Так бывало всегда и во время народного голода. Так, известно, например, римская церковь в половине второго столетия, при епископе Сотерии, отправила обильные пожертвования в разные области, пораженные тогда голодом. Та же римская церковь в половине третьего столетия, при епископе Стефане, точно так же прокормила несколько областей, пострадавших от голода. В четвертом веке в Каппадокии был голод, и, убежденные словом св. Василия Великого , богачи открыли свои житницы для голодающего народа. Около того же времени в Ефесской церкви свирепствовали язва и голод, и, благодаря энергичному слову св. Ефрема, открыты были на общественные, собранные деньги больницы для поражённых язвой и изысканы средства для пропитания голодающих. Антиохийская церковь при св. Иоанне Златоусте пропитывала более 8.000 бедных, голодающих. В пятом столетии константинопольский епископ Аттик отправил обильные жертвы бедствовавшиим тогда христианам церкви Никейской и т. д. В случае крайней нужды, некоторые св. отцы продавали общественную церковную собственность, решались иногда даже распродавать драгоценности церковные, например, сосуды и дорогие облачения, лишь бы ценой вырученных денег избавить бедствующих от мучений голода. Так, например, поступил св. Кирилл во время голода в Иерусалиме, так поступили Акакий, епископ амидский, Деограциан, епископ карфагенский, Амвросий Медиоланский и другие. Например, св. Амвросий писал по этому поводу: «если церковь обладает золотом, то не для того, чтобы удерживать его у себя, но чтобы спасать своих членов во время бедствия. Зачем хранить то, что само по себе не имеет цены; не скажет ли некогда Господь: зачем допустили вы умереть от голода такому множеству бедных? У вас было золото, почему же вы не доставили им хлеба? He лучше ли сохранять сосуды Божии живые, хотя бы и ценою сосудов Божиих бездушных?!» 5 . А Тертуллиан свидетельствует, что было обыкновение в первенствующей христианской церкви: во время народного голода епископы объявляли всеобщий пост для того, чтобы и небогатые люди, сберегая остатки от своих обычных расходов на стол, имели возможность помогать бедствующим 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Приведем прежде всего примеры милосердия телесного. 1. Питание алчущего. Представим несколько образцов благотворительности русских подвижников во время голода. При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем преп. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов и каждую субботу посыла воз с хлебом в темницу. Преп. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без исключения. Преп. Димитрий Прилуцкий иногда раздавал бедным милостыню тайно от братий, чтобы не вызвать беспокойства среди их, в виду случаев нужды, постигавших самую обитель. Он был учителем истинной благотворительности и для мирян: когда некто из них, безучастный к беднякам, но хотевший быть благотворителей обители, принес Димитрию подаяние на обитель, преподобный сказал ему: «отнеси назад то, что принес ты нам, и накорми сперва своих слуг и сирот (рабочих), живущих у тебя, чтобы не страдали от голода и наготы; и когда останется что-нибудь от того, принеси нашей нищете». Преп. Сергий Радонежский был так милостив к бедным, что жизнеописатель его Епифаний выражается, что «рука его простерта была к требующим, как река многоводная, тихая струями, – что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие». Преп. Кирилл Белозерский во время бесхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что самые торговцы хлебом удивлялись и назидались обилием этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод, преподобие, напитай и мене, тающего от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

Иногда строились церкви по обету всего народа для умилостивления Бога, в отвращение каких-либо общественных бедствий, и строились обыкновенно в один день, отчего и назывались обетными и обыденными. Такую церковь построили новгородцы в 1390 г., когда между ними свирепствовало моровое поветрие, за Софийским собором во имя святого Афанасия: в один день привезено было дерево из леса, срублена церковь, поставлена, освящена самим владыкою Иоанном и в ней совершена литургия. Такую же обыденную церковь и во имя святого Афанасия поставили у себя псковитяне в 1407 г. по случаю великого мора. В 1417 г., когда страшная язва опустошала многие северные наши города, построены были две обыденные церкви: одна в Новгороде во имя святой Анастасии, а другая — новоторжцами в их городе во имя святого Афанасия. В 1420 г. в Пскове по случаю мора построена обыденная церковь Всемилостивого Спаса, а в 1442 г. по случаю нового мора построена там же еще обыденная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы . В архитектуре церквей не произошло никакой перемены . Церкви по-прежнему строились небольшие и примрачные, освещавшиеся чрез узкие слюдовые окна с железными решетками. Только церковь Пресвятой Богородицы, созданную князем Даниилом галицким в Холме, летопись называет «превеликою» и, как бы за редкость, рассказывает, что другая холмская церковь во имя святого Златоуста имела три окна, «украшенные стеклами римскими» . В настоящий период уже не встречаем таких богатых церквей, какие существовали прежде, особенно в Киеве и княжестве Владимирском. Но и теперь некоторые храмы отличались ценностию своих украшений и утвари. В новгородском Софийском соборе крыша была свинцовая, главные двери (с 1336 г.) медные, позлащенные, и большая глава, или маковица (с 1408 г.), также позлащенная. В тверском Спасском соборе пол был мраморный и одна дверь, обращенная к дому епископа, медная. Собор псковский Троицкий покрыт был свинцом, а ростовский Успенский — оловом, и имел пол из красного мрамора . В холмской церкви святого Златоуста четыре свода стояли на четырех головах человеческих, изваянных каким-то художником; при входе в алтарь помещены были два столпа из цельного камня, на которых опирался верх алтаря, украшенный золотыми звездами по лазурю; пол был слит из меди и чистого олова, так что блестел подобно зеркалу; двое дверей были обложены камнем белым — галицким и зеленым — холмским, с разными золотыми узорами и прилепами, устроенными каким-то «хитрецом Авдеем»; иконы были украшены драгоценными камнями и золотым бисером.

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Один современный автор, назвал такую политику « разводкой лохов », уточнив при этом что лох - боевое подразделение в армии Александра Македонского, типа роты, составляющая четверть моры из тысячи бойцов. Таким образом, мора=4 лоха. Стоит уточнить, что, говоря о лохах, составляющих мору, автор использует греческую терминологию, но при этом уточняет, что по латыни мора (mora) означает умирание, замедление. И именно такая мора нужна была Англии, для того, чтобы континентальная часть Европы начала умирание или замедление в своем развитии, что так блестяще выявили те же мировые войны. Император Павел - интересы России выше всего! Но вернемся во времена Павла Петровича. Он недаром считается ныне едва ли не самым гениальным из русских Царей. Именно Император Павел сделал все от него зависящее, чтобы Россия перестала бы быть английским лохом . Внешняя политика Павла I - целиком подчинена национальным интересам России. Вступив на престол, он сказал канцлеру Безбородко: «Теперь нет ни малейшей нужды России помышлять о распространении своих границ, посему она и без того довольно уже и предовольно обширна... а удержать свои границы постараемся и обидеть себя никому не дадим; ... все содержать будем на военной ноге, но при всем том жить в мире и спокойствии». Внешняя политика Павла - политика мира, политического равновесия и защиты слабых. В начале царствования такими слабыми показались Императору королевские режимы Европы «обижаемые» революционной Францией, и фельдмаршал Александр Суворов был послан им «спасть царей». Однако измена союзников по коалиции против Франции, использовавших беспримерный успех Суворова в Италии в своих корыстных целях, а также восстановление сильной власти во Франции в лице первого консула Бонапарта послужили причиной резкого изменения курса внешней политики. И хотя цели ее остаются прежними - прочный мир и политическое равновесие, - их осуществление Павел I видит теперь в союзе с революционной Францией. В беседе с датским послом Розенкранцем Павел Петрович так изложил свою позицию: «Долгое время я был того мнения, что справедливость находится на стороне противников Франции, правительство которой угрожало всем державам; теперь же в этой стране в скором времени водворится король если не по имени, то по существу, что изменяет дело ».

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/18/...

Молоствовы : новгородские бояре, выселенные в конце XV в. в Нижегородский уезд, позже в Казани; Семен Молоствов, 1608 г. и Салтан и Улан [см. Салтан, Улан], 1615 г., Нижний Новгород Молотеины , 1540 г. и позже, Тверской уезд; Василий Юрьевич, 1621 г., Тверь Молотянинов Ждан [см. Ждан] Иванович, 1603 (1606? – С. В.) г., Новгород Молчан, Молчановы : Иван Дмитриевич Молчан Чеглоков [см. Чеглок], первая половина XVI в.; Андрей Борисович, 1535 г., Вологда; Иван Федорович Молчан Ошанин [см. Ошаня], 1570 г.; от него – Молчановы [см. Бурин, Вязинин, Дикой, Кишка, Клавшев, Митнев, Митьков, Соймоновы] Молява, Молявин : Молява, повар старицких князей, казнен в опричнине в 1569 г.; Сергей Молявин, вотчинник, середина XV в., Кашин [см. Ярыш] Молявка – мелкая рыбешка для наживки на крючок Момошин Дмитрий, крестьянин, 1585 г., Владимир Монастырь, Монастырёвы : кн. Александр Юрьевич Монастырь Смоленский, середина XIV в.; от него – Монастыревы [см. Башкины, Безнос, Блин, Буруха, Дичко, Елда, Ерш, Кнут, Лодка, Мусорга, Неудача, Оладья, Повивко, Сорога, Сувор, Судак, Цыпля, Шульга, Ян]; Монастырь Чубаров [см. Чубар], дворянин, 1550 г. Монзиков Евфимий, игумен Новинского монастыря, середина XV в.; Григорий Монзиков, земский староста, 1660 г., Тотьма Мономахов Матвей Григорьевич, 1519 г., Кашин Моня Моисей, рыболов, 1585 г., Псков Монявин Бессон [см. Безсон], стрелец, 1624 г., Калуга Мора, Морин : Иван Никитич Мора Фомин, митрополичий боярин, 1513 г.; Сила Иванович Морин, середина XVI в., Переяславль Мора – морока, мрак, тьма Морга Степан Матвеевич Филимонов, слуга Калязина монастыря, 1542 г. Морга – мера земли на Подоле, квадратная сажень (Даль) Мордан Афанасий Семенович Хлопов [см. Хлопов], конец XV в.; Мордан Тюмгенев Воронин [см. Тумгень, Ворона], вторая половина XVI в. Мордасов Давид, подьячий, 1638 г., Москва Мордвин, Мордвинов : прозвище Мордвин во многих русских родах; Григорий Иванович Мордвин Муравьев [см. Муравей], 1500 г., Новгород; Юрак Булгаков [см. Булгак] Мордвинов, середина XVI в.; во второй половине XVI в. и позже несколько родов в Мещере, Рязанском уезде, Новгороде [см. Воеводины, Краснослеп, Мещерин, Мошенский, Скобеев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поворот социализма в этом направлении связан с именем англичанина Томаса Мора, замечательнейшего из людей эпохи гуманизма. Некоторые черты биографии Томас Мор принадлежал по происхождению к высшим классам Англии (его отец был судьёй верховного королевского суда в Лондоне) и получил высшее образование в Оксфордском университете и в школе английского права в Линкольне. В молодости он чрезвычайно увлекался аскетическими идеалами, навеянными чтением творений отцов Церкви (главным образом Августина), и даже хотел поступить в монастырь; удержала его любовь к одной девушке, которая впоследствии стала его женой. По окончании учения он делается гражданским судьёй в Лондоне и здесь приобретает большую популярность, как защитник вдов и сирот. 26 лет от роду его избирают в парламент. Там на почве защиты народных интересов у него произошло столкновение с королём Генрихом VII. Король требовал утвердить новый налог по случаю своих семейных событий; Мор восстал против этого и повлиял на урезку налога. Королю донесли, что «безусый мальчик препятствует его намерениям», и Генрих VII заточил отца Мора в Тауэр (королевская тюрьма) и взыскал с него 100 ф. стерлингов. После этого Томас принуждён был удалиться от дел, но по смерти короля (в 1509 г.) он занял должность помощника шерифа и пользовался большим доверием. Два раза ездил он послом от лондонского купечества во Фландрию и Кале, успешно исполняя возложенные на него поручения. При Генрихе VIII Мор делает головокружительную карьеру: получает сначала назначение в королевский совет, затем возводится в рыцарское достоинство и через несколько лет назначается хранителем казны, иначе лордом казначейства, т.е. министром финансов, а вскоре затем канцлером герцогства Ланкастерского. Но все эти высокие должности для него, по отзывам современников, были лишь средствами деятельности, а не целью; обычная простота и дружелюбие не покидали его на вершинах славы. Характерно было отношение Мора к папству. Как и Генрих VIII (в начале), он не отрицал его, а лишь признавал необходимость реформирования его в смысле ответственности перед церковным собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Так он записал о жабе, которая будто, ходя по улицам, пожирала людей, или о метлах, которые будто сами мели на улицах. Важнее всего известие Стефана о том, что из Студийского монастыря посылалось в Русь много книг, уставов, триодей, и что нашел он там двух новгородцев, которые занимались списыванием книг. «Ту виде нас св. патриарх Царяграда, ему имя Исидор». Это Исидор, бывший патриархом 1347–1350 г. и известный по любви к церковному пению и по сочинению акафистов. 69. Св. Моисей , архиепископ Новгородский. Сын богатых родителей, он с юности возлюбил Господа; обучась грамоте, усердно посещал храм, и тайно от родителей удалился в Отрочь монастырь, где и постригся. По просьбе родителей, перешел потом в Колмов монастырь к благочестивому игумену Макарию. В 1325 г. избран он был в архиепископа. В 1329 г. удалился на покой; но в 1352 г. упросили его снова принять на себя управление епархиею. Он основал несколько монастырей: в 1335 г. Деревяницкий, в 1351 г. Успенский на Волотове, в 1355 г. Михайлов на Сковородке, в 1357 г. женский Св. Духа и в Радоковицах Богородичный. (Собр. летоп. III, 73, 74, 77, 85, 86, 1 80). В 1359 г. опять удалился он на покой и скончался в 1360 г., созревши в духовной жизни. Летопись говорит о нем: «Добре пасяше свое стадо, многы писцы изыскав и книгы многы исписав... многы утвердив учением своим; прихождаху к нему, поучающеся от него день и нощь... Скончася много писание оставив» (там же, 182). К сожалению, ныне не известны назидательные наставления святителя. Известно только Евангелие, писанное по его воле в 1355 г. (Синод. библ.). О тексте сего Евангелия см. в Опис. Слав. рукоп. Синод. библ., М., 1855 г., стр. 221–223, 235, 251, 252, и у Буслаева (Материалы для ист. письменности, М., 1855 г.), стр. 32 38. В Псковской летописи, в конце описания мора, под 1352 г., читаем: «се же ми написавшу от многа мало, еже худый мой ум, в худости же и память, принесе». Очевидно, это говорит современник мора, но говорит уже по воспоминанию, и следовательно после мора. Под 1360, 1368 и 1369 г. видим также очевидца событий. По этим признакам можно положить, что в 1370 г. окончилась Псковская летопись того современника св. Моисею, который подробно описал мор 1352 г. Подтверждением служит и то, что около того же времени начинаются разности между Синодальным и другими списками Псковской летописи (Собр. летоп. т. V, предисл.). 70. Св. Алексей , митрополит всей России 1354–1377 г. Сын боярина Баконта (родоначальника Плещеевых); с 18-ти лет он был иноком Богоявленского Московского монастыря, где и получил духовное образование. С 1350 г. он был епископом Владимирским и помощником митрополиту Феогносту по управлению митрополиею. Молитвою веры своей исцелил он царицу Тайдулу и силою слова унизил гордого защитника Магометанской веры (Опис.муз. 275). Скончался в 1378 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е) Св. Дионисий Глушицкий († 1 июня 1427 г.), любя всегда и всем подавать милостыню в обители и даже возбуждая этим иногда ропот среди малодушных из братии, особенно был щедр в раздаче из обители хлеба во время голода, постигшего окрестное население. Когда эконом ставил ему на вид, что запасы обители истощаются, святой игумен отвечал: «Верен Господь Бог, сказавший – не пекитесь о завтрашнем дне; знает Отец Небесный, в чем имеете нужду; Господь велит делать добро, сколько есть сил; и суд без милости – не сотворившему милости». ж) Преп. Кирилл Белоезерский († 9 июня 1427 г.) во время безхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что и самые торговцы хлебом удивлялись и назидались обилием этих запасов, не оскудевавших по силе благодати Божией. О преп. Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «Во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод, преподобие, напитай и мене, тающаго от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки». з) Преп. Михаил Клопский († 11 янв. около 1456 г.), который подвизался в Свято-Троицком монастыре в местности Клопско (близ Новгорода), оказывал великие благотворения окрестному населению во время постигшего его голода. После продолжительной засухи в новгородской стране оказался неурожай, а за ним голод; голодающие бедняки из поселян толпами стекались к монастырю, прося хлеба. Не особенно велики были хлебные запасы и в самом монастыре. Игумен спрашивал братию: «Что нам делать?». Преп. Михаил отвечал: «Господь, семью хлебами насытивший четыре тысячи народа, не оставит и нас, если будем подавать нуждающимся». Когда продолжалась раздача хлеба из запасов монастыря, среди братии поднялся ропот, внушаемый опасением, что сам монастырь останется без хлеба. Но исполнились слова веры, сказанные преп. Михаилом: по милости Божией обитель не оскудела хлебом, в чем скоро уверились игумен и братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Сергий Радонежский необычайно был милостив к бедным. Его жизнеописатель преподобный Епифаний пишет, что «рука его простёрта была к требующим, как река многоводная, тихая струями; что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие». Преподобный Кирилл Белозерский во время безхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что и сами торговцы хлебом удивлялись, видя обилие этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «Во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод; преподобие, напитай и мене, тающаго от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки». Еще более замечателен своею благотворительностью святой Иосиф (Санин), называемый также Волоколамским или Волоцким. Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время. Одним из видов помощи обители поселянам являлась раздача, по велению игумена, семян для посева, земледельческих орудий и домашнего скота (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи преподобного Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 года население, проживавшего по соседству с монастырём. В отчаянии поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преподобный Иосиф поспешил построить дом для них и сразу принял более 50 человек на содержание. Скоро дом превратился в настоящую странноприимницу с церковью и монастырём при нём, под названием Богородного (потому что в него принимали Бога ради). Здесь находили пристанище и готовую пищу больные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до семисот человек.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, повествует ее сын Дружина, Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая ей на помощь. В тот же миг явился ей святой Николай Чудотворец с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, посрамленный, угрожая подвижнице, со злобой предрек ей: «Погоди же! Будешь ты у меня чужих кормить, когда я тебя самое заставлю на старости лет околевать с голоду!» ( В.О. Ключевский . Исторические портреты. М. «Правда» 1990, стр. 83). Угроза беса исполнилась лишь отчасти; Иулиании действительно пришлось сильно страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные 1601–1603 гг., в царствование царя Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо. С полей своих Иулиания не собрала в то время зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Но Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, ей не в чем было даже в церковь выйти, но «ни едина нища... не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибать от голода вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и многочисленных нищих, приходящих к ней… Так через пять веков Иулиания повторила подвиг печерского инока Прохора Лебедника. (Преподобный Прохор Печерский был родом из Смоленска, он был иноком Киево-Печерской лавры. Святой собирал траву, называемую в народе лебедою, и пек из нее хлеб. Во время голода инок кормил этим хлебом, вкус которого был лучше пшеничного, нуждающихся. За это и получил он прозвище Лебедник. Хлеб, изготовленный подражателями, был горьким и абсолютно несъедобным. А когда в Киеве не стало соли, Прохор собрал золу из монашеский келлий, помолился над ней, и зола чудесным образом претворилась в соль, которую преподобный сразу же раздал людям).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010