Характеристика списка, использованного игуменом Паисием при подготовке издания, представляется достаточно сложной, так как отсутствуют рукописи, содержащие совпадающую или близкую к изданию 1881 года редакции текста. Однако сравнение известных групп списков позволяет высказать следующее предположение: список Паисия принадлежал редакции, отличной и от Оптинской, и от Сергиевской. Вначале приведем некоторые примеры близости издания 1881 года и Сергиевской рукописи и их отличия от чтений Оптинской редакции. Достаточно убедительно об этом свидетельствуют изменения в начале Первого рассказа: Я пошел к священнику. – Как непрестанно молиться? – спросил я его.  Священник ответил: – Чаще ходить в церковь , внимать чтению и пению, править молебны, ставить свечи, класть больше земных поклонов. – Да где же об этом сказано в Библии? – спросил я. – Где тебе, неучу, читать Библию ? Вам и читать-то ее не велено; нам только велено ее читать. Сказавши это, он ушел от меня. Что мне делать, подумал я, где найти такого человека, который бы мог растолковать мне? Пойду ходить по церквам, которые славятся хорошими проповедниками, авось там услышу себе вразумление (с. 7–8) Я пошел к священнику. – Как непрестанно молиться? – спросил и его. Священник ответил: – Чаще ходить в церковь , править молебны, ставить свечки, класть больше земных поклонов… – Да где же об этом сказало в Библии? – спросил я. – Где тебе самому разуметь Библию ? Не только вам, но и нам и читать-то ее без руководства Святой Церкви не велено. Сказавши сие, священник отослал меня от себя. Что мне делать, подумал я, где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление. (Рассказ, 1881, с 3–4) Я пошел к попу. –      Как непрестанно молиться? – спросил его. Поп ответил: – Чаще ходить в церковь , править молебны, ставить свечи, класть больше земных поклонов... – Да где же об этом сказано в Библии? – спросил я – Где тебе, дураку, читать Библию ? Вам и читать-то ее не велено; нам только велено читать сию книгу. Сказавши сие, поп прогнал меня. Что мне делать, подумал я, где сыскать, кто бы мог растолковать мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление (А-57, л 1 об.; ср: Разночтения, 1989, с 311)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

1210 В левой руке стены обвешаны малиновым штофом с позументами золотыми. Над вертепом лампад 14 неугасимых горят, посреди 24 лампад неугасимых. Позаде престола есть место, где по рождении Спасителя Божия Матерь пелена омывала. 1211 Тут есть дверь, коею внидеши в церковь , или кирку франков, где есть пещера под престолом, где матери сокрываясь со младенцами от Ирода царя, где их побили; там их телеса. 1212 Сквось решетку зелезную видеть за темнотою свещей ничего невозможно в одаленности пещеры, где и другие престолы их находятся. Неподалеку и монастырь тут же у них. Армянской монастырь по правую руку с прихода храма Рождества Христова. 1213 Осмотрев везде, отслушав вечерню, позвав нас игумен в келлию гостиную. Повел направо по лесницами на самый верьх, где в гостином покое по коврам накрытые с яствами пища из сорочинской пшены, яишни и прочаго, наперед поднося водки. Сели ужинать. За столом подносили беспрестанно виноградное вино. По вечере записывая в Синодик имена родителей и клали на блюдо денги, кто сколько хател. Мы услаждали свое зрение с высокой, в третьем етаже, галлереи приятными садами отдаленных предметов, причем видно и Мертвое море. Галерея сия высотою равнялась с церковным куполом, покрытым свинцом. Еще повели нас за монастырь, в правою руку от онаго, неподалеку, есть пещера в горе, где Иосиф и Божия Матерь со Христом скрываясь от Ирода, где Иосифу во сне явися ангел Господин, возгласил: «Иосифе, поими отрочати и матерь Его, отъиде во Египет!» 1214 В сию пещеру ведет лествица каменная, которая находится престранная в левую руку; далеко ход есть. Верх поддержывают стольбы каменные. А где сидела Божия Матерь со Христом, тут зделана пещерка и род престола из камнев, и горит одна лампада над сим местом. И все приходящие сему месту прикладаются зделанному на камне кресту и берут собою с верою земли. 1215 И мы взяв оной собою в дома. На восток солнца от сей горы находится храм внизу на ровном поле, версты за две, во имя Святаго великомученика Георгия, на том самом месте, где пастухи овец пасли, когда Господь родися, 1216 им был глас слышаем ангелски на воздусех пения, кои приидоша ко Христу во Вифлием, родшемуся вертепе, где узреста и поклонишася Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этих последних слов св. Мефодия мы видим, братие, что он веровал, что мощами святых грады возвеличиваются и прославляются. Справедливо ли же он так веровал? Да, совершенно справедливо; ибо мощами святых подлинно грады возвеличиваются и прославляются; и возвеличиваются и прославляются как вещественно, так и духовно. Где на сие доказательство? Вот оно. Какие у нас на Руси грады самые богатые и славные? Именно те, в которых почивают мощи святых. Возьмите хоть Москву и Киев: где вы найдете более благоденствия, славы, богатства, как не в них? А Троицкий посад? Ведь, где он стоит, там был лес; а теперь что? Богатый и благоустроенный град. А где и церкви, и монастыри, и соборы и величественнее, и опять и богаче, как не в тех же городах, где мощи святых почивают? По правде, в них. Так, значит, верно, что мощами святых грады и возвеличиваются, и прославляются и вещественно. Но духовно мощами святых возвеличиваются ли и прославляются грады? Да, возвеличиваются и прославляются и духовно. Куда сотнями тысяч ежегодно идет народ на богомолье, как не в те грады, где почивают мощи святых? Где более сложено молитв, пролито добрых слез, послано к Богу святых воздыханий, как не при тех же мощах? Где более накормлено голодных, призрено странников, роздано милостыни, как не в тех же градах, где мощи святых пребывают? Подлинно, все это сделано в них. Значит, правда и то, что мощами святых грады возвеличиваются и прославляются и духовно. Но что же, в заключение, братие, из всего этого следует для нас? То, чтобы мы помнили то, что где мощи святых покоятся, там святые и духом своим чаще пребывают и о тех градах, где святые тела их лежат, и особо усердные молитвы к Богу воссылают. Так, например, в Москве, плененной поляками, архиепископу Арсению является преподобный Сергий и говорит: «Господь, ради молитв великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, завтра сей град возвратит православным и ваших врагов низложит». Что и сбылось. А во время осады Троицкой Лавры кто с молитвою, как некоторые видели, ходил вокруг стен ее? Тот же преподобный Сергий, основатель ее, и в которой также и мощи его святые почивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но, хотя землетрясение миновало, страх пусть остается; колебание прошло, а благоговение пусть не проходит; три дня мы молились, но не прекратим нашего усердия. За то (постигло нас) землетрясение, — за нерадение наше; мы вознерадели — и вызвали землетрясение; исправились — и отклонили (Божий) гнев; не будем же опять предаваться нерадению, чтобы опять не вызвать гнева и наказания; Бог не хочет « смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был » (Иез. 33:11). Видели вы бренность рода человеческого? Когда происходило землетрясение, я размышлял сам с собою так: где хищничество? где любостяжание? где могущество? где высокомерие? где господство? где угнетения? где разграбления бедных? где тщеславие богатых? где власть начальников? где угрозы? где страхи? Одна минута времени — и все расторглось легче паутины, все это расстроилось; и был плач в городе, и все бежали в церковь. Подумайте, что было (бы) с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от случившегося и укреплял умы всех. Потряс (Господь землю), но не ниспроверг; потому что, если бы хотел ниспровергнуть, то не потряс бы; но так как Он того не хотел, то землетрясение, как глашатай, предвозвещающий всем гнев Божий, предварительно произошло, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле. Так поступил Он и с иноплеменниками: « Еще сорок дней (три дня) и Ниневия будет разрушена » (Иона. 3:4). Почему же не превращаешь? Грозишь ниспровергнуть: почему же ты не ниспровергаешь? — Так как Я не хочу ниспровергнуть, то и угрожаю. — Для чего же говоришь? — Чтобы не сделать того, что говорю; пусть словом предупреждено и отвращено будет дело. « Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена », — говорил тогда пророк, а ныне издают голос стены. Говорю это и не перестану говорить и бедным и богатым; подумайте, как велик гнев Божий, как все Ему легко и удобно; отстанем же от пороков; в краткую минуту времени Он так сокрушил душу и ум каждого, и потряс основания сердца; подумаем же, что в тот страшный день, когда будет не одна минута времени, но бесконечные веки, и потоки огня, и грозный гнев, и силы, влекущие на суд, и страшный престол, и нелицеприятное судилище, и дела каждого предстанут пред очи, и никто не будет заступником, ни сосед, ни ритор, ни сродник, ни брат, ни отец, ни мать, ни иноплеменник, ни кто–либо другой, — что тогда, скажи мне, мы будем делать? Навожу на вас страх, чтобы устроить ваше спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что пользы доставили нам концы мира? Где отец, родивший нас? Где матерь, произведшая нас на свет? Где братья? Где дети? Где друзья? Где богатство? Где имение? Где людская молва? Где пиры? Где многолюдные и бесплодные гульбища? Где цари и владетели? Как никто из всех них не может спасти нас, и сами себе не в состоянии мы помочь? Но совершенно оставлены мы и Богом и святыми. Что будем делать? Нет уже времени для покаяния, не сильно уже хозяйство, нет уже пользы от слез, не видно уже нищих и убогих продающих елей; потому что торжище кончилось. Когда были у нас время и возможность, когда продающие со слезами взывали: покупайте; тогда, затыкая уши свои, не слушали мы и не покупали; а теперь ищем и не находим. Нет уже избавления нам бедным; не получим уже милости, потому что недостойны. Праведен суд Божий! Не увидим уже святых чинов, не узрим уже истинного света; от всех мы осиротели. Что же сказать нам наконец? Спасите нас, все праведные! Спасите, Апостолы, Пророки и Мученики! Спаси, лик патриархов! Спаси, чин монашествующих! Спаси, честный и животворящий крест! Спаси, царство небесное! Спаси, горний Иерусалим, матерь первородных! Спаси, рай сладости! Спаси и ты, Владычица Богородица, Матерь человеколюбца Бога! Спасите, отцы и матери, сыны и дщери! - Не увидим уже никого из вас " . Наконец каждый отходит на место мучения, какое уготовал себе злыми делами своими, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк.9:48). Вот сделал я, по вашему прошению, и исполнил ваше желание; вот узнали вы, что уготовим мы себе; вот слышали вы, что приобретают нерадивые, ленивые, некающиеся; слышали, как будут осмеяны посмевающиеся заповедям Господним: слышали, как обманывает и обольщает многих эта растлевающая душу жизнь; узнали, каким посмешищем будут издевающиеся над Божественными Писаниями. Никто да не вдается в обман, благословенные возлюбленные мои; никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о суде - одни пустые слова. Напротив того в точности и несомненно будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть воскресение мертвых и суд и воздаяние за добрые и худые дела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

Как тем, представляющим на сцене царя и военачальника, часто бывает раб или из числа продающих на рынке смоквы и виноград; так и этот богач часто бывает беднее всех. Если снимешь с него маску, раскроешь совесть и вникнешь в душу, то найдешь там великую бедность в добродетели, и его — самым бесчестным из всех людей. Ибо, как в театре, по наступлении вечера и по выходе сидевших там, эти представлявшиеся всем царями и военачальниками, вышедши вон и сбросив поддельный вид, являются уже тем, что они на самом деле; так и теперь, когда приходит смерть и зрелище закрывается, все отходят туда, сложив с себя мнимые виды богатства и бедности, и только, судя по делам, оказывается, кто из них истинно богатые и кто бедные, кто — досточтимые, а кто — бесчестные. Видели вы бренность рода человеческого? Когда происходило землетрясение, я размышлял сам с собою так: где хищничество? где любостяжание? где могущество? где высокомерие? где господство? где угнетения? где разграбления бедных? где тщеславие богатых? где власть начальников? где угрозы? где страхи? Одна минута времени — и все расторглось легче паутины, все это расстроилось; и был плач в городе, и все бежали в церковь. Подумайте, что было (бы) с нами, если бы Богу угодно было все ниспровергнуть. Говорю это для того, чтобы постоянно жив был в вас страх от случившегося и укреплял умы всех. Потряс (Господь землю), но не ниспроверг; потому что, если бы хотел ниспровергнуть, то не потряс бы; но так как Он того не хотел, то землетрясение, как глашатай, предвозвещающий всем гнев Божий, предварительно произошло, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле. Так поступил Он и с иноплеменниками: « Еще сорок дней  (три дня)  и Ниневия будет разрушена » (Иона. 3:4). Почему же не превращаешь? Грозишь ниспровергнуть: почему же ты не ниспровергаешь? — Так как Я не хочу ниспровергнуть, то и угрожаю. — Для чего же говоришь? — Чтобы не сделать того, что говорю; пусть словом предупреждено и отвращено будет дело. « Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена », — говорил тогда пророк, а ныне издают голос стены.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

7 июля 1911 г. в 10 ч[асов] утра Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровны на казенном пароходе отправилась в церковь Спаса Нередицы по реке Волхов, откуда на том же пароходе отправилась в Юрьев где слушала архиерейскую службу. После службы отправилась в трапезную. В 2 ч[аса] дня на том же пароходе отправилась в г[ород] Новгород в Десятинный монастырь, откуда в 6 ч[асов] 22 м[инуты] вечера отправилась с поездом до станции Старая Русса, куда прибыла в 11 ч[асов] 40 м[инут] вечера. со станции отправилась в собор, где был краткий молебен. Из собора прибыла на станцию Старая Русса, где был приготовлен вагон. В 2 ч[аса] 2 м[инуты] ночи, то есть 8 июля 1911 года, отправились в город Псков, куда прибыли в 7 ч[асов] 10 м[инут] утра, где Ее Императорское Высочество находилась в вагоне до 9 ч[асов] 30 м[инут] утра. В 9 ч[асов] 30 м[инут] утра вагон с Ее Императорским Высочеством был подан к залу IK, где была встречена г[осподином] губернатором и другими начальствующими лицами и духовенством, откуда отправилась в собор, где прослушала всю обедню. Из собора отправилась к от Преосвященного отправилась в Вознесенский где Ее Высочество обедала. Из Вознесенского монастыря в 2 ч[аса] 30 м[инут] дня – на станцию, где был приготовлен экстренный поезд. В 3 ч[аса] дня отбыла в Псково-Печорский где и почивала. 9 июля 1911 года из Псково-Печорского монастыря отбыла в г[ород] Псков, куда прибыла в 11 ч[асов] 5 м[инут] утра. С вокзала отправилась в Ивановский монастырь, где пробыла до 1 часу дня. В 1 ч[ас] дня были поданы почтовые лошади, на которых и отбыла в Спасо-Елизаровскую пустынь Псковского уезда. В 9 ч[асов] 30 м[инут. вечера Ее Императорское Высочество прибыла в церковь, где была архиерейская служба. 10 июля 1911 г. также присутствовала на богослужении, а также и остальное время посещала службу. 12 июля 1911 года Ее Императорское Высочество на монастырских лошадях в 12 ч[асов] дня выезжала и осматривала монастырский сенокос, в 1 ч[ас] дня вернулась обратно в монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Десять запряжек волов — это двадцать волов; десять разумных запряжек волов — это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: « Где велишь нам приготовить Тебе пасху? » ( где хощеши уготоваем пасху? ) А он им: « Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам » (Мф. 26:17, 18; Мк. 14:15). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, — (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды — Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. « Идите вот в этот град , — не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, — смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, — но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». « Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку ». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в законе: " не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? " (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Михаил 2 апреля 2013, 20:47 Alessandro: GLORIA AL DIO IO SONO CATTOLICO!BEЧHAЯ СЛАВА ГОСПОДУ БОГУ!-Я КАТОЛИК МНЕ ЭТА ЖУТЬ ПРАВОСЛАВИЯ НЕ ГРОЗИТ! Дорогой Вы наш! Сколь велик Ваш праведный гнев! Этот ужас Православия Вам не грозит, нет! Вы вечно пребудете в свете католичества, где нет фарисеев и книжников, где все святы и никто никого не осуждает. И где всё правильно, всё по Евангелию. Где священники живут в святом целибате, где Папа имеет достоинство св. Петра и не может ошибаться, где Дух Святой, лишённый ипостасного бытия, исходит то от Отца, то от Сына, где родители пресв. Богородицы не имеют никакого отношения к Её рождению, где можно, плотно покушав, идти к Св. Причастию (но нет, один час нужно подождать!), где молитва и медитация - одно и то же, где Страшный Суд Божий так похож на суд человеческий, где осуждение греха и грешника - одно и то же. Оговорюсь, что я вовсе не причисляю себя к ярым противником католического исповедания и совсем не отношусь к католикам, как Вы к нам. Да и то сказать, плохие христиане мы православные, грешные и фарисеи. Что есть,то есть. А Вы бы не на нас смотрели, а на Афонских святых и мучеников за веру, в том числе в новейшей истории России. Глядишь - и язык бы Ваш не повернулся клеймить Православие позором. А глаза бы повернулись в свою сторону. По Евангелию: Дай я выну сучёк из глаза брата моего, и вот, у меня в глазу бревно. С уважением наталья 21 марта 2013, 15:35 о.Тихон,что это значит формальное обнуление грехов? Это вы говорите человек верующий? Если Господь привел человека в свою церковь, значит Он сам этого захотел!И уж простите, формально или нет человек исповедуется и что в последствии достигает в духовной жизни нам это неведомо.Даже если нам кажется, что человек внешне не меняется,это не говорит о том, что он не стал внутренне другим,один Господь это знает,ему одному ведомо человеческое сердце!и Господь Сам отпускает грехи, а батюшка лишь свидетель.Вы считаете что Господь попускает к себе формальность???????? а если и попускает,значит Господь уверен, что это не без пользы для самого человека,и не нам об этом судить! Слава Господу!

http://pravoslavie.ru/58969.html

11 июля 1914 г. В 11 часов 20 м[инут] дня пароход остановился недалеко от берега, где спустили лодку. Великая княгиня и принцесса Баттенбергская и еще две молодых принцесс и генерал Корнилов с генералом сели в лодку и отправились на берег, нарвали цветов и вернулись на пароход. В 2 часа дня пароход пристал к пристани села Элохово Пермской губ[ернии]. Вышла из парохода и отправилась в село Элохово в церковь Алексия, Божьего человека, где отстояла обедню и вернулась на пароход. В 3 ч[аса] 15 м[инут] дня отбыли. При посещении села Элохова лично подачи прошений не было, но было подано через администрацию несколько. В 8 ч[асов] 30 м[инут] пароход пристал к пристани уездного города Осса Пермской губ[ернии], где был принят великой княгиней Пермский вице-губернатор Пробыл на пароходе один час, по выходе вице-губернатора отбыли. 12 июля 1914 г. В 4 часа 15 м[инут] дня прибыли в город Пермь. По выходе из парохода отправились в собор, где отстояла вечерню и вернулась на пароход, где осталась ночевать. 13 июля 1914 г. В 6 часов утра вышла с парохода, отправилась в женский монастырь, где простояла раннюю и позднюю обедню, вернулась на пароход. В 11 часов дня вышла с парохода и отправилась на вокзал, откуда в 11 ч[асов] 30 м[инут] дня выехала до ст[анции] Ергач Пермской ж[елезной] д[ороги]. В один час дня прибыла на ст[анцию] Ергач, где ее встретило духовенство. Села в коляску, следуя в Белогорский расстояния от станции в 40-ка верстах. По пути посетила село Троельга, церковь Вознесения, село Ершинь, церковь святой Прасковьи мученицы, село Пыш, церковь Петра и Павла. В 5 ч[асов] 30 м[инут] дня прибыла в Белогорский монастырь, где ее встретило духовенство. Пошли в мужской монастырь, где отслужили молебен, и отправились в покои настоятеля монастыря. В 7 часов вечера пошла в монастырь к вечерне, где отстояла и вернулась в монастырские покои. 14 июля 1914 г. В 7 часов утра вышла из покоев и пошла к ранней обедне. Отстояла обедню. По выходе из монастыря черемисы Красноуфимского уезда преподнесли хлеб и соль. Отправилась в монастырские покои. В 12 часов дня вышла из покоев и пошла во вновь стоящийся собор, где осматривала, и вернулась в монастырские покои. В 7 часов вечера пошла к вечерне, отстояла вечерню и вернулась в покои.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010