Взяв Казань, Иоанн заложил здесь соборную церковь , назначил в Казань воеводу, а сам возвратился в Москву. Несколько дней праздновал он здесь покорение Казанского царства. В царствование же Иоанна Грозного случайно покорена и Сибирь шайкой донских казаков под начальством удалого атамана Ермака. А до того времени Сибирь составляла особое, враждебное России, татарское царство. 30. Смутное время на Руси и избрание на царство Михаила Феодоровича Романова По смерти Иоанна Грозного остались два сына – Феодор и малолетний Димитрий. На престол по праву старшинства вступил Феодор. Но так как Феодор был очень слаб здоровьем, то управление делам государства он поручил боярину Борису Годунову. Царь Феодор был бездетен, а потому, по смерти его, на престол должен был вступить царевич Димитрий. Но, по смерти Феодора, на царство был избран Борис Годунов, так как прямой законный наследник, царевич Димитрий, скоропостижно умер. Скоро по вступлении на престол Бориса Годунова, в народе разнесся слух, что он, Годунов, убил царевича Димитрия, чтобы завладеть престолом. Вследствие этих слухов, Борис Годунов считал свое положение на престоле весьма непрочным, в царствование Годунова наше отечество страдало от голода, мора и сильных пожаров. При Борисе же Годунове разнесся слух, что царевич Димитрий жив и идет из Польши с большим войском в Москву, чтобы отобрать у Годунова отцовский престол. Действительно, в России явился первый Самозванец. Это был бедный сирота, монастырский послушник, Григорий Отрепьев. Григорий Отрепьев бежал из России и нашел себе приют и помощь в Польше; при помощи польского короля он набрал войско из поляков и русских беглецов и с этой шляхтой двинулся в Россию. Многие из русских тотчас же приняли сторону самозванца и без сопротивления отдавали ему один город за другим. Борис Годунов, при появлении самозванца, внезапно умер. Смерть царя помогла самозванцу беспрепятственно вступить в Москву и завладеть престолом. Но так как Отрепьев не ходил в церковь , не молился Богу и вообще пренебрегал русскими обычаями, то москвичи догадались, что он самозванец, возмутились и убили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Ст. 191, п. 3. Старообрядцы, приемлющие присягу, должны быть приводимы к присяге с употреблением старопечатного Евангелия и Креста Древнего устроения. Последователи же сект, которые по своему вероучению не приемлют присяги, обязываются подпиской в добросовестном исполнении принимаемых ими на себя обязанностей. (Указ 2 Деп. 1 февраля 1890 года О порицании православной веры. Ст. 7, пр. 2. За порицание христианской веры и другие подобного рода преступления, виновные подлежат преследованию уголовным порядком, но не могут быть за это высылаемы из сельских обществ, по приговорам последних, наравне с лицами порочного поведения. (Ук. 2 Деп. 27 марта, 1906 г. и 26 июня 1907 г. ––––– Определения Святейшего Синода. I. От 25–21 декабря 1907 г., за О законопроектах, касающихся осуществления свободы совести 58 . По Указу Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали: препровождённые из Совета Министров к Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода и уже сообщённые на уважение Государственной Думы представления министерства внутренних дел по законопроектам, касающимся осуществления свободы совести. Приказали: В означенных представлениях министерство внутренних дел сначала излагает свои соображения о тех основаниях, которые вызвали необходимость изготовления изъяснённых в тех представлениях законопроектов, а затем указывает те положения, которые им признаются подлежащими внесению в наши законы, и перечисляет те из существующих постановлений, кои надлежит отменить. – Обсудив эти представления, Святейший Синод I) npeждe указания своих замечаний на отдельные законопроекты не может не остановиться на общих началах, которые положены в основание означенных представлений. – Православная вера и как хранительница её, православная Церковь оказали неоценимые услуги русскому народу. Благодаря им, наше отечество имело возможность собрать свои рассеянные, по отдельным племенам, силы, бороться с невзгодами внутренних неурядиц, голода, мора и нашествия иноплеменников и, одолев их, образоваться в единое, обширное и могущественное государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Помяни, Господи, всякое начальство и власть, и все воинство. Добрых соблюди в доброте, злых соделай добрыми по благости Твоей. Помяни, Господи, предстоящих людей и по уважительным причинам отсутствующих и помилуй их и нас по множеству милости Твоей. Кладовые их наполни всяким добром, супружества их сохрани в мире и единомыслии, младенцев воспитай, юность наставь, старость поддержи, малодушных утешь, расточенных собери, обольщенных обрати и соедини с Твоей соборной и апостольской Церковью, угнетаемых духами нечистыми освободи, плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, за вдовиц заступись, сирот защити, пленных избавь, болящих исцели. Помяни, Боже, тех, которые томятся в судилищах, в рудокопнях, в заточении, во всяком утеснении и озлоблении и беде, и всех имеющих нужду в великом Твоем милосердии, также любящих нас и ненавидящих, и заповедавших нам недостойным молиться за них. И всех людей Твоих помяни, Господи Боже наш, и на всех излей обильную Твою милость, подавая всем, по их прошениям, потребное к их спасению. И тех, которых мы не помянули по неведению, либо по забвению, либо по множеству имен, Сам Ты, Боже, помяни, потому что знаешь возраст и название каждого, – каждого знаешь еще от чрева матери его. Ты, Господи, помощь беспомощным, надежда безнадежным, спасение терпящим стужу, пристань плавающим, врач болящим. Сам для всех будь все, ведая каждого, и чего он просит, и дом его, и нужду. Избавь, Господи, этот город, и всякий город, и область от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междуоусобной войны». Возглашение вслух: В первых помяни, Господи, Патриарха ... и прочее. Хор поет: И всех и вся . Священник тайно продолжает: «Помяни, Господи, всех епископов православных, верно преподающих слово Твоей истины. Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих, и мое недостоинство, прости всякое согрешение вольное и невольное, и за мои грехи не возбрани (действию) благодати Святого Духа от предлежащих Даров. Помяни, Господи, пресвитеров, во Христе дьяконов и все священнослужебное сословие и не посрами никого из нас, окружающих святой Твой жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Д.В. Дементьев Вселенская родительская мясопустная суббота «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:25–30 ). Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оную приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви. Блаженный Августин В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ, потому что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Закон Божий (М., Сретенский монастырь, 1999) ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребий светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Проси Мати Моя: проси исцеления тому больному, что полуживой лежит на постели; проси освобождения плененному, давно в цепях заключенному; (проси) за того бедного, который впал в столько несчастий; проси о спасении путешественника, который подвергается опасностям на море. Пусть только имя Твое призовет недужный – и исцелеет; плененный – и освободится; нищий – и найдет пропитание; мореходец – и будет спасен: проси, Мати Моя. Та бездетная женщина умоляет Тебя даровать ей детище, девушка – сохранить ее честь; воин – дать ему победу; моряк – привести его к пристани; земледелец – ниспослать ему урожай; купец – доставить ему прибыль, – пусть их желание будет исполнено, только по предстательству Матери: проси, Мати Моя. Ты хочешь, чтобы от голода, мора, войны, всяких видимых и невидимых врагов был сохранен тот город, страна, область, где благоговейно чтится имя Твое? Да будет так. Но Ты хочешь еще, чтобы тот грешник, возбудивший Мой гнев, нераскаянный грешник, достойный смерти и вечной муки, получил просвещение божественной благодати и обратился к покаянию? Чтобы (он) был спасен? – Пусть исполнится желание Матери: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе. Я – Бог, Я – Сын. Я все могу сделать, как Ты хочешь, из любви к Матери. Пусть Мать Моя прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери. Так, христиане, повторяю: если Бог внимает мольбам прочих святых, это – Его милость, потому что Он – Владыка святых; а если внимает молениям Марии Девы, это – Его долг, ибо Он – Сын Девы. Богом дан закон, чтобы сын чтил мать; и с тех пор, как Бог восприял плоть от Матери, Он подчинился Своему собственному закону. Так говорит это Георгий Никомидийский в словах, обращенных к Самой Деве: «Ибо Творец, считая, как Сын, Твою славу Своей собственною, как бы уплачивая долг, исполняет Твои прошения». Где ты, (самый) грешный, своими грехами превзошедший мытарей, блудниц и разбойников? Выйди сюда, и я сообщу тебе счастливейшую весть. Бог прогневался на тебя, как на бессердечного и неблагодарного раба в нынешней притче, и отогнал тебя от Своей благодати? Святые презрели тебя и вместо того, чтобы ходатайствовать, порицают тебя? Долг твоих грехов очень велик и ты не знаешь, чем заплатить божественному правосудию? Поэтому ты страшишься и отчаиваешься? О, несчастная душа, дерзай! Есть, кто поможет тебе в таком несчастий, – это Пресвятая Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

О священная глава, преподобный и богоносный отче наш Сергий! Ты молитвою своею, и верою, и любовью к Богу, и чистотою сердца еще на земле обителью Пресвятой Троицы душу твою соделал, и общения с Ангелами, и посещения Пресвятой Богородицы удостоился, и дар чудодейственной благодати принял; по отшествии же твоем от земных особенно к Богу приблизился, и Небесной Силы приобщился, но и от нас духом любви своей не отступил и честные твои мощи, как сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставил. Великое дерзновение имея ко Всемилостивому Владыке, моли о спасении рабов Его, обитающей в тебе благодати Его верующих и к тебе с любовью притекающих. Испроси нам у богатого дарами Бога нашего всякий дар, всем и каждому потребный: веры непорочной соблюдение, городов наших утверждение, мира умиротворение, от голода и мора избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим – утешение, недужным – исцеление, падшим – восстание, заблуждающимся – на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся – укрепление, творящим доброе – в делах благих успех и благословение, младенцам – воспитание, юным – наставление, незнающим – вразумление, сиротам и вдовам – защиту, отходящим от сего временного жития к вечному – благое приготовление и напутствие, отошедшим – блаженное упокоение, и всех нас сопровождая твоими молитвами сподоби в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться общниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира”. Аминь. Молитва вторая О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Мы знаем из Священного Писания примеры постов Моисея на Синае (Исх. 24, 18; Втор. 9, 18), жителей Иависа при погребении костей Саула (1 Цар. 31, 13), жителей Иерусалима при пророке Иеремии (Иер. 36, 9), жителей Ниневии при пророке Ионе (Иона 3, 5), пророка Ездры при исходе иудеев из вавилонского пленения (1 Езд. 8, 21), а также пощения Давида царя (2 Цар. 12, 16, 22), учеников Христовых (Деян. 13, 2–3; 14, 23), апостола Павла (2 Кор. 11, 27). Венцом древней традиции постнического смирения пред Богом и концентрации человеком своих духовных сил для служения Ему является сорокадневное уединение и воздержание от пищи Иисуса Христа в пустыне, куда Он поведен был Духом Святым (Лк. 4, 1–13). Многочисленные эпизоды из Священной истории Ветхого Завета свидетельствуют о том, что спасительное бремя поста люди возлагали на себя в особенно ответственные моменты жизни, когда они остро нуждались во всесильной помощи Божией. Так бывало накануне сражений, перед лицом тяжких испытаний и трудностей, причем не только в личных делах, но и в государственно-общественной жизни. Подобные примеры известны и из отечественной истории, когда народ налагал на себя молитвенные посты в связи с осадой городов неприятелями, наступлением голода, мора, засухи, других бедствий. Вспомним соединенное с постом всенародное покаяние в присяге Лжедмитрию, совершившееся в 1607 году при патриархах Иове и Гермогене в Успенском соборе Кремля. Верующие всегда прибегали к посту во времена великих тревог, волнений и испытаний, преследований и плена. Молитвенным говением сопровождалось и выражение скорби при утрате близких. Иными словами, всякий раз, когда отдельный человек или человеческое сообщество крайне нуждались в помощи Божией, они налагали на себя добровольное бремя поста как выражение смирения пред Богом, упования на Его заступление, свидетельствуя тем самым свою готовность предаться Божественной воле. Но мы также знаем из Священного Писания, что для некоторых людей пост становился известным духовным соблазном, что при определенных условиях пощение содействовало не возрастанию человека в духе и истине, не стяжанию святости, но его погибели. Именно такого рода воздержание осуждал Господь, обличая лицемерие фарисеев, для которых пост не был выражением смирения пред Богом и готовности принять волю Божию, не был проявлением глубочайшей веры в Господа. Для фарисеев пост сделался внешним обстоятельством их существования, благодаря которому они лукаво стремились не по заслугам возвыситься во мнении ближних, стяжать их уважение, послушание, а может быть, даже и преклонение. Как метко сказано у В. И. Даля: «Постное едим, да скоромное отрыгаем»! Другими словами, пост, как он практиковался среди фарисеев, не был делом богоугодным.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

На другой день царь велел привести святого на судилище; уверовавшие же во Христа, придя к царю ранее, известили его о сотворенном чуде, как прозяб столп и стал большим деревом. Север весьма удивился, епарх же Крисп сказал ему: «Царь, если ты не повелишь убить мечом сего волхва, скоро все прельстятся его чудесами и, оставив наших богов и нас, пойдут вслед его». Тогда царь осудил святого на усечение мечом. Услышав об этом, мученик Харалампий радостно воспевал сей псалом Давидов: «Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочном: «когда приидеши ко мне?» ( Пс 100:1–2 и до конца псалма). Придя с весельем на то место, где должен был окончить свой земной подвиг, святой Харалампий сказал: «Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты так милостив и щедр ко мне; Ты, Иисусе, поразивший врагов, пленивший ад и исцелявший смертные болезни, помяни меня, Господи Боже мой, во Царствии Твоем». Когда он так молился, разверзлись небеса и к мученику со множеством святых ангелов сошел Сам Господь, и поставлен был прекрасный смарагдовый престол, и Царь славы, воссев на нем, сказал святому Харалампию: – Приди, Харалампий, так много пострадавший за Меня, проси у Меня, чего хочешь, и Я тебе дам. Святой мученик на это отвечал: – Для меня, Господи, и то – великая милость, что Ты сподобил меня видеть страшную славу Твою; но, Господи, если Тебе угодно, воздай славу имени Твоему: пусть в той местности, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память обо мне, пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех; ведь Ты Сам знаешь, что люди суть плоть и кровь, так оставь же им грехи их и подай им изобилие плодов земных, дабы они, насыщаясь и наслаждаясь среди трудов своих, прославляли Тебя, Бога своего, – Подателя всех благ; сходящая же с неба роса да будет им во исцеление. Господи Боже мой! Излей на всех благодать Твою! После того, как святой произнес эту молитву, Господь изрек:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Десятый день. Св. священномученик Харлампий. (Обилие плодов земных есть дело благословения Божия). I. Священномученик Харлампий, память коего совершается ныне, был епископом города Магнезии (в Фессалии). Он жил и пострадал за имя Христово во 2-м веке по Р. Хр. в царствование римского императора-язычника, Септимия Севера. Как истинный пастырь стада Христова, св. Харлампий поддерживал в вере и твердости христ. упования своих духовных чад во время разразившегося тогда жестокого преследования христиан со стороны язычников. За это он был схвачен языческими властями и приведен на суд к начальнику области Лукиану. После решительного отказа св. Харлампия изменить христианской вере, судьи приказали снять с доблестного пастыря священные одежды и терзать тело его железными когтями. При этом железные когти разгибались, а тело праведника оставалось без вреда. Пораженные этим чудом, двое слуг – Порфирий и Ваптос уверовали во Христа и пред лицом правителя прославили всемогущую силу Христову, укрепляющую страдальцев за Его имя, за что оба они были усечены мечом. После этого многие из язычников приходили к святому епископу и принимали от него крещение, исповедуя пред ним свои грехи. Болевшие различными недугами получали от него исцеления. Начальник фессалийской области, Лукиан, не зная, как поступить, отправился к самому императору и рассказал ему о всем случившемся в Магнезии. Услыхав, что многие из язычников уверовали чрез Харлампия во Христа, безумный царь пришел в ярость и приказал послать в Магнезию триста самых лютых воинов, чтобы они схватили прославленного Господом епископа и привели его в Антиохию. Не будем рассказывать о зверских мучениях, каким был подвергнут св. священномученик Харлампий... Разгневанный царь решился наконец умертвить его мечом. Придя с веселием на место своей казни, Харлампий воспевал хвалебные песни Господу и испустил дух прежде, чем его коснулся губительный меч. Перед своею кончиною священномученик молился Господу: «Господи! дай славу Твоему имени: пусть в том месте, где будет похоронено мое тело и где будут меня поминать, не будет ни голода, ни мора, ни вредного воздуха, погубляющего плоды земные. Пусть будет в том месте мир, здравие телесам, спасение душам, изобилие пшеницы и вина. Господи Боже! Ты знаешь, что люди – плоть и кровь; оставь же им грехи, подай изобилие плодов земных, чтобы за труды свои они достаточно насыщались и прославляли Тебя, подателя всех благ. Пусть будет им исцелением сходящая от Тебя роса; излей на всех благодать Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Антон Шандор Лавей из Сан-Франциско объявляет себя главой церкви сатаны. Новый «посланник неба» заявил, что у него уже 5 тысяч прихожан». («Огонёк», июль 1966 г.) В другой заметке говорится, что когда спросили этого типа, зачем он оставил Бога христианского и сделал себя главой церкви Его противника – сатаны, то он спокойно ответил: «Знаете, что мне очень надоело служить старому Богу, класть Ему поклоны, блюсти всевозможные посты и прочие чинопоследования. Сатане служить значительно легче и веселее. Вот я и перешёл на его сторону». Результат этого... «Горит Килиманджаро» (ТАСС). Сильный пожар охватил лесной массив на самой высокой вершине Африки. Лес горел на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря. Огонь уже уничтожил большую часть леса. Пламя хорошо видно из города Моши... От высокой температуры раскалываются скалы. Треск и шум пожара напоминают столпотворение». («Известия») И далее... Трясутся, как в лихорадке, огромные горы, проваливаются в океан материки, заливаются волнами морей города и села, раскалывается трещинами кора земли, гибнут миллионы людей от голода, мора, рака, газов, излучений, кровопролитных войн, мятежей, насилий... Как за наше прегрешенье Отнял Бог от мира мир, И пошли за то народы На кровавый страшный пир. Божий весь закон попрали, Говорят, что Бога нет! Вот за то по всей Вселенной Все дрожит – земля и свет! Мир дрожит, и люди стонут, Но во храмы не идут И пред Богом в покаяньи Слезы тёплые не льют. Лишь немногие с молитвой Прибегают в Божий храм, Остальные все стремятся К злым возлюбленным грехам... Завладел сердцами многих Бес беспечности и змей, И ведёт, как на бой баранов, К вечной гибели своей... Итак, боги мира сего – слава, сила, знание, техника, красота, сытость и беспечность – в конце концов приводят человечество к ногам сатаны. Выгоняя Бога Христа из всех сфер жизни, они возбуждают народ петь «осанну» диаволу. Разрушая престол Сына Божия в храмах и сердцах, они водружают на этих местах престол сатаны. И что ни усерднее, что ни горячее служат люди ложным богам своим, тем быстрее и неумолимее приближается их трагическая гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010