«Израиль» – имя амбивалентное (двойственное): «тот, кто крепится с Богом» и «тот, кто крепится против Бога». В последнем значении – у пророка Осии ( Oc.12:4; LXX : νσχυσεν πρς θεν). Задача Израиля в истории была в том, чтобы удерживать в себе Бога до Боговоплощения – «крепиться», знать Бога единого и поклоняться Ему. Когда Бог воплотился, Израиль, в соответствии со своим двойственным именем, разделился – на тех, «кто крепится вместе с Богом», и тех, «кто крепится против Бога». И те и другие носят имя «Израиль». Те, кто крепится против Бога», называют себя иудеями (по имени колена Иуды и Иудейского царства). Об иудеях можно сказать, что они есть «Израиль» в значении «крепиться против Бога», поскольку они отрицают, что Иисус был Христос (Мессия). Поэтому и к идеям также обращены пророческие слова Давида: «да не крепится человек». Слово «человек» здесь енош – синоним адам ( Пс.8:5 ), а слово енош имеет те же буквы в корне, что глагол со значением «быть слабым, немощным, подверженным болезням». Давид говорит: «да не крепится слаб-человек». И дополнительный смысл приобретает пророчество Псалма: «из уст младенцев и грудных» (вот уж кто слаб) «Ты устроил силу» 75 ( Пс.8:3 ). Пс.9:21             Положи, Господи, мора для них… Мора – слово встречается только в этом месте ТМ (hap. Leg.). Если изменить последнюю букву, получим «страх»: «наведи, Господи, страх на них» (ТМс). Но если изменить только огласовку (море), получим " учитель« (того же корня, что Тора); отсюда LXX: «поставь, Господи, законоположителя над ними» (то же в Вульгате) 76 . «Древний законодатель Моисей уже окончил свою жизнь, пророк просит даровать законоположителя Нового Завета» (блж. Феодорит). Давид просит Бога, чтобы он приобщил к Учению-Торе другие народы ( гойим ), что совершенно немыслимо для талмудического иудаизма 77 . Пс.9:21             Поставь, Господи, учителя для них,                         да знают народы, что они – человек. «Да знают народы, что они – человек» енош. Тот же смысл, что «да не крепится человек» енош ( Пс.9:20 ). Что должны познать народы о «человеке»? Что такое в библейском мировоззрении «Познай самого себя»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

174 В начале XVI в. в новгородских пригородах было: в Кореле 177 двор., 223 чел., 5 челов. свящ.-служителей от трех церквей, в Яме показано только 30 дворов своеземцев, в Ладоге за 1500 г. всего 11 дворов – 3 двора попов от 5 церквей, в Орешке было 6 нетяглых дворов священнослужителей от 3 церквей, в Иван-городе – один нетяглый двор попа (Чечулин.... Города... стр. 35–38). Замечательно, что в более позднее время число церквей показано меньше. В Орешке, описанном в 1568 г., упомянута одна церковь вместо трех, а священников – 5, в Кореле – четыре монастыря и церковь , в Ладоге – один священник (там-же, стр. 38–40). Наглядный факт запустения городов, особенно церквей, в западной окраине. Конечно, здесь сведения не полные, тем не менее они совсем не свидетельствуют о цветущем состоянии этих городов. Нужно думать, и другие новгородские пригороды не сразу поправились после того, как при постоянных войнах, в 1552 г. в Новгороде, Старой Русе и других местах во время мора умерло 279594 чел. По этому случаю летописец замечает – умерло бесчисленное множество иноков, священников и дьяконов, много овдовело, следовательно, тоже не годились служить, множество церквей осталось без службы. По волостям при двух, даже трех церквах оставался один священник. При Софийском Новгородском храме от 18 священников, протодьякона, 4 дьяконов и архидьякона уцелело 6 священников и 2 дьякона (Новгор. Летоп. II–III, стр. 331). Понятно, неблагоприятные обстоятельства, в которых находилось русское государство, в частности Новгород, замедляли прирост населения, а вместе увеличение приходов. В северно-западной территории Новгородской епархии и без мора населения было не густо. Это можно видеть по следующей выдержке из документа, помещенного в Допол. к Акт. Истор. т. III, 65. Речь идет об Олонецке, его погостах и выставках. Олонец построен в 1649 г., в нем деревянная церковь во имя Троицы с двумя приделами; ниже города на Олонеце в устье р. Мегреги (Мегры) островок, а на нем маленькая низкая церковь во имя Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских , построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора 27 . Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами 28 . После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы 29 . Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы 30 . Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора 31 . Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году 32 , евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году 33 . Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи 34 . Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр., о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами 35 . В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле 36 . А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Спасо-Пробоинская церковь была сооружена в память избавления города от мора, она хранила до разорения особо почитаемый ярославцами образ Спаса Нерукотворенного. Церковь была основана в 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Тогда в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Для избавления от мора решено было молиться чудотворной Толгской иконе Божией Матери, а в Крестный ход была взята икона Спаса Нерукотворного. Известно, что в 1654 г. во время эпидемии чумы после крестных хождений с иконой болезнь пошла на убыль. В 1696 г. горожане решили воздвигнуть вместо деревянного храма каменный. В 1705 г. строительство каменной Спасо-Пробоинской церкви было завершено. Церковь Спаса Нерукотворного – двухэтажная с трапезной, с высокой папертью, с южной стороны кельи, оформленные в стиле позднего классицизма, и две надвратные башни с четырехгранными куполами, построенные в конце XVIII в. Первоначально она была одноглавая, с шатровой колокольней. В 1779 г. возведены ещё четыре малые главы. Имела четыре придела – центральный, образа Спаса Нерукотворного, в алтарной части придел апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной Павла Фивейского и Иоанна Кущника, с южной стороны трапезы Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В 1831 г. колокольня перестроена, до нынешнего времени не сохранилась. В 1831-1833 г.г. трапезная превращена в тёплую церковь, а в начаче XX в. с южной стороны храма пристроена двухэтажная паперть с крыльцом. В 1913 г. церковь посетил император Николай II. Она была закрыта в 1929 г., главы и колокольня сломаны, занята мастерскими, в 1990-х г.г. мебельной фабрикой. С 2007 г. храм находится в ведении Ярославской епархии. Список чудотворной иконы 1757 г. хранится в собрании Ярославского художественного музея. До начала восстановительных работ были полностью утрачены верхние ярусы колокольни – с третьего по пятый. На двух нижних сохранившихся ярусах колокольни были повреждены лицевые ряды кирпичной кладки, частично утрачен штукатурный слой и архитектурные детали фасадов, поздние конструкции перекрытия и крыши.

http://sobory.ru/article/?object=05737

2) Похвалы пресвятой Богородицы, находившаяся на площади против Соф. собора, сначала построена в 1508 году деревянная, заветная от мора 353 , а потом в 1535 году каменная 354 . 3) Положение честного пояса пресвятой Богородицы, построенная в 1195 году архиепископом Мартирием над вратами, а на другой год росписанная греком Петровичем 355 .4) Св . Феодора Тирона над градскими вратами от Неревского конца, или в северо-западу от Соф. собора, построена была в 1233 году 356 . 5) Св. Иоанна Златоустог о, построенная 1350 году близ нынешней Покровской церкви и существовавшая Д о 1694 года 357 . 6) Преображения Господня, построенная над градскими вратами в 1426 году 358 . 7) Пр. Кирилла Белоезерского, с приделами свв. мучеников Христофора и Феодота Анкирского, деревянная, построена в 1553 году 359 . 8) Успения пресв. Богородицы, с приделом Иоанна Предтечи, деревянная, построенная в 1532 году у градской стены, по повелению в. к. Василия Иоанновича 360 . 9) Покрова пресвятой Богородицы, обыденная, построена в 1527 году деревянною за алтарем Входоиерусалимской церкви, по случаю страшного мора в Деревской пятине 361 . Из этих упраздненных кремлевских церквей в XVI веке, около 1585 года, были ружными: Успенская, Борисоглебская, Златоустовская, Положение честного пояса пр. Богородицы, Преображенская, Похвалы пр. Богородицы, Кирилла Белоезерского с приделом и Покровская обыденная 362 . 101 Полн. собр. Русск. лет. т. V. под 6499 год. Ср. т. 1 стр. 51. т. II. стр. 251. т. III. стр. 208. 102 Для лучшего просвещения Новгородцев, епископ Иоаким завел при своем доме училище, в коем ученик его Ефрем учил после него закону Божию и греческому языку. Новг. II и III лет. под 6638 год. Ист. разг. о древн. В. Новг. 1808 г. стр. 32. Ист. Росс. Иерарх. ч. 1, стр. 172. изд. 2 Хр. Чтен. за декабрь 1853 года, стр. 465, Ист. русск. Церкви преосв. Филарета, М. 1848 г, период 1. стр. 48. и 49, где основание училища в Новгороде отнесено к 1025 году. Ист. русск. церкви преосв. Макария т. I. прим. 90 и 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Томаса Мора судили в Вестминстере за преступное непризнание верховного земного главенства короля в английской Церкви, признали виновным в государственной измене и приговорили к смерти. Подобно Максиму, за свои пятнадцать месяцев в Тауэре Мор много писал. Во время суда и казни он вел себя не менее достойно чем Максим и во всяком случае более картинно. Он сказал судьям, воля ваша, но не могу пойти против своей совести и желаю чтобы «we may yet hereafter in Heaven merrily all meet together to everlasting salvation». На Тауэр–Хилле он был бодр и весел, крикнул толпе, что он «the king’s good servant — but God’s first»; шутил; аккуратно расправил бороду на плахе. Но если бы Мор не вел себя так непреклонно, он скорее всего всё равно был бы казнен, как смиренный, мудрейший и ученейший шестидесятишестилетний Иоанн епископ Рочестерский, положивший голову возможно на ту же плаху на Тауэр–Хилле двумя неделями раньше Мора. Максим в Москве казнен не был, и это обстоятельство спутывает однозначную схему, по которой в России дела с культурой всегда шли плохо, а на Западе лучше. Максим потерял не голову, как Томас Мор, а в каком-то смысле наоборот всё остальное тело, свободу рук, свободу передвижения. Но в затворничестве он думал, беседовал, писал и превратился в русскую фигуру праведного старца и мудрого человека в заточении. Такого человека, когда мир катится своими грешными путями к погибели, так сказать поставив на себе крест, тот же самый мир в России помнит и бережет. Сам же вытолкнув из себя святого человека или не помешав тому, чтобы его убрали с дороги, мир нуждается в нем как одном из тех нескольких праведников, на которых стоит; потому что все чувствуют, что если уже и этих немногих страдающих, загнанных, отверженных не будет, то и миру не уцелеть. Максим сидит в своей монастырской тюрьме, как Джон Фишер и Томас Мор в Тауэре, с ясным сознанием своей невиновности. «А упивался есми философству, и приходит ми гордость, напрасно мя держат без вины». Это после суда 1525 года. И после второго суда, отправленный в Тверь, он пользуется покровительством тамошнего епископа Акакия, с него снимают оковы, позволяют подходить к причастию, дают перо и чернила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Правительству стоило большого труда заселить быстро растущую территорию, тем более что заселение новых мест, по словам проф. Багалея, никогда не производилось за счет излишка центрального населения, потому что такого излишка населения нигде не было. Наоборот, можно сказать, всякий более или менее значительный отлив жителей известного края отражался вредным образом на его населении и экономических средствах 779 . Естественно, что после вольного и невольного отлива из центра на окраины везде обнаруживалась сравнительная пустота. В 1684 году по просьбе священников села Ичалова, Арзамасского уезда произведена перепись. В приходе налицо оказалось 154 двора, а убыло, сравнительно с никоновской переписью, 161 двор. При переписи сказывали, что одни умерли в моровое поветрие, другие переведены помещиками в понизовые города 780 . И Москва после опустошительной смерти не могла оставаться без людей: туда еще до мора 1654 года переводились целые села. Так случилось в 1650 году с подмосковным селом Останкиным, переведенным по царскому указу в черные московские сотни. Церковь осталась без прихожан, и духовенство освобождено от взносов 781 . После войны, опустошений, мора, выселений, пожаров и т. п. церкви и монастыри часто стояли пустыми, или очень медленно возобновлялись. Псковский Николаевский Каменоградский монастырь со времени литовского разорения стоял пуст до 1692 года, пока не нашелся благодетель, торговый человек Василий Колягин и не возобновил его 782 . Мариеченский монастырь Новгородской епархии после разорения не восстанавливался и в 1675 году приписан к Торопецкой Богородично-Борисоглебской церкви; Троице-Сергиевская церковь в Пушкарях, начавшаяся строиться еще при Никоне в 1653 году, за скудостью прихожан, не могла выстроиться до 1682 года; благословенная грамота во время морового поветрия затерялась 783 . Около г. Архангельска, вместо сгоревших в 175 году двух церквей – Воскресения Христова и Параскевы, промышленные немцы угораздились построить амбары – именно там, где стояли алтари.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Однажды написал: " Вера всегда слепа, потому что религии не дают и не могут дать никаких ясных, надежных и убедительных доказательств своих якобы святых тайн и мнимых божественных откровений. " Имя этого богоборца москвичи могут увидеть в непосредственной близости от многовековых храмов Соборной площади Кремля на обелиске " выдающимся социалистам " в Александровском саду. [http://www.rusimperia.info/catalog/1147.html] Жидо-большевики в 1918 г. не могли не увековечить его заслуг по глумлению над христианством. На том же обелиске высечены имена европейских католиков, протестантов и явных богоборцев: - Карла Маркса, выходца из известного еврейского рода, давшего немало раввинов и теологов иудаизма. Только его отец, германский адвокат Генрих Мордехай принял протестантизм. - Вильгельма Либкнехта, происходившего из рода германского реформатора католичества Мартина Лютера - основателя крупнейшего по численности направления в европейском протестантизме (лютеранства). - Томмазо Кампанелла, ставшего в 15 лет католическим монахом ордена доминиканцев под именем Фома (итал. - Томмазо). По воле римского папы именно этот орден с 1232 г. ведал инквизицией. За время монашества Кампанелла неоднократно обвинялся в ереси и почти половину жизни провел в пятидесяти(-!) тюрьмах. - Томаса Мора, который был настолько убежденным католиком, что даже отказался присягать английскому королю как главе протестантской англиканской церкви. Король не потерпел такой наглости со стороны канцлера Англии и по обвинению в государственной измене Т. Мор был казнен. Спустя 400 лет после казни, в 1935 г. католическая церковь канонизировала Мора. - Иных отпавших от христианства европейских «социалистов» и прельстившихся богоборческой философией пяти чад Русской Православной Церкви. Нужен ли православным христианам Москвы (рядом с многовековыми Святынями Соборной площади Кремля-!!) такой памятник? А раньше он назывался " Романовским обелиском " и высечены на нем были Имена Русских Самодержцев за 300 лет правления Дома Романовых и изображение Св.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/28/ko...

К Соф. также собору принадлежали еще девять придельных церквей, которых теперь нет. Таковы напр. церковь Воскресения Христова на Воскресенских воротах. Первоначально построена она в 1296 году по случаю одержанной над Шведами победы 186 , в 1398 году перестроена 187 , в 1400 году, при арх. Иоанне, украшена стенным расписанием 188 , и наконец в 1654 году 14 июля велено определить к ней священника с причтом на жалованье из домовой казны. Вторая придельная церковь св. равноапостольного князя Владимира построена в 1311 году арх. Давидом за Соф. собором к северо-востоку, на кремлевских воротах, которые по сей церкви и названы были Владимирскими 189 , где ныне находится Никольская часовня, приписанная к собору. Третья церковь св. Афанасия и Кирилла александрийских . Первоначально она была построена обыденною (в один день), деревянною в 1390 году арх. Иоанном, в прекращение мора 190 1415 году арх. Симеоном построена уже каменною 191 , а в 1812 году за ветхостью разобрана. Она на-ходилась за собором на север, против Иоанно-Богословских врат. Четвертая – Происхождения честных древ или Спаса всемилостивого, обыденная, или обетная построена по случаю моровой язвы в 1424 году 192 находилась за алтарем Соф. собора; а после того в 1592 году на том месте устроена церковь преп. Марии Египетской 193 , которая и существовала до по-ловины XVIII века. Она находилась между юго-восточным углом Соф. собора и так называемым Житенным двором арх. дома. Пятая – преподобномученицы Анастасии, обыденная, построена за собором 29 октября 1416 года, при арх. Симеоне, по случаю так называемого Анастасиинского мора 194 , в 1440 году устроена каменная 195 , а чрез 100 лет построена вновь каменная же арх. Макарием 196 . В 1594 году упоминается в ней придел св. Алексия митрополита 197 . Шестая евангелиста Марка обыденная, построена 8 ноября в 1533 году, при арх. Макарии, по случаю вредоносной язвы 198 . В 1758 году она была каменною и упоминается в числе разобранных. Седьмая архидиакона Стефана 199 ; осьмая св. Стефана сурожского 200 и девятая – св. Николая Чудотворца каменная, построенная св. Евфимием в 1424 году 201 . Сверх того, в жалованной грамоте Uoahha III за 1504 год упоминаются еще приделы Златоустовский, построенный св. Евфимием в 1436 году на вратах 202 , и Богоявленский, находившийся против западной стены собора на Соф. дворе 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

У нее очень болит спина. – Кто-о-о-о? – Сестра, – говорю, – Нина. – А ей-то зачем ко мне обращаться? Я – необразованная бабка, только всего и имею, тряпочки да ниточки, как ты теперь сам видишь. Пусть она идет к врачам, все же у них есть и уколы, и таблетки, да всевозможные профилактики. Там гарантии-то больше, чем у меня. – Да уж прости нас, матушка! – Ну, ладно, ради тебя и ей дам. И вот сколько времени прошло с той поры, и мои руки, и спина сестры более не болят. Я от нее вышел окрыленный, а ее прозорливость просто поразила меня…» Господи, упокой души блаженный стариц Феодосии и Евдокии, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! 32 Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Чирской» или «Псковской». Тропарь, глас 4 Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя, рабы Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость. Чирская, или Псковская, икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому называлась Чирскою. 16 сентября 1420 году во время мора, бывшего во Пскове, верующие три дня наблюдали чудесное слёзотечение – из глаз Богородицы, изображенной на Чирской иконе Богоматери, истекали слезы. Узнав об этом знамении, псковский князь Федор Александрович послал священно-служителей принести чудотворную икону во Псков. Псковитяне торжественно крестным ходом внесли икону в город и поставили в соборную церковь Святой Троицы. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться Псковскою. В память перенесения иконы во Псков построена была Знаменская церковь в 1470 году в Старо-Знаменском девичьем монастыре. (Позже было установлено празднество 16/29 июля. В этот день верующие вспоминают чудесное заступничество Пресвятой Богородицы – прекращения мора.) Местночтимая икона Пресвятой Богородицы Чирская (Псковская), находящаяся в храме Святителя Николая в селе Палкино, была явлена верующим двести лет спустя вышеописанного события.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010