б) Живя в Гесеме, Сыны Израиля сохранили предания о патриархах и первобытных временах. Эти предания и легли в основу сказаний Быт 1-11. в) В период пребывания в Египте у народа не было религиозных учителей и он, кроме «Бога Авраамова», чтил языческих богов (Ис Нав 24,14; Иез 20,5–8; 23,3,19,21). Среди этих богов был демон пустыни Азазел, которому пастухи приносили жертвы, чтобы оградить стада от мора. Египетские же национальные культы, по-видимому, не проникли в израильскую среду. Хронология важнейших событий в Египте времен пребывания там Израиля Ок.1580–1570 Восстание против гиксосов и изгнание их. Яхмос I Ок.1500 Войны Тутмоса III в Сирии. Создание Империи Ок.1380 Начало строительства великого храма в Луксоре Ок.1370 Религиозная реформа Эхнатона Ок.1314 Начало XIX династии. Рамсес II Ок.1280 Войны Рамсеса II c хеттами Ок.1234 Смерть Рамсеса II. Воцарение Мернептаха. Нашествие ливийцев и «народов моря» В начале XIII века, закончив войны с хеттами в Сирии, фараон Рамсес II переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам . На месте старого Авариса гиксосов он воздвигает новый город Пи-Рамсес (Дом Рамсеса). К работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире (Фивы) изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времен Рамсеса II содержится приказ «раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона». Термин «аперу» соотвествует слову «хабири». Предание Исхода (1,11) свидетельствует, что именно евреи строили города Рамсес и Пифом (егип. Пи-Тум). Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, «который не знал Иосифа» и сделал Сынов Израиля государственными рабами (1,8). Призвание же Моисея произошло при его преемнике (2,23), то есть при Мернептахе. Примечание. Фараон исхода. Вопрос о фараоне исхода до сих пор остается в библейской науке спорным. Согласно 3 Цар 3,1, исход произошел за 480 лет до сооружения Соломонова Храма. Поскольку Храм начали строить около 958 года, то время исхода падает на 1440 год. Но в это время и позднее фараоны безраздельно царили в Палестине (о чем Библия нигде не упоминает). Столица Империи находилась тогда на юге, в Фивах, а Рамсес еще представлял собой груду развалин. Между тем из рассказов Исхода явствует, что ставка фараона находилась вблизи Гесема, «земли Раамсес», т. е. в Дельте (где и был расположен Аварис-Рамсес). По-видимому, цифра 480 — округленное священное число (40 — срок испытаний, помноженное на 12 — число избранников). Известную трудность для хронологии представляет стела (памятник) Мернептаха, открытая Ф. Петри в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами XIII века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. Его завершают следующие строки: Враги повергнуты и просят пощады, Ливия опустошена, Хатта присмирела, Ханаан пленен со всем своим злом, Захвачен Аскалон, Гезер полонен, Племя Израиля обезлюдело, Семени его больше не стало …

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В народной памяти эта пора запечатлелась как гнетущий кошмар. Особенно тяжело пришлось израильтянам, когда на престол вступил сын Сети — Paмcec II (1301—1234). В первые годы своего правления он совершил победоносный поход в Сирию и после упорной борьбы заключил союз с самым могущественным народом Передней Азии — хеттами. Когда Рамсес покончил с военными делами, он целиком отдался строительству. Обладая детским тщеславием, он готов был все дворцы и храмы, созданные предшественниками, приписать себе. С этой целью он выбивал свое имя на каждом здании, привлекавшем его внимание. При нем был создан колоссальный Рамсесэум, где возвышалась исполинская его статуя, и удивительный храм в Абу-Симбале, высеченный в естественной скале у Нила. Вход в храм украшали четыре сидячих изваяния Рамсеса высотой в двадцать метров. Казалось, молодой царь (он вступил на престол восемнадцати лет) хотел затмить всех правителей и царей прошлого. Рамсес был родом из Нижнего Египта, Дельта была постоянной его резиденцией, и он решил построить там большой укрепленный город. Лучшее место, чем Аварис, для этой цели придумать было трудно. Гиксская столица, вот уже многие годы находившаяся в запустении, вновь ожила. Царь назвал ее Пер-Рамсес (Дом Рамсеса) или просто Рамсес. Отсюда фараону легко было поддерживать сношения с Сирией и хеттами, здесь были сооружены большие продовольственные склады на случай войны или голода. Новая метрополия быстро населялась. Вся область получила по имени города название «земли Рамсеса». Кроме Пер-Рамсеса, в районе Гесема выросла крепость Суккот, или Секу, и Пи-Атум (библейский Питом), в которых также были построены большие провиантские склады [ 378 ]. Как и Сети, Рамсес пригонял на свои стройки тысячи рабов и военнопленных. А так как недалеко от города начинались луга и болота Гесема, где жили израильтяне, то фараон приказывал сгонять их на строительство и эксплуатировать, насколько это возможно. Для Израиля это были горькие дни. Среди народов древности египтяне славились самыми грандиозными постройками. Все эти колоннады, пирамиды и храмы свидетельствовали не только о дерзновенных замыслах архитекторов, но и о тяжелом подневольном труде миллионов людей. Достаточно дать себе отчет в том, что величайшие сооружения Египта созданы вручную, чтобы понять, какого сверхчеловеческого напряжения требовали эти работы. Страшные легенды распространяли в древности про фараонов-строителей. Их подавляющие исполинские твердыни внушали ужас и навевали мрачные мысли о судьбе тех, чьими руками они построены. И если правители, наученные горьким опытом восстаний и беспорядков, стремились сделать для туземцев работу не столь изнурительной, то для рабов и инородцев, какими были израильтяне, пощады не было. Напротив, встревоженный большей численностью «аперу» (как называли сирийских рабочих), фараон намеревался одним ударом достичь двух целей: отстроить города в восточной дельте и сильно разредить ее азиатское население. Ведь смертность среди рабочих была огромной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В двенадцатом в месяце одиннадцатого года царствования Рамсеса враги начали вторжение, идя по западной дороге, как и в дни Мернептаха, и обложили крепость Хачо, находившуюся на расстоянии около одиннадцати миль от конца плоскогорья пустыни, вблизи канала, называвшегося «Воды Ра». Рамсес атаковал их под стенами Хачо, с валов которого египетский гарнизон сыпал убийственные стрелы в ряды машуашей, уже расстроенные натиском фараона. В результате машуаши были обращены в беспорядочное бегство, причём попали под выстрелы другой соседней крепости. Рамсес продолжал преследование по западной дороге до края плато, на протяжении одиннадцати миль, совершенно изгнав, таким образом, вторгшихся из страны. Он остановился в укреплённом «Городе (или «Доме») Усермара-Мериамона (Рамсеса III)», который, как мы припомним, он основал на одной из возвышенностей на краю плато, называвшейся «Горой Рогов Земли». Глава машуашей Мешешер был убит, а его отец Кепер – взят в плен, 2175 их воинов пало, и 2052, из числа которых более одной четверти составляли женщины, были взяты в плен. Рамсес сообщает о том, как он распределил пленных: «Я поселил их вождей в укреплениях во имя моё. Я поместил там предводителей лучников и начальников племён, заклеймённых и превращённых в рабов, помеченных моим именем, так же, как и их жён и их детей». Около тысячи машуашей были назначены охранять храмовое стадо, называвшееся «Рамсес III – победитель машуашей у Вод Ра». Равным образом царь установил в память своей победы ежегодный праздник, названный им в храмовом календаре «Избиением машуашей», и присоединил в подробной титулатуре к своему имени эпитет «Защитник Египта, Хранитель Стран, Покоритель Машуашей, Опустошитель Страны Темеха». Таким образом, западные племена в третий раз были отброшены от границы Дельты, и Рамсес уже больше не слышал о нападениях с этой стороны. Воинственные силы ливийских племён, хотя и не вполне исчерпанные, уже больше не проявляли себя в объединённом национальном нападении, но как это происходило с доисторических времён, ливийцы продолжали исподволь проникать в Дельту в виде спорадических переселений, не казавшихся опасными фараону.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Совместное наступление северных морских народов, хотя и задержанное Рамсесом III на сирийской границе, очевидно, вызвало большие волнения среди местных египетских вассалов. Мы не можем определить, заключил ли царь Амореи, как в былые дни хеттского нашествия, союз с вторгавшимися, но только сейчас же вслед за последней ливийской кампанией Рамсес нашёл необходимым явиться со своей армией в его страну. Границы и течение кампании лишь смутно намечены в дошедших до нас скудных записях. Фараон взял приступом, по меньшей мере, пять укреплённых городов, из которых один находился в Аморее, другим, изображённым на рельефах Рамсеса окружённым водой, быть может, являлся Кадеш; третий, стоящий на холме, не может быть отождествлён; остальные же два, из которых один назывался Эрез, защищались хеттами. Рамсес, вероятно, не проникал далеко на хеттскую территорию, хотя её города, ослабленные нападениями морских народов, быстро отпадали от хеттского царя. Это было последним враждебным столкновением между фараоном и хеттами; обе империи быстро клонились к упадку, и в летописях Египта мы уже никогда более не слышим о хеттах в Сирии. Рамсес помещает в списки покорённых областей города Северной Сирии вплоть до Евфрата, включая всё, чем когда- либо владела империя в её славные дни. Эти списки, однако, в значительной мере скопированы со списков его великих предшественников, и потому мы не можем иметь к ним доверия. Рамсес организовал затем азиатские владения Египта насколько возможно прочно, причём их граница, по всей вероятности, простиралась на север ничуть не дальше, чем при Мернептахе; другими словами, она как раз оканчивалась Аморейским царством по верхнему течению Оронта. Дабы обеспечить незыблемость границы, фараон построил новые крепости всюду, где было нужно, в Сирии и Палестине; в одном из пунктов Сирии он построил также храм Амона, заключавший большое изображение государственного бога, перед которым азиатские царьки должны были заявлять о своей верности фараону, ежегодно принося свою дань к его подножию.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Согласившись в первом своем капитальном труде по географин древнего Египта с мнением Лепсиуса по этому предмету, Бругш при дальнейших изысканиях в этой области разубедился в его верности и пришел к тому заключению, что библейский город Рамесес есть Танис, грандиозные развалины которого вместе с приютившимся у их подножия бедным селением носят название «Сан», напоминающее древнее египетское имя этого города 521 . Основаниями для такого отожествления, как они раскрыты Бругшем, служат: 1) то, что по египетским памятникам Танис – в числе других своих названий – носил имя Пи-рамсес=«место Рамсеса», Пи-миамун-рамсес=«место Рамсеса Миамуна», Дема-ен-пи-миамун-рамессу=«город Рамсеса Миамуна»; и 2) то, что в древнем Египте был только один город, носивший эти названия. Что Танис назывался у древних египтян «Пи-рамсес», это Бругш доказывает найденными в развалинах этого города иероглифическими надписями бывшего в нем верховного жреца, в которых рядом с названиями: Зал, Хонт-аб встречается название «Пи- рамсес», «показывающее то имя, которое дал Рамсес II этому городу», далее – доказывает тем, что в папирусе Анастаси 3, при описании города Пи-рамессу, названы местности и каналы, находившиеся по географическим надписям в 14-м нижнеегипетском или Танитском номе, и на конец – тем, что египетские памятники говорят о Пи-рамессу, «как находящемся близ моря», как «о гавани для мореходов, которые привозят сюда произведения», что по мнению этого египтолога указывает именно на Танис, как находившийся недалеко от устья того рукава Нила, по которому в древние времена могли плавать большие суда. – Второе положение – о тожестве Пи-рамессу=Таниса с библейским Рамесесом – Бругш раскрывает таким образом: «В Египте было, без сомнения много храмов, называвшихся по имени Рамсеса II, но ни один из них не является в значении имени какого-либо города. Многочисленные тексты, вырезанные на камне или начертанные на папирусе, слишком ясны и понятны, чтобы ошибаться относительно настоящего их смысла. Я могу только повторить, что в Египте был один только город, называвшийся Пи-рамсесь, Пи-рамессу Миамун, Раамсес Библии, и что этот город есть тот самый, который классические писатели называют: Танис» 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Очутившиеся между двух вражеских линий хеттские колесницы были загнаны в город, вероятно, со значительными потерями, но наши источники не позволяют проследить заключительные инциденты битвы. С наступлением ночи враг укрылся в городе, и Рамсес был спасён. Взятые в плен враги были поставлены перед ним, и он напомнил своей свите, что почти все они взяты лично им. Летописцы повествуют о том, как возвращались, крадучись, назад рассеянные египетские беглецы и находили равнину усеянной мёртвыми азиатами, преимущественно из личной и должностной свиты хеттского царя. Это, несомненно, верно; азиаты должны были понести большие потери в лагере Рамсеса, на берегу реки на север от города и после прибытия отряда Птаха; но так же, несомненно, тяжелы были и потери Рамсеса, которые, ввиду внезапного опустошительного нападения на отряд Ра, были, вероятно, значительно больше, нежели потери его врагов. Тот факт, что в заключение Рамсес имел успех, был для него спасением от полного разгрома. Что же касается того, что он окончательно овладел полем битвы, то это имело для него мало практической пользы. Одна из египетских летописей утверждает, что Рамсес возобновил на следующий день военные действия с таким успехом, что Метелла прислал письмо, умоляя о мире, который и был дарован ему фараоном, после чего последний вернулся с триумфом в Египет 105 . Другие источники не упоминают о деле второго дня, и перипетии битвы, которые мы только что проследили, делают очевидным, что Рамсес должен был бы быть вполне доволен уже и в том случае, если бы обеспечил себе отступление и отвёл свои расстроенные войска назад в Египет. Ни одна из его летописей не говорит о том, что он взял Кадеш, о чём так часто повествуется в народных сказаниях. Выйдя из опасного положения, в которое его завлекла поспешность, Рамсес очень гордился своими подвигами под Кадешем. Во всех своих важнейших постройках по всему Египту он снова и снова описывал то, что казалось ему и его раболепным придворным наиболее важными эпизодами битвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

На следующий день Рамсес снял лагерь рано утром и, став во главе отряда Амона, приказал остальным войскам следовать за собою вниз к переправе через Оронт в Шабтуне, позднее известной евреям под названием Рибле. Здесь река покидает обрывистую, напоминающую каньоны долину, по которой она до тех пор течёт, благодаря чему делается возможной переправа на западный берег, на котором находился Кадеш, так что армия, приближающаяся к городу с юга, может пересечь значительную излучину реки. Достигнув переправы, самое большое после трёх часов пути, на самом же деле, вероятно, скорее, Рамсес приготовился к переправе. День за днём его военачальники доносили ему о невозможности найти малейший след врага, присоединяя к этому своё мнение, что последний находится ещё далеко на севере. В это время появились два местных бедуина, утверждавших, что они дезертировали из неприятельского войска и что хеттский царь отступил на север в область Алеппо, выше Тунипа. Вследствие неудачи его разведчиков в нахождении врага Рамсес легко поверил этой сказке, немедленно переправился через реку с отрядом Амона и быстро двинулся вперед, в то время как отряды Ра, Птаха и Сутеха, двигавшиеся в поименованном порядке, остались далеко позади. Желая достичь Кадеша и начать осаду в тот же день, фараон даже опередил отряд Амона и, не имея впереди себя авангарда, в сопровождении одних только дворцовых войск приблизился около полудня к Кадешу. Тем временем хеттский царь Метелла построил свои войска в боевом порядке на северо-западе от Кадеша, и Рамсес, вовсе не подозревая об опасности, шёл навстречу всей хеттской армии в то время, когда значительнейшая часть его войска растянулась по дороге, в восьми или десяти милях позади, а офицеры Ра и Птаха прохлаждались в тени соседних лесов после знойного и пыльного перехода. Лукавый Метелла, видя, что сказка нарочно подосланных им двух бедуинов была слепо принята им на веру, прекрасно сообразил, каким образом всего лучше использовать удобный случай. Он не сразу атакует Рамсеса, но при приближении фараона к городу хетт быстро перебрасывает всю свою армию на восточный берег реки, и в то время, как Рамсес передвигается на север вдоль западной стороны Кадеша, Метелла ловко увёртывается от него, двигаясь в южном направлении на восток от города, имея последний постоянно между собой и египтянами для того, чтобы его войска не могли быть замечены. Когда он обогнул город с восточной и юго-западной стороны, он обеспечил себе позицию с фланга египетского войска, которая, в случае соответствующих действий, должна была обеспечить ему блестящую победу и полное уничтожение армии Рамсеса. Египетские силы были разделены в это время на две далеко отстоящие друг от друга части: около Кадеша находились два отряда, Амона и Ра, в то время как далеко на юге отряды Птаха и Сутеха ещё не переправлялись через реку в Шабтуне. Отряд Сутеха находился так далеко позади, что о нём ничего не было слышно, и он не принимал участия в битве этого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

этот город еще находился в руинах и не носил имени Рамсес (прежнее его название Хетварт, греч. Аварис). Возродил его фараон Рамсес II (около1290–1224), который перенес туда свою резиденцию. Поэтому библеисты рассматривают цифру 480 как число Найденная Флиндерсом стела фараона Мернептаха поставила новые вопросы. Она датируется около 1220 и упоминает об Израиле как племени, живущем уже в Ханаане (или на границе его). В настоящее время существуют три варианта решения проблемы: 1) Мернептах имел в виду израильтян, которые покинули Египет еще до Моисея (намек на это мы находим в ( 1Пар.7:21,24 ), где говорится о вторжении в Ханаан сыновей Ефрема); 2) на стеле отражены события, связанные с Исходом (Рамсес – фараон-угнетатель, а его сын Мернептах – фараон Исхода); 3) Исход произошел при Рамсесе II, а стела указывает на появление израильтян в Палестине. Последнюю точку зрения детально обосновал Олбрайт (1938), хотя впервые она была высказана до него. Особняком стоит гипотеза который считал, что стела имеет ввиду Израиль до переселения в Египет. Условным, символическим принято считать и указание на 40 лет странствия в пустыне. Большинство библеистов считает, что оно заняло намного меньше времени (последние два или даже одно десятилетие 13 в.). В связи с этой датировкой жизни Моисея (2-я половина13 в.) встает вопрос о форме письма, которая употреблена пророком. Семитского тогда еще не существовало. Мнение о том, что Моисей пользовался или письменностью, вызывает серьезные возражения. Вероятнее всего, Моисей прибег к т.н. письму, распространенному среди семитов, живших в соседстве с Египтом. 6. Формирование Пятикнижия в свете современных исагогических воззрений . Моисей заложил догматические основы ветхозаветной религии исходя из данного ему Откровения и религиозного наследия времен патриархов. Ему принадлежат первые священные тексты, легшие в основание Пятикнижия . Прежде всего это Декалог, исповедание веры ( Втор.6:4 сл.), формулы пасхального ритуала (напр., ( Втор.16:1–8 ) и, быть может, ядро Книги Завета, написанное им уже в Заиорданье.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Эти последние набирались теперь в армию Рамсеса в значительном количестве, так что они составили в ней заметный элемент. Как свидетельствуют анналы, Рамсес мобилизовал «свою пехоту, свои колесницы и шерденов». Царь заявляет, что он взял их в качестве пленников во время одной из своих побед, и потому, без сомнения, некоторые из них являлись остатками воровских шаек, захваченными в то время, когда они плыли, грабя берега Западной Дельты. Фараон должен был командовать армией не менее чем в 20 000 человек, хотя количество наёмников нам неизвестно, также, как и то, какую часть его сил составляли, по сравнению с пехотой, колесницы. Он разделил эти войска на четыре отряда, называвшиеся каждый по имени одного из великих богов – Амона, Ра, Птаха и Сутеха (Сета) – и сам принял личное командование над отрядом Амона. В конце апреля пятого года своего царствования (1288 г. до н.э.), с прекращением дождей в Сирии, Рамсес выступил из Джару во главе своих войск 104 . Отряд Амона, в котором находился фараон, составлял авангард, а другие отряды – Ра, Птаха и Сутеха (Сета) – следовали за ним в перечисленном порядке. Какую дорогу через Палестину избрал Рамсес, теперь невозможно определить, но, когда египтяне достигли области Ливана, они шли по приморскому пути вдоль финикийского берега, который, как мы видели, был захвачен в кампанию предыдущего года. Здесь Рамсес основал в этот раз или раньше город, который носил его имя и, вероятно, предназначался в качестве базы для данной кампании. Его местоположение в точности неизвестно, но возможно, что он лежал у устья реки или же вблизи него, там, где стоит плита Рамсеса предыдущего года. Здесь он сформировал авангард из копейщиков и начальников своих войск и повернул внутрь страны, быть может, вверх по долине реки, хотя значительно менее крутая дорога отходила от моря южнее, вверх по Литании. Затем фараон перебросил свои силы в долину Оронта, и, продвинувшись вдоль этой реки на север, в последних числах мая он разбил лагерь, в ночь на 29-й день, считая со времени выступления из Джару, на крайних высотах между северными концами обоих Ливанских хребтов, откуда открывался вид на обширную равнину Оронта, где на расстоянии лишь одного дня пути находился Кадеш с его укреплениями, вероятно, виднеющимися на северном горизонте.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Возможные решения проблемы . Имеется по меньшей мере три способа согласовать библейские данные с датировкой Исхода пятнадцатым столетием. Во-первых, можно допустить возможность существования более ранних Рамсесов. Во втором варианте указываются основания для уточнения археологической периодизации, а в третьем по-новому трактуется хронология правителей Египта (см. Ветхий Завет: археология). Поскольку такие предположения поколебали бы многие широко распространённые представления о древней истории, они встречают сильное сопротивление, но и доводы в их пользу достаточно сильны. Общепринятая датировка основана на трёх допущениях: 1) «Раамсес» в Исх. 1:11 был назван в честь Рамсеса Великого. 2) Крупного строительства в дельте Нила не велось до 1300 г. 3) В Ханаане не было развитой цивилизации в период с девятнадцатого по тринадцатое столетие. Из совокупности этих посылок, если они верны, следует, что ситуация, описанная в Книге Исход, не могла возникнуть ранее 1300 г. Однако имя «Рамсес» постоянно встречается в истории Египта, и город, упомянутый в главе Исх. 1 , вполне мог быть назван в честь более древней исторической личности, носившей это имя. Поскольку Рамсес Великий – это Рамсес II, должен был существовать и Рамсес I, о котором мы сейчас ничего не знаем. В Быт. 47:11 название «Раамсес» употребляется для обозначения местности в дельте Нила, где поселились Иаков и его сыновья. Возможно, данное название в норме употреблялось Моисеем для указания на всю эту географическую область. «Раамсес», таким образом, может вообще не обозначать город, названный в честь царя. Во-вторых, следы крупного строительства к настоящему времени обнаружены близ Пи-Рамсеса («Раамсес») и в обоих местах предполагаемого нахождения города Пифом, а датируются они периодом с девятнадцатого по семнадцатое столетие, то есть как раз временем появления в Египте израильтян. Для построек характерны признаки сильного палестинского влияния. Произведённые в 1987 г. раскопки показали, что близ Пи-Рамессе и в одном из возможных местонахождений Пифома в 1400-х гг. велось строительство. Итак, независимо от того, подразумевает ли стих Исх. 1:11 строительство в то время, когда израильтяне ещё только превращались в рабов, или строительство уже во времена Исхода, существуют свидетельства, что подобные строительные работы имели место. Поверхностные исследования не выявили следов такой цивилизации, как у Моавитов и Едомитов, до завоевания Израилем земли обетованной, но более глубокие раскопки принесли много находок, соответствующих нужному периоду. Даже тот учёный, который проводил первоначальные исследования, позже изменил свои взгляды. Итак, все три довода о датировке Исхода после 1300 г. оказались несостоятельными. Но ведь если эти три допущения неверны, то для поздней датировки Исхода не остаётся оснований, и мы можем обратиться к свидетельствам, подтверждающим библейскую датировку приблизительно 1447 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010