Свадьбу играли по обычаям тех времен пышно и торжественно, и ей, как подчеркнул летописец, «земля Русская была рада». Евдокию с Дмитрием ждали в Москве. «Свете мой светлый» Не случайно летописец (Симеоновская летопись) поместил сведения о свадьбе детей-молодоженов между двумя другими записями — о кошмаре московского пожара, когда «погоре весь град Москва и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» (1365 г.), и об ужасах «великого мора» (по всей видимости, чумы), пришедшего с Поволжья и докатившегося через все русские земли до самой Литвы (осень-зима 1366 г.). Приехавшая в Москву Евдокия оказалась на пепелище, строительной площадке (спустя год после пожара, в 1367 году, в Москве был воздвигнут новый белокаменный Кремль) и в очаге эпидемии одновременно. Милосердная душа великой княгини, наполненная состраданием к чужому горю, разрывались от жалости и боли. К ней шли за помощью, за утешением. Евдокия Дмитриевна щедро одаривала погорельцев, хоронила на свои средства умерших от мора в скудельницах (братских могилах), являя себя земной матерью страждущих. Но беды не обошли и ее собственную семью. Потери близких, смерти родственников были в то время простыми и частыми. Так и не увидели ее, скончавшись до возвращения молодоженов в Москву, мать Дмитрия и его брат Иван, от «моровой язвы» скончался и дядя Евдокии, нижегородский князь Андрей. Нравственной и душевной опорой для молодой женщины стали в Москве духоносные старцы — святитель Алексий, митрополит Московский, и святитель Феодор, племянник преп. Сергия Радонежского, архиепископ Ростовский (он был избран Дмитрием Донским в духовники). К святителю Феодору, в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре, стала приезжать и великая княгиня Евдокия, поверяя духовнику свои страхи и страдания. Летописец сообщает, что Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа «свете мой светлый». Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни, сколь посчастливилось преданной и верной Евдокии («Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь сказать, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии...»).

http://pravoslavie.ru/3331.html

После кончины прав. Георгия (ок. 1592/93), похороненного в Лазаревской ц. «честно», И. почтила его память «пением, и молитвами, и сорокоусты, и милостынею». Согласно Житию И., святая жила вдовой 9 лет, до эпидемии, случившейся в царствование Бориса Феодоровича Годунова, очевидно в 1601-1603 гг. Правда, в Житии говорится о том, что супруги «по разлучении плотьне» жили 10 лет (Там же. С. 108-109, 111), но это известие представляется хронологически неправдоподобным. После смерти супруга И. посвятила жизнь служению Богу и ближним. Святая ежедневно бывала на богослужении. И. «милостыню безмерну творя, яко многажды не остати у нея ни единой сребреницы», и тогда она «займая, даяше нищим милостыню». Во время мора, голода и сильных морозов, случившихся между 1593 и 1598 гг., И. не посещала Лазаревскую ц., потому что раздала нищим деньги, к-рые ей дали сыновья для приобретения теплой одежды. Однажды священник на службе в храме услышал голос от иконы Пресв. Богородицы: «Шед, рцы милостивой Ульянеи: что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная. Вы же почитайте ю, уже бо она не меньши 60 лет, и Дух Святый на ней почиет». Священник пришел к Осорьиным, «пад при ногу» И., «прося прощениа, и сказа ей видение». Праведница была недовольна тем, что по пути к ней священник говорил о чуде мн. людям, и запретила ему рассказывать об этом. И. поспешила в храм и «с теплыми слезами молебная совершив, целова икону Богородицыну. И оттоле боле подвизася к Богу, ходя к церкви». Продолжая творить милостыню, святая «точию нужные потребы домовъные оставляше, и пищу точию год от года розчиташе, а избыток вся требующим растакаше». В 1601 г., во время всероссийского голода, «в дому... ея велика скудость пищи бысть и всех потребных, яко отнюд не прорасте из земли всееное жита ея... кони же и скоты изомроша». Праведница просила домочадцев и слуг «еже отнюд ничему и татьбе не коснутися». И. обменяла на хлеб все, что имела («скоты, и ризы, и сосуды»), и «челядь корьмяше, и милостыню довольну даяаше, и в нищете обычныя милостыни не розстася, и ни единого от просящих не отпусти тща». В итоге святая «дойде же в последнюю нищету, яко ни единому зерну остатися в дому ея», но «о том не смятеся, но все упование на Бога возложи» (Там же. С. 110-111).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Каталог русских архиереев за последние 60 лет. Ч. 4. Сост. А. М. Чебоксары, 1959 26.03(08.04).1921. 424. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о подчинении всех русских Церквей в Западной Европе канонической юрисдикции архиепископа бывшего Волынского Евлогия [Георгиевского] Ввиду состоявшегося постановления ВЦУ за границей, считать Православные Русские Церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до восстановления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Преосвященного Волынского Евлогия [Георгиевского], имя которого должно возноситься за богослужением. 1. Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932 2. Вестник Священного Синода Православной РоссийскойЦеркви. 3. Церковные Ведомости. 1922. 1 4. Троицкий С. В. О неправде карловацкого раскола: Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положение Высшей Церковной Власти в СССР и за границей». Париж, 1960. С. 97 17(30).04.1921. Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Елецкому Даниилу [Троицкому] Архив составителя 04.1921. 534; 536. Патриаршие акты неизвестного содержания в адрес митрополита Евлогия [Георгиевского] и архиепископа Серафима [Лукьянова] Обвинительное заключение... М., 1923 08(21).05.1921. Телеграмма Святейшего Патриарха Тихона епископу Смоленскому Филиппу [Ставицкому] (неизвестного содержания) Революция и церковь . 1924. 1/2 (лето). Воззвание Святейшего Патриарха Тихона «К народам мира и к православному человеку» по поводу голода в России Воззвание Патриарха Московского и всея России Тихона о помощи голодающим Величайшее бедствие поразило Россию. Пажити и нивы целых областей ее, бывших ранее житницей страны и уделявших избытки другим народам, сожжены солнцем. Жилища обезлюдели, и селения превратились в кладбища непогребённых мертвецов. Кто ещё в силах, бежит из этого царства ужаса и смерти без оглядки повсюду, покидая родные очаги и землю. Ужасы неисчислимы. Уже и сейчас страдания голодающих и больных не поддаются описанию, и многие миллионы людей обречены на смерть от голода и мора. Уже и сейчас нет счета жертвам, унесённым бедствием. Но в ближайшие грядущие годы оно станет для всей страны ещё более тяжким: оставленная без помощи, недавно ещё цветущая и хлебородная земля превратится в бесплодную и безлюдную пустыню, ибо не родит земля не посеянная, и без хлеба не живёт человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Такое самоуправство и волнения были причиною, что юные князья Феодор и Александр тайно уехали со своими дядьками к отцу в то время, как вече Новгородское послало просить Ярослава возвратиться в Новгород 36 . Через два года (в Декаб. 1230 г.) 37 , в годину нового искушения 38 , недовольные избранным, по отъезду Феодора и Александра, князем Михаилом черниговским 39 , Новгородцы снова послали за Ярославом. Ярослав прибыл декабря 30, пробыл в Новгороде две недели и возвратился в Переяславль, оставив Новгородцам, по-прежнему, князей Феодора п Александра 40 . Не радостно было опять поселение юных князей в Новгороде. Голод и мор продолжался там с возрастающею силою. Бедные люди ели мох, желуди, сосну, ильмовый лист, липовую кору; иные ели даже мясо лошадей. кошек, собак; некоторые (злодеи, которых тотчас же, по открытии страшного преступления их , наказывали, сжигали огнем или вешали) 41 от голода доходили до такого неистовства, что не только решались питаться мясом, вырезанным из мертвых трупов человеческих, но и убивали живых людей, чтобы потом питаться их трупами, – не говорим уже о том, что многие прибегали для прокормления себя к открытому грабежу и насилиям, зажигали дома граждан, у которых надеялись найти запас хлеба, и грабили их 42 . Состраданию к ближним и делам милосердия не было уже места там, где каждый должен был промышлять себе дневную пищу, и какую еще пищу! Трупы были разбросаны по улицам и рынкам; недоставало времени, не успевали приготовить места для погребения их. А живые о живых и не думали: брат брату, отец сыну, мать дочери не уделяли хлеба 43 … И не было у несчастных надежды на помощь и облегчение бедствия, потому что вся земля Русская, кроме одного Киева, терпела тогда почти тоже самое… А на Новгород еще пала новая беда! Как страшная кара Божия, огонь объял в нем богатый конец Славянский и обратил его весь в пепел; осталась без вреда только церковь св. Илии (пророка). Уцелевшие от голода гибли от огня, или, спасаясь от него, тонули в Волхове, который притом не мог служить и преградою для распространения огня. «Уже бяше при конци город сей»!!... 44 Но Господь умилосердился над ним. Оставшиеся в живых после мора и пожара скоро получили помощь. Немцы из-за моря привезли хлеба. Скоро исчезли ужасные следы тяготевших над Новгородом бедствий 45 . Горе не исправило, впрочем, Новгородцев. В следующем же (1232) году опять они подняли мятеж, по проискам ли князя Михаила черниговского, который, уступив сначала Новгород Ярославу, в это время снова стал принимать к себе беглецов новгородских и даже отправил в Новгород с дружественными предложениями родственника своего, князя Трубчевского Святослава, – или по поводу совершившихся в это время событий в Пскове, где посланные Михаилом заключили в цепи сановника Ярославова 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Стечение народа было громадное. В полуразрушенном Кремле службы в храмах еще совершались, но постепенно наступали все большие стеснения, и доступ богомольцев был вскоре совершенно прекращен. Замолк Иван Великий, – и Патриарх основал свою кафедру в московском Храме Христа Спасителя, где, при громадном наплыве молящихся, торжественно священнодействовал по воскресным и праздничным дням. Он также совершал богослужения во многих московских приходских храмах в дни престольных праздников. Благочестивые москвичи сразу же сроднились со своим Патриархом, почувствовав в нем пастыря доброго, готового «положить душу свою за овцы своя» (см. Ин. 10: 11). Когда открылось явное гонение на Церковь и ее служителей, в Москве упорно держались слухи о намерении арестовать Патриарха; из выбранных от приходов была образованна добровольная охрана: каждый вечер приходили на Троицкое подворье 20 человек, чтобы проводить там ночь, охраняя Патриарха. Один из участвующих передавал мне, как трогательно-ласково относился к ним Патриарх: он приходил с ними беседовать, называя их шутя «моя гвардия», и чувствовалось им, что не они его, а он охраняет их душевную бодрость. Я имел счастье видеть Патриарха у него на Троицком подворье в октябре 1918 года. Кто-то из присутствующих сказал тревожно: «Владыко, в городе говорят о возможности Вашего ареста?» «Ну и что же, пусть приходят, в животе и смерти Бог волен», – ответил Патриарх и благодушно рассмеялся. И чувствовалось, что это не фраза, не показное хладнокровие, а спокойная настроенность души, безраздельно преданной воле Божией. Настроение благоговейного преклонения перед личностью Патриарха все нарастает. Когда он в 1919 году посетил Петроград, осталось незабываемое впечатление от духовного подъема, с которым его встречали. Потрясающим покаянным призывом прозвучали слова всенародного Послания, оглашенного Святейшим Патриархом по случаю постигших Россию ужасов голода и мора. «К тебе, Православная Русь, первое слово мое. Омойся покаянными обетами и Святыми Тайнами обновись, верующая Русь, исходя на святой подвиг и его совершая… Воскреси в нынешнем подвиге твоем светлые, незабвенные деяния благочестивых предков твоих и угодников, воссиявших в тебе, когда в годины тягчайших бед собирали русскую духовную мощь беззаветная вера и самоотверженная любовь во имя Христа и духовной мощью этой оживотворялась умирающая русская душа и земля… К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой: помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Спасите от ужасной смерти народ, явивший миру величайшие подвиги правды, самоотвержения и бескорыстия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В том же году и месяце царь Борис отправил посла в Казань, которая в 250, и в Астрахань, которая в 500 немецких милях по ту сторону от Москвы. Посол, по имени Степан Степанович Годунов, был родственником Бориса. В Диком поле (где ему пришлось ехать) на него напали дикие казаки, поднятые на мятеж орудием дьявола, монахом Гришкой Отрепьевым, и направлявшиеся в город Путивль, расположенный на Белорусском рубеже России, чтобы разыскать там у князя Адама Вишневецкого, жившего там поблизости, своего истинного наследного государя (каким они в неведении своем его считали). Они убили многих ратников и слуг, сопровождавших царского посла, и захватили, кроме того, нескольких в плен. Сам посол с большим трудом спасся, и ему пришлось вернуться в Москву, не выполнив своего дела. Нескольких пленных казаки отпустили на волю, наказав им ехать в Москву к своему незаконному царю и сообщить ему, что они вскоре приедут с несколькими тысячами полевых казаков и поляков в Москву и привезут с собой истинного наследного государя Димитрия. Как это, так и многие другие донесения из Белоруссии, Польши, Литвы и Лифляндии, поступавшие ежедневно одно за другим, так смутили Бориса, что он сам начал сомневаться, что убит был тогда, когда он поручил это сделать, юный царевич Димитрий, а не кто-то иной вместо него. Поэтому он приказал произвести с особым тщанием розыск и, получив относительно этого достоверные сведения, что действительно был убит тот, а не кто-то иной вместо него, смекнул и догадался, что все это происки и козни его вероломных князей и бояр. Но, сказать по правде, это была кара Божия, ниспосланная для того, чтобы Борис узнал, что никакая премудрость не устоит против Господа Бога и что Бог может обратить в глупость лукавый ум. Борис полагал, что он достиг царства своей хитростью, без помощи Божией, и поэтому должен был узнать, что его хитрые уловки не помогут ему перед Господом Богом, и хотя все его начинания были разумными, ни одно из них не кончилось добром. Заключенные им союзы с могущественными властителями ни к чему не привели, все труды и старания, которые он с великим разумением положил на улучшения в стране, мало кем ценились, неслыханно обильная милостыня, которую он раздавал во время длившейся несколько лет подряд великой дороговизны, не спасла бедный народ от сильного голода и мора в его стране, и люди гибли тысячами. Это дороговизна началась в 1601 г. и продолжалась до 1604 г., когда кадь ржи стоила 10 или 12 флоринов (а прежде кадь обычно стоила не больше, чем 12 или 15 м. грошей), и голод во всей стране был сильнее, чем даже при осаде Иерусалима, о чем можно прочесть у Иосифа Флавия, когда евреи поедали собак, кошек, крыс и мышей, даже кожу со старых седел и сапог, а также голубиный помет; одна дворянка от великого голода зарубила, сварила, поджарила и съела своего собственного ребенка. Большего ужаса и у Иосифа не найти!

http://sedmitza.ru/lib/text/439078/

И только войдя в храм, чувствуешь, что пришел домой. Конфликт между храмом и миром всегда тлеет, но во время Великого поста он разгорается необыкновенно. Недаром в последний день перед началом поста мы вспоминаем изгнание Адама из рая. «Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго», – поет Церковь в этот день. Несчастный Адам, наслаждавшийся Богообщением, внезапно оказался обманут и обворован диаволом, изгнан из Отчего дома и в тоске и отчаянии «плакал горько». Он видел, ощущал, опытно знал сладость рая, поэтому и плакал. Мы не знаем ее опытно, но лишь как сквозь «тусклое стекло», ощущая благодать Божию, только догадываемся о ней. И постоянно сталкиваясь с жестокостью мира, еще более тоскуем о потерянном рае. И храм для нас становится подобием утраченного рая. Может быть, начальный возглас Литургии «Благословенно Царство» и об этом говорит тоже? Он говорит нам о существовании таинственного Царства, прорывающегося к нам посредством Евхаристии, но в то же время это и тоскующий крик сыновей Адама, рыдающих об утраченном рае… Великий пост велик во всем. В первый день поста сначала чувствуешь себя немного растерянным. Просто удивительно: как это так еще на прошлой неделе ты мог спокойно в рабочей суете не завтракать и не обедать и только поздно вечером наскоро «клюнуть» бутерброд и юркнуть в постель, не заметив особых приступов голода, – и вот наступил первый понедельник поста, ты еще не «оголодал», что случится ближе к Пасхе, но уже начинается голодная брань. В другие дни в это время ты ни за что и есть-то не захочешь, а в пост – уже с утра голод. Причем приступы голода подкрадываются незаметно: вот был как будто сыт, и тут раз – безумное желание вкусить пищи! Если полчаса продержишься, не уступишь желанию – голод уходит и есть не хочется. Человек голодный всегда голоден, а тут ты вроде и голоден, а вроде и нет. Так познается сверхъестественный характер голода и обнаруживается действие бесовского духа. В пост познается сверхъестественный характер голода, и через голод обнаруживается действие бесовского духа

http://pravoslavie.ru/119934.html

В бессилии вражеского войска и лучшей его части – конницы Давид был убежден по неоднократному опыту собственной боевой жизни. Так, некогда «Давид поразил Адраазара, царя Сувского, когда тот шел, чтобы восстановить свое владычество при реке Евфрате. И взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив себе из них для ста колесниц» ( 2Цар.8:3–4 ; ср. Пс.19:7–10 ). Напротив, сам Давид спасался неоднократно при чрезвычайной и очевидной помощи Божией. Он сам говорить о себе: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника своего; отвечает ему с святых небес своих могуществом спасающей десницы Своей. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали; а мы встали, и стоим прямо» ( Пс.19:6, 7–9 ). 18–19. Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его: избавити от смерти души их, и препитати я в глад. Очи Господни или милостивые взоры Господа, как Промыслителя, обращены на боящихся Его или благоговеющих пред Его силой и державой, в сознании, что от Него не избавится никакой злодей, и – на тех, кто уповает на милость Его, а не на войско, не на свое мужество, не на коня боевого. Так люди богобоязненные надеются на Господа в той мысли, что Он избавит души их от смерти, когда постигнут их бедствия войны, или во время голода пропитает их. Так именно спасал Господь богобоязненного Авраама и других патриархов; так спасал и благословенное потомство их – народ Еврейский от голода и меча неприятелей в Аравийской пустыне. 20–22. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть, яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Вместе со всеми людьми богобоязненными псалмопевец исповедует свою твёрдую надежду на промысл Божий. Он говорит: «душа наша уповает на Господа, ибо Он Помощник и Защититель наш» – в бедствиях голода или войны; о Нем – при Его помощи и защите – веселится сердце наше, ибо мы надеемся на Его святое имя – на неизменную Его милость к нам и силу, поборающую за нас. – «Да будет же, Господи, милость Твоя над нами так, как мы уповаем на Тебя», – именно, что Ты спасёшь душу нашу от смерти и во время голода пропитаешь нас (ст. 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Он чрез братию собирал множество хозяйственных припасов; во время жатвы все они сносили к нему плоды, которые получали вместо платы за уборку полей у соседних владельцев. И все это употреблял Авва на вспомоществование бедным, так что никто не терпел нужды в окрестности: хлеб отсылаем был бедным даже в Александрию. И другие отцы, жившие по Египту, от труда братии посылали бедным в Александрию корабли, наполненные хлебом и одеждой. Особенно благотворения иночествующих умножались в дни общественных бедствий – в дни голода. Они тогда жертвовали не только сами всем, чем могли, но и всячески старались расположить и достаточных мирян помогать страждущим от голода. Так жители городов во время голода во всей Фиваиде пришли к преп. Аполлосу с женами и детьми просить благословения и пищи. Нимало не опасаясь, что не достанет пищи для братии, он давал всем приходящим потребную пищу на день. Когда же осталось только три корзины с хлебом, а между тем голод усиливался, он велел принесть и эти корзины и вслух всех братий и народа сказал: «ужели рука Господня не может наполнить эти корзины? Вот что говорит Дух Святый: не оскудеет хлеб в сих корзинах, доколе не вкусят нового хлеба». Ходившие туда утверждали, что всем доставало хлеба в продолжение четырех месяцев (Лавс. стр. 164–165). Подобное было в Едессе при пред. Ефреме Сирине . Он убедил богачей помогать страждущим от голода и, по их приглашению, сам взял на себя раздачу хлеба нуждающимся (см. жизнь Ефрема Сир. при изд. Твор. св. отцов стр. 52, 83). Преподобный Серапион отдал свою одежду бедному, а потом Евангелие, которое научило его милосердию. Св. Иоанн Милостивый, архиепископ александрийский, ничего не щадивший для бедных, часто со слезами прочитывал житие преп. Серапиона при своих милостыне-раздаятелях и показывал, как мала любовь их к бедным в сравнении с любовью св. Серапиона. Преп. Иоанникий Великий выкупил пленников из Болгарии и земли сарацинской (Чет. Мин. 4 ноябр.). В жизнеописании почти каждого преподобного встречается, что он заботился о нищих и помогал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

  И тут кстати пришел в обитель Пречистой Кирилловой ограды один вельможа по имени Захария. И увидев их жизнь великую для Бога, получил он большую пользу и подумал сам, если будет возможно, облечься в той обители в иноческие одежды. Но не случилось этому быть. Тогда, будто Богом наученный, он дал много серебра игумену и братии для создания церкви. Приняв это, игумен поспешил с церковным строительством, так давно желанным ему, и Божьим поспешением была основана большая церковь. И поскольку таковое дело началось, много работников потребовалось, каковые и были собраны, и дело закипело.   Но случился великий голод среди людей, живущих в окрестностях монастыря, и многие из-за голода стали приходить в монастырь за хлебом. И .все приходившие, каждый из них, насытившись, уходили. Ибо всем просившим давали, особенно самым бедным. Келарь же той обители, увидев, что много народа собралось для строительства церкви, а сверх того и иных множество, по причине голода приходивших в монастырь за хлебом, подумал по маловерию, что может не хватить пищи такому множеству. И потому с той поры стал меньше давать хлеба приходящим в монастырь из-за голода. Тогда и муки в мучнице значительно убавилось и стало недоставать. А когда обильно всем просящим давали, тогда она вновь наполнялась мукой. Увидев такое чудо, хлебники того монастыря, которые своими руками брали муку, — увидев, что, когда они больше давали приходившим из-за голода, тогда больше муки становилось и было в изобилии, а когда переставали давать хлеб убогим, тогда сверх всякой меры начинало муки недоставать, — возвестили об этом некоторым великим старцам той обители. Услышав об этом, и те удивились и сообщили об этом игумену. И повелел игумен давать и кормить всех просящих. И когда стали так делать, мука умножалась и была в изобилии. Было же евших тогда хлеб в том монастыре каждый день около шестисот душ или больше. И так и происходило это до нового хлеба.   Тем временем с Божией помощью и церковь прекрасная была воздвигнута во славу и похвалу истинной Матери Бога нашего, в честь славного ее Успения. Затем она была украшена иконами и иными красотами, подобающими церкви, как то есть и до сего дня. Если не словом, то убранством более проповедует она, являя свое благолепие всем, кто видит. Можно сказать: «Святые церкви Твои поистине удивительны».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010