3) Ираклия. Митрополит Ираклийский, по имени не названный, упоминается в синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1067 гг. 2451 Неизвестный также по имени митрополит, вместе с двумя другими, был невольным клятвопреступником вследствие вероломства византийского правительства, так как он находился в числе тех, которые клятвенно поручились Роману Диогену за неприкосновенность его личности. 2452 Между епископиями этой митрополии одно из первых мест занимал Редесто. Епископ Редесто, по имени неизвестный, во время возмущения Торника против Мономаха был защитником законной власти, и византийское правительство обязано было, между прочим, ему тем, что город остался верен. 2453 4) Анкира. Современником патриарха Алексия был Николай, митрополит Анкирский, участвовавший в заседании патриаршего синода, решавшего вопрос о браке в 7-й степени. 2454 Преемником его можно считать 2455 Михаила, который обнаружил свое человеколюбие во время голода и мора, постигших в 1032 г. Каппадокию, Пафлагонию, Армениак и Онориаду. Он не щадил никаких издержек для уврачевания ран, нанесенных населению этим несчастьем. 2456 Митрополит Анкирский, не названный по имени, принадлежал к партии, агитировавшей в 1037 г. против патриарха Алексия, в пользу Иоанна Орфанотрофа. 2457 5) Кизик. Димитрий, Кизический митрополит, известный как историк, полемист и канонист, 2458 участвовал в заседании синода при патриархе Алексии, в 1028 г. 2459 Он был в дружественных отношениях к Роману Аргиру еще до вступления его на престол и по воцарении Аргира удостоен им чина синкелла. 2460 В 1037 г. он стоял во главе партии, безуспешно домогавшейся низвержения патриарха Алексия и возведения на его место Иоанна Орфанотрофа. 2461 При Михаиле Керулларии кафедру занимал Феофан, с чином синкелла, участвовавший в синодальном заседании 1054 г. 2462 Позже митрополитом Кизика был синкелл Роман, человек, отличавшийся пастырской простотой и уважением к науке; ученому Пселлу он присылал в подарок разные продукты и обнадеженный его расположением Пселл просил у него себе монастырь в харистикию. 2463 Он, может быть, имеется в виду и в синодальном определении патриарха Ксифилина от 1066 г. 2464 Около 1073 г. Кизическим митрополитом был Константин, обратившийся к императору с реляцией по поводу монастырей его митрополии, розданных харистикариям. Решение императора о передаче дела в синод послужило причиной издания синодального определения относительного этого предмета. 2465

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В ходатайственной молитве не забыты ни те, кто просил молиться о них, ни те, кого священник не успел помянуть из-за «множества имен». Поименное молитвенное поминовение верующих является древнейшей церковной традицией; сохраняется она и по сей день. Однако в тех приходах, где на богослужение собирается большое количество верующих и каждый подает записки о здравии и упокоении, содержащие множество имен, у священников нет физической возможности прочитать все имена. На эту ситуацию и указывает данное прошение. Священник сознает свое бессилие перед множеством бед, потребностей, нужд и скорбей своей паствы. И он вверяет ее Богу, который Сам знает нужды каждого, включая то, что относится к его семейной ситуации (слово «дом» указывает на всех домашних, то есть семью). Добавляется и прошение об избавлении от стихийных бедствий: Избави, Господи, град сей и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Избавь, Господи, этот город и всякий город и страну от голода, мора, землетрясения, наводнения, пожара, войны, нашествия иноплеменников и междоусобной войны. Христианские авторы нередко говорили о стихийных бедствиях как Божием действии, направленном на предотвращение зла и искоренение порока, в соответствии с библейским рассказом о всемирном потопе. Василий Великий сравнивал стихийное бедствие с действием плотины, которая препятствует распространению зла. По его мнению, «эпидемии в городах и среди народов, засуха, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое бедствие такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол». К числу бедствий, направленных на искоренение зла, относятся «разрушения городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякая гибель многих людей, случающаяся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины». Эти бедствия происходят «для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями» 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пятая печать – последняя всемирная проповедь. По снятии шестой печати наступят великие знамения в солнце, луне и звездах, наступит последнее обращение 144 тыс. израильтян в христианство, откроется великое избиение христиан, бегство предстоятелей Церкви и владык земли среди страшной анархии; словом все то, что имеет быть во времена антихриста. Полное же прославление его продлится только три с половиной года, и в эти-то последние годы мира будет снята седьмая печать, по которой откроется суд над принявшими начертание антихриста, и суд этот будет продолжаться по семи трубным гласам, из которых каждый ознаменует какое-либо новое бедствие, посылаемое для вразумления поклонников и почитателей антихриста. Из этого видно, что в течение нескольких, самых последних, лет последней седмицы мира будут сняты шестая и седьмая печати. То же самое можно предполагать и относительно четвертой и пятой печати, что они означают краткие периоды, а именно: четвертая печать – необычайная смертность, от которой погибнет четвертая часть населения земли от четырех причин: меча, голода, мора и зверей земных, и пятая печать – последняя проповедь Евангелия во всем мире. Тогда придет конец, т.е. наступит последняя Даниилова седмица, в начале которой, вероятно, будет снята шестая печать, а в средине седьмая, с семью трубными гласами и с семью последними чашами гнева Божия, изливаемыми на преступную землю пред самым обновлением ее огненным потопом и общим воскресением людей и природы. Беседа 4. Шеститысячный период по сравнению с днями творения. – Знаменательные события последних периодов, – значение чисел в Писании. По мнению весьма авторитетного источника (Записки на кн. Бытия, изд. 1867 г., стр. 30. Нач. и кон. наш. Земн. мира, ч. 1) шесть дней творения с днем покоя знаменуют времена, в которые устрояется и совершается Церковь : «Соображая дело Господа в шестидневном творении мира с Его делами в Устроении Церкви, можем минувшие времена и века заключить в шесть последовательных образов: 1) В начале Церковь была небо на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Уничтожаются также и целые отделы Rituale, носящие заглавия: „De Benedictionibus“ и „De Processionibus“. В этих отделах мы встречаем массу особых чинопоследований и молитв: на освящение воды, свеч для праздника Сретения, домов в Пасхальную субботу, нового дома, корабля, плодов и лоз, пилигримов при отправлении в путь и возвращении, пасхального агнца, яиц, хлеба, священнических облачений, престольных одежд и воздухов, сосудов, нового креста и икон, первого камня при закладке церкви, новой церкви, кладбища 582 . Определяется также порядок процессий: в праздник Сретения, в Вербное Воскресенье, в праздник св. Марка, в праздник тела Христова, по поводу моления об дожде, об ясной погоде, о прекращении бури, голода, мора, по поводу войны, процессии по поводу какой бы то ни было напасти, процессии благодарственной 583 . – Наконец существует особый чин заклинания одержимых бесом 584 . – Все это в новом богослужебном строе английской церкви было уничтожено. „Акт относительно единообразия Богослужения и совершения таинств в королевстве“ (An Acte for the Unyformytie of Service and Admynistracion of the Sacraments throghout the Realme 588 ) начинается, по обычаю, с предисловия, в котором говорится, что с давнего времени в Англии употреблялись различные формы общественного Богослужения, а именно уставы Сальсберийский, Йоркский, Бангорский и Линкольнский. Кроме того, в последнее время стали употребляться и ещё многие различные формы как утренних и вечернях служб, так и мессы, с её обрядами и церемониями, и совершения таинств. Такие нововведения, доставлявшие удовольствие нововводителям, других сильно оскорбляли, и хотя король, по соглашению с протектором и советом, старался положить предел нововведениям, его старания не имели желанных последствий. В видах водворения единообразия король назначил наконец архиеп. Кантерберийского и некоторых епископов и учёных мужей, чтобы они, имея в виду Свящ. Писание и практику первенствующей церкви, составили чин общих молитв и совершения таинств для употребления во всем королевстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Бл. Николай Кочанов, Новгородский чудотворец (1392), происходил из почитаемой состоятельной семьи. Он отказался от богатств и, юродствуя, более всего любил пребывание во храме, молитву о заблудших, из коих многих «обрати ко Господу». Мирил он буйных новгородцев и завещал похоронить себя на самом конце кладбища, притом на дороге, чтобы как можно более ног попирало его прах. Современником бл. Николая был блаженный Феодор, новгородский чудотворец (1392), который тоже, юродствуя, мирил сограждан, молитвами своими оградил от напастей свою земную родину. Блаженный Максим, Московский чудотворец (1433), отличавшийся особым терпением. «Оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение дает Бог спасение» – говорил юродивый. Укреплял он дух народный во времена татарского ига, засух, голода и мора. Пр. Михаил Клопский, Новгородский чудотворец (1452), княжеского рода, обличавший недостатки и людей сильных, провидевший будущее. В январе 1440 года Бл. Михаил, находясь в обители Св. Николая на Вяжицах, 22 числа вдруг поднялся на колокольню и начал звонить во все колокола. «Что это значит?» – спрашивали его. «Ныне в Москве радость», отвечал юродивый. «Что за радость такая?» – спросил его владыка Евфимий. «У вел. князя родился сын Тимофей, он же Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен будет, и гордыню ва- шу упразднит и в свою волю вас приведет, все ваше самовластие разрушит». В этот день родился Иоанн UII Васильевич, покоривший в 1477 г. окончательно Новгород. Бл. Исидор Твердислов, Ростовский чудотворец (1474), славянин, бежавший из Пруссии от преследований, живший на топком месте среди г. Ростова, отдыхавший на грудах сора. Терпел он холод и зной. «Всякое озлобление претерпевая», блаженный горячо молился за обидчиков. Совершал чудеса. Слово его всегда сбывалось, отчего и получил он свое наименование. Час кончины его ознаменовался необыкновенным благоуханием, разлившимся по всему городу. Состояние просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Песнь 6 Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый/совершая праздник Богоматери,/придите, богомудрые,/начнем рукоплескать,/от Нее рожденного Бога славя. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Божественно многочтимое торжество Божией Матери,/созывающее к веселью верных,/ведь обновляется всякий, приступающий с верою,/ибо очищает Она от всякой скверны./Священники, все в правду облекитесь, и преподобные, возрадуйтесь,/мужи и жены, юноши и девы, возвеселитесь,/и все рабы Бога нашего, воспойте;/почтим в чистоте Чистую Богородицу,/ибо Она нам подает/неизреченные Свои милости. Божественная и Ангелами благоговейно чтимая/икона Твоя, Богородица,/пришла к нам по крайнему Твоему человеколюбию,/неизреченные дары всем подавая./Но умоли, о Преблагого Бога Матерь,/Рожденного Тобою всем нам дать полезное,/избавиться от лютых бед, голода и мора,/и от вражеского нахождения, и в водах потопления,/землетрясения и ущерба от вредоносных ветров./Ибо Ты нам готовая Помощница/и надежная всем верным Заступница. Слава: Божественное и чудное явление Божией Матери,/образа Пречистой дивное пришествие,/на небесах удивляет Ангелов, на земле же созывает род человеческий единогласно восклицать:/«Слава Христу Богу, благоволившему/нам такое неизреченное сокровище открыть,/и милость дивную явить,/и от пламени и огня невредимой сохранить икону Богоматери./О, истинно Божий дар дарован нам!»/Её молитвами, Христе,/спаси души наши, как Милосердный. И ныне: Божественного Твоего чудного образа явление,/Богородица Владычица,/всем верным воссияло как свет:/мертвым давая жизнь, слепым – прозрение,/глухим – слух, немым – способность говорить,/расслабленным – здравие, прокаженным – очищение,/беснующимся разум, младенцам воспитание,/вдовицам и сиротам – помощь,/неплодным женам – исцеление,/плод носящим – безболезненное рождение,/девам – чистоту и воздержание – всем./В нуждах Скорая Помощница,/молимся Тебе, помилуй нас! Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Кондак, глас 8 Прибегнем, все люди, к тихому и доброму пристанищу,/в дом Божией Матери,/к чудному образу Царицы и Богородицы,/по неизреченной милости Ее явленному,/с верою припадая и взывая:/«О Всемилостивая Владычица,/ради спасительного Твоего промысла,/чудного образа к нам пришествия,/посети нас, грешных, светло совершающих празднество Твое,/укрепи страну нашу,/дивно над врагами победу подавая, и веру утверди./Церковь Сына Твоего непоколебимой соблюди,/прибегающих к Тебе спаси, от всяких напастей избавь,/сохраняя в мире все Православие, дабы нам взывать Тебе:/Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В этих словах Ориана Фаллачи, называвшая себя неверующей, оказывается куда большей наследницей христианской цивилизации, чем сам Иоанн Павел II, который так часто от этой цивилизации отрекался. Я, честно говоря, испытываю дискомфорт при одном упоминании «о двух культурах». Когда их ставят на один и тот же уровень, словно две параллельные действительности. Две действительности, имеющие одинаковые значения и ценность. Не стоит так скромничать, господа. Наша культура – это Гомер, Фидий, Сократ, Платон, Аристотель, Архимед. Древняя Греция с ее божественной культурой и архитектурой, поэзией и философией, с ее принципами демократии. Древний Рим с его великолепием, с его понятием Закона, литературой, дворцами, амфитеатрами, с его водопроводом, мостами, дорогами, которые построены римлянами по всему миру. Наша культура – это Иисус, который умер на кресте, чтобы научить нас любви и справедливости. Наша культура – Церковь… Есть и наследство Эразма Роттердамского, Монтеня, Томаса Мора и Декарта…Музыка Моцарта и Баха, Бетховена, Россини, Доницетти, вплоть до Верди, Пуччини…Это музыка, без которой мы не можем жить и которая для мусульманской культуры стыд и великое преступление. Наконец, слава Богу, у нас есть наука и технология как ее производное. Наука, которая всего лишь за несколько веков совершила захватывающие дух открытия, поистине изменив лицо планеты. На Западе мы больше не умираем с голода и от излечимых болезней, как это происходит в мусульманских странах. Согласны? Но даже если считать, что все эти достижения не важны (в чем я лично очень сомневаюсь), скажите мне, какие завоевания принадлежат другой культуре, культуре фанатиков с бородой, чадрой и паранджой? Лекция папы, конечно, по тону и выраженности мысли, по ответственности, которая лежит на нем как на главе крупнейшего христианского сообщества, представляет собой совсем иной текст, чем филиппику, вырвавшуюся из души Орианы Фаллачи после событий 11 сентября 2001 года. Но ведь самой своей реакцией мусульманский мир показал, что и папа с его академическим словом для них «по другую сторону баррикад», а мы для себя должны заметить, что он «по нашу», вместе с Орианой Фаллачи, со всеми теми, кто не отказывается в настоянии на том, что единственная богооткровенная религия есть христианство. Что ценности христианской европейской цивилизации, святые отцы, и наши храмы, и наша музыка, и словесность, и дух наших народов, воспитанных Христовой Церковью, есть то, что передано нам как сокровище, которое надо хранить и от которого не имеем права отступиться.

http://pravmir.ru/vystupayushhie-protiv-...

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас. Светоявления духовного исполнившись,/ты сделался, преподобный Сергий,/светильником, издалека сияющим,/блеском разума нас озаряющим,/и Пребожественной Троицы обителью явился. Воистину тебя, мудрый Сергий,/великим учителем Российским странам Христос даровал:/правлением истинным наставляешь ты свое отечество,/и учения, сладчайшие меда изливаешь;/их и мы, верные, словно из сосуда/черпаем в изобилии. Слава: Душепагубные страсти победив,/ты как пастырь истинный пас разумное Христово стадо,/которое словно райские цветы /всегда питаешь благодатью Духа, преподобный. И ныне: Псалмами Тебя воспеваем, Благодатная,/и восклицаем Тебе «Радуйся!» не умолкая,/ибо всем Ты источила радость. Светилен Процвел ты, как пальма, по псалму Давида, отче,/и сделался обителью Духа Пресвятого,/Который славным всей вселенной тебя явил./О нас, почитающих с верою/всесвященную память твою,/непрестанно Христа моли,/преподобный Сергий. Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, Дева Богородица,/мы песнопениями не умолкающими прославляем,/ибо Одного из Троицы Ты родила/и носишь в непорочных объятиях Божественное Слово,/ воплотившееся без смешения и изменения. Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому О священная глава, преподобный и богоносный отче наш Сергий! Ты молитвою своею, и верою, и любовью к Богу, и чистотою сердца еще на земле обителью Пресвятой Троицы душу твою соделал, и общения с Ангелами, и посещения Пресвятой Богородицы удостоился, и дар чудодейственной благодати принял; по отшествии же твоем от земных особенно к Богу приблизился, и Небесной Силы приобщился, но и от нас духом любви своей не отступил и честные твои мощи, как сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставил. Великое дерзновение имея ко Всемилостивому Владыке, моли о спасении рабов Его, обитающей в тебе благодати Его верующих и к тебе с любовью притекающих. Испроси нам у богатого дарами Бога нашего всякий дар, всем и каждому потребный: веры непорочной соблюдение, городов наших утверждение, мира умиротворение, от голода и мора избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим – утешение, недужным – исцеление, падшим – восстание, заблуждающимся – на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся – укрепление, творящим доброе – в делах благих успех и благословение, младенцам – воспитание, юным – наставление, незнающим – вразумление, сиротам и вдовам – защиту, отходящим от сего временного жития к вечному – благое приготовление и напутствие, отошедшим – блаженное упокоение, и всех нас сопровождая твоими молитвами сподоби в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться общниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Когда же для человека станет единственною ценностью только материальное благо, то он непременно станет полным рабом того, кто будет давать ему это благо». Только молитва может истинно соединить народ, укрепить его силу. Умирить нашу жизнь. Избавить от грядущего поклонения антихристу – от самого страшного, что может с нами произойти, страшнее голода и мора. Может, наши земные трудности – это особая милость Божия и Царицы Небесной к нам? Чтобы мы проснулись от сна духовного, чтобы мы запасали духовную силу, пока есть такая возможность. «Нужно бороться с надвигающимся царством тьмы теперь, когда возможность борьбы еще не отнята от нас, – писал там же протоиерей Борис Молчанов . – Всякое же уклонение от борьбы теперь, всякий хотя бы самый незначительный компромисс со злом во имя сосуществования с ним, допущенный сегодня, только еще более увеличит трудность борьбы с ним завтра. Подобает делати дела... дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати ( Ин.9:4 )». Почему наша страна такая несчастная? Почему ей уготован такой путь? Что мы, хуже других? Эти вопросы лишены всякого трагизма для христианина. Ибо сказано Спасителем: Будут последний перви, и первии последни ( Мф.20:16 ), неудобь богатый внидет в Царствие Небесное ( Мф.19:23 ), – едва ли не в каждой главе Евангелия дается ответ на эти вопросы. В Послании к Римлянам святого апостола Павла есть слова, которые, может быть, тоже являются ключом к некоторой разгадке неисповедимого, разумеется, и непостижимого до конца Промысла Божия над Россией. В 9–11 главах речь идет о судьбе другого Богом избранного народа, и тоже до времени (как там сказано) отпавшего от Бога – израильского. Православный народ называют, как известно, Новым Израилем. Апостол Павел говорит римлянам: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. ( Рим.11:30–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

И ныне: О всеми воспетая Матерь Благословенная,/родившая всех святых Святейшее Слово, Христа Бога нашего!/Нынешнее приношение прими, от недостойных уст приносимое,/бренными руками предлагаемое./Никак не достоин я делать то, Владычица,/но, на Твои щедроты и милосердие надеясь,/неискусное пение принес Тебе, Всехвальная./Знаю: Ты Спасителя всех родила, нас ради на землю сошедшего;/не возгнушайся, Дева, мною непотребным,/но прими это, Царица, и помилуй меня. Светилен Пречистый образ Твой, Богородица Владычица,/которым Ты посетила нас,/как неизреченный некий дар приняв,/мы, недостойные, празднуем торжественно/и весело все торжествуем с радостью,/от бед и напастей избавляемся/и здравие получаем Твоими, Богоматерь, к Богу молитвами. Молитва О, Пресвятая Владычица Богородица и Приснодева Мария, единственная надежда нам грешным! К Тебе мы прибегаем и Тебя молим, ибо Ты великое имеешь дерзновение пред родившимся от Тебя по плоти Господом, Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не пренебреги слезами нашими, не возгнушайся воздыханиями нашими, не отринь скорби нашей, не посрами упования нашего на Тебя, но материнскими молениями Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных освободиться от грехов и страстей душевных и телесных, умереть для мipa и жить для Него единого во вся дни жизни нашей. О Пресвятая Владычица Богородица! Путешествующим сопутствуй и ограждай и охраняй их, освободи пленных из плена, избавь страждущих от бед, утешь находящихся в печали, скорбях и напастях, облегчи нищету и всякое страдание телесное, и даруй всем всё потребное для благочестия и жизни временной. Спаси, Владычица, все страны и города и нашу страну и город сей, которому эта чудотворная и святая икона Твоя дана во утешение и ограждение; избавь их от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной войны; избавь нас от внезапной смерти, и во время исхода нашего предстань, явившись нам, Дева Богородица, и избавь нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на Страшном Суде Христовом стать по правую руку от Него, и сделай нас наследниками вечных благ, да славим вовеки великое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцом, и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010