Иисус (Иешу) Столпник Иисус (Иешу) Столпник . – С именем Иисуса Столпника известна одна небольшая по объему, но замечательная по содержанию сирийская хроника начала VI в. Она написана в форме послания к какому-то архимандриту Сергию и содержит в себе рассказ о бедствиях, постигших восточный диоцез и главным образом город Едессу между 495 и 507 годами нашей эры. Основною темой служит греко-персидская война при Анастасии и Каваде; в длинную цепь военных известий вплетены сообщения о разных физических бедствиях в виде голода, мора, землетрясений и проч. В церковно-историческом отношении хроника помогает выяснить ту политическую и общественно-бытовую почву, на которой в ближайшие затем годы развилось монофизитское движение, закончившееся образованием иаковитской церкви. Несмотря на нравоучительную цель рассказа, объективность и литературный вкус автора сближают его произведете больше с новейшими научными работами, чем с тенденциозными и мифическими писаниями того времени. Драгоценны по точности и подробности бытовые его известия: для описания голода он дает подробный список цен для продуктов на рынке Едессы. Хроника Иисусу не принадлежит, и автор ее в действительности остается неизвестным. По-видимому им был один из «профессоров» едесской школы (как это можно заключить из его упоминаний о «братьях школы нашей» и об «ученых») и постоянный житель Едессы. Его догматическое положение различно определялось Ассеманом, Мартэном и Райтом. По-видимому, он не был ни православным, ни монофизитом, так как с равным почитанием относится и к Филоксену иерапольскому – знаменитому вождю монофизитов, и к пострадавшему от них за православие Флавиану патриарху антиохийскому. Вероятно, он принадлежал к числу нейтральных, избегавших мешаться в религиозные споры, чему вполне соответствовала и его политическая бесцветность, которую он обосновал для себя на словах пророка: «Смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть» ( Ам.5:13 ). Послание к Сергию сохранено нам в приписываемой Дионисию телль-махрскому большой хронике (cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Физические бедствия, – как-то: голод, мор, пожары и проч. в древней Руси были более страшны и опустошительны, чем в настоящее время. Незнакомство с естественными науками и свойственная русскому народному характеру беспечность непозволяли нашим предкам принимать нужные предохранительные и предостерегательные меры против возможных и действительных бедствий. Не было ни карантинов на случай мора, ни хлебных магазинов на случай голода, не могло быть громоотводов на случай грозы и т. д., и не давалось никаких врачебных пособий при повальных болезнях. Поэтому бедствия, ничем не предупреждаемые и не противодействуемые, развивались обыкновенно до страшных размеров, о каких мы не можем иметь понятия в настоящее время. Голод являлся иногда в том виде, как он записан под 1130 r.: «изби мраз на Воздвижение Ч. Креста обилье по волости нашей и оттоле горе уставися велико.... и разъидеся град наш и волость наша, и полни быша чужия грады и страны братьи нашей и сестр, а останок почаша мерети: и кто не прослезится о сем, видяще мертвеца по улицам лежащя и младенца от пес изведаемы? (Собр. р. лет. III, 46). Пожары иногда бывали так часты и сильны, что люди не смели жить в домах, но скитались по полю ( -III, 81). Мор бывал так силен, что один здоровый приходился на десять больных и умирающих; иные дворы вымирали совсем, в иных оставалось по одному, по два человека ( – IV, 115); во время мора известного под именем чернои смерти, в Псков, священники не успевали хоронить умерших, – на кладбищах не было места для погребения, – так что принуждены были хоронить на полях, вдали от церкви; испуганные Псковичи думали, что вся область вымрет без остатка. В таких трудных случаях безоружные против бедствий Новгородцы и Псковичи естественно искали утешения в религии и прибегали к своему владыке, как представителю религии и ходатаю о них пред Богом. Псковичи, имевшие обыкновение постоянно ссориться с владыкою по вопросу о подъезде и церковном суде, – в случае бедствий сами посылали за владыкою, надеясь спастись его предстательством (Собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Колокола бывали в версе и прежних лет, но понеже не велики и никоторые лепоты неимуще»... К числу заслуг Владимира Васильковича летописец относит между прочим то, что этот князь слил такие дивные колокола на слух, что подобных не было на всей земле 12 . Любовь к большим колоколам и стройному звону доселе жива и крепка в русском народе. и любопытно прислушаться к его говору, когда поднимают на колокольню большие колокола. Здесь можно слышать, как народ олицетворяет, колокол, как, говорит, пойдет он или заупрямится; что-же сказать о наивном взгляде древнего русского человека на колокол?.. Наряду с известиями о храмах и других священных предметах, в летописях стоят часто описание крестных ходов. Крестные ходы совершались по случаю постигших или грозящих народных несчастий, с целью умилостивления Бога. В минуты общего бедствия, когда человек не ждал ниоткуда земной помощи, крестные ходы успокаивали страждущий дух его, вливая надежду на помилование и помощь небесную; они располагали с покаянию и сокрушению о грехах и не давали огрубеть суровому сердцу и дойти до отчаяния и забвения нравственных обязанностей. Летописи сообщают, часто случайно, что даже люди жестокосердные, которые рассчитывали воспользоваться общим несчастием, для своих корыстных выгод, напр. ростовщики во время голода, грабители во время мора и пожара, крамольники во время мятежа, – и они умилялись душою, встречая в священном обряде строгое осуждение своих действий. Этим влиянием крестные ходы, как и все священные церемоний, благодетельны были для неустроенного житейского быта народа. Торжественные крестные ходы предпринимались после победы, при освящении храмов, при перенесении чудотворных икон и св. мощей, или в память прежних благодеяний Божиих и проч. Тоже высокое значение имели и праздничные торжества, о которых летописцы не упускают случая упоминать. При отсутствии доверия друг к другу, при сильном стремлении к личным исключительным выгодам, праздничные торжества наполняли души у одними общими стремлениями и чувствами, стремлениями высокими, которые неизгладимы из души, – связывали теснее христианское общество, внося мир между его членами, и упрочивали общественную нравственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сентября в 1 день 1580 года (писал Грозный Строгановым), собрався . Пелынский князь с сибирскими людьми и с Вогуличами, проходил войною на наши пермские места, и к городу Чердыни и к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людям починили, и то сделалось вашею изменою: вы Вогулич и Вотяков и Пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали, и войною на них приходили, да тем задором с сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу, а те атаманы и казаки прежде того ссорили нас с ногайскою ордою», и проч. Одним словом, в конце XVI и в начала XVII века между юго-восточными инородцами, по словам актов, была шатость великая. Таким образом, связь старых и новых великорусских областей с московским государством долго оставалась ненадежною, чисто-внешнею. При первом удобном случае, она могла порваться, и области разрозниться. Повод этот и представился, когда в московском государстве прекратились Рюрикова династия «собирателей русской земли» – в Москве не стало царя. И вот в смутное время произошла рознь всех областей. Не вдаваясь в описание всех событий смутного времени, мы в следующей статье изобразим только эту рознь великорусских областных общин. Глава II Было страшное время для России в 1603 году. Казалось, сама природа наперед пророчила что-то печальное, бедственное для народа. За год перед смутным временем, в одной Москве погребено было более 500,000 человек, погибших от страшного голода и мора. Люди, терзаемые голодом, валяясь на улицах, подобно скотине, летом щипали траву а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети – своих родителей, хозяева – гостей; мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились останавливаться в гостиницах. Они видели в Москве бедных, истомленных голодом женщин, которые, проходя по улице, схватывали зубами собственных детей, бывших у них на ругах, и пожирали. Народ едва силою мог отнять младенцев и спасти 7 . Еще не успели убрать с улиц всех трупов человеческих, как начались страшные знамения, явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

На утрени блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов: «Хвалите имя Господне...», поется псалом 136 «На реках Вавилонских...» «со Аллилуией красною», т.е. с пением «Аллилуиа» на известный распев, с особенным умилением, сладкогласием. «На реках Вавилонских...» поется и при совпадении с указанными неделями праздника Сретения Господня и храмового. Катавасия Триоди (Типикон, гл. 19). Седмица мясопустная В дни этой седмицы «Аллилуиа» не поем, т.е. не поем «Аллилуиа» на утрени вместо «Бог Господь» (как это «Аллилуиа» поется в Великий пост и в среду и пяток сырной седмицы); на утрени стихословятся только две (а не три) кафизмы; не поются междочасия; повечерие положено малое и на нем отменяется канон Богородице. Песнопений для понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка мясопустной седмицы в Постной Триоди не имеется, и службы в эти дни отправляются по Октоиху и Минее. В субботу мясопустную, перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, Св. Церковь молится об умерших, особенно и тех, кои, как говорит Синаксарь, были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных, и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с произнесением иереем стихов: «Блажени, яже избрал...» и проч. (см. Триодь Постную и Цветную). На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» со стихами «Блажени, яже избрал...» и проч. трижды, потом тропарь «Глубиною мудрости...» дважды, и на «Слава и ныне» – Богородичен, затем «обычное стихословие», т.е. 16-я кафизма, после которой поются «Непорочны» (т.е. 17-я кафизма) на две статии, и после каждой из них на «Слава» вместо «Аллилуиа» поется конец статии трижды, именно: после первой статии поются слова «Яко еще бы не закон Твой...», а после второй статии слова: «Жива будет душа моя...» После второй статии поются с припевом «Благословен еси Господи...» тропари заупокойные: «Святых лик обрете источник жизни...» (причем во время пения этих тропарей обыкновенно совершается каждение всего храма, ликов и народа).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Расположение морей, материков и островов, равно как и климаты изменялись, подобным же образом изменялись и виды животного и растительного царств» 130 .Но как бы то ни было, теория Мора есть только строго последовательный вывод из основных воззрений Ляйэлля. В самом деле, если эта, допускаемая Ляйэллем, последовательность развития организмов и с этим тесно соединенных внешних условий существования достоверна, то в более ранние периоды образования мира должны были господствовать не одинаковые системы сил, в сравнении с настоящим временем, они должны быть отличны от систем этого последнего. Но кто не хочет допустить этого, как делает и сам Ляйэлль, тому остаётся только принять последовательный вывод Мора из подобного воззрения, – что настоящий мировой порядок постоянен, что земля и организмы на ней не имеют истории развития, – это вывод, необходимо вытекающий из положения Ляйэлля о тождестве систем сил древнего и нового времени, потому что если огневые и водные причины «одинаковые по роду и степени», составляют единственное начало всех условий бытия вещей в прежние периоды и теперь, и свойства и образ действования причин неизменны, то решительно непонятно, почему они не имеют всегда одного и того же результата, а имеют различные, как хочет того Ляйэлль, вопреки основным своим положениям,– почему в различных периодах земли господствуют столь различные проявления и отношения сил. Не изменяющиеся причины должны всегда неизменно иметь одни и те же действия вот совершенно логичный вывод Мора из воззрений Ляйэлля и если всегда останется справедливою мысль, что дерево узнаётся по его плодам, то ничто так, невыгодно не рекомендует теории Ляйэлля, как теория Мора, очевидно развившаяся на почве его воззрений. Геология Мора в своих результатах идет не только вопреки Библии , но и всей вообще науки. А потому если теория Мора со стороны той и другой – Библии и науки – заслуживает справедливых упреков, то самая большая часть этих упреков, конечно, падает на главу самого Ляйэлля с его учением о тождестве древней и новой системы причин, условливавших развитие земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Приведённые из двух источников цифры числа голодных в мире сильно разнятся: соответственно 768 млн. и 155 млн. человек (в 2020 году). Различие почти пятикратное, - отмечает экономист. - Вероятно, речь о разных градациях голода. Можно предположить, что цифра 155 млн. человек отражает количество тех, кто действительно находится в критическом положении и может в любой момент умереть. В ООН и ее специализированных органах голод в мире воспринимается преимущественно как проблема социально-экономическая. Такой ключевой аспект проблемы как смертность в результате постоянного голода везде обсуждается, но количественно почти не измеряется. Впрочем, все-таки некоторые оценки делались. Согласно данным UNICEF, которая ссылается на оценки специализированного медицинского журнала The Lancet, недоедание является причиной примерно 45% всех летальных случаев у детей до пяти лет. Каждый год от голода умирают около 3,1 млн. мальчиков и девочек в возрасте до шести лет». «Некоторые количественные оценки смертности от голода стала называть Всемирная продовольственная программа ООН (WFP), - пишет публицист. - Эта организация была основана в 1961 году как орган по продовольственной помощи в системе ООН. WFP поставляет ежегодно в порядке помощи продовольствия на 3-4 млн. тонн примерно в десятки наиболее бедных стран мира. Наверное, WFP более тесно, чем другие международные организации в системе ООН, взаимодействует со странами, охваченными голодом. И лучше других представляет истинные масштабы голода и смертности от голода. " По оценкам, каждый год от голода и его последствий умирает больше людей, чем от малярии, туберкулеза и ВИЧ/СПИД. Голод – крупнейший в мире риск для здоровья " , – заявил Ральф Зюдоф (Ralf Südhoff), один из чиновников WFP». «Глава WFP Дэвид Бизли (David M. Beazley) в апреле 2020 года предупредил, что объявленная ВОЗ " пандемия " может стать триггером беспрецедентного роста голодающих в мире: " Если мы не подготовимся и не начнем действовать сейчас, то мы можем столкнуться с голодом библейских масштабов через несколько месяцев " . Год назад, 21 августа 2020 г., Дэвид Бизли в интервью ТАСС вновь повторил, что голод в мире может достигнуть " библейских масштабов " : " Все данные, которые у нас есть, включая прогноз WFP о росте на 80% числа людей, испытывающих недостаток в продовольствии, со 140 млн до пандемии до 270 млн уже до конца этого года, указывают на настоящую катастрофу. Мы оказались перед риском голода библейских масштабов " . Итак, Дэвид Бизли предсказал, что масштабы голода в течение 2020 года увеличатся почти в два раза. По данным WFP, в Латинской Америке число голодающих вырастет на 269%, в Восточной и Центральной Азии — на 135%, в Южной Африке — до 90%. В декабре 2020 года, выступая на специальной сессии Генассамблеи организации, Дэвид Бизли подтвердил, что число голодающих в мире по итогам года удвоилось и достигло 270 млн. человек

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/18/vi...

Природа голода 1922 и 1933 годов одинакова. Поставки сельхозпродукции на Запад в ущерб народам Советского Союза. Население Украины серьезнейшим образом пострадало от голода. Но голод и 22-го года, и 33-го года синхронно и в той же степени характерен для Поволжья, Дона, Кубани, Северного Казахстана и российских территорий, прилегающих к Казахстану. Например, серьезно от голода всегда страдал город Караганда. Голод 1947 года. Причинами этого голода явились колоссальные усилия страны по ликвидации послевоенной разрухи, восстановлению народного хозяйства. К этому добавилась жестокая засуха 47-го года. Во многом причины были объективные. Но и здесь прослеживается субъективность. В условиях советской системы, централизации управления, руководством страны не было предпринято исчерпывающих мер по недопущению массового голода. Только что была выиграна Великая война, Советский Союз продемонстрировал неисчерпаемость своего потенциала. В руководстве страны было, наверно, ощущение, что количество людей в СССР бесконечно... К традиционным районам массового распространения голода (юг России, восток и центр Украины, южный Урал, север Казахстана) в 47-м году добавились северные территории России: Мурманская и Архангельская области, многие районы северного Урала, некоторые другие северные районы. Голод в этих регионах получил отдельное название «голод на русском севере». Нужно следовать принципу научной объективности. От голода массово умирали все: русские, украинцы, белорусы, казахи, татары и другие народы. Была еще угроза голода в отдельных районах Советского Союза в период засухи 1962 года. Но к этому времени уже в течение трех лет осуществлялись масштабные закупки зерна в Северной Америке. Поэтому в этот период удалось избежать голода. - Насколько послевоенный голод 1947 года был тяжелым? Можно его по масштабам сопоставить с голодом 1933-го года? - Помню один эпизод 47-го года... Мы с матерью собирали на территории шахты, среди породы, по кусочку остатки угольков в надежде обменять их на кукурузу, жмых или овес. В пятнадцати километрах от нашего поселка была достаточно богатая деревня. Мы везем из последних сил тележку с углем. Перед деревней мы увидели какой-то навес, под ним лежит милиционер. Он понял, куда мы идем, устало встал и спрашивает: «Вы читать умеете?». Мать моя была безграмотной, а я по слогам прочитал: «Вход в деревню запрещен. Деревня вымерла»... И таких надписей по степи Донецко й было множество!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Также прекрасно изменено по Христианским идеям лужицкое предание о музыкальных существах, совершенно соответствующих Эльфам: Лужицкие ludki пропали с тех пор, как завелись колокола. звону которых они не могут терпеть. з) Эльфы знают будущее и все, где что ни делается: карлик Alvis (всезнающий), в Эдде, умеет ответить на все вопросы бога Тора; он везде бывал, все видывал и все знает. В Нибелунгах водные Эльфы предсказали Бургундам их судьбу. Вила предсказала Кралевитю Марку, что он скоро умрет «од Бога, од старог крвника», Вук. 2, 440. Валькирия Брингильдр сообщила Сигурду: «все руны, какие только человек желает знать, и говорить на всяком человеческом языке, и исцелять мазями», Gripis spà. Заметим кстати, что темные изобразительные выражения в Эдде называются рунами: Сигрун говорит Гельги: «ты рассказываешь о битве воинскими pyhaмu(val-rúnom)»: такая руна, напр.: кормить орлов копьями, вм. поражать. Сл. о П.И. предлагает много выражений, подобных скн. рунам. Особенно любопытно обратить внимание на один эпический мотив: существа сверхестественные, как все знающие, любят предлагать смертным загадки, которые без сомнения те же руны. В одной малорусской песне Русалка загадывает одной девице следующие загадки (Макс. Мал. Песн. 162 ): Ой що росте без кореня, а що бежит без пóвода, а що цвете без всякого цвету? Камень просте без кореня, вода бежит да без пóвода, папороть цвете без всякого цвету. Разрешение высших вопросов также предоставляется существамми сверхестественным, каким является в одной сербской песне рыба, не только соответствующая водяным Русалкам, но и напоминающая божественную рыбу в индийском эпизоде о потопе, Вук. 1, Дjbojka cjeдu kpaj мора, цак сама себи говори: «ах, мили Боже и драги! има л’што шире од мора? има л’што дуже од поля? има л’што брже од коня? има л’што cлaдje од меда? има л’што драже од брата?» Говори риба из воде: «дjebojko, луда будало! шире je небо од мора, дуже je море од поля, брже су очи од коня, cлaдju je шemjep од меда, дражи je драги од брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Ортодоксальные взгляды Трахерна очевидны и в его споре с Генри Мором (1614-1687; философ, один из ярких представителей кембриджской платонистской школы. – Прим. пер. ), которого в свете его писаний можно охарактеризовать и как теософа. Как и Уильям Блейк , спустя более чем столетие после него, Томас Трахерн доводит до конца мысль Мора о предполагаемых бесконечных лабиринтах пространства, поддерживаемых безличной силой. В духовном смысле эта идея (не доведенная до конца) есть безжизненная, интеллектуальная ловушка для обмана наших рациональных способностей. Он пишет: «Не вижу, чтобы это (то есть бесконечные миры, или, как бы мы сегодня сказали – галактики, Мора. – Прим. пер. ) была живая субстанция, которая держалась бы на знании и мудрости, любви и благости, силе и владычестве, каков есть Господь». Далее он видит пространство в понимании Мора, как физическую и воображаемую протяженность – нечто вроде абсолютной пустоты или «черной дыры» – и так описывает его: «Одинокая пустота, или темное, воображаемое место». Вездесущность Божия, как пишет Трахерн, намного более тонка и совершенна. Но он не впал в ловушку декартовского тщеславия, чтобы сказать, что мы существуем, только когда мы мыслим: «Я бы не смог поспешно поверить в то, что бесконечная вместимость (или пространство) и есть Бог, и что все духи являются частями этого пространства или вместилищами, отличными от него и протяженными, как оно». Таким образом, «научный» взгляд на вселенную, приверженцем которого был Мор, Трахерн видит, как разлучение нас с Богом и даже с нашими собственными душами. «Жизнь и знание, выбор и свобода, воля и сила, радость и слава» суть «вещи иного порядка». «Предположим, что существо Божие и есть эта бесконечность. – Задается вопросом Трахерн. – Расширенное пространство – разве это не слишком убогая идея Бога? Эта сила есть существо, намного более благородное и Божественное, чем расширенное пространство». И добавляет: «Существо, которое намного превыше времени и пространства, включает в себя все, но само не заключено ни во что, держащее все, но не зависящее ни от чего; оно настолько превыше бесконечного пространства, насколько бесконечное пространство выше, чем ничто… Пустое пространство (в отличие от благости и любви) ни мудро, ни благо, ни свято, ни блаженно, ни славно... Недействующая сила без воли мертва и тщетна... Но источник и конец всего, упорядочивающий все и блаженствующий во всем, – есть Бог, несотворенный во всей вечности и рожденный от себя, исходящий от того (Божественного) поколения ко всем своим тварным созданиям, Отец и Единородный Сын, добродетель и красота каждого создания».

http://pravoslavie.ru/69619.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010