитаться память страданий моих, не будет на месте том ни голода, ни мора, или вредного воздуха, который губит плоды, но да будет на том месте мир, здоровье телам и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и масла и умножение скота, и что на потребу людям нужно». Ты снова, угодник Христов Харалампий многострадальный, голос Господа услышал, вещающий тебе: «Будет по твоей просьбе, славный Мой воин». И скоро, после этого разговора с Господом, предал ты душу свою без усечения мечом, и пошёл в след Христа Господа с большой славой, и Ангелам, которые встречали и провожали её до престола Господа, с великой радостью. И так принял венец славы от Божественной руки Его с хорами святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И там, в славе небесной пребывая, посмотри милостивно, о угодник Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и помяни нас перед Господом, чтобы даровать нам на нужное от великой Его милости в бесконечном веке. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

обращен в приход, и строитель с братиею переведен в Ко­стром. Богоявленский м-рь, куда поступило и все имущество. “Ист. изв. о Костр. Богоявл. м-ре”, 1837 г., 27; “Костром. губ. в.”, 1855 г., 8 (примеч. 66, выпись из писц. книг), 21 (примеч. 88, приход. церковь ); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 862, 8; Козловский, “Взгляд на ист. Костромы”, 170, примеч. 88; Токмаков, “Справочн. указат. истор. матер.”, I, 13 (имел жалов. грам. до 1623 г.). 2088 . Спировский – Спиридонов – Богарадный – Введенский, мужской, ныне село Спирово, Московской губ., Воло­коламского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Волоколамска и в 3 вер. от Иосифова-Волоколамского монастыря. Основан преп. Иосифом, вероятно, в конце XV ст. в вотчине его родителей, по случаю бывшего здесь голода, для презрения в нем Бога ради престарелых и мало­летних, имевших нужду в призрении. Преп. Иосиф приказывал, чтобы братия его монастыря снабдевала всем братию Спировского, а по воскресеньям и суб­ботам братия сего монастыря должна была обедать в большом монастыре. До 1569 г. в нем было братии 12 че­ловек, но в следующие года, во время мора, вся братия вымерла, исключая одно­го или двух. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 286, 951; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1847 г., 7, смесь (Опись книг Иосифо-Волоколам. мон., стр. 5); “Жития свят. Гурия и Варсонофия”, 143 (мор); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 10.      2089. Сплавский или на Плаве – Симеоновский – Трех – Святительский, мужской, совсем несуществующий, около Новгорода, на Софийской стороне, по Ивангородской дороге, между Сырковым и Вяжицким мон. По писцов. книгам Водской пятины 1582 г. значится: «Монастыръ Симеона Богоприимца на Плаве». В записи о ружных церкв. и м-рях 1577–89 г. говорится: «В м-рь Трех-Святительский, Симеона Богоприим­ца и Сергия чудотв. и Еустратия вел. Христ. мучен., на Сплави, что на Иванегородской дороге, игум. Симону...» По описи 1615 г. находился в следующем состоянии: «Монастырь Сплавской, а в нем храм камен Симеон Богоприимец, трапеза древяна, а в ней храм Великомуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«ПОЛЕ – ЭТО ТРУД И СТРАДАНИЕ» Монаха Харалампия в прошлой жизни звали Николаем Богомоловым, и был он офицером в армии, старшим лейтенантом. Харалампий в переводе с греческого – светящийся радостью. Так оно и есть: глаза его излучают какую-то спокойную радость. Он поджар, подвижен, как ртуть, загорел и белобрыс. В житии святого мученика Харалампия есть такой эпизод. К нему, много пострадавшему за Христа, сошёл Сам Господь и сказал: «Проси у меня что хочешь, и Я тебе дам». На что святой ответил: «Пусть в том месте, где будет почитаться память обо мне, не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина». Вот так и стал Харалампий помощником всем людям в мирном трудне землепашца. Память его церковь чтит 1О февраля. Но вернёмся к нашему знакомому – монаху Харалампию. Не имея никакого отношения к сельскому хозяйству, не умея отличить ботву моркови от петрушки, он получает послушание – быть агрономом. Слово это с греческого переводится так – «живущий в поле». И действительно, пропадает Харалампий на ста гектарах земли, отданной монастырю в 9О-е годы в бессрочное пользование, с утра до вечера. - Это в миру надо иметь талант, а в монастыре и немощному даются силы, - объяснил монах. Но в моей голове не укладывалось это превращение старшего лейтенанта в агронома. - Будет воля Господня, благословение, и каждый освоит земледелие. Особенно  земледелие. Святой Василий Великий считал, что оно самое необходимое искусство для жизни. Поле – это сочетание труда и страдания… Тяготы и скорби поневоле заставляют обращаться за помощью к Богу. А иначе сгоришь в печалях… …В какой-то год лето выдалось страшно знойным. На поле служили молебен о дожде. Местным жителям это было в новинку. Некоторые скептически улыбались. Но результат был налицо – пошёл дождь. На следующий год они уже сами попросили нас освятить им семена да отслужить молебен. В день Георгия Победоносца тогда прошёл крестный ход, с нами шло почти всё население городка…

http://radonezh.ru/analytics/khlopoty-mo...

Во время вторичной заразы, Новгород не подвергался этому бедствию; но Псков был снова опустошен в 1358 г. В 1390 году Новгород опять посетила моровая болезнь; признаками ее было опухание желез и смерть после трех дней. В XV-м веке упоминаются в летописях частные случаи повальной смертности, особенно в Псковской летописи. В 1417 году свирепствовала повальная болезнь по всему северному краю: в Новгороде, Ладоге, Русе, Пскове, Порхове, Торжке, Дмитрове, Твери и по погостам: «прежде человека словно рогаткою ударит – описывают современники признаки этой болезни, – потом явятся железа, станет человек харкать кровью, начнется лихорадка и горячка, и через несколько дней умирает болящий. Тогда в страхе начали многие бросать свои жилища, семьи и бежать в монастыри, ради спасения души». Во Пскове этот мор повторился в 1420 году, а в Новгороде в 1423–1424 гг., и для пущего бедствия присоединился к этому еще и голод. И во псковских летописях те же признаки с пагубными последствиями повальной смертности. Поветрия во Пскове упоминаются под годами: 1425, 1442, 1465, 1466, 1467, 1487, 1506; в Новгороде под 1470. 257 Быть может, это была какая-то повальная болезнь, появлявшаяся в течении XV-ro века с беспрестанными рецидивами. Медицинских средств не предпринимали, а искали спасения в вере и молитве. Было обыкновение, во время мора, ставить в один день церковь какому-нибудь святому, которому молились о защите и верили, что это спасает. Край северный не отличался плодородием; не было предпринимаемо мер на случай неурожаев; подвоз был часто затруднителен, особенно, когда междоусобные войны в России препятствовали торговому обращению. От этого Новгородская и Псковская страны терпели от голода все бедствия, какие только может воображение представить. Цены на хлеб возвышались с быстротою, потому что люди богатые сейчас же искали в общем несчастии себе выгод, а бедняки осуждены были есть березовую кору, мох, падаль и умирали толпами от болезней, происходивших от такой пищи, и в отчаянии из-за куска хлеба закладывались и продавали себя навсегда в рабство боярам; другие расходились по чужим землям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Тропарь глас 2: Достойными Твоих даров/соделай нас, Богородица Дева,/не взирая на согрешения наши/и подавая исцеления/с верою принимающим благословение Твое, Пречистая. Затем священник целует святой Крест, также как и все присутствующие. И окропляет он освященной водой народ, алтарь и весь храм (или дом). В это время поют настоящий тропарь, глас 4: Имея источник исцелений, святые бессребренники,/вы исцеления подаете всем нуждающимся,/как величайших дарований удостоенные/от неиссякаемого источника — Спасителя Христа./Ибо возглашает к вам Господь,/как к равным ревностью Апостолам:/«Вот, Я дал вам власть над духами нечистыми,/чтобы их изгонять,/и врачевать всякую болезнь и всякую немощь!»/Потому, согласно повелениям Его доблестно пожив,/вы даром получили и даром подаете,/исцеляя страсти душ и тел наших. Слава, и ныне, глас тот же: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная,/прекращая беды, на нас восстающие,/от всякой скорби нас избавляя:/ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем,/и в Тебе защиту обрели./Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая!/Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих:/«Радуйся, Владычица, всем помощь,/радость и покров и спасение душ наших!» Владычица, прими прошения рабов Твоих,/и избавь нас от всякого несчастья и печали. После же окропления произносится: Ектения сугубая Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор на каждое прошение: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте. Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих (имена тех, за кого служится молебен) , и всех православных христиан. Ещё молимся о сохранении града нашего (или: села нашего; или: святой обители нашей;) , и святого храма сего и всякого города и страны от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; да будет милостив, благосклонен и снисходителен к нам благой и человеколюбивый Бог наш; да отвратит Он всякий гнев, на нас направленный, и избавит нас от угрожающего нам Своего праведного наказания, и помилует нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Расположение морей, материков и островов, равно как и климаты изменялись, подобным же образом изменялись и виды животного и растительного царств» 130 .Но как бы то ни было, теория Мора есть только строго последовательный вывод из основных воззрений Ляйэлля. В самом деле, если эта, допускаемая Ляйэллем, последовательность развития организмов и с этим тесно соединенных внешних условий существования достоверна, то в более ранние периоды образования мира должны были господствовать не одинаковые системы сил, в сравнении с настоящим временем, они должны быть отличны от систем этого последнего. Но кто не хочет допустить этого, как делает и сам Ляйэлль, тому остаётся только принять последовательный вывод Мора из подобного воззрения, – что настоящий мировой порядок постоянен, что земля и организмы на ней не имеют истории развития, – это вывод, необходимо вытекающий из положения Ляйэлля о тождестве систем сил древнего и нового времени, потому что если огневые и водные причины «одинаковые по роду и степени», составляют единственное начало всех условий бытия вещей в прежние периоды и теперь, и свойства и образ действования причин неизменны, то решительно непонятно, почему они не имеют всегда одного и того же результата, а имеют различные, как хочет того Ляйэлль, вопреки основным своим положениям,– почему в различных периодах земли господствуют столь различные проявления и отношения сил. Не изменяющиеся причины должны всегда неизменно иметь одни и те же действия вот совершенно логичный вывод Мора из воззрений Ляйэлля и если всегда останется справедливою мысль, что дерево узнаётся по его плодам, то ничто так, невыгодно не рекомендует теории Ляйэлля, как теория Мора, очевидно развившаяся на почве его воззрений. Геология Мора в своих результатах идет не только вопреки Библии , но и всей вообще науки. А потому если теория Мора со стороны той и другой – Библии и науки – заслуживает справедливых упреков, то самая большая часть этих упреков, конечно, падает на главу самого Ляйэлля с его учением о тождестве древней и новой системы причин, условливавших развитие земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Приведённые из двух источников цифры числа голодных в мире сильно разнятся: соответственно 768 млн. и 155 млн. человек (в 2020 году). Различие почти пятикратное, - отмечает экономист. - Вероятно, речь о разных градациях голода. Можно предположить, что цифра 155 млн. человек отражает количество тех, кто действительно находится в критическом положении и может в любой момент умереть. В ООН и ее специализированных органах голод в мире воспринимается преимущественно как проблема социально-экономическая. Такой ключевой аспект проблемы как смертность в результате постоянного голода везде обсуждается, но количественно почти не измеряется. Впрочем, все-таки некоторые оценки делались. Согласно данным UNICEF, которая ссылается на оценки специализированного медицинского журнала The Lancet, недоедание является причиной примерно 45% всех летальных случаев у детей до пяти лет. Каждый год от голода умирают около 3,1 млн. мальчиков и девочек в возрасте до шести лет». «Некоторые количественные оценки смертности от голода стала называть Всемирная продовольственная программа ООН (WFP), - пишет публицист. - Эта организация была основана в 1961 году как орган по продовольственной помощи в системе ООН. WFP поставляет ежегодно в порядке помощи продовольствия на 3-4 млн. тонн примерно в десятки наиболее бедных стран мира. Наверное, WFP более тесно, чем другие международные организации в системе ООН, взаимодействует со странами, охваченными голодом. И лучше других представляет истинные масштабы голода и смертности от голода. " По оценкам, каждый год от голода и его последствий умирает больше людей, чем от малярии, туберкулеза и ВИЧ/СПИД. Голод – крупнейший в мире риск для здоровья " , – заявил Ральф Зюдоф (Ralf Südhoff), один из чиновников WFP». «Глава WFP Дэвид Бизли (David M. Beazley) в апреле 2020 года предупредил, что объявленная ВОЗ " пандемия " может стать триггером беспрецедентного роста голодающих в мире: " Если мы не подготовимся и не начнем действовать сейчас, то мы можем столкнуться с голодом библейских масштабов через несколько месяцев " . Год назад, 21 августа 2020 г., Дэвид Бизли в интервью ТАСС вновь повторил, что голод в мире может достигнуть " библейских масштабов " : " Все данные, которые у нас есть, включая прогноз WFP о росте на 80% числа людей, испытывающих недостаток в продовольствии, со 140 млн до пандемии до 270 млн уже до конца этого года, указывают на настоящую катастрофу. Мы оказались перед риском голода библейских масштабов " . Итак, Дэвид Бизли предсказал, что масштабы голода в течение 2020 года увеличатся почти в два раза. По данным WFP, в Латинской Америке число голодающих вырастет на 269%, в Восточной и Центральной Азии — на 135%, в Южной Африке — до 90%. В декабре 2020 года, выступая на специальной сессии Генассамблеи организации, Дэвид Бизли подтвердил, что число голодающих в мире по итогам года удвоилось и достигло 270 млн. человек

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/18/vi...

Статистика Мор Томас Томас Мор (англ. Sir Thomas More или более известный, как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Образование Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером. Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женился. В Парламенте Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак. При дворе короля В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

http://lib.cerkov.ru/authors/895

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010