Когда основалась Церковь Антиохийская, Павел приглашен был Варнавой для ее утверждения. По случаю голода, оба они были посланы от нее в Иерусалим с милостыней (Деян. 11, 25-30). После сего, по торжественному воззванию от Св. Духа, Павел предпринял из Антиохии с Варнавой первое Апостольское путешествие, в котором посещены: Селевкия, Кипр , где Павел, ослепил волхва Вар-Иисуса, обратил к вере Проконсула Сергия Павла; Антиохия Писидийская , где язычники приняли проповедь, а иудеи воздвигли гонение на проповедников. Икония , откуда также междоусобие жителей препроводило их далее; Листра , где Павел, исцелив хроморожденного, принят был за Меркурия язычниками, а от иудеев побит камением; наконец, Дервия с окрестностями. Путешествие кончилось обратным посещением новоучредивщихся Церквей (Деян., гл. 13 и 14). Распря о свободе христиан от закона обрядового и, по сему случаю, бывшее Павлу откровение вновь привели его из Антиохии в Иерусалим. Апостолы утвердили его учение Собором и признали его Богоизбранным Апостолом язычников (Деян. 15, 1-33; Галл. 2, 1-10). По некотором времени следовало второе путешествие Апостольское Павла, в котором, кроме, прежде утвердившихся Церквей, посещены: Фригия, Галатия, Мисия, Троада , откуда Апостол видением воззван в Македонию: Неаполь , Филиппы , где он за изгнание духа пытливого (прорицательного), вместе с спутником своим Силою, биен и ввержен в темницу, но только для того, чтобы чудом молитвы привести к Богу темничного стража; Амфиполь, Аполлония. Солунь , или Фессалоники , где хотя некоторые из иудеев и многие из язычников уверовали, но непокорившиеся иудеи огласили проповедников возмутителями; Берия , где они приняты жителями со всем усердием, но преследованы от Фессалоникских иудеев; Афины , где Павел проповедовал в самом Ареопаге и, между прочими, приобрел Дионисия Ареопагита. Коринф , где Павел, огорченный упорством иудеев, но и обнадеженный в успехе видением, проповедовал полтора года и где он вступил в новое служение — священного писателя, написав послание к Солунянам (1 Сол.3, 6; Деян.18, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Иные же противники ГОВОРЯТ, что это вездесущие Своему Телу Христос обрел не во время пребывания мертвым, но после воскресения. ОТВЕЧАЮ: Если по Воскресении Своем Тело Христово стало вездесущим, то как Христос взошел на Небо Телом, если был там и прежде вознесения как вездесущий, по вашему учению? Как же Он придет судить без перемены места? ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: Христос на Небесах, и в то же время на многих жертвенниках в Евхаристии. Это было бы невозможным, если бы Тело Христово не было присущим везде. ОТВЕЧАЮ: Это основание вашего учения о вездесущии, и если оно упадет, то упадет и все ваше здание, ибо я скажу, что по учению нашей Православно-Кафолической Церкви Христос и на Небесах, и на тысячах жертвенников в Евхаристии, но не вездесущием Своего Пречистого Тела, как вы учите, а многократным расположением одного и того же Своего Тела в разных местах. ГОВОРЯТ: Когда соединены два предмета, то где находится один, там и другой. Например, поскольку душа соединяется с телом, пока мы живы, ясно, что где тело, там и душа, если в том или другом месте тело, то там вместе с ним и душа. Но Тело Христово нераздельно соедининено с Божеством. Поэтому если Божество Христа есть везде, то везде и Тело Христово. ОТВЕЧАЮ: Это ложное изречение, согласно которому, если соединены двое, то где один, там и другой. Не душа ли человеческая соединена с человеческой головой, однако голова не там, где душа, ибо душа есть и в ноге, головы же там нет. Поэтому придерживайся такого правила: если два предмета соединены между собой образно и сравнительно, то где один предмет, там и другой. Если же они соединяются не образно и не сравнительно, то не везде, где есть один, есть и другой. Например, поскольку человеческая душа соединяется сравнительно со всем человеческим телом, то где находится все человеческое тело, там и душа. А также, поскольку с человеческой ногой душа соединяется не сравнительно, не образно, ибо душа есть во всем теле, а нога не во всем теле, то соединение между ними не сравнительное. Если же не сравнительное, то они не везде равны, но одно может быть там, где нет другого. Если же душа, помимо ноги, с которой соединяется, есть и в голове, где нет ноги, то так же должно говорить и о Христе, в Котором Божество соединяется с Человеческой Плотью, но сравнительным соединением, не образно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Говорят, наш народ не любит монастырей, где процветает деятельная жизнь. А вот вам как раз пример обратного. Кто на севере не знал настоятеля Кирилловского монастыря архим. Иакова? Он отличался необыкновенной высотой духовной жизни, был прямо подвижником в строгом смысле этого слова. Но он был и целителем болезней народных. Какая масса людей ежедневно обращалась к нему за помощью. На его погребение собрались тысячи народа. Все плакали по умершем, как по отце своем родном. До сих пор еще приходят на его могилку и берут с нее на память землицу... Так умеет наш русский народ любить тех, кто его любит. А то иные монастыри и своими святынями – то никого не могут привлечь в свои стены. Притчу о прыгающем монахе через золото также напрасно автор привел. Брат, взявший золото и натворивший на него много добрых дел, порицается не за это, а за высокоумие, за гордость, за уничижение своего брата. И молитвенный подвиг в подобных случаях разве не теряет всякого своего значения? Достаточно вспомнить одного евангельского фарисея... Так о чем же мы тогда говорим?... Грустно и следующее. Нас спрашивают о том, что дает современный инок обществу и ближнему. А мы вместо того, чтобы отвечать на этот прямой и совершенно ясный вопрос, отсылаем —357— спрашивающих к первым временам монашества, в нитрийские, палестинские, сирийские пустыни, рассказываем, как тогда монахи прыгали через кучи золота, не желая поднять его и воспользоваться им... Ведь, кажется, ясно, как белый день, что ответ дается не на вопрос. В самом деле, где же теперь эти монахи, прыгающие через золото?... Разве в кельях где-нибудь, может быть. Где же те камни, под которыми они жили? Где убогие церкви, в которых они молились? Где нищета и полная нестяжательность монашеская?... И припоминается мне в эту минуту мой старый знакомый доктор, который в ответ на мою подобную защиту монашества отвечал: «Значит, наши предки Рим спасли»... Мы живем в высящихся почти до небес зданиях, у нас раздается грохот машин, ведется широкое сельское хозяйство, процветают некоторые ремесла, миллионы различных назидательных сочинений выбрасываются из-под типографского станка, слышится звон, непрестанный звон монет, созидаются дома для купли и продажи. Где же та преданность «единому Господу», о которой говорит автор?. Где созерцание? Где «гроб прежде гроба»? Что же выходит? А вот что.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Взойдем в гроб, пока еще находимся в живых; посмотрим, чем станем мы спустя короткое время, и не будем заблуждаться; посмотрим, какому подвергнемся мы разрушению, и исправимся; посмотрим, во что мы, наконец, обратимся, и позаботимся о кончине. Вы все, взирающие на красоту, полюбопытствуйте, что становится с нею во гробе; вы, надмевающиеся начальством и властью, взгляните на гробы и убойтесь Бога; вы, питающие друг к другу вражду и злопамятство и не прощающие, приидите и научитесь, как прощать. Взгляни с вниманием на гроб, посмотри на лежащих там тех, которые когда-то были царями, посмотри на тех, которые были когда-то начальниками, теперь же в гробах. Посмотри на страшное зрелище останков и скажи: какой там царь, какой начальник, какой воин, какой военачальник, какой богатый и какой бедный, какой юноша и какой старик, какой красивый и какой эфиоплянин? Можешь ли сказать ты, что все это не представляет собою праха, что все это не пепел, не зловоние? Или что все, что было когда-то милым, теперь не возбуждает отвращения? О, безумие! Что это за великое таинство предо мною? Тот, кто вчера был для меня желанным, сегодня лежит предо мною, возбуждая отвращение; кто вчера был членом моим, на того гляжу сегодня, как на чуждого; кого недавно я обнимал, к тому сегодня не хочу даже и прикоснуться; обливаю его слезами, как близкого мне, и в то же время бегу от гноя его, как будто он совершенно чужд мне. Чувство сострадания побуждает меня подойти к тому, кто уже издает смрад, но меня удерживают сделать это тление и черви. Я представляю себе недавний образ умершего, но никак не могу усмотреть его в нем. Куда девалась красота лица? Вот оно уже почернело. Где выразительные и красивые глаза? Вот они померкли навсегда. Где красота волос? Вот она уже пропала. Где высоко поднятая шея? Она уже сокрушена. Где полный жизни язык? Он уже умолк. Где красота рук? Она пропала. Куда девался высокий рост? Он исчез. Где великолепные одежды? Они уже сгнили. Где благовонное миро и ароматы? Сгнили и они. Где веселие юности? Вот миновало и оно. И вообще, где преисполненный гордости человек? Вот он снова обратился в прах. Однако не останавливайся мыслию только на гробе, но перейди затем и к воскресению; пойми и верь, что находящийся перед тобою умерший снова воскреснет и умолкнувший ныне язык снова получит способность говорить тогда, когда преклонится перед Богом всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедует Его... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 930–931).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не доезжая до Иерусалима, нужно остановиться в Вифании и осмотреть гробницу, в которой Иисус Христос воскресил Лазаря. В 15 верстах от Иерусалима, по Кедронскому потоку, по направлению к Мертвому морю, находится лавра св. Саввы, куда женщины не допускаются. Далее необходимо совершить поездку в Горнее, где жили Захарий и Елизавета, и где родился Иоанн Креститель, местность прекрасная и цветущая. По преданию, сюда приходила из Назарета Матерь Божия к Елизавете, ее ближайшей родственнице, и гостила 3 месяца. Есть русская церковь во имя Казанской Божией Матери, много женских келий и русский дом, где можно отдохнуть. Расстояние от Иерусалима 8 верст, и экипаж стоит около 4 рублей. Поездка в Назарет, отстоящий от Иерусалима верст 125, требует, по меньшей мере, дней десять, и так как пользование экипажем затруднительно, то русские паломники ходят туда пешком. Путь в Назарет лежит по большой Дамасской дороге. Путешественник минует гробницы царей и древние развалины, город Раму, родину Самуила, мимо исторических гор Гаризим и Гевал, близ которых расположен колодезь св. Иакова, место, где Спаситель беседовал с Самаритянкой. Далее следуют: город Самария, где, по преданию, томился в темнице Иоанн Креститель, был убит и погребен, потом Эздрелонская равнина и гора Фавор, на которой расположен греческий монастырь, где следует быть у обедни и в случае надобности можно переночевать. Затем путь лежит к городу Тивериада, где можно остановиться в монастыре. На берегах Тивериадского, Галилейского моря и Генисаретского озера развертывается почти все евангельское повествование. Здесь Спаситель провел большую часть своей общественной жизни. Здесь совершил Он большую и важнейшую часть своих чудес. Желающие проехаться по Генисаретскому озеру на лодке могут посетить Магдалу, родину Марии Магдалины, и Капернаум, где жили первые ученики Спасителя. До Назарета мы еще встречаем Кану Галилейскую, где Иисус Христос был на брачном пиру. В Назарете имеется русский дом. I.Noмeщehue в отдельных комнатах: А) Комната с одной кроватью, комнатным бельем, освещением и прислугою, в сутки …………………………………………………...75 к. За каждую, сверх одной, в комнате кровать с комнатным бельем в сутки ……………………………………………………………………25 к. Примечание. Имеющие при себе деньги или ценные вещи благоволят сдавать таковые под расписку смотрительнице подворья, в противном случае Общество не отвечает за могущую произойти пропажу оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но скажите, есть ли в нём хоть тень ораторской опытности? Где искусство составлять приступы, изобретённое и переданное столькими ученейшими наставниками, древними и новейшими? Где здравые доказательства? Где движения душевные? Где необходимейшая в священных речах заключения? Где структура мерной речи? Где украшенье, блеск, остроумие, сила, важность, плавность? Где энергия, где важность мыслей, где единство частей? Совершенно нет никакого разнообразия, без которого красноречие ничтожно. Все курьёзы свои Млодзяновский составляет, обыкновенно, из одних разговоров и вопросов, и притом безвкусных: «Давид святой, что делаешь? Любишь ли Бога? Люблю, говорит. Полно любишь ли Его? Люблю. Самарянка, куда идешь? Вероятно, повидаться с друзьями? Но не за водой с ведром. Неужели ты, самарянка, не считаешь это бесчестным? Неужели хочешь, чтобы другие смотрели на тебя подозрительно»? Что же такое пристойная речь, я думаю это не приходило ему на мысль; потому что и самые печальные предметы, наприм. страдания Христовы, не отнимают у него шутливости. Если это красноречие, то пусть покажет нам добрый господин Млодзяновский, у каких авторов он научился этим правилам, какими авторитетами оно одобрено. Пусть созовутся вместе как бы на собор – Платон, Аристотель, Цицерон, учитель Геренния, Фабий Квинтилиан 20 , Гермоген 21 , Августин, также из новейших Юний Мельхиор, Еразм Роттердамский 22 , автор дворца (Palatium), Киприан Зоврий 23 , Мендоза 24 , Кавзин 25 , Фамиан Страда 26 , Понтан 27 , автор энциклопедии наук, Сигизмунд Lavxiai и бесчисленные другие, издавшие что-нибудь об этой науке: кто из них учит подобному красноречию, скажу более, кто не отвергает его, как смешного и нелепого?... Это сказано мною не по ненависти человеческой, потому что я умею уважать добродетель и во враге, ибо никогда не откажу в красноречии Еразму Роттердамскому, Юнию Мельхюру, Страде, Кавзину и другим потому только, что они враги наши 28 ». В 1706 г. 4 июля прибыл в Киев государь для основания Печерской крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Канонические границы Церкви – это границы внутри канонов, то, что описывают церковные каноны . Человек совершил некоторый грех, отлучен от Причастия по этому греху, возвращается через покаяние, но еще не причащается. Были древние чины, когда человек сначала плакал, потом стоял вместе со всеми и так далее. То есть он вроде как уже изменил жизнь, но еще не допущен к Причастию. Эти границы описываются миром с епископом. Как говорил один из древних авторов, кажется Игнатий Богоносец : где епископ – там Церковь. То есть если человек находится в мире с епископом (получается некоторое расширение: локально где Тело Христово, где Евхаристия – там Церковь, потом где епископ – там Церковь). В древности, конечно, эти границы совпадали, потому что почти всякую местную общину возглавлял епископ, там все было понятнее. Сейчас местных общин гораздо больше, чем епископов, но все они должны находиться в мире с епископом. Есть границы иные, духовные, которые еще менее наглядны. Кажется, еще Ириней Лионский говорил: где Дух Господень, там Церковь. Если мы будем говорить, что где Дух Господень, там Церковь, что Церковь создается реальностью участия Духа Святого в жизни людей, то получается, как говорит Христос Никодиму, «Дух дышит где хочет, и не знаешь, когда Он приходит и куда уходит». Поэтому есть внешние границы, о которых мы говорим: вот границы Церкви, здесь Православная Церковь, например, в этих догматических границах. Но это не значит, что мы ограничиваем этими словами Духа Святого. Мы знаем, где полнота духовных даров, но при этом не можем говорить однозначно о том, как Дух действует где-либо еще. Это только один взгляд, одни аспекты. Можно выделить другие. Например, если говорить о догматических границах Церкви и о нравственных. У нас привыкли в разговоре о границах Церкви все время говорить о догматических, на этом основании говорить, например, о католиках или протестантах или о каких-то других христианских и нехристианских течениях. Вот, мы разделяемся по догматическому признаку. Одно вероучение – значит, одна Церковь. Разные вероучения – значит, разные Церкви. Создается ощущение, что речь идет только о вере, хотя на самом деле границы Церкви, конечно же, предполагают и нравственную жизнь. Если человек верит по-православному, но при этом не живет по-православному, то он точно так же отлучает себя от Церкви своей жизнью, как и тот, кто исповедует неправославное учение.

http://azbyka.ru/besedy-s-batyushkoj-gra...

Окаянный, я хочу мудрствовать и жить вопреки духу своей веры Христовой! Христос меня ради обнищал, а я хочу жить в богатстве; Христос уничижился ради меня, а я хочу жить в славе; Христос родился в яслях, а я хочу блистать златом! Христос распялся на деревянном кресте – я хочу на персях, для тщеславия и суетного блеска носить золотой крест на такой же цепи. Как, с какими глазами с таким крестом я пойду в домы нищеты? Где, по причине любви мира сего: злата, сребра, сластей, одежд мягких, жилища прекрасного, чести мира сего, – где любовь к Богу, к делам Его, к Божией Матери; где любовь к Ангелам, где любовь к пророкам, апостолам, иерархам, мученикам, преподобным, где подражание им, где удивление их любви ко Господу, пожертвовавшей всем любезным в мире? Где благоговение к ним? Где беседа с ними искренняя, где искреннее прошение их ходатайства, помощи, защиты? Всё поглощает мирская любовь, иногда, например, жажда златого наперсного креста, как людей светских – жажда орденов или крестов. И кресты стали игрушками. Так бесплотный враг под видом златолюбия действует в нашем сердце и владеет нами, царствует в нас; так он властвует над нами, принуждая нас угождать плоти в похоти, например курить табак, пить вино без нужды и без меры, пиво, есть не вовремя и без меры и с жадностию; так он вселяется в нас и усиливается в нас чрез неблаговременный сон; так он действует в нас, возбуждая блудную страсть, зависть, злобу и ненависть, гордость, леность, уныние, тоску, отчаяние, непослушание, упрямство, ложь, и вселяется в нас чрез мгновенный какой-либо грех, как молния! Скрывается и гнездится в нас под разными видами: в виде тяжести внутренней, в виде болезни и прочего. Не унывай и не раздражайся и не суетись, когда не можешь поспеть сделать что-либо в предопределенное время и не можешь исполнить данного тобою слова известным лицами, могущим иметь влияние на твою судьбу: отдайся в этом случае на волю Божию, и Господь устроит всё во благо. Человек предполагает, Бог располагает. Старайся при всех неблагоприятных случаях сохранять спокойствие духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

б. Плачь пророка о Тире. Иез.27 . в. Проречение на князя Тирского и на Сидон, с обещанием возвращения Израиля. Иез.28 . 4) Видение первое-надесять на Фараона царя Египетского. Гл. 29, ст. 1 до 17 ( Иез.29:1–16 ). 5) Видение второе-надесять на Египтян, где: а. Разрушение царства чрез царя Вавилонского. Иез.29 :17с до конца. б. Суд на них и союзников. Гл. 30, от ст. 1 до 20 ( Иез.30:1 – 19). 6) Видение третье-надесять о сокрушении мышцы царя Египетского. Иез.30 :20с до конца. 7) Видение четвертое-надесять на Фараона, Иез.31 . 8) Видение пятое-надесять, и во оном плачь о падении Египта. Иез.32:1–17 . 9) Видение шестое-надесять, в котором содержится падение Египта, по примеру других народов. Иез.32 :17с до конца. 10) Видение седьмое-надесять, где пророку бодрствовать приказывается. Гл. 33, ст.1 до 22 ( Иез.33:1–21 ). 11) Видение осьмое-надесять, где находится: а. Определение на Иудеев, Иерусалимлян и на сообщников в преселении. Иез.33 :22с до конца. б. Определение на пастырей и постановлен те на их место истинного пастыря, Иез.34 » 12) Видение девятое-надесять, где: а. Истребление горы Сеира и Идумеи. Иез.35 . б. Двойственное обещание о возвращении Иудеев в землю свою. Иез.36 . 13) Видение двадесятое, где находится прообразование избавления народа знаком воскресения мертвых, и соединение Иуды Израиля при Мессии совокуплением двух жезлов. Иез.37 . 14) Видение двадесять первое на Гога, где: а. Нападение Гога и Могога на землю Израилеву и погибель оных. Иез.38 . б. Погубление Гога и избавление народа. Иез.39 . В четвертой части пророчество о восстановлении Церкви, царства и народа чрез Христа Иез.40 до кон. где содержится видение двадесять первое и последнее, в коем находится: 1) Видение о новом храме, – гл. 40 до гл. 43 ( Иез.40–42 ), где представляется: а. Описание нового Иерусалима и храма, и измерение оного. Иез.40 . б. Продолжение описания храма, алтаря, дверей и окон. Иез.41 . в. Описание двора и внутренности восточных врат и проч. Иез.42 . 2) Видение о славе и употреблении храма, – гл. 43 до гл. 45 ( Иез.43–44 ), где:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Надобно исправить свою жизнь и подвести ее под правило добрые совести, и тогда упованием Божия благоволения утешать себя. Том III. стр. 213, 214. XI. Украшение храмов Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Пс.25:8 . I. Радуюсь я духом моим, находя здесь истинное благочестие, и что вы в вере и православии твердо и благочестиво пребывает. Ибо се вижу благолепный храм о Божий, устроенный от вас для приношения молитв ваших великому Богу, и для празднования праздников ваших духовных. Где бо лучше найти вам покой по трудах ваших, утешение в ваших злоключениях, и радость сердечную восчуствовать вам по соделании добра, как не в сем храм молитвенном, при открытии ваших сердец и совестей небесному Отцу, любящему нас яко чад своих? Том II. стр. 334. Домы наши внутрь стен своих заключают много постыдного и отвратительного для святейшего лица Божия: по крайней мере от сих священных храмов да не удалится благодатное присутствие Его. Где услышим мы глас, отпущающий нам грехи наши? где найдем поправление своим развратным нравам? где удержать своим страстным склонностям? где утешение в печалях, где отраду в унынии, где от молвы и суеты мирской отдохновение? где от гонений и несчастий защиту, где как не в сем благодатном жилище Божием? Том XV. стр. 876. Се вижу я и святый престол водруженный, на котором вы вышнему Владыце приносите бескровную жертву при излиянии ваших молитв, происходящих от души непорочной. Се созерцаю и украшение храма сего, честные иконы, изобразующие лики великих добродетелью Богу угодивших мужей. Ибо сие доказывает, что вы их доброе житие за велико оценяете и оному сами подражать желаете. Все сие не веселит ли попремногу дух пастыря вашего? Поистинне великое, зря и рассуждая сие, чувствую в сердце своем утешение. Особливо, что таковыми благочестия знаменьями вы делаете души свои жилищем Святого Духа, и, собираясь здесь, в храме Господнем, составляет церковь Божию. Ибо церковь есть собрание благочестивых и православных Христиан, как пишется о том во святых книгах: вы есть Церкви Бога жива, u Дух Божий живет в вас 434 . Том II. стр. 334, 335. II. А из сего видимо, сколь тесен есть союз о между сими храмами и самыми Христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010