Сверх того, каким — представь себе — трепетом будет объята душа, доколе не произнесется над нею решительное определение и не совершится определение ее? Это время — время тесноты, время недоумения. Лицом к лицу против сил неприязненных встанут силы святые, выставляя благие дела души, в противоположность выставляемым врагами грехам. Представь же себе, какой страх и трепет мучат душу, находящуюся посреди этих, друг другу противных, доколе суд над нею не будет решен праведным Судиею! Если душа окажется достойною милости Божией, то бесы посрамляются; она приемлется Ангелами. Тогда душа успокаивается и будет жить по Писанию: яко веселящихся всех жилище в Тебе [ 1625 ]. Тогда исполнятся слова Писания: отбеже болезнь, печаль и воздыхание [ 1626 ]. Тогда освободившаяся душа восходит в ту неизглаголанную радость и славу, в которой водворится. Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни, то услышит ужасный глас: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни [ 1627 ]. Тогда постигает ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная в вечный огнь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки. Где будет тогда радость мирская? где тщеславие? где роскошь? где наслаждение? где величание? где нега? где пышность? где богатство? где благородство? где отец? где мать? где брат? кто возможет избавить от мук душу, горящую в огне и терпящую ужасные мучения? Если так, то как свято и благочестиво должно быть наше житие? какую любовь должны мы стяжать? Какою должна быть наша жизнь, каким обращение с ближними, каким — поведение, каким — прилежание, какою — молитва, каким — постоянство? Сих чающе, говорит Апостол, потщимся нескверни и непорочни тому обрестися в мире [ 1628 ], чтобы удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира [ 1629 ] во веки веков. Аминь [ 1630 ]. 3. Спросила амма Феодора у архиепископа Феофила: «Какое значение имеет изречение Апостола: искупующе время?» [ 1631 ] Он отвечал: «Это значит, что вся земная жизнь наша подобна производству торговли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Слово на Сретение Господне. Святого Софрония, патриарха Иерусалимского Ныне – другое таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда столь велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, а и ангельской. Посему громогласно воскликнем вместе с великим Павлом: где премудр? где книжник? где совопросник века сего ( 1Кор. 1:20 )? Где – красноречие риторов? Где – мудрствование философов? Где – утонченное искусство грамматиков? По истине, обуи Бог премудрость мира сего ( 1Кор. 1:20 ) и явил ее тщетною и бесполезною, поскольку сия премудрость, как дар милости, дарована была неверующим народам. дабы они искали Бога и, посредством тщетного блуждания, уразумели свое бессилие. Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1:21 ). По праву восклицая это вместе с Павлом, с удивлением ныне станем возглашать и следующее: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть ( Римл. 11:33 )? В самом деле, каким образом сотворенная вещь может уразуметь мысль Творца или познать Его разум? Как сосуд может давать советы тому, кто сделал его, хотя бы (скудельник) и согласился на это и для своего совершенства нуждался в несовершенном? И вот, мудрость человеческая обращена в безумие. Афины отвергнуты – за то, что, оставив Бога, Создателя всего, обоготворили предметы, созданные Им, – за то, что боролись против Бога и Божественной мудрости, считали видимые вещи выше Бога и не желали видеть Самого Творца сих вещей. Поэтому они и замолкли и преданы глубокому забвению. Посему теперь первее всего прославляются: Назарет, где было провозглашено благовестие Божие, – Вифлеем, где Господь родился по плоти, – Иерусалим, где Он жил, творя чудеса. Посему ныне преимущественно воспоминается Голгофа, где Господь претерпел крестное страдание, – воспевается воскресение Господа из гроба, прославляется Сион, восхваляются ребра северова ( Псал. 47:3 ), где явился Христос, когда восстал из мертвых, прославляется гора Елеонская, откуда Господь вознесся на небо вместе с человеческим естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Далее в ст. 18 Пророк показывает величие благодеяния, которое один Бог оказал своему народу, как Царь и Защитник. Слова: где книжник и проч. выражают восхищение народа настоящим состоянием, радость о том, что сверх чаяния Сам Бог избавил его от великих бед, от которых не могла спасти никакая сила, никакая мудрость и искусство человеческое. Словам: сердце твое будет размышлять в ужасе: где книжник?..–Некоторые дают такой смысл: во время освобождения, совершенного Богом, народ будет размышлять, в каком состоянии он находился прежде этого времени, когда все было исполнено ужаса, и спасения, казалось, можно было ожидать только от начальников военного искусства, – от писца, делающего перепись воинов, от весителя, собирающего и взвешивающего подать, и от изчисляющаго башни, которому поручен надзор за военными орудиями и башнями, так что на этих людей смотрели, как на сильных защитников. Но и эти люди не могли защитить народ Божий от врагов. Но тогда лучше бы сказать: где герои? где начальники войска? где оружия для защиты от врагов? и т. п. Апостол Павел (в 1Кор.1, 20 ) в доказательство того, что в Новозаветной экономии церкви плотская мудрость должна упраздниться, из Пророка Исаии приводит два места, – одно из гл. 29:14; а другое из этого 18 стиха, и выражает мысль его так: где мудрец? где книжник? где искуссный в состязаниях века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие? Ближе к разумению Апостола Павла можно так объяснять этот стих: сердце твое будет размышлять в страхе, с удивлением о том, как это мы избавились от великих зол, от которых никакая сила, мудрость и искусство человеческое не могли избавить, только один Бог спас свой народ, и притом таким способом, какого никакие книжники – законоведцы, мудрецы не могли придумать, даже верно понять и объяснить не могли, и остались в стыде, оказались глупыми. Где книжник, т. е. ученый, обладающий многими сведениями, мудростью? Где взвешиватель, т. е. обыкновенно взвешивающий на весах своего рассудка причины всякой вещи, и отличающийся пред прочими благоразумием в советах? У Апостола Павла он назван мудрецом. Где перечисляюший башни, т. е. тонкий, изворотливый диалектик, который в защиту своего мнения представляет различные доказательства, на которых опирается, и которыми, так сказать, сражается с своими противниками, как орудием или из крепости? У Апостола он назван совопросником, искусным в состязаниях века сего. Эту то плотскую мудрость, говорит Пророк, Бог, спасая свой народ против мнения и ожидания всех плотских людей, посрамил. Он совершил дивное и страшное дело сверх чаяния и представления всех мудрецов мирских. Они думали, что нет никакой надежды спасения: или от других причин ожидали, и другими средствами думали спастись; но Бог упразднил мудрость мудрецов, и пристыдил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Под било звонкий перестук И колокольный чистый звук, Тебя, Царица, понесут, Молитвы Сыну воздадут. Там от земли и до небес Ликует все, ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! Я слышу колокольный звон, Хочу к тебе, Гора Афон! 12.04.15.Н.Н. 14-45 Светлое Христово Воскресение Собор Архангела Михаила Владимир Болтунов 2015/04/08, 15:02:24 Нет места лучше, чем Афон, Так благодать со всех сторон, Молитва, день и ночь молитва, Идет незримая там битва, Монахи молятся за мир, Там каждый день духовный пир! 08.03.15 Н.Н. Владимир Болтунов 2015/03/19, 15:14:21 Афон Гора Афон… здесь ангелы ночами Свой вопиющий глас подарят Богу, Под сердца стон небесными лучами Укажет Богоматерь нам дорогу... Афон святой… здесь старцы вековые, И мудрость их морщин, и ложе рук… Молитв покой, и будни трудовые, И сердца всепрощающего стук… Летит молитва над безбрежным морем, Летит молва людская о святыне, Здесь каждый будет сердцем успокоен, Здесь каждый позабудет о гордыне… Здесь скрытыми тропинками над морем, Неся тепло добра в своих руках, Надежды, вечной святости исполнена, Гуляет где-то истина в веках… 19.03.2015 Наталья Унучкевич (г.Псков) 2015/02/02, 20:48:06 Есть страна земного Рая, То, Гора Афон Святая, Богородицы удел, Я б туда уйти хотел. С гор воды текут потоки, Там духовные истоки, И среди земного Рая, Льется с уст Вода Живая! Розы там благоухают, Нектар пчелы собирают, Льются трели соловья, Будто Родина моя! Море бьется там о скалы, Там зеленые дубравы, Первозданный лес густой, Не пройти, как лишь тропой. И почти две тысячи лет Видят здесь монахи Свет. Богородицы удел, Я б туда уйти хотел! 02.02.15.Н.Н. Владимир Болтунов (Стихи.ру) 2015/01/27, 10:23:41 Где нет ни неба ни земли Жанна Гусарова Где нет ни НЕБА ни ЗЕМЛИ Не пристают где корабли Где машет старец волнам в след Где Тишины Небесный СВЕТ Где пребывает Благодать Где сад простёрла БОЖЬЯ МАТЬ! Где птицы с Ангелом поют Где звёзды под молитвы льют Благословение ОТЦА Где перестуки без конца Зовут монахов всех прийти И СЛАВУ БОГУ вознести Для БОГОРОДИЦЫ есть трон -

http://isihazm.ru/?id=1412&c_pid=3

Моя автобиография. Груздев Павел Александрович, родился 3 августа 1911 г. 6 Яросл. обл. Мологский р-н деревня Борок. Рядом с нашей деревней находился Мологский Афанасиевский женский монастырь 7 , в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга 8 . Под ихним наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к Святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных 9 и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 10 31 марта 1929 г. с благословения игумении Августы (Феоктисты Неустроевой) 11 я переехал на жительство в г. Новгород Ленинградской обл. где и работал на судостроительной верфи Деревяницы 12 , возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря 13 , где в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т.д. В 1932 г. возвратился на родину к родителям и работал до 1938 г. в Государственной Селекционной станции (бывший Афанасиевский монастырь) 14 на скотном дворе. В 1938 из затопляемой зоны 15 наша семья переехала в г. Тутаев, где я устроивал свой дом и ходил в храм 16 на клирос, где пел и читал, а иногда пономарил: 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению группа церковнослужителей, возглавляемая Архиепископом Варлаамом Ряшенцевым 17 . По статье 58, часть 1, пункт 10–11 судом приговорен к 6 лет исправительно-труд. лаг. По отбытии срока вернулся на родину, где работал на сенопресе в качестве рабочего. В свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе. 1 декабря 1949 за старые преступления был сослан на вольную ссылку без лишения прав гражданства, без определенного срока в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области 18 , где все время работал чернорабочим Облстройконторы, и опять же в свободное время всегда ходил в собор св. Апостолов Петра и Павла, где был уставщиком и чтецом на клиросе. 20 августа 1954 г. вызван в спецкомендатуру МГБ, где было объявлено, что все поселение и ограничение с меня снято, могу жить и работать где угодно и как угодно. По прибытии к родителям и побывав в некоторых храмах Ярославской обл. и убедивши, что именно жатвы много, а делателей мало, если будет Ваше Архипастырское благословение и воля, то рукоположите и назначьте меня священником в какой-либо приход по Вашему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

  12 апреля 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна с поездом 8 в 9 час[ов] вечера отбыла до гор[ода] Ростов Ярославский, по прибытии на станцию Ростов в 3 час[а] 35 мин[ут] утра, где был вагон с Ее Императорским Высочеством отцеплен и поставлен на запасный путь. 13-го апреля в 8 час[ов] 40 мин[ут] утра вышла из вагона, на монастырских лошадях отправилась в Яковлевский за обедню. По окончании обедни в 11 час[ов] 10 мин[ут] утра прошла в монастырские покои, где пробыла 30 мин[ут]. Вышла, отправилась на вокзал в свой вагон, в 1 час 30 мин[ут] дня вышла из вагона и отправилась в лазарет имени о[тца] Иоанна Кронштадтского, где пробыла 50 минут. Вышла, отправилась в лазарет Селиванова по Покровке ул[ице], где пробыла 40 мин[ут]. Вышла, отправилась в Успенский собор, где прикладывалась к святыням. Через 10 мин[ут] вышла, отправилась в женский прошла в келью игуменьи, где пробыла 40 минут. Вышла, отправилась в церковь Благовещения, приложилась к святыням. Через 10 мин[ут] вышла, отправилась в мужскую гимназию Кекина, где пробыла 1 час 30 мин[ут]. Вышла, отправилась [в помещение] Российского союза [Красного Креста] по Ильинке ул[ице], где пробыла 50 мин[ут]. Вышла, отправилась в лазарет уездной земской управы по Введенской ул[ице], где пробыла 45 мин[ут]. Вышла, вторично отправилась в Яковлевский монастырь и прошла в монастырские покои, пробыла до 10 час[ов] 30 мин[ут] вечера. Вышла, на монастырских лошадях вернулась на вокзал в свой вагон. С поездом 9 в 2 час[а] 35 мин[ут] ночи изволила отбыть со станции Ростов Ярославский. В 9 час[ов] 35 мин[ут] утра прибыла в Москву на Ярославский вокзал. По выходе из вагона села в автомобиль и вернулась в обитель благополучно. Мордвинов, Гупайлович.   19 апреля 1915 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна в 9 часов 20 минут утра вышла в Покровский храм обители к обедне. По окончании в 11 час[ов] 40 минут утра вернулась в покои. В 12 час[ов] 30 минут дня выехала из обители на автомобиле, проследовала в село Всехсвятское на городское братское кладбище, где состоялись похороны сестры милосердия Шишмаревой. После похорон в 2 часа 10 минут дня выехали из кладбища и проследовали на Петроградское шоссе, дом 28 в лазарет Императорского Человеколюбивого общества для раненых воинов, где Ее Высочество посещали раненых воинов, [а также] Ремесленную школу. Пробыли 1 час 15 минут, откуда выехала в Кремль, пробыли 1 час 10 минут, откуда вернулись в обитель. В течение дня по охране благополучно. Коржецкий, Поляков, Мордвинов, Гупайлович, Чувикин, Угаров, Фадеев, Перепеч.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Видели ли вы бренность человеческую? Когда было землетрясение, я размышлял сам с собою: где хищничество? где любостяжание? где могущество? где высокомерие? где господство? где угнетения? где разграбления бедных? где тщеславия богачей? где власть начальников? где угрозы? где страхи? В одну минуту времени все, как паутина, расторглось, все это расстроилось, был плач в городе, все бежали в церковь . Подумайте, что было бы с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть? Говорю это для того, чтобы непрестанно жив был в вас страх от случившегося и остепенял умы. Потряс Он, но не ниспроверг; потому что, если бы захотел ниспровергнуть, то не потряс бы. Но так как Он не захотел; то землетрясение предварило, как глашатай, предвозве- щающий всем гнев Божий, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле. Так поступил Он и с иноплеменниками: еще три дни, и Ниневия превратится ( Ион.3:4 ). Зачем же не превращаешь? Грозишь ниспровергнуть: зачем же не ниспровергаешь? Потому что не хочу ниспровергнуть. Для чего же говоришь? Чтобы не сделать того, что говорю, пусть словом предупреждено и отвращено будет дело. Еще три дни, и Ниневия превратится. Тогда говорил пророк, а ныне издают голос стены. Говорю я это и не перестану говорить и бедным и богатым: подумайте, как велик гнев Божий, и как все Ему легко и удобно, да отстанем наконец от грехов. Ибо если в короткое время землетрясение так сокрушило душу и ум каждаго, так поразило каждого из нас и потрясло основания земли: то помыслите, – в тот страшный день, когда не одна минута времени, но потоки огня и грозный гнев, и силы, влекущие на суд, и страшный престол, и нелицеприятное судилище, и дела каждого предстанут пред очи, и никто не будет заступником, ни сосед, ни ритор, ни сродник, ни брат, ни отец, ни странник, ни другой кто, – что тогда будем делать? Навожу на вас страх, чтобы устроить ваше спасение. Острее железа я делаю учение, дабы каждый из вас, имеющий язву, освободился от нее. Не всегда ли я говорил, и ныне говорю, и не перестану говорить: доколе будете привязаны к настоящему? Ко всем говорю, но особенно ко всем недужным и не внимающим тому, что говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Для чего я доселе язычески, а не христиански живу, всякий день предаваясь лакомству, объядению, сладкому питью? Жизнь моя почти в том и состоит, что я ем, пью, гуляю на воздухе. Конечно, я служу в церкви и в домах, совершая молебны, Таинства и нередко с духовным высоким удовольствием, но это бывает не всегда, не каждый день, и притом тут немало имеет побуждения и материальная выгода, обеспечивающая материальную жизнь. Но где жизнь вполне для Бога и для ближнего? Где самоотвержение? Где охотное раздаяние милостыни? Где совершенное целомудрие? Где терпение, снисхождение к человеческим недостаткам, погрешностям, [увлечениям]? Где всё терпящая любовь? Где совершенная преданность закону Божию? Где борьба с грехом до крови? Где пламенное желание жизни святой, небесной на земле? Где воздыхание по отечеству небесному? Где желание лицезреть Бога, Честнейшую Херувим Матерь Божию, лики святых Ангелов, наших старших святых братьев, лики всех святых угодников, бывших некогда подобострастными 149 нам, а ныне бесстрастных и святых? Ведь мы члены великого чудного Тела Христова – Церкви, а члены естественно влекутся друг к другу, помогают друг другу. 4 августа. Благодарю Господа сил, благоизволившего избавить меня от тесноты и хладности сердечной во время утрени и начала литургии и даровать мне по молитве моей горячность и пространство сердца, дерзновение и непреткновенность в служении. Наипаче благодарю за оживотворение меня причащением Святых Таин, когда враг наводил на меня отчаяние за вчерашнее пресыщение с вечера московскими булками, производившими во мне тесноту. Отпусты на литургии, панихиде и ранее на утрени говорил с достоинством; молебен служил тоже. Вечерню служил добре. Благодарю Господа и за благодарственный молебен у Сергея Михайловича Доброхотова, доктора полкового. Несчастия при смотрах государя и великого князя Константина: отчего? Оттого, что, не испросивши милости Божией и помощи на дела свои, пренебрегая построением и посещением храмов местных, отправляются прямо к смертоносным орудиям, которые и причиняют смерть его подданным. Наука обращаться к Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

При последнем моем свидании с г.г. Генерал-Губернатором и Губернаторами с общего нашего согласия признано необходимым на первый раз определить причтов, а затем и приступить к построению церквей. 1) На острове Сахалине в селении Дуе, где производится главная ломка каменного угля и где потому постоянно (находится много людей. Г. Генерал-Губернатор в видах сближения с туземцами (Аинами) изъявил желание определить на этот остров еще особого миссионера. 2) В гавани Св. Ольги, где заселяются крестьяне и где уже готова часовня могущая служить церковию. И об определении сюда священника как можно скорее г. Губернатор просит меня ныне особо. 3) В заливе Посъета, близ границы корейско-китайской, где располагаются наши войска. 4) В пространстве материка между южными гаванями и рекою Уссури, где также будет расположена часть войска и заселены крестьяне. 5) На Чныррах – вблизи Николаевска, где находится постоянно гарнизон и строится крепость, и где давно уже имеется часовня и при которой почти постоянно жил один из 3-х священников, находящихся в г. Николаевске при тамошнем соборе. Но так как в последнее время в городе число жителей увеличилось до 6 тысяч и притом к приходу сему приписано находящееся в 6 верстах крестьянское селение, то необходимо на Чныррах иметь особого священника постоянного. 6) В Константиновской станице, в Амурской области, где (кроме двух близ лежащих станиц) находится жителей казаков с семействами до 950 человек и где есть уже часовня. 7. 8. 9) В 35–200 верстах от г. Благовещенска на реках: Завитой, Зее и впадающей в последнюю Томи, где по последним сведениям, полученным мною ныне, образовалось уже до 20 селений, в коих с пришедшими в минувшем лете переселенцами, живет до 1850 человек крестьян православных (не считая раскольников и других сектаторов около 200 человек), пришедших преимущественно из губерний Тамбовской и Воронежской. Конечно, это число их и пространство, на котором они расселились, в сравнении с прочими приамурскими приходами, не так велико, чтобы дать им трех причтов; но во первых, число это скоро и значительно увеличится новыми переселенцами из России (и вероятно более из тех же губерний); но главное то, что все они, как это видно, очень набожны и усердны к церкви, так что всякое селение с радостию готово иметь у себя церковь и даже выстроить ее своими средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Андрей жил среди этого, обличал. Там был вельможа, тоже богач, который якобы по утрам бегал в Церковь, а на самом деле  - в дом тайного распутства и регулярно совершал его и тоже «разбогател» многими грехами, тоже противоестественно был склонен к разным видам блуда. Андрей видал его каждый раз, говорил: ты прекращай. Куда бежишь?  - В Церковь бегу. А сам бежал под покровом тьмы, якобы на всенощную, а на самом деле -  на какие-то безобразия. И Андрей предупреждал его, он пострадал, умер,  и святой предупреждал его об этом. В общем, такая правдивая картина жизни в Константинополе дается, потому что там было множество святых людей. Это город Богородицы. Если представить себе огромное количество жителей и огромное количество благочестивых людей, которые любили Бога и молились, то можно с уверенностью сказать, что не было ни одной минуты в сутках, когда бы кто-то, где-то в Константинополе не призвал имя Господа или Пресвятой Богородицы. Но с другой стороны, безусловно, было и другое. И этот Андрей видел во Влахерне  небольшой храм, Божью Матерь, молящуюся обо всех людях, и его ученик видел тоже это. И он принес нам эту радостную новость. Матерь Божья, оказывается, непрестанно молится о нас. Потом однажды был в раю Андрей и там он видел пророков, мучеников, апостолов, праведных, преподобных, благоверных и равноапостольных царей, но не видел там Богоматери. Спрашивал: а где же Божья Матерь, где Та, Которую мы так любим, где Та, Которой мы молимся каждый день? Ангел, сопровождавший его, сказал, что Её нет здесь на небе, Она на земле. Там, где женщина мучается родами; там, где воин попал в плен; там, где торговец купец попал в кораблекрушение и борется с волнами за свою душу; там, где супруги ругаются; там, где дети не   слушаются родителей; там, где человек умирает; там, где кто-то святой молится Богу денно  и  нощно. Матерь Божья между людей, т.е. Она постоянно посещает землю, обходит её, совершает некое хождение по мукам, но в точном смысле слова хождение по мукам  -   это схождение во  ад для спасения грешников.

http://radonezh.ru/text/prazdnik-pokrova...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010